Омофор Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы

(MP3 файл. Продолжительность 11:06 мин. Размер 10.7 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род.

Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения. Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья.

Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.

Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.

На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».

Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды – омофор, епитрахиль и орарь – имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства. Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах – это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном – епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение.

Зачастую это прощение грехов от Бога оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов. Мы видим, как священник простирает над главой епитрахиль, но мы не видим тот нетварный свет, которым Бог просвещает наши души.

Тот Покров, который простерла Божия Матерь над главами молящихся в константинопольском храме тысячу лет назад, имеет много общего с тем покровом, который простирает над главою кающегося за каждой исповедью священник или епископ. Покров Божией Матери был символом прощения от Бога: опасность миновала, враг уходит, живите счастливо и долго на земле. Покров священника тоже является символом прощения: Бог не поставит тебе в вину твои грехи, если ты не будешь их повторять, иди свободным и продолжай свой жизненный путь. Чудо Покрова Божией Матери, когда от Ее омофора исходил свет светлее солнца, явственно увидели всего два человека. Так и способность увидеть чудо схождения благодати на главу кающегося человека после каждой исповеди тоже является уделом лишь избранных.

Мы верим, что Пречистая никогда не прекращает молитв за весь христианский род. В песнопениях сегодняшнего праздника мы многократно слышим обращение к Божией Матери: «За весь мир молишися, покрывaющи милостию», «молишися спастися всем», «честным омофором покрывaющи люди от всякия напaсти», «Тебе, Заступницу, и покров державен христианскому роду Христос дарова, покрывати и спасати люди согрешшия, к Тебе притекающия».

Нам хочется верить, что Господь нас прощает, защищает и благословляет по молитвам Божией Матери. Но почему-то очень часто этого покрова Богородицы мы на себе не чувствуем. Мы молимся, а в ответ не видим никаких перемен. Болезни, скорби, неустройства в жизни – все это продолжается изо дня в день. Неужели Бог нас оставил, и теперь наши молитвы напрасны?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобрать фрагмент одной из молитв сегодняшнего богослужения. В этой молитве звучит не только просьба к Богу о помощи, но и слова, обращенные к нам лично: «верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия» (1-я стихира на литии). Слова «истинную Матерь Божию исповедующие» говорят о том, что мы должны искать истину, правильных представлений о Боге и Деве Марии. Мы тогда начнем торжествовать с ангелами, когда очистим ум и приобретем знания о духовных предметах (см. стихиру на «Славу и ныне» на литии), когда будем хранить сердце в чистоте и соблюдать верность Богу. Затем автор молитвы обращает внимание на душевное расположение молящегося человека: «Сыну Твоему вопиющие». Молитва к Сыну Божию – это не перечисление списка предметов, которых не хватает в доме или на даче для полного счастья. Молитва – это крик души, вопль верующего человека.

Молиться со слезами на глазах, оплакивать свои проступки или хотя бы извиняться друг перед другом, когда мы кого-то обижаем, сейчас как-то не принято. Мы можем нагрубить, оскорбить, посмеяться над неудачами другого человека, пройти мимо чужой боли и при этом ничего не почувствовать. Мы ставим свое «я» мерой всех вещей и даже на исповеди не сокрушаемся в том, что с кем-то хладнокровно сводим счеты. Рассказываем о проблемах с мужем, дочерью и зятем, пытаясь уйти от ответа на прямой вопрос: а как ты сам (или сама) живешь? Какой ответ ты дашь пред Богом за свою душу? Мы не заботимся о том, чтобы приобрести верные знания о Боге, мы не плачем о своих грехах и зачастую не спрашиваем себя: какие мотивы мною движут, когда я что-то говорю и делаю по отношению к другим людям? И как же мы хотим заполучить Божий покров, когда мы сами не стремимся подготовиться для диалога с Богом?..

Матерь Божия никогда не прекращает молитв за весь христианский род. И Ее Покров простирается над каждым из нас

Дорогие братья и сестры, тысячу лет назад такие же, как мы с вами, люди увидели, как омофор Пречистой изливал свет и даровал гражданам освобождение от неприятелей. Начиная с князя Андрея Боголюбского, на протяжении веков русские люди строили храмы в честь Покрова Божией Матери. Они, несомненно, ощущали, что Богородица хранит землю Русскую. Так и нам с вами следует верить, что тот Покров Божией Матери простирается над каждым из нас.

Будем же молиться Пречистой Деве, чтобы Она простирала руки к небу на всех христиан и возносила бы нашу скромную молитву к престолу Господа Славы. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (кондак, глас 3).

Аминь.

Дальнейшая история омофора или головного покрова Пречистой Девы связана со старинным французским городом Шартр, который находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа.

История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась одна из самых драгоценных реликвий христианства – покров Богородицы. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

Покрову Богоматери, пребывавшему в Шартре, приписывали много чудодейственных событий. В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил покров на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.

Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранилась священная реликвия, был практически уничтожен трехдневным пожаром. Но ларец, в котором хранился покров Пречистой Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню. После пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От старого храма уцелела лишь часть, она бережно сохранена. Фасад собора украшен великолепными каменными барельефами. На одном из этих барельефов, над правыми вратами Королевского портала, изображено Положение ризы Богородицы в ковчег. Много раз повторяется изображение ризы Богородицы и на рельефах алтарной части храма.

Компьютерные технологии сегодня проникают в самые разные области человеческой деятельности. Добрались они и до нашей психики. Главный редактор PC Week/RE Эдуард Пройдаков и обозреватель Сергей Бобровский знакомят читателей с директором Института психотехнологий, академиком Российской академии естественных наук Игорем Викторовичем Смирновым — человеком, которого на Западе окрестили «отцом психотронного оружия”.

И. В. Смирнов

PC Week: Игорь Викторович, расскажите, пожалуйста, о направлениях исследований вашего института.

Игорь Смирнов: Мы занимаемся разными вещами, среди которых можно выделить два основных направления — компьютерные психотехнологии и психоэкология. Психотехнологии — это инструменты, а психоэкология — научная часть наших работ. В этом году выйдет расширенное издание книги «Психоэкология”, она выложена на нашем сайте www.psycor.ru.

PC Week: А вы могли бы немного пояснить, что такое компьютерные психотехнологии?

И. C.: Я считаю, что компьютеры именно для психологии и предназначены. У человека есть память — набор семантических элементов, как и в компьютере или книге, только на бумаге она неизменна, а в человеке нелинейна, нестационарна, динамична, многомерна. За свою историю человечество пыталось с этой памятью как-то работать — путем психоанализа, медитативных психотехник… И только с появлением компьютеров что-то стало более-менее удаваться. За рубежом этим занималась группа H. Shevrin в Мичиганском университете, а у нас — изначально в лаборатории психокоррекции 1-го Медицинского института им. И. М. Сеченова, которую я возглавлял. Тогда все чиновники возмущались — какой страшный термин! Потом появились и другие: «психотехнология”, «психоэкология”, придуманные мною в свое время. Сейчас в нескольких местах этими направлениями занимаются бывшие мои сотрудники, а в Интернете идет спор об авторстве терминов.

Психотехнологии — это инструментальные, аппаратные способы залезть человеку в душу, что-то оттуда вынуть, что-то узнать, прочитать и, с другой стороны, что-то туда вложить, причем в обход сознания. Я знаю, компьютерщики нередко склонны к мистике, но здесь все это предельно просто — наши исследования основаны на общеизвестном бихевиоральном принципе «стимул — реакция”.

Первое наше направление в психотехнологиях называется «психозондирование”. Человеку предъявляется множество семантических символов (слов или образов), и регистрируется эквивалентное им количество быстрых реакций, например реакций мозга и ряда других. Фиксация медленных реакций не подходит по техническим причинам. Важно, что это делается в обход сознания как пациента, так и врача, благодаря чему устраняется его искажающее влияние и добываются объективные сведения. Потом выполняется несложный статистический анализ, и в результате мы получаем информацию о сущности данного биообъекта. Вот передо мной распечатка короткой и простой процедуры исследования нашей пациентки. Работающим с ней специалистам было интересно ее отношение к некоторым сферам бытия — к компьютеризации, криминалу, наркотикам, к собственной личности и т. д. Список таких вопросов назначается врачом. В результате мы выясняем, что для пациента подсознательно сверхзначимо такое понятие, как, например, любовь. С точки зрения психоанализа это означает дефицит любви. Так же можно узнать отношение к конкретному преступлению. Задаем утверждение «я тогда-то украл столько-то денег” — и получаем соответствующую реакцию, по которой можно судить о причастности или непричастности человека к преступлению.

Отсюда возникают сразу две практические области применения психозондирования. Первое — это психоаналитическое направление. Если обычный врач, психоаналитик или психолог, как правило, долго, говорит с пациентом, проделывает разные изощренные процедуры, чтобы добыть истину, понять суть болезни, то теперь достаточно провести всего одну получасовую процедуру с помощью компьютера. Объем информации, который мы вынимаем из головы, примерно эквивалентен объему, получаемому врачом за три месяца ежедневной кропотливой работы.

PC Week: Существуют популярные наборы психологических тестов — насколько их идея схожа с вашими подходами?

И. C.: Ничего общего здесь нет. Например, тест MMPI был создан в 1947 г. для опроса сельских жителей штата Миннесота. Американцы официально от него давно отказались, а у нас он до сих пор продается по 100 долларов. Сама идея подобных тестов нелепа — ведь вопросы пропускаются через сознание испытуемого, и выходит ложь. Такого рода опросники при тестировании одного человека гарантированно и всегда дают разный результат. А когда информация получается, минуя сознание, уже не выйдет выглядеть лучше или хуже в глазах врача или самого себя. Что касается наших подходов, то есть несложные способы проверки валидности применяемых методов, убеждающие в их корректности, а вот тесты проверить никак нельзя.

PC Week: Как защититься от психозондирования?

И. C.: Вы не можете от него защититься, потому что стимульная информация, передаваемая человеку с помощью наших технологий, тщательно скрыта от его сознания. Дело в том, что психозондирование индивидуально, и этим оно отличается от таких стандартных походов, как психометрия. Психозондирование эффективно, когда вы решаете конкретную задачу — например, хотите выяснить, как пациент относится к своему лечащему врачу. Есть конкретные вопросы и очень конкретные ответы.

Наша многолетняя практика показывает, что психологи, психиатры, психоаналитики наиболее сильно сопротивляются таким подходам, поскольку мы перечеркиваем их опыт. Хотя лет через 50 все равно все будет иначе. С нашей помощью уже вылечено много больных — на это закрыть глаза нельзя. Но наш инструмент подразумевает штучную работу и очень ответственное отношение к больному. Ведь каждую последующую процедуру психозондирования надо планировать на основании результатов предыдущих — идет тестирование, настройка вопросов на конкретную личность.

Психозондирование выполняется на обычных персоналках. Нужна еще специальная кнопка, которая подключается к COM-порту и, конечно, наше программное обеспечение. Этого достаточно, в частности, для выявления преступника по конкретному преступлению. Надо просто провести опрос подозреваемых и получить ответ, кто виновен. Психоаналитические задачи, конечно, сложнее — их решению с применением самых совершенных технологий надо учиться всю жизнь.

Второе направление в психотехнологиях — это психокоррекция. Сейчас создается ажиотаж вокруг так называемого психотронного оружия: якобы, через СМИ, Интернет нас облучают, что-то внушают… Я думаю, что никто ничего никому не внушает. Было несколько таких попыток, все они общеизвестны и закончились санкциями вплоть до судебных. Хотя технически (не технологически!) сделать это не очень сложно. Можно, например, использовать наши методы инверсии речевого сигнала, который в результате воспринимается как шум, но содержит скрытое внушение. Эти технические методы широко применяются (см. сайт www.loreley.com, где на их основе предлагается средство для подготовки скрытых внушений). В США огромный спрос на подобные услуги. У них это называется подпороговое мультипрограммирование, им пользуются для помощи желающим отказаться от курения и т. п.

У нас же, к сожалению, законов об информационно-психологической безопасности нет и никакого контроля за подобными разработками не ведется (тогда как в США на этот счет есть развитое законодательство. — Прим. ред.).

Третье направление наших работ — психообратная связь. Разработаны конкретные алгоритмы, задуманы проекты, но их реализация зависит от финансирования.Так, система семантического резонанса дает возможность человеку заточить предлагаемое нами программное средство под решение своей задачи (исцеление от определенной болезни). В этом плане роль врача становится уже менее значимой, чем сегодня. Данная система создается пока в рамках научной задачи, хотя мы нацелены на коммерческое распространение психотехнологий. Конечно, имеются определенные ограничения, мы не продаем всем желающим средства, позволяющие внушить что угодно, например, по обычному акустическому каналу типа телефонного.

Мы продаем наши продукты только эксклюзивным пользователям и обычно интересуемся историей предполагаемого заказчика.

PC Week: Расскажите, пожалуйста, про диск «Омофор”.

И. С.: Это одна из любимых моих разработок. Мы до сих пор его делаем. «Омофор” содержит закодированную формулу внушения, записанную моим голосом и ориентированную на конкретного пациента. Однажды я в программе «Человек и закон” предложил приз тому, кто расшифрует эту формулу. Никто сделать этого не смог — физически это невозможно, это не инвертированный звук, а так называемая психомузыка. На диске записано 74 мин разной музыки, в которую вмонтирован мой голос с использованием всех трех наших алгоритмов кодирования. Музыкальное произведение полностью переписывается, причем один аккорд, одна нота в нем (чтобы не повредить композицию) заменяется на форманту моего голоса. Это очень тонкая работа. Фабула внушения сложно иерархизована, нарастает от начала к концу и в значительной степени ориентирована на ментальность русского человека.

Ни при каких условиях человек не может распознать, что именно ему внушается. Бывали редчайшие случаи угадывания, когда пациент приходил и говорил: «Доктор, я видел вас во сне, и вы говорили то-то и то-то”. Вот пример. В начало композиции вмонтированы два слова. Вы можете слушать записи сколько угодно и никогда ничего не распознаете. Но когда я эти слова произнесу, то через промежуток от нескольких секунд до пяти минут в ходе прослушивания вы эти два слова («внутренний голос”) распознаете и далее всегда будете в данном месте слышать мой голос (PC Week/RE: подтверждаем — в первый раз слышно только бульканье, а потом — явственно слова «внутренний голос”).

Данный промежуток очень индивидуален. Мы пытаемся эту особенность учитывать в психозондировании. Процедуру приходится подстраивать под конкретного человека — у разных людей на осознание информации уходит разное время.

«Омофор” был очень удачным решением, пока его не украли. Он широко продавался, даже через телемагазины, хотя мы с этого не имели ни копейки. «Омофор” все еще можно найти на рынках у пиратов. Но неоднократная перезапись сигнала на алюминиевых дисках повреждает акустический спектр, в том числе и речевой, который вмонтирован в музыкальную композицию. Да и вообще непонятно, что там записано и для кого предназначалось.

Сейчас «Омофор” мы не продаем, потому что не очень хорошие коммерсанты и, кроме того, не размениваемся по мелочам. Хотя по результатам пиратских продаж многие к нам обращались, и что интересно, не только никакого вреда он не причинил, но и было немало хвалебных отзывов — люди звонили нам, благодарили. Я не против того, чтобы выпустить этот продукт в продажу, но сил на все не хватает.

PC Week: А существует ли вообще опасность компьютерной зависимости?

И. C.: Сейчас активно говорят о компьютерных наркоманах. Да, такие бывают, но крайне редко. Обычно напуганные общественным мнением родители приводят своих подростков на проверку. Мы, наоборот, поощряем компьютерные увлечения. Я сам увлекаюсь компьютерными технологиями — вот недавно переустанавливал Windows 2000 и получил огромное удовольствие. Серьезной зависимости от компьютеров, сопоставимой с наркотической, не бывает. Это увлечения, которые постепенно проходят.

PC Week: Вы упоминали психоэкологию, расскажите, пожалуйста, об этом направлении.

И. C.: Психоэкология — это наука о состоянии и поведении человека как информационного существа в информационной среде его обитания. Можно дома постоянно выключать телевизор и радио, но даже пока едешь на работу, приходится общаться с очень большим числом людей. Объем получаемой нами информации сегодня явно превосходит разумные пределы. Что касается техногенных воздействий, скрытых закладок, то от них вообще не заблокироваться. Для организации акустического воздействия требуется спектр всего три килогерца. Такой сигнал можно встроить, например, в шум компьютера.

Но обучать решению задач психоэкологии в поточном режиме, к сожалению, весьма трудно и далеко не всегда возможно. Механически этому научить нельзя, в такие занятия душу надо вкладывать. Технологиям психозондирования исполнилось 22 года. Первые решения вообще были аппаратными, а не программными. И все это время я учусь каждый день, но порой чувствую себя слепым котенком. Поэтому пока многие наши инструменты мало кому доступны. Вот решать с их помощью конкретные задачи проще. Мы недавно успешно помогали выявить, кто из 23 сотрудников крупного банка украл деньги, оформив «левый” кредит.

Мы специализируемся на двух аспектах психоэкологии. Первое направление: помощь жертвам сект, которых в России только официально зарегистрировано более 14 тыс. Под влиянием родителей приходит девочка, психически больной человек, но считает себя здоровой и лечиться не хочет. Такие проблемы стандартными медицинскими методами решить невозможно. Второе направление — анализ информационных потоков на наличие скрытых закладок. Есть так называемые диспарантные закладки, которые обычным путем выделить нельзя (в отличие от технологии 25-го кадра, на компьютерах практически не работающей).

Но даже когда есть программа, этого недостаточно, надо долго учиться ею пользоваться. Поэтому мы не очень охотно идем на контакты и не очень охотно раскрываем наши секреты, так как я всегда рассматривал психотехнологии как средство двойного назначения. Можно внушить человеку отказ от наркотиков с заменой на что-то социально приемлемое — спорт, любовь. А можно — на покупку колбасы или голосование за определенного кандидата.

PC Week: В заключение расскажите, пожалуйста, о ваших планах.

И. C.: Планов у нас много. Есть задачи, которые стандартным путем решить нельзя, требуются серьезные математические идеи. С этой целью мы наладили контакты с рядом российских вузов. Нас интересуют системы съема биологической информации и дистанционного управления, основанные на психофизиологических реакциях. Собираемся использовать различные перспективные разработки, например шлемы для пилотов боевых самолетов, которые создавались для управления аппаратурой на основе анализа ритмов мозга. Мы приглашаем к сотрудничеству хороших специалистов-математиков, хотя, к сожалению, какие-то особые финансовые условия предложить не можем.

Психотехнологии — это кульминация всего, чем до сих пор занималось человечество. Это гораздо серьезней, чем атомная бомба и космические полеты. Это — средство доступа к собственной бессмертной душе. Сейчас мы создали только «каменный топор”, хотя и им уже можно делать хирургическую операцию. Мы получили инструментальные способы доступа к подсознанию и коррекции его определенных сфер. А все остальное — уже частные приложения. На компьютерах можно порносайты рассматривать, деньги считать, в игры играть — но наивысшая кульминация применения компьютеров вообще — это психотехнологии!

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Пречистой Богородицы. История в картинках.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Что можно есть на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т.е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?.. Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *