Орден картезианцев

Эта статья о религиозном ордене, также известном как цистерцианцы общего обряда. О ордене, основанном в аббатстве Ла-Траппе и известном также как цистерцианцы строгого соблюдения, см. В Trappists .

Орден цистерцианцев

(Sacer) Ordo Cisterciensis

Герб цистерцианцев

Сокращение

OCist или SOCist

Девиз

Cistercium mater nostra
» Сито — наша мать»

Формирование

1098 ; 922 года назад

Основатель

Роберт Молесмский , Стивен Хардинг и Альберик Сито

Основана в

Cîteaux Abbey

Тип

Католический религиозный орден

Штаб-квартира

Piazza del Tempio di Diana, 14
Рим , Италия

Аббат генерал

Мауро Джорджио Джузеппе Лепори

Головная организация

католическая церковь

Интернет сайт

www .ocist .org

Святой Бернар Клервоский , один из самых влиятельных ранних цистерцианцев, изображен здесь в исторически оформленном инициале .Вьетнамские цистерцианские монахи, стоящие в монастыре и носящие свои религиозные обычаи

В цистерцианцев ( / s ɪ s т ɜːr ʃ ən г / ) официально Орден цистерцианцев ( Latin : (Sacer) Ордо Cisterciensis , сокращенно OCist или SOCist ), являются Католический монашеский орден из монахов и монахинь , которые ответвляется от Бенедиктинцы и следуйте Правилу Святого Бенедикта . Они также известны как бернардинцы по имени очень влиятельного Бернара Клервоского (хотя этот термин также используется в одном из францисканских орденов в Польше и Литве ); или как Белые монахи , в отношении цвета «кукуллы» или белого хорового одеяния, которое цистерцианцы носили по своим привычкам, в отличие от черного кукуллы, который носили монахи-бенедиктинцы.

Термин цистерцианец (французское Cistercien ) происходит от Cistercium, латинского названия деревни Сито, расположенной недалеко от Дижона на востоке Франции. Именно в этой деревне группа бенедиктинских монахов из монастыря Молесме в 1098 году основала аббатство Сито с целью более точного следования Правилу Святого Бенедикта . Самыми известными из них были Роберт Молесмский , Альберик Сито и английский монах Стивен Хардинг , которые были первыми тремя настоятелями. Бернар Клервоский вошел в монастырь в начале 1110-х годов с 30 товарищами и помог быстрому распространению ордена. К концу XII века орден распространился по территории современной Франции, Германии, Англии, Уэльса, Шотландии, Ирландии, Испании, Португалии, Италии, Скандинавии и Восточной Европы.

Лейтмотивом цистерцианской жизни было возвращение к буквальному соблюдению правила св. Бенедикта . Отвергая некоторые изменения, которые претерпели бенедиктинцы , монахи пытались жить монашеской жизнью, как это было во времена святого Бенедикта ; действительно, в различных вопросах они выходили за рамки строгой экономии. Наиболее яркой чертой реформы было возвращение к ручному труду, особенно к сельскохозяйственным работам на полях, что было характерной чертой цистерцианской жизни. Цистерцианцы также внесли большой вклад в культуру и технологии средневековой Европы: цистерцианская архитектура считается одним из самых красивых стилей средневековой архитектуры ; а цистерцианцы были главной силой распространения технологий в таких областях, как сельское хозяйство и гидротехника.

Первоначальный акцент цистерцианской жизни был сделан на ручном труде и самодостаточности, и многие аббатства традиционно поддерживали себя такими видами деятельности, как сельское хозяйство и пивоварение эля . Однако на протяжении веков образование и академические занятия стали доминировать в жизни многих монастырей. Реформаторское движение, стремящееся к более простому образу жизни, началось во Франции 17-го века в аббатстве Ла-Трапп и стало известно как трапписты . В конце концов, в 1892 году трапписты были объединены в новый орден, названный Орденом цистерцианцев строгого соблюдения ( лат . Ordo Cisterciensis Strictioris Observantiae ), сокращенно OCSO. Цистерцианцы, которые не соблюдали эти реформы и оставались в Ордене цистерцианцев, иногда называются цистерцианцами общего обряда в отличие от траппистов.

29.11.2002

С 9 века, после реформы монастырей, осуществлённой Людовиком Благочестивым, западноевропейское монашество должно было придерживаться устава святого Бенедикта Нурсийского. Не отрицая отшельничества, Бенедикт считал наиболее доступной большинству формой жизни — монашеское общежитие, которое он представлял себе как «школу служения Господу» (dominici schola servitii). Целью монашеской жизни является «бегство от казней геенны в жизнь вечную». Монах трудами послушания и своим терпением стремится сделаться сопричастным Христу. Полная нищета, целомудрие, молчание, а также долгие молитвы и строгое соблюдение постов характеризуют совершенного монаха. Достичь этого идеала можно с помощью смирения и послушания.

Интерес короля к монастырям объяснялся его желанием поставить их на службу делу укрепления своей империи. Поэтому к 11 веку монастыри перестали быть местом уединения и внутренней сосредоточенности. Они напоминали гудящий улей. Монастырь и деревня вокруг него, как правило, составляли единый комплекс. Здесь было всё: огромные земельные угодья, загоны и пастбища для скота, сады и огороды, ремесленные мастерские, школа для мальчиков, больница, аптека, постоялый двор, рынок и помещения для заезжей знати.

Хозяйственное благополучие монастырей позволяло отдельным монахам заниматься наукой, искусством, литературой. Именно им мы и обязаны расцветом богословия и монастырской культуры в эпоху раннего Средневековья. Монастыри пополнялись в значительной степени за счёт того, что знать, чтобы не делить наследство, отдавала туда своих младших детей, одновременно снабжая монастыри значительными средствами. Таким образом, новые монастыри основывались не столько по религиозным мотивам, сколько в силу экономических и социальных причин. Ведь основание нового монастыря было выгодным капиталовложением.

Не удивительно поэтому, что в 11 веке часть монахов, вдохновлённых Евангелием и трудами восточного монашества, начинает искать новые пути к восстановлению «апостольского образа жизни». Установившиеся формы западного монашества, жизнь средневековой церкви с её величественными соборами, школами, с её феодальной иерархией, то есть всё это показное, внешнее, земное «Царство Божие» они воспринимали как нечто мирское и суетное, от чего нужно было бежать. Так вновь появились «пустынники». В Европе они чаще всего селились в непроходимых лесах, где могли свободно вести аскетическую жизнь, предаваясь труду и молитве.

Главным для отшельников было иметь время для более глубокого познания Бога. Одним из правил была постоянная молитва, то есть монахи должны были постоянно ощущать Божественное присутствие. Длинные богослужения были заменены «сугубыми» молитвами, то есть упор явно делался на индивидуальную искренность, а не на «объективные» культовые ритуалы. Жили они собственноручным трудом, питались весьма скудно. Одним словом, отшельники призывали «жить в соответствии с природой» (vivere secundum naturam). Причём под «природой» они понимали природу человека, созданного по образу и подобию Божию, из чего следовало, что человек должен установить доверительные отношения с Богом, жить в гармонии со всеми существами.

Группа таких отшельников поселилась в лесу неподалёку от аббатства Сен-Мишель-де-Тоннэр, которое возглавлял Роберт, известный впоследствии как святой Роберт Молезмский. Искреннее благочестие эремитов произвело сильное впечатление на Роберта и вызвало сомнения в праведности собственной жизни. Он предпринял неудачную попытку установить более строгий порядок в своём аббатстве, что вызвало конфликт с братией. Вскоре Роберт слагает с себя обязанности аббата и удаляется простым монахом в другой монастырь. А в 1075 году, получив разрешение Папы Римского, основывает вместе с несколькими монахами скит в Молезмском лесу.

Уже в скором времени этот скит превратился в средоточие интенсивной религиозной жизни. В 1079 году монастырь посетил епископ города Труа Гуго Второй. Он был потрясён аскетизмом иноков и, руководствуясь благородными побуждениями, допустил ошибку: он стал осыпать подарками обитель. Следуя его призыву, знать стала отписывать монастырю земельные угодья. И через несколько лет от идеала суровой отшельнической жизни ничего не осталось. Роберт покидает свой монастырь и проводит несколько лет в затворничестве в другой обители. По настоянию церковных властей он возвращается затем в Молезм, но вернуть прежний характер монастырю ему не удалось.

В 1098 году, добившись разрешения Папы Римского, Роберт вместе с 21 монахом основывает новый монастырь в лесу у селения Сито примерно в 20 километрах от Дижона. «Некоторые мужи, без сомнения мудрые, исполненные возвышенных целей, — говорится в истории основания монастыря Сито, — хотели полностью отдать себя небесным исканиям, а не блуждать путано в мирских делах». Основой монашеской жизни являлось строгое исполнение бенедиктинского устава. Монастырь в Сито стал колыбелью ордена цистерцианцев, получившего своё название от латинской формы Сито — Cistercium.

Через полтора года Роберту, по распоряжению Папы Римского, пришлось вернуться в Молезсмский монастырь, а обитель в Сито возглавил Альберих. Он и составил, взяв за основу бенедиктинский устав, первый свод правил цистерцианцев, утверждённый затем Папой Римским. А в 1119 году преемник Альбериха, английский бенедиктинец Стефан Гардинг расширил устав цистерцианцев, придав ему окончательный вид. Он получил название Charta Caritatis — Хартия любви. Цистерцианские правила предусматривали строжайшее соблюдение бенедиктинского устава в его первоначальной форме; суровую простоту в богослужениях, церковной архитектуре; обязательность ручного труда; равенство всех монахов обители; единое руководство всем орденом из монастыря в Сито; регулярное инспектирование монастырей ордена. Сначала строгость устава цистерцианцев препятствовала увеличению числа монахов, но после того, как в 1112 году в орден вступил Бернард, известный впоследствии как святой Бернард Клервоский, число цистерцианцев стало быстро расти.

Личность Бернарда включала в себя практически все человеческие качества — от высочайшей духовности до религиозного фанатизма. Святой и политик; аскет и «делатель» пап; мистик и советник королей; чудотворец и видный богослов; вдохновитель крестовых походов и ярый противник еврейских погромов. Бернард Клервосский был человеком универсальным, истинным носителем духа Средневековья. Он был талантливым музыкантом и архитектором, строителем первых готических соборов. Он разработал учение о гармонии и божественном свете, оживляющем природу. В своих комментариях к «Песни песней» он обосновал плотскую любовь, за что его впоследствии называли отцом куртуазной поэзии.

Бернард был гениальным проповедником и знатоком человека, умевший зажечь божественный свет в душах людей. Что-то необыкновенное было в его глазах, сверкавших на бледном лице, а голос его заставлял слушателей трепетать. Бернард открыто бросал обвинения епископам и был в состоянии поднять на ноги весь мир. Он пользовался большим уважением среди современников за благородство своих принципов, которым он неуклонно следовал.

Бернард был абсолютно нечувствительным к мирским делам. Будучи созерцателем, Бернард боролся за своё право верить не рассуждая. Он ставил веру выше слова. Он не отрицал разум, но требовал свободного выбора, а не предписаний. Разум, по мнению Бернарда, может быть советчиком, но не судьёй.

В Средние века цистерцианские монастыри были средоточием богословия и мистики. Цистерцианцы значительно способствовали распространению христианства среди пруссов и венедов. В монастырских колледжах большое внимание уделялось теологии и философии.

К началу 13 века ордену принадлежали около 2 тысяч монастырей — во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Поэтому Бернарда называют вторым основателем ордена, а цистерцианцев иногда называют бернардинцами.

Весь орден возглавлял аббат центрального монастыря в Сито. В его обязанность входило ежегодное инспектирование всех монастырей ордена. Если глава ордена сам не мог провести инспектирование, то для этого назначался другой аббат. Главный аббат вместе с аббатами 4 старейших цистерцианских монастырей составляли коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором Папы Римского. Высшей инстанцией ордена являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито.

Цистерцианцы носят в монастыре белые одежды с чёрным наплечником, чёрный капюшон и чёрный шерстяной пояс. На улице они носят серые одежды, поэтому в народе их называют иногда «серыми братьями».

С конца 12 века начинается упадок ордена вследствие внутренних конфликтов и отступления от строгих правил. В 17 веке орден раскололся на две группы. Одна из них требовала строгого соблюдения устава, а другая допускала отклонения от него. В период Французской революции 1790 года орден цистерцианцев, как и все прочие, был упразднён. В 19 веке в Австро-Венгрии и Германии почти все цистерцианские монастыри также были закрыты. Возрождение ордена началось лишь в начале 20 века.

Монастырь в Сито, как и другие цистерцианские обители, очень скоро перестал отвечать идеалу его основателя — Роберта Молезмского. Однако заветом ордену, да и всем верующим может послужить сама жизнь Роберта, постоянно стремившегося жить истинно по-христиански и постоянно мучившегося сомнениями. Движение вперёд важнее застывших, кажущихся извечно неизменными форм. Возможно, потому, что извечно неизменных форм не бывает. Ведь наша жизнь — это живая история, а не состояние.

Картезианский монастырь Сан-Джакомо, или Чертоза, – одна из значимых достопримечательностей Капри.

Находится он в двух шагах от Садов Августа, однако если Сады Августа ломятся от посетителей, то монастырь словно накрыт шапкой-невидимкой. Мимо него проходят многочисленные туристы, но редко кто заглядывает внутрь.

Меж тем место интересное, историческое. Кроме того, зимой там можно спрятаться от ветра, летом – от солнца и от толп туристов.

Из монастырского сада открываются замечательные виды.

История Чертозы

Монахи-картезианцы прибыли на Капри в 14 веке. В это время (с 1266 по 1442 годы) островом правила Анжуйская династия, которая способствовала распространению французского монашеского ордена картезианцев в своих владениях.

Учредитель ордена картезианцев – Святой Бруно, который в 1084 году в предгорьях Альп недалеко от Гренобля основал монастырь Гранд Шартрез, где установил свои правила.

Монахи-картезианцы придерживались строгой аскезы, проводили большую часть времени в молчаливом уединении. Фактически это были отшельники, собранные в едином месте (молчком-молчком, а изобрели ликер шартрез в своем Гранд Шартрез 🙂 ).

У каждого из монахов должно было быть свое жилище с куском собственного сада, пищу и нужные вещи ему передавали через окошко кельи. Обычно при картезианских монастырях были большие библиотеки, а монахи занимались переписыванием священных книг. Картезианские монастыри в Средневековой Европе играли роль интеллектуальных центров.

Картезианский монастырь Сан-Джакомо на Капри был построен в 1371 году по инициативе секретаря королевы Иоанны I Анжуйской, графа Джакомо Аркуччи. Его изображение сохранилось на портале перед входом в церковь: художник Никколо ди Томмазо изобразил на фреске Деву Марию с младенцем, Святых Иакова и Бруно, а также непосредственных основателей монастыря: королевы Иоанны I и Джакомо Аркуччи. После смерти граф был захоронен в этой церкви, а после упразднения монастыря его останки перенесли в Сан-Стефано, главный собор Капри.

Впоследствии монастырь разрастался и расширялся. В 15 веке сильно пострадал от набегов пиратов, которые его разрушили почти до основания. Для защиты от сарацинов монахи укрепили стены и построили башню.

Одним монастырем картезианцы не удовольствовались. Так, в соседнем горном селении Анакапри в 1378 году ими была построена башня Материта (в 1900 году ее купил шведский врач Аксель Мунте). Для сообщения со своими анакаприйскими владениями они пользовались тропой Пасатьелло.

Отношения местного населения с пришлыми монахами не задались. Изначально картезианцам были даны большие привилегии, у местной коммуны в пользу монастыря были отобраны земли (пригодной земли на Капри и так с гулькин нос). Противостояние достигло высшей точки, когда в 17 веке на остров пришла чума. Монахи-отшельники отказывались принимать больных и умирающих и в какой-то момент закрыли двери монастыря. Тогда местные стали перебрасывать чумные трупы через монастырские стены.

В 1806 году, при Наполеоне, Чертозу, к вящей радости каприйцев, закрыли, и монахи-картезианцы покинули Капри.

Впоследствии помещения монастыря Сан-Джакомо использовались как казармы, дом инвалидов, тюрьма для военнослужащих.

Только в 20-х годах прошлого века историческое здание перешло в ведение Министерства культуры, и в 1927 году здесь началась реставрация.

Сейчас в бывшем картезианском монастыре открыт музей.

Время работы музея и стоимость билетов

Музей открывается в 10 утра и работает:

в мае — до 18,

летом — до 19,

в сентябре и октябре – до 17,

в ноябре и зимой – до 15.30.

Выходной день: понедельник.

Билет стоит 6 €.

Посещение Чертозы

Вход в картезианский монастырь находится с восточной стороны, с Via Certosa.

Проходим через двойные ворота и коридор. Вход – как в настоящую крепость. Впрочем, многие средневековые монастыри выполняли, помимо прочего, функцию крепостей.

Перед входом в монастырь находилась аптека и Женская часовня.

Церковь Сан-Джакомо

Оказавшись за монастырскими стенами, проходим в церковь Сан-Джакомо. Она однонефная, узкая и протяженная.

Кое-где сохранились остатки фресок. Церковь была расписана между 1699 и 1710 годами художниками Диодато Веспиниани и Франческо Моттола. Мотив фресок — жизнеописание Святого Иакова (Сан-Джакомо).

На стенах висят картины

Лучше всего сохранились росписи над входом

На фреске над входом изображена битва при Клавихо в 844 году между испанцами и арабами, одно из великих сражений Реконкисты. Битва произошла после отказа испанцев заплатить арабам традиционную дань — отдать им 100 невинных девушек.

Якобы во время боя впереди христианского войска явился Святой Иаков на белом коне, и его присутствие решило исход сражения. После битвы при Клавихо к имени святого стали прибавлять «Матаморос» (истребитель мавров) — Сантьяго (по-итальянски — Джакомо) Матаморос.

Архиепископский трон

Музей Дифенбаха

В бывшей монастырской трапезной и галерее сейчас находится музей немецкого художника-символиста Карла Вильгельма Дифенбаха.

В рассказе про виллу Лисис (Ферзен) я писала, что в конце 19-го века на Капри потянулась богема, в том числе весьма неординарные личности, вступившие в противоречия со всем миром и удалившиеся на маленький райский остров, чтобы там жить по своим правилам.

Дифенбах был из их числа. В молодости он переболел тифом, после которого стал инвалидом. Одновременно что-то перевернулась в его сознании. Он начал проповедовать натурализм и вегетарианство, решив, что может вылечиться, ведя здоровую жизнь, не связанную никакими условностями, простую, как у животного: ходить без одежды, спать с кем хочется, больше двигаться, не есть мяса.

Из Мюнхена он перебрался в заброшенную каменоломню в пригороде, потом уехал в Египет. Вернувшись, основал под Веной коммуну из своих единомышленников, а когда та развалилась из-за его авторитарных замашек, Дифенбах переехал на Капри, и там, кажется, его мятежная душа успокоилась. До самой смерти (он умер в 1913 году на 63-м году своей жизни) он жил на острове, наслаждаясь его красотой и занимаясь творчеством. Помимо картин в духе символизма, он писал многочисленные пейзажи Капри и стал частью истории и культуры острова.

Автопортрет художника

Каприйские пейзажи

Мистические картины

Музей хороший, я с интересом посмотрела картины Дифенбаха.

Большой и Малый дворы

Из галереи есть выход в Малый двор монастыря, их которого хорошо видна Часовая башня с необычным барочным надвершием.

Спускаемся в Большой двор. В этот двор выходили кельи монахов-отшельников.

Под двором находилась цистерна, призванная обеспечивать потребности монастыря в воде.

Монастырские сады

Выйдя из монастыря, мы попадаем в монастырские сады, которые представляют собой кусок дикого средиземноморского леса.

Аллея фикусов

Пройдя тенистые заросли, мы выходим к обрыву. Дорожка идет по краю скалы. Поднимаемся вдоль ограды, любуясь открывающимися видами.

По крутому склону разбросаны маленькие виллы

На одном из уступов – забетонированная смотровая площадка с лавочкой

Вид на Марина Пиккола. К этому узкому островку в летний сезон причаливают туристические кораблики

Грот в скале

Указатель на дуб императора Августа

Некогда император Октавиан Август заметил, что старый дуб, мимо которого он, бывало, проходил, вдруг словно возродился, встрепенулся, его опустившиеся было ветви поднялись и словно налились молодой силой. Император, человек суеверный и во всем видевший знаки, посчитал это хорошей для себя приметой. Об этом событии упоминает историк Светоний.

Император умер 19 августа 14 года н.э., а спустя 2 тысячи лет, день в день, 19 августа 2014 г., здесь был посажен молодой дуб.

Около дуба — еще одна смотровая

Отсюда хорошо виден отель Луна.

Он находится между Садами Августа и монастырем Сан-Джакомо и так замаскирован, что почти не просматривается с Садов Августа. А вот из монастырских садов видно, какое козырное место занимает отель и какие у номеров панорамные террасы.

Над отелем Луна возвышается вилла Blaesus «пушечного короля» Альфреда Круппа, которую впоследствии некоторое время (1906-1909 гг) снимал Горький и на которой он принимал Ленина. Сейчас там отель Villa Krupp 3*.

В дальнем углу монастыря скрывается Сад Приора – недавно восстановленный маленький садик, в котором растут апельсины, инжир и лекарственные травы.

В монастыре также размещена большая библиотека.

Вот таким предстал передо мной картезианский монастырь Сан-Джакомо, каприйская Чертоза. Я могу сказать, что мои ожидания были даже превышены. С удовольствием познакомилась с творчеством Дифенбаха, посмотрела церковь, прогулялась по монастырским дворам, а уж сады с их бельведерами были дополнительным и, надо сказать, восхитительным бонусом.

Прелестный и тихий уголок незатоптанного Капри.

Отели на Капри

Календарь дешевых цен на авиабилеты

Онлайн-экскурсии по городам мира
Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye
Полезные сайты для подготовки к путешествию

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Ещё…

Огромное влияние на развитие теоретической мысли в физике ХVII в. оказал великий французский мыслитель и ученый Рене Де­карт (Картезий). Критически пересмотрев старую схоластическую философию, он разработал рационалистическую методологию тео­ретического естествознания. («Оставим книги, посоветуемся с разу­мом!» — говорил Декарт.) Революционное значение для развития ес­тествознания имело его знаменитое «Рассуждение о методе» (1637), где провозглашены новые принципы научного мышления и новые средства математического анализа в геометрии и оптике.

Требование простоты и ясности — основной принцип методоло­гии Декарта. Поэтому в научной системе Декарта первостепенную роль играют простота и очевидность математических аксиом и принципов. Выводы из аксиом (простых, очевидных положений) получа­ются логическим путем, путем математических рассуждений. В про­верке результатов важную роль играет опыт.

Рационалистическая методология вполне естественно приводит Декарта к аналитической геометрии и геометризации физики. От­влеченные числовые соотношения проще и абстрактнее геометри­ческих; отсюда вытекает задача сведения геометрических характе­ристик (положение точки в пространстве, расстояние между точка­ми и др.) к числовым отношениям. Решая эту задачу, Декарт создает аналитическую геометрию.

Декарт закладывает основы механистического мировоззрения, центральная идея которого — идея тождества материальности и про­тяженности. Мир Декарта — это однородное пространство, или, что то же самое, протяженная материя. «…Мир, или протяженная мате­рия, составляющая универсум, не имеет никаких границ». Все изме­нения, которые наблюдаются в этом пространстве, сводятся к единственному простейшему изменению — механическому перемещению тел. «Дайте мне материю и движение, и я построю мир» — таков лейтмотив, идейное знамя картезианской физики.

Декарт — основоположник научной космогонии. Он автор первой новоевропейской теории происхождения мира, Вселенной. Хотя мир создан Богом, Бог не принимает участия в его дальнейшем раз­витии. Мир развивается по естественным законам. Законы природы достаточны для того, чтобы понять не только совершающиеся в при­роде явления, но и ее эволюцию. Декарт допускает, что природа была создана Богом в виде первоначального хаоса ее частей и их движе­ний. По Декарту, однородная материя дробима на части, имеющие различные формы и размеры. В процессе дробления и взаимодейст­вия формируются три группы элементов материи — легкие и разно­образной формы (огонь); отшлифованные частицы круглой формы (воздух); крупные, медленно движущиеся частицы (земля). Все эти частицы вначале двигались хаотически и были хаотически перемеша­ны. Однако, по мнению Декарта, законы природы таковы, что они достаточны, чтобы заставить части материи расположиться в весьма стройном порядке. Благодаря этим законам материя принимает форму нашего «весьма совершенного мира». Среди этих законов при­роды — принцип инерции * и закон сохранения количества движения. Из первоначального хаоса благодаря взаимодействиям частиц обра­зовались вихри, каждый из которых имеет свой центр. Непрерывное трение частиц друг о друга шлифует их и дробит. Отшлифованные круглые частицы, находясь в непрерывном круговом движении, об­разуют материю «неба», раздробленные части выпираются к центру, образуя материю «огня». Этот огонь из тонких частиц, находящихся в бурном движении, формирует звезды и Солнце. Более массивные частицы вытесняются к периферии, сцепливаются и образуют тела планет. Каждая планета вовлекается своим вихрем в круговое движе­ние около центрального светила.

Космогоническая теория Декарта объясняла суточное движение Земли вокруг своей оси и ее годовое движение вокруг Солнца. Но объяснить не могла других особенностей Солнечной системы, в том числе законов Кеплера. Это была умозрительная космогония, натур­философская схема, не обоснованная математически. И тем не менее ей присуще великое достоинство — идея развития, поразительно сме­лая для той эпохи.

Эволюционная картина мира быстро распространялась в науке. Величием открывавшихся горизонтов учение Декарта захватило луч­шие умы и надолго определило дальнейшее развитие физики и всего естествознания. Большая часть XVIII в. в истории естествознания прошла под знаком борьбы картезианства и ньютонианства. Несмот­ря на то что Ньютоново направление на том этапе развития науки было более прогрессивным, общие идеи Декарта продолжали оказы­вать серьезное влияние на формирование научных взглядов XVIII в. и даже XIX в., а разработанная им идея космического вихревого движения не раз возрождалась в астрономии и космогонии вплоть до ХХв.

Великий Ньютон имел все основания заявить: «Если я вижу дальше Декарта, то это потому, что я стою на плечах гиганта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *