Основа семьи

Тема: Дом и семья в православии.

Тип урока обобщающия знаний

Цель: дать представление об особенностях христианской семьи, формировать уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Задачи: сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи;

познакомить с житием Петра и Февронии;

раскрыть сущность таинства венчания;

формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье;

развивать коммуникативные способности, активизировать положительные эмоции и чувства;

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать значение в жизни православного человека традиций, связанных с домом и семьёй. Знание сюжета жития Петра и Февронии. Объяснять значение Всероссийского дня семьи, любви и верности.

Метапредметные: Совершенствование навыков целеполагания; освоения социальных ролей и норм; установления причинно-следственных связей между соблюдением традиций, образом жизни и восприятием нас со стороны «других»; коммуникации с «другими». Развитие навыков работы в паре.

Личностные: Уважительное отношение к культурным традициям своей страны и народа; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни.

Ключевые понятия: семья, красный угол, святые, любовь, венчание, добродетели

1 Организация начала урока

— Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».

II. Постановка цели и задач урока. Определение темы урока

-Ребята, хочу начать наш урок с загадки. Она затрагиваем непростую, но очень значимую тему, в ней говорится о главной ценности в жизни каждого человека. Слушаем внимательно.

В ней обычно людей много, может быть и двое в ней. Все живут в одном лишь доме – так обычно веселей (семья).
Когда я произношу слово «Семья» какие ассоциации у вас возникают, скажите одним словом.

Ребята, давайте определим тему урока (дом и семья)

— Да, ребята , сегодня мы поговорим о Доме и семье в православии.

— Семья играет особую роль в жизни каждого человека независимо от того, какую религию он исповедует.

Каждая религия учит устраивать семью по определённому порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Попробуем разобраться, как православие учит относиться к семье и её устраивать. Вспомним некоторые православные традиции.

Ш.. Понятие слова «семья»

( один из учеников прочитает вслух определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова)

  1. Это группа живущих вместе близких родственников;
  2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Учитель. Вывод: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете эти слова. (ответы детей)

Каждый из нас знает, где рождается счастье, счастье рождается дома.

Дом во все времена являлся надежным тылом. Нам думается сразу о чем- то добром, уютном прекрасном.

Ведь у каждого человека должен быть свой родной дом. Дом где он родился, дом в котором царствует атмосфера доброты,тепла и любви. Дома человек чувствует себя по-особому.

Прочитайте и готовьтесь ответить на вопросы

А дома на Руси старались делать добротные, удобные, их благоустраивали, украшали резьбой. Строили дом обычно «всем миром», то есть соборно, сообща, всей крестьянской общиной. При строительстве нового дома обязательно приглашается священник освятить жилище, т.е. он произносит молитву, а делается это для спокойствия и уюта в доме, недаром говорят

» Мой дом моя крепость». В христианской семье в каждом доме стояли иконы. Иконы устраивали в переднем углу. Православные иконы всегда стояли в доме на самом почётном месте, которое именовалось красным (т.е. красивым) углом. Образа следовало держать в чистоте, почитать их свято, молясь и каясь перед ними. «В красном углу молилась вся семья. Считалось, что совместная молитва имеют особую силу. Неслучайно христианскую семью называют «малой церковью». В православных семьях было много детей.

Вопросы:

  1. Какие вы знаете православные традиции?
  2. Какие дома строили на Руси?
  3. Зачем приглашали священника при строительстве дома?

4. Как вы думаете, какое место в доме считалось самым главным, почётным?

5. Давайте вспомним, что такое икона

6. А где устраивали иконы?

7. Где в доме находится красный угол

8. Какие иконы должны быть в доме?

9. Какие иконы есть у вас дома?

Сейчас у нас выступает Архипов Никита, он нам расскажет про красный угол.

3)Ребята, на чем основан крепкий фундамент семьи? Без чего невозможно построить хорошую семью? ОТВЕТЫ детей

Учитель

Любовь является основой для создания семьи. Любовь к ближнему, к детям, к родителям. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
Выступление Варфоламеева Матвея про венчание

4) Рождение ребенка– вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.Нас любят в семье не за что-то, а за то, что мы родились, за то, что мы есть.Вы – дочери и сыновья, вы – внуки, племенники и племянницы. Любят вас уже за это.

Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любят, но стараются не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряется многословие (болтливость).

А родители стараются быть такими, какими они хотели бы видеть своих детей.

А пословица: «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет» — говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгость

5)Кто вспомнит и подскажет есть ли у нас в России праздник, посвященный семье?

8 июля – был официально объявлен праздником — Днем семьи, любви и верности

В честь кого отмечают этот праздник? (Петр и Феврония)

Ребята, а теперь посмотрим небольшой видеоролик о святых Петре и Февронии (ВИДЕОРОЛИК)

-Почему именно Петр и Феврония считаются покровителями семьи, любви и верности?

-Что вы узнали о Петре и Февронии, какими они были?

— Как они относились друг другу?

— Как Петр и Феврония правили княжеством?

— Как были погребены Святые?

Какой у этого праздника символ? Почему?

(Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, поэтому символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.)

Два лепестка, которой покрыты красным и синим цветом, означают, как символ мужского и женского начала, символ крепкой семьи.

6) Ребята, давайте создадим свою ромашку как символ крепкой семьи, а лепестками будут те качества и добродетели, которые помогут создать крепкую семью

Поэт Илья Резник написал замечательный «Гимн Семьи», который я предлагаю вам послушать, пока мы будем собирать ромашку.
Дети выбирают лепестки – добродетели и прикрепляют на доску

БОГ ПУСТОТА ВЕРА ЗЛО ОДИНОЧЕСТВО НАДЕЖДА РАВНОДУШИЕ ЛЮБОВЬ ЛОЖЬ ЛАСКА ТЕРПЕНИЕ ОБИДА СТРАХ ЭГОИЗМ ПОЧИТАНИЕ ПЕЧАЛЬ НЕЖНОСТЬ УВАЖЕНИЕ
ОТВЕРЖЕННОСТЬ СОВЕТ МОЛИТВА ССОРА БЛАГОДАРНОСТЬ ОТРИЦАНИЕ ГРУБОСТЬ ЕДИНСТВО ОТЧУЖДЕНИЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ МИЛОСЕРДИЕ ДОВЕРИЕ РАДОСТЬ ГОРЕ (на партах)

Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла. Пусть в вашей семье всегда будет мир и покой.

Министерство образования и науки Российской федерации

Колледж Стерлитамакского филиала

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Профессиональная этика»

на тему «Нравственные основы семейно-брачных отношений»

Выполнила студентка 3курса,

группы ПСО-31 Григорьева К.В.

Проверила Геньба Н.К.

Стерлитамак 2014

Введение

Семья как социальный институт

Правовые основы семейно-брачных отношений

Заключение

Список использованных источников

Введение

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Под предметом правового регулирования конкретной отрасли права принято понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права.

Определить предмет отрасли — это значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений. Статья 2 Семейного кодекса РФ предусматривает, что семейное законодательство:

— устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

— регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, — между другими родственниками и иными лицами;

— определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Это позволяет сделать вывод о том, что предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью. По своей социальной природе эти отношения подразделяются на личные неимущественные и имущественные.

Семейное право находится под активным воздействием государственного права. Цели и принципы правового регулирования семейных отношений связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основные права и свободы граждан (ст. 17, 19, 23, 27, 33, 35, 37, 38, 43, 46). Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи.

Семья как социальный институт

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой. Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия — брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных — по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных — наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Семья выполняет целый ряд функций, среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т.п.

брак семейный супружество родительство

Правовые основы брачно-семейных отношений

В юридическом смысле брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в Российской Федерации регулируются семейным правом. Основным источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Семейные правоотношения обладают следующими специфическими чертами:

— субъектный состав семейных правоотношений определен законом;

— они, как правило, носят длящийся характер;

— семейные правоотношения строятся на безвозмездной основе;

— они возникают на основе специфических юридических фактов;

— семейные правоотношения часто соприкасаются с административными.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. В то же время Семейным кодексом РФ признается правовая сила браков, совершенных российскими гражданами по религиозным обрядам, если таковые имели место на оккупированных территориях СССР в период Великой Отечественной войны, т. е. в тот период, когда на этих территориях не действовали органы записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий, установленных законом.

Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия, наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т.е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте.

Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Для заключения брака лицами, вступающими в брак, подается совместное письменное заявление в органы актов гражданского состояния, в котором они подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. Однако законом предусмотрено, что при наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен (в последнем случае — не более чем на 1 месяц), а при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза жизни одной из сторон и д.р.) брак может быть заключен в день подачи заявления. Решение о сокращении или увеличении срока заключения брака принимается органом записи актов гражданского состояния. Брак заключается при личном присутствии вступающих в брак.

Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным. К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т.е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

От оснований признания брака недействительным следует отличать основания прекращения брака. Последними, согласно Семейному кодексу РФ, являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке. Расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния или в судебном порядке.

В органах записи актов гражданского состояния расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.

Во всех случаях расторжение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

В случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом.

В судебном порядке расторжение брака производится в следующих случаях:

1) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;

2) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

3) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).

Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).

Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. Для такого примирения судом назначается срок в пределах 3 месяцев, и разбирательство дела на это время откладывается. Если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (или один из них) настаивают на расторжении брака, то суд принимает решение о расторжении брака. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

При рассмотрении дола о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.

Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Ребенок в семье. Права ребенка

Одной из главных целей создания мужчиной и женщиной семьи является рождение и совместное воспитание детей. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима: семейное воспитание является наилучшей формой воспитания ребенка, которую знает человечество. Семью невозможно заменить никакими другими социальными институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют три достаточно устойчивых варианта семейного воспитания:

1) детоцентристское, сутью которого является позиция всепрощения по отношению к детям, ложно понимаемая любовь к ним;

2) профессионалистское, в рамках которого наблюдается своеобразный отказ родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах;

3) прагматическое, т. е. воспитание, целью которого является выработка у детей «практичности», умения «устраивать свои дела», ориентация их прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Правовые основы взаимоотношений родителей и детей закреплены в нормах семейного законодательства.

Определение понятия «ребенок» содержится в п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ: ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Правам несовершеннолетних детей посвящена отдельная глава кодекса. Основная цель этой главы — не допустить дискриминации ребенка в семейных отношениях. Другим документом, закрепляющим права детей, служит Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г., участницей которой Россия является с 1990 г. Конвенция представляет собой часть российской правовой системы, хотя ее нормы и не были инкорпорированы во внутреннее законодательство и подлежат непосредственному применению. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную рядом прав и способную в той или иной степени осуществлять и защищать эти права. Такой же подход к проблеме прав ребенка закреплен и в нормах Семейного кодекса РФ.

Ст. 47 Семейного кодекса РФ гласит, что основа возникновения родительских правоотношений является происхождение детей от родителей, установленное в законном порядке. Документами, удостоверяющими происхождение, являются запись лиц в качестве отца и матери ребенка в органах загса и свидетельство о рождении ребенка. Независимо от того, родился ли ребенок в зарегистрированном араке или вне его. он обладает всеми правами, предоставленными ему семейным законодательством. Каждый ребенок в соответствии с конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности. Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи.

Имя дается ребенку по соглашению между родителями. При этом родители вправе дать ребенку любое имя, которое они пожелают. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени и фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства. Отчество ребенка определяется именем отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенка решается по соглашению между ними, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Если отцовство в отношении ребенка не установлено, то имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери.

Родители вправе изменить имя и фамилию ребенка только до достижения им 16-летнего возраста. Причем, если ребенок достиг возраста 10 лет, изменение его имени или фамилии невозможно без его согласия — это положение является важнейшей гарантией права ребенка на сохранение своей индивидуальности. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имен и фамилий, ходатайствовать об их изменении.

Ст. 12 Конвенции и ст. 57 Семейного кодекса РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Законодательство не содержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом. В конвенции закреплено положение, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды.

Следовательно, как только ребенок достигнет достаточной степени развития для того, чтобы это сделать, он вправе выражать свое мнение по любым вопросам, затрагивающим его интересы. С этого же времени он имеет право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, непосредственно его касающегося. В зависимости от возраста ребенка его мнению придается разное правовое значение.

Другим важнейшим правом ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ. Это право прежде всего заключается в предоставлении ребенку возможности жить и воспитываться в семье.

Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями, за исключением ситуаций, когда это противоречит его интересам, в том числе и в случае, когда родители и ребенок проживают на территории различных государств. В соответствии со ст. 10 конвенции государства-участники обязаны содействовать воссоединению разъединенных семей. Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей. Это право может быть ограничено в ряде случаев, когда получение сведений о родителях не представляется возможным (например, ребенок был найден).

Ребенок имеет право на заботу со стороны родителей, обеспечение интересов и уважение его человеческого достоинства. Ребенок вправе общаться со своими родителями, в том числе и отдельно, если они прекратили супружеские отношения.

Право ребенка на семейное воспитание включает в себя также право на общение с членами расширенной семьи: дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и иными родственниками. Это право сохраняется и в случае расторжения брака между его родителями или признания их брака недействительным.

Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (арест, болезнь, несчастный случай), имеет право на общение с родителями и иными родственниками.

Отказ в контакте с близкими возможен только при наличии серьезных оснований.

Имущественные права ребенка регулируются гражданским законодательством. Согласно ему, родители не имеют права собственности на имущество детей. Однако если они проживают совместно, то вправе владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Никакого особого правового режима для собственности родителей и детей не существует.

Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. Ребенок имеет право на получение от родителей и других родственников содержания в порядке, предусмотренном законодательством об уплате алиментов. Право собственности на суммы полученных алиментов, пенсий и пособий также признается за ребенком. Однако право распоряжаться этими средствами в интересах ребенка принадлежит его родителям или лицам, их заменяющим. Они должны расходовать эти средства на содержание, воспитание и образование ребенка. Иногда родитель, выплачивающий алименты, считает, что они расходуются другим родителем не по назначению. В этом случае родитель-плательщик вправе обратиться в суд с требованием о зачислении алиментов (но не более чем 50%) на счета, открытые на имя ребенка в банке.

Гражданское законодательство определяет и право ребенка самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Оно зависит от возраста ребенка и, следовательно, от объема его дееспособности. При управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами и несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Большинство из перечисленных выше прав не только провозглашены в законе, но подкреплены санкциями за их нарушение. Гарантией их осуществления является право ребенка на защиту этих прав лично или через своих представителей.

Ст. 56 Семейного кодекса РФ закрепляет положение, согласно которому обязанности по защите прав ребенка возлагаются на его родителей, законных представителей, а также органы опеки и попечительства. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ ст.56.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

В Семейном кодексе закреплено право ребенка непосредственно обращаться за защитой от злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей. Если указанные лица нарушают права и интересы ребенка, не осуществляют своих обязанностей по воспитанию, содержанию, образованию ребенка, унижают его достоинство, нарушают право на выражение собственного мнения, ребенок может самостоятельно обратиться за защитой в органы опеки и попечительства. Никаких возрастных пределов для такого обращения не установлено. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, вправе при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей непосредственно обратиться в суд.

Однако часто дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть факты таких злоупотреблений из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим законом установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны немедленно сообщать об этом органу опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Заключение

Семейное законодательство в Российской Федерации — это система правовых норм, устанавливающих условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирующих личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями, детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах Семейного законодательства, между другими родственниками и иными лицами, а также определяющих формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.

Список использованных источников

1. Конституция РФ принята 12.12.1993.

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ.

4. Антокольская М.В. Курс лекций по семейному праву. М.: Юристъ, 2007.

5. Обществознание. Учебное пособие. Клименко А.В., Румынина В.В. 2008, 4-е изд., 480 с.

7. Словарь по обществознанию. / Под ред. Петрунина Ю.Ю. Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: КДУ, 2006. 512 с.

Главная Деятельность Ресурсный центр Нравственные основы семейной жизни: программа для педагога Телефон горячей линии: (4932) 33 42 77

Нравственные основы

семейной жизни

примерная программа
для учащихся 10-11 классов

Издание 2-е, уточненное и дополненное

Пояснительная записка

Пособие-хрестоматия: описание

Учебно-тематический план курса

Литература

Пояснительная записка

Семья представляет собою основной структурный элемент цивилизованного общества: так было с глубокой древности, и так останется впредь.

Актуальной проблемой российского общества является реализация демографической политики: стимуляция деторождения, обеспечение благополучного и здорового детства через позитивное воздействие на поведение людей, в первую очередь молодежи, на принятие правильных, разумных и плодотворных решений в сфере половых отношений, брака, деторождения и воспитания.

Социальная, гражданская, правовая, материально-финансовая, бытовая, психологическая, педагогическая, медико-гигиеническая, интимная и другие стороны семейной жизни весьма существенны и требуют, каждая в свою меру, раскрытия и прояснения для учащихся старших классов. Однако все они уступают по важности нравственной стороне, поскольку именно нравственные начала ведут к созданию семьи, удерживают ее от распада, служат источником супружеского и семейного счастья и отличают семью от внебрачной связи и коммерческого контракта.

В условиях, когда нравственность оказывается под постоянным давлением коммерческих и социальных факторов, разрушительно действующих на личность, семью, нацию и государство, воспитание и укрепление нравственных начал у молодого поколения приобретает первостепенную важность. В подписанной Президентом страны «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» безусловный приоритет отдан семье, развитию государственной семейной политики.

Как отметил П. Астахов, современная демографическая ситуация и девальвация семейных ценностей свидетельствуют о том, что школа должна как можно больше внимания уделять подготовке учащихся к семейной жизни. И сами учащиеся старших классов должны стать активными участниками возрождения и укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций.

Об этом же идет речь и в Программе воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО), направленной на обеспечение их духовно-нрав­ственного развития и воспитания, социализации. Так, на ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся среди важнейших отмечена задача формирования семейной культуры.

По этой причине курс «Нравственных основ семейной жизни» для 10-х – 11-х классов средней школы необходим молодежи в качестве живого и действенного ориентира на рубеже зрелости и самостоятельности.

Цель данного курса: формирование и осознание нравственных принципов в основе половых отношений, брака, деторождения и воспитания детей, позитивного отношения к семейным ценностям.

Задачи данного курса:

  • формирование трезвого и ясного взгляда на равноправие и различие полов, на сопряженные элементы человеческой природы, на нравственные и социальные реалии семейной жизни;
  • укрепление понимания семьи как основы российского общества, как субстрата устойчивого и успешного развития личности;
  • усвоение и осмысление компонентов полноценного и счастливого брака: любви, нравственной чистоты, взаимного эмоционального притяжения, взаимной верности и ответственности, самоотверженного служения друг другу;
  • осознание и раскрытие значимости создания новой жизни, функции семьи в совершении этого подвига, нравственных и педагогических основ материнства и отцовства, гармоничных отношений между поколениями;
  • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи, настоящей и будущей.

Программа «Нравственные основы семейной жизни» направлена на развитие у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий в сферах отношений между лицами противоположного пола, подготовки к браку и бракосочетания, супружеских отношений и устройства семейной жизни, рождения и воспитания детей, избегания и разрешения социальных, внутрисемейных, и педагогических конфликтов.

Главными принципами построения программы являются аксиологический принцип, и принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Планируемые результаты программы данного курса за счет усвоения преподаваемых нравственных основ и сопутствующих сведений состоят в оздоровлении нравственного климата молодежной среды, распространении нравственно-безупречного и ответственного поведения, стимуляции брака, укреплении семьи, росте рождаемости и совершенствовании семейного воспитания, устранении предрассудков и заблуждений в указанных областях.

Программа рассчитана на 2 года (34 часа); она включает в себя четыре раздела, каждый из которых состоит из нескольких логически выстроенных тематических блоков. Педагогу предлагается разнообразные варианты занятий, объединенных общей темой. Учебно-тематическое планирование выстроено с учетом особенностей возрастного периода в каждый год обучения.

Программа сопровождается пособием-хрестоматией и контрольными (итоговыми) заданиями, составленными на базе художественных и публицистических произведений, живописных репродукций, исторических и религиозных памятников различных конфессий и эпох.

Состав и использование пособия-хрестоматии описаны ниже в особом разделе. Контрольные задания, которые также могут быть использованы для итоговой аттестации, представляют собою краткие стихотворные или прозаические отрывки, предваряемые открытыми вопросами по их содержанию в связи с изучаемой тематикой. Всего имеется 32 таких задания.

Широта охватываемой тематики, состав и количество материалов хрестоматии и заданий, вполне достаточны для преподавания курса даже при двух-трехкратном увеличении объема отведенных часов.

Представленные тематические блоки позволяют достичь поставленной цели обучения, предусматривая отличные от урока формы занятий: семинары, игры, просмотр и обсуждение графических и видео-материалов, урок-дискуссия, урок-размышление, урок-встреча, урок-конференция и другие.

Материалы хрестоматии и контрольных (итоговых) заданий позволяет учителю поддерживать обратную связь с учащимися как в аудитории, так и путем самостоятельной домашней работы.

Эмоционально-личностному восприятию курса способствует использование произведений литературы (прозы, поэзии, мемуарных и публицистических произведений и т.п.), музыки (классической и современной), изобразительного искусства, фильмов и др., как из прилагаемого пособия-хрестоматии, так и дополнительных, по самостоятельному выбору педагога.

В проведении занятий могут участвовать приглашенные учителя-предметники, ученые, духовенство, журналисты, сотрудники правоохранительных органов, врачи, выпускники школы и др.

Важное место в программе курса уделено проектной и творческой деятельности учащихся (исследовательские проекты, эссе), а также ситуационно-ролевым играм.

Занятия могут проводиться один раз в две недели или укрупненными блоками, например, по темам. Возможно проведение занятий вне школы: в музеях, библиотеке и т.д. Некоторые темы могут предусматривать раздельную аудитории; в таком случае необходимо, чтобы занятие с юношами проводил мужчина, а с девушками – женщина.

В конце курса «Нравственные основы семьи и брака» предполагается итоговая аттестация, которая может проводиться в различных формах (реферат, зачет, конференция, защита проекта и т.д.).

К данному документу прилагаются следующие материалы, размещенные в папках «для педагога» и «для педагога и учащихся»:

  • пособие-хрестоматия с материалами к ней;
  • контрольные (итоговые) задания;
  • методическое руководство по ситуационно-ролевым играм, рекомендованным к проведению в аудитории;
  • дополнения к данной пояснительной записке (методические и учебно-вспомогательные материалы).

Знаком * в содержании курса обозначены разделы и вопросы, предоставляемые выбору педагога.

Пособие-хрестоматия: описание

Пособие-хрестоматия по курсу «Нравственных основ семейной жизни» представляет собою электронный документ, содержащий ссылки на учебные материалы различного рода и формата в следующем составе:

  • художественные произведения в прозе и отрывки из них – 13
  • другие произведения в прозе (публицистика, эссе и пр.) – 15
  • стихотворения и поэмы – 6
  • репродукции картин – 34
  • видео-сюжеты – 5
  • всего 73 наименования.

Отрывки, авторство которых не указано, принадлежат разработчикам данной программы. Некоторые произведения по необходимости поданы в сокращении или в отрывках, дабы позволить аудиторную работу с ними при ограниченном объеме часов; полезно, однако, поощрять интерес учащихся к чтению их полностью.

Пособие организовано строго по программе курса. Каждая тема открывается отрывком из программы с кратким изложением содержания и предметов для обсуждения; затем следуют задания по данной теме. Всего в пособии 63 задания (5 или 6 на каждую из 11 тем программы).

Каждое задание начинается с одной или двух ссылок на материалы хрестоматии. При активации ссылки на экране компьютера отрывается окно с текстом, репродукцией или видео-экраном, причем одновременно может быть открыто любое число таких окон. Вслед за этим перечисляются вопросы к данному материалу (материалам).

Все вопросы носят дискуссионный, проблемный характер; ответы на них как правило не могут сводиться к однозначным формулировкам; напоминание об этом («обдумайте», «обсудите») особо присутствует в наиболее широких вопросах. Некоторые из вопросов требуют выявления тех или иных сходных или контрастных особенностей в предлагаемых материалах, о чём в них и сказано («сравните», «сопоставьте»).

Общее число вопросов в пособии (250) достаточно для преподавания курса, однако педагог имеет полную возможность сформулировать и обсудить с учащимися любые другие вопросы по предложенным материалам.

Если учащиеся не имеют доступа к пособию, то педагогу следует прочесть в аудитории выбранный текстовый материал и/или показать на проекционном экране репродукцию картины или видео-сюжет, после чего задавать учащимся вопросы к ним, содействуя возникающему обсуждению и направляя его в сторону освоения и закрепления нравственных ценностей. Видео-сюжеты, продолжительность которых не превышает нескольких минут, можно просматривать несколько раз для лучшего первоначального восприятия или по ходу дискуссии.

Желательно, однако, чтобы каждый учащийся получил в свое распоряжение копию пособия (в составе папки «Для учащихся») на своем домашнем или портативном компьютере. В таком случае педагог имеет широкий выбор возможностей для работы с пособием, например:

  • предложить всем учащимся подготовить ответы на избранные вопросы (или все вопросы) к данному заданию;
  • предложить каждый вопрос задания одному из учащихся (по их желанию и способностям), с тем, чтобы остальная аудитория оппонировала подготовленным ими ответам-докладам;
  • предложить некоторые вопросы двоим учащимся с противоположными или несовпадающими мнениями (высказанными заранее), с тем, чтобы остальная аудитория выслушала и обсудила представленные ими ответы-доклады;
  • и т. п.

Задача педагога – стимулировать самостоятельное мышление учащихся, способность к конструктивному обсуждению важных предметов, направляя их при этом к развитию нравственного чувства, к позитивному восприятию здорового образа жизни и мысли.

Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы

Кол-во часов

Метапредметные

результаты

10 класс

– формирование понятий о равноправии и различии полов – физическом, душевном, социальном, – об их взаимодополняющей функции;

– формирование ясного понятия о единстве половой и супружеской жизни человека, о нравственных принципах в основании половых отношений и губительности пренебрежения ими;

– формирование представления о двух жизненных путях человека – семейном и безбрачном;

– формирование представлений о значении семьи для успешного развития личности;

– усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любви, верности, ответственности, служении друг другу, заботе о духовной и эмоциональной близости, внимании к своим недостаткам и искоренении их.

Раздел I.
Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Тема 2. В единстве души
и тела

Раздел II.
Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Тема 4. На всю жизнь

Тема 5. Друг для друга

Итоговое занятие

Итого

11 класс

– формирование ясного понятия о начале жизни человека через зачатие, о жертвенном подвиге материнства и отцовства;

– формирование представлений об принципах и средствах воспитания детей и отношений между поколениями в семье;

– формирование психологического климата в семье, опыта заботы о социально-психоло­гическом благополучии своей семьи;

– усвоение правовых, духовных и основ семейной жизни, принципа постоянства брака;

– знание духовных и культурно-исторических традиций, связанных с браком и семейной жизнью:

– укрепление отношения к семье как основе российского общества.

Раздел III.
Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

Тема 7. Молодые родители

Тема 8. Связь поколений

Раздел IV.
Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание:
закон, вера, традиция

Тема 10. Семейный очаг

Тема 11. Семья и государство

Итоговое занятие

Итого

10 класс

Раздел I. Мужчина, женщина, брак

Тема 1. Природа пола: различие и сочетание

Пол в животном мире и в человеческом обществе. Мужчина и женщина в разных жизненных сферах. Равноправие полов перед Богом и перед законом. Различие между мужской и женской природой, между мужчиной и женщиной ─ физическое, душевное, социальное. Взаимодополнение мужской и женской природы.

* Мужественность и женственность

Предметы для обсуждения: Исчезают ли мужчины? // Исчезают ли женщины? // «Мужские» виды спорта – для женщин? «За» и «против».

Предметы для проектной деятельности: «Мужские» и «женские» профессии // Женщины в Вооруженных Силах различных государств.

Ситуационно-ролевая игра: «Внимание! На капитанском мостике – женщина!»

Эссе: «Кодекс настоящего мужчины» (для девушек). «Кодекс настоящей женщины» (для юношей).

Тема 2. В единстве души и тела

Брак – добровольное и пожизненное соединение мужчины и женщины, новое живое существо, возникшее из двух, ранее независимых личностей. Свободный выбор между браком и безбрачием. Нравственные принципы брака: нерушимость, верность, ответственность, взаимное служение. Интимная близость – телесный, эмоциональный, психологический фундамент брачного единения.

* Близость в браке и вне брака

Предметы для обсуждения: Человек или животное, семья или хлев? // Утрата человеческого достоинства во внебрачной половой связи // Если украсть из брака интимную близость…?

Предметы для проектной деятельности: Брачный стандарт в Книге Бытия // Исторические пути распада и возрождения брака // Последствия внебрачных связей.

Эссе: Существует ли «современная» нравственность? // Мешает ли нравственность моей свободе?

Раздел II. Найти, создать, укрепить

Тема 3. По дороге к браку

Нравственная чистота как образ мысли и образ жизни. Этикет социальных и личных отношений: дать ход эмоциям, или взять над ними власть? Влюбленность – чувственный порыв, путеводная нить к браку. Необходимо ли чувство? Достаточно ли чувства? Мотивы вступления в брак. Соображения «за» и «против», внутренние и внешние.

* «Вторая половинка»: выбрать или стать?

Предметы для обсуждения: Что значит «мой парень» («моя девушка»)? // Есть ли разница между выбором мужа (жены) и выбором профессии, квартиры, пары обуви? // Можно ли стать для кого-то «второй половинкой», или это определено заранее?

Предметы для проектной деятельности: Из истории брачных обычаев // Когда за нас решают старшие // Когда за нас решают деньги // Почему у рабов не могло быть брака?

Ситуационно-ролевая игра: «Помогаем – или мешаем? – выбрать спутника жизни».

Эссе: Достоинство женщины: утверждаю, признаю или отвергаю? // Возможен ли мгновенный брак по влюбленности с первого взгляда? // «За мной ухаживают двое» (для девушек). «За моей девушкой ухаживает кто-то другой» (для юношей).

Тема 4. На всю жизнь

Вступление в брак напоминает уход добровольцев на фронт: чувства и рассудок уступают место подвигу самоотдачи. Влюбленность ведет к браку; любовь – это само существо брака. Христиане называют семью «малой Церковью», потому что Св. Писание ставит знак равенства между Богом и любовью. Когда жених и невеста становятся мужем и женою, они получают возможность превратить свою влюбленность в любовь.

* Что же это такое – любовь?

Предметы для проектной деятельности: Что такое любовь в христианском понимании // Как много может спрятаться за одним словом «любовь» (на примерах из литературы).

Тема 5. Друг для друга

Залог успеха семейной жизни, ключ к супружескому счастью – верность. Верность не только друг другу, но и взятому курсу на новую жизнь, верность своей любви. А любовь – это подвиг свободной воли. Значит, себя надо не «терять», а находить, не «ломать», а чинить в согласии с нравственными принципами. Пугало «несовместимости».

* Победа над эгоизмом

Предметы для обсуждения: Кто и что мешает счастью молодоженов? // Чем бывает недоволен муж? Чем бывает недовольна жена? // Что хорошего всегда можно сделать друг для друга? // «Ревнует – значит, любит»: верная ли это мысль?

Предметы для проектной деятельности: Верность и вера // Порок эгоизма: как его преодолеть? // Эгоизм и доброта; эгоизм и терпение; эгоизм и сострадание (на примерах из кино и литературы).

Ситуационно-ролевая игра: «Если бы я был ангелом: как помочь близким людям в момент семейного конфликта?»

Эссе: Если чувство исчезает – можно ли его оживить и спасти любовью? // «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал…» (Рим.15:2)

Итоговое занятие. Защита проектов

11 класс

Раздел III. Родительский подвиг любви

Тема 6. Дар творения

«Дети родятся от любви»: помимо физического, у этой фразы есть глубокий нравственный смысл. Любовь несет в себе силу и способность к творению, и в семье происходит величайшее из всех возможных дел творения – творение новой личности. Говорит наука: зачатие – начало нового человека. Дар деторождения дан супругам как залог родительского счастья.

* Таинство новой жизни

Предметы для проектной деятельности: Миф о «перенаселении планеты» // Как менялось и меняется население нашей страны // Отношение к детенышам в мире животных (примеры).

Эссе: В чем нравственный смысл заповеди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1:28)? // Чем лучше живут – тем хуже родятся дети: правда ли это?

Тема 7. Молодые родители

Беременность: девять месяцев испытания для обоих родителей и для ребенка. Новые нравственные задачи, новая мера ответственности, новый источник любви. «Реализовать себя в детях» – значит передать им всё доброе, что имеешь, и оградить их (и освободиться самому) от всего злого. Принцип воспитания: учиться вместе с детьми. Метод воспитания: личный пример.

* Молодо – не зелено!

Предметы для обсуждения: «Мы еще слишком молоды …» // Возможно ли воспитание до появления на свет? // Доброта или злоба? Строгость или равнодушие? // Если ребенку во всём потакают… // Наказание: возмездие или обучение?

Предметы для проектной деятельности: Выдающиеся достижения – научные, культурные, военные – очень молодых людей (исторические примеры) // Как медицина и гигиена изменили жизнь матери новорожденного (по историческим сведениям) // Каталог Интернет-ресурсов для молодых родителей.

Эссе: «Когда я был(а) маленьким(-ой)…»: воспоминания юноши (девушки) в помощь родителям и воспитателям.

Тема 8. Связь поколений

В материнской утробе ребенка связывает с матерью пуповина: в момент рождения пуповину перерезают. Затем его соединяет с родителями «пуповина» подчинения; в день совершеннолетия она исчезает. Чтобы не исчезла связь поколений, ее надо заранее перестроить на новых, нравственных основаниях взаимного уважения, доверия, ответственности, заботы, сострадания, любви… Забота об этом лежит на старших и на младших.

* Семья взрослеет

Предметы для обсуждения: Путь за порогом детства: кто принимает решения? // Что такое инфантилизм // Под одной крышей с родителями: «за» и «против» // Воспитание детей: в единодушии или в конкурентной борьбе?

Предметы для проектной деятельности: История и уроки нашей семьи // Пятая Заповедь Синайского законодательства // Этикет семейного общения: этно-культурные и историче примеры.

Ситуационно-ролевая игра: «Бабушка воспитывает внуков: кто воспитает бабушку?»

Эссе: Как сделать, чтобы дети и родители не ссорились? // Если бы молодость знала, если бы старость могла…

Раздел IV. Семья, общество, нация

Тема 9. Бракосочетание: закон, вера, традиция

Нет двух разных браков – но есть две формы скрепления брака, гражданская и религиозная (церковная). Формы эти различаются между эпохами и народами, но принцип остается тем же: высочайшее значение – личное, общественное и религиозное –придается супружескому счастью, нерушимости брака и благополучию семьи. Это отражено и закреплено в обрядах и традициях бракосочетания.

* Шаг в будущее

Предметы для обсуждения: Помолвка, обручение, свадьба // Гражданский брак и «гражданский брак» // Значение свадебной церемонии для становления семейных ценностей // Венчание в церкви: кому и зачем? // Если семья болеет – чем и как помочь?

Предметы для проектной деятельности: Свадебные обряды в истории народов нашей страны // Свадьба в произведениях литературы и искусства (примеры) // Бракосочетание в религиозных традициях народов мира // Содержание и символизм венчания.

Ситуационно-ролевая игра: «Мы хотим широкую свадьбу! – А мы не хотим…»

Эссе: Письмо моему сыну (дочери) накануне его (ее) свадьбы.

Тема 10. Семейный очаг

Каждая семья – это микрокосмос, живущий особой жизнью. Переступая порог своего дома, каждый член семьи, и взрослый, и ребенок, должен ясно осознавать: это иной мир. Иной прежде всего в том, что мир этот добрый, справедливый и разумный, что здесь правит любовь. И родители отвечают за целостность и исполнение семейного закона.

* Мир нашему дому

Предметы для обсуждения: «У всех так – а у нас не так!» // Как понимать права и обязанности в семье // Бытовая эстетика // Вместе трудимся, вместе отдыхаем // Как организовать общий досуг // Здоровый образ жизни // Деструктивные формы досуга // Зависимости – угроза семье // Семейные ресурсы и сбережения // Семейный бюджет – общая забота // Семья и профессия.

Предметы для проектной деятельности: Плюсы и минусы компьютерных игр // Социальные сети: загубленное время // Заработок для старшеклассника (обзор возможностей) // Каталог Интернет-ресурсов для старшеклассников.

Ситуационно-ролевая игра: «Хочу, хочу! У всех есть, а у меня нету! Дайте денег!»

Эссе: Рабы Интернета // Больше денег – хуже жизнь: так бывает?

Тема 11. Семья и государство

Семья связана множеством нитей с обществом и государством; самые главные из них определяются государственными законами. Законы предоставляют материальную помощь семьям, юридические гарантии на особые случаи. Требования закона ограничивают независимость семьи в интересах граждан, особенно детей. Семейный Кодекс РФ.

* Воспитать правовое сознание

Предметы для обсуждения: Юридическая сторона прав и обязанностей в семье // Помощь семьям со стороны государства, в том числе молодым и многодетным // Общественные организации в помощь семье // Усыновление // Защита благополучия и интересов детей // Катастрофа развода и ее последствия.

Предметы для проектной деятельности: Каталог юридических ресурсов Интернета для молодой семьи // Какие пособия и льготы предоставляются сегодня семьям с детьми // Насилие в семье и ответственность за него //

Эссе: Незнание закона не освобождает от ответственности (случаи из жизни).

Итоговое занятие. Защита проектов

Литература

1. Балашов Н., протоиерей. Этика пола. Доклад на конференции «Учение Церкви о человеке». М, 2001 г.

2. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск, 1999.

3. Еремичев И.А., Страунинг Э.Л. Семейное право. Уч. Пособие. М.,2002.

4. Зеньковский В.В., прот. Психология детства. М., 1996

5. Любовь в письмах великих людей. – М.: Эксмо, 2011.

6. Макарий (Маркиш), иеромонах. Уроки любви. – М.: 2008.

7. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: духовные и психологические аспекты. Самара, 2006.

8. Основы Социальной концепции РПЦ //// ИБ ОВЦС Московского Патриархата

9. Семейный Кодекс РФ (последняя редакция).

10. Семья – малая церковь. // Авторы– составители Б.Н. Кузык, Л.И. Литвин. – Днепропетровск, 2011

11. Телеповы М. и Н. Поговорим о супружеском счастье. Пенза, 2003.

12. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Учебно-методический комплекс. Смоленск, 2008.

13. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 1998.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *