Орден иезуитов, что это?

ИЕЗУИТЫ — Общество Иисуса, католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.

Ис­то­рия

Сим­во­ли­чес­кой да­той соз­да­ния ор­де­на иезуитов счи­та­ет­ся 15.8.1534 года когда в ча­сов­не Бо­го­ма­те­ри на хол­ме Мон­мартр в Па­ри­же Иг­на­тий Лой­о­ла и его спод­виж­ни­ки Фран­циск Кса­вье, Пьер Фа­бер, Дие­го Лаи­нес, Аль­фон­со Саль­ме­рон, Ни­ко­лас Бо­ба­ди­лья и Си­мон Род­ри­гес при­нес­ли обе­ты не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и апо­столь­ско­го слу­же­ния в Свя­той зем­ле или (ес­ли оно ока­жет­ся не­воз­мож­ным) в др. час­тях све­та, по вы­бо­ру па­пы Рим­ско­го. Обе­ты за­кан­чи­ва­лись сло­ва­ми «Ad majorem Dei gloriam» («Для вя­щей сла­вы Гос­под­ней»), ко­то­рые ста­ли де­ви­зом бу­ду­ще­го ор­де­на. Из-за вой­ны ме­ж­ду Ве­неци­ан­ской рес­пуб­ли­кой и Ос­ман­ской им­пе­ри­ей по­езд­ка в Свя­тую зем­лю не со­стоя­лась, по­это­му Иг­на­тий Лой­о­ла с со­рат­ни­ка­ми в но­ябре 1539 года от­пра­вил­ся в Рим, где ос­но­вал Общество Ии­су­са, при­зван­ное за­щи­тить Цер­ковь от внутренних про­ти­во­ре­чий и внеш­них вра­гов.

Общество Ии­су­са бы­ло ут­вер­жде­но 27.09.1540 года бул­лой «Re­gimini militantis Ecclesiae» па­пы Рим­ско­го Пав­ла III (1534-1549 годы); его струк­ту­ра оп­ре­де­ле­на Ус­тав­ной фор­му­лой (For­mu­la Instituti), со­став­лен­ной Иг­на­ти­ем Лой­о­лой, ко­то­рый по­сле из­бра­ния 08.04.1541 года «ге­не­ра­лом» ор­де­на раз­ра­бо­тал и его про­стран­ную Кон­сти­ту­цию (чис­лен­ность Общества из­на­чаль­но ог­ра­ни­чи­ва­лась 60 чле­на­ми; в 1544 году это ог­ра­ни­че­ние бы­ло от­ме­не­но). Иг­на­тий Лой­о­ла соз­дал мо­на­ше­ский ор­ден с жё­ст­кой дис­ци­п­ли­ной: его чле­ны, по­ми­мо трёх обыч­ных мо­на­ше­ских обе­тов (не­стя­жа­ния, це­ло­муд­рия и по­слу­ша­ния), при­но­си­ли чет­вёр­тый — без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му. Иг­на­ти­ем Лой­о­лой бы­ли так­же оп­ре­де­ле­ны кри­те­рии приё­ма но­вых чле­нов, пред­по­ла­гаю­щие дли­тель­ный но­ви­ци­ат, а так­же вто­рой срок ис­пы­та­ния пе­ред при­ня­ти­ем по­след­не­го, чет­вёр­то­го, обе­та. В ию­ле 1548 года в бре­ве «Pastoralis Officii» па­па Па­вел III ут­вер­дил со­став­лен­ные Иг­на­ти­ем Лой­о­лой «Ду­хов­ные уп­раж­не­ния» («Exercitia Spi­ritualia») — курс со­зер­цательных прак­тик и мо­лит­вен­ных раз­мыш­ле­ний, по­могаю­щих прак­ти­кую­щим, пре­ж­де всего чле­нам ор­де­на, оп­ре­де­лить лич­ные жиз­нен­ные при­ори­те­ты, дос­тиг­нуть ду­хов­но­го очи­ще­ния и ук­ре­пить­ся на пу­ти доб­ро­де­те­ли.

Пре­ем­ни­ки Пав­ла III, и пре­ж­де все­го па­па Рим­ский Юлий III (1550-1555 годы), ока­зы­вая по­кро­ви­тель­ст­во ор­де­ну, пре­дос­тав­ля­ли ему пра­ва, ка­ки­ми ни­ко­гда не поль­зо­вал­ся ни­ка­кой дру­гой ка­то­лический мо­на­ше­ский ор­ден. Иезуитам бы­ло до­ве­ре­но соз­да­ние но­во­го тео­ло­ги­че­ско-апо­ло­ге­тического фун­да­мен­та ка­то­лической церк­ви, спо­соб­но­го про­ти­во­сто­ять Ре­фор­ма­ции и внут­ри­цер­ков­ным про­ти­во­ре­чи­ям. На Три­дент­ском со­бо­ре в ка­че­ст­ве пап­ских тео­ло­гов вы­сту­па­ли И. Д. Лаи­нес (в 1558-1565 годах ге­не­рал ор­де­на) и А. Cальмерон. Во 2-й половине XVI века ор­ден ук­ре­пил своё по­ло­же­ние во Фран­ции и Гер­ма­нии — основной ареа­ле рас­про­стра­не­ния про­тес­тант­ских идей в Ев­ро­пе. То­гда же пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние при­об­ре­ла дея­тель­ность иезуитов в об­лас­ти ре­ор­га­ни­за­ции сис­те­мы ка­то­лического ду­хов­но­го и свет­ско­го об­ра­зо­ва­ния бла­го­да­ря соз­да­нию се­ти ие­зу­ит­ских об­ра­зо­вательных кол­ле­гий (в конце XVI века их на­счи­ты­ва­лось около 140).

Па­па Юлий III одоб­рил ос­но­ва­ние иезуитами в феврале 1551 года Римской кол­ле­гии (пре­об­ра­зо­ван­ной в даль­ней­шем в Гри­го­ри­ан­ский университет) и вве­рил им Германскую кол­ле­гию, го­то­вив­шую свя­щен­ни­ков для слу­же­ния в стра­нах, под­вер­жен­ных влия­нию про­тес­тант­ских идей. С 1571 года иезуитам бы­ло раз­ре­ше­но пре­по­да­вать в круп­ней­ших ев­ропейских уни­вер­си­тет­ских го­ро­дах. В конце XVI века в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния в ка­то­лических стра­нах ведущую роль играли И. Прин­ци­пы, по­ло­жен­ные в ос­но­ву ие­зу­ит­ской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, бы­ли раз­ра­бо­та­ны под на­блю­де­ни­ем К. Ак­ва­ви­ва (ге­не­ра­ла ор­де­на в 1581-1615 годы). К началу XVII века об­щая чис­лен­ность ор­де­на воз­рос­ла до бо­лее чем 13 тыс. чле­нов в 32 ор­ден­ских про­вин­ци­ях.

Из­на­чаль­но при­ори­тет­ным ре­гио­ном осу­ще­ст­в­ле­ния слу­же­ния ор­де­на бы­ла оп­ре­де­ле­на Ев­ро­па, раз­ди­рае­мая политическими и церковными про­ти­во­ре­чия­ми. С начала 1540-х годов Римская ку­рия ста­ла на­прав­лять ие­зу­ит­ских мис­сио­не­ров в различные ре­гио­ны Азии, Аф­ри­ки и Но­во­го Све­та: в 1542 году — в Ин­дию, в 1549 году — в Япо­нию, в 1562 году — в Ки­тай (Ма­као); в 1548 году бы­ли ос­но­ва­ны ие­зу­ит­ские мис­сии в Кон­го и Ма­рок­ко, в 1550 году — в Ан­го­ле, Мо­зам­би­ке, Гви­нее, в 1604 году — в Сьер­ра-Ле­о­не, в 1616 году — на остров Ма­да­га­скар. В 1549 году тру­да­ми ие­зу­ит­ско­го священника М. да Ноб­ре­га ду­хов­ная мис­сия ор­де­на бы­ла уч­ре­ж­де­на в Бра­зи­лии (раз­ви­та бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Ж. ди Ан­шие­ты и А. Ви­ей­ры), в 1566 году — во Фло­ри­де, в 1567 году — в Пе­ру, в 1652 году — на Гаи­ти, в 1697 году — в Ка­ли­фор­нии. Иезуи­тов го­су­дар­ст­во 1610-1767 годов су­щест­во­ва­ло в Па­раг­вае. В 1611 году по­ло­же­но на­ча­ло мис­сии ор­де­на в Ка­на­де (И. де Бре­бёф, И. Жог), в 1634 году — в Мэ­ри­лен­де (на тер­ри­то­рии современных США). На Ближ­нем Вос­то­ке (Си­рия) ие­зу­ит­ская мис­сия бы­ла от­кры­та в 1831 году (её цен­тром в даль­ней­шем стал Бей­рут и ос­но­ван­ный там ие­зу­ит­ский университет Святого Ио­си­фа).

В XVII — первой половине XVIII веков иезуиты иг­ра­ли зна­чительную роль в ев­ропейской по­ли­ти­ке. В Ри­ме мно­гие иезуиты бы­ли ду­хов­ни­ка­ми пап и кар­ди­на­лов.

Со 2-й половины XVIII века ор­ден под­верг­ся го­не­ни­ям со сто­ро­ны ев­ропейских ко­ро­лев­ских до­мов: в 1760-х годах иезуиты бы­ли из­гна­ны из Пор­ту­га­лии, в 1764 году — из Фран­ции и в 1767 году — из Ис­па­нии. Под на­жи­мом Бур­бо­нов па­па Рим­ский Кли­мент XIV (1769-1774) при­нял ре­ше­ние о рос­пус­ке ор­де­на, ко­то­рый был оформ­лен бре­ве «Do­mi­nus ac Redemptor Noster» (от 21.07.1773 года), мо­ти­ви­руя своё ре­ше­ние тем, что су­ще­ст­во­ва­ние ор­де­на пре­пят­ст­ву­ет во­ца­ре­нию дли­тель­но­го ми­ра в са­мой Церк­ви. Ор­ден вос­ста­нов­лен в пе­ри­од по­сле окон­ча­ния на­по­ле­о­нов­ских войн па­пой Рим­ским Пи­ем VII (1800-1823 годы), со­глас­но его бул­ле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 07.08.1814 года).

Наи­бо­лее тес­ные от­но­ше­ния ор­де­на с пап­ст­вом ус­та­но­ви­лись во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия IX (1846-1878 годы), ко­гда иезуиты ста­ли основной опо­рой ку­рии в про­ти­во­стоя­нии на­рас­тав­шей ли­бе­ра­ли­за­ции и се­ку­ля­ри­за­ции ев­ропейской мыс­ли. Иезуиты иг­ра­ли важ­ную роль во всех тео­ло­гических дис­кус­си­ях то­го вре­ме­ни и в воз­ро­ж­де­нии ин­те­ре­са к фи­лософской сис­те­ме то­миз­ма; во вре­мя ра­бо­ты Ва­ти­кан­ско­го I со­бо­ра по­зи­ции иезуиты бы­ли осо­бен­но силь­ны в ко­мис­сии по фун­даментальному бо­го­сло­вию. Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Льва XIII (1878-1903 годы) пред­ста­ви­тель ор­де­на при­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке тек­ста пап­ской эн­цик­ли­ки «Rerum Novarum». В тот же пе­ри­од на иезуитов бы­ла воз­ло­же­на мис­сия по рас­про­стра­не­нию идей не­ото­миз­ма и под­твер­жде­на их гла­вен­ст­вую­щая роль в сфе­ре ка­то­лического об­ра­зо­ва­ния (так, ор­де­ну был вве­рен Биб­лей­ский институт в Ри­ме).

Во вре­мя пон­ти­фи­ка­та Пия XI (1922-1939 годы) И. Р. Ляй­бер и А. Беа при­ни­ма­ли уча­стие в под­го­тов­ке пап­ской эн­цик­ли­ки «Mit bren­nender Sorge» (1937 год) вме­сте с кар­ди­на­лом Э. Па­чел­ли, ко­то­рый, став па­пой Рим­ским Пи­ем XII (1939-1958 годы), на­зна­чил пер­во­го лич­ным сек­ре­та­рём, а вто­ро­го — сво­им ду­хов­ни­ком. Пий XII при­бе­гал к по­мо­щи иезуитов так­же в об­лас­ти эк­зе­ге­ти­ки, при под­го­тов­ке та­ких бо­го­слов­ских тек­стов, как эн­цик­ли­ка «Mystici сor­po­ris» (1943 год), дог­ма­та о Воз­не­се­нии Де­вы Ма­рии. Зна­чи­тель­ным бы­ло пред­ста­ви­тель­ст­во и уча­стие иезуитов на Ва­ти­кан­ском II со­бо­ре: в раз­ра­бот­ке под­го­то­вительных «схем», в ра­бо­те различных ко­мис­сий (А. де Лю­бак, Ж. Да­ние­лу, К. Ра­нер), в ка­че­ст­ве епи­скоп­ских кон­суль­тан­тов.

Сов­ре­мен­ное по­ло­же­ние

В начале XXI века ор­ден вно­сит зна­чительный вклад в ра­бо­ту различных ве­домств Ва­ти­ка­на, уча­ст­ву­ет в про­ве­де­нии си­но­дов и под­го­тов­ке официальных до­ку­мен­тов Святого пре­сто­ла, ак­тив­но за­ни­ма­ет­ся из­да­тель­ской дея­тель­но­стью: в его ве­де­нии на­хо­дит­ся официальный пе­чат­ный ор­ган Святого пре­сто­ла — журнал «La Civiltа̀ Cat­to­lica».

Струк­ту­ра ор­де­на и прин­ци­пы его ор­га­ни­за­ции не пре­тер­пе­ли осо­бых из­ме­не­ний с мо­мен­та его ос­но­ва­ния. Пер­вый, низ­ший класс ор­де­на — но­ви­ции; к не­му от­но­сят­ся го­то­вя­щие­ся к всту­п­ле­нию в ор­ден в те­че­ние двух лет, по за­вер­ше­нии ко­то­рых они при­но­сят пер­вые три обе­та. Вто­рой класс — схо­ла­сти­ки; его со­став­ля­ют но­ви­ции, вы­дер­жав­шие всту­пительные ис­пы­та­ния и слу­жа­щие в ка­че­ст­ве мис­сио­не­ров, по­мощ­ни­ков учи­те­лей и др. По­сле по­лу­че­ния фи­лософской, тео­ло­гической и пе­да­го­гической под­го­тов­ки, ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ный сан и при­не­се­ния чет­вёр­то­го обе­та без­ус­лов­но­го по­ви­но­ве­ния па­пе Рим­ско­му они по­лу­ча­ют по­сто­ян­ный ста­тус про­фес­сов, ко­то­рым вве­ря­ют­ся главные ор­ден­ские долж­но­сти, важ­ные мис­сии и по­соль­ст­ва. Схо­ла­сти­ки, не пре­тен­дую­щие на по­лу­че­ние свя­щен­но­го са­на, пе­ре­хо­дят в раз­ряд ду­хов­ных ко­адъ­ю­то­ров и на­зна­ча­ют­ся на долж­но­сти про­фес­со­ров, ду­хов­ни­ков, про­по­вед­ни­ков и т. п. Свет­ские ко­адъ­ю­то­ры слу­жат в хо­зяйственных уч­ре­ж­де­ни­ях ор­де­на. Во гла­ве ор­де­на сто­ит ге­не­рал, из­би­рае­мый про­фес­са­ми из сво­ей сре­ды на Ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции. Он яв­ля­ет­ся по­жиз­нен­ным и не­ог­ра­ни­чен­ным гла­вой ор­де­на, за­ви­си­мым толь­ко от па­пы Рим­ско­го.

Ор­ден объ­е­ди­ня­ет мо­на­ше­ские ас­си­стен­ции (ок­ру­га), управ­ляе­мые ас­си­стен­та­ми; ас­си­стен­ции де­лят­ся на про­вин­ции и ви­це-про­вин­ции (в мис­сио­нер­ских стра­нах), во гла­ве ко­то­рых сто­ят про­вин­циа­лы, на­зна­чае­мые ге­не­ра­лом (как пра­ви­ло, на 3 го­да); в со­став про­вин­ций вхо­дят ор­ден­ские до­ма (оби­те­ли) — кол­ле­гии (в слу­чае ес­ли при них име­ют­ся учеб­ные за­ве­де­ния) или ре­зи­ден­ции. Чле­ны ор­де­на со все­ми ор­ден­ски­ми уч­ре­ж­де­ния­ми с са­мо­го на­ча­ла бы­ли вы­ве­де­ны из-под юрис­дик­ции ме­ст­ных ду­хов­ных вла­стей, вклю­чая епи­ско­па.

С сентября 1983 года ге­не­рал ор­де­на иезуитов — П. Х. Коль­вен­бах (из­бран на 33-й Римской ге­не­раль­ной кон­гре­га­ции ор­де­на). По дан­ным на 2007 год, ор­ден объ­е­ди­ня­ет 19573 чле­на, вклю­чая но­ви­ци­ев (из них 13736 — свя­щен­но­слу­жи­те­ли), а так­же 1536 оби­те­лей. Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на рас­по­ло­же­на в Ри­ме. За 5 ве­ков су­ще­ст­во­ва­ния ор­де­на ка­то­лическая цер­ковь ка­но­ни­зи­ро­ва­ла 28 его чле­нов (2006 год).

Ор­ден­ская мис­сия в Рос­сии

Пер­вая по­пыт­ка соз­да­ния ор­ден­ской мис­сии в Мо­с­ков­ской Ру­си бы­ла пред­при­ня­та в пон­ти­фи­кат па­пы Гри­го­рия XIII (1572-1585 годы), ко­гда ко дво­ру ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го бы­ла на­прав­ле­на мис­сия во гла­ве со священником Ан­то­нио Пос­се­ви­но (в неё так­же вхо­ди­ли свя­щен­ни­ки Джо­ван­ни Пао­ло Кам­па­на и Сте­фан Дре­ноц­кий, схо­ла­стик Мо­дест, брат Мо­рие­но) (1581 год). Ре­зуль­та­том мис­сии Ан­то­нио Пос­се­ви­но ста­ло за­клю­че­ние Ям-За­поль­ско­го ми­ра 1582 года ме­ж­ду Мо­с­ков­ским цар­ст­вом и Ре­чью По­спо­ли­той. В ка­че­ст­ве при­двор­ных про­по­вед­ни­ков и со­вет­ни­ков при дво­ре Лже­дмит­рия I и Ма­ри­ны Мни­шек дей­ст­во­ва­ла зна­чительная груп­па ие­зу­ит­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с К. Са­виц­ким (ду­хов­ни­ком Ма­ри­ны Мни­шек), М. Ци­ров­ским, А. Ла­виц­ким. В 1684 году в Мо­ск­ве бы­ла ос­но­ва­на мис­сия бо­гем­ской про­вин­ции ор­де­на, в 1685 году пред­ста­ви­те­ли ие­зу­ит­ской мис­сии уч­ре­ди­ли шко­лу для дво­рян­ских де­тей.

По­сле пе­ре­ры­ва, по­сле­до­вав­ше­го в 1689-1698 годах, дея­тель­ность ие­зу­ит­ской мис­сии в Мо­ск­ве бы­ла возоб­нов­ле­на в 1698 году. К 1707 году в московской шко­ле иезуитов на­счи­ты­ва­лось около 30 уче­ни­ков. В 1713-1719 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге дей­ст­во­ва­ла ие­зу­ит­ская оби­тель ли­товской про­вин­ции ор­де­на. В апреле 1719 года по­сле­до­вал обу­слов­лен­ный тре­бо­ва­ни­ем митрополита Сте­фа­на Явор­ско­го и об­стоя­тель­ст­ва­ми по­ли­тического кон­флик­та с вен­ским дво­ром указ императора Пет­ра I о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти иезуитов в Рос­сии. По­сле уп­разд­не­ния ор­де­на в Ев­ро­пе иезуиты, с со­гла­сия императрицы Ека­те­ри­ны II, про­дол­жи­ли свою дея­тель­ность в Российской им­пе­рии, соз­дав бе­ло­русскую про­вин­цию с соб­ст­вен­ным ге­не­раль­ным ви­ка­ри­ем. В 1777 году ос­но­ван ие­зу­ит­ский но­ви­ци­ат в По­лоц­ке; в 1800 году иезуитам был вве­рен пе­тербургский при­ход Святой Ека­те­ри­ны; в 1801 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге ос­но­ва­на иезу­ит­ская шко­ла, пре­об­ра­зо­ван­ная в 1806 году в Бла­го­род­ный пан­си­он (су­ще­ст­во­вал до 1815 года).

В 1812 году в ранг ака­де­мии бы­ла воз­ве­де­на По­лоц­кая ие­зу­ит­ская кол­ле­гия. В 1802-1815 годах в Санкт-Пе­тер­бур­ге на­хо­дилась Ге­не­раль­ная ку­рия ор­де­на. Иезуитские мис­сии действовали в Ри­ге, Са­ра­то­ве, Одес­се, Ас­т­ра­ха­ни, Ир­кут­ске, Том­ске и др. го­ро­дах. В 1815 году ука­зом императора Алек­сан­д­ра I иезуиты бы­ли вы­сла­ны из Санкт-Пе­тер­бур­га с за­пре­том про­жи­ва­ния и в Мо­ск­ве; в 1820 году по­сле­до­вал императорский указ, за­пре­щав­ший дея­тель­ность ор­де­на на всей тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии. С это­го мо­мен­та до 1990 года иезуиты не име­ли воз­мож­но­сти ле­галь­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния сво­ей мис­сии на тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии, а по­том и СССР.

Мис­сия ор­де­на на тер­ри­то­рии СССР, а за­тем и РФ бы­ла во­зоб­нов­ле­на в 1990 году; в 1990-1992 годах функ­ции ко­ор­ди­на­то­ра дея­тель­но­сти ор­де­на в СССР и РФ вы­пол­нял ас­си­стент ге­не­ра­ла ор­де­на для Восточной Ев­ро­пы Б. Сте­чек. В 1992 году уч­ре­ж­дён Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са (объ­е­ди­ня­ет так­же все стра­ны СНГ; в Лит­ве, Лат­вии и Эс­то­нии об­ра­зо­ва­ны са­мо­сто­ятельные ор­ден­ские про­вин­ции). В 1994 году в Но­во­си­бир­ске от­крыт Ка­то­лический центр ду­хов­но­го раз­ви­тия «Ини­го»; в ию­не 1997 года иезуитам был пе­ре­дан кол­ледж (ны­не институт) фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии Святого Фо­мы Ак­вин­ско­го в Мо­ск­ве.

По дан­ным на 2007 год, Не­за­ви­си­мый Российский ре­ги­он Общества Ии­су­са объ­е­ди­ня­ет 56 человек: 34 свя­щен­ни­ка, 19 схо­ла­сти­ков, 3 бра­та. Ку­рия на­хо­дит­ся в Мо­ск­ве

Изо­бра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во и ар­хи­тек­ту­ра

При­да­вая ис­клю­чи­тель­ную важ­ность ре­лигиозным об­раз­ам, вос­при­ни­мая их и как по­мощь ве­рую­щим в мо­лит­ве, и как сред­ст­во про­па­ган­ды ве­ры, иезуиты вне­сли су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние ико­но­гра­фии Контр­ре­фор­ма­ции. По за­ка­зам иезуитов и на ос­но­ве их ико­но­гра­фических про­грамм ра­бо­та­ли луч­шие ев­ропейские ху­дож­ни­ки; их искусство спо­соб­ст­во­ва­ло ут­вер­жде­нию те­ат­ра­ли­за­ции и ил­лю­зио­низ­ма как основных ка­честв жи­во­пи­си ба­рок­ко.

Осо­бое зна­че­ние для иезуитов име­ло по­чи­та­ние име­ни Ии­су­са, с ко­то­рым свя­за­но по­яв­ле­ние та­ких сю­же­тов, как «Тор­же­ст­во име­ни Ии­су­са» (свод церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме, художник Дж. Б. Га­ул­ли, 1678-1679 годы) и «По­кло­не­ние име­ни Ии­су­са» (Эль Гре­ко, 1578-1579 годы, монастырь Сан-Ло­рен­цо дель-Эс­ко­ри­ал; А. Поц­цо, 1700-1701 годы, ие­зу­ит­ская цер­ковь в Бам­бер­ге). В этой свя­зи осо­бен­ную важ­ность при­об­ре­ла те­ма «При­не­се­ние во храм», во вре­мя ко­то­ро­го про­ис­хо­ди­ло на­ре­че­ние име­ни Ии­су­са (П. П. Ру­бенс, 1605 год, церковь Сант-Ам­брод­жо, Ге­нуя; С. Вуэ, 1641 год, Лувр, Па­риж).

Ещё до ка­но­ни­за­ции пер­вых свя­тых ор­де­на иезуитов — Иг­на­тия Лой­о­лы и Фран­ци­ска Кса­вье — их об­ра­зы по­яв­ля­ют­ся в ал­тар­ной жи­во­пи­си, соз­дан­ной по за­ка­зу иезуитов(«Чу­де­са святого Иг­на­тия» и «Чу­де­са святого Фран­ци­ска Кса­вье» Ру­бен­са, около 1617-1618 годов, Ху­дожественно-ис­то­рический му­зей, Ве­на). Впо­след­ст­вии жи­тия этих свя­тых ста­ли рас­про­стра­нён­ным сю­же­том жи­во­пи­си: пер­спек­тив­но-ил­лю­зио­ни­сти­чес­кий пла­фон А. Поц­цо («Апо­фе­оз святого Иг­на­тия Лой­о­лы и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность иезуит­ско­го ор­де­на») в церкви Святого Иг­на­тия в Ри­ме (1688-1694 годы); «Чу­до святого Фран­ци­ска Кса­вье» Н. Пус­се­на (1641 год, Лувр) и др.

По­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись эпи­зо­ды мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти Кса­вье в Ин­дии и Ки­тае: кре­ще­ние индийской ца­ри­цы, ра­нее пре­сле­до­вав­шей хри­сти­ан (А. Поц­цо, 1701 год, Му­зей Киш­цел­ли, Бу­да­пешт), оди­но­кая смерть про­по­вед­ни­ка в Ки­тае (Дж. Б. Га­ул­ли, 1676 год, церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле в Ри­ме). На рель­е­фе «Святой Иг­на­тий и пер­вые свя­тые иезу­ит­ско­го ор­де­на» А. Аль­гар­ди (1629 год) для ур­ны с пра­хом святого Иг­на­тия в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме изо­бра­же­ны ка­но­ни­зи­ро­ван­ные ие­зуи­ты Ф. Борд­жиа и Ста­ни­слав Ко­ст­ка. Сце­на смер­ти по­след­не­го пред­став­ле­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции П. Лег­ро Млад­ше­го (1702-1703 годы) в римской церкви Сант-Ан­д­реа-аль-Кви­ри­на­ле. Мис­сио­нер­скую дея­тель­ность иезуитов в ал­ле­го­рической фор­ме ото­бра­жа­ют скульп­тур­ные груп­пы «Ре­ли­гия, низ­вер­гаю­щая ересь» (П. Лег­ро Млад­ший) и «Ве­ра, со­кру­шаю­щая идо­ло­по­клон­ст­во» (Ж. Тео­дон, обе 1695-1699 годы) в ал­та­ре святого Иг­на­тия в этой же церк­ви. Иезуиты под­чёр­ки­ва­ли важ­ность му­че­ни­че­ст­ва во имя ве­ры и спо­соб­ст­во­ва­ли рас­про­стра­не­нию со­от­вет­ст­вую­щих сю­же­тов (сце­ны му­че­ни­че­ст­ва свя­тых в церкви Сан-Сте­фа­но-Ро­тон­до в Ри­ме, художник Н. Чир­чи­ниа­но).

Тре­бо­ва­ния иезуитов к цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ре во­пло­ти­лись в церкви Иль-Дже­зу в Ри­ме (1568-1584 годы, Дж. да Винь­о­ла; фа­сад — 1573 год, Дж. дел­ла Пор­та): тип хра­ма с един­ст­вен­ным центральным не­фом (с ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем) ока­зал­ся наи­бо­лее удоб­ным для про­по­ве­дей, а свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой сквоз­ны­ми про­хо­да­ми ка­пел­лы на мес­те бо­ко­вых не­фов об­лег­ча­ли дос­туп свя­щен­но­слу­жи­те­лей к ал­та­рям. Ин­терь­ер и фа­сад Иль-Дже­зу ста­ли об­раз­цом ие­зу­ит­ско­го хра­ма, ко­то­ро­му под­ра­жа­ли по все­му ми­ру. Так, в Но­вом Све­те сло­жил­ся осо­бый стиль «ие­зу­ит­ско­го» ба­рок­ко (смотрите Иезу­ит­ские мис­сии).

Иллюстрации:

«По­кло­не­ние име­ни Иису­са». Ал­тар­ный об­раз Эль Гре­ко. 1578–79. Мо­на­стырь Сан-Ло­рен­цо-дель-Эс­ко­ри­ал (Испания). Архив БРЭ;

Ин­терь­ер иезу­ит­ской церк­ви «Дже­зуи­ти» (Сан­та-Ма­рия-Ас­сун­та) в Ве­не­ции. 1713–1728. Ар­хи­тек­тор Д. Рос­си. Архив БРЭ.

Партия «Слуга народа» остается преимущественно виртуальной политической силой, в работе которой возможна тенизация.

Источник: Комитет избирателей Украины по итогам анализа отчета партии «СН» об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за IV квартал 2019 г. (октябрь-декабрь).

Детали: Согласно отчету СН, партия в целом потратила 479 млн. грн., однако из них ни одной гривны — на заработную плату. В партии официально не работает ни один работник и нет ни одного местного отделения со статусом юридического лица.

Как заявляют в КИУ, такая ситуация может свидетельствовать о тенизации работы в «Слуге народа».

Прямая речь главы КИУ Алексея Кошеля: «Мы предполагаем, что часть работ, таких как ведение бухгалтерии или уборка офиса могут выполнять на контрактной основе. Однако работа такой структуры как парламентская партия предполагает легальную деятельность десятков человек, которые занимаются организационной, медийной и другой партийной работой».

«На практике ситуация с нулями в отчете «Слуги народа» может свидетельствовать, что значительная часть ее деятельности находится в «тени», а заработная плата может выплачиваться в конвертах. Де факто отчет партии показывает, что «Слуга народа» остается преимущественно виртуальной политической силой».

Детали: По данным КИУ согласно отчетам других политических партий, в ВО «Батькивщина» числится 96 работников и более 600 ячеек, в «Европейской солидарности» — 39 официальных работников и 29 местных организаций со статусом юрлица, в «ОПЗЖ» 3 работника и 30 ячеек, в «Голосе» — 6 работников и 13 ячеек.

Предыстория:

Согласно отчету за III квартал 2019 г. (период июль-сентябрь), партия «Слуга народа» официально не нанимала на работу ни одного человека и не тратила средства на заработную плату, при этом «слуги» потратили 240 млн гривен.

Данные других партий за указанный период: у «Батькивщины» работает 73 человека, в «Европейской солидарности» — 46, у «Голоса» — 3.

Католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой в 1534 г.

Устав ордена официально был утвержден в 1540 г. После долгих духовных иканий Игнатий Лойола, окончивший Парижский университет, решил посвятить свою жизнь проповеди.

Вместе с товарищами, тоже испанцами, Игнатий Лойола дал обет проповедовать христианство в Иерусалиме среди мусульман, а если это будет невозможно, то в любом месте, где повелит папа римский.

В 1537 г. Игнатий Лойола с единомышленниками хотели отплыть в Святую Землю из Венеции, однако их замыслу помешала начавшаяся война с Турцией. Поэтому Лойола отправился в Рим. Там его взгляды и чаяния нашли поддержку папы римского, и в 1540 г. Павел III утвердил устав ордена.

В 1550 г. Юлий III подтвердил устав ордена и определил еще одной целью иезуитов защиту Римско-Католической церкви и воспитание юношества в католическом духе.

С 1540 г. для образовательных функций при ордене стали учреждаться коллегии, в которых обучали новых членов ордена.

С 1571 г. иезуитские коллегии были во всех крупных городах Европы. В отличие от доминиканцев, в руках которых было образование клира, иезуиты изначально ориентировали свои учреждения на образование мирян. С целью проповеди иезуиты проникли в Индию, Японию, Китай и на Филиппины. В XVII в. в Парагвае было образовано иезуитское государство.

В XVII в. иезуиты, изначально пользовавшиеся поддержкой светской власти, впали в немилость, поскольку, опираясь на свои привилегии, они вмешивались в политическую жизнь, экономику, вступали в конфликты с другими орденами и даже с самим папой. Поэтому в XVIII в. орден был запрещён во многих странах Европы (кое-где деятельность ордена была вновь разрешена).

История Ордена после XVII века смотри статью Иезуиты

Исторические источники:

УДК 17.023.3

Л. С. Перевозчикова* Р. В. Дорохина** ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

В статье раскрыта тема влияния иезуитов на развитие науки, высшее образование и студенческие корпорации. Выявлены принципы, по которым жили члены данного Ордена, и этическая составляющая работы со студенчеством. Были высказано предположение и приведены аргументы в пользу того, что иезуитский Орден является более студенческой корпорацией, нежели клерикальной организацией.

Ключевые слова: орден, духовенство, студенчество, иезуиты, университет.

L. S. Perevozchikova, R. V. Dorokhina Jesuits Order educational policy

Keywords: order, clergy, students, Jesuits, university.

Орден Иисуса с самого начала своего существования привлекал к себе внимание как со стороны духовенства, так и мирской власти. Неоднозначное отношение папы римского к Ордену как защитнику папской власти и укрепление таковой в католической Европе давало иезуитам такие привилегии и возможности, о которых даже помыслить не мог ни один духовный орден. Даже доминиканцы, «псы господни» — инквизиторы средневековой Европы не имели таких полномочий и прав, какими обладали иезуиты. Они же в полной мере пользовались полученными привилегиями, в первую очередь касавши-

Перевозчикова Лариса Сергеевна — доктор философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; perevozch@vgasu.vrn.ru

** Дорохина Римма Викторовна — кандидат философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; dor-rimma@yandex.ru

мися образовательного процесса, некоторые положения которого не всегда устраивали представителей академического сообщества. Образовательная политика и институализационный характер Ордена дали высокоразвитых и хорошо ориентирующихся в любой жизненной ситуации и интеллектуальном пространстве полезных для Ордена членов. Обучение наукам открывало для Ордена большие перспективы, иезуиты могли быть духовниками у истеблишмента и одновременно советниками, миссионерами-проповедниками, учеными в университетах (как в своих, так и в других), но если оценивать последний пункт объективно, то по большому счету знаменитых ученых-иезуитов Орден миру не дал. Среди академической плеяды можно особо выделить преподавателя парижского университета иезуита Мальдоната, который имел до тысячи слушателей, Андрея Густав Веттера, Анри Биго и Ив Кальвез. Иезуитский Орден еще до официального своего признания сделал ставку на образование и интеллектуальное развитие, а все потому, что изначально это было студенческое сообщество, состоявшее из студентов и возглавляшееся студентом.

Политика Ордена Иисуса изначально была направлена на контролирование всех сфер общества. Осуществлялось такое влияние благодаря различным факторам. Рассмотрим эти факторы в порядке значимости для Ордена с точки зрения данного исследования. Для рассмотрения факторов, или ресурсов, воспользуемся классификацией Пьера Бурдьё , который их в свою очередь называл капиталами. И на первое место определим социальный ресурс, подразумевающий под собой принадлежность к определенным сословиям, слоям. На начальном этапе основания Ордена видим среди его членов как выходцев из дворянского сословия, так и простолюдинов. Дальше мы наблюдаем динамику приема в Орден людей как из дворянских семей, так и зажиточных буржуа, имеющих вес в обществе; простолюдинов, если они не имеют особых талантов, перестают принимать. В Орден вступали как явно, так и тайно. Тайными членами Ордена в своем большинстве были чиновники, имеющие высокий социальный статус, что позволяло Ордену расширять влияние и связи в определенных кругах общества.

Культурный ресурс — это моральные ценности, нормы, правила поведения, образования, воспитания и пр. Образование в политике Ордена играет решающую роль, т. к. образованный и воспитанный человек добьется поставленной цели быстрее и эффективнее, чем не обладающий таковыми качествами. Члены Ордена, получившие образование в университетах, могли рассчитывать на то, что их примут преподавать там же, а это означало открытие коллегии, формирование штата, привлечение студентов, разделяющих их взгляды, и как следствие — распространение и продвижение целей и миссии Ордена.

Экономические ресурсы Ордена, которые появлялись как следствие его деятельности, — это ценности и частная собственность. Частная собственность у Ордена Иезуитов появлялась как дар либо покупалась, а удачное вложение денежных средств в активы приносило проценты. Также сюда можно отнести пожертвования. Все это формировало фонд Ордена. Частная собственность, капитал, ценные бумаги, информация (которая продается и покупается) делали Орден финансово состоятельным и независимым, что не давало повода для влияния на него извне.

Орден также располагает политическими ресурсами, которые, по мнению Бурдьё, состоят из множества практик отдельных субъектов, обладающих теми или иными капиталами (ресурсами), местом в политическом пространстве. Политический ресурс объединяет в себе все вышеперечисленные ресурсы. Обладание же ресурсами порождает всласть . Именно поэтому иезуиты играли большую роль на мировой политической арене. Но удержать власть всегда было довольно сложно, поэтому дела у иезуитов шли с переменным успехом: Орден Иисуса был то востребован, то гоним.

Иезуиты поставили цель распространить свое влияние на все сферы жизни — от духовных до светских. Придерживаясь правила «для достижения цели все средства хороши», иезуиты в своей деятельности напрочь забывают, что в первую очередь являются духовным орденом и, отрицают все правила нравственности и морали. Ценности, исповедуемые людьми духовного сословия, должны значительно отличатся от ценностей простых мирян. Но иезуиты как самый коварный, умный, изворотливый и искушенный в политике и религии (а в Средние века одно от другого было неотделимо) духовный орден старались играть по правилам «и вашим и нашим». И самое интересное, что это довольно длительное время им удавалось, как удается и сейчас.

Игнатий Лойола, основатель Ордена Иисуса, начал заниматься руководством духовной деятельностью, будучи студентом. Первое свое сообщество он основал при университете Алкала, в него вошли его друзья и знакомые, желающие заняться духовным совершенствованием. Данное студенческое сообщество поставило перед собой две цели: 1) личное освящение и 2) заботу о душах своих ближних. В связи с разнообразными жизненными коллизиями Игнатию пришлось покинуть город и продолжить обучение в парижской Сорбонне, где он основал Орден Духовных Рыцарей, впоследствии Орден Иисуса, также будучи студентом и вместе со студентами. Исходя из этого вывод напрашивается сам: раз Лойола и его товарищи основали Орден, будучи студентами университета и, следовательно, в его стенах, значит Орден стоит считать студенческим объединением, которое только впоследствии переросло в международный Орден духовной направленности. В большинстве случаев такая динамика — от студенческих орденов до духовных — характерна для периода позднего Средневековья, но, как правило, организации, возникшие в университетах, так и оставались студенческими корпорациями. Сами иезуиты свой Орден не считают студенческим объединением по той причине, что официально его утвердил папа римский в 1540 г., уже после того, как его члены окончили университет, хотя фактически он был образован почти на десятилетие раньше.

15 августа 1534 г. шесть первых членов нового ордена присягнули на верность братству, связав таким образом себя с ним, и по примеру других студенческих корпораций стали жить сообща в одном доме, полностью разделяя и поддерживая интересы Ордена.

Переехав в Рим, Орден Духовных Рыцарей настолько разросся, что начали думать об образовании монашеского Ордена и придумывать для него новое название. Игнатий Лойола говорил:

Я советую, назвать его Орденом Иисуса. Это наивысшее из всех имен было мне божественным образом внушено еще во время моего уединения в Манрезе

и недавно подтверждено, когда близ Рима Бог Отец приобщил меня к своему Сыну. Потому дорогие братья, нам нечего искать другого .

Через три года после подачи заявки папе римскому, Орден Иисуса утвердили как монашеский, с правом принятия в него студентов, наставлением и попечительством как за ними, так и за их имуществом.

Из монашествующего ордена Орден Иезуитов быстро переквалифицировался в образовательный, т. к. Игнатий Лойола понял, какую выгоду может получить, властвуя над умами людей. Изначально всю образовательную функцию Лойола отдавал университетам, но увидев, как студенты-иезуиты, создавая студенческие сообщества, тренировались в остроумии, занятиях наукой и проведении диспутов, задался идеей внедрения членов Ордена в университеты и не только. После чего еще при жизни Лойолы иезуиты стали преподавать в Римском, Ингольштадтском университетах. Открылись школы, гимназии и коллегии в Палермо, Риме, Ферраре, Флоренции, Падуе, Перудже, Неаполе, Монреале и т. д.

В Италии к концу 1554 г. и к началу 1555 г. насчитывается пятнадцать иезуитских гимназий, на Сицилии — три, из которых одна с университетским курсом, в Португалии — две, в Испании — две, одна из них с университетским курсом, в Германии — одна; всего 23 высших учебных заведения… кроме того, имеется 12 коллегий иезуитских учеников при католических университетах, где читают лекции иезуитские профессора (в Испании) .

Таким образом интеллектуальная деятельность захлестнула иезуитский Орден, породив высокообразованных клириков, способных быть не только миссионерами и преподавателями, но и духовниками европейских королей, играющими в их деятельности существенную роль, их советниками.

Иезуиты для своих студентов выпросили у папы особые милости, дающие им привилегии, которыми могут пользоваться лишь выпускники. Иезуитские коллегии имели право раздавать ученые степени наравне с университетскими, что университетским властям, мягко говоря, не нравилось и с чем они активно боролись. В самом начале всем несогласным с таким положением дел, будь то студент или профессор, грозили отлучением от Церкви, апеллируя к папской булле. Вот пример одного из правил иезуитского Ордена, утвержденного папой Павлом III:

.они могут иметь при университетах коллегии и для этих коллегий могут нанимать имения и другое имущество с доходами и процентами с них, дабы обращать их на пользу и надобность учащихся. Все доходы с коллегиальной собственности должны употребляться на воспитание учеников; по достижении ими достаточных познаний в науке, общество может после тщательного испытания принимать их в свою среду и давать места учителей .

Сами про себя и процесс обучения в настоящий момент иезуиты пишут так:

.в 1540 г. Иезуиты были вовлечены в работу в сфере образования. Сначала их внимание концентрировалось на подготовке новых членов Общества. Затем, в 1548 г., по просьбе жителей Мессины, Италия, Иезуиты открыли свою первую школу для светских студентов. Сегодня существует 3 730 иезуитских образова-

тельных учреждений по всему миру, которые дают образование 2,5 миллионам студентов. Немного более 4 000 Иезуитов и 125 000 светских и монашествующих сотрудников, а также священников работают вместе в апостолатах образования Общества, которые включают в себя школы программы Вера и Радость (Fe y Alegría), которые способствуют социальным переменам посредством целостного и народного просвещения среди неимущих, особенно в Латинской Америке и Испании. В систему образования входят также технические и профессиональные школы, так же, как и учреждения начального, среднего и высшего образования .

Изначально свои школы иезуиты создавали «не для деревенской детворы, не для миллионов тружеников, а для «избранной» молодежи: для сыновей феодалов, чиновников и купцов, а также для тех наиболее способных юношей скромного происхождения, которых они рассчитывали в дальнейшем превратить в иезуитов» . Братья иезуиты довольно серьезно отнеслись к процессу обучения, вследствие чего в середине XVI в. они поехали с миссионерской деятельностью в Америку, где в результате открыли три учебных заведения в Рио-де-Жанейро, Сан-Сальваторе и Фернамбуке, далее в Лиме, Куско и Лампасе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты-иезуиты по примеру других студентов при университетах стали создавать свои корпорации. Одной из таких знаменитых корпораций была Марианская Содалиция (от лат. sodalitas, atis — содружество, союз), образованная в 1631 г. в городе Гродно. У нее были свой устав, печать и привилегии. В Марианскую Содалицию входили студенты, особо почитавшие Богоматерь, отсюда и название корпорации. Как сейчас, так и более четырехсот лет назад студенческие корпорации религиозного толка придерживались определенных принципов, среди которых на первом месте всегда выступали духовность и служение.

Одна из современных студенческих корпораций находится в Береговом университетском городке Озера университета Лойола в Чикаго. 10 октября 1924 г. было создано студенческое братство Alpha Delta Gamma. Братство является иезуитским, что наглядно иллюстрирует его девиз «Ad Dei Gloriam» («За славу Божию») — сокращенный многовековой девиз иезуитов «Ad Maiorem Dei Gloriam» («К вящей славе Божией»), который был создан Св. Игнатием. Эта организация не допускает дискриминации на основании веры, расы или этнической принадлежности, основана на идеалах Общества Иисуса. Буквы, принятые для братства — ADG, служили сокращением его девиза.

Национальное братство Alpha Delta Gamma основано на Пяти Базовых Принципах, известных, как «Пять S»: Религиозность, Ученость, Служение, Дух учения и Общественное благо. Сегодня Alpha Delta Gamma оценивает Пять Базовых принципов всё также высоко. Каждая община в течение учебного года старается изо всех сил дополнить «Пять S» множеством аспектов. Но наиболее важно, что Alpha Delta Gamma всё еще помнит истинный смысл, почему ее Отцы-основатели начали разговор в тот судьбоносный день 1924 года. И этот смысл — Истинное Братство .

Принцип духовности основан на преданности христианским идеалам, мужественности и бескорыстному служению ближним. Принцип образованности указывает на то, что многие братства стремятся повысить интеллектуальный уровень своих выпускников посредством старательного обучения. В основе их

взгляда на образование находится идеал универсально образованного человека, способного применить свои знания в различных областях социальной практики. Под ним всегда понималось повышение интеллектуального уровня посредством усердного обучения, овладение профессиональными и социокультурными компетенциями. Служение — это одновременно и принцип, и обязанность, провозглашаемая всеми без исключения корпорациями. В первую очередь под ним понимается активная деятельность по борьбе с социальными пороками, участие в важнейших гражданских инициативах, работа ради достижения общественного блага. Иногда ценность служения раскрывается на примере понятия «во-лонтерство» — бескорыстный труд на благо окружающих. Как правило, кодексы предусматривают иерархию служения: человечеству, родине, колледжу, братству, своим коллегам. Принцип социальной направленности означает, что студенты вовлечены в социально значимую деятельность, реализуемую через благотворительные акции и волонтерство. Корпоративная деятельность, занятость в работе по развитию самой организации также рассматривается как фактор нравственного воспитания студентов. Эта совместная деятельность проходит в духе дружбы и взаимопомощи и способствует культурному, духовному и научному развитию.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить такие положительные моменты в образовательной и корпоративной политике Ордена, как целеустремленность, братство, уважение старшинства, веротерпимость, стремление к свободе, самоопределению, интеллектуальной деятельности. Все эти этические ценности позволили Ордену Иезуитов не просто выжить в нелегкие времена, но и дали возможность построить новые учебные учреждения, открыть собственные университеты и внедрить своих интеллектуалов в другие учебные заведения, создать коллегии и студенческие корпорации. Правильное использование своих ресурсов, выработка стратегии позволили Ордену воплотить большинство проектов в жизнь. Орден Иисуса — это синтез науки и веры, коллективного начала и индивидуализма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бёмер Г. История ордена иезуитов / пер. с нем. Н. Попова. — М:. Ломоносовъ, 2012.

2. Иезуитское образование. — URL: http://www.jesuit.ru (дата обращения: 18.04.2014).

3. История иезуитского ордена, составленная по подлинным отчасти неизданным документам аббатом Гетто автором Истории Церкви во Франции и многих других исторических сочинений. — Т. 1, кн. 1-3: 1491-1598 / пер. О. А. Циклинской. — М.: Русская печать, 1912.

4. Радугина О. А. Дворянский род как субъект исторического развития и социокультурный институт общества. — Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *