Особенности императорской власти в византии

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия I, на западную и восточную части. Не прошло и восьмидесяти лет после раздела, как Западная Римская империя прекратила своё существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима на протяжении почти десяти столетий истории Поздней Античности и Средневековья.

Свое название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков после своего падения, оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий, куда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи, официально переименовав город в «Новый Рим». Он являлся одним из крупнейших городов средневекового мира. Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин решил создать столицу, изначально и всецело подвластную только ему одному. Для достижения этой же цели был произведен глубокий идейный переворот: ещё недавно в Риме христианство подвергалось преследованиям, но в царствование Константина I оно было объявлено одной из официальных религий. Благодаря Амвросию Медиоланскому и Феодосию I Константинополь стал столицей христианской империи .

В IX-X веках заметное значение для Византии приобрели взаимоотношения с Древнерусским государством. Впервые русы отметились походом на Константинополь в 860 году, вскоре после этого успешного набега произошло так называемое Первое Крещение Руси, место и обстоятельства которого достоверно не установлены. По данным Повести временных лет в 907 году русский князь Олег совершил успешный поход на Константинополь и заключил первый русско-византийский торговый договор. В 941 году князь Игорь был разгромлен под стенами Константинополя, однако после мирные отношения возобновились. Жена Игоря, княгиня Ольга, нанесла визит в столицу Византии и крестилась там. Князь Владимир в Византии крестил Русь в 988 году. На Русь вместе с латинизированным христианством стала проникать и распространяться византийская культура.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х-ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

В центре философских исканий находилось понимание бытия как блага, что давало своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов, таких как Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др., вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII — IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира — изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X — XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков .

Византийская образовательная система складывалась в течение ряда столетий непрерывного существования школ. Вначале преподавание было добровольным занятием; школы имели светский характер, и в них принимали всех, кто желал и мог учиться. Византийцы во все времена с глубоким уважением относились к знанию и признавали особую ценность образования, полезного как народу, так и императорам.

Византийские теологи признавали важность знания, прежде всего знания грамматики и риторики. Без этого, по их словам, невозможно было постичь писание, приобрести навыки ведения диспутов с язычниками и еретиками, а тем более создавать собственные произведения духовной литературы, но при этом они опирались на знания эллинов, называя их классическими.

Даже дети простых людей, закончив обучение в школе, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии, сборщиками податей, судьями, секретарями, адвокатами, офицерами, и т.д. Чаще всего простые граждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либо вели занятия в общественных учебных заведениях, либо давали частные уроки.

Со временем в светское образование были включены элементы церковного обучения, но они были ограничены религиозно-этической сферой, и все же произведения языческих писателей продолжали оставаться в основе образования. Даже в Константинопольском университете, основанном Феодосием II, богословия как особой дисциплины среди предметов не было. Знаменательно, что постановление Феодосия II об учреждении университета было помещено в разделе Кодекса об изучении именно светских наук .

Литература:

Наиболее серьезная попытка восстановить Древнеримскую империю была предпринята при Юсmuнuане l (правил в 527-565). Византии удалось захватить большую часть Италии и Северную Африку, однако эти усилия подорвали ее мощь. Под натиском германских, болгарских племен в Европе, арабов в Азии Византия вынуждена была перейти к обороне.
Большое значение в войнах, которые вела Византия, имело секретное оружие, которым она обладала, — «греческий oгонь». Тайна eгo состава так и осталась нераскрытой. Предполагается, что это был липкий, горючий состав из смеси нефти и смол, серы и селитры, сочетающий качества пороха и напалма. С помощью «греческого огня» византийцы сжигали корабли противника на море, осадные орудия.
Другим «тайным оружием» Византии была ее дипломатия, умение разобщать противостоящие ей государства и племенные союзы, подкупать их вождей.
Унаследовав традиции и общественно-политическое устройство Древнеримской империи. Византия заимствовала и многие ее слабости, в первую очередь связанные с характером осуществления власти.
В Византии существовал сенат, включавший представителей знатных родов, Большим влиянием пользовались епископы. В то же время воля императора, власть котopoгo считалась священной, имела силу закона при решении вопросов как светской, так и духовной жизни. В результате реформ VII века была построена жесткая вертикаль власти: империя разделилась на провинции (фемы), вся власть в которых передавалась наместникам-военачальникам (cтpaтегам). Они назначались и смещались императором и, обладая огpомными полномочиями, сами были абсолютно бесправны перед ним. При имнераторе Льве VI (правил в 886-912) ликвидировались остатки гoродского самоуправления. В частности, ранее свободно работавшие ремесленники и торгoвцы были приписаны к корпорациям. Их члены пользовались льготами при получении заказов и продаже изделий, но при этом чиновники диктовали им объемы производства. Meсто и время торговли, количество наемных работников, определяли норму прибыли.
Жесткая централизация власти вела к умножению числа правительственных ведомств (их насчитывалось несколько десятков), pocту армии чиновников. Они делились на классы и разряды, получая титулы, чины и оплату согласно своей должности. Неуклюжий и гpомоздкий аппарат управления был не только малоэффективным и дорогостоящим, он превратился в источник коррупции, интриг и загoворов.
Будучи всевластными, императоры стали беззащитны перед yгрозой пере ворота. В Византии, как и в Древнеримской империи, не было четкого порядка престолонаследия. Наиболее сильным императорам удавалось передать власть по наследству, однако ни одна династия не смогла долго ее удерживать.
По подсчетам историков, за время существования Византии, с 395 по 1453 г., из 109 императоров лишь 34 умерли своей смepтью, остальные были cвергнуты или пали жертвой покушения.

Византийская (официально Ромейская) империя (см. статьи по её истории на нашем сайте и материал Периодизация византийской истории) была продолжением Восточной Римской империи, в которой в VI – VIII вв. латинский язык, как государственный, заменился греческим, а в населении все более и более важное значение стали получать эллинизированные инородцы (особенно славяне). В Византии сохранились и основные черты старой империи – социальное господство поземельной аристократии и политический абсолютизм императорской власти, управлявшей страною посредством чиновничества.

История Византийской империи

Но в империи не выработалось правильного порядка престолонаследия, и из-за обладания властью постоянно происходила борьба между честолюбцами, сопровождавшаяся придворными интригами и дворцовыми переворотами, заговорами и восстаниями, убийствами и всякого рода жестокостями. К борьбе за власть примешивались и религиозные распри, порождавшиеся разными ересями, да и само население столицы отличалось наклонностью к бунтам и переворотам. Законодательство и управление империи были прямым продолжением соответственной деятельности прежних римских императоров.

Самым замечательным царствованием в Византии в начале Средних веков было правление Юстиниана Великого, сделавшего в середине VI столетия попытку восстановлении императорской власти на Западе. Кроме того, он был истинным родоначальником византийской системы управления, основанной на подчинения авторитету власти всех проявлений общественной жизни, не исключая и религии. Своей кодификацией римского права Юстиниан завершил его многовековое развитие и создал основу для дальнейшего развития права уже чисто византийского.

С IV по IX в. Византию раздирали новые религиозные раздоры, вызывающиеся появлением ересей. Такова была в VIII в. борьба иконоборцев и иконопочитателей.

В отличие от романо-германского Запада, Византия не подверглась феодальному раздроблению. При Македонской династии (с середины IX до середины XI в.) византийские императоры продолжали борьбу с знатью, но обычай наделять служилых людей населенными имениями при династии Комнинов (с середины XI до конца XII в. снова привел крестьянскую свободу в упадок.

Извне Византийскую империю теснили с севера болгары (в IX – X в.), с востока турки-сельджуки. Последние заставили её правительство искать помощи на Западе, откуда с конца XI в. через её территории стали двигаться в Азию крестоносные ополчения.

Четвертый крестовый поход окончился даже завоеванием Византии крестоносцами, которые образовали из неё Латинскую империю, просуществовавшую, однако, лишь полстолетия. Новой византийской династии Палеологов удалось восстановить прежнюю греческую империю, но уже не в прежнем объеме и очень ослабленною. В середине XIV в. большая часть Балканского полуострова была во власти Сербии, но тогда же началось и завоевание его турками-османами, которые в середине XV в. взяли и самый Константинополь. И латинское завоевание начала XIII в., и покорение турками в середине XV в., конечно, ухудшили быт коренного населения империи.

См. также статью Византийская культура.

Главнейшие хронологические даты византийской истории

Разделение Римской империи на Восточную и Западную (395). Завоевание королевств вандальского (534) и остготского (555). Издание Юстинианова кодекса (534). Потеря азиатских и африканских владений (637 – 711). Образование Болгарии (679). Иконоборство (726 – 842). Начало крестовых походов (1096). Завоевание Константинополя крестоносцами (1204). Восстановление Византийской империи (1261). Образование великой Сербии (около 1350). Появление турок на Балканском полуострове (1357). Падение Константинополя (1453).

Самые известные византийские императоры

VI век: Юстин I (518 – 527) и его племянник, Юстиниан Великий (527 – 565).

VII век: Фока (602 – 610) и Ираклий (610 – 641).

VIII век: Лев III Исавр (716 – 741), основатель Исаврийской династии. Его сын, тиран Константин V Копроним (до 775), а в конце столетия мать Константина VI, Ирина (797 – 802), при которой Карл Великий восстановил Западную Римскую империю.

IX век: после Феодоры и её брата Варды, управлявших за Михаила III (842 – 867), вступила на престол Македонская династия (867 – 1056 с перерывами), родоначальником которой был Василий I.

XI век: брат Василия II, Константин IX (до 1028), Константин Мономах (1042 – 1057). В 1057 г. вступила на престол династия Комнинов (1057 – 1204) в лице Исаака I; к этой династии принадлежал современник первого крестового похода Алексей I (1081 – 1118).

Комнины царствовали до завоевания Константинополя крестоносцами, т. е. в течение всего XII века, последним из них был Исаак II Ангел (1185 – 1195 и 1203 – 1204).

После восстановления Византийской империи до завоевания её турками царствовала династии Палеологов, первым из которых был Михаил VIII (1261 – 1282); а последним Константин XI (1449 – 1453).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *