Осанка для детей

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении. «Привычное положение тела» — это то положение тела, которое регулируется бессознательно.

До семи лет осанка у ребенка находится в процессе формирования. В этот период он активно растет, осваивает двигательные навыки, привыкает к определенным позам. Родителям важно не просмотреть возможные отклонения в формировании осанки и вовремя вмешаться для их коррекции.

Нарушения осанки возникают у детей при хронических заболеваниях, как проявление их общей функциональной слабости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети неловки, неуклюжи, физически неразвиты. Этот дефект отрицательно сказывается на внешнем виде: сутулая спина и плечи, опущенная голова, асимметрия плеч, деформация грудной клетки.

Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе. Формируется осанка под влиянием строения и развития костной, связочно-суставной и нервно-мышечной системы, а также внешней среды — питания, одежды, мебели. Следует особо внимательно наблюдать в дошкольном возрасте за развитием грудной клетки. Воспитание правильной осанки надо рассматривать как важное условие общего укрепления и оздоровления организма.

Сутулость, наклон головы вперед, выпяченный живот чаще всего возникает в результате неправильной позы ребенка, а также слабости тех мышц, которые удерживают тело в нужном положении. Со слабостью мышц надо бороться в первую очередь общими мерами, укрепляющими организм. Это ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры, развлечения (катание на санках, кегли, мячи, скакалки).

Ниже мы предлагаем вашему вниманию упражнения и подвижные игры, которые вы можете с легкостью выполнять дома вместе со своим ребенком

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Прежде чем начать выполнение тех или иных упражнений по лечебной физкультуре, необходимо провести разминку.

Разминка

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СПИНЫ И ПРЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Упражнения с гимнастическими палками

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

Упражнения с мешочком на голове

  1. Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.
  2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по полу, земле, песку, мостику, брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).
  3. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия — веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.
  4. Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.
  5. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке, присесть сохраняя правильную осанку.
  6. Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСАНКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ЕЁ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Упражнения выполняются в «основной стойке»: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Взрослый показывает правильное положение в основной стойке, исправляет осанку у ребенка.

Упражнения в ходьбе по кругу

(можно выполнять на пособиях: на мостике, пеньках, на песке)

«Журавлик» Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) — 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

«Вырастаем большими» Ходьба на носках (руки вверх, «в замке») — 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

«Мишка косолапый» Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): «Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою — топ!» Следить за тем, чтобы ребенок держал спину прямо, не наклонял голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы ребенок сам произносил стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы ребенок бежал легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох — на 2 шага, выдох — на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох — через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении «стоя»

«Воробушек». Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

«Большие круги». Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) — 6-8 раз. Следить за тем, чтобы ребенок не опускал руки ниже уровня плеч.

«Мельница». Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

«Резинка». Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки — вдох. Вернуться в И. п., произнеся звук «ш-ш-ш» — выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

«Вместе ножки — покажи ладошки». Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. п., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

Упражнения у стены

  1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.
  2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.
  3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить ребенку «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.
  4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.
  5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены.

Игровые упражнения на укрепление осанки

«Река, берег, парус». Ребенок проверяет свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» — делает шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимает руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки». Ребенок встает у стены (касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками), изображая волшебную елочку, которая по сигналу «Ночь!» бегает, красиво и легко кружится по комнате, а по сигналу «Лесник!» — бежит к стене, принимая первоначальную позу. «Лесник» осматривает елочку, неровную забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочка останавливается там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Чики-чики-чики-ща! Похлопывает ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивает рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивает кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживает ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу». Взрослый показывает, ребенок повторяет:

Я позвоночник берегу

(Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен),

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи):

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь (Наклоняются вперёд),

Прогнусь (Слегка прогибаются назад).

И выпрямляюсь (Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь (Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч (Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь (Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью),

И телевизор погляжу

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной):

Должна прямою быть спина! (Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки». Взрослый кладет ладони на спину ребёнка и приговаривает:

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всё похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Осанка — привычная поза человека, непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45—50° носками.

Особенности осанки определяются измерениями и описанием тела человека во всей совокупности — с головы до ног:

— это положение головы и пояса верхних конечностей,

— изгибы позвоночника (в шейном, грудном и поясничном отделах),

— форма грудной клетки и живота, наклон таза, положение нижних конечностей.

Немаловажное значение имеет форма ног — нормальная, Х-образная или 0-образная.

Хорошая осанка, как правило, сопутствует хорошему здоровью, плохая осанка обычно свидетельствует о слабом здоровье.

Типы осанки

Правильная осанка- ее можно охарактеризовать как сохранение положения туловища, во время которого любые нагрузки на область позвоночного столба будут распределяться равномерным образом, при этом сохранятся природные изгибы позвоночника. В положении сидя, голова должна быть зафиксирована на одном уровне, а позвоночник должен поддерживать три нормальных спинных изгиба.

Кифоз- данное состояние также известно как сутулость, это несбалансированная позиция, которая наверняка способна привести к болезненным ощущениям в спине и боли в области шеи. Кифоз, возникающий в районе грудного отдела позвоночника, клинически проявляет себя в виде синдрома «округлой спины». Данное заболевание может развиться из-за постоянной сутулости, перегрузки суставов плеч и наличия слабых мышц спины. Выпрямленный позвоночник способствует выпячиванию грудной клетки, что неверно трактуется как «военная осанка».

Лордоз — это осанка, при которой происходит искривление позвоночного столба, обращенное выпуклостью вперед. Патологическое состояние может развиваться в любом возрасте как следствие врожденной или приобретенной патологии позвонков.

Сколиоз – это болезнь, характеризующаяся искривленным позвоночным столбом, который приводит к неадекватному положению плеч, шеи и позвоночника. Формируется ущемление нервных корешков и кровеносных сосудов. Это, в свою очередь, приводит к появлению боли, нарушению кровоснабжения внутренних органов и создает условия для их заболевания.

Влияние осанки на здоровье человека
Не секрет, что организм человека – обладает сложной структурой и все в нем взаимосвязано. В том числе, неправильная, неестественная поза нашего тела прямо влияет на позвоночник, искривляя его. Это, в свою очередь, нарушает нормальное кровообращение, ведет к смещению внутренних органов, нарушая их естественные функции.
Причем, если на начальном этапе эти нарушения практически на выражены, то со временем, данная патология становится причиной развития патологий. Вот несколько примеров:
— боковое искривление позвоночника ведет к деформации грудной клетки, от чего возникают проблемы с дыханием;
— неправильное положение шейного отдела вызывает нарушение кровообращения этого участка, провоцируя головные боли, способствует развитию остеохондроза;
— постоянно опущенные плечи, ссутуленная спина создают излишнее давление на грудную клетку, диафрагму. Возникает негативное воздействие на внутренние органы, расположенные в брюшной полости, органы малого таза, на всю на мочеполовую систему организма.
— осанка тела человека, нарушенная в течение многих лет, провоцирует возникновение межпозвоночных грыж, что является, в том числе, причиной сильнейших болей области спины, поясницы у людей среднего и старшего возраста, вплоть до невозможности нормально двигаться.

Как устранить нарушения?
Исправить неправильную осанку, безусловно, можно. Но процесс этот длительный, так что запаситесь терпением, ибо он связан с исправлением плотной мышечной структуры скелета. Тут необходимо не только выполнять специальные упражнения (ЛФК), но также изменить привычный образ жизни.
В частности, требуется нормализовать режим дня, повысить двигательную активность, при необходимости, носить корригирующие корсеты. Необходимо улучшить качество питания, пройти курсы массажа, мануальной и физической терапии. Хороший вспомогательный эффект дает санаторно-курортное лечение.
Поэтому лучше, если устранение нарушений будет проводиться под контролем специалиста- ортопеда, после необходимого обследования.

Кроме того, существуют и другие условия, которые также необходимо выполнять.
— Замените свой привычный матрас, высокую подушку на ортопедические. Их можно купить в специализированных магазинах.
— Больше двигайтесь, ходите пешком, совершайте утренние пробежки.
— Следите за положением своего тела, когда сидите. Держите спину прямо, не забрасывайте ногу на ногу. Если условия работы предполагают долгое сидение, используйте офисное кресло с регулирующейся спинкой, подлокотниками и с возможностью регулирования высоты.
— Носите удобную, не стесняющую движения обувь. Желательно приобрести специальную, ортопедическую.
— По рекомендации ортопеда, носите специальные корсет или пояс, способствующие исправлению осанки.
— Запишитесь в бассейн, займитесь плаванием, аквааэробикой.
Помните, что не только состояние физического здоровья зависит от осанки. Она влияет также на настроение, уверенность в себе. Наверное, вы замечали, что люди жизнерадостные, благополучные обычно держат голову прямо, у них всегда расправлены плечи, уверенная походка. А людей усталых, грустных, имеющих множество проблем, всегда можно заметить по опущенным плечам, ссутуленной спине.
Исправляйте свою осанку, а вместе с ней улучшайте свое самочувствие и отношение к жизни.

Будьте здоровы!

Специалист: Травматолог-ортопед
Описание заболевания
Симптомы
Жалобы
Причины
Диагностика
Лечение
Профилактика
Нарушение осанки – это деформация позвоночника, который может быть изогнут во фронтальной (спереди назад) или сагиттальной (вбок) плоскостях.
Нарушение осанки лечит в зависимости от преобладающей симптоматики педиатр, детский невролог, вертебролог, массажист, мануальный терапевт, физиотерапевт. Наилучшего результата удается добиться при комплексном подходе.

О заболевании

Частота деформаций позвоночника растет пропорционально возрасту. Если у дошкольников это заболевание встречается у 17% детей, то в средних классах частота выявляемости уже более 30%, а в старших – более чем 65% случаев.
Само по себе нарушение осанки ни жизни, ни здоровью не угрожает. При соответствующем лечении анатомию позвоночника можно восстановить. Однако изменения осанки способствуют снижению подвижности грудной клетки и диафрагмы, а это предпосылка формирования многих болезней.
При нарушенной осанке снижаются амортизационные возможности позвоночника, страдают многие органы. Позвоночный столб – костная основа, к которой «крепятся» различные структуры человеческого организма, и любое изменение анатомических соотношений неизбежно сказывается на здоровье.
Неправильная осанка – первый шаг на пути формирования сколиоза, межпозвоночных грыж и других вертебрологических расстройств.
Детские травматологи выделяют следующие деформации в сагиттальной плоскости:

  • плоская спина – сглаживание всех физиологических изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – поясничный изгиб увеличен, шейный сглажен, в шейном отделе кифоз (искривление позвоночника в передне-заднем направлении);
  • сутуловатость – грудной кифоз увеличен, поясничный изгиб сглажен;
  • круглая спина (кифотическая осанка) – грудной кифоз увеличен, поясничного изгиба практически нет;
  • кругло-вогнутая спина (кифолордотическая осанка) – шейный и поясничный изгибы резко увеличены.

Деформация во фронтальной плоскости – это сколиотическая осанка, искривление вбок. От настоящего сколиоза такое нарушение отличается тем, что лежа все изгибы выравниваются.
По тяжести различают следующие степени:

  • незначительная деформация, которую ребенок может корректировать сам при направленном внимании;
  • деформация выражена сильнее, но распрямляется в положении лежа или при подъеме за подмышки;
  • деформация сохраняется в лежачем положении и при подъеме.

Симптомы нарушения осанки

На внешний вид ребенка обращают внимание окружающие взрослые. Наличие деформации можно определить даже при беглом взгляде. Может быть выступание грудной клетки, головы и плеч вперед, избыточный угол наклона таза, плоские ягодицы, отклонение вертикальной оси вбок.
При сколиотической осанке деформация напоминает дугу, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки и соски находятся на разных уровнях.

Жалобы на нарушения осанки

На первой стадии дети практически ни на что не жалуются. В более тяжелых стадиях может беспокоить головная боль, боль в спине, утомляемость, снижение зрения.
Длительно существующие деформации изменяют работу сердца, легких, пищеварительной системы. Если грудь плоская, то снижается дыхательная способность легких, отчего развивается кислородная недостаточность, изменяется метаболизм. Дети выглядят более вялыми по сравнению со сверстниками, часто болеют респираторными инфекциями, бронхитами, воспалением легких, предрасположены к туберкулезу.
Из-за ненормального поясничного изгиба ослабевают мышцы брюшного пресса, опускается желудок и кишечник, возникают запоры.

Причины нарушения осанки

Причины бывают врожденные и приобретенные.
Врожденные изменения возникают вследствие отклонений внутриутробного развития или травмы плода в родах. Это позвонки клиновидной формы, соединительно-тканная дисплазия, вывих атланта (1-го шейного позвонка), миотонические синдромы (кривошея и подобные). На долю врожденных отклонений приходится не более 10% всех поражений.
Подавляющее большинство причин нарушения осанки – приобретенные. Предрасполагающий фактор – астеническая конституция. Провоцируют деформации осанки такие факторы, как низкая физическая активность, тяжелый портфель (особенно в сочетании с привычкой носить в одной руке), недостаточная освещенность учебного места, из-за чего тело ребенка длительно находится в нефизиологическом положении.
Не способствует формированию правильной осанки и некоторые действия родителей, которые жаждут, чтобы ребенок сел или пошел раньше положенного природой срока. Стремление «научить» сидеть или ходить ребенка, позвоночник которого еще не созрел для этого, ничем хорошим не заканчивается.
Страдает позвоночник при тяжелых системных заболеваниях: полиомиелите, туберкулезе, плоскостопии, последствиях травм, укорочении одной ноги. Мешает формированию правильной осанки плохое зрение и слух (близорукость, косоглазие, тугоухость), когда ребенок вынужден приближаться к источнику звука или изображению, удерживая спину в вынужденном положении практически постоянно. Неправильная осанка бывает также у детей с дефицитом или избытком массы тела, когда мышцы не имеют возможности нормально развиваться.

Диагностика нарушения осанки

При подозрении на нарушение осанки необходима консультация детского ортопеда-травматолога или вертебролога.
Во время осмотра врач обращает внимание на такие критерии:

  • положение лопаток (при заболевании находятся на разных уровнях, неодинаково отстоят от позвоночника);
  • отклонение остистых отростков от средней линии;
  • асимметрия ягодичных складок;
  • уровень подколенных ямок;
  • форма грудной клетки (выпуклая или вогнутая);
  • симметричность ребер.

Врач обязательно проводит тест Адамса – осматривает положение костей при наклоне туловища вперед.
Для уточнения деформаций (количественное определение изгибов, углов и дуг) назначаются инструментальные методы: рентгенография, МРТ или СКТ.

Лечение нарушения осанки

Нарушения осанки у детей носят функциональный (обратимый) характер, поэтому лечебные мероприятия проводятся в двух направлениях: создание крепкого мышечного корсета и обучение рациональным двигательным стереотипам.
Используются (в разных соотношениях по ситуации) следующие методы:

  • ЛФК под руководством инструктора, в том числе кинезитерапия;
  • массаж общий и ортопедический;
  • мануальная терапия;
  • водолечение;
  • лечебное плавание;
  • занятия на лечебных тренажерах;
  • ультрафиолетовое облучение;
  • электростимуляция мышц;
  • лечение магнитными полями, в том числе индуктотермия;
  • грязевое лечение (пелоидотерапия);
  • талассотерапия – лечение продуктами моря (водоросли, морская вода);
  • ношение ортопедического корсета, который изготавливается по индивидуальным меркам.

В самом крайнем случае, когда возможности консервативного лечения исчерпаны, применяется хирургическая коррекция.

Профилактика нарушения осанки

Лучшая профилактика – подходящее по возрасту спальное место с ортопедическим матрасом и подушкой, одежда и обувь на устойчивой подошве, ношение рюкзака вместо портфеля, достаточное освещение учебного места.
Ребенок в обязательном порядке должен быть проконсультирован офтальмологом и ЛОР-врачом, а выявленные нарушения скорректированы.
Детей с неправильной осанкой должен наблюдать детский ортопед, рекомендации которого следует неукоснительно выполнять. Необходима достаточная физическая активность, спортивные занятия, игры с физической нагрузкой.
Специалисты клиники «СМ-Доктор» проведут профилактический осмотр ребенка любого возраста, подскажут все необходимые меры для коррекции осанки. В центре применяются инновационные методики диагностики и лечения. Обращайтесь к лучшим специалистам, которые знают, как сделать осанку вашего ребенка идеально ровной!

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гутерман, Татьяна Александровна, 2005 год

1. I. 1. Сутулость — уменьшение шейного лордоза с незначительным опусканием головы на фоне увеличенного грудного кифоза. Гиперкифоз наиболее выражен в верхнем грудном отделе позвоночника 76.

2. Аганянц Е.К. Физиологическая характеристика двигательной деятельности детей и подростков // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью.- Краснодар: КГИФК, 1991.-С.5-16.

4. Аксенова Н.А. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях // Дошкольное воспитание. 2000. — N 6. — С.37-48.

5. Алешина А.И. Формирование вертикальной устойчивости тела детей 9—12 лет на уроках физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Луцк, 2000. —20 с.

7. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка // Дошкольное воспитание.- 1993.- №11.- С.4-19.

9. Андреева Н.Г. Секреты здорового позвоночника. СПб.: «Невский проспект», 2001. -185 с.

10. Аникеева М.С. Детская диспансеризация завершена / Вольная Кубань, № 226 (23878) от 24.12. 02. С.З.

11. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. 447 с.

15. Апанасенко Г.Л. Биологический потенциал человека. СПб.: Наука, 1992.-229 с.

16. Арсланов В. А. Осанка, рабочая поза и здоровье: Учеб. пособие/Казан, гос. пед. институт.- Казань: КГПИ, 1987.-84с.

17. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975,- С.5-67.

18. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте.- М.: Медицина, 1990.- 191 с.

23. Бальсевич Б.К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — С. 12.

24. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. Физкультура, образование и наука.- М., 1995. 192 с.

26. Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Возрастные стандарты показателей функциональных систем // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учебное пособие.- Краснодар, 1991.- С.96-101.

27. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1973. — С.6—87.

28. Бирюков А. А. Баня и массаж.- Минск: Полымя, 1997. С. 12-16.

29. Бирюков А. А. Массаж для всех. М., 1999. — С. 199-211.

31. Бояршинова В.Н. Организация и результаты применения корригирующей гимнастики и массажа у детей с нарушениями осанки и сколиозом 1-й степени // Вестник спортивной медицины России. 1997. -N2(15).-С.69.

32. Брэгг П. Позвоночник ключ к здоровью. — СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2003.-С. 33-51.

33. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.- М.: Высшая школа, 1986.- 254 с.

35. Васильева А.Т. Остеохондроз: профилактика и исцеление от недуга. -СПб.: Невский проспект, 2003. 126 с.

36. Васичкин В.И. Лечебный и гигиенический массаж. Минск, 1997.- С. 12-34.

38. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М.: Просвещение, 1991.- 173 с.

39. Вайнруб Э.С., Волощук Б.А. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушением осанки и больных сколиозом. Киев, 1988. — 116 с.

40. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Физкультура и спорт, 1986.- 80 с.

42. Верховский Ф. Позвоночник «древо жизни» // Физкультура и спорт.1996.-N7.-С.9-10.

43. Виксне З.А. Общая и спортивная физиология детей и подростков: Метод, пособие.- Рига, 1989.- 213 с.

44. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1997. — 326 с.

45. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.

46. Витюгов И.А., Егоров Г.Е. Рациональная ориентация детей в спорте с нарушениями осанки во фронтальной плоскости и сколиозом 1 степени: Методические рекомендации. Новокузнецк, 1982. — 24 с.

47. Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении // Теория и практика физической культуры. 2003. — N 4. — С. 39-44.

48. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия. М.: Медицина, 1980. — 312с.

50. Гладышева А.А. Анатомия человека: Учеб. для тех. физ. культ. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 304 с.

51. Галкин Ю.П. Профилактика плоскостопия: Учеб. пособие. — Смоленск, 1994.-С. 123-125.

54. Годик М.А. Спортивная метрология. М.: Физкультура и спорт, 1988. -52 с.

56. Грядкина Т.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям: метод, рекомендации.- СПб, 1993.-32 с.

59. Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. И-О-М.: Русский язык, 1979.-Т. 2.- 779с.

60. Демидова Е.В. Психофизиологическое обоснование непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в детском центре // Вопросы физиологии, физического воспитания и спорта. Краснодар, 1995. С. 38-43.

61. Демидова Е.В., Зузик Ю.А. Уровень развития дошкольников детского образовательного комплекса // Проблемы физиологии произвольных движений и функциональных основ физического воспитания. Краснодар, 1996.-С. 40-50.

62. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет): Автореф. дис. канд.биол.наук. Краснодар, 1989. 20 с.

63. Демидова Е.В. Организационные подходы к организации работы по функциональному и физическому развитию детей 3-10 лет в условиях образовательного комплекса // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Краснодар, 2000. — С. 151-158.

64. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: Автореф. дис. док.пед.наук. Краснодар, 2004. — 48 с.

65. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В Хрущева. -М.: Медицина, 1991. 143 с.

66. Детский массаж. Серия «Медицина для вас». — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С.246-248.

67. Долгов В.А., Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Жиленко В.А. Практикум по основам спортивной метрологии. Краснодар, 1997. — 179 с.

72. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. М.: Медицина, 1999. — 300 с.

73. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.-С. 178-182.

76. Журавлева А.И., Граевская Н.Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура: Руководство. -М.: Медицина, 1993. — С. 373-387.

77. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание.-1995.- №6.- С.11-17.

80. Использование спортивных тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками: Методические материалы для слушателей ЦИУУ / Сост. Н.С. Голицына. М.: ЦИУУ, 1990. — 20 с.

82. Каптелин А.Ф. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации. —М.: Медицина, 1995. С. 72-75.

83. Кардамонова Н.Н. Плавание: Лечение и спорт. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-С.23-39.

84. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 288 с.

85. Кашуба В.А. Педагогический контроль формирования двигательной функции стопы детей школьного возраста // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 1999. № 19. — С.40-44.

86. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. Киев, 2003. — С. 135-148.

87. Кашуба В.А. К вопросу о влиянии гравитационных взаимодействий на формирование геометрии масс тела человека в онтогенезе // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2001. — № 1 — С.26-30.

88. Киселева М.В. Опыт организации кабинета психокоррекционной помощи детям с начальной стадией нарушения осанки // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста / Материалы науч.-метод, конф. Волгоград, 1994. — С. 88-89.

89. Козлов В.И., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка.- М.: Педагогика, 1983.- 295 с.

93. Корепанов А.Л. Методы контроля функционального состояния организма детей // Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учебное пособие.-Краснодар, 1991.- С.76-86.

94. Корригирующая гимнастика при нарушении осанки и деформациях позвоночника: Методич. рекомендации. Краснодар, 1991.- 32 с.

95. Корригирующая гимнастика. Методич. рекомендации. Краснодар, 1998.-56 с.

96. Коровкин М.А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М. А. Коровкин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — С. 81-99.

98. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. М., 2002. -С. 51-57.

99. Красикова И.С. Детский массаж: Массаж и гимнастика для детей от трех до семи лет. СПб.: КОРОНА ПРИНТ, 2000. — С. 19-28.

100. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение / Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д.: Феникс, 2003.383 с.

101. Лебедева Н.Т. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников. Минск, 1992.- 120 с.

104. Лечебная физическая культура /Под общей ред. В.Е. Васильевой. М.: Физкультура и спорт, 1970. С. 249-250.

105. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Епифанова В.А. -М.: Медицина, 2001.- С. 18-26.

106. Лечебная физическая культура и врачебный контроль /Под общей ред. В.А. Епифанова и А.Г. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. — 264 с.

107. Ш.Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников: Пособие для учителей и школьных врачей. М.: Просвещение, 1970. — 95 с.

109. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. -Л.: Медицина, 1988. 144с.

110. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Пер. с англ. А. Озерова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 256с.

111. Лысенко В.В., Михайлина Т.М., Долгов В.А., Жиленко В.А. Практикум по спортивной метрологии.- Краснодар, 1997.- 178 с.

112. Любомирский Л.Е. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников.- М.: Педагогика, 1989.- 190 с.

113. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Оценка уровня физической подготовленности учащихся 7-10 и 11-15 лет. М., 1992.- 132 с.

115. Макарова Г.А., Радченко Т.В. Физическая подготовленность, физическое развитие и общая физическая работоспособность у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -Краснодар, 1998.- С.174-183.

117. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии.- М.: Физкультура и спорт, 1982. 199 с.

118. Массаж для всех, / Автор А. А. Бирюков.- М.: Издательство «Лукоморье», 1999. 432 с.

119. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977.-280с.

120. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев: Олимпийская литература, 1999. — 320 с.

122. Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей. -М.: НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999. 64 с.

123. Мельников Г.В. Основные принципы формирования здорового образа жизни //Вестник АМН СССР. 1990. — № 4.- С.23-24.

124. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002. С. 129-138.

126. Мильнер Е.Г. Оздоровительная тренировка: от теории к практике //Теория и практика физической культуры. 1991. — №4.- С. 11-12.

130. Музыка и танцы на уроках гимнастики: Учебное пособие / Под ред. В.И. Мамзина. Волгоград, 1996. — 78 с.

131. Настольная книга учителя физической культуры / Авт.-сост. Погадаев Г.И. М.: Физкультура и спорт, 2000. — С. 29-37.

132. Настольная книга учителя физической культуры / Ред. Кофмана Л.Б. -М.: Физкультура и спорт, 1998. С. 27-40.

133. Наталов Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): Диссертация в виде науч. доклада док. пед. наук. -Краснодар, 1998 -105 с.

135. Никол айчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. Минск: Книжный Дом, 2004. — 320с.

136. Николайчук Л.В., Николайчук З.В., Зинкевич Г.Н. Остеохондроз.-Минск: Современное слово, 1999. С. 28-30.

138. Ноткина Н.А. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста: Игры и упражнения.- СПб., 1995.- 64 с.

140. Осик В.И. и др. Корригирующая гимнастика.: Метод, рекомендации. -Краснодар, 2000. С. 5-19.

141. Осик В.И. Валеология / КГАФК. Краснодар: Сов. Кубань, 1997.-287 с.

143. Осик В.И., Шестаков М.М. Организационно-методические особенности физического воспитания школьников в Центре охраны здоровья детей г.

144. Темрюка// Сборник тезисов II краевой научно-практической конференции молодых ученых. Армавир, 1996. — С. 117-118.

145. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Брагина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М.: Просвещение, 1991. — С. 23-26.

146. Очерет А.А. Легкие шаги, или как жить с плоскостопием. СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2003. — 96 с.

149. Парные упражнения для детей 6-7 лет: Методические рекомендации в помощь работникам дошкольных заведений. Краснодар, 1981. — 48 с.

151. Полецкий Б.П. Методика исправления нарушений осанки школьников 10-12 лет на основе сочетания общеразвивающих и специальных упражнений. Омск, 1988. — 119 с.

153. Попов Ю.Д. Лекции по ЛФК. Краснодар, 1998. — 15 с.

154. Потапова Г.В. Воспитание навыка правильной осанки у детей в раннем возрасте // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч. метод, конф. — Волгоград, 1994.-С. 101-102.

156. Программа общеобразовательных учебных заведений «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». М.: Просвещение, 1993. — 64 с.

157. Программы обучения по системе академика JI.B. Занкова. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1993. 60 с.

160. Саркизов-Серазини И.М. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт, — 1960. — С. 331-360.

161. Скачков И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры,- 1993.- №5-6.- С.35-36.

163. Смагина О.В. Двигательная активность и формирование осанки у здоровых дошкольников //Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. Тез. докл. Всесоюз. науч. конф.— Днепропетровск, 1983. — С. 176.

164. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учеб. длястуд. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 232 с.

165. Сологуб Е.Б., Виноградов Г.П., Никольская С.В. Физическое развитие детей дошкольного возраста. СПб.: ГДОЛИФК, 1993. — 39с.

166. Страховская B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет.- М.: Новая школа, 1994. 188с.

167. Страковская B.JI. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М.: Медицина, 1994. — 317 с.

168. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-71 с.

169. Сухая С.А. Всероссийский медосмотр, / Труд №225 (24183), 18 дек. 2002г. -С. 2.

170. Сухов А.Т. Теоретические знания об осанке // Физическая культура в школе. 1998.-N3. -С.16-17.

171. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений / Пер. с польск. — М.: Физкультура и спорт, 1998. 412 с.

172. Терехова Н.Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М., 1977.- С.3-59.

173. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В., Данько Ю.А. Детская спортивная медицина.- М.: Медицина, 1991.- 439 с.

178. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192 с.

179. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Под общ. ред. Г.А. Халемского. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. — 72 с.

180. Фокин В.Н. Краткий курс массажа. 2-е изд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 1998. — С. 216-256.

181. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: Физкультура и спорт,- 1991.- 224 с.

182. Фомина Н.А. Формирование двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей детей 4-6 лет средствами ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности: Дисс. . канд. пед. наук.-Волгоград, 1996.- 150 с.

183. Фомина Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. — Майкоп, 2004. — 50 с.

187. Чермит К.Д. Симметрия-асимметрия в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1992.-256 с.

192. Шишкина В.А. Движение плюс движение. М.: Просвещение, 1992.- 96 с.

193. Шкляренко А.П. Критерии эффективности занятий ЛФК присколиотической болезни у детей / Возраст, функциональные системы, физкультура и спорт: Сборник кафедры физиологии и биохимии КГАФК.-Краснодар, 1997.- С.103.

194. Шкляренко А.П. Профилактика нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия в детских дошкольных учреждениях.- Краснодар, 1999.- 72 с.

195. Шкляренко А.П. Физиологические принципы использования физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков. — Краснодар, 2001.- С. 55-78.

197. Шкляренко А.П., Аганянц Е.К. Лечебная физическая культура в комплексном санаторном лечении сколиотической болезни у детей и подростков // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2002. — №1. — С.44-46.

198. Шкляренко А.П. Физиологическое обоснование использования средств физической культуры при сколиотической болезни у детей и подростков //Дис. . докт. биол. наук. Краснодар, 2002. — 301 с.

202. Юрко Г.П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников//Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М., 1977. — С. 124-134.

203. Янкелевич Е.И. Осанка красивая, походка — легкая. -М.: Физкультура и спорт, 2001. — 95 с.

204. Ямпольская Ю.А. Популярный мониторинг физического развития детского населения // Гигиена и санитария.- 1996.- №1.- С.24-26.

213. Canadian Standardize test of fitness (CSTF). Ottava. 1986. — P.36.

214. Children and exercise / Ed. G. Beunen et all. Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1990. P. 55.

215. Cooper K. The new aerobic. New York: M. Evans and C, 1970. — P.38.

218. Doman G. (Доман Г.) Гармоничное развитие ребенка.- М.: «Аквариум».-1996.-448 р.

219. Einsinghach Т. PNF in Orthopadie und Traumatologie Pf. Munchen: Verlag, 1995.-146 p.

220. Evropean tests ofphysikal fitness. Rome: CECFDS, 1988.- p. 34.

222. Fischer J. Biological Therapy of Rheumatic Pain in an Orthopedists Practice // Biological Therapy. 1993. — Vol. XI. — №1. — P. 31-32.

223. Fitnessgram / Institute for aerobic researches. Dallas: IAR, 1988. — p. 21.

224. Frank G., Eckers B. Koordinative Bewegungs aufgaben mit dem Papprarton. -Sportpraxic. 1992. 5/92. — P. 21.

225. Fox K.R., Biddle S.J. The VSA of fitness tests / / Joperd. 1988. — V. 59. -№2.-P. 47-53.

226. Gibon A. P. The curriculum leader in the primary school // Primary PE Focus. -Autumn, 1991.-P. 8.

227. Harbour D.V., Smith E.M., Meyer W.J. // Proc. Annu. Meet. Endoctine Soc 69th. Indianopolis. -1987. P. 181.

229. Hiltman R. (Хилтман P.) Йога для здоровья.- М.: Советско-британское предприятие «Aspect Press Ltd».- 1991.- 144 p.

231. IAN Beer / Peaand sport in schools // Sports teacher. Summer 1. — 1991. — P. 19.

232. Kasperczyk T. Metody oceny postawy ciala (2000).: Krakow: SKRYPTOWENR 65.-179 p.

234. Luch Munn Chun G. E. (ЛахМанЧун Г.Е.) Эта замечательная йога, или взгляд в себя. М.: Физкультура и спорт. — 1992.- 174 р.

237. Ross T.G., Pate R.R. Summary of Findings from National Children and Youth Fitness Study // JOPERD, 1987. nov. / dec.

238. Russell G. S., Highland T. R. (1990). Care of the Low back.— Columbia, MO: Spine.

241. Smith C., World В., Moore L. Health Behavior Research withadolescents: a

244. White A.M., Panjable М. Cliniccal biomechanics of the spine.— Charles Thomas Publicher.—1978.—534 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *