Освященное масло

Соборование заключается в помазании человека освященным маслом (елеем).

У многих верующих, а тем более – у невоцерковленных людей – существует заблуждение, будто таинство Соборования совершается только над теми, кто находится на краю могилы и что это обряд отпущения грехов умирающему. Это не так: Елеосвящение, как еще называют Соборование, необходимо буквально каждому верующему.

По церковным правилам Елеосвящение проводится несколькими священнослужителями — «собором», вот почему обряд назван Соборованием. Но в тех случаях, когда невозможно собрать несколько священников, его может провести и один батюшка.

Что дает человеку елеосвящение

Считается, что в таинстве елеосвящение мы получаем сразу два дара.

Первый дар — это исцеление телесное. Поэтому соборование рекомендуют проходить людям, страдающим какими-либо болезнями. Но поскольку совершенно здоровых людей среди нас не так уж много, практически все миряне проходят таинство соборования раз в год Великим постом.

Второй дар, который посылается больному в таинстве елеосвящения, — это отпущение грехов. Конечно, человек в этом случае должен вспомнить, все свои грехи, обиды, нанесенные другим людям. раскаяться в них, простить своих обидчиков и не держать на них зла.

Обряд Елеосвящения (Соборования)

Для того, чтобы над вами провели обряд Елеосвящения, необходимо получить на него благословение священника. За день-два до таинства желательно исповедаться, покаявшись в тех грехах, которые вы помните и осознаете. Специально поститься перед Соборованием не обязательно. В день Соборования вам нужно записать свое имя в церковной лавке. В церковь обычно приносят растительное масло (оливковое или подсолнечное), рис и церковное вино — кагор, необходимые для обряда.

Нужно выбрать одежду с застежкой спереди, чтобы священнику было удобно помазывать елеем грудь. Кисти рук тоже должны быть открыты. Приготовьте носовой платок, чтобы промокнуть лишнее масло и не выпачкать одежду.

После Соборования обязательно нужно причаститься.

Что нужно сделать перед обрядом Соборования

Выбирая, что надеть на соборование, учтите, что священник будет семь раз крестообразно помазывать вам лицо, руки и шею. Поэтому остановитесь на одежде с немного открытой шее (но не слишком декольтированной) и не слишком длинным или легко закатывающимся рукавом.

Придите в храм перед соборованием немного загодя. Вам нужно будет сделать посильный взнос за таинство в свечную лавку (но если у вас нет на это средств, пособоруют бесплатно) и там же записаться в список — во время елеосвящения священник прочитывает список имен людей, о чьем исцелении он молится. Также нужно купить свечу средней толщины — она понадобится в таинстве.

Можно принести с собой или взять в храме кусочек бумаги для свечи, чтобы во время молитвы воск не капал на пол храма.

Полезно взять с собой несколько бумажных салфеток. К примеру, для того чтобы обернуть свечу (она будет меньше плавиться от тепла рук), удалить излишки масла с рук и лица после таинства или защитить одежду от случайного.

Масло для соборования: суеверия и домыслы

Вокруг таинства соборования существует много суеверий. К примеру, что после этого таинства нельзя мыться, чтобы не смыть масло. Или что на таинство елеосвящения можно принести с собой растительное масло, освятить его и затем использовать дома самостоятельно: принимать при болезни, помазывать себя и родных или даже использовать в пище… Конечно, все это лишь домыслы. Мыться (а также есть и пить) после соборования можно. А вот использовать масло после соборования не рекомендуется. После елеосвящения масло, пшеница, свечи, стручки для помазывания сжигаются в церковной печи. Поэтому важно знать, что мы можем сами себя помазывать маслом от лампады, от мироточивых икон, мощей. А в соборовании масло является веществом таинства, а таинство, равно как и отпущение грехов, может совершать только священник. К тому же с этим маслом вечно бывают всякие недоразумения. Люди не понимают, что с ним делать, некоторые начинают, беря на себя роль священника, помазывать им родственников, соседей, друзей, даже домашних животных.

Сергей КАПРЕЛОВ.

То обстоятельство, что в нашем доме заплесневели просфоры или пропало масло, взятое нами с Таинства Елеосвящения, свидетельствует о нашем нерадении и неблагоговейном отношении к святыне. Всякий раз, перед тем как брать из храма домой освящённый елей, просфоры, частицы Артоса или антидора, нужно подумать, как и на протяжении какого времени мы будем их употреблять и использовать. Не нужно запасать святынь впрок, подвергая их опасности быть испорченными, что вытекает из свойств веществ, из которых они были изготовлены. Такое нерадение и неразумная жадность бывают для многих верующих поводом принести покаяние на Исповеди.

Испорченные же просфоры или освящённое масло в соответствии с имеющейся церковной практикой необходимо принести в храм, на территории которого имеются специальные для таких случаев, так называемые «непопираемые места». Возможно также сжечь в чистой печи (например на даче), либо закопать на земельном участке в месте, где никто из людей не ходит (например, среди цветов или кустарника), либо бросить в реку (где такая возможность существует).

Обветшавшие и выгоревшие бумажные иконы, прошлогодние вербы и пасхальные яйца предпочтительнее сжечь в чистой печи.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ СВЯТЫНИ (как во время болезни можно применять животворящие святыни Церкви)

Библиотека / Актуальные статьи и интервью / ИСЦЕЛЯЮЩИЕ СВЯТЫНИ (как во время болезни можно применять животворящие святыни Церкви)

Интервью с протоиереем Сергием Филимоновым Председателем ОПВ СПб им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского. Журнал «Народная здравница». № 4 (25), 2005.

Я уже давно противостою недугу, но все болею и болею, и исхода не видно… Совершала паломничества, но там все бегом… — к мощам в очереди приложились, окунулись в источник, водички попили и в бутылки набрали, песочек взяли, маслице купили…, а что с ними делать, никто толком не объяснил.
Раиса Васильевна Л., Санкт-Петербург

О том, как подготовиться к паломничеству, мы расскажем в следующем номере нашего журнала.

На вопрос – «Как во время болезни можно применять животворящие святыни Церкви?» – отвечает священник, доктор медицинских наук, практикующий врач СЕРГИЙ ФИЛИМОНОВ.
Существует немало в разной степени целительных святынь, но все они помогают по мере вашей веры. Православная вера – не аптека, не волшебная палочка, не методика оздоровления. Она цельна. В молитве на всякую немощь есть такие слова: «Владыко… если мне полезно, исцели меня вскоре».
Святая вода
Уже в естественном состоянии своем вода, как дар Божий, обладает многими целебными свойствами. Многие источники дают воды не простую, а насыщенную животворящей силой. А в воде, освященной тайнодействием церкви, открываются дивные свойства, которых не найдешь в водах обыкновенных.
Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода или вода малого освящения. Первую следует пить только натощак. Она употребляется в небольшом количестве (достаточно одной чайной ложки) утром, с молитвой «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Также можно поступать и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Эта вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда, буквально, несколько капель этой святыни, влитые в рот безсознательному больному, приводили его в чувства и изменяли ход болезни. Целебные свойства Богоявленской воды целиком вызваны действием Божией благодати и тем более оказывают нам помощь, чем сильнее наша вера.
Воду, которая освящена на малом водосвятии, можно употреблять внутрь, если человек болен, в любое время, в небольшом количестве. Желательно перед едой, можно добавлять ее в питие.
Святой водой можно смазывать, смачивать больные места, кропиться самому и окроплять свои вещи, палату, больничную койку, пищу.
При головных или иных болях можно приложить к больному месту компресс, смоченный Богоявленской водой, если ночью мучает бессонница, можно выпить немного этой воды.
«Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу» (С. Солунский).
Святой елей
Освященный елей (освященное масло) много мощен. Елей освящается во время разных треб, но для больного важен тот, который освящен во время соборования, литии. Им можно помазываться и добавлять в пищу.
Большую силу имеет елей из лампад со святых мест, от мощей святых, чудотворных икон. Им желательно только помазываться (чело – лоб, больные места – крестообразно). Причем, чем острее и выраженнее симптомы, тем обильнее и чаще нужно мазаться и кропиться святынями с верой и упованием на Бога.
Можно пропитать елеем кусочек ткани и ваты и приложить к больному месту. Когда ткань испачкается, станет негодной к употреблению, ее положено сжечь. В мусор выбрасывать нельзя.
Святая просфора
Это маленький хлеб, из которого вынута частица о здравии или упокоении во время проскомидии на Литургии в церкви. Просфоры имеют изображение креста, Божией Матери или святого.
Дома просфору можно дробить и засушивать для последующего употребления во время болезни или поста. Употреблять после святой воды.
В случаях, когда человек не подготовил себя к причащению, рекомендуется применять антидор – хлеб, освященный молитвами, часть той просфоры, из которой взята часть святаго агнца. Симеон Солунский пишет: «Мы идем для принятия телесной пищи, но и это не бывает без освящения, потому что сначала применяем освященную пищу, ибо при чтении: Благословлю Господа, раздается антидор и бывает отпуст».
Для больных один раз в году, в субботу первой недели после Пасхи, специально освящается хлеб – артос. Придя в этот день в храм, попросив священнослужителей, можно получить артос домой. Его употребляют натощак, после святой воды во время болезни.
Святая икона
Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. «Великая крепость и Божественная сила дается тем, — учит св. Иоанн Дамаскин, — кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых!».
Особенно скорую помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, через которые и поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Болящим или их родственникам хорошо посещать те храмы и монастыри, где имеются таковые святыни, служить там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою, благоговением прикладываться к святым образам и по вере нашей Господь, если будет не это Его Святая воля, исполнит просимое.
Находясь во время болезни в постели, можно молиться перед домашними образами и получать чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.
Поэтому очень важно больному иметь у своей койки на стене или на больничной тумбочке святые иконы небольшого размера и просить помощи у святых, которые на них изображены.
Святые мощи
Нетление тел святых угодников Божиих не может быть объяснено ни одной из естественных причин.
Господь часто сохраняет тела праведников от истления не столько для них самих, достигших уже Небесного Отечества, сколько для нас, странствующих здесь на земле. Сверхъестественные средства, которыми Господь наделил мощи святых угодников Своих, обильны и сегодня еще продолжают источать чудеса исцеления. Порой достаточно лишь однажды благоговейно приложиться к святым мощам, чтобы получить облегчение в болезни или полное исцеление, особенно когда это делается по благословению старца или духовного лица. Некоторым же приходиться много трудиться, служить много молебнов у святых мощей, совершать много паломничеств. Это труд много полезен для нашего спасения, если совершается без ропота, со смирением и верою.
Часто не только мощи, но и частица одежды святых Божиих, принадлежащие им предметы, по милости Божией, обретают чудесные целительные свойства. Благодать Божия, которую праведники стяжали при жизни своей, освящает, по кончине их, и саму землю могил, которая приобретает целебноносную силу.
В больницах святые мощи обычно находятся в домовых церквях, специальных ковчегах или вставлены в иконы в мощевиках, чтобы страждущие могли прикладываться к ним.
Чудотворными мощами славятся обители и храмы Киева, Новгорода, Москвы, Карелии, Петербурга и других городов России.

В разное время в храме можно наблюдать, как священник помазывает людей каким-то маслом. Называют это по-разному: миропомазанием, елеопомазанием… Разбираемся, в чем разница и зачем это нужно.

Миропомазание

Таинство Православной Церкви, которое совершают сразу после Крещения. В нем человека мажут специально приготовленным благовонным составом на основе оливкового масла — миром, через которое ему сообщается благодать Святого Духа. Миропомазание совершается один раз в жизни: при крещении или при присоединении к Православной Церкви христиан некоторых других конфессий, если оно не было совершено до этого.

Во время Таинства священник крестообразно помазует лоб, глаза, уши, грудь, руки и ноги новокрещаемого миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь”.

Миро — смесь оливкового масла, белого вина и более 40 благовоний (ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз и другие). Его варит и освящает предстоятель самостоятельной Церкви раз в несколько лет в Великий Четверг и рассылает во все епархии. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Варят миро в Донском монастыре Москвы, а освящают в Храме Христа Спасителя.

Елеосвящение (Соборование)

Таинство Православной Церкви, через которое подается исцеление благодатью Божией духовных и телесных недугов. В этом Таинстве человек получает прощение своих забытых грехов и помощь в выздоровлении.

Для него желательно участие нескольких священников (отсюда еще одно название — Соборование), но допускается и одним. В практике Русской Православной Церкви соборование совершается над всеми желающими во время Великого и Рождественских постов. Обычно соборуются раз в год. Также соборование может совершаться индивидуально над тяжелобольным человеком.

В состав помазания, которое освящается во время Таинства, входит оливковое масло и вино, как в притче о милосердном самарянине. Масло символизирует милость Божью, вино – кровь.

Во время Таинства священник помазывает лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны. Во время совершения Таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Помазание совершается 7 раз после чтения 7 пар отрывков из Евангелия и апостольских посланий. После священник возлагает Евангелие на голову(ы) соборуемого(ых) и молится о прощении грехов.

Елеопомазание

Помазание елеем (маслом) символически изображает излияние Божией милости на человека. Оно совершается на воскресной или праздничной Утрене (богослужение, которое в настоящее время совершается вечером) после чтения Евангелия.

Елеопамазание — не Таинство, а обряд. Для него берут освященное на богослужении масло или масло из лампады.

Во время елеопомазания священник помазывает крестообразно лоб всех присутствующих на богослужении со словами «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, «Пресвятая Богородице, спаси нас” или просто «С Праздником!”. Перед этим все подходят к стоящему перед священником аналою и целуют лежащее на нем Евангелие и икону праздника.

Перед погружением в купель во время Таинства Крещения также совершается помазание елеем, который освящается перед этим чтением специальной молитвы, где говорится о елее как символе примирения человека с Богом. Священник помазывает грудь, уши, руки и ноги крещаемого со словами: «Помазуется раб Божий (такой-то) елеем радования во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Грудь со словами – «Во исцеление души и тела», уши – «В слышание веры», руки – «Руце Твои сотворили меня и создали меня», ноги – «Чтобы ходить ему по стопам заповедей Господних».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *