Осипов о браке

Биография

Биография уроженца Тульской области Алексея Ильича Осипова была посвящена изучению основ христианской религии, и благодаря этому он проявил себя как выдающийся педагог, публицист и богослов. Написав книги «Как жить сегодня?» и «Путь разума в поисках истины», заслуженный профессор духовной академии стал участником ряда интернациональных церковных конференций и известной фигурой в России и за рубежом.

Детство и юность

Алексей Ильич Осипов родился в конце марта 1938 года в Белёве, и его детство прошло в семье рядовых служащих, вместе с сыном переехавших в город Козельск. Мальчик учился в средней школе поселка Оптино Калужской области, а в старших классах посещал учебное заведение Гжатска, который в 1968 году в честь первого космонавта был переименован в Гагарин.

Алексей Осипов в молодости / Официальный сайт

Получив диплом, дававший право поступать в советские вузы, юноша отказался от получения классического образования и в течение 3 лет изучал богословие под присмотром православного священнослужителя Никона, в 1956 году получившего игуменский сан. Потом, получив авторитетную рекомендацию, он поступил в выпускной класс столичной духовной семинарии, по окончании которой стал слушателем богословского отделения МДА.

8 глубоко верующих российских знаменитостей

В 1963 году Алексей стал автором работы на тему сравнения русских и греческих систем вероисповедания и получил ученую степень, признанную в структурах РПЦ. Это дало возможность поступить в аспирантуру и стать преподавателем идеологии единства, названной специальным термином экуменизм.

С 1965 года Осипов стал читать лекции по другим востребованным курсам и предметам, в числе которых были духовные основы русской философии, классическое богословие и зарубежный протестантизм.

Религия

В середине 1960-х годов деятельность Алексея Ильича вышла за рамки преподавания, и он принял участие в создании альманаха «Богословские труды». Спустя десятилетие ученый стал полноправным членом собрания по проблемам христианского единства при органе РПЦ — Священном синоде и присутствовал на Поместном соборе, состоявшемся в 1988 году.

Алексей Осипов и Папа Римский / Официальный сайт

В этот период Осипов озадачился вопросом: в одного ли вездесущего Бога верят представители разных мировых религий. И пришел к ответу, что образ Отца, созданный в обособленном духовном сообществе, является личным и расходится с понятием единый Бог.

А рассуждая о пророчествах и наставничестве, Алексей Ильич рекомендует с осторожностью подходить к проблеме «младостарчества» и для начала рассмотреть, испытать и искусить. Ни в коем случае не настаивая на собственных воззрениях, богослов негативно отнесся к предложению убрать из школьной программы произведения Ф. М. Достоевского.

7 звезд, соблюдающих Великий пост

Став членом президиума совещательного органа Московского патриархата, написал учебное пособие, напечатанное издательством Сретенского монастыря. И на страницах, озаглавленных «Путь разума в поисках истины», он представил взгляд православного на события повседневной человеческой жизни и разделы об апологетике, религии и связи бога и бытия.

В 2010-х годах, будучи участником ассамблей крупнейших международных экуменических организаций, Осипов опубликовал еще ряд церковно-философских произведений под названием «Носители духа», «Как жить сегодня?», «Бог» и «Зачем человек живет?», где пристальное внимание уделялось необходимости просвещения и проповедей, которые на базе религии непременно дадут полезный плод.

Личная жизнь

О личной жизни профессора Алексея Осипова ничего не известно, журналисты и ведущие в интервью обходят этот момент. А в фотогалерее, представленной на официальном сайте ученого, присутствует ряд материалов из индивидуального архива, но снимков родителей, детей или супруги на групповых кадрах нет.

Алексей Осипов сейчас

Сейчас деятельность богослова охватывает все области жизни человечества и включает произведения на темы таинства крещения, начала существования, бессмертной души, любви, семьи и брака.

View this post on Instagram

A post shared by Алексей Ильич Осипов (@professor_osipov) on Jan 3, 2019 at 7:02am PST

Алексей Осипов в 2019 году

А в 2019 году написанное превратилось в аудио- и видеолекции, библиография пополнилась публицистической работой «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея» и книгой-нравоучением «О чём говорил Иисус?».

Библиография

  • 2001 – «Православное понимание смысла жизни»
  • 2008 – «Как же можно беспрестанно молиться…»
  • 2010 – «Путь разума в поисках истины»
  • 2011 – «Носители духа»
  • 2014 – «Зачем человек живет?»
  • 2015 – «Почему исчезли старцы? Как не ошибиться в духовном наставнике»
  • 2017 – «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»
  • 2017 – «Любовь, брак и семья»
  • 2018 – «Жизнь духовная»
  • 2019 – «Таинство крещения»
  • 2019 – «Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея»
  • 2019 – «О чем говорил Иисус?»

Осипов Алексей Ильич, профессор МДА

Осипов Алексей Ильич (р. 1938), профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.

До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».

По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм».

В 1964 году был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.

С 1967 по 1987 и с сентября 1995 по 2005 год был членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 1969 году получил звание доцента.

С 1973 по 1986 год — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1975 году утвержден в звании профессора.

С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.

С 1979 года состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 по 2007 год — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 по 1998 год — членом комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.

С 1981 по 2004 год — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. Профессор кафедры Основного богословия Московской духовной академии.

В 1990 — 1993 годах — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский Вестник».

С 1991 по 1999 год — сопредседатель ежегодной Международной Конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-1995 годах — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 году назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 — 1997 годах на II-IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 году определением Священного Синода был включен:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2004 году удостоен почетного звания заслуженного профессора МДА.

В 2005 году определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Критика

Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой , в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:

  1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.
  2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.
  3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.
  4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.
  5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:

  1. Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании
  2. В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху.
  3. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении.
  4. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного. Что касается теории профессора А. И. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова.
  5. Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках. На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет.

Письмо заключалось следующим образом:

«Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви. В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».

Алексей Ильич не согласился с «Заключением», в своем ответе он указал на то, что его высказывания отчасти были искажены обвинителями, либо вырваны из контекста, и выразил сожаление, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний. С ответом профессора А.И. Осипова на «Заключение» и реакцией его оппонентов на этот ответ можно ознакомиться на странице «Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова» интернет-ресурса «Азбука веры» —

Награды

Сочинения

Из опубликованных статей, докладов:

  • Справедливость и насилие. Богословские труды. №11.М. 1973.
  • Насилие и справедливость. ЖМП.1973. №5.
  • Спасение — освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. ЖМП.1976.№3.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма. Богословские труды. №18. М. 1978.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. ЖМП. 1978. №12.- 1979. №1.

Труды в интернете

Тексты

  • Книги и публикации на официальном сайте
  • Интернет-подборка статей и интервью

Аудио и видео

  • Официальный сайт
  • Коллекции бесед и выступлений

Использованные материалы

  • Биография на официальном сайте:
  • Страница сайта Русское Православие
  • Биография на официальном сайте МПДА
  • Биография на официальном сайте Русской Православной Церкви

Опубликовано на сайте Апокрисис,

№ 54 от 8 апреля 2016 года. Опубликовано на сайте Апокрисис, .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *