Ольгин крест

11 / 24 июля

Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на руси успешно насаждались семена веры Христовой. По словам летописца, святая равноапостольная Ольга «по всей Рустей земли первая разорительница кумирьским требищам и правоверию основание».

Равноапостольная Ольга родилась в Псовской земле, ее родословная восходит к Гостомыслу. Иоакимовская летопись сообщает, что святая Ольга принадлежала к роду древне-русской княжеской династии Изборских. Она родилась в языческой семье в селении Вытубы неподолеку от Пскова, стоящем на реке Великой. Ей были писущи уже в юности глубокий ум и исключительная в языческой среде нравственная чистота. Богомудрой, мудрейшей в роде называют святую княгиню древние авторы, и именно чистота была той доброй почвой, на которой принесли такой богатый плод семена христианской веры.

Святая Ольга отличалась и внешней, телесной красотой. Когда ее увидел во время охоты в северных лесах будущий Киевский князь Игорь, он воспылал к ней нечистой похотью и стал склонять ее к плотскому греху. Однако мудрая и целомудренная девица стала вразумлять князя не быть рабом своих страстей. «Вспомни и подумай,— сказала она,— что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел». Она так мудро беседовала с Игорем, что князь устыдился.

Когда Игорь утвердился в Киеве, он решил выбрать себе жену среди самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. Тогда он вспомнил об Ольге и послал за ней своего опекуна и родственника князя Олега. В 903 году святая Ольга стала женой князя Игоря. С 912 года, после смерти князя Олега, Игорь стал править в Киеве единовластно. Он успешно осуществил несколько военных походов. В правление Игоря, лояльно относившегося к христианской религии, вера Христова распространилась в Киеве настолько, что христиане составляли значительную часть общества. Именно поэтому мирный договор с греками, заключенный незадолго до смерти князя Игоря, утверждался двумя религиозными общинами Киева: христианами и язычниками. В 945 году князь Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя и желая укрепить свое положение, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Но Ольга, тогда еще язычница, отвергла предложение древлян. Хитростью заманив в Киев старейшин и всех знатных мужей древлян, она мучительной смертью отомстила им за смерть мужа. Ольга еще неоднократно мстила древлянам, пока они не покорились Киеву, а их столица Коростень не была до тла сожжена. Как язычница, она не могла взойти тогда до заповеди о прощении и любви ко врагам.

После смерти князя Игоря она успешно управляла государством и укрепила власть Киевского великого князя. Великая княгиня объезжала Русскую землю с целью упорядочения гражданской и хозяйственной жизни народа. При ней Русская земля была разделена на области, или волости, во многих местах она поставила погосты, ставшие административными и судебными центрами. Богомудрая Ольга вошла в историю и как великая созидательница культуры Киевской Руси. Она решительно отказалась от вторичного брака, сохраняя великокняжеский престол для подраставшего сына Святослава. Много трудов приложила святая княгиня Ольга для укрепления обороны страны. Ко времени правления Ольги историки относят установление первых государственных границ России— на западе, с Польшей.

История не сохранила имен первых христианских наставников святой Ольги, вероятно потому, что обращение блаженной княгини ко Христу связывали с Божественным вразумлением. Один из древних текстов говорит об этом так: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианьскаго и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христиань-скую от всея души возлюби. О неизре-ченнаго Промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию Премудрость». Ко Христу святая Ольга шла через поиски Истины, ища удовлетворения для своего пытливого ума; древний автор называет ее «богоизбранной рачительницей премудрости». Преподобный Нестор-летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг— Христа».

В 955 году княгиня отправилась в Константинополь, где была с почетом принята императором Константином VII Багрянородным (913—959) и Патриархом Феофилактом (933 — 956). По свидетельству летописи, вскоре она приняла святое Крещение с именем Елена— в честь святой равноапостольной царицы Елены (1327; память 21 мая). Восприемником ее стал сам император Константин. Патриарх Феофилакт наставил русскую княгиню в истинах Православной веры и дал ей заповеди о сохранении церковного Устава, о молитве, посте, милостыне, соблюдении чистоты. «Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая «,— пишет преподобный Нестор. Святая Ольга вернулась в Киев, взяв с собой святой крест, иконы, Богослужебные книги. Здесь началось ее апостольское служение. Она привела ко Христу и святому Крещению многих киевлян, предпринимала попытки повлиять на сына, убежденного язычника, малодушно боявшегося осуждения дружины. Но князь Святослав остался глух к призывам матери. Не принуждая сына, святая Ольга молилась со смирением: «Воля Божья да будет. Аще Бог хощет помиловати рода моего и земле русския, да возложит им на сердце обратитися к Богу, яко же и мне Бог дарова». Святая Ольга построила в Киеве, на могиле князя Аскольда, храм во имя Святителя Николая, заложила деревянный храм во имя Святой Софии Премудрости Божией.

Затем с проповедью святой веры святая княгиня отправилась на север. По пути она сокрушала идолов и на местах языческих капищ устанавливала каменные кресты, от которых для вразумления язычников происходили многочисленные чудотворения. При впадении в реку Великую реки Псковы святая Ольга увидела «луч Трисиятельного Божества » — знамение попечения Божия о Руси. Блаженная княгиня поставила на том месте крест и основала храм во Имя Святой Живоначальной Троицы. Она пророчески возвестила о том, что здесь будет воздвигнут «град велик». Исторически достоверно, что святая равноапостольная Ольга явилась основательницей Пскова. По возвращении в Киев она отправила много золота и серебра на постройку псковского храма.

В конце жизни блаженная Ольга претерпела много скорбей. Святослав, не принявший святое Крещение, покинул престарелую мать и переселился в город Переяславец на Дунае. Кроме того, он мешал ее мероприятиям по утверждению Христианства на Руси. В 968 году Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, в числе которых был князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая княгиня, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди. 11 июля 969 года святая Ольга преставилась ко Господу, завещав не устраивать по себе тризны, а совершить погребение по-христиански.

Через 19 лет внук святой княгини Ольги святой равноапостольный великий князь Владимир принял Крещение. Он построил в Киеве каменный храм в честь Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь), куда были перенесены нетленные мощи святой равноапостольной Ольги. Над ее гробницей было устроено оконце, которое открывалось само, если к мощам подходили с верою. По вере христиане сподоблялись видеть светозарные мощи святой княгини и получать от них исцеления. Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, обращаясь к ней словами преподобного Нестора: «радуйся, русское познание Бога, начало нашего с Ним примирения».

Тропарь, глас 1

Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору княжеской власти на местах. Будучи прежде всего, по самому смыслу слова, центрами торговли и обмена («гость» – купец), собирая и организуя вокруг себя население, погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа.

Позже по погостам стали воздвигать и первые храмы. После крещения Руси постепенно погост и храм (приход, как группа близлежащих селений) стали неразрывными понятиями. (Лишь впоследствии от существовавших возле храмов кладбищ появилось употребление слова «погост» в смысле «кладбище».)

Ниже цитируются «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» (Вып. X, Спб, 1885 г.):

«Погост «Ольгин крест» или «Наровская церковь» находится в 184 верстах от Петербурга и в 40 от Гдова (на карте). О названии «Ольгин крест» рассказывают, что Ольга ездила сюда из Пскова, чрез Чудское озеро, раскидывала здесь шатры и занималась звериной охотой. И до ныне место, в 300 саж. к северу от церкви, называется зверинцем. Предание говорит, что Ольга, будучи уже христианкой, водрузила здесь святой крест, в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах.

Здешний храм каменный, из плиты, холодный, построен, по преданию, иждивением какого-то псковского купца. На одном старинном колоколе написано, что его вылил 1712 г. января 14 дня «псковитянин посадский человек Фома Котельник». Значит колокола пожертвованы сюда жителями Пскова около времени построения церкви. В 1821 г. на кошельковую сумму и на частные пожертвования, устроены из плиты притвор и колокольня. Кровля покрыта железом и окрашена медянкой, кресты окрашены желтой краской.
Храм посвящен Николаю Чудотворцу. Антиминс освящен еп. Венедиктом 1840 г. сентября 29 дня и подписан митр. Серафимом.
О благолепии храма Божия ныне заботятся прихожане. Так в 1877 г. на ремонт они дали 500 р.; в 1881 и 1882 г. разной церковной утвари приобрели почти на 500 р. Ныне собрали до 4000 р. на пристройку придела в честь св. Ольги.

При церкви хранится план церковной земли с след. надписью (см. рисунок слева): «Геометрический специальный план Гдовского уезда, Наровской губы, по решению Псковской межевой конторы спора (?) писцовой церковной земли погоста Ольгина креста, церкви во имя Николая Чудотворца владения того погоста священноцерковнослужителями межевания специального в 1786 г., октября 11 дня, в должности землемера помощником Рябовым, а внутри того владения, обмежеванного одною окруженною от всех межею, по нынешней мере и по исчислению земли состоит». Далее показано: под пашнею 18 дес. 1200 саж.; сенокосу 2 дес. 200 саж, лесу 37 дес. 2396 саж.; под усадьбою 1200 саж. под церковью и кладбищем 400 саж.; под проселочными дорогами 1 дес. 1500 саж.; под бичевником 1 дес. 1800 саж.; под полуручьем 34 саж; всего 62 дес. 1530 саж. Из них удобного места 59 дес. 196 саж.* (полный текст внизу)
На втором плане на церковный покос, находящийся у деревни Переволоки, в 7 верстах от церкви, на острове «Застружье» написано (на полуострове у Большого Переволока, место называется «Поповка»): «Геометрический специальный план Спб. губернии, Гдовского у. Наровской Губы, вырезанная часть из острова Переволоцка, (а по крестьянскому званию Застружье) с принадлежащими к ней всеми угодьями, которые состоят во владении священно и церковнослужителей погоста Ольгина креста. Межевание учинено прошлого 1786 г. помощником землемера Рябовым, и 1838 г. сент. 19 дня, по указу Правительствующего Сената Межевого Департамента, межевые признаки возобновлял землемер коллежский секретарь Навроцкий; сего же 1841 года июня 24 дня вследствие того же указа Сената, утверждение полюбовного раздела и сочинение плана учинено землемером кол. регистратором Алексеем Агаповым». По этому межеванию указано: Лугу чистого 1 дес. 1550 кв. саж.; под рекою 1270 кв. саж.; всего удобной и неудобной земли 2 дес. 400 кв. саж.; удобной 1 дес. 1550 кв. саж.

Метрические записи имеются с 1802 г., кроме 1805 и 1809 г.

Причт состоит: из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Афанасий Яковлев, Симеон Алексеев (умер 1819 г.); Григорий Петров, в 1833 году перемещенный в Бегуницы, Иоанн Хованский (умер 1835), Феодор Иванов Скроботов, перемещенный, в 1842 г. в Пенино, Петр Феодоров Быстряков (умер 1848), Николай Иванов Копьев, переведенный в 1850 г., в Ополье, Александр Дмитриев Передольский, переведенный в Лугу; после него поступил, служащий ныне, Иосиф Александров Черняев.

До штатов, причт содержался доходами за требы и сбором осеньщины, состоявшей из

четверика ржи и четверика ячменя, с каждого женатого до 60-ти лет. Того и другого хлеба собиралось до 40 пуд. на весь причт; от продажи угрей на Нарове собиралось ежегодно до 150 р. асс., кроме пропорции для личного употребления. С 1840 г. ловля прекратилась вследствие очистки Наровы для судоходства. Доход приносила также ловля прихожанами рыбы на Чудском озере. Причт получал рыбы столько, что ее доставало на год. С 1843 г. причт причислен к 3-му классу и священник получал 200 р. с. в год, диакон — 100 р. дьячек — 70 р. пономарь — 60 р. и просвирня — 30 р. Ныне священник получает 220 р. а псаломщик — 70 р. За требы получается ныне около 600 р., в год на весь причт. Руги получается по гарнцу ржи с ревизской души мужск. пола.
Церковной земли 64 дес. 1930 саж.; из них удобной, огородной и пахотной 19 дес.; сенокосу — 3 дес. 1750 саж., дровяного лесу 37 дес. 2396 саж. Неудобной 4 дес. 134 саж. Вся земля у церкви; только земля на острове Застружье, отстоит в 7-ми верстах. От дровяного леса дохода мало: лес давно вырублен и на его месте находится кустарник и мох.
Церкви принадлежат два деревянных дома. Один куплен в 1875 г. на церковную сумму, за 1200 руб. для священника, другой построен в 1883 г. за 500 р. прихожанами, для сторожа и приходского училища. Псаломщик живет в собственном доме.
Церковной суммы 1800 р.
Приход граничит с севера городом Нарвою, с юга — церквами: Скамейскою и Сыренскою (Эстл. губ.), с востока — Польским приходом, с запада — Эстляндиею, отделяясь от нее рекою Наровою.
Приход составляют след. деревни: Скарятина Гора, Мокредь, Верхнее село, Князь село, Заборовье, Дюк-Переволок, Радовель, Загривье, Кондуши и Омут. Всех прихожан м. п. 1187, ж. п. 1284.
Кроме Наровы в приходе находятся речки: Черемуха, Таргобост, Жердянка, Городенка, Боровье, Черная и Котучка.
Большая часть деревень находится во владении вел. князя Константина Николаевича.
Грамотных не много. Школа одна, земская, при церкви. Есть небольшие школы по деревням. Ученики земской школы участвуют в церк. пении.
Прихожане посещают свою церковь довольно усердно, но многие, вместо своей церкви, ходят в соседние. По праздникам в церкви бывает, зимою, до 200 человек, а летом не более 50. Местные праздники: св. Николаю — Скарятиной Горе, Верхнем селе, Омуте, в Большом и Малом Загривьях, Мокреди и Заборовьи; Петру и Павлу — в Переволоке; св. Ильи — Омуте, Большом и Малом Загривьях и Скарятиной Горе; Анастасии — в Радовеле; Богоявлению — в Кондушах.(**)
Крестные ходы совершаются: 24 июня — в Кондуши, по случаю падежа скота, 20 июля — в Омут, 21 июля — в Скарятину Гору и в оба Загривья — в память пожаров от грозы, 14 сентября — в Верхнее Село, по случаю прекращения холеры в 1852 году.
О свадьбах рассказывают, что прежде они совершались тайно. Жених, условившись с невестой, объявлял о вступлении в брак своим родителям и, получив их согласие, ехал к священнику условиться, на счет дня свадьбы; потом, в назначенный день, с товарищами, подъезжал к деревне, где жила невеста, тайно брал ее с назначенного места, с возможною скоростью ехал в церковь и там венчался. Между тем родители невесты узнавали о свадьбе стороной, от лиц, которым поручал это жених. Венчание совершалось с поспешностью и двери церковные запирались извнутри. Родители приезжали, просили остановить венчание, но покорялись, когда им говорили что уже поздно. По выходе молодых из храма, невесту встречали с бранью. Все кончалось мировою в доме священника. Все это уже давно вышло из употребления. Ныне — при свадьбах есть следующие особенности; отправляясь венчаться жених опоясывает себя, под рубашкой, рыболовной сеткой, во избежание вреда от колдунов; образ, которым благословляют жениха к венцу, дружка или клетник перевязывает крестообразно поясом и вешает себе на грудь; в брачном поезде дружка бывает у жениха кучером.

В приходе имеются кладбища: одно старое при церкви, другое — в полуверсте от церкви, открытое в 1852 году.
Часовни имеются следующие: 1) при церкви деревянная часовня во имя св. Ольги с каменным памятником, в виде седалища. Тут, будто бы, отдыхала Равноапостольная княгиня; 2) во имя Пророка Илии в деревнях: Омуте, Малом и Большом Загривье; 3) во имя Николая Чудотворца — в Скарятиной Горе и в Верхнем Селе; 4) во имя Иоанна Предтечи — в Кондушах.(***)
Близ реки Наровы, у Верхнего Села и Скарятиной Горы, есть четыре военных кладбища и на них — курганы. В 1866 году близ Верхнего Села, крестьянин Косма Аммосов нашел горшок с серебряными монетами.
Попечительство существует с 1872 года и с 1883 года все заботы его направлены к сбору денег на постройку придела. В одно собрание 11 июля попечители записали на этот предмет 800 руб; кроме того прихожане вотчины Великого Князя Константина Николаевича, продав одну лесную дачу за 4000 руб., пожертвовали их на построение храма». Сведения из «Памятной книги по С.-Петербургской Епархии, под ред. Н.М. Кутепова, 1899 года»:
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, что в погосте Ольгин Крест.Церковь каменная, однопрестольная. Когда и кем построена неизвестно. В 1887 г. усердием прихожан, пристроен к сей церкви каменный придел во имя Св. Блаженныя Великия Княгини Ольги.
Земли при церкви имеется 64 дес. 1930 кв. саж. Здания церковные — деревянный со службами дом для священника и такая же сторожка. Церковной суммы наличными и в % бумагах 770 руб.
В приходе имеется 8 часовень, расположенных в разных деревнях.
В приходе имеются следующия деревни: Степановщина, Омут, Скарятина Гора, Мокреди, Большое Загривье, Малое Загривье, Большой и Малый Кундуш, Радовело, Заборовье, Дюк Переволока, Переволока, Князь-село, Верхнее село в расстоянии от церкви от 1 до 6 верст, 416 дворов, 1241 д. м. п. и 1277 д. ж. п.
Причт состоит из священника и псаломщика.
Священник получает жалованья от казны 220 руб., псаломщик 70 руб. Капитал причта 300 руб. Священник и псаломщик помещаются в церковном доме.
В приходе сей церкви имеется церковно-приходская школа и четыре школы грамоты.
Священник Яновский, Виктор Иаковлевич, из Спб. епархии. Оконч. курс в Сиб. дух. сем. 1892 г., определен псаломщиком к Александро-Невской церкви, что при Сиб. одиночной тюрьме 1893 г., рукоположен во священника к сей ц. 1896 г.
Диакон (на вакансии псаломщика) Малиновский, Михаил Феодорович. Выбыл из 3 класса Сиб. дух. сим. 1890 г. и в том же году определен псаломщиком к Павловской Воскресенской церкви, Гдовскаго уезда, перемещен к сей церкви 1893 г., рукоположен во диакона 1896 г.
Церковный староста Шлыпкин, Феодор Александрович, крестьянин, в должности с 1897 г.
Просфирня Зинкевич, Параскева Яковлева, дочь умершаго диакона, в должности с 1892 г.

* Геометрический Спецыальной план Гдовскаго Уезда Наровской Губы поришению псковской Межевой Конторы Спора писцовой церковной Земли Погоста Олгина Креста Церкви воимя Николая Чудотворца владения того Погоста Священно и церковно Служителями Межевания Сочиненнаго в 1786 году Октября 11 дня в должности Землемера Помощником Рябовым Авнутри того владения Обмежеваннаго одною Оку..но.. от всех Межей понынешней мере ипоисчеслению земли Состоит Пашни асимнадцать Десятин тысячу Двести сажен Сеннаго покосу Две Тысячи Десятины Двести сажень лесу Дровяннаго тридцать семь Десятин Две тысячи триста Девяносто шесть сажен под селением Огородами гуменникаму и коноплянниками тысяча Двести сажен под церковным кладбищем четыреста сажен под проселочными Дорогами одна Десятина тысяча пятьсот сажен потбечевником одна десятина тысяча восемьсот сажень под полуручьем ..мнадцать четверти сажени а всего Окружной меже шестьдесят Две десятины тысяча пятьсот тридцать сажен азаисключением неудобных мест осталось одна удобная пять десят Девять Десятин сто Девяносто шесть сажен азаисчеслением однаго бечевника осталось удобной и неудобной шестьдесят Десятин Две тысячи сто тридцать сажен

Описание Смежных Земель

А В Река Нарова и владения? разно прилегающих пооной Дач и владельцов

В С Земля Деревни приречья апо крестьянскому званию степановщина Владения колежскаго Асесора матвея Герасимова сына Забилина

С D Земля пустоши мокреди Владения Генерала маиора петра петровича коновницына

D E Земля отхожей пашни принадлежащей к деревни приречья стипановщина тож Владения колежскаго Асесора Матвея Герасимовича сына забелина
вновь отрезанной в Казенное Ведомство земля из Дачи Деревни марковой с пустошью Владения Генерал маиора Григория Филипова сына Оболяникова

E F Земля Деревни Марковой с пустошью Владения пример маиора Григория филиппова сына Оболяникова

** К XX-му веку в деревнях сохранились следующие праздники — в Кароли Дмитриев день 8 ноября (по новому стилю), Загривье — день Николы 19 декабря (6 декабря), в Переволоке — действительно сначала праздник был в Петров день, но потом на сходке решили перенести гуляния на осень, когда нет напряга с работой, стали отмечать Михайлов день 21 ноября, в Сыренце — день Ильи пророка 2 августа.

*** В 1808 году, согласно описи, в приходе были деревянные часовни: в деревне Втроя в честь Воздвижения Креста Господня, в деревне Скорятиной Горе во имя пророка Илии, в деревне Радовели в честь преподобномученицы Анастасии, в деревне Кондуше во имя Иоанна Крестителя, в деревне Загривье (помещика Ханыкова) во имя пророка Илии, в Кривушах во имя пророка Ильи, в деревне Омут во имя пророка Илии, в Верхнем Селе в честь святителя Николая, в деревне Черна в честь Николая Чудотворца, в Мокреди в честь Предтечи Иоанна.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга, в крещении — Елена. Родилась ок. 920 года — умерла 11 июля 969 года. Княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси. Святая равноапостольная Русской православной церкви.

Княгиня Ольга родилась ок. 920 года.

Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака было 10 лет. На основании этого много учёных (М. Карамзин, Л. Морозова, Л. Войтович) высчитали дату её рождения — 893 год.

Проложное житие княгини утверждает о её возрасте на момент смерти — 75 лет. Таким образом Ольга родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938—943), так как Ольге на момент рождения сына должно было бы быть 45-50 лет, что кажется невероятным.

Смотря на тот факт, что Святослав Игоревич был старшим сыном Ольги, Борис Рыбаков, принимая за дату рождения князя 942 год, посчитал крайней поздней точкой рождения Ольги 927-928 год. Подобного мнения (925-928 год) придерживался и Андрей Богданов в своей книге «Княгиня Ольга. Святая воительница».

Алексей Карпов в своей монографии «Княгиня Ольга» делает Ольгу старше, утверждая, что княгиня родилась около 920 года. Следственно, вернее выглядит дата около 925, нежели 890 год, так как и сама Ольга в летописях за 946—955 года представляется молодой и энергичной, а старшего сына рождает около 940 года.

Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода. По мнению ученых, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. Известно и древнечешское имя Olha.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги: «Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Если верить этому источнику, то получается, что княгиня переименовалась из Прекрасы в Ольгу, взяв новое имя в честь князя Олега (Ольга — женский вариант этого имени).

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение «Нового Владимирского Летописца»: «Игорѧ жє ожєни въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу». И переводя летописное название Плесков не как Псков, а как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора «Нового Владимирского Летописца» перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

На местных преданиях основываются утверждения о происхождении Ольги из летописного прикарпатского Плеснеска, громадного городища (VII—VIII вв. — 10—12 га, до Х в. — 160 га, до ХІІІ в. — 300 га) со скандинавскими и западнославянскими материалами.

Брак с Игорем

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о десятилетнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (вторая половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тех местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге не датированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только три года, поэтому фактическим правителем Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности их народ. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

Первая месть:

Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьём вместе с ладьёй.

«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их», — гласит летописец.

Вторая месть:

Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

Третья месть:

Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых древлян.

Четвёртая месть:

В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В Повести временных лет (ПВЛ) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки (дань), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев.

Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Путешествие Ольги в Новгородскую землю ставили под сомнение архимандрит Леонид (Кавелин), А. Шахматов (в частности, указывал на путаницу Древлянской земли с Деревской пятиной), М. Грушевский, Д. Лихачёв. Попытки новгородских летописцев привлекать к Новгородской земле несвойственные события отмечал и В. Татищев. Критически оценивают и свидетельство летописи о санях Ольги, будто бы хранившихся в Плескове (Пскове) после поездки Ольги в Новгородскую землю.

Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей», написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому. Но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «О церемониях». Император именует Ольгу правительницей (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал править самостоятельно. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964. Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом: «Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников».

Таким образом, в 959 Ольга, в крещении — Елена, официально рассматривалась как правительница Руси. Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды Х в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона: «962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на престоле сразу же после убийства древлянами его отца Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Руси, передоверяя матери управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве.

Вернувшийся из похода на Болгарию Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться в Киеве надолго. Когда на следующий год он собирался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его: «Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь».

Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу.

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги

Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение, хотя и дружина, и русский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, великий князь Киевский Святослав Игоревич.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом (Феофилактом): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «О церемониях», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин Багрянородный) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман II Младший, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги, как и о целях её визита. В свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки (в частности, академик Рыбаков Борис Александрович) предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в 950-х годах: «И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой».

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт Магдебургский, возглавивший неудачную миссию в Киев (961) и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Возможно, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение 865), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).

Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс (1007) мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «свѣтѧщєѥсѧ ѩко солнцє» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978) княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Княгиня Ольга (документальный фильм)

Память об Ольге

В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня, а также два памятника княгине.

Со времен Ольги и до 1944 г. на реке Нарве существовал погост и деревня Ольгин Крест.

В Киеве, Пскове и в городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге. Фигура княгини Ольги присутствует на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.

3 января — День памяти княгини Ольги.

В честь княгини Ольги назван залив Ольги Японского моря.

В честь княгини Ольги назван посёлок городского типа Ольга Приморского края.

Ольгинская улица в Киеве.

Улица Княгини Ольги во Львове.

В Витебске в центре города при Свято-Духовом женском монастыре находится Свято-Ольгинская церковь.

В Соборе Святого Петра в Ватикане, справа от алтаря в северном (русском) трансепте, помещено портретное изображение княгини Ольги.

Свято-Ольгинский собор в Киеве.

Ордена:

Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915;
«Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997;
Орден святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ) — награда Русской Православной Церкви.

Образ Ольги в искусстве

В художественной литературе:

Антонов А. И. Княгиня Ольга;
Борис Васильев. «Ольга, королева русов»;
Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса»;
Михаил Казовский. «Дочка императрицы»;
Алексей Карпов. «Княгиня Ольга» (серия ЖЗЛ);
Светлана Кайдаш-Лакшина (роман). «Княгиня Ольга»;
Алексеев С. Т. Аз Бога ведаю!;
Николай Гумилёв. «Ольга» (стихотворение);
Симона Вилар. «Светорада» (трилогия);
Симона Вилар. «Ведьма» (4 книги);
Елизавета Дворецкая «Ольга, лесная княгиня»;
Олег Панус «Щиты на вратах»;
Олег Панус «Властью единые».

В кинематографе:

«Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко, в роли Ольги Людмила Ефименко;
«Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой» (2005; Россия) режиссёр Булат Мансуров, в роли Ольги Элина Быстрицкая.;
«Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко», Россия, 2005. В роли Ольги Элина Быстрицкая.

В мультфильмах:

Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков, Ольгу озвучивает Анна Каменкова.

Балет:

«Ольга», музыка Евгения Станковича, 1981 год. Шёл в Киевском театре оперы и балета с 1981 по 1988 год, а в 2010 году поставлен в Днепропетровском академическом театре оперы и балета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *