ИЕЗУИТЫ — Общество Иисуса, католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой.
История
Символической датой создания ордена иезуитов считается 15.8.1534 года когда в часовне Богоматери на холме Монмартр в Париже Игнатий Лойола и его сподвижники Франциск Ксавье, Пьер Фабер, Диего Лаинес, Альфонсо Сальмерон, Николас Бобадилья и Симон Родригес принесли обеты нестяжания, целомудрия и апостольского служения в Святой земле или (если оно окажется невозможным) в др. частях света, по выбору папы Римского. Обеты заканчивались словами «Ad majorem Dei gloriam» («Для вящей славы Господней»), которые стали девизом будущего ордена. Из-за войны между Венецианской республикой и Османской империей поездка в Святую землю не состоялась, поэтому Игнатий Лойола с соратниками в ноябре 1539 года отправился в Рим, где основал Общество Иисуса, призванное защитить Церковь от внутренних противоречий и внешних врагов.
Общество Иисуса было утверждено 27.09.1540 года буллой «Regimini militantis Ecclesiae» папы Римского Павла III (1534-1549 годы); его структура определена Уставной формулой (Formula Instituti), составленной Игнатием Лойолой, который после избрания 08.04.1541 года «генералом» ордена разработал и его пространную Конституцию (численность Общества изначально ограничивалась 60 членами; в 1544 году это ограничение было отменено). Игнатий Лойола создал монашеский орден с жёсткой дисциплиной: его члены, помимо трёх обычных монашеских обетов (нестяжания, целомудрия и послушания), приносили четвёртый — безусловного повиновения папе Римскому. Игнатием Лойолой были также определены критерии приёма новых членов, предполагающие длительный новициат, а также второй срок испытания перед принятием последнего, четвёртого, обета. В июле 1548 года в бреве «Pastoralis Officii» папа Павел III утвердил составленные Игнатием Лойолой «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») — курс созерцательных практик и молитвенных размышлений, помогающих практикующим, прежде всего членам ордена, определить личные жизненные приоритеты, достигнуть духовного очищения и укрепиться на пути добродетели.
Преемники Павла III, и прежде всего папа Римский Юлий III (1550-1555 годы), оказывая покровительство ордену, предоставляли ему права, какими никогда не пользовался никакой другой католический монашеский орден. Иезуитам было доверено создание нового теологическо-апологетического фундамента католической церкви, способного противостоять Реформации и внутрицерковным противоречиям. На Тридентском соборе в качестве папских теологов выступали И. Д. Лаинес (в 1558-1565 годах генерал ордена) и А. Cальмерон. Во 2-й половине XVI века орден укрепил своё положение во Франции и Германии — основной ареале распространения протестантских идей в Европе. Тогда же первостепенное значение приобрела деятельность иезуитов в области реорганизации системы католического духовного и светского образования благодаря созданию сети иезуитских образовательных коллегий (в конце XVI века их насчитывалось около 140).
Папа Юлий III одобрил основание иезуитами в феврале 1551 года Римской коллегии (преобразованной в дальнейшем в Григорианский университет) и вверил им Германскую коллегию, готовившую священников для служения в странах, подверженных влиянию протестантских идей. С 1571 года иезуитам было разрешено преподавать в крупнейших европейских университетских городах. В конце XVI века в системе образования в католических странах ведущую роль играли И. Принципы, положенные в основу иезуитской системы образования, были разработаны под наблюдением К. Аквавива (генерала ордена в 1581-1615 годы). К началу XVII века общая численность ордена возросла до более чем 13 тыс. членов в 32 орденских провинциях.
Изначально приоритетным регионом осуществления служения ордена была определена Европа, раздираемая политическими и церковными противоречиями. С начала 1540-х годов Римская курия стала направлять иезуитских миссионеров в различные регионы Азии, Африки и Нового Света: в 1542 году — в Индию, в 1549 году — в Японию, в 1562 году — в Китай (Макао); в 1548 году были основаны иезуитские миссии в Конго и Марокко, в 1550 году — в Анголе, Мозамбике, Гвинее, в 1604 году — в Сьерра-Леоне, в 1616 году — на остров Мадагаскар. В 1549 году трудами иезуитского священника М. да Нобрега духовная миссия ордена была учреждена в Бразилии (развита благодаря деятельности Ж. ди Аншиеты и А. Виейры), в 1566 году — во Флориде, в 1567 году — в Перу, в 1652 году — на Гаити, в 1697 году — в Калифорнии. Иезуитов государство 1610-1767 годов существовало в Парагвае. В 1611 году положено начало миссии ордена в Канаде (И. де Бребёф, И. Жог), в 1634 году — в Мэриленде (на территории современных США). На Ближнем Востоке (Сирия) иезуитская миссия была открыта в 1831 году (её центром в дальнейшем стал Бейрут и основанный там иезуитский университет Святого Иосифа).
В XVII — первой половине XVIII веков иезуиты играли значительную роль в европейской политике. В Риме многие иезуиты были духовниками пап и кардиналов.
Со 2-й половины XVIII века орден подвергся гонениям со стороны европейских королевских домов: в 1760-х годах иезуиты были изгнаны из Португалии, в 1764 году — из Франции и в 1767 году — из Испании. Под нажимом Бурбонов папа Римский Климент XIV (1769-1774) принял решение о роспуске ордена, который был оформлен бреве «Dominus ac Redemptor Noster» (от 21.07.1773 года), мотивируя своё решение тем, что существование ордена препятствует воцарению длительного мира в самой Церкви. Орден восстановлен в период после окончания наполеоновских войн папой Римским Пием VII (1800-1823 годы), согласно его булле «Sollicitudo omnium Ecclesiarum» (от 07.08.1814 года).
Наиболее тесные отношения ордена с папством установились во время понтификата Пия IX (1846-1878 годы), когда иезуиты стали основной опорой курии в противостоянии нараставшей либерализации и секуляризации европейской мысли. Иезуиты играли важную роль во всех теологических дискуссиях того времени и в возрождении интереса к философской системе томизма; во время работы Ватиканского I собора позиции иезуиты были особенно сильны в комиссии по фундаментальному богословию. Во время понтификата Льва XIII (1878-1903 годы) представитель ордена принимал участие в подготовке текста папской энциклики «Rerum Novarum». В тот же период на иезуитов была возложена миссия по распространению идей неотомизма и подтверждена их главенствующая роль в сфере католического образования (так, ордену был вверен Библейский институт в Риме).
Во время понтификата Пия XI (1922-1939 годы) И. Р. Ляйбер и А. Беа принимали участие в подготовке папской энциклики «Mit brennender Sorge» (1937 год) вместе с кардиналом Э. Пачелли, который, став папой Римским Пием XII (1939-1958 годы), назначил первого личным секретарём, а второго — своим духовником. Пий XII прибегал к помощи иезуитов также в области экзегетики, при подготовке таких богословских текстов, как энциклика «Mystici сorporis» (1943 год), догмата о Вознесении Девы Марии. Значительным было представительство и участие иезуитов на Ватиканском II соборе: в разработке подготовительных «схем», в работе различных комиссий (А. де Любак, Ж. Даниелу, К. Ранер), в качестве епископских консультантов.
Современное положение
В начале XXI века орден вносит значительный вклад в работу различных ведомств Ватикана, участвует в проведении синодов и подготовке официальных документов Святого престола, активно занимается издательской деятельностью: в его ведении находится официальный печатный орган Святого престола — журнал «La Civiltа̀ Cattolica».
Структура ордена и принципы его организации не претерпели особых изменений с момента его основания. Первый, низший класс ордена — новиции; к нему относятся готовящиеся к вступлению в орден в течение двух лет, по завершении которых они приносят первые три обета. Второй класс — схоластики; его составляют новиции, выдержавшие вступительные испытания и служащие в качестве миссионеров, помощников учителей и др. После получения философской, теологической и педагогической подготовки, рукоположения в священный сан и принесения четвёртого обета безусловного повиновения папе Римскому они получают постоянный статус профессов, которым вверяются главные орденские должности, важные миссии и посольства. Схоластики, не претендующие на получение священного сана, переходят в разряд духовных коадъюторов и назначаются на должности профессоров, духовников, проповедников и т. п. Светские коадъюторы служат в хозяйственных учреждениях ордена. Во главе ордена стоит генерал, избираемый профессами из своей среды на Генеральной конгрегации. Он является пожизненным и неограниченным главой ордена, зависимым только от папы Римского.
Орден объединяет монашеские ассистенции (округа), управляемые ассистентами; ассистенции делятся на провинции и вице-провинции (в миссионерских странах), во главе которых стоят провинциалы, назначаемые генералом (как правило, на 3 года); в состав провинций входят орденские дома (обители) — коллегии (в случае если при них имеются учебные заведения) или резиденции. Члены ордена со всеми орденскими учреждениями с самого начала были выведены из-под юрисдикции местных духовных властей, включая епископа.
С сентября 1983 года генерал ордена иезуитов — П. Х. Кольвенбах (избран на 33-й Римской генеральной конгрегации ордена). По данным на 2007 год, орден объединяет 19573 члена, включая новициев (из них 13736 — священнослужители), а также 1536 обителей. Генеральная курия ордена расположена в Риме. За 5 веков существования ордена католическая церковь канонизировала 28 его членов (2006 год).
Орденская миссия в России
Первая попытка создания орденской миссии в Московской Руси была предпринята в понтификат папы Григория XIII (1572-1585 годы), когда ко двору царя Ивана IV Васильевича Грозного была направлена миссия во главе со священником Антонио Поссевино (в неё также входили священники Джованни Паоло Кампана и Стефан Дреноцкий, схоластик Модест, брат Мориено) (1581 год). Результатом миссии Антонио Поссевино стало заключение Ям-Запольского мира 1582 года между Московским царством и Речью Посполитой. В качестве придворных проповедников и советников при дворе Лжедмитрия I и Марины Мнишек действовала значительная группа иезуитских священников во главе с К. Савицким (духовником Марины Мнишек), М. Цировским, А. Лавицким. В 1684 году в Москве была основана миссия богемской провинции ордена, в 1685 году представители иезуитской миссии учредили школу для дворянских детей.
После перерыва, последовавшего в 1689-1698 годах, деятельность иезуитской миссии в Москве была возобновлена в 1698 году. К 1707 году в московской школе иезуитов насчитывалось около 30 учеников. В 1713-1719 годах в Санкт-Петербурге действовала иезуитская обитель литовской провинции ордена. В апреле 1719 года последовал обусловленный требованием митрополита Стефана Яворского и обстоятельствами политического конфликта с венским двором указ императора Петра I о прекращении деятельности иезуитов в России. После упразднения ордена в Европе иезуиты, с согласия императрицы Екатерины II, продолжили свою деятельность в Российской империи, создав белорусскую провинцию с собственным генеральным викарием. В 1777 году основан иезуитский новициат в Полоцке; в 1800 году иезуитам был вверен петербургский приход Святой Екатерины; в 1801 году в Санкт-Петербурге основана иезуитская школа, преобразованная в 1806 году в Благородный пансион (существовал до 1815 года).
В 1812 году в ранг академии была возведена Полоцкая иезуитская коллегия. В 1802-1815 годах в Санкт-Петербурге находилась Генеральная курия ордена. Иезуитские миссии действовали в Риге, Саратове, Одессе, Астрахани, Иркутске, Томске и др. городах. В 1815 году указом императора Александра I иезуиты были высланы из Санкт-Петербурга с запретом проживания и в Москве; в 1820 году последовал императорский указ, запрещавший деятельность ордена на всей территории Российской империи. С этого момента до 1990 года иезуиты не имели возможности легального осуществления своей миссии на территории Российской империи, а потом и СССР.
Миссия ордена на территории СССР, а затем и РФ была возобновлена в 1990 году; в 1990-1992 годах функции координатора деятельности ордена в СССР и РФ выполнял ассистент генерала ордена для Восточной Европы Б. Стечек. В 1992 году учреждён Независимый Российский регион Общества Иисуса (объединяет также все страны СНГ; в Литве, Латвии и Эстонии образованы самостоятельные орденские провинции). В 1994 году в Новосибирске открыт Католический центр духовного развития «Иниго»; в июне 1997 года иезуитам был передан колледж (ныне институт) философии, теологии и истории Святого Фомы Аквинского в Москве.
По данным на 2007 год, Независимый Российский регион Общества Иисуса объединяет 56 человек: 34 священника, 19 схоластиков, 3 брата. Курия находится в Москве
Изобразительное искусство и архитектура
Придавая исключительную важность религиозным образам, воспринимая их и как помощь верующим в молитве, и как средство пропаганды веры, иезуиты внесли существенный вклад в формирование иконографии Контрреформации. По заказам иезуитов и на основе их иконографических программ работали лучшие европейские художники; их искусство способствовало утверждению театрализации и иллюзионизма как основных качеств живописи барокко.
Особое значение для иезуитов имело почитание имени Иисуса, с которым связано появление таких сюжетов, как «Торжество имени Иисуса» (свод церкви Иль-Джезу в Риме, художник Дж. Б. Гаулли, 1678-1679 годы) и «Поклонение имени Иисуса» (Эль Греко, 1578-1579 годы, монастырь Сан-Лоренцо дель-Эскориал; А. Поццо, 1700-1701 годы, иезуитская церковь в Бамберге). В этой связи особенную важность приобрела тема «Принесение во храм», во время которого происходило наречение имени Иисуса (П. П. Рубенс, 1605 год, церковь Сант-Амброджо, Генуя; С. Вуэ, 1641 год, Лувр, Париж).
Ещё до канонизации первых святых ордена иезуитов — Игнатия Лойолы и Франциска Ксавье — их образы появляются в алтарной живописи, созданной по заказу иезуитов(«Чудеса святого Игнатия» и «Чудеса святого Франциска Ксавье» Рубенса, около 1617-1618 годов, Художественно-исторический музей, Вена). Впоследствии жития этих святых стали распространённым сюжетом живописи: перспективно-иллюзионистический плафон А. Поццо («Апофеоз святого Игнатия Лойолы и миссионерская деятельность иезуитского ордена») в церкви Святого Игнатия в Риме (1688-1694 годы); «Чудо святого Франциска Ксавье» Н. Пуссена (1641 год, Лувр) и др.
Популярностью пользовались эпизоды миссионерской деятельности Ксавье в Индии и Китае: крещение индийской царицы, ранее преследовавшей христиан (А. Поццо, 1701 год, Музей Кишцелли, Будапешт), одинокая смерть проповедника в Китае (Дж. Б. Гаулли, 1676 год, церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме). На рельефе «Святой Игнатий и первые святые иезуитского ордена» А. Альгарди (1629 год) для урны с прахом святого Игнатия в церкви Иль-Джезу в Риме изображены канонизированные иезуиты Ф. Борджиа и Станислав Костка. Сцена смерти последнего представлена в скульптурной композиции П. Легро Младшего (1702-1703 годы) в римской церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале. Миссионерскую деятельность иезуитов в аллегорической форме отображают скульптурные группы «Религия, низвергающая ересь» (П. Легро Младший) и «Вера, сокрушающая идолопоклонство» (Ж. Теодон, обе 1695-1699 годы) в алтаре святого Игнатия в этой же церкви. Иезуиты подчёркивали важность мученичества во имя веры и способствовали распространению соответствующих сюжетов (сцены мученичества святых в церкви Сан-Стефано-Ротондо в Риме, художник Н. Чирчиниано).
Требования иезуитов к церковной архитектуре воплотились в церкви Иль-Джезу в Риме (1568-1584 годы, Дж. да Виньола; фасад — 1573 год, Дж. делла Порта): тип храма с единственным центральным нефом (с куполом над средокрестием) оказался наиболее удобным для проповедей, а связанные между собой сквозными проходами капеллы на месте боковых нефов облегчали доступ священнослужителей к алтарям. Интерьер и фасад Иль-Джезу стали образцом иезуитского храма, которому подражали по всему миру. Так, в Новом Свете сложился особый стиль «иезуитского» барокко (смотрите Иезуитские миссии).
Иллюстрации:
«Поклонение имени Иисуса». Алтарный образ Эль Греко. 1578–79. Монастырь Сан-Лоренцо-дель-Эскориал (Испания). Архив БРЭ;
Интерьер иезуитской церкви «Джезуити» (Санта-Мария-Ассунта) в Венеции. 1713–1728. Архитектор Д. Росси. Архив БРЭ.
Партия «Слуга народа» остается преимущественно виртуальной политической силой, в работе которой возможна тенизация.
Источник: Комитет избирателей Украины по итогам анализа отчета партии «СН» об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за IV квартал 2019 г. (октябрь-декабрь).
Детали: Согласно отчету СН, партия в целом потратила 479 млн. грн., однако из них ни одной гривны — на заработную плату. В партии официально не работает ни один работник и нет ни одного местного отделения со статусом юридического лица.
Как заявляют в КИУ, такая ситуация может свидетельствовать о тенизации работы в «Слуге народа».
Прямая речь главы КИУ Алексея Кошеля: «Мы предполагаем, что часть работ, таких как ведение бухгалтерии или уборка офиса могут выполнять на контрактной основе. Однако работа такой структуры как парламентская партия предполагает легальную деятельность десятков человек, которые занимаются организационной, медийной и другой партийной работой».
«На практике ситуация с нулями в отчете «Слуги народа» может свидетельствовать, что значительная часть ее деятельности находится в «тени», а заработная плата может выплачиваться в конвертах. Де факто отчет партии показывает, что «Слуга народа» остается преимущественно виртуальной политической силой».
Детали: По данным КИУ согласно отчетам других политических партий, в ВО «Батькивщина» числится 96 работников и более 600 ячеек, в «Европейской солидарности» — 39 официальных работников и 29 местных организаций со статусом юрлица, в «ОПЗЖ» 3 работника и 30 ячеек, в «Голосе» — 6 работников и 13 ячеек.
Предыстория:
Согласно отчету за III квартал 2019 г. (период июль-сентябрь), партия «Слуга народа» официально не нанимала на работу ни одного человека и не тратила средства на заработную плату, при этом «слуги» потратили 240 млн гривен.
Данные других партий за указанный период: у «Батькивщины» работает 73 человека, в «Европейской солидарности» — 46, у «Голоса» — 3.
Католический монашеский орден, основанный Игнатием Лойолой в 1534 г.
Устав ордена официально был утвержден в 1540 г. После долгих духовных иканий Игнатий Лойола, окончивший Парижский университет, решил посвятить свою жизнь проповеди.
Вместе с товарищами, тоже испанцами, Игнатий Лойола дал обет проповедовать христианство в Иерусалиме среди мусульман, а если это будет невозможно, то в любом месте, где повелит папа римский.
В 1537 г. Игнатий Лойола с единомышленниками хотели отплыть в Святую Землю из Венеции, однако их замыслу помешала начавшаяся война с Турцией. Поэтому Лойола отправился в Рим. Там его взгляды и чаяния нашли поддержку папы римского, и в 1540 г. Павел III утвердил устав ордена.
В 1550 г. Юлий III подтвердил устав ордена и определил еще одной целью иезуитов защиту Римско-Католической церкви и воспитание юношества в католическом духе.
С 1540 г. для образовательных функций при ордене стали учреждаться коллегии, в которых обучали новых членов ордена.
С 1571 г. иезуитские коллегии были во всех крупных городах Европы. В отличие от доминиканцев, в руках которых было образование клира, иезуиты изначально ориентировали свои учреждения на образование мирян. С целью проповеди иезуиты проникли в Индию, Японию, Китай и на Филиппины. В XVII в. в Парагвае было образовано иезуитское государство.
В XVII в. иезуиты, изначально пользовавшиеся поддержкой светской власти, впали в немилость, поскольку, опираясь на свои привилегии, они вмешивались в политическую жизнь, экономику, вступали в конфликты с другими орденами и даже с самим папой. Поэтому в XVIII в. орден был запрещён во многих странах Европы (кое-где деятельность ордена была вновь разрешена).
История Ордена после XVII века смотри статью Иезуиты
Исторические источники:
УДК 17.023.3
Л. С. Перевозчикова* Р. В. Дорохина** ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ
В статье раскрыта тема влияния иезуитов на развитие науки, высшее образование и студенческие корпорации. Выявлены принципы, по которым жили члены данного Ордена, и этическая составляющая работы со студенчеством. Были высказано предположение и приведены аргументы в пользу того, что иезуитский Орден является более студенческой корпорацией, нежели клерикальной организацией.
Ключевые слова: орден, духовенство, студенчество, иезуиты, университет.
L. S. Perevozchikova, R. V. Dorokhina Jesuits Order educational policy
Keywords: order, clergy, students, Jesuits, university.
Орден Иисуса с самого начала своего существования привлекал к себе внимание как со стороны духовенства, так и мирской власти. Неоднозначное отношение папы римского к Ордену как защитнику папской власти и укрепление таковой в католической Европе давало иезуитам такие привилегии и возможности, о которых даже помыслить не мог ни один духовный орден. Даже доминиканцы, «псы господни» — инквизиторы средневековой Европы не имели таких полномочий и прав, какими обладали иезуиты. Они же в полной мере пользовались полученными привилегиями, в первую очередь касавши-
Перевозчикова Лариса Сергеевна — доктор философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; perevozch@vgasu.vrn.ru
** Дорохина Римма Викторовна — кандидат философских наук, Воронежский государственный технический университет, институт архитектуры и градостроительства; dor-rimma@yandex.ru
мися образовательного процесса, некоторые положения которого не всегда устраивали представителей академического сообщества. Образовательная политика и институализационный характер Ордена дали высокоразвитых и хорошо ориентирующихся в любой жизненной ситуации и интеллектуальном пространстве полезных для Ордена членов. Обучение наукам открывало для Ордена большие перспективы, иезуиты могли быть духовниками у истеблишмента и одновременно советниками, миссионерами-проповедниками, учеными в университетах (как в своих, так и в других), но если оценивать последний пункт объективно, то по большому счету знаменитых ученых-иезуитов Орден миру не дал. Среди академической плеяды можно особо выделить преподавателя парижского университета иезуита Мальдоната, который имел до тысячи слушателей, Андрея Густав Веттера, Анри Биго и Ив Кальвез. Иезуитский Орден еще до официального своего признания сделал ставку на образование и интеллектуальное развитие, а все потому, что изначально это было студенческое сообщество, состоявшее из студентов и возглавляшееся студентом.
Политика Ордена Иисуса изначально была направлена на контролирование всех сфер общества. Осуществлялось такое влияние благодаря различным факторам. Рассмотрим эти факторы в порядке значимости для Ордена с точки зрения данного исследования. Для рассмотрения факторов, или ресурсов, воспользуемся классификацией Пьера Бурдьё , который их в свою очередь называл капиталами. И на первое место определим социальный ресурс, подразумевающий под собой принадлежность к определенным сословиям, слоям. На начальном этапе основания Ордена видим среди его членов как выходцев из дворянского сословия, так и простолюдинов. Дальше мы наблюдаем динамику приема в Орден людей как из дворянских семей, так и зажиточных буржуа, имеющих вес в обществе; простолюдинов, если они не имеют особых талантов, перестают принимать. В Орден вступали как явно, так и тайно. Тайными членами Ордена в своем большинстве были чиновники, имеющие высокий социальный статус, что позволяло Ордену расширять влияние и связи в определенных кругах общества.
Культурный ресурс — это моральные ценности, нормы, правила поведения, образования, воспитания и пр. Образование в политике Ордена играет решающую роль, т. к. образованный и воспитанный человек добьется поставленной цели быстрее и эффективнее, чем не обладающий таковыми качествами. Члены Ордена, получившие образование в университетах, могли рассчитывать на то, что их примут преподавать там же, а это означало открытие коллегии, формирование штата, привлечение студентов, разделяющих их взгляды, и как следствие — распространение и продвижение целей и миссии Ордена.
Экономические ресурсы Ордена, которые появлялись как следствие его деятельности, — это ценности и частная собственность. Частная собственность у Ордена Иезуитов появлялась как дар либо покупалась, а удачное вложение денежных средств в активы приносило проценты. Также сюда можно отнести пожертвования. Все это формировало фонд Ордена. Частная собственность, капитал, ценные бумаги, информация (которая продается и покупается) делали Орден финансово состоятельным и независимым, что не давало повода для влияния на него извне.
Орден также располагает политическими ресурсами, которые, по мнению Бурдьё, состоят из множества практик отдельных субъектов, обладающих теми или иными капиталами (ресурсами), местом в политическом пространстве. Политический ресурс объединяет в себе все вышеперечисленные ресурсы. Обладание же ресурсами порождает всласть . Именно поэтому иезуиты играли большую роль на мировой политической арене. Но удержать власть всегда было довольно сложно, поэтому дела у иезуитов шли с переменным успехом: Орден Иисуса был то востребован, то гоним.
Иезуиты поставили цель распространить свое влияние на все сферы жизни — от духовных до светских. Придерживаясь правила «для достижения цели все средства хороши», иезуиты в своей деятельности напрочь забывают, что в первую очередь являются духовным орденом и, отрицают все правила нравственности и морали. Ценности, исповедуемые людьми духовного сословия, должны значительно отличатся от ценностей простых мирян. Но иезуиты как самый коварный, умный, изворотливый и искушенный в политике и религии (а в Средние века одно от другого было неотделимо) духовный орден старались играть по правилам «и вашим и нашим». И самое интересное, что это довольно длительное время им удавалось, как удается и сейчас.
Игнатий Лойола, основатель Ордена Иисуса, начал заниматься руководством духовной деятельностью, будучи студентом. Первое свое сообщество он основал при университете Алкала, в него вошли его друзья и знакомые, желающие заняться духовным совершенствованием. Данное студенческое сообщество поставило перед собой две цели: 1) личное освящение и 2) заботу о душах своих ближних. В связи с разнообразными жизненными коллизиями Игнатию пришлось покинуть город и продолжить обучение в парижской Сорбонне, где он основал Орден Духовных Рыцарей, впоследствии Орден Иисуса, также будучи студентом и вместе со студентами. Исходя из этого вывод напрашивается сам: раз Лойола и его товарищи основали Орден, будучи студентами университета и, следовательно, в его стенах, значит Орден стоит считать студенческим объединением, которое только впоследствии переросло в международный Орден духовной направленности. В большинстве случаев такая динамика — от студенческих орденов до духовных — характерна для периода позднего Средневековья, но, как правило, организации, возникшие в университетах, так и оставались студенческими корпорациями. Сами иезуиты свой Орден не считают студенческим объединением по той причине, что официально его утвердил папа римский в 1540 г., уже после того, как его члены окончили университет, хотя фактически он был образован почти на десятилетие раньше.
15 августа 1534 г. шесть первых членов нового ордена присягнули на верность братству, связав таким образом себя с ним, и по примеру других студенческих корпораций стали жить сообща в одном доме, полностью разделяя и поддерживая интересы Ордена.
Переехав в Рим, Орден Духовных Рыцарей настолько разросся, что начали думать об образовании монашеского Ордена и придумывать для него новое название. Игнатий Лойола говорил:
Я советую, назвать его Орденом Иисуса. Это наивысшее из всех имен было мне божественным образом внушено еще во время моего уединения в Манрезе
и недавно подтверждено, когда близ Рима Бог Отец приобщил меня к своему Сыну. Потому дорогие братья, нам нечего искать другого .
Через три года после подачи заявки папе римскому, Орден Иисуса утвердили как монашеский, с правом принятия в него студентов, наставлением и попечительством как за ними, так и за их имуществом.
Из монашествующего ордена Орден Иезуитов быстро переквалифицировался в образовательный, т. к. Игнатий Лойола понял, какую выгоду может получить, властвуя над умами людей. Изначально всю образовательную функцию Лойола отдавал университетам, но увидев, как студенты-иезуиты, создавая студенческие сообщества, тренировались в остроумии, занятиях наукой и проведении диспутов, задался идеей внедрения членов Ордена в университеты и не только. После чего еще при жизни Лойолы иезуиты стали преподавать в Римском, Ингольштадтском университетах. Открылись школы, гимназии и коллегии в Палермо, Риме, Ферраре, Флоренции, Падуе, Перудже, Неаполе, Монреале и т. д.
В Италии к концу 1554 г. и к началу 1555 г. насчитывается пятнадцать иезуитских гимназий, на Сицилии — три, из которых одна с университетским курсом, в Португалии — две, в Испании — две, одна из них с университетским курсом, в Германии — одна; всего 23 высших учебных заведения… кроме того, имеется 12 коллегий иезуитских учеников при католических университетах, где читают лекции иезуитские профессора (в Испании) .
Таким образом интеллектуальная деятельность захлестнула иезуитский Орден, породив высокообразованных клириков, способных быть не только миссионерами и преподавателями, но и духовниками европейских королей, играющими в их деятельности существенную роль, их советниками.
Иезуиты для своих студентов выпросили у папы особые милости, дающие им привилегии, которыми могут пользоваться лишь выпускники. Иезуитские коллегии имели право раздавать ученые степени наравне с университетскими, что университетским властям, мягко говоря, не нравилось и с чем они активно боролись. В самом начале всем несогласным с таким положением дел, будь то студент или профессор, грозили отлучением от Церкви, апеллируя к папской булле. Вот пример одного из правил иезуитского Ордена, утвержденного папой Павлом III:
.они могут иметь при университетах коллегии и для этих коллегий могут нанимать имения и другое имущество с доходами и процентами с них, дабы обращать их на пользу и надобность учащихся. Все доходы с коллегиальной собственности должны употребляться на воспитание учеников; по достижении ими достаточных познаний в науке, общество может после тщательного испытания принимать их в свою среду и давать места учителей .
Сами про себя и процесс обучения в настоящий момент иезуиты пишут так:
.в 1540 г. Иезуиты были вовлечены в работу в сфере образования. Сначала их внимание концентрировалось на подготовке новых членов Общества. Затем, в 1548 г., по просьбе жителей Мессины, Италия, Иезуиты открыли свою первую школу для светских студентов. Сегодня существует 3 730 иезуитских образова-
тельных учреждений по всему миру, которые дают образование 2,5 миллионам студентов. Немного более 4 000 Иезуитов и 125 000 светских и монашествующих сотрудников, а также священников работают вместе в апостолатах образования Общества, которые включают в себя школы программы Вера и Радость (Fe y Alegría), которые способствуют социальным переменам посредством целостного и народного просвещения среди неимущих, особенно в Латинской Америке и Испании. В систему образования входят также технические и профессиональные школы, так же, как и учреждения начального, среднего и высшего образования .
Изначально свои школы иезуиты создавали «не для деревенской детворы, не для миллионов тружеников, а для «избранной» молодежи: для сыновей феодалов, чиновников и купцов, а также для тех наиболее способных юношей скромного происхождения, которых они рассчитывали в дальнейшем превратить в иезуитов» . Братья иезуиты довольно серьезно отнеслись к процессу обучения, вследствие чего в середине XVI в. они поехали с миссионерской деятельностью в Америку, где в результате открыли три учебных заведения в Рио-де-Жанейро, Сан-Сальваторе и Фернамбуке, далее в Лиме, Куско и Лампасе.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Студенты-иезуиты по примеру других студентов при университетах стали создавать свои корпорации. Одной из таких знаменитых корпораций была Марианская Содалиция (от лат. sodalitas, atis — содружество, союз), образованная в 1631 г. в городе Гродно. У нее были свой устав, печать и привилегии. В Марианскую Содалицию входили студенты, особо почитавшие Богоматерь, отсюда и название корпорации. Как сейчас, так и более четырехсот лет назад студенческие корпорации религиозного толка придерживались определенных принципов, среди которых на первом месте всегда выступали духовность и служение.
Одна из современных студенческих корпораций находится в Береговом университетском городке Озера университета Лойола в Чикаго. 10 октября 1924 г. было создано студенческое братство Alpha Delta Gamma. Братство является иезуитским, что наглядно иллюстрирует его девиз «Ad Dei Gloriam» («За славу Божию») — сокращенный многовековой девиз иезуитов «Ad Maiorem Dei Gloriam» («К вящей славе Божией»), который был создан Св. Игнатием. Эта организация не допускает дискриминации на основании веры, расы или этнической принадлежности, основана на идеалах Общества Иисуса. Буквы, принятые для братства — ADG, служили сокращением его девиза.
Национальное братство Alpha Delta Gamma основано на Пяти Базовых Принципах, известных, как «Пять S»: Религиозность, Ученость, Служение, Дух учения и Общественное благо. Сегодня Alpha Delta Gamma оценивает Пять Базовых принципов всё также высоко. Каждая община в течение учебного года старается изо всех сил дополнить «Пять S» множеством аспектов. Но наиболее важно, что Alpha Delta Gamma всё еще помнит истинный смысл, почему ее Отцы-основатели начали разговор в тот судьбоносный день 1924 года. И этот смысл — Истинное Братство .
Принцип духовности основан на преданности христианским идеалам, мужественности и бескорыстному служению ближним. Принцип образованности указывает на то, что многие братства стремятся повысить интеллектуальный уровень своих выпускников посредством старательного обучения. В основе их
взгляда на образование находится идеал универсально образованного человека, способного применить свои знания в различных областях социальной практики. Под ним всегда понималось повышение интеллектуального уровня посредством усердного обучения, овладение профессиональными и социокультурными компетенциями. Служение — это одновременно и принцип, и обязанность, провозглашаемая всеми без исключения корпорациями. В первую очередь под ним понимается активная деятельность по борьбе с социальными пороками, участие в важнейших гражданских инициативах, работа ради достижения общественного блага. Иногда ценность служения раскрывается на примере понятия «во-лонтерство» — бескорыстный труд на благо окружающих. Как правило, кодексы предусматривают иерархию служения: человечеству, родине, колледжу, братству, своим коллегам. Принцип социальной направленности означает, что студенты вовлечены в социально значимую деятельность, реализуемую через благотворительные акции и волонтерство. Корпоративная деятельность, занятость в работе по развитию самой организации также рассматривается как фактор нравственного воспитания студентов. Эта совместная деятельность проходит в духе дружбы и взаимопомощи и способствует культурному, духовному и научному развитию.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить такие положительные моменты в образовательной и корпоративной политике Ордена, как целеустремленность, братство, уважение старшинства, веротерпимость, стремление к свободе, самоопределению, интеллектуальной деятельности. Все эти этические ценности позволили Ордену Иезуитов не просто выжить в нелегкие времена, но и дали возможность построить новые учебные учреждения, открыть собственные университеты и внедрить своих интеллектуалов в другие учебные заведения, создать коллегии и студенческие корпорации. Правильное использование своих ресурсов, выработка стратегии позволили Ордену воплотить большинство проектов в жизнь. Орден Иисуса — это синтез науки и веры, коллективного начала и индивидуализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бёмер Г. История ордена иезуитов / пер. с нем. Н. Попова. — М:. Ломоносовъ, 2012.
2. Иезуитское образование. — URL: http://www.jesuit.ru (дата обращения: 18.04.2014).
3. История иезуитского ордена, составленная по подлинным отчасти неизданным документам аббатом Гетто автором Истории Церкви во Франции и многих других исторических сочинений. — Т. 1, кн. 1-3: 1491-1598 / пер. О. А. Циклинской. — М.: Русская печать, 1912.
4. Радугина О. А. Дворянский род как субъект исторического развития и социокультурный институт общества. — Воронеж: ГУП ВО «Воронежская областная типография», 2011.