Осташков монастырь

Основное послушание сестер — социальное служение — помощь обездоленным людям. В монастыре располагается Социальная гостиница «Дочки-Матери». В ней проживают матери с детьми, потерявшие кров над головой и остро нуждающиеся в поддержке. Всего социальная гостиница насчитывает в настоящее время 92 человека. Из них 70 детей (от 1 до 17 лет), 20 матерей, 2 инвалида-колясочника.

Сестры трудятся, чтобы помочь всем страждущим, вкладывают свои силы в реабилитацию людей, перенесших в миру всяческие травмы и потери. Оказывают всяческую помощь: обучают детей в школе, в садике, помогают родителям преодолеть свои духовные и психологические проблемы, учат культуре, благочестию, а также помогают обретать навык устроения взаимоотношений в своей семье и обществе.

Маленькие дети ходят в дошкольную группу во имя образа Пресвятой Богородицы «Святое семейство», постарше — в монастырскую школу.

Большое значение придается трудовому воспитанию. Выпускницы монастыря умеют полностью вести домашнее хозяйство: готовить, шить, вязать, печь хлеб, знают сельский труд и умеют перерабатывать и заготавливать с\х продукцию. Таким образом, каждый ребенок получает полную подготовку к самостоятельной жизни.

Монастырские воспитанники растут патриотами, их учат любить Родину, своих родных и близких, уважать труды других людей и относиться к каждому человеку с почтением.

Воспитанникам прививаются христианские добродетели, такие как — смирение, послушание, милосердие. Ведь очень важно научить ребенка правильному отношению к себе и другим людям.

По выходным и праздничным дням дети участвуют в богослужениях, поют на клиросе. Причащаясь постоянно Святых Христовых Таин, дети с Помощью Божией меняются и преображаются.

Сейчас идет строительство зданий для социальной гостиницы «Дочки-Матери» (жилые помещения, учебные классы), в который могут приехать матери с детьми помолиться и потрудиться в сложное для себя время.

Питание, одежда, лечение, обучение воспитанников составляет для нас солидную сумму.

Просим Вас о Помощи по мере Вашей Милости и возможностей!

Как помочь

Митрополит Тверской и Кашинский Савва благословляет воспитанников монастыряНа Богослужении в Великий ПостСбор урожая в скитуТруды в радостьПодготовка к праздничной трапезе На престольный праздник Праздник Преображение Господне Занятия по хореографии Готовимся к Пасхе!

Вера (37017)

В 1991 году монастырь был возвращен Санкт-Петеpбуpгской епархии.

В начале 1991 года по поручению митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) на остров отправляются его личный секретарь архимандрит Симон (Гетя), ныне митрополит Мурманский и Мончегорский, и игумен Назарий (Лавриненко), настоятель подворья Валаамского монастыря в Ленинграде, ныне епископ Кронштадтский. Цель их визита – оценить состояние построек и решить вопрос о целесообразности восстановления монастыря. Решение принято единодушное – возрождать! Игумен Назарий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Коневского монастыря.

28 мая 1991 года на Коневец вместе с о. Назарием прибыли семь человек. Так началось возрождение монастыря. Военные предоставили прибывшим две комнаты в Красной гостинице. Первыми работами были уборка металлолома и создание своего огорода. В конце июля 1991 года обитель посетил последний из оставшихся в живых насельников старого Коневца – послушник Андрей Пешков, или, как его звали в Финляндии, Антти. Он был уже тяжело болен, но изъявил такое твердое желание ехать на остров, что братия Ново-Валаамского монастыря, в котором он жил, не смогла противостоять ему. «Если я умру в пути, – говорил Антти, – я умру по дороге к родному монастырю. Если я умру на острове – тем лучше». Господь благословил Андрея Пешкова стать связующим звеном между двумя эпохами жизни монастыря. Антти пробыл на острове четыре дня, а, вернувшись в Финляндию, через две недели скончался.

В ноябре 1991 года при ремонте нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения Коневского. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году. В декабре 1991 года в Финляндии было учреждено Общество «Коневец», которое начало оказывать всестороннюю помощь возрождающемуся монастырю.

К 1993 году, когда отмечалось 600-летие монастыря, обитель, конечно, была еще лишь в начале своего возрождения – нижний храм собора успели покрасить, но иконостас стоял ободранный, алтарь был пуст, состоянием других построек хвастаться тоже было нельзя. Тем не менее, праздник решили отметить. У чудотворной Коневской иконы Божией Матери в Ново-Валаамском монастыре был написан точный список. Его освятили и провезли на велосипедах крестным ходом по православным приходам Финляндии. По прибытии список положили на аналой, установленный на то место, где издревле стояла чудотворная икона, и отслужили молебен. В 1994 году были совершены первые монашеские постриги. Впервые побывавший в монастыре в 1996 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир по достоинству оценил труды архимандрита Назария в деле восстановления обители и назначил его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В течение нескольких лет архимандрит Назарий возрождал оба монастыря, будучи не в силах расстаться с Коневцом.

С 1999 по 2001 год Коневский Рождество-Богородичный монастырь возглавлял игумен Мстислав (Дячина), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский, священноархимандрит Александро-Свирского монастыря.

С 2001 по 2007 год настоятелем был игумен Исидор (Минаев), ныне архимандрит, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.

С 2007 года монастырь возглавляет игумен Александр (Арва), коневский постриженник, прошедший в нем путь от трудника до игумена.

12 марта 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по прошению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было решено образовать в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области Выборгскую епархию. Епископом Выборгским и Приозерским был назначен Преосвященный епископ Бронницкий Игнатий, викарий Московской епархии (журнал № 16). 25-26 декабря 2013 года, удовлетворяя прошение Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, Священный Синод постановил утвердить его в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец (журнал № 163).

Хотя относительно шестивековой истории обители период ее возрождения сравнительно невелик, но сделано немало. Полностью восстановлен нижний храм Сретения Господня, проведен наружный ремонт собора.

Полностью реконструирован игуменский корпус, первый этаж которого сейчас занимает монастырская братия. Она немногочисленна — около пятнадцати человек. Кроме того, на острове постоянно живет приблизительно такое же количество трудников. Летом количество жителей значительно увеличивается. С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, которая занимается приемом гостей и обслуживает монастырскую Красную гостиницу. В Белой каменной пока идут ремонтные работы. Отсутствие отопления и электричества не позволяет принимать паломников в зимнее время. Летом же многочисленных гостей привлекает уединенность обители, ее древняя история и возможность побывать на монастырских богослужениях. На Коневце нет местных жителей, что создает особую атмосферу отдаленности от повседневной суеты. Вся жизнь обители выстраивается в соответствии с суточным кругом богослужений. Божественная литургия служится в монастыре ежедневно. Многие гости приурочивают посещение монастыря к его основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Нередко именно в эти дни случаются и архипастырские визиты. Коневский монастырь неоднократно посещали архиереи как Русской, так и Финской Православной Церкви. 19 августа 1998 года впервые за историю обители ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 июля 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не менее значимым для обители стал 2006 год, когда Коневский монастырь посетила чудотворная Коневская икона Божией Матери, некогда привезенная преподобным Арсением с Афона, а ныне пребывающая в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В течение недели она находилась на своем историческом месте. За время пребывания в России к иконе смогли приложиться более 30 тысяч паломников. Место древней иконы вновь занял ее список, который уже также прославился своими чудотворениями.

В 2015 году на остров вернулся еще один список Коневского образа, который до исхода братии располагался в иконостасе Коневского скита и был сохранен одним из советских офицеров. Священноархимандитом Коневского монастыря епископом Выборгским и Приозерским Игнатием были освящены полностью восстановленные и действующие скитские церкви – Казанская и Коневская, а также расположенная в северо-восточном углу каре Арсениевская.

Осташковский Житенный монастырь находится близ города Осташков на одном из островов озера Селигер, называемом Житенным. До 1700 года на этом острове находились житницы для хлебных запасов, собиравшихся Управлением Патриаршего двора с жителей смежного острова Клично, впоследствии основавших город Осташков. С городом остров соединен насыпным валом.

Основание монастырю положено в начале XVIII столетия, по указу Государя Императора Петра 1-го от 19 марта 1716 года.

Поводом к устроению монастыря послужило соперничество между прихожанами Троицкой и Воскресенской церквей Осташковской слободы из-за обладания чудотворной иконой Смоленской Божией Матери Одигитрии. В древности икона стояла на воротах городской стены и после пожара, бывшего в 1711 году и все истребившего, была найдена в пепле совершенно невредимой. В рукописи об Осташкове икона называется Чудотворною, приписывается ей благодатное покровительство городу, особенно в бедственные времена. Для устранения соперничества церквей и построена была на Житном острове деревянно-брусяная церковь, в которой и поставлена была как храмовая икона Божией Матери Одигитрии.

Церковь была о пяти главах, покрытых деревянною чешуёю, на средней главе железный вызолоченный крест, на прочих – деревянные, обитые жестью. Заведовал церковью вдовый священник Воскресенской церкви Леонтий Иванов, к которому начали приходить монахи из разных монастырей, стали строить себе келии и отправлять богослужения. И в скором времени здесь образовался небольшой заштатный мужской монастырь.

В 1734 году 13 июня по благословению Священного Синода началось строение каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской с теплым пределом во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на правой стороне от западного входа. Нижняя часть храма квадратная, с откосным четырехугольным выступом для алтаря, верхняя восьмиугольная. Пять глав с железными позолоченными крестами. Освящена церковь 16 декабря 1743 года.

В 1751 году над западным входом в церковь сооружена каменная колокольня в три яруса и поставлен на ней железный позолоченный крест.

В 1761 году по благословению Преосвященного Афанасия, епископа Тверского и Кашинского, установлен левый теплый придел во имя святителя Димитрия, Митрополита Ростовского чудотворца, и освящен 21 сентября 1762 года.

В 1878 году 13 декабря освящен придел во имя Преподобного Нила Столобенского Чудотворца, устроенный впереди правого придела по благословению Высокопреосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского.

Вокруг монастыря в 1760-61 годах построена каменная ограда, крытая тесом, с 4-мя башнями, крытыми железом. Другая каменная церковь — над святыми вратами, во имя апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Построена по благословению Преосвященного Гавриила, Епископа Тверского и Кашинского, и освящена в 1768 году. Возобновлена в 1890 году при архиепископе Савве.

В XX век монастырь вошел во всем своем благолепии, но в 1929 году монастырь был закрыт и разграблен, на территории построен маслозавод.

Согласно прошению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора от 17 июля 2002 г. решением Священного Синода было определено открытие Богородицкого Житенного женского монастыря с назначением настоятельницы обители монахини Елисаветы (Евдокимовой).

В настоящее время благоустроена территория монастыря, восстановлены надвратный комплекс, архиерейский корпус, два братских корпуса, хозяйственные постройки: столярная мастерская, пасека, скотный двор, огород, пекарня, швейная мастерская; цветочное хозяйство обеспечивает горожан семенами и саженцами. На выделенном острове Фомине благоустраивается территория, планируется разбить сад.

Создание любого монастыря – это удивительная, трогательная и по-своему уникальная история. В России многие обители были основаны подвижниками Русской Церкви и благоверными князьями, особо почитались монастыри, основанные русскими Святыми. Но все же значительная их часть была образована благочестивыми мирянами. К разряду таких «мирских» обителей относился монастырь на Житенном острове города Осташкова.

Богородичный Житенный монастырь — эта скромная, прекрасная в своей простоте, строгая обитель, один из старинных и удивительных памятников архитектуры. Основанный в 1716 году монастырь, окруженный водами озера Селигер, был посвящен главной высокопочитаемой местной святыне — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, защитнице и покровительнице Осташкова.

Спустя десятилетия Житенный монастырь, будучи мужским до своего закрытия в начале 1920-х годов, 17 июня 2002 года по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода открылся как женская обитель.

Первой настоятельницей обители стала монахиня Елисавета (Евдокимова) из Лихославского района села Владычна. Жители Осташкова очень полюбили матушку. Каждый по возможности старается помочь обители, чем может. Сейчас в монастыре трудятся каменщики, плотники, электрики и многие разнорабочие.

Постепенно восстанавливаются былые монастырские здания, а также появляются новые постройки. Среди них – новый архиерейский корпус и новопостроенный сестринский корпус с домовой церковью во имя иконы «Нечаянная радость», летняя трапезная совмещенная с комнатами для паломников, деревянная баня. С 2009 года активно ведется работа над реставрацией колокольни Смоленского собора. На месте бывших конюшен за Смоленским собором были построены гаражи и столярные мастерские с деревообрабатывающими станками, где из настоящего массива руками местных умельцев создается вся необходимая мебель для монастыря. Над гаражами устроена общеобразовательная школа и детские комнаты для проживающих здесь детей, воспитанников обители. В полную силу работает пекарня, где сестры пекут не только богослужебные и обычные просфоры, но и невероятно вкусный хлеб к ежедневной трапезе. А расположенная на территории огорода теплица круглогодично снабжает монастырь овощами.

С 1773 по 1930 годы на территории обители был создан Некрополь, куда погребались священнослужители, усердные вкладчики и представители известных дворянских фамилий. На средства наследников и родственников, погребенных на кладбище, было установлено много замечательных мемориальных памятников.

В XX веке некрополь был уничтожен. Многие плиты пошли на строительство городских домов и сооружений, а часть ушла в землю. Сегодня найденные надгробья установлены на видном месте как память обо всех погребенных здесь некогда людях. Здесь же 27 апреля 2005 года был воздвигнут большой деревянный крест, отслужена панихида. У его подножия темно-бордовые анютины глазки: они символически понимаются как капли крови Спасителя, распятого на кресте.

У монастыря есть два подворья:

В первом, в Петриково (15 км. от монастыря) на берегу озера Сиг, расположена гостиница для паломников, а также теплицы, где разводят рассаду для цветочного хозяйства монастыря. На подворье в Петриково в 2004 году был заложен храм во имя святой великомученицы княгини Елизаветы и мученицы Варвары.

В подворье Крапивня (18 км. от монастыря) находится пасека с 33 ульями и скотный двор, где пасутся коровы, козы и куры. Живущие здесь монастырские сестры варят сыр, готовят творог и сливки, обеспечивая таким образом трапезную обители. На территории этого подворья в 2009 году был воздвигнут деревянный храм во имя Святителя Николая.

На сегодняшний день в монастыре проживает 38 человек — 15 монашествующих (9 постриженных в монахини, 6 человек проходят испытательный срок), 5 трудников, серьезно нуждающихся в материальной поддержке, а также 18 детей, воспитывающихся при монастыре.

Преподаватели школы, созданной при монастыре, помимо общеобразовательной программы занимаются с детьми подготовкой к праздничным концертам и спектаклям, которые устраиваются на Пасху, Рождество и на престольные праздники. Девочки учатся петь, декларировать стихи, активно участвуют в творческом процессе. Взрослые сестры помогают шить костюмы, а также создавать декорации и всю необходимую сценическую атрибутику. На такие спектакли приходят все желающие, а таких в городе очень много, не считая значительного числа паломников и друзей монастыря, съезжающихся в эти дни в обитель. Особенно много гостей 10 августа, в престольный праздник Смоленской иконы Божьей Матери. После праздничной службы сестрами радушно устраивается большая общая трапеза и концерт.

Все стихи к песням для спектаклей пишет монастырский батюшка — иерей Андрей (Гуров). Когда-то батюшка, будучи еще простым мирянином, исполнял под гитару свои песни на радость всем. Теперь уже духовную радость он приносит многочисленным прихожанам и в первую очередь сестрам обители.

Монастырь как благоуханный цветок притягивает сотни паломников, распространяя на них свою благодать, одаривая гостеприимством и духовной заботой. Каждый, кто побывал здесь знает, как хочется вернуться сюда вновь. Часто сюда приезжают дети из воскресных школ и православных приютов Москвы, Твери, Московской и Тверской областей, особенно часто из города Мышкин. Дети общаются друг с другом, устраивают спектакли, сестры из монастыря также приезжают к ним в гости.

Но все же самым долгожданным гостем монастыря является архиепископ Виктор. Каждый раз, когда владыка бывает в этом крае, он всегда останавливается в Житенном монастыре. Архиепископ очень любит эту обитель, заботиться и печется о ее состоянии, с искренней любовью здесь относятся и к нему.

Обитель продолжает возрождать свой неповторимый историко-архитектурный облик. Настоятельница, всечестная игуменья Елисавета и сестры делают для этого все возможное, у них много интересных, современных идей и планов по благоустройству обители. Даже сегодня, оглядываясь назад, трудно поверить, что многие изменения произошли за столь короткое время.

В храме монастыря ныне находится Смоленская икона Божьей Матери Одигитрии. Ее образ вернулся в обитель недавно, но никто не сомневается, что именно благодаря этой святыне с каждым годом жизнь в монастыре потихоньку налаживается.

Житенный монастырь расположен на одном из островов вблизи Осташкова. В 1853 году на средства бывшего в то время городского головы купца Федора Савина и на деньги, собранные среди горожан, построили широкую дамбу, соединив остров с материком. Дамбу обсадили по сторонам в четыре ряда березами. По сей день сохранилось несколько старых деревьев. По мостикам тропинка шла дальше на Кличен, где по праздникам водили хороводы. До сих пор оба эти острова остаются излюбленным местом гуляний горожан.

Название Житного острова произошло якобы от житниц, устроенных здесь кличенскими поселенцами. Стояла в древности тут и какая-то деревянная церквушка. Причина же возникновения на острове монастыря не совсем ясна. По одной из версий, основанием монастыря послужило строительство в 1716 году деревянной церкви, куда перенесли икону Смоленской богоматери (Одигитрии), защитницы и покровительницы Осташкова, стоявшую до 1711 года на главных крепостных воротах города, а так как остров оставался изолированным от города, то возле церкви и поселились монахи, ищущие уединения. Церковные власти дважды пытались закрыть монастырь. Жители Осташкова и окрестные поселяне отважились воспротивиться провинциал-инквизитору. Челобитную подписали 115 человек, и монастырь чудом уцелел. В 1737 году был заложен, а спустя пять лет закончен каменный храм, посвященный также иконе Богоматери Одигитрии. Заказчиком строительства церкви был иеромонах Тарасий Валтухов. По композиции она, видимо, повторяла церковь Знаменского монастыря, такую же одноапсидную, типа «восьмерик на четверике», и увенчанную одной главой. Пятиглавой Смоленская церковь стала примерно тогда же, когда и церковь в женском монастыре. (К сожалению, венчающий храм восьмерик не сохранился, его разобрали до основания, и он известен только по фотографиям.) В декоре фасадов монастырской церкви еще много черт «дивного узорочья» XVII века, а основание венчающей главы даже было украшено кокошниками.

Каменные постройки 30-х — начала 40-х годов XVIII века в провинции — большая редкость. В эти годы строили очень мало, и в немногочисленных храмах отчетливо проступают традиции архитектуры конца XVII столетия (чаще всего — московского барокко). Артели каменщиков сохраняли в памяти пышно расцветшее убранство построек прошлого и одевали новые здания в классический декор, заботясь, чтобы они были «красно» сделаны, но, не усвоив канонических законов ритма распределения декора по фасаду, его форм, изменяли строгую ордерную систему согласно своему представлению о ней. В этом отношении Смоленская церковь — прекрасный пример того, как барокко постепенно вытесняло «узорочье» XVII века и вместе с тем само испытывало его активное воздействие. Убранство здания е ще очень аппликативно, но наряду с этим появились формы, свойственные новому времени, получившие широкое распространение в архитектуре центральных губерний России.

Спустя почти десять лет к церкви была пристроена трехъярусная колокольня с мощным столпообразным восьмигранным ярусом звона на четверике, композиция которой повторяла некоторые известные торопецкие памятники (например, церковь Рождества Богородицы 1742-1762 гг.). Прихотливое сочетание декоративных мотивов на колокольне можно было бы принять за случайность, если бы в дальнейшем при обстройках храма, когда с севера к нему добавили в 1756 году монастырскую трапезную и кузню, а затем в 1762 году с юга придел, не повторилось то же самое.

Следующим этапом большого строительства в монастыре стали 60-е годы XVIII века. В это время на средства все того же купца Саввы Яковлева были возведены стены, а вслед за ними, по заказу настоятеля монастыря Алеврасия Потемкина, — надвратная церковь Иоанна Богослова и Андрея Первозванного с примыкающей к ней с севера трапезной.

Стены у Житенного монастыря по своему оформлению более интересны, чем у Знаменского. Они расчленены пилястрами, так же, как и там, со стороны двора оформлены аркадой. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что часть стены, примыкающая с севера к надвратной церкви, построена раньше, в первой половине XVIII века, вероятно, одновременно со строительством главного собора, а остальные — позже. Значит, какое-то время стены были деревянные. С западной стороны существовал выход к озеру. Башенки по углам, имевшие шатровые завершения, миниатюрнее, чем в Знаменском монастыре, но разнообразнее украшены.

Надвратную церковь возвели очень быстро — всего за один год (1767-1768). С севера к ней примыкали в нижнем этаже кельи, в верхнем размещалась трапезная. Сама церковь находится над проездными воротами, в восьмерике, который венчает в свою очередь массивный световой восьмерик с барабаном и главой. Аналогией надвратной церкви могут служить церкви в усадьбах Знаменское и Якшино под Торопцом. В композиции основных объемов, в убранстве, в отдельно взятых деталях, в том, как декор расположен на фасаде, и, наконец, в пропорциях сохраняется почерк одних и тех же мастеров. Скорее всего, пришедшая в Осташков артель была сопричастна строительству в Торопце и сравнительно легко приспособила хорошо знакомый ей вариант здания для надвратной церкви, сделав в основании четверика проездную арку ворот, а само помещение церкви разместив в восьмерике. Планировка тут продиктована чисто утилитарными соображениями, тогда как декор был одинаковый как для жилых, так и для культовых строений. Мастера, возводившие такие постройки, оставались в своем творчестве крайне рациональными. Они, не задумываясь, использовали одни и те же мотивы для самых различных сооружений, насыщая декором фасады церквей, сознательно упрощая его в жилых домах или почти полностью отказываясь от него в строениях хозяйственного назначения. Надвратную церковь Житеиного монастыря можно с полным правом считать вершиной недолгого расцвета местного зодчества. Ее аппликативный барочный наряд, пришедший на смену «узорочью» XVII столетия, как нельзя лучше соответствовал народному представлению о красоте. Убранство главного фасада, по результатам последних исследований, предпринятых архитекторами В. Якубени и Т. Борисовой, дополнялось кованой барочной решеткой, ограждавшей балкон над проездными воротами.

Вскоре после окончания строительства надвратной церкви в одну линию с ней возводятся два одноэтажных корпуса братских келий, и на этом почти на сто лет всякая строительная деятельность в монастыре прекращается. В 1861- 1863 годах в глубине двора возникает еще один корпус келий. В дальнейшем здания ремонтировали, перестраивали, поновляли живопись, но каких-либо существенных изменений уже не было.

Текст является переработкой отрывка из книги А.А. Галашевича «Художественные памятники селигерского края»

На территории Житенного монастыря долгое время располагался Осташковский маслосырзавод. Недавно монастырский комплекс был возвращен церкви, и в нем был создан женский монастырь. Активно идут ремонтные работы, завершена внешняя отделка надвратной церкви Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. Ремонтируется каменная ограда монастыря. Однако центральное здание комплекса — Смоленский собор с колокольней — пока не восстанавливается. За годы Советской власти были разрушены главы и подкупольные барабаны.

Проведена большая работа по благоустройству территории, разбит сквер с выложенными камнем дорожками, в нем поставлен деревянный памятный крест высотой в несколько метров.

В монастыре живут и воспитываются несколько девочек из неблагополучных семей Осташкова. Питанием и одеждой их обеспечивает монастырь, оплата преподавателей осуществляется также из средств монастыря.

Житенный Смоленский монастырь, заштатный, близ города Осташкова, на острове озера Селигера Житном, который соединен с городом насыпью. Основан в 1716 году. Здесь находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Удивительная по своей строгой красоте обитель – один из духовных центров Верхневолжья и прекрасный памятник архитектуры. Поднимающийся в окружении вод Селигера, на острове Житенном, этот монастырь был основан в 1716 году и посвящен главной высокопочитаемой местной святыне – Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, защитнице и покровительнице Осташкова. Первоначально, до самого своего закрытия в 1920 году, Житенный монастырь был мужским. В 2002 году по указу архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и Священного Синода он был открыт как женская обитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *