XVI
Дерево, темпера
Омовение ног как событие священной истории произошло (согласно Евангелию от Иоанна, 13, 1-20) на Тайной вечери (Евангелие от Иоанна, 13, 2-4; Послание Коринфянам, 11, 20) в Иерусалиме. На ней было установлено святое таинство причащения вином и хлебом, получившей именование в древнехристианской церкви – Евхаристия.
В Евангелии говорится: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его, перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их…Встал с вечери, снял с себя гиматий, и взяв полотенце, препоясался. Потом влил воду в умывальницу, и начал омывать ноги ученикам, и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру; и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, ты теперь не знаешь, но уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною…Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь…Итак, если Я, господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу…Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете».
Иконография Омовения ног складывается в Византии IX – XII веков, например, мозаика в храме Осиос Лукас в Греции. В древнерусской живописи этот сюжет встречается в иконах XV века.
Перед началом урока начертите на доске следующую схему:
Прочитайте вслух следующие вопросы и предложите студентам обдумать, как бы они на них ответили (объясните, что не нужно отвечать на них вслух):
-
Куда бы вы поместили себя на этой шкале?
-
Хотели бы вы быть счастливее, чем есть сейчас?
-
Можете ли вы вспомнить кого-то, кому вы бы хотели помочь стать счастливее?
Предложите студентам, изучая от Иоанна 13, найти принцип, который поможет им узнать, что они могут делать, чтобы быть счастливее.
Чтобы помочь студентам понять контекст Евангелия от Иоанна 13, напомните им, что Иисус праздновал Пасху со Своими Апостолами. Кратко перескажите от Иоанна 13:1–3, объяснив, что во время этой Тайной вечери со Своими Апостолам до Своего распятия Иисус знал, что Его вскоре убьют и Он вернется к Своему Небесному Отцу.
Предложите одному из студентов прочитать вслух от Иоанна 13:4–5. Попросите класс следить по тексту и найти, что Иисус сделал после того, как Он со Своими Апостолам завершил пасхальную трапезу. Объясните, что фраза «снял с Себя верхнюю одежду» в стихе 4 в буквальном смысле означает, что Иисус снял с себя верхнюю одежду, подобно тому, как в наши дни человек снял бы с себя куртку.
-
Как Спаситель служил Своим ученикам?
Объясните, что «в новозаветные времена люди носили сандалии, ходили в основном по грунтовым дорогам, на которых скапливались продукты жизнедеятельности животных, и имели нерегулярный доступ к воде, чтобы вымыться. Их ноги становились очень грязными, а мытье ног другого человека могло быть довольно противной задачей… Такое правило гостеприимства обычно выполнялось слугами низшего ранга» (New Testament Student Manual , 242). Во время Тайной вечери «Христос тихо встал, препоясался, словно раб или слуга, и опустился на колени, чтобы умыть ноги Апостолам» (Jeffrey R. Holland, «He Loved Them unto the End», Ensign, Nov. 1989, 25).
Покажите изображение Иисус умывает ноги Апостолам (книга «Евангелие в искусстве» , №55; см. также LDS.org).
-
Если бы вы были рядом, когда Иисус умывал ноги Своим Апостолам, как бы вы отреагировали, если бы Он начал умывать ваши ноги?
-
Что этот акт умывания ног Своих Апостолов говорит нам о характере Иисуса?
Предложите одному из студентов прочитать вслух Перевод Джозефа Смита, от Иоанна 13:8 (в Руководстве к Священным Писаниям). Попросите класс следить по тексту и найти, что Петр сказал, когда Спаситель начал умывать его ноги.
-
Что, согласно Переводу Джозефа Смита, от Иоанна 13:8, Петр сказал, когда Спаситель начал умывать его ноги?
Предложите одному из студентов прочитать вслух Перевод Джозефа Смита, от Иоанна 13:9–10 (в Руководстве к Священным Писаниям). Попросите класс следить по тексту и найти, что Петр ответил на сказанное Господом.
-
Что мы узнаем о Петре из его ответа, записанного в стихе 9, на сказанное ему Господом? (Петр уважал Господа и хотел во всем следовать за Ним.)
Объясните, что, умыв ноги Своим Апостолам, Спаситель не только совершил прекрасный акт служения, но и выполнил закон Моисеев и учредил священное таинство (см. Bruce R. McConkie, Doctrinal New Testament Commentary, 3 vols. , 1:708–9). Это таинство было восстановлено в нашем устроении через Пророка Джозефа Смита (см. У. и З. 88:74–75, 137–41).
Предложите одному из студентов прочитать вслух от Иоанна 13:11. Попросите класс следить по тексту и найти, почему Иисус сказал, что Апостолы «чисты, но не все».
-
О ком говорил Спаситель, когда сказал, что Апостолы «чисты, но не все»? (Иуда Искариот, который вскоре предаст Его.)
Предложите нескольким студентам по очереди прочитать вслух от Иоанна 13:12–17. Попросите класс следить по тексту и найти, чему Спаситель учил Своих Апостолов после того, как Он умыл их ноги.
-
Какой пример, согласно стихам 13–16, Спаситель подал Своим Апостолам, предложив им следовать ему? (Хотя Спаситель был «Учителем и Господом» и величайшим из всех, Он служил окружающим.)
-
Исходя из обещания Спасителя Своим Апостолам, записанного в стихе 17, какое благословение мы сможем обрести, если будем следовать примеру Спасителя, служа окружающим? (Студенты должны своими словами сформулировать принцип примерно такого содержания: Если мы будем следовать примеру Спасителя, служа окружающим, мы будем счастливее.)
-
Как вы думаете, почему мы будем счастливее, если будем служить окружающим, как это делал Спаситель?
Попросите студентов вспомнить время, когда они стали счастливее, следуя примеру Спасителя в служении окружающим. Предложите нескольким студентам поделиться с классом своим опытом. Вы также можете поделиться своим опытом.
Чтобы помочь студентам узнать один из способов, как они могут применять этот принцип, предложите одному из них прочитать вслух следующее высказывание старейшины М. Рассела Балларда, члена Кворума Двенадцати Апостолов:
«В своей утренней молитве, каждый новый день просите Небесного Отца помочь вам найти возможность послужить одному из Его драгоценных детей. Затем проживите этот день с сердцем, полным веры и любви, стремясь кому-то помочь. Тогда у вас обострится духовная чувствительность, и вы будете находить такие возможности служения, о которых раньше и не подозревали» («С усердием и желанием», Ensign или Лиахона, ноябрь 2012 г., стр. 31).
-
Как, согласно словам старейшины Балларда, мы можем найти возможности для служения окружающим?
Призовите студентов следовать примеру Спасителя и служить окружающим. Вы можете предложить студентам быть готовыми в ходе нескольких следующих занятий поделиться своим опытом служения.
Содержание
Иисус омывает ноги ученикам
13 Приближался праздник Пасхи. Иисус знал, что настал час Ему покинуть этот мир и вернуться к Отцу. Полюбив Своих, находящихся в этом мире, Он полюбил их до конца.
2 Во время ужина, когда дьявол уже побудил Иуду Искариота, сына Симона, предать Иисуса, 3 Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, 4 встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. 5 Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан. 6 Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему:
– Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!
7 Иисус сказал ему:
– Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь.
8 – Ты никогда не вымоешь моих ног! – возразил Петр.
Иисус ответил:
– Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего.
9 Симон Петр ответил:
– Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову!
10 Иисус ответил:
– Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все.
11 Он знал, кто предаст Его, и поэтому сказал, что не все чисты.
12 Окончив мыть ученикам ноги, Иисус снова оделся и, возвратившись, возлег на Своем месте за столом.
– Вы понимаете, что Я сделал для вас? – спросил Он их. – 13 Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно, потому что Я и есть Учитель и Господь. 14 Поэтому если Я, ваш Господь и Учитель, омыл вам ноги, то вы тоже должны мыть ноги друг другу. 15 Я показал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. 16 Говорю вам истину: слуга не больше своего господина, и посланный не больше пославшего его. 17 Если вы это знаете и так поступаете, то вы блаженны.
18 Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня» – должны исполниться. 19 Говорю вам обо всем заранее, чтобы, когда это произойдет, вы поверили, что Я и есть Тот, за Кого Себя выдаю. 20 Говорю вам истину, кто принимает посланного Мною, тот принимает и Меня, и кто принимает Меня, тот принимает и Пославшего Меня.
Последний пасхальный ужин Иисуса с учениками(A)
21 Сказав это, Иисус произнес в большом волнении:
– Говорю вам истинную правду: один из вас предаст Меня.
22 Ученики стали растерянно переглядываться между собой, недоумевая, кого Он имеет в виду. 23 Один из учеников, которого Иисус любил, возлежал у стола рядом с Ним. 24 Симон Петр показал ему жестом:
– Спроси, кого Он имеет в виду?
25 Откинувшись назад к Иисусу, ученик спросил:
– Господи, кто это?
26 Иисус ответил:
– Тот, кому Я подам этот кусок хлеба, обмакнув его в блюдо.
И, обмакнув кусок, Иисус протянул его Иуде Искариоту, сыну Симона. 27 Как только Иуда взял хлеб, в него вошел сатана.
– Делай быстро то, что собираешься делать, – сказал ему Иисус.
28 Никто за столом не понял, зачем Иисус сказал ему это. 29 Иуда отвечал за ящик с общими деньгами, и некоторые подумали, что Иисус попросил его купить необходимое к празднику или же раздать часть денег бедным. 30 Взяв хлеб, Иуда сразу же вышел. Была ночь.
Иисус дает ученикам заповедь любви
31 Когда Иуда вышел, Иисус сказал:
– Теперь Сын Человеческий прославлен, а в Нем прославлен Бог. 32 Если Бог прославлен в Нем, то Бог прославит в Себе и Его, и немедленно прославит. 33 Дети Мои, недолго Мне еще быть с вами. Вы будете искать Меня, и, как Я говорил иудеям, так говорю и вам: «Туда, куда Я иду, вы не можете прийти».
34 Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга. 35 Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!
Иисус предсказывает отречение Петра(B)
36 Симон Петр спросил Его:
– Господи, куда Ты идешь?
Иисус ответил:
– Туда, куда Я иду, ты сейчас со Мной пойти не сможешь, но позже ты пойдешь.
37 Петр спросил:
– Господи, почему я не могу идти за Тобой сейчас? Да я готов даже жизнь отдать за Тебя.
38 Иисус тогда сказал:
– Ты отдашь за Меня свою жизнь? Говорю тебе истинную правду: не успеет сегодня и петух пропеть, как ты трижды отречешься от Меня.
Источник: Свято-Елисаветинский монастырь
Один батюшка, слушая оправдания о том, почему люди не ходят в церковь, написал следующее:
ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ Я НЕ УМЫВАЮСЬ:
- Потому, что меня не учили умываться в детстве.
- Те, кто умываются — лицемеры — думают, что они чище других.
- Не могу решить, какое мыло лучше.
- Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.
- Я умываюсь только по большим праздникам — на Рождество и Пасху.
- Никто из моих друзей не умывается.
- Начну умываться, когда стану старым и грязным.
- У меня нет времени на умывание.
- Зимой вода слишком холодная, а летом — слишком теплая.
- Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.
- Я моюсь в душе (игра слов, кто поймет).
- Всё мыло одинаково моет. Разные сорта мыла придуманы жуликами в белых халатах.
- Все войны в мире из-за мыла.
- Все сорта мыла имеют свои недостатки. Я моюсь тремя мылами сразу. Ибо только такое соединение мыл правильное.
- Эти ваши ученые-сказочники говорят, что мыло помогает быть чище.
- Старикам нечем заняться, вот они и моются.
- Когда я моюсь, мне становится плохо, поэтому лучше не мыться.
- Я пробовал мыться, но потом опять становишься грязным.
- Я не верю в силу мыла.
- Мыться мылом модно, а я не хочу мыться из-за моды.
- Я буду мыться, когда пойму, как происходит всё, с научной точки зрения.
- Я не пробовал мыться и не собираюсь, вот если что-то в жизни произойдет…
Из рассказа священника.
«Забуксовала машина. Зима. Смотрю — мужички неподалеку стоят. Выхожу, прошу помочь.
Они:
— Нет, батюшка, не поможем. Мы же атеисты.
Спрашиваю:
— А какие атеисты? Ведь атеисты разные бывают. Есть атеисты-буддисты, есть атеисты-мусульмане.
Они в ответ:
— Нет, что вы, батюшка, мы православные атеисты!
В результате помогли, конечно…»
У одного батюшки никогда не было машины. Его пешелюбие доставляло постоянную головную боль его супруге. Батюшка проходил от двух до десяти километров в день и делал это в крайне непрактичной обуви. Считал, что негоже настоятелю бедного храма щеголять в дорогих ботинках. А дешевая обувь быстро приходила в негодность…
В очередной раз не выдержало матушкино сердце: «Отец, пойди в конце концов на рынок и купи себе нормальную кожаную обувь на меховой основе. Околеешь ведь скоро! Знаю, из церковной кружки не возьмешь — так вот тебе из моей пенсии!»
Делать нечего. Понурив голову, батюшка отправился на рынок (рынки, надо сказать, священник не переваривал абсолютно, видимо, в силу своей устремленности к горнему). Навстречу ему попался подвыпивший мужик средних лет, вида интеллигентного, хорошо одетого антиклерикала. Взглянув на сгорбленную фигуру батюшки, он самодовольно улыбнулся и громко, чтобы слышали все продавцы и покупатели в округе, рявкнул:
— Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару!
Повисла неловкая пауза. Все-таки уважение к священникам — всё еще отличительная черта нашего многострадального народа. Батюшка не растерялся и среагировал мгновенно (во весь голос, конечно):
— А навстречу ему Балда. Идет, сам не зная куда!
Тут весь рынок покатился со смеху, люди просто рыдали…
Источник: Свято-Елисаветинский монастырь