Особенности воспитания детей

Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Т.И. Дружинина, старший преподаватель кафедры гражданского права Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в се­мье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочере­ние), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи 1.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усы­новление (удочерение) ребенка. Мало того, усыновление (удочере­ние), по мнению Л.Ю. Михеевой, является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, по­жизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) — это «такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей».

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновле­ ние (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невос­требованными и продолжают жить в детских домах либо усыновля­ются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания — опека (попечительство), приемная и патронатная семья — носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного вос­питания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечи­вает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ. Между тем в России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи. Такое устройство называлось патронатом. В основе патронирования лежал договор о передаче ре­бенка в чужую семью на добровольных началах. Патронатный воспи­татель получал определенное вознаграждение . После Октябрьской революции семейный патронат не получил государственного призна­ния и перестал существовать.

В конце 80-х годов прошлого века возникла идея создания дет­ских домов семейного типа. Детские дома семейного типа имели не­которые признаки патроната. В их основу был положен принцип семейного воспитания. Представляется, что именно они стали прообра­зом современной приемной семьи.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и вос­питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объ­единенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным за­конодательством, а с другой — имеет только ей присущие особенно­сти.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, поже­лавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают слож­ность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаи­моотношения между приемными родителями, а также между прием­ными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моде­лью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор при­емных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают суп­руги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье,

но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершен­нолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каж­дый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет боль­шинство его сверстников.

Свой дом и нормальные условия жизни для ребенка могут соз­дать приемные родители. В приемной семье ребенок получает обыч­ное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает воз­можность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни. Она форми­рует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной ста­бильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, преж­де всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей. Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд заработную плату, которая может быть един­ственным источником их существования.

Цель приемной семьи — создание таких условий, чтобы прием­ный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемны­ми родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родите­лями и приемными детьми строятся на основании договора, истече­ние срока действия договора либо достижение ребенком совершен­нолетия прекращают действие договора. Однако прекращение право­вых отношений между приемными родителями и приемным ребен­ком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не полу­чают, что представляется неправильным.

В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения 2.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Меж­ду ними практически складываются родственные отношения, и пре­пятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждаю­щихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в при­емной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, выраста­ет трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государствен­ных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреж­дений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует ре­шению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения. Поэтому Минобразования России в Письме от 22 мая 2002 г. «О проблемах приемных семей детских домов семейного типа» отмечает, что, как показывает практика, для функционирования приемной семьи недос­таточно только придания ей правового статуса. На примере этих се­мей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что ус­пех (или неуспех) подобного начинания зависит от позитивного об­щественного мнения и поддержки органами местного самоуправле­ния и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и дру­гие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничи­вающего права приемных родителей в трудовой и социальной сфе­рах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, огра­ничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекла­мируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддерж­кой этого социального института.

Государственная поддержка приемной семьи должна выражать­ся прежде всего в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной се­мье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавлива­ется законом субъекта РФ (п. 32 Положения о приемной семье 3), на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Думается, что должно быть федеральное финанси­рование таких семей. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в п. 2 ст. 152 СК РФ, изложив его в следующей ре­акции: «Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, пре­доставляемые приемной семье в зависимости от количества приня­тых на воспитание детей, устанавливаются в порядке и размере, оп­ределенных Правительством РФ. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный размер оплаты труда приемных родителей и допол­нительные льготы приемным семьям за счет средств бюджетов субъ­ектов РФ».

1 — См., напр., Закон Алтайского края от 6 марта 2000 г. «О порядке передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронат в семьи граждан».

2 — При этом не определены источники финансирования такого проживания и питания бывших воспитанников, что едва ли способствует защите прав бывших выпускников таких учреждений.

3 — См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829//СЗ РФ. 1996. №31. Ст. 3721.

Усыновление в любой стране мира считается самой серьезной формой принятия ребенка в семью. Приемные дети наделяются всеми правами родных, но требуют иного подхода в общении и воспитании. Как воспитывать приемных детей и о чем следует знать, соглашаясь на усыновление? Об этом и о многом другом корреспонденту «МИР 24» рассказали специалисты российских благотворительных фондов помощи детям-сиротам.

Правило 1: Помните о травме

Потеря родителей неизбежно формирует травму. Поэтому нужно учитывать, что привязанность ребенка к вам, приемным родителям, будет формироваться по-особенному. К сожалению, эта травма восполняется не всегда. Иногда сироты оказываются необратимо травмированы. Вам нужно это состояние принять и постараться не усугублять его, не погружать ребенка в травматичный опыт повторно. Если ребенок год или два жил в детском доме, это значит, что он все это время находился в ситуации изоляции от взрослого мира. Он был отвергнут взрослыми. Если приемные родители решат наказать его эмоциональным отвержением, то он получит ту же самую, уже знакомую ему травму отвержения.

То же самое и с физическими наказаниями. Они способны закрепить детские потрясения. Поэтому запомните: механизмы воспитания должны противоречить травматичному опыту ребенка. Между ними ни в коем случае нельзя ставить знак равенства. Куда более действенным в воспитании будет спокойное и доброжелательное проговаривание норм поведения в семье.

«Ребенок может относиться к окружающим с недоверием, быть жестким, агрессивным, замкнутым, тихим. Но это не значит, что у него такой характер. Это следствие трудной жизненной ситуации и условий, в которых он был. Точно так же ребенок-сирота может быть положительно эмоциональным и очень открытым. Однако это вовсе не означает, что внутренне он абсолютно счастлив. Разнообразие здесь точно такое же, как у детей из полноценных семей», – объяснила психолог благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Юлия Курчанова.

Правило 2: Осторожнее с подарками

Постояльцы детских домов обычно получают подарки необоснованно и незаслуженно, только потому, что они сироты. Это формирует нездоровое отношение к подаркам.

«Когда ребенок растет дома, подарки для него – вещь исключительная и адресная, то есть ее дарят по какому-то поводу. Многие дети в детских домах не ценят подарки только потому, что они не были для них адресными. Ценить и понимать смысл подаренного можно только тогда, когда это делает значимый человек по значимому поводу», – говорит психолог.

Во всех остальных случаях подарки пагубно влияют на сирот. Дети начинают относиться к подаркам как к обязательному условию своего сиротства. Когда такой ребенок попадает в приемную семью, у него складывается ощущение, что ему постоянно должны дарить подарки. Вероятно, этот ребенок просто не получал внимания другого типа – ласки или заботы. Поэтому он воспринимает подарки как единственно возможное, что он может получить от взрослых. Вам следует показать, что вы можете дать ребенку доверительные отношения. Дети-сироты не всегда понимают, что подарки – лишь доказательство того, что эти отношения есть и что эмоциональная близость с родителями гораздо ценнее любых материальных знаков внимания.

Правило 3: Нужно общаться с кровными родителями

Нередко приемные родители ограничивают ребенка в общении с кровными родными. Но такое поведение абсолютно некорректно, ведь оно противоречит правам и интересам ребенка. Хотя мотивы родителей абсолютно ясны: они опасаются, что биологические мама и папа впоследствии захотят предъявить права на детей. Как правило, эта тревога оказывается надуманной. Если ребенок растет в хороших отношениях, чувствует поддержку и принятие, понимает, что он был выбран этими родителями, он не захочет менять их на что-то сомнительное. Риск, что он захочет отделиться от новой семьи, минимален. Надо понимать, что кровные родители дали ребенку все, что смогли, а дать больше, чем кровная семья, может и приемная. Если у ребенка есть это знание, в будущем оно поможет ему справляться с трудными жизненными обстоятельствами.

Общение с кровными родителями противопоказано только в том случае, если в этих отношениях было жестокое обращение. Во всех остальных случаях общение с биологической семьей ребенку необходимо. Кроме того, если ребенок крайне негативно воспринимает свое прошлое, ни в коем случае не нужно поддерживать это восприятие. Это может сформировать отторжение не только к родителям, но и к себе.

Надо понимать, что кровные родители – это люди, которые помогли ребенку родиться и дожить до определенного возраста, то есть те, кому он принадлежал. С ними он чувствует родство и близость, даже если они были неблагополучными. Их неблагополучие не может быть основанием для отказа в общении.

«Есть еще один сильный аргумент в пользу общения с кровными родителями. Подумайте о том, что ребенок принадлежит не только двум людям, а всему роду. Наверняка среди родственников – не обязательно дальних – найдутся вполне благополучные люди. Связь ребенка с родом и своими корнями помогает выстроить опору на будущее», – пояснила Курчанова.

Правило 4: Не скрывайте факт усыновления

Практика показывает, что в 70% случаев усыновленные и удочеренные дети рано или поздно узнают о своем происхождении. Нетрудно догадаться, что благополучные отношения между родителями и приемным ребенком возможны, только если он знает, что живет с некровными родителями. Случаи, когда весть об усыновлении шокировала и подавляла ребенка, встречаются нередко. В таких ситуациях ребенок чувствует себя обманутым, ему кажется, что самые близкие люди решили использовать ложь против него.

Если родители строили ненастоящий мир вокруг ребенка, объяснить ему это потом будет очень сложно, говорит директор благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Измени одну жизнь» Яна Леонова:

Грудное вскармливание или смеси:

«Знаю о случае, когда о происхождении ребенку сообщили уже в подростковом возрасте. Он ушел из дома и больше никогда не возвращался в семью. Во взрослом возрасте усыновленные часто признаются, как тяжело они переживали вскрывшуюся ложь, как трудно им было выстраивать заново отношения с близкими и как было больно понять, сколько потеряно времени на поиск информации о своей прошлой жизни».

Часто информация об усыновлении приходит в жизнь детей в совершенно неожиданный момент. Дети понимают, что не были рождены приемными родителями. Разумеется, это знание может шокировать их. Однако ребенку будет гораздо больнее, если он узнает от кого-то постороннего, что ему не собирались говорить об усыновлении.

«Если ребенку не сообщить, какая жизнь была у него до усыновления, это может создать очень непростой эффект. Ребенок может слышать от одних взрослых, что он приемный, а от других, что это не так. В конечном счете такая ситуация может довести его до эмоциональных срывов и психических нарушений», – рассказала Курчанова.

Правило 5: Не ждите благодарности

Ребенок не всегда чувствует благодарность за родительскую опеку. Более того, он может начать на вас злиться. Ведь в новой семье он обязательно столкнется с требованиями, которые, вероятно, будут ему неприятны. Допустим, он не захочет заниматься бытом. Не стоит навязывать ему уборку или стирку только потому, что вы видите в этом подтверждение благодарности за усыновление.

Он не просил, чтобы вы становились его родителями, поэтому и не обязан испытывать к вам никаких чувств благодарности. Возможно, он вообще не хотел, чтобы вы его «спасали», – объяснила Курчанова.

Вы на верном пути, если не ждете от ребенка никакой благодарности и морально готовы к усыновлению. Важно, чтобы это решение было взвешенным. Какой должна быть ваша мотивация? По большому счету, неправильных мотиваций не бывает. Даже усыновление после потери кровного ребенка может дать позитивный результат.

«Эти случаи считаются самыми сложными в усыновлении. В попытке заглушить свою боль и отдать нерастраченную любовь родитель принимает быстрое решение о принятии ребенка в семью. Здесь есть риск, что два раненных человека не смогут помочь друг другу. Но я знаю несколько случаев, когда это было совершенно волшебное излечение друг друга. И ребенок, и мама дали друг другу и силы, и любовь», – рассказала Леонова.

Итак, в чем же отличительные особенности приемной семьи?

Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, т.е., занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Еще одной особенностью является факт, что передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между отделом образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем). Приемная семья образуется на основании решения органа опеки и попечительства о создании приемной семьи, также договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.

Договор об условиях воспитания и содержания детей предусматривает:

— условия воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

— права и обязанности приемного родителя и органа опеки и попечительства,

— срок договора,

— формы контроля за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи,

— основания и последствия прекращения такого договора.

В полной семье договор об условиях воспитания и содержания детей заключается с обоими супругами, а трудовой договор — с одним из них.

Возможно заключение данного договора заключается на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования.

В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор об условиях воспитания и содержания детей. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор об условиях воспитания и содержания каждого вновь поступающего в семью ребенка.

Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей.

До заключения трудового договора отдел образования знакомит приемного родителя с должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка.

При досрочном расторжении одной из сторон договора об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) и (или) трудового договора вопрос о возможности воспитания детей в данной семье решается органом опеки и попечительства.

Все возникающие в результате досрочного расторжения указанных договоров имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора — судом в установленном законодательством порядке.

На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению отделом образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между отделом образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей).

Трудовые отношения приемного родителям с отделом образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь.

Какие требования к кандидатам в приемные родители предъявляются в законодательстве?

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

— лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

— лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

— лиц, лишенных родительских прав;

— бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

— лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

— лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

— лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.

При наличии нескольких лиц, желающих принять одного и того же ребенка на воспитание в приемную семью преимущественное право предоставляется родственникам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается заключение трудового договора с близкими родственниками ребенка (детей) — с братьями, сестрами, дедом, бабкой.

Какие необходимы документы для того, чтобы принять детей на воспитание в приемную семью?

Для создания приемной семьи Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту своего жительства со следующими документами:

— заявление,

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители,

— свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке,

— медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов семьи кандидата в приемные родители,

— письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей) в семью,

— сведения о доходе за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год.

Органы опеки и попечительства проводят обследование условий жизни кандидатов в приемные родители, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности приемных детей и обеспечить защиту их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов и условия для совместного воспитания братьев и сестер.

Орган опеки истребует из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения:

— копия документа, подтверждающего право собственности кандидатов в приемные родители на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

— справки о месте работы, службы и занимаемой должности кандидатов в приемные родители;

— сведения о доходах;

— сведения об отсутствии у кандидатов в приемные родители, а также проживающих совместно с ними совершеннолетних членов семьи судимости, а также о том, были ли осуждены кандидаты в приемные родители и проживающие совместно с ними совершеннолетние члены семьи за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

— сведения о том, лишались ли кандидаты в приемные родители родительских прав, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

— сведения о том, признавались ли дети кандидатов в приемные родители нуждающимися в государственной защите, отстранялись ли кандидаты в приемные родители от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Если Вы желаете принять детей на воспитание в приемную семью, то Вам также будет необходимо пройти соответствующее обучение (подготовку), включающую знания о функционирования приемных семей, выработку умений и навыков работы по удовлетворению основных жизненных потребностей приемных детей, подготовке приемных детей к самостоятельной жизни, организации социальной, медицинской, педагогической и психологической коррекции проблем приемных детей.

По завершении освоения образовательной программы обучающих курсов отдел образования знакомит кандидатов в приемные родители с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей, предоставляет им информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района (города), и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и знакомства с ними.

После знакомства с ребенком (детьми) кандидаты в приемные родители обращаются в отдел образования с заявлением в адрес органа опеки и попечительства о передаче им на воспитание конкретного ребенка (детей).

В решении о создании приемной семьи орган опеки и попечительства указывает сведения о ребенке (детях), который передается на воспитание в приемную семью, устанавливает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка (детей), поручает отделу образования заключить договор (договоры) об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор.

Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью?

На воспитание в приемную семью передаются дети, в том числе находящиеся на воспитании в домах ребенка, социально-педагогических учреждениях, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательных школах-интернатах, специальных общеобразовательных школах-интернатах, домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития и иных детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Передача детей в приемную семью осуществляется с учетом их желания, а по достижении возраста десяти лет — только с их согласия.

Братья и сестры, как правило, передаются на воспитание в одну приемную семью.

При устройстве в приемную семью менее четырех приемных детей и наличии у приемной семьи необходимых условий договором об условиях воспитания и содержания детей устанавливается возможность увеличения числа приемных детей, в том числе устройства в нее на воспитание вновь выявленных братьев и сестер приемного ребенка (детей), лишившихся попечения родителей.

При невозможности размещения в одной приемной семье братьев и сестер дети могут быть переданы на воспитание в приемные семьи, проживающие на расстоянии, позволяющем обеспечить постоянное общение приемных детей, приемный родитель обязать обеспечивать их регулярное общение.

Дети с особенностями психофизического развития, дети-инвалиды, дети в возрасте до трех лет передаются в приемную семью только при наличии в семье необходимых условий.

Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек.

Какие документы передаются приемному родителю вместе с ребенком?

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью;

документ об обучении (образовании) — для детей, получающих общее среднее образование;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие);

сведения о наличии братьев и сестер и их местонахождении;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении;

иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Документы передаются непосредственно приемным родителям по акту не позднее дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей.

Какими правами обладают приемные родители?

Отдел образования в пятидневный срок со дня заключения договора об условиях воспитания и содержания детей на каждого приемного ребенка выдает каждому приемному родителю удостоверение на право представления интересов подопечного.

Приемные имеют право:

— помещать детей в учреждения образования для получения дошкольного и специального образования (без проживания) на общих основаниях;

— ходатайствовать перед отделом образования об устройстве его приемных детей на время его отсутствия по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, в другую приемную семью, детский дом семейного типа, с которыми у его семьи сложились дружеские отношения;

— на трудовой отпуск согласно графику трудовых отпусков, составляемому отделом образования, заключившим с ними трудовой договор. На время отсутствия в семье приемного родителя, заключившего трудовой договор, либо отсутствия у него возможности исполнять должностные обязанности по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде (командировка, прохождение обучающих курсов, временная нетрудоспособность, трудовой отпуск и другое), воспитание, уход и надзор за приемным ребенком (детьми) обеспечивает второй приемный родитель в рамках обязанностей опекуна (попечителя) либо по его заявлению отделом образования обеспечивается устройство приемного ребенка (детей) на воспитание в другую приемную семью, детский дом семейного типа, социально-педагогическое учреждение либо в воспитательно-оздоровительное учреждение образования. При устройстве ребенка (детей) в другую приемную семью, детский дом семейного типа заключается договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) между отделом образования и приемными родителями (родителями-воспитателями), принимающими ребенка (детей) на срок отсутствия у приемных родителей, являющихся его законными представителями, возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей). Приемный родитель, отсутствующий в семье по основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь о труде, передает приемному родителю, родителю-воспитателю, временно принимающему ребенка (детей) на воспитание, средства на его содержание пропорционально дням пребывания каждого ребенка в другой приемной семье, детском доме семейного типа, детской;

— повышать свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования.

Приемные родители обязаны:

— проживать совместно с приемными детьми;

— предоставить приемным детям соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, рабочее место, место для игр);

— обеспечить уход за приемными детьми, совместный быт и досуг, надзор за их поведением и образом жизни;

— организовать медицинские обследования и лечение в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями и состоянием здоровья детей.

— осуществлять воспитание приемных детей, обеспечение их нравственного и
физического развития, создание необходимых условий для получения ими
образования, подготовку приемных детей к самостоятельной жизни,
защиту их прав и законных интересов в соответствии с
планом развития приемной семьи (составляется органом опеки).

— обеспечить получение ребенком образования в установленных законодательством Республики Беларусь доступных для ребенка формах в случае невозможности посещения ребенком учреждения общего среднего образования по состоянию здоровья;

— принять приемного ребенка (детей), воспитывающегося в другой приемной семье (детском доме семейного типа), на время отсутствия у его приемных родителей (родителей-воспитателей) возможности выполнять договор об условиях воспитания и содержания ребенка (детей) в связи с отпуском либо по иным основаниям, установленным законодательством Республики Беларусь (если в его семье воспитывается менее 4 детей);

— готовить ребенка к общению с родителями и другими родственниками и обеспечивать это общение;

— организовать общение ребенка с кандидатами в усыновители, получившими направление на знакомство с ребенком в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, по предварительной договоренности с ними о времени и месте встречи с ребенком;

— не препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами.

Контролируются ли условия содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях?

Контроль за воспитанием, образованием, удовлетворением основных жизненных потребностей приемных детей, подготовкой их к самостоятельной жизни, выполнением приемными родителями договора об условиях воспитания и содержания детей и плана развития приемной семьи осуществляется:

в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка — не реже одного раза в неделю;

после первых трех месяцев воспитания и до одного года — не реже одного раза в месяц;

во второй и последующие годы воспитания ребенка — не реже одного раза в квартал.

Формы контроля (беседы с педагогами приемных детей, приемными родителями, детьми, в том числе по телефону, встречи с приемной семьей, посещение приемной семьи на дому и другое) и порядок контроля определяются договором об условиях воспитания и содержания детей.

В какие организации, учреждения может обратиться приемный родитель за психологической, юридической, педагогической помощью?

В каждом районе функционируют социально-педагогические учреждения — СПУ – социально-педагогические центры и детские приюты, которые осуществляют психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, для приемных родителей отделами образования организуются и проводятся методические объединения, участие в которых обязательно, так как является формой непрерывного повышения квалификации приемных родителей. На методических объединениях (педконсиллиумах, коллоквиумах, семинарах, тренингах) приемный родитель получает помощь в решении ряда насущных вопросов и проблем психологического, педагогического и юридического характера.

Информацию о СПУ и датах проведения методобъединений и иных форм повышения квалификации приемный родитель может получить в отделе образования по месту жительства.

В каких случаях приемный родитель может уволиться с работы?

Договор об условиях воспитания и содержания детей расторгается досрочно при наличии уважительных причин:

По инициативе приемного родителя в случаях:

— усыновление (удочерение) подопечных;

— возвращение детей на воспитание родителям;

— по просьбе родителей, если опека, попечительство над детьми установлены по их ходатайству или с их согласия;

— предоставление детям государственного обеспечения в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

— признание опекуна, попечителя недееспособным или ограниченно дееспособным;

— возникновение у опекуна, попечителя заболеваний, включенных в перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть приемными родителями, родителями-воспитателями;

— личная просьба опекуна, попечителя при наличии уважительных причин (заболевание опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

По инициативе органа опеки и попечительства в случаях:

— ненадлежащего выполнения приемным родителем возложенных на него обязанностей;

— лишения приемного родителя родительских прав либо признания их детей нуждающимися в государственной защите;

— совершения приемным родителем умышленного преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

— использования приемным родителем своего положения в корыстных целях, а также в случае оставления детей без надзора и необходимой помощи.

С расторжением договора об условиях воспитания и содержания детей расторгается и трудовой договор.

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора – судом в установленном законодательством порядке.

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

К ВОПРОСУ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

© 2015 Т.С.Бобкова

Филиал Самарского государственного экономического университета. Сызрань

Статья поступила в редакцию 04.10.2015

Сегодня одной из самых острых социальных проблем и по масштабности, и по значимости является проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства. Дефицитарность общения со взрослыми и депривация являются травмирующими факторами, что приводит к деформации личности, искажению половой социализации и другим нарушениям. Для успешной адаптации и интеграции в социум, как полноправного ее члена, ребенок должен воспитываться в семье, где происходит формирование полоролевых нормативных ориентации и стереотипов поведения. Несмотря на очевидную значимость и изученность данной проблемы, остаётся ряд вопросов, требующих дальнейшей проработки. Автором представлен теоретический анализ научных исследований по проблеме психического развития и адаптации воспитанников детского дома. В статье делается акцент на приоритетность развития замещающих форм семейного воспитания, приводятся результаты исследования особенностей половой идентификации детей-сирот, воспитывающихся в разных условиях (детский дом, приемная и обычная семья), предлагается пакет психодиагностического инструментария, адекватного предмету исследования.

Ключевые слова: половое воспитание, социальные сироты, депривация, детский дом, обычные и приемные семьи, социально-педагогическая ситуация развития, половая идентификация.

Трудно переоценить значение пола для понимания психологических особенностей и характеристик жизненного пути человека. В настоящее время стала очевидной тенденция к трансформации социальных ролей мужчин и женщин, которая негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитании, ролевой структуре семьи, и соответственно на половой идентификации детей, что затрудняет адекватный выбор полоролевой позиции ребенком. У детей, воспитывающихся вне семьи, нарушен процесс адекватного восприятия полоролевых нормативных ориентаций и стереотипов поведения, обусловленный общественным воспитанием и рядом специфических факторов, что влечет за собой в будущем трудности в создании собственной семьи и ее сохранении. Исследование особенностей половой идентификации подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития (детский дом, приемные семьи, обычные семьи) помогает совершенствовать практику воспитания детей-сирот с целью их успешной адаптации и интеграции в социум. В настоящее время многие вопросы, связанные с половой иден-

о

Татьяна Степановна Бобкова, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления. E-mail: tsbobkova@mail.ru

тификацией детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, требуют осмысления.

Проблема воспитания детей, лишенных родительского попечительства, затрагивает различные аспекты: создание практики воспитания, максимально восполняющего отсутствие семьи и обеспечивающего психологическое здоровье и полноценное развитие личности детей-сирот — от различных форм замещающей семьи (приемные, патронат-ные, попечительские, опекунские, гостевые), семейных детских домов до коррекционно-развивающих программ и т.д. Наилучшей формой устройства детей-сирот с точки зрения их благополучия является усыновление, однако существуют и другие варианты — опека, попечительство, приемная семья, патронат и гостевые визы. Одной из самых продуктивных технологий подготовки детей к проживанию к замещающей семье является гостевая виза. В настоящее время самой приоритетной перед другими формами семейного воспитания выступает приемная семья — наиболее распространенная и востребованная среди потенциальных родителей, а также юридически защищенная1. Пер-

востепенной задачей приемной семьи является своевременная поддержка и защита ребенка в кризисной ситуации. Основная цель приемной семьи -это создание благоприятных условий для временного пребывания детей, в период осуществления социальной и медицинской реабилитации их биологических родителей2.

Опыт работы показал, что многие приемные семьи, взявшие детей на воспитание, не имеют необходимого педагогического опыта. Дети, переданные в эти семьи, как правило, из неблагополучных семей и имеют отставание в развитии, не имеют позитивного семейного опыта, у многих сложилась биполярная модель семейных взаимоотношений, положительного и отрицательного образцов маскулинности и феминности, которая порождает конфликтную систему требований и может исказить процесс половой идентификации. Анализ патроната выпускников детского дома показывает, что неправильно складывающиеся поло-ролевые представления являются одной из причин значительных трудностей в создании собственной семьи и ее сохранении. Дети, имеющие ранний неблагоприятный опыт семейного воспитания, часто повторяют судьбу своих родителей. У девочек при изоляции или сокращении контактов, взаимоотношений с матерью, недостаточной материнской любви, отсутствии ласки в детстве, в последствие приводит к проявлению агрессии и черствости, отсутствию материнского инстинкта. Основными проблемами в приемных семьях являются взаимоотношения между приемными и родными детьми, взаимоотношения между приемными детьми и приемными родителями, в связи с завышенными требованиями родителей к приемному ребенку, проблемами развития познавательного интереса у приемных детей, отсутствием, либо недостатком знаний у приемных родителей психологических и половозрастных особенностей детей-сирот, которые обостряются в подростковом возрасте и т.д.3. Как известно, подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности, возникновением новых психологических образований: роста самосознания и интереса к собственному «Я», личностной рефлексии, стремления к взрослости и самостоятельности, высокой сензи-тивности к оценкам других своей личности, повы-

3 Семья, Г.В. Социально-психологические и организа-

ционные основы работы с замещающей семьей: метод. пособ. / Г.В.Семья. — М.: Благотворительный фонд «СЛОВО», ООО «СИМС», 1999. — С.127.

шения интереса в процессе межличностного взаимодействия к представителю противоположного пола. Каждый подросток имеет свою конкретную социальную и психологическую ситуацию, которая позволяет или не позволяет ему «органично встроиться» в сообщество взрослых, идентифицируя себя как отдельных и независимых личностей. Влияние различных агентов и условий социализации на становление половой идентичности подростков в современных концепциях трактуется неоднозначно. Мы придерживаемся позиции, рассматриваемой в контексте взаимодействия биологических, макросоциальных средовых, индивидуально-типологических факторов в процессе становления половой идентичности подростков. Многие зарубежные и отечественные ученые (А.Бандура, Р.Уолтерс, Х.Биллер, М.М.Рубинштейн и др.) высказывают мнения о том, что чувство половой принадлежности, сексуальные предпочтения и формы поведения, формируются при усвоении образцов поведения через подражание, принятие приемлемых для себя моделей (стереотипов) поведения от родителей. Семья, как элемент общества, во все времена играла ведущую роль в воспитании нравственных чувств ребенка, его социального поведения (А.А.Бодалев, А.М.Демидов, Т.А.Добровольская, В.Н.Дружинин, И.В.Дубровина, С.Д.За-брамная, А.И.Захаров, НЛ.Семаго, М.М.Семаго, В.В.Столин, А.С.Спиваковская, В.В.Ткачева, И.Г.Чеснокова, Л.МЩипицына, Э.Г.Эйдемиллер, Т.И. Юферева). В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Полоспецифическое отношение к детям со стороны родителей, определяет содержание половой идентичности мальчиков и девочек. В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.).4. Не стоит забывать, что в этом возрасте подростки предпочтение отдают группе сверстников, наблюдается конфронтация с родителями, обостряются внутренние конфликты, борьба (несогласие) со старшим поколением, особенно с родителями своего пола. В подростковом возрасте особенно важным, решающим является не состав семьи — полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, эмоциональная близость, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми (А.Я.Варга, В.М.Гарбузов, А.И.Захаров, А.С.Спиваковская, В.В.Столин и др.).

Учеными установлено, что именно новые привязанности к существенно значимому взрослому (к приемному родителю) и качество межличностных отношений ребенка и приемного родителя (наличие теплых устойчивых, принимающих отношений) являются основными механизмами адаптации ребенка в новой семье, а в последствие его успешной интеграции и социальной адаптации в обществе.

Большинство приемных семей нуждаются в квалифицированной психологической помощи и поддержке, особенно в период адаптации.

За многие годы сложилась определенная система сопровождения приемной семьи, которая включает следующие этапы: диагностика потребностей ребенка и возможностей семьи; составление индивидуальной программы сопровождения; реализация коррекционно-развивающих программ; подведение итогов, корректировка программы. Одним из основополагающих направлений психолого-педагогического сопровождения любой формы замещающей семьи является психодиагностическая работа, которая включает в себя тестирование, анкетирование, собеседование, активное наблюдение.

Психодиагностика проводится на разных этапах сопровождения замещающей семьи: предварительная реабилитация, подготовка ребенка к помещению в семью; отбор приемных родителей, степень их готовности к принятию ребенка в свою семью; подготовка потенциальных родителей; период адаптации ребенка к новой семье, последующий мониторинг психологического благополучия, семейного окружения; индивидуальное консультирование и т.д.

В рамках психолого-педагогической поддержки приемных и патронатных семей на этапе адаптации с целью исследования семейной системы можно использовать следующий психодиагностический инструментарий: 1) шкала семейной сплоченности и адаптации (РЛСББ-З) с целью выявления степени эмоциональной связи между членами семьи, способности семейной системы приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее внешней среды («агрессоров»); 2) шкала семейного окружения (ШСО), которая предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов.

Выявить сформированность половой идентичности, степень проявления маскулинности, фемин-ности, андрогинности, отклонений в полоролевом поведении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей возможно при использовании пакета методик: 1) многофакторный личностный опросник РР1 (форма В) с использованием шкалы «маскулинности-фемининности»; 2) детский опросник гендерной идентичности Д.Холла (адаптация М.В.Ивановой, О.В.Коваленко); 3) методика

5) проективный тест «Гудинаф-Харрис рисования тест» (автор Д.Харрис), модифицированный вариант теста «Рисунок человека» (автор К.Маховер);

6) методика свободных описаний (сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин» (авторы М.И.Лисина, И.В.Дубровина, Г.А.Рузская), которые заполняют дети, для получения объективной информации используется карта наблюдений, в качестве компетентных судей выступают взрослые — воспитатели детского дома, приемные родители, педагоги.

Представим результаты исследования, проводимого в одном из детских домов г. Сызрани с па-тронатными и приемными семьями. Проанализировав результаты диагностики по шкале семейной сплоченности и адаптации можно сделать следующие выводы: степень удовлетворенности семейной жизнью близка к идеальной (расхождения минимальны); сбалансированный уровень характеризует успешность функционирования семейной системы; выявленные уровни семейной системы не ведут к нарушениям функционирования семьи; родители и дети удовлетворены существующей семейной системой; семья имеет устоявшуюся собственную нормативную базу; воспитательная функция в данных семьях удовлетворяет индивидуальные потребности приемных родителей, па-тронатных воспитателей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях; эмоциональная функция семьи удовлетворяет потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защищенности, выступает основой для психического здоровья, эмоциональной и личностной стабилизации; функция духовного общения удовлетворяет потребность в совместном проведении досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи; функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Таким образом, можно заключить, что обследуемые семьи являются нормально функционирующими, ответственно и дифференцированно выполняют все свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Обеспечивается социализация детей и подготовка их к будущей взрослой жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основное внимание шкала семейного окружения уделяет измерению и описанию: отношений между членами семьи (показатели отношений:

Мы видим, что графики практически идентичны, усредненный семейный профиль совпадает по многим показателям со средними значениями нормативного профиля, что говорит о благоприятном семейном окружении. Отношения между членами семьи строятся на внимании, заботе, взаимопомощи, ярко выражено чувство принадлежности к семье (Я-МЫ). Показатель экспрессивности свидетельствует о том, что в семьях поощряется и разрешается действовать и выражать свои чувства открыто. Однако степень конфликтности показывает, что не приветствуется открытое выражение гнева, вербальной и невербальной агрессии, при возникновении разногласий, члены семей стараются «сгладить острые углы» и сохранить хорошие отношения, в целом конфликтные взаимоотношения не характерны для семей. Направлениям личностного роста в семьях придается особое значение. Степень независимости свидетельствует о том, что во всех семьях поощряются стремления к самоутверждению, независимости при обдумывании проблем и принятии решений, проявления самостоятельности. Ориентация на достижения успеха к разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) в семьях близка к нормативным показателям. В семьях считают важным — быть лучшими в любом деле, придается характер соревнования. Интеллектуально-культурная ориентация семей показывает, что воспитанники интересуются и занимаются социальной, интеллектуальной, культурной и политической видами деятельности, что приветствуется приемными родителями. Приемные семьи ориентированы на активный отдых, стараются принимать участие в различных видах отдыха и спорта.

тивный отдых (ОАО); морально-нравственные аспекты (МНА); показатели управления семейной системой: организация (О) порядка, финансового планирования, семейных правил и обязанностей; контроль (КЛ) членами семьи друг друга.

Показатели, отражающие морально-нравственные аспекты семьи, свидетельствуют о том, что в замещающих семьях обсуждаются и уважаются этические и нравственные ценности и положения. Управление семейной системой. Степень организации различных дел и мероприятий показывает значимость для семей порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, ясности и определенности семейных правил и обязанностей. Степень контроля в обследуемых приемных семьях не высока, что свидетельствует о гибкости в установлении и соблюдении определенных правил, демократичности, доверительных, равноправных отношениях, основанных на взаимном уважении друг к другу. Все члены семьи готовы к изменениям собственного поведения в соответствии с ситуационными требованиями.

Результаты исследования особенностей половой идентификации детей-сирот показали, что в большинстве случаев, для подростков, воспитывающихся как в детском доме (42% мальчика и 49,6% девочек), так и в обычных и приемных семьях, характерными являются проявления как мужских, так и женских качеств личности.

Смешение личностных качеств — андрогин-ность, чаще свойственна девочкам из приемных семей (52%) и обычных (52,3%), чем мальчикам из приемных (48,6%) и обычных семей (38,5%). Выявленный факт можно объяснить кризисом идентичности, который характеризуется активным поиском себя и своего места в группе сверстников, конфликтом между желаемым и действительным, по-

С Э КТ Н ОД И КО ОАО ГЧЛ НД О К/1

Рис. 1. Графическое изображение семейного и нормативного профилей по ШСО (средние значения показателей по шкалам)

явлением потребности примерить роли и особенности поведения лиц противоположного пола.

Проявление мужественности наблюдается почти у каждой четвертой девочки из детского дома (28%) и в 18% случаев из приемных и обычных

(12%) семей. Женские свойства присущи каждому третьему мальчику, воспитаннику детского дома (33,4%), что позволяет говорить о недостаточности развития половой идентификации подростков (см. рис.2).

Мальчики детского дома

Маскулинность + 17 Андрогинность

7 \ + 21

— 18 V #+ 7

— 1 2

Недифференцированность Феминность

Рис. 2. Графическое изображение интерпретации результатов теста на определение психологического пола личности (средние показатели) для мальчиков-подростков детского дома

Данное изображение показывает нам, что для мальчиков характерны все четыре возможных варианта результатов тестирования по определению психологического пола личности: андрогинный, маскулинный, феминный (-9/+7), недифференци-

Приёмные семьи-мальчики

Маскулинность

Неди^^^^еренцированность

Андрогинность

Феминность

Рис. 3. Графическое изображение интерпретации результатов теста на определение психологического пола личности (средние показатели) для мальчиков-подростков из приемных семей

— 12

+ е

Черты личности, соответствующие полу, выявлены у каждого второго мальчика (51,4%) и у 30% девочек из приемных семей; в 61,5% случаев у мальчиков и в 35,7% случаев у девочек из обычных семей; у воспитанников детского дома: 24,6% мальчиков и 22,4% девочек. На рис. 3 графически представлены результаты теста на определение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психологического пола личности мальчиков, воспитывающихся в приемных семьях. Согласно графика, мальчики из приемных семей обладают двумя типами психологического пола: преобладание маскулинности личности с андрогинным психологическим полом (+30/ +6), выраженная маскулинность (+22/-12).

Полученные результаты говорят о том, что для подростков, воспитывающихся в условиях семьи в большинстве случаев психологический пол личности совпадает с биологическим полом 96% (наблюдаются возможные варианты андрогинности). У 1/3 воспитанников выявлено несоответствие психологического пола биологическому (16%), либо не-дифференцированность (20%), у остальных воспитанников наблюдается проявление различных вариантов андрогинности.

Ниже приведены некоторые рекомендации, которые приемные родители могут использовать в вопросах воспитания детей-сирот: развитие у девочек исконно женских качеств таких как опрятность, аккуратность, умение сострадать, помочь, вежливость, ласковость, уступчивость, скромность, застенчивость, мягкость в высказываниях, не использование грубых выражений; чувствительность; изменение стереотипных установок, акцентирование внимания на женственности во всех проявлениях; подготовка к роли матери и жены, учить уважать мальчиков, мужчин; развитие культурно-гигиенических навыков: следить за своей внешностью (прической, одеждой, обувью), иметь зачатки хорошего вкуса, изящно ходить, уметь вести себя за столом; обучение практическим навыкам ведения домашнего хозяйства; поощрение интереса к занятиям, соответствующим женской деятельности, в зависимости от склонностей и способностей (спортивные секции, кружки т.д.), а также гашения избыточного полового возбуждения через позитив-

ное использование своей энергии; просмотр и обсуждение фильмов, в которых показывается точное полоролевое поведение; чтение и анализ литературных произведений по данной теме. В вопросах воспитания мальчиков следует обращать особое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих, создание ситуаций успеха, в которых у мальчика появится возможность самоутвердиться как мужчине. Необходимо укреплять физически, воспитывать умение владеть своей волей, самостоятельно принимать решения, воспитывать в нем чувство ответственности, долга, уважения к девочке, девушке, женщине, способность сдерживать желания, никакой гиперопеки. Поощрение интереса к спортивным, трудовым занятиям, где можно проявить чисто мужские качества, соответственно от склонностей и способностей. Расширение социальной сети подростка, с целью общения и наблюдения за образцами мужского поведения.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить что, своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь замещающим семьям на основе результатов диагностики в виде индивидуальных консультаций, семинаров, лекций, коррекционных мероприятий будет способствовать предупреждению возможных серьезных проблем в межличностных взаимоотношениях членов семьи, конфликтных ситуаций, нарушений функционирования семейной системы.

ON THE QUESTION OF SEXUAL EDUCATION OF CHILDREN-ORPHANS IN FOSTER FAMILIES

© 2015 T.S.Bobkova Samara State University of Economics. Syzran branch

Проблемы воспитания – универсальны. Но приемным родителям часто совсем непонятно, как научить приемного ребенка поведению, принятому в новом доме.

Детский благотворительный фонд «Солнечный город» создал обучающий фильм для приемных родителей «Дисциплина в приемной семье».

Важное внимание авторы фильма уделяют причинам возвращения приемных детей в детский дом – его основная причина связана как раз с неприемлемым, по мнению родителей, поведением ребенка. Однако, когда ребенок приходит в приемную семью, он не знает и не может знать традиций и правил поведения в новом доме. Детям надо перестроиться с одной жизненной стратегии на другую – это сложный процесс, и важную роль в нем играют как раз новые родители.

Почему детей возвращают обратно:

— не нравится внешность или поведение ребенка (29%);

— плохая наследственность (10%);

— серьезные конфликты (10%);

— проблемы со здоровьем (9%);

— неуверенность в себе (6%);

— приемные дети оказывают негативное влияние на родных детей (5%).

В целом, кроме причины, связанной со здоровьем приемного ребенка, все остальные так или иначе отражают проблему воспитания. Однако, когда ребенок приходит в приемную семью, он не знает и не может знать традиций и правил поведения в новом доме. Детям надо перестроиться с одной жизненной стратегии на другую – это сложный процесс, и важную роль в нем играют как раз новые родители.

6 правил, которые помогут добиться поставленных целей в воспитании:

  1. Ребенок не должен бояться родителей.
  2. Поощрение лучше, чем наказание.
  3. Научитесь понимать чувства ребенка.
  4. Относитесь с пониманием к его прошлой жизни.
  5. Ребенку необходима безусловная любовь.
  6. Принимайте ребенка безоценочно.

Скорректировать поведение ребенка можно при помощи следующих шагов:

— выберите цель;

— не переступайте личных границ;

— объясняйте, что вам не нравится в поведении ребенка, используя «я-высказывания»;

— показывайте ребенку, как добиться своего другим, дисциплинированным путем;

— поддерживайте, хвалите, закрепляйте достижения;

— берегите себя, свои силы и нервы.

Авторы видео рекомендуют использовать дисциплину в ограничениях. При этом важно помнить, что ограничения должны быть разумными, требования – постоянными. Ограничения следует вводить постепенно, они должны быть ясными и понятными.

В фильме также рассказывается, как безоценочно принимать ребенка, как скорректировать его поведение и как лучше его хвалить. Эксперты подчеркивают, что любые ограничения и требования должны соответствовать возможностям ребенка, быть постоянными и понятными. Наказание не должно быть постоянной практикой, а применяется лишь в особых случаях.

В завершение фильма приведен список литературы, полезной для приемных родителей:

— Людмила Петрановская «Если ребенку трудно»

— Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

— Хаим Гинотт «Родитель-ребенок: мир отношений»

— Томас Гордон «Как привить ребенку дисциплину»

— Элизабет Пэнтли «Дисциплина без наказаний и крика»

— Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».

Фильм можно посмотреть .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *