- По Аристотелю, человек – это …
— политическое животное
- Принцип ответственности личности несовместим с(со)…
— абсолютизацией сиюминутных выгод
- Понятия «Богочеловек» и «Богочеловечество» характерны для ________ философии.
— русской религиозной
- В конфуцианстве смысл жизни заключен в …
— нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга
- Сущность человека как преимущественно словесную понимает …
— герменевтика
- Личность формируется в процессе…
— социализации
- Одним из признаков массовой культуры является …
— коммерческий характер
- Перед человеком возникает вопрос о смысле жизни, так как человек…
— смертен
- Общим в решении проблемы человека в марксизме, фрейдизме и экзистенциализме является…
— отрицание внеисторичности сущности человека
- Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, называется …
— волей
- Для современной культуры характерна тенденция…
— интернационализации
- Идея подавления чувственной природы, отказа от удовольствий с целью высвобождения внутренней энергии характерна для…
— аскетизма
- Работу «Феномен человека» написал …
— Пьер Тейяр де Шарден
- Учение о ценностях называется …
— аксиологией
- Неповторимость, уникальность человека обозначается понятием …
— индивидуальность
- Идея абсолютной ценности личности в западноевропейской культуре связана с…
— христианством
- В философии Нового времени человек как единство двух субстанций – тела и духа – предстает в учении …
— Р. Декарта
- Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей называется …
— социализация
- Принципами разрешения антиномии индивидуального и общественного в человеке могут быть универсализм, коллективизм и …
— индивидуализм
- Особенностью совершенного человека, с точки зрения древневосточной культуры, является…
— самоуглубленность, отрешенность духа
- В даосизме смысл жизни заключается в…
— стремлении человека к естественности, близости к природе
- Религия видит смысл жизни …
— за пределами самой жизни
- Наиболее остро «двойственность» человеческой сущности проявляется в …
— антиномии духа и тела
- Идеал сверхчеловека сформулировал немецкий философ …
— Ф. Ницше
- Истина, добро, красота являются…
— ценностями
- Укажите суждение, в котором выражается единство биологической и социальной детерминации человека.
— Социальные свойства человека формируются на основе биологических.
- Трагизм человеческой свободы, с точки зрения экзистенциализма, обусловлен необходимостью…
— выбора
- И материальная, и духовная культура представляют собой…
— результат творческой деятельности человека, связанной с ценностным отношением к действительности
- Гуманистический антропоцентризм полагает сущностью человека и проявлением его равенства с Богом…
— творчество
- Детерминантами образа жизни человека являются …
— природная и социальная среда
- Цивилизацию как ценность всех культур, которая носит единый общечеловеческий характер, видит …
— К. Ясперс
- С точки зрения философии, смысл жизни заключается в наличии у человека…
— ценностей, которые человек реализует в поступках
- Смысл жизни в христианской концепции состоит в …
— служении Богу
- Согласно иррационализму, слияние индивидуального Я и мира возможно как…
— сострадание
- Культура определенной социальной группы, отличающаяся системой ценностей, традиций, обычаев, правил поведения, особенностями речи, называется …
— субкультурой
- В высказывании Сократа «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред» сформулирована проблема…
— свободы
- Духовная сущность человека выражается …
— в действиях, основанных на идеалах
- Характерным отличием философского подхода к изучению человека от естественнонаучного является…
— осмысление сущности человека в единстве его биологических, социальных и духовных проявлений
- «Сверхчеловеческое» в сущности человека усматривал …
— Ф. Ницше
- Одним из проявлений внутренней свободы человека в религиозной философии принято считать…
— смирение
- Прекрасное, гармоничное, возвышенное относятся к категории ________ ценностей.
— эстетических
- Культура в широком смысле представляет собой…
— преобразовательную деятельность человека и ее результаты
- Личность рассматривается в качестве высшей ценности в философии …
— персонализма
- Согласно позиции техницизма, в условиях техногенной цивилизации жизнедеятельность человека определяется …
— техникой и технологиями
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5
- I. Основные положения
- II. Основные правила черной риторики
- II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
- II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
- II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
- III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
- III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
- III.3.1) Цель наказания и общие принципы ответственности.
- IX.3.1.3. Основные химические вещества
- R Принципы купирования пароксизмов мерцания и трепетания предсердий
Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.
Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:
1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.
2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.
3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.
4. Люди, живущие по законам добродетели.
5. Люди, совершенные во всех отношениях.
Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые – вознаграждение.
Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.
Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.
Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.
Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.
Основные принципы конфуцианства следующие.
Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.
Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.
Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.
Идеал государственного устройства, с точки зрения Конфуция, заключается в следующем: верховный правитель имеет безграничную власть, но он должен обладать высокими моральными качествами и внимательно прислушиваться к советам умных, образованных людей (Конфуций называл их термином «жу» — «ученые»).
Опора государства – семья, где высшая власть принадлежит отцу, а все домочадцы обязаны оказывать ему уважение и повиноваться.
Подчиненный точно так же обязан оказывать уважение и беспрекословно повиноваться начальнику, тот – еще более вышестоящему начальнику и так далее.
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям.
Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку» (рис.1.).
Рисунок 1.- Конфуцианство. Управление государством
Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов.
На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Конфуцианство – термин, введенный европейцами; в китайском языке, нет такого эквивалента. Сами китайцы называют это учение «школой образованных людей» или «школой ученых книжников».
Древний мудрец и мыслитель создавал свое учение в период сильных политических и социальных потрясений. Ослабление центральной власти, беспорядки, кровопролитие и анархия – вот какой была окружающая реальность. Неудивительно, что Конфуций в противовес этому пропагандировал такое устройство общества, которое будет образцом спокойствия, гармонии, порядка.
Согласно его взглядам, каждый член общества, начиная от последнего бедняка и заканчивая императором, должен четко знать свои права и обязанности, а также безукоризненно исполнять свой долг.
Сыновья почтительность возводилась Конфуцием в ранг величайшей добродетели, а любое противодействие родительской власти, напротив, считалось величайшим грехом. Именно такая модель общественного устройства господствовала в Китае вплоть до недавнего времени.
Даже в эпоху Мао Цзэдуна, когда конфуцианство не только порицалось, но и подвергалось гонениям, оно сохранило большое влияние на все стороны жизни китайского народа.
Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1280; Нарушение авторских прав
⇐ Предыдущая12345
Учение о сяо
Важнейшая заповедь конфуцианства, которую буквально с молоком матери впитывал в себя каждый китаец на протяжении свыше двух тысячелетий, заключалась в том, чтобы быть почтительным к родителям. Это само по себе вполне закономерное и безобидное требование морали и этикета, знакомое, кстати, едва ли не всем развитым религиозно-этическим учениям, было поднято конфуцианцами до необычайного уровня и затмило собой все прочие отношения в обществе. Согласно взглядам Конфуция, для человека нет ничего важнее сяо – сыновней почтительности. «Сяо и ди (здесь ди в смысле «любовь младшего брата к старшему”. – Л. В.) – это основа гуманности» . Отвечая на вопрос, в чем главный смысл сяо и в чем должно проявляться сыновнее благочестие, Конфуций как?то сказал: «Ныне почтительность сводится к тому, чтобы быть в состоянии прокормить родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. И если отбросить благоговейное почтение, то в чем же тогда будет разница?» . Осудив таким образом бытовавшие в народе обычные формы взаимоотношений между родителями и их (взрослыми) детьми, философ в другом своем ответе на тот же вопрос более детально разъяснил суть сяо: «Служить согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли» .
Что же касается «правил ли», то главный смысл их – полное и абсолютное послушание. Всестороннее описание всех обязанностей и достоинств почтительного сына занимает немалое место в «Лицзи». Согласно «правилам ли», уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться об отце и матери и постоянно угождать им, услуживать, почитать их вне зависимости от того, насколько они заслужили это почтение, – таковы священные обязанности сына. Образцовый и почтительный сын зимой должен согревать постель своих родителей, а летом заботиться об охлаждении ее. С вечера он должен заботиться о том, чтобы обеспечить все необходимое для отдыха родителей утром. Уезжая куда?либо из дома, этот взрослый человек, сам отец семейства, обязан сообщить своим родителям цели и сроки вояжа и заручиться их согласием .
Смысл «правил ли», касающихся сяо, сводится также к тому, что сын всегда остается сыном, то есть человеком социально и юридически неполноправным, не принадлежащим самому себе. На какой бы высокой должности он ни находился, какими бы важными делами ни занимался, по смерти отца или матери он обязан (и это не только санкционировалось, но и ревностно соблюдалось властями) выйти в отставку и соблюдать трехлетний траур. В своем собственном доме этот человек не имел права не только принимать важные решения, но даже регулировать раздачу пищи за столом. Все это – прерогатива его отца, как бы дряхл он ни был. До смерти родителей жизнь человека целиком в их распоряжении. Пока они живы, гласит одна из заповедей «Лицзи», он не имеет права поклясться другу умереть вместе с ним или за него .
Культ сыновнего благочестия начиная с эпохи Хань был официально поддержан и строго осуществлялся на практике. Быть почтительным сыном – первая заповедь добродетельного человека и лояльного гражданина. Не случайно под номером 2 в трактате «Луньюй» приводится изречение одного из учеников Конфуция, суть которого сводится к тому, что человек, отличающийся сыновней почтительностью и братской любовью, не станет роптать на власть имущих и тем более не осмелится поднять мятеж против них . Это изречение абсолютно точно отражает подлинный социальный смысл учения Конфуция о сяо: чем больше и глубже дух покорности и почтительности, послушания и безволия в семье, тем с более покладистыми и послушными гражданами будет иметь дело государство. Не удивительно, что конфуцианское учение о сяо стало одной из основ государственной политики в Китае.
Именно в этом плане следует оценивать и те материалы, которые убедительно говорят об огромном, подчас самодовлеющем значении сяо в системе социальных отношений в Китае. Священные заповеди сяо намеренно культивировались на протяжении веков. Считалось, что при осуществлении того, что требует от него сяо, человек не должен останавливаться ни перед чем. Даже самые опрометчивые и дерзкие поступки прощаются почтительному сыну, если его к этим поступкам вынудило сяо. Так, в одном из эпизодов из жизни Древнего Китая рассказывается, как правитель царства под страхом тяжелого наказания, потери обеих ног, запретил своим сановникам пользоваться его колесницей и как один из его приближенных, узнав о тяжелой болезни матери, не колеблясь, нарушил этот запрет. Узнав о причине непослушания, правитель не только не наказал ослушника, но и похвалил его.
Почтение к родителям и официальное признание обязательности этого чувства доходили в Китае до крайних пределов. Еще в «Луньюй» упоминается следующая весьма поучительная беседа. Один из аристократов спросил Конфуция, следует ли считать примером честности и прямоты тот факт, что, когда один человек украл барана, его сын стал свидетельствовать против него. На это Конфуций заметил, что в его местах прямоту и честность видят в ином, а именно в том, что отец покрывает сына, а сын – отца Базируясь на этом тезисе философа, официальное законодательство в Китае, как правило, запрещало детям свидетельствовать в суде против их родителей. И этот запрет, основанный на культе сяо, обычно не нарушался.
Почтительный сын должен был чтить своих родителей при любых обстоятельствах. Каким бы злодеем и убийцей ни был родитель, сын не только не смел перечить или мешать ему в его злодеяниях, но не мог даже громко и резко упрекать его за недостойное поведение. Свято памятуя заповедь мудреца: «Служа родителям, следует мягко увещевать их, если не внемлют – увеличь почтительность, но не прекращай увещевать, накажут тебя – не ропщи» , почтительный сын мог только терпеливо и неустанно в самом уважительном тоне униженно просить своего родителя вести себя как подобает. Его уделом было лишь скорбеть о недобродетельном отце. Полная покорность воле родителей – непреложный закон. Отец всегда был полновластным хозяином в семье, он мог абсолютно бесконтрольно распоряжаться ее имуществом и всеми домочадцами. В голодные годы, а они бывали нередко, в Китае всегда считалось нормальным и естественным продать ребенка, а то и жену, дабы прокормить родителей. Иногда с этой же целью бедняк продавал и себя. При этом право отца и матери на жизнь детей не только не вызывало протестов, но, напротив, считалось само собой разумеющимся. Китайский фольклор богат красочными эпизодами, повествующими о подвигах почтительных детей, об их самопожертвовании во имя жизни и здоровья родителей. Многие такие примеры зафиксированы в классическом каноне «Сяоцзин» и в официальных источниках, другие собраны в специальных сборниках (в частности, в сб. «24 истории сяо»). Вот некоторые из них.
– Ханьский император Вэнь-ди во время трехгодичной болезни матери «не раздевался и не смыкал глаз», лично готовил кушанья и лекарства – причем то и другое подавал после того, как отведывал сам.
– Мачеха одного из учеников Конфуция любила своих двух сыновей, но плохо относилась к пасынку. Узнав об этом, отец хотел развестись с ней, но почтительный сын возразил: «Пока мать в доме, один сын страдает, если ее не будет, все три сына станут одинокими». Узнав о благородстве пасынка, мачеха раскаялась и изменила свое отношение к нему.
– Рано оставшись сиротой, некто Дин Лань сделал деревянные статуэтки отца и матери и стал служить им, как живым. Жена его решила посмеяться и стала колоть иглой пальцы статуэток. Вдруг из деревянных пальцев потекла кровь, из глаз – слезы. Дин развелся с женой.
– Один бедняк в эпоху Хань не мог прокормить мать: она вынуждена была делить свою порцию пищи с малолетним внуком. «Продадим сына, – сказал он жене, – ведь сына мы можем иметь другого, а матери другой не будет». Продали. Как?то бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом. На сосуде надпись: «Небо награждает тебя за сяо».
– Восьмилетний У в эпоху династии Цзинь (III – V века) в летние ночи давал комарам напиться его крови и никогда не отгонял их – боялся, что в противном случае комары побеспокоят его родителей.
– Некий Ван при династии Вэй (III век) знал, что его мать при жизни очень боялась грома. Каждый раз, когда раздавались раскаты грома, он бежал на могилу матери и, проливая слезы, говорил: «Не бойся, матушка, я здесь» .
Поистине неисчислимое количество подобных историй можно встретить и в других аналогичных сборниках и в сочинениях более серьезного жанра, в том числе и в династийных историях и энциклопедиях. Притчи, свидетельствующие о высоком значении сяо, получили в средневековом Китае чрезвычайно широкое распространение, стали буквально хрестоматийными и были с детства известны каждому китайцу. При этом встречающиеся подчас в рассказах о сяо натуралистические подробности отнюдь не шокировали публику. Вот, например, рассказ о том, как некий Цан в голодный год, дабы спасти умирающего отца, отрезал от себя кусок тела и приготовил из него бульон для больного . Такого рода рассказ обычно воспринимался лишь как символ героического подвига самопожертвования во имя священного сяо.
На протяжении длительной истории Китая культ сяо всегда был одним из центральных и важнейших по значению. Некоторые специалисты считают сяо первым этическим принципом в Китае . И действительно, универсальность его, обязанность следовать его заветам для всех, от императора до последнего бедняка, превратили сяо в своеобразную религию.
Следующая глава >>
Содержание
Учение
Учение По словам Котошихина, для обучения царевичей выбирали из приказных подьячих — «учительных людей тихих и небражников». Что Зотов был учительный человек, тихий, за это ручается только что приведенный рассказ; но, говорят, он не вполне удовлетворял второму
Учение о логосе
Учение о логосе Кризис античного миропорядка и античного мировоззрения, представлявшего мир (космос) основанным на разуме и гармонии, а человека — частицей этого разумного мира, привел к тому, что снова возродилось мифологическое мышление. Правда, мифотворчество в
Конфуций и его учение
2. Конфуций и его учение Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э.), выходец из луских ши, первым дал свой вариант ответа на вызов быстро и резко трансформировавшегося чжоуского общества. Опираясь на чжоуско-лускую модель идеологических ценностей и приоритет этической нормы в
Учение Плотина
Учение Плотина Бог абсолютно трансцендентен: Он – Единое, которое выше всякого мышления и всякого бытия, невыразимое и непознаваемое. Единому нельзя предицировать ни сущность, ни бытие, ни жизнь, не потому, что оно меньше, а, наоборот, больше их. Единое нельзя
Тайное учение
Тайное учение Имена великих деятелей прошлого неизбежно обрастают легендами. Но легенда легенде рознь. О Сократе, Аристотеле и Ксенофонте тоже можно прочесть и услышать множество такого, что они не говорили и не делали, да и просто не могли сказать и сделать. Легенды
Учение о сяо
Учение о сяо Важнейшая заповедь конфуцианства, которую буквально с молоком матери впитывал в себя каждый китаец на протяжении свыше двух тысячелетий, заключалась в том, чтобы быть почтительным к родителям. Это само по себе вполне закономерное и безобидное требование
Лао-цзы и учение о дао
Лао-цзы и учение о дао Прежде всего, идеи теоретиков из Цзися нашли отражение в книге, которую принято считать главным и основополагающим сочинением даосизма, – в трактате «Даодэцзин». Автором этого трактата по традиции считается Лао-цзы. Биографические сведения об этом
Учение о государстве
Учение о государстве Чтобы понять суть предложенных Мо идей и их отличие от учения Конфуция, рассмотрим в первую очередь их отношение к государству. Для Конфуция государство по сути своей мало отличалось от феодального дома-клана и, проводя аналогию дальше, от большой
Учение Войска обучаются военному искусству в свободное от караулов время. Четыре знамени расположенные в восточной половине Пекина, обучаются пешему стрелянию из лука 4, 8, 14, 18, 24 и 28 числа, a четыре знамени, расположенные в западной половине, обучаются в 2, 7, 12, 17, 22 и 27 числа.
ПРОЛОГ
В эпоху древнюю в Китае
Имело место «Пятикнижие»
Похоже вроде бы понятия
Священных книг в иудаизме.
Числом похожи и столетием —
В истории часто так бывало,
Хоть непонятны совпадением
И объяснений тому мало.
Пять книг, пять тем и пять заглавий
Одна есть”Книга Перемен”.
В ней есть система для гаданий —
И-цзин — «что будет” скажет всем.
Вторую книгу — «Книгу Песен” —
Гомер китайский написал
Ши-цзин — в ней нравы, интересен
Литературой всех начал.
И третья книга под названием,
Шу-цзин — в истории самой.
Она в себе несёт предания —
Конфуций автор, не другой.
Затем есть «Книга Церемоний”
«Ли-цзи” — запомните друзья.
Обряд гражданский иль церковный,
Что можно делать, что нельзя.
И пятой книгой о морали
Что от Конфуция идёт —
Чунь-цю, возможно вы не знали…
В Китае каждый узнаёт.
«У-Цзин» (Китайское Пятикнижие; дословно — «пять основ») — общее название для следующих пяти конфуцианских книг:
«И-цзин»(«Книга Перемен»)
«Ши-цзин»(«Книга песен»)
«Шу-цзин»(«Книга преданий»)
«Ли-цзи»(«Книга церемоний»)
«Чунь-цю»(«Весна и осень»; летопись)
«У-Цзин» является древнейшим китайским литературным памятником и содержит весьма ценные сведения по древней истории китайского народа.
«У Цзин» является основой традиционного китайского образования, образуя свод текстов, сопоставимый по своей значимости для китайской цивилизации с Библией.
КНИГА ПЕРЕМЕН — И-ЦЗИН
Древнейший философский текст —
На гексаграммах был построен
Известен — «Книгой Перемен” (1)
Для предсказаний был пригоден.
Символика там не простая,
Там символов всех выбор прям —
Все ситуации обьясняют
Взаимодействием Инь и Ян.
Там шестьдесят четыре схемы
Из линий цельных, штриховых
Псевдослучайных переменных
Плюс афоризмы, есть для них.
По ним гадают очень точно
Для каждого и для миров,
Но комбинаций тех истоков
Никто пока понять не смог.
О них знал Лейбниц и невольно,
Он был настолько поражён —
Двоичный код Инь-Ян и только
В таблицу ДАО был внесён.
Теория чисел, вероятность
И диалектика сама,
Что было, будет или стало…
В таблице кладези ума.
Там шестьдесят четыре темы
Из ситуаций жизни всей;
По шесть вопросов в каждой схеме —
Ответ — в душе найдёшь своей
Они в глубинах подсознания,
Где медитация, гипноз
Душе поможет дать признание
На каждый каверзный вопрос.
Психолог Юнг, любимец Фрейда
Там получил на всё совет,
С психоанализом он сверил —
И-цзин точнее дал ответ!
«Познай себя» твердил Сократ;
И-цзин к тому же призывает.
Её таблица, ключ от врат —
В души глубины проникает.
Есть те, которые считают, (2)
Что комбинации верны —
Спираль двойную объясняют
И ДНК — а в ней и мы! (3)
Все шестьдесят четыре схемы
Двойной спирали есть двойник —
Три тысячи лет все неизменны…
В генетике есть ДАО миг!
Фрагмент из сборника: ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(1) «И-цзин» — наиболее ранний из китайских философских текстов. Наиболее ранний слой, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э. и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 гексаграмм. Во II веке до н. э. был принят конфуцианской традициейкак один из канонов конфуцианского Пятикнижия.
(2) DNA and the I Ching, Johnson F. Yan — китайский учёный занимающийся компьютерной химией и интерпритацией ДНК
(3) ДНК — Дезоксирибонуклеи;новая кислота (ДНК) — макромолекула (одна из трёх основных, две другие — РНК и белки), обеспечивающая хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов
КНИГА ПЕСЕН — ШИ-ЦЗИН
В ней триста песен и стихов
О жизни древнего Китая,
В ней мудрость двадцати веков
И плохо жить, о ней не зная
И в древнем мире и в недавнем
Культурным был в Китае тот,
Кто знал тех песен содержание
Ведь сам Конфуций вёл им счёт.
В искусстве, как и в дипломатии
Ссылались образно не раз
Их надо знать и императору
И всем придворным, как наказ.
Ши-цзин («Книга песен») — один из древнейших памятников китайской литературы, уникальный источник информации о языке, идеологии, этике и традициях различных регионов древнего Китая, созданных в XI—VI вв. до н. э.
Включена в канонический сборник конфуцианских текстов У-цзин
КНИГА ПРЕДАНИЙ — ШУ-ЦЗИН
Преданий Книга Пятикнижия
Нам об истории говорит.
Там имена есть и события
В их датах древность говорит. (1)
Как и во всех других историях
Есть варианты, верь — не верь.
Есть диссертации, теории
Но как сейчас пойди, проверь.
Да, есть причина в вариациях,
Свой «грозный” император был —
Сжёг книги все в крупнейшей акции,
А «книжников” живьём зарыл. (2)
Остались лишь фрагменты знаний,
Немного здесь. немного там…
В истории много прерываний,
Пробелы — это шаг назад!
(1) Шу-цзин («Книга истории» или «Книга преданий») — одна из китайских классических книг, входящая в состав конфуцианского «Пятикнижие» — У-цзин).
Она содержит документы по древнейшей истории Китая; редакция её приписывается Конфуцию
(2) «Сожжение книг и погребение книжников» — знаменитое событие в китайской историографии, обозначающий события 213-12 гг. до н. э. Согласно Ши цзи, в этот год состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи. Акция была инициирована Ли Сы (280—208 до н. э.), министром Цинь Шихуана.
В 213 году до н. э. Ли Сы убедил императора сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.
Император велел закопать 460 учёных живыми в землю.
КНИГА ЦЕРЕМОНИЙ — ЛИ-ЦЗИ
Известна «Книга Церемоний”
«Ли-цзи” — запомните друзья.
Обряд гражданский иль церковный,
Что можно делать, что нельзя. (1)
Простой китайский «Домострой” (2)
Две тысячи лет написан ранее,
Конфуций виден в нём порой —
Его учение, старание.
Там ситуаций варианты
И поведений «я и ты” —
Как не воспитывать таланты,
Как получаются рабы.
Там подчинений иерархия,
Там даже слова не перечь,
Всегда священна там монархия,
Что «плохо-хорошо” там есть.
(1) Ли-цзи — «Записки о правилах благопристойности», «Книга ритуалов», «Книга установлений», «Книга обрядов», «Трактат о правилах поведения», «Записки о нормах поведения» — один из главных канонов пятикнижия и конфуцианства.
(2) Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестра.
КНИГА ВЕСНЫ И ОСЕНИ — ЧУНЬ-ЦЮ
В последней книге пятикнижия
Даны истории фрагменты
И там описаны события,
Наиважнейшие моменты. (1)
И, как положено придворным,
(Для нас примером Карамзин)
Что «хорошо» — писать проворно,
Что «плохо” — просто умолчим.
Там есть политика и битвы,
Там жизнь монархов и крестьян,
Там есть религии молитвы
События из природы там.
Изюм из булочек там выбран,
И узнаёшь приём родной —
«Историю Партии” переиздан
Коль есть у власти кто другой.
Я узнаю «Соц-реализма” (2)
Наверно первые ростки
Где «историческая клизма”
Им промывала все мозги.
(1) Чуньцю — «Вёсны и осени»— анналы древнекитайского государства Лу, охватывающая период Чуньцю (с 722 по 479 гг. до н. э.) Это древнейший китайский текст летописного плана.
Чунь-лю — считалось, что автором анналов является Конфуций, хотя, по-видимому, фактическое авторство принадлежит придворным хронистам царства Лу. Благодаря атрибуции Конфуцию анналы вошли в состав Конфуцианского пятикнижия. Их интерпретация комментаторами предполагала, что Конфуций высказывал этическую оценку упоминаемым событиям, упоминая одни и умалчивая о других. Этот принцип получил название бао-бянь (восхваление и порицание).
(2) Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран) — где нужно было отображать не реальную действительность, а какой она «должна быть!»
ЭПИЛОГ
Вот «Пятикнижие” в кратком списке,
Другой религии текст святой.
Набор других высоких мыслей
Восток — не Запад! Он другой!
ЧЖЭН МИН (кит. – выправление имен, исправление имен) – принятая в китайской философии формулировка социально-гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл.о. к политико-административному управлению и упорядочению общества. Конфуций под идеей чжэн мин подразумевал необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: «Правитель правителем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»; «Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются» («Лунь юй», XII, II). Эти высказывания выражают реакцию Конфуция на изменение социально-экономической и политической ситуации: с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой – эти наименования (титулы и звания) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с точки зрения традиционных этико-ритуальных норм.
Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантическом русле, как проблему соотношения «имен/понятий» (мин) и «реалий» (ши): самостоятельность «имени» и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной «реалией» обусловливает неизбежное изменение как «имени» при изменении «реалии», так и «реалии» в связи с переменой «имени». В «эклектическом» (цза цзя; традиционно считается легистским) трактате «Гуань-цзы» (гл. «Синь шу шан» – «Искусство сердца», ч. 1) чжэн мин подразумевает служебную роль » формы» по отношению к «имени»: первая – основание для присвоения второго, причем под понятие » форма» подпадают поступки и общественное положение подданных, а «имя» означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате «Хань Фэй-цзы», где в заслугу «совершенномудрым» ставится «предопределяющая» роль «имен» (в том числе званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа).
Особое значение проблеме чжэн мин придавалось в конфуцианстве, где она закрепилась в трактовке Сюнь-цзы, в трактате которого «Сюнь-цзы» представлены начальные формы синтеза конфуцианских и легистских доктрин. В главе «Чжэн мин» автор настаивает на применении единых «имен», которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих «имен» для адекватного выражения «реалий» зависит не только от самой «реалии», но и от «договоренности» людей между собой относительно применения «имени». В то же время решающая роль в создании «имен», согласно «Сюнь-цзы», принадлежит упорядочивающей инициативе правителя.
А.Г.Юркевич