Ортодоксальные евреи

Харедим

Иудаизм

основные понятия

См. также

Портал «Иудаизм»

Типичные молодые харедим читают агитационные афиши в поддержку блока «Яхадут ха-Тора» в правительстве Шарона во время размежевания

Хареди́м (ивр. ‏חרדים‏‎) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется исполнение правил и обычаев с максимальными строгостями.

Интересы харедим в парламенте Израиля и органах местного самоуправления в значительной мере представляют ультрарелигиозные политические партии. В израильской политике эти партии выступают против нарушений законов Торы на государственном уровне. Депутаты Кнессета из числа харедим принципиально не занимают министерские посты, но иногда руководят министерствами в чине замминистра. В Израиле харедим составляют около 800 тысяч человек — это 9 % еврейского населения Израиля от 20 лет.

Группы

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 27 марта 2017 года.

По историческому происхождению и традициям выделяют две основные группы:

  • Ашкеназийские харедим — потомки восточно-европейских и центрально-европейских евреев.
  • Сефардские харедим — выходцы из стран Средиземноморья, северной Африки и Ближнего Востока.

По направлению в иудаизме:

  • Хасиды — религиозное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века. Основателем его считается Баал Шем-Тов. Отличается более эмоциональным подходом к религиозной жизни. Среди «хасидов» выделяют множество «дворов» (общин) («Гур», «Бэлз», «Сатмар», «Бобов», «Махновка», и пр.) Во главе каждого «двора» стоит (в «Любавич» и «Бреслев» стоял в прошлом) ребе, направляющий своих последователей. Отличаются наибольшей аскезой.
  • Литовское направление — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме. Начала формироваться на территории восточной Европы в XVIII веке. Отличается рациональным подходом к изучению Торы. Среди раввинов, оказавших влияние на формирование мировоззрения, были Виленский Гаон, Хафец-Хаим, Хазон-Иш и другие. Также известна как «миснагдим», буквально «противники», то есть оппоненты хасидов.
  • Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, насчитывают примерно 300 тысяч человек).
  • ХАРДАЛ, хардальники — (аббревиатура от «национальные харедим») — наиболее консервативная часть сторонников религиозного сионизма, чей образ жизни находится ближе к ультраортодоксам (харедим), чем к современным ортодоксам, не включаемым в число харедим.

Разделение на направления является в определённой мере условным, поскольку как среди последователей литовского течения, так и среди хасидов есть и сефарды; нет чёткой границы между «Хардаль» и частью бреславских и любавических хасидов, стоящих на просионистских позициях, а также между «литваками» и «современными ортодоксами» (не харедим).

Особенности

Освобождение от службы в армии.

Юноши-харедим, учащиеся в ешивах, освобождались от службы в израильской армии со времени создания государства. Изначально речь шла о нескольких сотнях человек, но со временем количество харедим призывного возраста значительно увеличилось. В июле 2002 года вступил в силу Закон Таля, позволяющий учащимся в ешивах получать автоматически отсрочку от призыва до достижения возраста 22 лет. Затем отсрочка либо продлевалась ежегодно для тех, кто продолжал учёбу в ешиве или колеле, а прочим предлагался выбор между призывом на 16 месяцев или прохождением альтернативной службы в течение года. При этом ученикам ешив и коллелей запрещалось устраиваться на работу даже на неполную ставку. Закон был принят в качестве временной меры сроком на пять лет и был продлён ещё на пять лет. В феврале 2012 года Закон Таля был признан неконституционным Верховным судом, и в августе 2012 года срок действия этой нормы истёк. По действующему закону харедим, получив повестку, должны явиться на призывной пункт в общем порядке (и могут быть арестованы за неявку), но затем их призыв, как правило, откладывается по распоряжению министра обороны как нецелесообразный.

В 2002 году в составе Бригады Кфир был образован 97-й батальон «Не́цах Йехуда́» (ивр. ‏נצח יהודה‏‎, неофициально называется также «На́халь Хареди́» (ивр. ‏נח»ל חרדי‏‎) для харедим, желающих служить в армии, при этом строго соблюдая религиозные обряды, например, на их базах не проходят службу девушки, изучение Талмуда входит в распорядок дня, а надзор над кашрутом (кошерностью продуктов) осуществляется на уровне, принятом в общинах харедим. Заодно многие из них приобретают гражданскую профессию. Тем не менее, значительную часть батальона составляют выходцы из семей харедим, отчисленные или бросившие учёбу в ешиве ещё до призыва в армию (многие из них, либо их родителей примкнули к харедим лишь на каком-то этапе своей жизни и не вписались полностью в эту прослойку), а также выходцы из наиболее ортодоксальных кругов религиозных сионистов, то есть не харедим по происхождению, предпочитающие службу совместно с харедим. Большинство призывников из семей религиозных сионистов предпочитают службу в рамках Хесдер, то есть совмещая учёбу в ешиве со службой в армии в течение пяти лет, из которых от 16 до 24 месяцев приходятся на военную службу.

Система образования

Существует отдельная негосударственная система учебных заведений. Мальчики учатся отдельно от девочек. Обучение мальчиков начинается с 3 лет. Сначала мальчики учатся в хедере, где подробно изучают Хумаш с комментариями, продолжают в ешиве, а после женитьбы — в колеле. Глубоко изучаются Вавилонский Талмуд и Галаха. Светские предметы изучаются в минимальном объёме, либо не изучаются совсем.

Одежда

Одежда харедим похожа на униформу и характеризуется прогрессирующей аскетичностью. В одежде преобладает чёрный цвет.

Круглый год мужчины одеваются в чёрные костюмы, белые рубашки, чёрные шапочки (ермолки) и чёрные шляпы. Многие мужчины под рубашкой носят талит-катан из чистой шерсти.

Женщины одеваются не менее аскетично. Длинные юбки, длинные рукава. Замужние покрывают волосы платком или париком или париком со шляпкой. В некоторых хасидских общинах харедим наголо обритые жёны носят на голове платок. Одежда красного цвета считается запрещённой. Тенденция последних лет — женщины-харедим стали избегать цвета в одежде вообще. Использование косметики большинство харедим не приветствует.

Семья

Идеология харедим ратует за многодетность. Большинство семей многодетные, в среднем насчитывают 7-8 детей, получающие пособия. Пару для своего сына или дочери подыскивают родители, пользуясь, как правило, услугами свах. Добрачные связи запрещены. Процент разводов ниже, чем среди других израильтян.

Трудоустройство

Большинство харедим-мужчин в Израиле официально не работает или работает минимальное количество часов, посвящая большую часть времени изучению Торы. Число ультраортодоксальных израильских мужчин, работающих в настоящее время, составило менее 50 % — в первые три месяца 2017 года официально трудоустроены были 49,6 % харедим. В то же время число работающих женщин-харедим остается неизменным — 73 %. Основу бюджета семьи составляют государственные дотации и, часто, заработок жены. Также они пользуются льготами, медицинскими страховками и т. п. как и все граждане Израиля. Однако небольшая часть харедим принципиально не пользуются никакими пособиями государства, против существования которого они выступают, и в целом избегают вступать с ним в какие-либо отношения вплоть до обеспечения своих кварталов электричеством, производимым собственными генераторами (также из-за опасений нарушения законов шаббата сотрудниками Электрической компании).

Районы проживания

В Израиле существуют отдельные города, где большинство жителей является харедим (Бней-Брак, Эльад, Бейтар-Илит, Бейт-Шемеш, Модиин-Илит, Рехасим и др.). Во многих крупных городах, в том числе в Иерусалиме, есть отдельные кварталы, где селятся, в основном, харедим, например, Меа Шеарим. В США и Канаде есть несколько районов харедим, в основном, в Бруклине, Торонто и Монреале, а также несколько небольших городков в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси, где харедим составляют значительную часть населения.

Основные черты

Основная статья: 13 принципов веры

  • Иудаизм предлагает всем людям и народам принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Библией на всё человечество: в то время как еврей обязан соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт. 9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, современный иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и рассматривается евреями как их национальная религия.
  • Приверженцы иудаизма считают, что иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу (еврейская концепция «Богочеловека») — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
  • Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.
  • Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
  • Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
  • Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

  • При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
  • Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
  • Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2:4).

Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элияxу), который был взят на небо живым.

  • Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле.

О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниэль) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Этапы формирования

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

В качестве религиозного течения ортодоксальный иудаизм сложился в первой половине XIX века в качестве реакции на возникновение реформизма в иудаизме, распространение Хаскалы и секуляризацию еврейской жизни в ходе эмансипации. Термин «ортодокс» впервые возник в конце XVIII в. и служил в устах просвещённых евреев Германии презрительным прозвищем противников изменений в религиозной и общественной жизни еврейства; сами противники таких изменений называли себя йереим (`богобоязненные`) или харедим (`трепещущие(имеется в виду перед Всевышним)`) и лишь с середины XIX в. стали именовать себя также ортодоксами. В конце XIX в., когда сформировалось ортодоксальное течение в еврействе Восточной Европы, его приверженцы именовали себя адуким (`набожные`) или датиим (`религиозные`) в противоположность хофшим (`свободомыслящие`). Эти названия привились затем и в Израиле, где подавляющее большинство традиционного еврейства было ортодоксальным. После образования еврейского государства в употребление вошло противопоставление датиим — хилоним (`светские`).

Течения

Ортодоксальный иудаизм в среде русскоговорящих евреев Израиля представлен самыми разными направлениями: «литовская школа» (например, организация Толдот Йешурун, основанная р. Ицхаком Зильбером), ХаБаД (например, организация «Шамир»), «религиозный сионизм» (например, организация «Маханаим»), хасидизм бреславского и карлин-столинского направления и многие другие.

Литваки

Основная статья: Литваки

Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма, хронологически появились раньше хасидизма и религиозного сионизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры — иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве.

Литваки являются последователями Виленского Гаона рабби Элиягу бен Шлоймэ Залманa, который возглавлял активную оппозицию хасидизму. Приверженцы хасидизма дали своим противникам название миснагдим (сопротивленцы, ивр. в ашкеназском произношении).

Хасидизм

Основная статья: Хасидизм

Религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Украине.

Нетурей карто

Основная статья: Нетурей карто

Движение в иудаизме, активно выступающее против сионизма и существования государства Израиль.

Ортодоксальный модернизм

Основная статья: Ортодоксальный модернизм в иудаизме

Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения.

В XIX веке начальные формы «Ортодоксального модернизма» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820—1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808—1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец — гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм

Основная статья: Религиозный сионизм

Иное направление «Ортодоксального модернизма» — религиозный сионизм — было создано в 1850 году р. Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано р. Авраамом-Ицхаком Куком.

Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США).

Сегодня представители — р. Авраам Шапира (умер в 2007 г.), р. Мордехай Элон, р. Соломон Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль).

В русскоязычной еврейской общине принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р.Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

> См. также

  • Талмудический иудаизм
  • Консервативный иудаизм
  • Реформистский иудаизм
  • Реконструктивистский иудаизм
  1. Ноевых сынов законы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. Иудаизм — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако, монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также версия, что первым был египетский фараон Эхнатон (1364—1347 гг. до н. э.), провозгласивший единого Бога — Атона. Однако весьма возможно, что Эхнатон жил после Моисея, и заимствовал монотеизм из иудаизма.
  4. митнагдим — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  5. Azriel Hildesheimer англ. Azriel Hildesheimer

Внешний вид

Ортодоксальные евреи считают, что они должны строго следовать не только лишь священному писанию – Торе, но и многим обрядам предков, которые жили во времена расцвета иудаизма в Речи Посполитой в 14-17 вв. Именно поэтому внешний вид этих людей нередко весьма странный, согласно мнению современного человека.

Приверженцы именно этого течения в иудаизме носят одежду исключительно двух цветов – белого и черного (это также касается и белья). При этом обязательно на голове должна быть шляпа. По праздникам ортодоксы надевают меховые шапки, которые бывают двух видов:

  1. Сподаки. Изготавливаются из бобрового меха, высокие. Обязательно черного цвета.
  2. Штраймлы. Плоские шапки из соболиного меха.

Кафтаны их имеют различные вариации. Они могут быть разной длины. Цвет может быть как просто черным, так и в белую полоску (такие одежды одеваются преимущественно на праздники вместе с особой белой шапочкой с помпоном).

Какая еще есть одежда ортодоксальных евреев? Так, имеется один весьма интересный вторичный религиозный признак таких людей – это кисточки, которые торчат из-под одежды. Именно они – обязательный атрибут талеса (особой материи, которая может как покрывать все тело человека во время молитвы, так и быть частью нательного белья). Главное назначение этих кисточек прописано в Торе. Выглядывая из-под одежды, они должны напоминать о Боге и о том, что ежеминутно ему надо служить.

Несколько слов о женщинах

Какие они, ортодоксальные евреи-женщины? Изначально надо сказать о том, что после замужества такие дамы стригут волосы как можно короче или вовсе бреют голову на лысо. Традиция эта пришла еще со времен Средневековья, когда таким образом женщины защищали себя от посягательств мужчин. Но и сегодня она не утратила своей актуальности у ортодоксов.

Замужние дамы также должны быть верными своим мужьям. Ведь у ортодоксов ребенок, родившийся не от мужа, является страшным грехом, пятном семьи. Дальше он не сможет нормально жить: учиться, выйти замуж или жениться. Если же малыш рожден незамужней девушкой, он будет обычным евреем.

Относительно роли женщины ортодоксы придерживаются старомодных правил. Так, область деятельности жены – это семья, дом, дети, уют. Все остальное – это для мужчин. Однако женщина в этой религии никогда не была собственностью мужа. Она имеет широкий круг прав и свобод. Женщину в некоем смысле даже почитают, поклоняются ей. Однако только в стенах своего дома.

Также надо отметить, что ортодоксальные евреи не находятся рядом с женщинами в общественных местах: автобусах, парикмахерских и т.д. Кроме того, они стараются не ходить по одной стороне улицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *