Определения поместного собора 1917 1918

Гедвига из Маллеоры — глава реданского Регентского совета

Реданский регентский совет (ориг. Rada Regencyjna) — коллегиальный орган, осуществлявший управление Реданией после убийства короля Визимира II Справедливого до совершеннолетия Радовида V.

После убийства в ночь на 1 июня 1267 года короля Визимира II Справедливого в Редании наступил хаос. Для управления государством был создан регентский совет, поскольку сыну Визимира, Радовиду, было всего 13 лет. Главой его стала королева Гедвига из Маллеоры, впоследствии передавшая полномочия герцогу Нитерту. Также в состав совета вошли ряд представителей аристократии, Филиппа Эльхарт, придворная чародейка убитого короля, и граф Сигизмунд Дийкстра, глава реданской секретной службы.

По всей видимости, решающую роль в совете играли Дийкстра и Эльхарт. Однако в 1268 году Дийкстра бежал из Редании, что было связано с продвижением расследования его службы по делу об убийстве короля. После этого фактическим правителем Редании стала всесильная Филиппа Эльхарт.

К 1271 году регентский совет прекратил существование, а его фактическая глава — Филиппа Эльхарт — впала в немилость и бежала из Редании.

Известные члены

  • Гедвига из Маллеоры
  • Герцог Нитерт
  • Филиппа Эльхарт
  • Сигизмунд Дийкстра

Примечания

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918, выдающийся по своему историческому значению собор Русской православной церкви (РПЦ), памятный прежде всего восстановлением патриаршества.

Подготовка к созыву высшего съезда, который призван был определить новый статус церкви на фоне тех радикальных политических перемен, которым дала старт Февральская революция, развернулась по решению Синода с апреля 1917; при этом был учтен опыт Предсоборного присутствия 1905–1906 и Предсоборного совещания 1912–1914, чья программа осталась нереализованной из-за начала Первой мировой войны. Всероссийский поместный собор открылся 15 (28) августа в Успенском соборе Московского Кремля, в день Успения Пресвятой Богородицы; председателем его был избран Тихон (Белавин), митрополит Московский. Наряду с белым и черным духовенством в число участников вошло и немало мирян, впервые получивших столь значительное представительство в церковных делах (среди последних были бывший обер-прокурор Синода А.Д.Самарин, философы С.Н.Булгаков и Е.Н.Трубецкой, историк А.В.Карташев – министр исповеданий во Временном правительстве).

Торжественное начало – с выносом из Кремля мощей святителей московских и многолюдными крестными ходами на Красной площади – совпало со стремительно нараставшей социальной смутой, вести о которой постоянно звучали в заседаниях. В тот же день, 28 октября (10 ноября), когда было принято решение о восстановлении патриаршества, пришла официальная весть о том, что Временное правительство пало и власть перешла к Военно-революционному комитету; начались бои в Москве. Стремясь остановить кровопролитие, собор направил в штаб красных делегацию во главе с митрополитом Платоном (Рождественским), однако ни человеческих жертв, ни значительных повреждений кремлевских святынь избежать не удалось. После этого были провозглашены первые соборные призывы к общенародному покаянию, осуждающие «беснующееся безбожие», – тем самым отчетливо обозначилась та «контрреволюционная» линия, с которой собор традиционно ассоциировался в советской историографии.

Избрание патриарха, отвечавшее давним чаяниям религиозной общественности, явилось по своему революционным, открывающим совершенно новую главу в истории РПЦ событием. Патриарха решено было избирать не только голосованием, но и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей) архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября в храме Христа Спасителя жребий пал на святителя Тихона; его интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) в кремлевском Успенском соборе в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вскоре собор принял определение О правовом положении Церкви в государстве (где провозглашались: первенствующее публично-правовое положение РПЦ в Российском государстве; независимость церкви от государства – при условии согласования церковного и светского законоуложений; необходимость православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения) и утвердил положения о Св. Синоде и Высшем церковном совете – как высших органах управления под верховным начальственным наблюдением патриарха. После этого первая сессия завершила свою работу.

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих заместителей. Поток вестей о разоренных храмах и расправах над духовенством побудил учредить особые богослужебные поминовения новых исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». Были приняты Приходской устав, призванный сплотить прихожан вокруг храмов, а также определения о епархиальном управлении (предполагающее более активное участие в нем мирян), против новых законов о гражданском браке и его расторжении (последнее ни в коей мере не должно было затрагивать церковного брака) и другие документы.

Третья сессия проходила в июле – сентябре 1918. Среди ее актов особое место занимает Определение о монастырях и монашествующих; оно восстановило древний обычай избрания настоятеля братией обители, подчеркнуло предпочтительность общежительного устава, а также важность того, чтобы в каждом монастыре был старец или старица, опытные в духовном руководстве иноков. Специальное Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения разрешило прихожанкам участвовать отныне в епархиальных собраниях и церковном служении (в должности псаломщиц). Был разработан проект Положения о временном высшем управлении православной Церковью на Украине, ставший существенным шагом к утверждению автокефального украинского православия. Одно из последних определений собора касалось охраны церковных святынь от захвата и поругания.

В условиях усиливающегося нажима со стороны властей (к примеру, помещения, где проходил собор в Кремле, были конфискованы еще до его окончания) намеченную программу не удалось полностью выполнить. Еще труднее оказалось провести соборные решения в жизнь, поскольку в ближайшие два десятилетия жестокие гонения свели на нет всякую возможность нормального, юридически обеспеченного церковного управления. К тому же революционный террор, до предела усилив ответный консерватизм, ликвидировал ближайшие перспективы более энергичного диалога РПЦ с обществом. Однако в любом случае собор показал, что русское православие отнюдь не стало пассивной жертвой злосчастных политических обстоятельств: исполнив главную свою задачу, избрание патриарха, он наметил круг важнейших вопросов на будущее, которые в значительной мере не решены до сих пор (поэтому в пору гласности и перестройки священноначалие РПЦ обратило особое внимание на то, чтобы документы собора были переизданы на предмет их тщательного изучения).

См. также РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ; ТИХОН, СВ.

Поместный собор Православной российской церкви открылся 15 (28) августа 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Первый всероссийский церковный собор после 1690 года, он ознаменовал конец синодального периода и восстановление патриаршества.

Подготовка к собору велась с начала 1900-х годов. 16 января 1906 года император учредил Предсоборное присутствие – орган, который должен был подготовить созыв Поместного собора и проекты основных соборных решений.

Собор проходил в 3 сессии с 15 августа 1917 по 20 сентября 1918 года. В состав собора входили 564 члена, в том числе 227 – от иерархии и духовенства, 299 – от мирян. Основу собора формировали епархиальные делегации, которые состояли из правящего архиерея, двоих клириков и троих мирян. Клирики и миряне избирались на специальном епархиальном собрании, причём выборщики на это собрание избирались на уровне приходов, на приходских собраниях. Епархиальные делегации и составили основную массу соборян.

Среди главных решений собора – восстановление патриаршества, утверждение новой системы церковного управления, нацеленной на предоставление широкой инициативы «снизу» и установление на всех уровнях тесного контакта между верующими и их пастырями. Собор ввел принцип выборности епархиального архиерея, утвердил широкие права епархиального собрания и пожизненное пребывание архипастыря на кафедре с возможностью перемещения только «в исключительных и чрезвычайных случаях». Миссия и проповедь (по решению собора ставшая обязательной на каждой литургии) были возложены в том числе и на представителей низшего клира и подготовленных и преданных Церкви мирян. Развитию и оживлению проповедничества должны были послужить «благовестнические братства», к созданию которых собор призвал мирян.

Утвержденный собором Приходской устав вводил поименное членство в приходе; восстановил древнюю норму участия в литургии – не реже раза в три недели; ограничил право архиерея перемещать или увольнять членов причта; наделил Приходское собрание широкими полномочиями в сфере организации жизни прихода, планирования и контроля финансовой деятельности, заведования приходским имуществом; расширил возможности участия женщин в богослужении, проповедничестве, церковном управлении. Собор разрешил использование русского языка в богослужении по заявлению прихода и его благословению местного архиерея.

Самым слабым местом собора оказался вопрос отношений церкви и государства. Требуя для себя независимости, собор тем не менее не мог смириться с мыслью об отделении церкви от столь давно поддерживавшего её государства. Определение «О правовом положении Православной российской церкви», принятое 2 декабря 1917 года, как будто намеренно игнорировало антицерковные декреты и установки новой власти. Несмотря на Октябрьский переворот 1917 года, собор не призвал к вооруженному сопротивлению большевикам; не наложил интердикт на города, захваченные революционной смутой; не вынес своего однозначного суждения о духовной природе новой власти.

Работа собора была прервана гражданской войной и гонениями на церковь. Впоследствии каждый десятый участник собора был причислен к лику святых. Половина делегатов были расстреляны, умерли в ссылках, прошли лагеря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *