Основная мысль стихотворения молитва лермонтова

Содержание

«Молитва(Я, матерь божия, ныне с молитвою)», анализ стихотворения Лермонтова

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому. Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» — самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» — 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке, к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Молитва(Я матерь божия)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия

Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди. Бога он никогда не воспринимал и не молился ему. Но когда он понял, что мир останется таким, какой он есть, и ничего в нем не изменить, он поменял свои взгляды.

Лирику знаменитого стихотворца символически возможно разделить на начальный и поздний этапы. И в случае если ранние работы обладают элементами воспроизведения, то, к примеру, наиболее запоздалая лирика имеет ранее присущую стилевую особенность.

Стихотворение «Молитва» отображает духовность и любовь к женщине. Когда писатель создает свое творение, то он отображает в нем три образа. Образы осуществляются божьей матерью, любящей женщиной и самого поэта. Он описывает свою внутреннюю тревогу и болезнь, показывает и выворачивает свою душу наизнанку. После этого оговаривается чистая душа, девушка, которая одинокая в чужом для нее мире, которая заблудилась и не знает где ей найти дорогу. Он придает часть стихотворения молитве, в нем отображает святую душу, которая может помочь стать на истинный путь. Главный герой борется с самим собой и в какой-то части находит успокоение. Автор молил о спокойствии души, но он это проявлял в разных формах. Боязнь помолится перед открытым небом, заставляла его смотреть на мир по-другому.

Никто не понимает, как эта чистая душа может относиться к герою. Сколько им лет и как они связаны друг с другом. Последние строки передают большую разницу в возрасте.

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…

Автор описывает нежные чувства к своей избраннице. Когда читаются эти строки можно увидеть некий эмоциональный фон. Чудо, перед которым стоит герой, это Божья матерь, это святая душа из всех покровителей мира. Она должна ему показать праведный путь.

В стихотворении имеется вся суть, автор положил много силы в его написание. Здесь открывается суть сюжета и своеобразные образы.

Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова

В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.

Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.

Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.

Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.

Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.

Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.

Анализ стиха №3

В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.

Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости. В Москве, одна молодая девушка Мария Щербакова заставляет задуматься писателю о том, что только молитва, обращённая к Богу, способна исправить все грехи и помочь в самые трудные секунды жизни.

В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке. Молитва содержит просьбу, «окружить счастьем» ту героиню, о которой так сильно переливает лирический герой. Михаил Юрьевич прислушался к совету Марии и обращался к Богу тогда, когда в его душе была тяжесть. Одна из сложнейших преград в его жизни — собственные страхи и комплексы.

В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение — крик души Лермонтова. Он кричит о борьбе с собственными слабостями с которыми ему сложно справиться. Они вынуждают его прятать своё нутро и характер, чувства и мысли под маской, которую поэт так и не снимет к своей кончине.

По плану

>Картинка к стихотворению Молитва я матерь божия

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Родной язык

    Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более

  • Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс

    Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

  • Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы

    А.А. Блок написал знаменитое произведение «Вхожу я в тёмные храмы…» в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

  • Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре

    Александр Блок в 1905 году написал данное произведение. В то время происходила 1 русская революция, тяжелое было время. В данном стихотворении идет противопоставление веры в хорошее будущее и суровой реальности.

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

    Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

Данная статья содержит: отзыв стихотворения лермонтова молитва — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Молитва”

«Молитва» написана в 1837 году. Введена в текст письма Лермонтова к М. Лопухиной.

Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную»), а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонто­ва. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.

Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную прось­бу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного»), тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей свое­го творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим обра­зом — они создают поразительную антитезу (противопоставление).

В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.

Отзыв стихотворения лермонтова молитва

“Лермонтов безмерно рисковал,

Вызывая недругов к барьеру,

И когда не принимал похвал,

И не ставил в грош свою карьеру,

Рисковал над начатым листом,

Чтоб душой с другими поделиться,

Но особый риск хранился в том,

Что в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,

Потому что был остер в беседах,

Не красавец, но лихой корнет,

Поразившей смертью напоследок.

Хоть миновало двести лет, а явление на земле Лермонтова, по-прежнему, вечная, неизъяснимо притягательная и глубокая тайна русской литературы и русской православной души.

И тогда я каждый раз кротко спрашиваю, помнит ли батюшка стихотворение Лермонтова “Молитва”, напоминаю светлые, святые строки :

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Стихотворение “Молитва” написано Лермонтовым в 1839 году для княгини Марии Алексеевны Щербатовой ( в девичестве Штерич).

Со 2 сентября 1838 года Лермонтов стал бывать в салоне С.Н. Карамзиной. в 1839 году там он однажды и познакомился с юной, девятнадцатилетней вдовой (князь Щербатов умер через год с небольшим после венчания, был дурным, распутным человеком и раннее вдовство считалось благословением Господним) княгиней Марией Щербатовой, образованной, блистательно умной, обворожительной синеглазой и светловолосой красавицей.

И знаю : молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

Старец признавал: ” В стихотворении “В минуту жизни трудную. ” выражается настоящая молитва, при которой “и верится, и плачется, и так легко, легко”. Но эти проблески не освятили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом- был убит на дуэли, и безвозвратно погиб. “

Я верю, что в тайных, уединенных молитвах, Лермонтов обращался не только к Пресвятой Богородице, но и к Спасителю, что он ото всех таил чистоту и целомудрие своей души.

Другой замечательный священник, отец Сергий ( Дурылин) сказал о Лермонтове. ” религиозный аромат его поэзии прекрасен “. и это свежее, божественное дыхание ощущают все, кто по-настоящему понимает и любит Михаила Лермонтова.

Олег Погудин поет “Молитву” М.Ю. Лермонтова.

» Когда б не Бог, зовущий всех нас в Детство,

гуляю сама по себе

сообщений: 8 873

Россия, Вятка (Киров)

Поискала умные мысли в инете. Про эту «Молитву»- нет! (У Лермонтова есть еще два одноименных стихотвтрения, по ним есть «размышления», но они и понятнее. Обратилась к друзьям – мнения разделились, от » что курил афтар?» до «молитва мужчины, кажется отца, за душу девушки, возможно дочери. «, были и прочие мысли.

Можно обратиться за помощью к более широкой аудитории? У кого какие мысли возникают при прочтении данного стихотворения? (Дочке, конечно, помочь не успеваю, но хоть свои мысли причесать!)

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

сообщений: 10 890

Украина, юг Одессы

Да вроде бы так прямо и сказано – молитва к Богоматери за деву невинную. Что молящийся – мужчина тоже понятно из контекста.

Насчет отца и дочери – не уверена, но мне представляется, что примерно так мог бы молиться Льюис Кэрролл за Алису.

Стоглавая гидра форумского феминизма

сообщений: 79 921

Венгрия, На слете инквизиторов по обмену опытом

2) Про «русская душою» – это, понятно, из «ЕО», про Татьяну, которая, по мнению многих исследователей (да так оно и есть ), была русская душою на уровне мистики. И лирический герой стихотворения «русский душою» на том же уровне. Отсюда – обращение с просьбой о судьбе любимого человека к самой «тёплой» фигуре русского православного менталитета – к Богоматери, к защитнице и заступнице.

3) «О себе любимом». Да, есть немного (с моей точки зрения) красования «пустынностью» и «бесплодностью» своей души, да настолько пустынной и бесплодной, что даже Богоматерь не стоит утруждать просьбами о ней. (Но про красование можно опустить, оставить только про противопоставление )

4) Герой просит для своей возлюбленной не легкой жизни, а о поддержке в жизни и о легкой смерти.

Вторая кукла наследника

сообщений: 11 185

Герой стиха любуется собой и собственным альтруизмом.

Царю Небесный спаси меня от куртки тесной, как от огня.

Мне нравится больше.

Сочувствую вашему ребенку! А преподка – хада, каких мало!

гуляю сама по себе

сообщений: 8 873

Россия, Вятка (Киров)

Топси, особое спасибо за сочувствие моей лапочке, ей 14 лет и естественно (а может, это только мне так кажется) – эта тема ей далека и непонятна.

Darling, Мария,Топси – моя благодарность за участие.

сообщений: 12 994

Добавлю к замечательному анализу Марии фактов. Лермонтов написал «Молитву», находясь под арестом за «Смерть поэта». Обращено это стихотворение скорее всего к В. Лопухиной. Думаю, понятно, в каком он был состоянии: неизвестность, тревога. Вот и вспоминает любимую женщину, молит о защите для неё.

Вот цитата из Белинского, для сочинения пригодится: «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное. тёплое, женственное чувство! Всё это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной – всё это больше, чем умилительно. «

сообщений: 10 890

Украина, юг Одессы

А откуда это следует? Всего лишь из упоминания о битве?

Вторая кукла наследника

сообщений: 11 185

Добавлю к замечательному анализу Марии фактов. Лермонтов написал «Молитву», находясь под арестом за «Смерть поэта». Обращено это стихотворение скорее всего к В. Лопухиной. Думаю, понятно, в каком он был состоянии: неизвестность, тревога. Вот и вспоминает любимую женщину, молит о защите для неё.

Вот цитата из Белинского, для сочинения пригодится: «Сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное. тёплое, женственное чувство! Всё это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной – всё это больше, чем умилительно. «

Нуу, если сам Белинский написал «Умилительно», тогда, конешно.

Она сделала гадский выбор для домашки.

сообщений: 12 994

А откуда это следует? Всего лишь из упоминания о битве?

Никуда он не уезжает. В темнице сидит.

Вторая кукла наследника

сообщений: 11 185

А откуда это следует? Всего лишь из упоминания о битве?

Это, ведь, только частное мое предположение.

А ещё, мне кажется, что учительнице это подойдет.

Возможно, я не права.

Но когда я сходу и первый раз в жизни прочла, то мне показалось, что он уезжает на войну.

сообщений: 12 994

Точно.

А «понятное для подростков» – тема отдельного разговора.

сообщений: 10 890

Украина, юг Одессы

Это становится известно, если привлечь биографические материалы. А я пыталась понять мнение Топси, опиравшейся на сам текст.

сообщений: 10 890

Украина, юг Одессы

Стоглавая гидра форумского феминизма

сообщений: 79 921

Венгрия, На слете инквизиторов по обмену опытом

Тю! А когда же начинать говорить с детьми о любви, если не в 14 лет? Нормальное задание для домашки: любовь к человеку противу любви к себе в человеке.

Свободу Меган Райс!

сообщений: 29 985

Не пожалей добра,

А значит, будь добра.

И под своей рукою

А значит, дай покоя,

А значит, дай покоя

И лёгкость стана,

От старости храни

От старости храни

Не столько долгий,

Ты сбереги тепло

До часа рокового,

До часа рокового

Родных своих детей.

И если бед не избежать

Не ей самой, не детям,

Не ей самой, не детям

Не пожалей добра,

А значит, будь добра.

И под своей рукою

А значит, дай покоя,

А значит, дай покоя

Вторая кукла наследника

сообщений: 11 185

Тю! А когда же начинать говорить с детьми о любви, если не в 14 лет? Нормальное задание для домашки: любовь к человеку противу любви к себе в человеке.

Мне кажется и я считаю, что для всех и для него было бы луучше, если бы Лермонтов себя любил!

Возможно, литература бы что-то утратила.

Но не неизбежно и необязательно.

Стоглавая гидра форумского феминизма

сообщений: 79 921

Венгрия, На слете инквизиторов по обмену опытом

Мне кажется и я считаю, что для всех и для него было бы луучше, если бы Лермонтов себя любил!

Возможно, литература бы что-то утратила.

Да не «возможно», а точно. Знаешь, у Ибсена есть сравнение в «Пер Гюнт» – как тролль собой доволен. Это достаточно для. хм. обрастания мхом, но явно недостаточно для творчества.

Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

Запись на стене

15. Стихотворение Лермонтова «Молитва» наполнено разными чувствами, плавно переходящими друг в друга. Так в первой строфе лирический герой испытывает грусть, тоску. Эпитет «минуту трудную», ассонанс (минуту, трудную, грусть, твержу, наизусть), аллитерация (трудную, грусть, сердце, твержу), обилие сочетаний согласных вызывают ощущение тяжести, уныния. Во второй строфе лирический герой будто находится в переходном состоянии: благодаря эпитетам («святая», «непонятная прелесть», «сила благодатная», «слов живых»), метафоре («прелесть дышит») мы видим, какое живительное воздействие оказывает молитва на лирического героя – он воодушевляется силой слова. Заключительная строфа наполнена чувством легкости ( лексический повтор «легко, легко…»): лирического героя больше не терзают сомнения, а ощущение свободы, полета достигается за счет ассонанса гласных ,,. Таким образом, в стихотворении Лермонтова «Молитва» грусть лирического героя уходит после прочтения молитвы, и он обретает легкость и покой.

16. Во многих произведениях русской классической литературы герои переживают духовное «перерождение» и очень часто именно благодаря обращению к Богу. Например, в рассказе Бунина «Чистый понедельник» главная героиня живет в двух мирах: она читает, ходит в театр, обедает, ужинает, выезжает на прогулки, посещает курсы, развлекается со своим возлюбленным, но её всегда тянет к чему-то более светлому, нематериальному, к вере, к Богу, поэтому она часто ходит в церковь, посещает старые кладбища. Героине тяжело так жить, ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Поэтому она решает уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Богу. Благодаря этому она, как и лирический герой «Молитвы Лермонтова», обретает душевный покой, легкость и гармонию.

Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, создав безнравственную теорию и решив проверить ее, пал духовно. Его истинным наказанием стали муки совести, и «очиститься» герою помогает не признание в содеянном Порфирию Петровичу, а осознание своих поступков как нарушение божественных установок. После чтения главы Евангелия о Воскресении Лазаря Раскольников поклоняется «страданию человеческому» и отправляется на каторгу, где через искреннюю любовь к Сонечке приходит к Богу, то есть начинает свой путь духовного «перерождения», обретая внутренний покой и гармонию.

А вот в шестнадцатом. там же вроде лирические произведения нужно сопоставлять?

Анализ к стихотворению ,,Молитва, , М. Ю. Лермонтова

В жизни поэта наступают тяжелые времена; все идет далеко не так, как хотелось. И в эту трудную минуту автор исполняет молитву Богу и верит, что Господь поможет ему. Молитва – путь к спасению и душевной гармонии. М. Ю. Лермонтов видит в молитве нечто особенное, даже святое, способное залечить любые душевные раны. Человек, переживший злые удары судьбы, может надеяться только на чудо. И, по-моему мнению, этим чудом и должна стать молитва.

Стихотворение имеет глубокий философский подтекст и с помощью изобразительно-выразительных средств передает мысли и тревогу автора. Встречаются эпитеты (в минуту трудную, молитву чудную, сила благодатная) , метафоры, (теснится грусть, слов живых, дышит прелесть) , градация (и верится, и плачется, и так легко, легко. ) , инверсия (в минуту жизни трудную) . Рифма перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой; размер стиха – ямб с пиррихием (слог ударный и безударный) ; рифма мужская (ударение падает на последний слог) чередуется с дактилической.

Стихотворение произвело на меня большое впечатление. Вместе с поэтом я испытал те переживания, которые были у М. Ю. Лермонтова в момент написания. Гениальность произведения, на мой взгляд, заключается в невыдуманности сюжета и идеи. Чувствуется, что «Молитва» исходит из сердца автора и описывает один из эпизодов его жизни. Никакая выдуманная красивая фальшь никогда не сможет сравниться с «душевным» стихотворением.

Основной – находить успокоение и одновременно черпать новые силы для

прдолжения жизни. Темой стихотворений является покой . Лирический герой -сам поэт .

Молитва – символ успокоения, гармонии .

В стихотворении ” Молитва ” две последние строчки являются кульминацией, так как здесь преобладает развитие переживаний лирического героя, а в этоге успокоение . Экспозиционный момент присутствует в первых строчках.

Отзыв на стихотворение М.Ю.Лермонтов «Молитва»

Удивительное стихотворение М.Лермонтова » Молитва» считается одним из самых популярных произведений автора.Стихотворение относится к периоду зрелого творчества поэта,где отразились личные переживания поэта в трудное время ,смятение души и поиск успокоения.Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.» Молитва»-это обращение автора к Богу,просьба утешения и поиск защиты.В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.

Идея автора-показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение. Лирический герой-сам автор.Стихотворение много раз перекладывали на музыку и исполняли как романс.Небольшое по объему,стихотворение оставляет сильное впечатление,мелодичность и распевность добавляют умиротворения, передают церковный стиль чтения молитв.»Молитва» понятна любому читателю,главное-это вера,которую автор передаёт нам через века.

Данная статья содержит: молитва стихотворение лермонтова основная мысль — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Какая основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва»?

Основная мысль стихотворения Лермонтова «Молитва» – главная мысль, идея?

У М.Ю. Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва». Одно из них, написано в 1839 г., начинается со строчки «В минуту жизни трудную. «.

Молитва – разговор с Богом, обращение к нему. Молящийся человек уверен, что судьба, жизнь и смерть во власти Божьей воли, что Бог помогает в делах и наказывает за прегрешения, исцеляет и посылает испытания.

В молитве человек просит Бога, прославляет Его, кается. Люди обращаются к молитве в те жизненные моменты, когда ищут помощи, поддержки и милости, часто в состоянии отчаяния:

Печаль, облегчение, легкость – все это соединено в трех строфах.

Произведение начинается с состояния печали, смуты, отягощенности. Тем не менее, образ героя не обременен тяжким грузом. Печаль какая-то легкая.

Душевная тяжесть, грусть усиливаются за счет ассонанса: повторения звука , которое создает ощущение нарастающей смуты.

На контрасте стоят пары слов: «трудно – легко», «грусть – облегчение», «теснится грусть – бремя скатится». Это примеры антитезы, подчеркивающей душевное состояние героя.

Главное место в стихотворении занимает сама молитва, «благодатная», «чудная», «живая». Инверсионные эпитеты помогают увидеть чудодейственную силу молитвы, способной помочь, подсказать, принять нужное решение, изменить душевное состояние, дать спокойствие.

Стихотворение наполнено божественным мотивом. В нем переплетаются надежда, вера, гармония, откровение, воодушевление.

Главная мысль стихотворения состоит в том, что молитва очищает душу, согревает ее. «Созвучья слов живых» помогают человеку пережить трудную минуту, не дают упасть духом.

В произведении Лермонтова «Молитва» передаётся состояние возникновение в душе человека высоких чувств, которое противопоставлено трудной жизненной ситуации (в которой может оказаться каждый). Автор воспевает молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит главного героя к «светлому, доброму, вечному».

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтов 1) Тема поэмы 2) Основная идея 3) Пафос (чувство) 4) Лирический герой 5) состав 6) означает лексический 7) Синтаксические средства 8) Морф продукты (ключевые слова) 9) Рифма, ритм, размер стихотворения 10) Заключение

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова

2) Основная мысль

3) Пафос (чувство)

4) лирический герой

6) лексические средства

7) Синтаксические средства

8) Морф средства(ключевые слова)

9) Рифма,ритм, размер стихотворения

  • Одну молитву чудную твержу я наизустьМ. Ю. ЛермонтовМолитва — одно из поздних стихотворений М. Ю. Лермонтова (написано в 1839 году) . Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние душевного просветления . Это состояние противопоставлено трудной минуте жизни — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному мостику , который приводит героя к светлым душевным порывам .Известно, что Молитва написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен (Машенька велела ему молиться, когда у него тоска) . Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.Вместе с тем, святая прелесть предстает и как власть слова над человеком:Есть сила благодатнаяВ созвучье слов живыхВ самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:С души как бремя скатитсяСомненье далеко И верится, и плачется,И так легко, легкоВ дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В. Г. Белинский подчеркнул, что из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце () звуки, () вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью . Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но живые слова даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений. В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! Молитва вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М. Ю. Лермонтов самый музыкальный поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем

М. Ю. Лермонтов «Молитва»: анализ стихотворения

Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»

«Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком. Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере. «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы. Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

Главная тема стихотворения

Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным. С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. «. Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей. Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца. Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Поделиться

Мы в Фейсбуке

«Сезоны года» – это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.



Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская. «Молитва » («Я. Матерь Божия. ныне с
молитвою. «) Стихотворение «Молитва » написано в 1837 году.

Валентин Шолохов Искусственный Интеллект (567516) 2 года назад

«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»), стихотворение, относящееся к зрелой лирике Лермонтова (1837), строится как монолог лирического героя — мольба о счастье любимой женщины, о ее душе. В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится. В общем контексте лермонтовской лирики существенно, что внутренняя драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини — ее нравственная чистота беззащитность перед враждебными силами мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образсамого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в стихотворении религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Вместе с тем герой отвергает традиционные формы обращения к богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, /Не с благодарностью иль покаянием, /Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души»

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва «. Разное .

Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином,
экспозицией к основному тексту «Молитвы «: Я. Матерь божия. ныне с
молитвою…

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Лирику великого поэта условно можно поделить на ранний и поздний периоды. И если ранние произведения имеют оттенок подражания, то, к примеру, более поздняя лирика обладает уже характерными стилевыми чертами, которые позднее будут названы критиками «лермонтовскими». Поэт вырабатывает тематический диапазон (любовь и смерть, природа, гражданская лирика, тема поэта и поэзии), в котором отныне будут находиться его стихи. Разрабатываются и отдельные лирические жанры – элегия, дума, «лирический монолог».

Последний жанр особенно интересен. Рядом с лирическим повествованием, тяготеющим к эпичности картин, сюжету и живописности, рядом с пейзажно-символическими стихотворениями в лирике Лермонтова укрепляется эта особая жанровая форма. В «лирическом монологе» сочетаются характерные признаки традиционных жанров, но сохраняется присущая романтизму субъективность.

В зрелой лирике Лермонтова лирический монолог приобретает черты философского раздумья, являясь основной формой выражения переживания лирического героя. Таково стихотворение «Молитва».

Итак, «Молитва» — лирический монолог героя, просящего Богородицу за «деву невинную». Можно отметить, что в этом стихотворении нет глаголов или местоимений, указывающих на пол молящегося. Но думается, что фраза из первого четверостишия: «…ныне с молитвою… не перед битвою», может стать указанием на мужской пол лирического героя.

О ком же он молится? Герой говорит о «деве невинной». Но кто она, какие отношения связывают героя и героиню — неизвестно. Она безусловно молода, а герой, скорее всего, уже не очень, или, по крайней мере, разница в возрасте между ними немалая. Намеком на последнее обстоятельство служат строки:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника, в свете безродного…

Это может быть дочь или возлюбленная… Точно не известно, но понятно, что лирический герой испытывает самые нежные чувства в адрес этой девушки. Это доказывает общий эмоциональный фон произведения, строфика и мелодичность стиха. Трехсложный размер стиха (дактиль) и перекрестная дактилическая рифма создают особую напевность стиха.

Адресат молитвы также известен. Лирический герой называет её «Матерью божией», «теплой заступницей мира холодного». Это Богородица, перед иконой которой молится герой. На это указывают следующие строки:

Пред твоим образом, ярким сиянием…

В стихотворении, как известно, нет сюжета, но в «Молитве» можно выделить условные структурные части. Так, первые два четверостишия являются своеобразным зачином, экспозицией к основному тексту «Молитвы»:

Я, Матерь божия, ныне с молитвою…

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием…

Но вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного…

Из вступления читатель узнает о том, кто молится, о ком молится, кому, и где это происходит. Строки перенасыщены существительными, поэтому динамика стиха отсутствует. Но автор создает напряженность, возрастающую от строки к строке. Такой эффект получается за счет анафорических повторов («Не о спасении…»; «Не с благодарностью…»; «Не за свою…»). Как известно, такой синтаксический рисунок усиливает динамичность стихов.

К тому же, грамматически первые два четверостишия являются одним предложением. Это также спаивает два стихотворных отрезка – они интонационно прочитываются на одном дыхании, без больших цезур.

Что касается художественно-изобразительных средств языка, то поэт использует их мало (эпитет: «душу пустынную», «странника… безродного», «деву невинную» и т.д.; перифраза: «теплой заступнице мира холодного»). И это, несмотря на эмоциональность стихотворения. По-моему, автор делает это умышленно, так как пытается передать не только чувства лирического героя, но и живую разговорную речь, которая отвергает высокопарные слова и выражения. Поэтому лексически стихотворение в основом нейтрально. А чтобы усилить эффект разговорности, поэт использует архаичные слова или их формы («покаяние», «пустынную», «в свете» и т.д.).

Эти же особенности лексики можно отнести и к остальному тексту стихотворения.

Два последних четверостишия, как уже было отмечено, представляют собой просьбу, с которой обращается лирический герой:

Окружи счастием душу достойную…

Молодость светлую, старость покойную…

В последнем четверостишии поэт использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному…» Имеется в виду, конечно же, смерть. Но лирический герой как бы не может выговорить это слово и всерьез поверить, что прекрасная душа может умереть. Так, в стихотворении появляется лирическая, пронзительная нотка нежности. По эмоциональному накалу это четверостишие является кульминацией. Своеобразным заключением можно назвать последний эпитет стихотворения: «Душу прекрасную». Этим еще раз акцентируется внимание на том, о ком происходит молитва.

Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нем, как во многих других, нет злости на этот мир, трагичности. Полным покоем и умиротворением дышат его строки. Я считаю, что эта «Молитва» — напутствие в жизни не возлюбленной, а своей дочери. Слишком тепло отзывается герой о героине, никогда таким светом не сияла любовь поэта ранее…

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва (Я, матерь божия. )»

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Весна, весна! как воздух чист. »
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Молитва как жанр лирической поэзии М.Ю.Лермонтова

М.Ю. Лермонтов — очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследие, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью.

Я не случайно заинтересовалась поэзией этого великого человека. Мне хотелось, хотя бы немного разобраться в его творчестве.

Как человек, создавший так много стихов о демоне. обращается к молитвенной лирике. Так над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! Поэт всю жизнь прожил под страшным взором демона- мрачного духа зла. «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» 1 — так думал юный поэт. Но в тоже время ( в 1829 году) поэт обращается к жанру молитвы и создаёт прекрасное стихотворение «МОЛИТВА» («Не обвиняй меня, всесильный»). а несколько лет спустя создаёт и другие произведения с таким заголовком.

Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции.

Цель работы: проанализировать молитвенную лирику, понять, что просит поэт у Бога, чему он молится.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме,

2. Проанализировать стихотворения «Молитва» 1829, 1837, 1839 гг.

3. Сравнить стихотворения и выявить различие между ними.

2. Анализ стихотворения «Молитва» 1829 года.

Молитва – это проникновенное обращение верующего человека к Богу. «Молитва есть выражение высших христианских добродетелей – веры, любви и надежды» 2. Это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова.

В юношеском стихотворении «Молитва» поэт обращается с покаянием к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями).

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю, 3

Но одновременно возникает «За то, что. «, передающее нарастающее напряжение мольбы-спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

За то, что мрак земли могильный

С ее страстями я люблю;

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя;

За то, что лава вдохновенья

Клокочет на груди моей;

За то, что дикие волненья

Мрачат стекло моих очей;

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, боже, не тебе молюсь. 4

В быстрой смене состояний рождается трагическое противостояние всевышнему, растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «Я» и Богом, которая пока еще признается животворной

Строки из стихотворения

«тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (вечную)» 7

«Мир земной мне тесен» указывает на полную безысходность.

Но разлад с творцом не всегда был свойствен лирическому герою,

на что указывают заключительные слова: «снова обращусь».

В «Молитве» духовному взору поэта впервые открылась исключительность его жизненной судьбы: он почувствовал, что путь, которым он пойдет, оставаясь верным своему «Я», не приведет его к пути религиозного «спасенья». «Молитва» передает смятение, раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души.

Итак, мы видим, что уже в ранних стихах у Лермонтова появляются две музы — одна демоническая, которая несет настроения сомнения, скепсиса и приводит к тоске и скуке; другая — муза, помнящая небесные «песни святые». На протяжении многих лет идет напряженная внутренняя борьба этих муз.

3. Анализ стихотворения «Молитва» 1837 года.

В 1837 году Лермонтов обращается к «теплой заступнице мира холодного».

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную 8.

Это слово не о себе. За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной»(вероятно, что в стихотворении речь идёт о В.А.Лопухиной). Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано поэтом то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в трудную минуту надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания, — у Божией Матери.

В ходе монолога вырисовываются три образа: Божьей матери, лирического героя и той, о которой он молится.

Внутренняя драма героя отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини – её нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за неё освещает героя с другой стороны: трагедия духовного одиночества не разрушила его участия и глубокой заинтересованности в судьбе другого человека.

«Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти. Существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о светлом «мире упования», в котором «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти. Лермонтов ввел стихотворение в текст письма М.А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл — но это вовсе ничего не доказывает» 9 .
Строка «Теплой заступнице мира холодного» становится кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества. «Холодный мир» для поэта не абстракция, а совершенно определённое понятие. В соединении с «тёплой заступицей» они создают поразительную антитезу. В этой своей «Молитве» Лермонтов глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва – это в основном молитва к Богоматери, а через Неё ко Христу.

4. Анализ стихотворения «Молитва» 1839 года.

Ещё через два года, в1839 г. Лермонтов опять, в третий раз, называет стихотворение «Молитвой» («В минуту жизни трудную. «).

Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко 10.

Теперь демон сомнения отринут: «С души как бремя катится, / Сомненье далеко. » Это не означает, что все в жизни сразу прояснилось: начало стихотворения говорит об особом состоянии, которое было характерно для поэта и нашло отражение во многих его стихах. Это грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире.

А теперь основной смысловой акцент — образ самого «созвучья слов живых», которое выливается в «молитву чудную»:

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
«Непонятная» прелесть и сила святого слова — вот то главное, что хочет выразить поэт. Именно поэтому не так важно, к кому обращена молитва и о чем она. Важнее другое — результат, который достигается молитвой, произнесенной из глубины страдающей души:

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Такую удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог наконец постичь в конце своего жизненного пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *