Опросник для родителей

Голубева Е.В., Истратова О.Н.

Диагностика типов детско-родительских отношений

В статье представлен опыт диагностики типов детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского — «Диктат», «Опека», «Невмешательство», «Сотрудничество», — с использованием Теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Приведены разработанные авторами статьи критерии соотнесения типов детско-родительских отношений по А.В. Петровскому с характеристиками шкал Теста ОРО. Установлено соотношение типов детско-родительских отношений, используемых современными родителями младших школьников.

Ключевые слова: типы детско-родительских отношений, методики диагностики детско-родительских отношений.

Детский возраст является предметом внимания исследователей в самых разных областях науки как значимый и ответственный период в жизни человека. Важную роль в развитии ребенка, формировании его личности играет семья, существующая в ней система внутрисемейных и детско-родительских отношений.

Современная семья включена в разнообразные сферы жизнедеятельности общества и испытывает на себе влияние макросоциальных факторов. Глубокие социальные изменения в нашей стране в 90-е годы XX века не могли не затронуть семью как наиболее уязвимую часть социального организма. Эти трансформации привели к росту числа малообеспеченных и деструктивных семей, в которых дети вовлекаются в преступные занятия и становятся жертвами насилия. Проблемными с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, являются и внешне благополучные семьи, в которых субъективное состояние ребенка вследствие неправильного воспитания может характеризоваться длительной эмоциональной травматизацией.

Психологи-консультанты Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, отмечают, что «практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением содержания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности ребенка с взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам» .

Таким образом, актуальная на протяжении всего развития психологической науки и практики проблема детско-родительских отношений остается острой и на современном этапе.

и др.) предприняты попытки разностороннего исследования детско-родительских отношений и выделены черты патогенных типов воспитания, приводящих к эмоциональным нарушениям у детей.

Так, А.Я. Варга под родительским отношением подразумевает целостную систему чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком.

Исследуя структуру родительского отношения, А.Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль).

А.Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения: интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент.

В связи с этим А.Я. Варга предлагает рассматривать типы родительского отношения как сложившиеся паттерны их взаимодействия с детьми, определяемые различными сочетаниями указанных компонентов — когнитивного, эмоционального и поведенческого. Ею выделены следующие четыре типа неэффективных структур родительского отношения, наблюдаемых у родителей, не справляющихся с воспитанием детей: принимающе-авторитарный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией, симбиотический, симбиотически-авторитарный . На основе вышеперечисленных положений автором совместно с В.В. Сталиным был разработан метод диагностики особенностей родительской позиции по отношению к ребенку — опросник родительского отношения (ОРО).

6′ вопрос методики составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения:

‘) «Отвержение». Эта шкала выражает собой общее эмоционально отрицательное (отвержение) или эмоционально положительное (принятие) отношение к ребенку;

2) «Кооперация». Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах;

3) «Симбиоз». Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это своеобразная контактность ребенка и взрослого человека;

4) «Авторитарная гиперсоциализация». Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним;

■С—————

5) «Инфантилизация». Эта шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

По каждой из 5 шкал можно набрать высокие, средние, низкие баллы. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше аспектов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты .

Как описанная выше, так и большинство других классификаций типов родительского отношения, в полной мере отвечая запросам психологической службы, ориентированы, в основном, на патогенные варианты, оставляя без внимания «благоприятные». В опроснике, разработанном А.Я. Варгой, В.В. Столиным, присутствует шкала «Кооперация», выражающая стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, однако она не участвует в выделении типов структур родительского отношения.

С этой точки зрения более полной является типология детско-родительских отношений А.В. Петровского , который выделяет четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа детско-родительских отношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

«Диктат» в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций. Однако воздействие в форме приказа и насилия сталкивается с сопротивлением ребенка. В этом случае дети могут реагировать вспышками грубости, обманом, лицемерием. Если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то «вместе с ним оказываются сломленными многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности» .

«Опека» в семье — это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

«Диктат» и «опека» родителей, различаясь по сути, совпадают по своему результату: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они оказываются отстранены от решения вопросов, касающихся как их лично, так и семьи.

Негативные последствия «опеки» как тактики семейного воспитания заключаются в том, что на первый план выходит вопрос об удовлетворении потребностей ребенка и ограждении его от трудностей, а не об активном формировании его личности. «Опека как воспитательная тактика — откровенный враг трудового воспитания, потому что опекаемого, прежде всего, ограждают от усилий и ответственности» — пишет А.В. Петровский . Дети, воспитанные в условиях сверхопеки, оказываются неприспособленными к взрослой жизни, неспособными к личной и коллективной ответственности. В случае если родители сводят опеку до разумного минимума еще с раннего детства их ребенка, контролируя только

общие аспекты воспитания (здоровье, нравственность и т.п.), и предоставляют ему самостоятельность и ответственность в решении повседневных задач, тем самым они способствуют становлению его зрелой личности.

«Невмешательство» — это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого сосуществования взрослых и детей. «Обособленность миров детей и взрослых нередко буквально декларируется: пусть ребенок растет самостоятельным, независимым, раскованным, свободным» — отмечает А.В. Петровский . При этом родители уклоняются от выполнения воспитательных функций, а ребенок не чувствует себя частью семьи, не разделяет радости и трудности родных и близких . В случае необходимости ребенок оказывается неспособным включиться в общесемейные проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Сотрудничество» как тип взаимоотношений в семье предполагает опосред-ствованностъ межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Семья, в которой преобладающим типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Такой тип взаимоотношений является оптимальным для осуществления целей нравственно оправданного воспитания в противоположность «диктату», «опеке» и «невмешательству».

Для такой семьи характерны справедливость при распределении повседневных обязанностей между родителями и детьми, адекватное возложение ответственности за успехи или неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Наиболее важной характеристикой семьи с сотрудничающим типом взаимоотношений является сплоченность как проявление ценностно-ориентационного единства.

В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Так, психологи-консультанты Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, основываясь на опыте практической работы, для диагностики межличностных отношений, сложившихся в семье, рекомендуют использовать следующие методики .

А. Предлагаемые ребенку:

‘) методика рисунка семьи и ее модификации;

2) адаптированный вариант методики Рене Жиля;

3) различные варианты методики «Незаконченные предложения»;

4) модификация оценочно-самооценочной методики;

5) детский апперцептивный тест КАТ;

6) методика «Модель личностной сферы»;

7) детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене — Антони.

Б. Предлагаемые родителям:

8) опросник стиля родительского поведения (Эйдемиллер);

9) анамнестический опросник;

‘0) родительское сочинение «История жизни моего ребенка»;

») опросник родительских отношений Варги-Столина.

В. Предлагаемые поочередно детям и родителям:

‘2) самооценочная методика в варианте, когда, например, родители выполняют оценку ребенка и оценку за ребенка, а затем идет обсуждение ее отличия от самооценки, полученной от самого ребенка, и наоборот;

‘3) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской.

Г. Предлагаемые диаде «ребенок — родитель»:

‘4) варианты пробы на совместную деятельность, известной под общим названием «Архитектор-строитель», где ребенок и родитель стараются, например, вербально в диалоге описать невидимый партнеру достаточно сложный рисунок так, чтобы партнер смог его верно воспроизвести.

Д. Одинаково пригодные для детей и взрослых:

‘5) цветовой тест отношений Эткинда.

Известны и другие методики диагностики межличностных отношений в семье. Несмотря на существенное число методических средств, имеющихся в распоряжении психологов, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений.

Одна из проблем диагностики детско-родительских отношений, с которой сталкиваются психологи-исследователи, состоит в необходимости дать полную, емкую и, в то же время, краткую характеристику диагностируемым ими профилям детско-родительских отношений. Такая характеристика должна включать не только патогенные (как, например, в классификации негармоничных типов воспитания по Эйдемиллеру, Юстицкому), но и «благоприятные» варианты.

В полной мере таким требованиям соответствует приведенная нами выше типология детско-родительских отношений А.В. Петровского. Однако, здесь возникают трудности методического плана — в известных работах не встречается методики, дающей информацию о преобладании в семье того или иного типа детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского.

Одним из возможных решений этой проблемы может быть разработка критериев соотнесения типов детско-родительских отношений «Диктат», «Опека», «Невмешательство», «Сотрудничество» с характеристиками шкал одной из известных и широко используемых методик диагностики детско-родительских отношений. В качестве такой методики нами был выбран Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина. Не считая возможной «доработку» теоретических положений, на которых основывается опросник, или «корректировку» особенностей интерпретации результатов, которые могут быть получены при его использовании, мы выбрали этот надежный и широко применяемый диагностический инструмент для эмпирического изучения выраженности типов детско-родительских отношений по А.В. Петровскому в современных семьях. Эта типология позволяет выявить оптимальный тип детско-родительских отношений, диагностируя его не просто как

«отсутствие особенностей, вызывающих патологические изменения личности ребенка», а как тип отношений, обладающий характеристиками (вполне определенными), способствующими реализации целей нравственно ориентированного воспитания. Как отмечают Е.О. Смирнова, М.В. Быкова, «несмотря на разнообразие терминов, понятий, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение включает два противоположных момента: безусловный (который содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств)» . Принимая во внимание некоторую общность разных типологий детско-родительских отношений, мы разработали критерии соотнесения результатов заполнения родителями Теста ОРО с используемым ими типом детско-родительских отношений (см. таблицу ‘). Жирным шрифтом выделен тестовый балл, который является определяющим при диагностике того или иного типа детско-родительских отношений.

Таблица ‘

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диагностика типов детско-родительских отношений

Тип детско-родительских отношений Балл по шкалам опросника родительского отношения к детям

I Отвержение II Кооперация III Симбиоз IV Авторитарная гиперсоциализация V Инфанти- лизация

Диктат высокий, средний средний, низкий средний, низкий высокий высокий, средний, низкий

Опека средний, низкий средний, низкий высокий высокий, средний, низкий высокий средний

Невмеша- тельство высокий, средний, низкий средний, низкий низкий низкий средний, низкий

Сотрудни- чество средний, низкий высокий средний, низкий средний, низкий средний, низкий

Как видно из таблицы, определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Диктат» является высокий балл по шкале «Авторитарная гиперсоциализация», говорящий о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Родитель-«диктатор» не может получать высокие баллы по шкалам «Кооперация» и «Симбиоз», и низкие по шкале «Отвержение», так как этот тип детско-родительских взаимоотношений исключает отношения равноправия и подразумевает определенную психологическую дистанцию между взрослым и ребенком. При диагностике типа взаимоотношений «Диктат» баллы по шкале «Инфантилизация» могут быть как высокими (ребенок воспринимается как несмышленое существо), так средними или низкими (личность ребенка и его способности воспринимаются адекватно).

При диагностике типа отношений «Опека» определяющим является высокий балл по шкале «Симбиоз»: взрослый человек старается всегда быть ближе к ребенку, удовлетворять его потребности, оградить от неприятностей и усилий. Родитель, использующий тип «Опека», по шкале «Отвержение» получает низкие или средние баллы, так как его отношение к ребенку является положительным или нейтральным, предполагает ласковую заботу и участие. Неадекватная родительская забота выражается в явном ее несоответствии возрастным особенностям ребенка и исключает проявление ребенком ответственности и инициативы при решении вопросов, касающихся его лично, и, тем более, семьи в целом. Поэтому такой родитель получает высокие и средние баллы по шкале «Инфантилизация» и низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» могут быть как высокими (беспрекословное подавление стремлений ребенка проявить свою независимость), так средними или низкими (воспитание по типу «маленького божка»).

«Невмешательство» характеризуется, прежде всего, отсутствием контроля со стороны родителей даже в таких вопросах, как успехи в учебе, участие в посильной трудовой деятельности, соблюдение норм морали. Поэтому такой родитель получает низкие баллы по шкале «Авторитарная гиперсоциализация». Кроме того, данный тип детско-родительских отношений характеризуется значительной психологической дистанцией между родителем и ребенком, обособленностью миров детей и взрослых. Эта характеристика детско-родительских отношений отражается в том, что родители набирают низкие баллы по шкале «Симбиоз». Жизнь родных, их заботы остаются закрытыми для ребенка, точно также, как и трудности и радости, испытываемые ребенком остаются за пределами внимания родителей. Они могут оказаться неспособными к совместному решению проблем, сотрудничеству даже в критические моменты. Поэтому родитель получает низкие или средние баллы по шкале «Кооперация». Желание родителя, чтобы его ребенок рос самостоятельным, независимым, раскованным отражается в том, что по шкале «Инфантилизация» родитель получает низкие и средние баллы. При диагностике типа взаимоотношений «Невмешательство» баллы по шкале «Отвержение» могут быть как высокими (положительное отношение к ребенку, уважение и признание его индивидуальности), так средними или низкими (отрицательные чувства к ребенку: раздражение, злость, досада).

Определяющим при диагностике типа детско-родительских отношений «Сотрудничество» является высокий балл по шкале «Кооперация» (в этом случае названия типа детско-родительских отношений и шкалы опросника являются синонимами). Родитель, использующий этот тип детско-родительских отношений, не набирает высоких баллов по шкалам «Отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Инфантилизация». Это связано со следующими характеристиками данного типа детско-родительских отношений: эмоционально положительное отношение к ребенку, поощрение его независимости и самостоятельности, сведение контроля над его действиями до разумного минимума, адекватное восприятие его возрастных и личностных особенностей.

Наиболее дискуссионным с теоретической точки зрения является соотнесение типа детско-родительских отношений «Сотрудничество» и шкалы теста ОРО «Кооперация». На наш взгляд, утверждения, относящиеся к шкале «Кооперация»: «Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка», «Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка», — характеризуют опосредованность межличностных отношений в семье задачами совместной деятельности ребенка и родителя. Согласие родителя с утверждениями «Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности», «Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав» и др. выражает его готовность исходить из единой нравственной нормы (к себе как к другому, к другому как к себе) при предъявлении требований к ребенку. Утверждение «Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться» отражает адекватность возложения ответственности за неудачи при осуществлении совместной деятельности членов семьи. Таким образом, вопросы шкалы «Кооперация» отражают основные характеристики типа детско-родительских отношений «Сотрудничество». Одной из существенных особенностей «Сотрудничества» как типа детско-родительских отношений является сплоченность, под которой

A.В. Петровский понимает такую характеристику системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом . Как нам представляется, утверждение «При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка», а также другие утверждения шкалы «Кооперация» характеризуют такие особенности структуры детско-родительских отношений, которые способствуют развитию тенденции личности ребенка воспринимать свою семью как источник ценностных ориентаций.

Отметим, что в ряде случаев не удается однозначно выявить тот или иной тип детско-родительских отношений. Если родитель набирает высокие тестовые баллы по нескольким шкалам, являющимся диагностическими для разных типов детско-родительских отношений, то тип отношений является «смешанным». Если баллы по всем шкалам опросника являются средними, это говорит о «неустойчивом» типе детско-родительских отношений, который может быть связан с несформированностью родительской позиции и воспитательской неуверенностью у молодых родителей.

Нами была предпринята попытка изучить современное соотношение типов детско-родительских отношений в семьях с детьми-младшими школьниками. Для диагностики типа семейных взаимоотношений использовался Тест ОРО А.Я. Варга,

B.В. Столина. Для соотнесения результатов заполнения родителями Теста ОРО с типом детско-родительских отношений, использовались выделенные нами критерии.

В качестве испытуемых выступили родители ’02 детей 7-8 лет, учащихся 2-х классов школы г. Таганрога.

Данные, полученные по тесту ОРО, представим в виде гистограммы. На оси абсцисс отметим наименования шкал опросника, а по оси ординат — процент испытуемых, набравших по ним низкие, средние или высокие баллы.

Рисунок 1. Баллы, полученные родителями по шкалам теста ОРО

В целом, родители чаще набирают средние баллы по таким шкалам, как «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Гиперсоциализация», что свидетельствует о средней выраженности этих аспектов родительского отношения к детям. По шкале «Инфантилизация» родители чаще набирают низкие баллы, что говорит об отношении к детям в соответствии с их возрастом, уважении к мыслям и чувствам ребенка.

Анализ результатов заполнения опросника родителями в соответствии с критериями, указанными в таблице ‘, показал, что тип детско-родительских отношений в 30 случаях является либо смешанным (высокий тестовый балл по нескольким шкалам свидетельствует о наличии одновременно нескольких типов взаимоотношений), либо неустойчивым (баллы по всем шкалам опросника являются средними), либо не совпадающим у отца и матери ребенка, т.е., противоречивым; в 72 случаях удается определить тот или иной тип детско-родительских отношений, из них:

а) диктат диагностируется в ‘6 случаях;

б) опека диагностируется в 23 случаях;

в) невмешательство диагностируется в 4 случаях;

г) сотрудничество диагностируется в 29 случаях.

Данные представим в виде диаграммы.

Рисунок 2. Соотношение типов детско-родительских отношений

Результаты исследования показали, что наиболее часто в семьях наблюдаются сотрудничество и опека как типы детско-родительских отношений.

Таким образом, проведенное нами исследование представляет опыт сведения большого числа аспектов детско-родительских отношений (высокий, средний или низкий уровень отвержения ребенка в семье и т.д. по четырем другим характеристикам) к одному из типов детско-родительских отношений по классификации А.В. Петровского: «Диктат», «Опека», «Невмешательство» и «Сотрудничество».

Психолог-практик, получив информацию о типе детско-родительских отношений в семье ребенка, может прогнозировать его наиболее вероятное дальнейшее личностное развитие, так как влияние того или иного типа детско-родительских отношений на развитие личности и характера ребенка достаточно полно описаны А.В. Петровским (включая и наиболее оптимальный из них — «Сотрудничество»). Психолог-исследователь, соотнеся результаты заполнения родителем Теста ОРО с одним из типов детско-родительских отношений, получает возможность оперировать краткими и емкими характеристиками в исследовательских целях (например, объединять испытуемых в группы по типам детско-родительских отношений).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

‘. Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного-младшего школьного возраста — М.: УМК «Психология», 2003.

3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. -М., ‘986.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: «Просвещение», «Учебная литература», ‘996.

5. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания — М.: Изд-во «АСТ», 2003.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология — М.: «Академия», 2002.

7. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. — 200′. — № ‘.

8. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3.

Стенограмма видео «7 вопросов о детях, которые задает каждый новый родитель: мини-мастер-класс»

«Знаете ли вы, что память у ребенка формируется в возрасте двух-трех недель?
Ребенок в возрасте двух-трех недель помнит ваш запах.
У вас, как и у многих других родителей, есть много вопросов ко мне о том, как растет ваш ребенок, и я на них отвечу.

Здравствуйте, меня зовут профессор Фрэнк Оберклайд, и это мой краткий мастер-класс для родителей.»

Почему грудные дети так много спят?

Грудные дети еще не знают, что ночью нужно спать, а днем — бодрствовать. Поэтому они обычно спят урывками по три-четыре часа, просыпаются, чтобы поесть, и снова засыпают.

По мере развития детского мозга, у детей появляются причины не спать, ведь вокруг так много любопытного! Дети начинают взаимодействовать с окружающим миром, родители с ними разговаривают, читают им. В итоге у детей вполне предсказуемо формируется привычка не спать в течение более длительных интервалов, общаться и взаимодействовать со своими родителями, воспитателями и окружающим миром, а затем снова засыпать.»

Можно ли развивать мозг ребенка, когда он еще находится в утробе матери?

«Раньше считалось, что звуки классической музыки помогают мозгу ребенка развиваться.

Но нет реальных доказательств в пользу того, что дети, слушающие классическую музыку, становятся умнее.

С другой стороны, это и не повредит. Отлично, если родители начинают слушать музыку дома:
наслаждаясь звуками музыки, родители становятся спокойнее, это ощущение передается и ребенку, и он тоже успокаивается.
Существует масса причин, почему музыка полезна для маленьких детей, однако развитие интеллекта не относится к ним.»

Как питание влияет на развитие мозга?

«Младенец удовлетворяет все свои пищевые потребности из материнского молока, вот почему мы подчеркиваем важность грудного вскармливания.
После этого, в некоторых странах существуют опасные периоды для жизни детей по причине отсутствия продовольственной безопасности, когда недостаточно качественной и разнообразноя пищи.

Это может привести к задержкам в развитии ребенка как в когнитивном плане, когда наблюдаются задержки в развитии ребенка, так и в физическом.»

Почему грудные дети нуждаются в прикосновениях?

«Имеется множество научных данных о том, насколько важны прикосновения для новорожденных детенышей — не только человека, но и всех видов животных.
Мы говорим о методе кенгуру, когда новорожденного младенца кладут на мать как можно раньше после рождения что успокаивает не только ребенка, но и мать. Итак, существует множество причин, почему прикосновения чрезвычайно важны.»

Как часто необходимо активно взаимодействовать с ребенком?

«Дети любопытны с рождения и склонны исследовать окружающую их среду. Все вокруг совершенно новое, детей ждет целый мир, и родителям не следует вставать у них на пути.
Все, что им нужно делать, — это обеспечить ребенку полную безопасность.
При этом не следует оберегать ребенка слишком сильно. Существует множество возможностей для усвоения нового – например, пойте ребенку, читайте ребенку, прогуляйтесь с ребенком по улице: смотри, вот дерево, вот собачка, вот машина, вот дом.
Вокруг столько всего нового, не стойте у ребенка на пути, ведь дети крайне любопытны с рождения.»

Как мотивировать ребенка к изучению языка?

«Когда ваш младенец начинает осваивать навыки речи, он произносит очень простые слова —
«собачка», «пока-пока», «та-та-та» и так далее. Родители могут закреплять эти навыки, повторяя слова вместе с ребенком.
Детям младшего возраста нравится повторение, поэтому, когда они слушают одну и ту же песню
или им читают одну и ту же книгу снова и снова, у них формируются навыки речи. Поэтому мы советуем родителям много говорить с детьми и петь им песни.
При этом, не доминируйте разговор, говорите по очереди. Мы называем этот подход «подача и возврат»; ребенок и родители говорят по очереди. Часто очень важно отражать речь и жесты ребенка.»

Какой лучший способ научить вашего ребенка различным языкам?

«Я думаю, что важно придерживаться определенной последовательности, чтобы малыш не смущался. Так что иногда один родитель, один язык работает. Иногда работает одно занятие, один язык. Но в конце дня дети сами разберутся и будут использовать оба языка соответствующим образом.

В самые первые годы жизни дети нуждаются в ответственном уходе. Они нуждаются в благоприятной среде. Им нужны родители, которые чутко относятся к потребностям маленького ребенка. Родители — первые учителя детей.

Когда родители говорят с детьми, поют им песни, читают им книги, они тем самым создают благоприятные условия для стремительного усвоения знаний, когда в мозгу ребенка формируются все эти связи и сети.

В первые годы жизни закладываются основы, которые играют важнейшую роль для успешного овладения знаниями всю последующую жизнь. Если родителям удастся заложить надежную основу, мозг ребенка будет развиваться.»

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Ваше Ф.И.О._______________________________________________________________________________________________________________________________

3.С кем из взрослых ребенок проводит большую часть времени?____________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие формы поощрения применяются дома, какие действуют лучше, а какие хуже?_______________________________________________________________________________________________________________________________

9.Гуляет ли ребенок (один во дворе)?__________________________________

10.Как ребенок вступает в общение со сверстниками?

а) инициативен

б) ждет, когда с ним заговорят

в) уклоняется от общения

11.Охотно ли другие дети общаются с вашим ребенком?________________________________________________________

12.Какие игры предпочитает ваш ребенок – подвижные или настольные, индивидуальные или коллективные?_____________________________________________________

13.Может ли ребенок сам себя занять, находясь дома, или все время ищет общества взрослых?_________________________________________________________

14.Что еще вы хотели бы сообщить о своем ребенке?___________________________________________________________

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ.

Методика «Рисунок семьи»

Методика «Рисунoк семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью, с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога и ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Основные критерии оценки особенностей внутрисемейных отношений разработали Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001.

Техника «Рисунка семьи» в отечественной психологии нашла применение и в клинических исследованиях. А.И.Захаров предложил вариант методики, состоящей из двух заданий.

Первое задание — для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех «комнатах», расположенных на «двух этажах», по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится с ребенком (т.е.эмоционально более близок).

Второе задание — выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Материал для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, ластик.

Для дальнейшей интерпретации предварительно узнать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Инструкция 1 к тесту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.

Применение теста предполагает (допускает) использование дополнительных заданий, выраженных в следующих инструкциях:

Инструкция 2 «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

Инструкция 3 «Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».

Инструкция 4 «Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) существа».

Инструкция 5 «Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи».

При индивидуальном тестировании следует отмечать, в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 с

в) стирание деталей,

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном (явном) ответе. При опросе психолог должен попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком:

чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например:»Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?

Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме 1.

№ выделяемые признаки отметки о наличии признаков

1 общий размер рисунка (его площадь0

2 количество членов семьи

3 соответствующие размеры членов семьи

мать

отец

сестра

брат

дедушка

бабушка и т.д.

4 расстояние между членами семьи

наличие каких-либо предметов между ними

5 наличие животных

6 вид изображения:

схематическое изображение

реалистическое изображение

эстетическое изображение

в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.

метафорическое изображение

в движении, действии

7 степень проявления положительных эмоций (в баллах 1,2,3…)

степень проявления негативных эмоций (в баллах 1,2,3…)

степень аккуратности изображения (1.2,3)

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.

1 Интерпретация теста «Рисунок семьи»

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность — те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п. , тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

При интерпретации результатов авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов, — чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

Список показателей в тесте «Рисунок семьи»

· Отсутствие себя — чувство своей отверженности в семье;

· другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение.

· Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной.

Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

· Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения.

Особо мелкое изображение себя — подавленность или заброшенность; гиперопека;

родителя — представление о его малой значимости в семье;

брата или сестры — конкурентные отношения.

Особо крупное изображение себя — претензия на главенствующую роль в семье;

родителя — представление о его большой значимости в семье;

брата или сестры — представление о его (ее) доминирующей роли в семье, ревность.

Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье.

Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье;

потребность в эмоциональной близости.

Удаленность всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними;

одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными;

себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье.

Расположение детей и взрослых отдельными группами — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями.

Изолированность изображения семьи от остального пространства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения;

всех членов семьи друг от друга: раз» деление линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов;

одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим

членом семьи; его очень высокая изолированность в семье;

* себя — ощущение своей отверженности в семье.

* Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи.

* Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных — конфликтные отношения с этим членом семьи;

* Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи.

* Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека»

* всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение;

* одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи;

* себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности.

* Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении

* всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье;

* одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи;

* себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье.

* Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи.

* зубы — вербальная агрессия данного члена семьи.

* Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.

Приведем основные критерии, по которым можно более подробно оценить особенности внутрисемейных отношений (Лосева В. К., 1995; Дилео Д., 2001).

1. Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает:

А. Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые субъект воспринимает как запретные: «Я должен любить этого человека, а он меня раздражает, и это плохо, поэтому я не буду его рисовать».

Б. Отсутствие эмоционального контакта с данным персонажем — его как бы нет во внутреннем мире субъекта.

2. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка:

А. Трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные

с чувством неполноценности: «Меня здесь не замечают», «Мне трудно найти здесь свое место»;

Б. Безразличие к близким (отсутствие вовлеченности): «Я не стремлюсь найти здесь свое место», «Меня здесь ничто не волнует».

3. Пространство листа — это аналог жизненного пространства. Как и в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек бессознательно стремится занять собой и продуктами своей деятельности столько места, сколько он, по его мнению, заслуживает. Иными словами, если у него низкая самооценка, то он занимает мало места в реальном мире и, рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Напротив, люди уверенные, хорошо приспособленные, рисуют свободно, с размахом, и могут занять весь лист.

4. Положение рисунка на листе. Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, это указывает на сочетание низкой самооценки с низким же уровнем притязаний: «Я в жизни и так уже много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается». Если маленькое по размеру изображение помещено наверху листа, а большая нижняя часть листа пустая, это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний: «Мне в жизни много чего хочется, но у меня мало что получится».

5. Неодушевленные предметы, изображенные на рисунке, являются объектом особой привязанности семьи и нередко замещают ее членов.

6. Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективное значение для ребенка и показывает, какое место в его душе занимают отношения с этим персонажем или предметом в данный момент времени. Размер используется для выражения значимости, страха и уважения.

7. Изображение головы. Самым «умным» членом семьи автор считает того, кому он нарисовал самую большую голову.

8. Изображение рта. Большой по размеру и/или заштрихованный рот — символ агрессии, нападения. Если рот у человека отсутствует или изображен точечкой, то он не имеет права высказывать свое мнение и влиять на других.

9. Изображение рук. Чем более могущественным воспринимается персонаж, тем большие у него руки. Отсутствие рук у детей старше 6 лет — показатель застенчивости, пассивности, ЗПР. Спрятанные руки выражают чувство вины. Преувеличенный размер рук, выделение рук и пальцев — указывает на склонность к агрессии.

10. Изображение постороннего персонажа. Изображение на рисунке персонажа, который к семье официально не принадлежит (например, члена родственной семьи, друга семьи и пр.) говорит о неудовлетворенных потребностях по отношению к этому персонажу. Эти желания субъект реализует в своей фантазии, в воображаемом общении с данным человеком. На эту же тенденцию указывает наличие вымышленного (например, сказочного) персонажа.

11. Расположение себя в пространстве листа напротив другого лица говорит о хороших (близких) отношениях с ним.

12. Согласно принципу вертикальной иерархии, выше всего на рисунке расположен персонах, обладающей по мнению автора наибольшей властью в семье (хотя он может быть самым маленьким по размеру). Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

13. Расстояние между персонажами (линейная дистанция) связан с дистанцией психологической. Кто субъекту ближе всех в психологическом отношении, того он изображает ближе к себе пространственно. То же относится и к другим персонажам: еого данный человек воспринимает как близких между собой, тех он нарисует рядом друг с другом.

14. Персонажи, которые непосредственно соприкасаются друг с другом прибывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, которые не соприкасаются, таким контактом не обладают.

15. Персонаж или предмет, вызывающий у субъекта наибольшую тревогу, изображается или с усиленным нажимом, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но в некоторых случаях он может быть обведен очень тоненькой, дрожашей линией. Автор как бы не решается его изобразить.

16. Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются автором как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, чтобы их спасли. Персонажи с глазами –»точечками», «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, то есть бояться просить о помощи.

17. Изображение ног. Чем больше площадь опоры у ног, тем более твердо стоящим на земле воспринимается персонаж. Отсутствие ступней, маленькие, неустойчивые ноги – признак неуверенности, нестабильности, отсутствия крепкого основания, недостатка базового чувства защищенности.

18. Точка реальности. Если персонажи на рисунке изображены в один ряд, необходимо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног. Тогда опору в реальности имеют только те люди, которые стоят на этой линии. Остальные, «повисшие в воздухе», по мнению субъекта, самостоятельной опоры в жизни не имеют.

Симптомокомплексы детского рисунка семьи

Симптомокомплекс Симптомы

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи – 26.

2. Преобладание людей на рисунке – 16

3. Изображение всех членов семьи – 26.

4. Отсутствие изолированных членов семьи – 2б

5. Отсутствие штриховки – 1б

6. Хорошее качество линии – 1б

7. Отсутствие показателей враждебности – 26

8. Адекватное распределение людей на листе – 1б.

2. Тревожность у ребенка

1. Штриховка – 2б

2. Указана линия основания – 16

3. Линия над рисунком – 1б

4. Линия с сильным нажимом – 1б

5. Стирание – 2б

6. Преувеличенное внимания к деталям – 1б

7. Преобладание вещей – 1б

8. Двойные или прерывистые линии – 1б

9. Подчеркивание отдельных деталей – 1б

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами – 2б.

2. Стирание отдельных фигур – 2б.

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур – 2 б.

4. Выделение отдельных фигур – 2б.

5. Изоляция отдельных фигур – 2б.

6. Неадекватная величина отдельных фигур – 2б.

7. Член семьи, стоящий спиной – 1б.

8. Отсутствие на рисунке какого-то члена семьи – 2б.

4. Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький – 2б.

2. Расположение фигур на нижней части листа – 2б.

3. Изоляция автора от других – 2б.

4. Все фигуры маленькие – 1б.

5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора – 1б.

6. Отсутствие автора – 2б.

7. Автор стоит спиной – 1б.

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Агрессивная позиция фигуры – 1б.

2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа – 2б.

3. Зачеркнутая фигура – 2б.

4. Деформированная фигура – 2б.

5. Обратный профиль – 1б.

6. Руки раскинуты в стороны – 1б.

7. Непропорционально большие кисти рук – 1б.

«Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. Анализ таких рисунков, выполненных учащимися вспомогательной школы, показывает, что дети «читают» свои рисунки, вкладывая в них определенное эмоциональное содержание. Характерно, что они адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи. Так, в рисунках были показаны ситуации отдаленности, отчужденности детей от родителей. Образ «Я» помещался вдали от остальных членов семьи, а в одном случае ребенок нарисовал себя лежащим высоко на шкафу, в то время как другие члены семьи располагались вместе в комнате. Дети изображали себя в стороне от своих братьев и сестер. Причем, характерен тот факт, что у несимпатичных членов семьи (отчим, брат и т. д.) дети не рисовали лиц. В «Рисунке семьи» строгие родители изображались большими, а сам ребенок — очень маленьким.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *