От Адама до потопа

ГЛАВА V. ОТ АДАМА ДО ПОТОПА

Напротив полуострова Атлит, к югу от развязки шоссе Тель-Авив – Хайфа, в крутых склонах древних речных долин зияют пещеры. Одна из них, «Табун» («печь»), превращена в наши дни в заповедник и национальный парк, где короткий фильм (силуэты первобытных людей, рев саблезубого тигра) помогает нам представить не представимое: в этой пещере, как и в других по соседству, человечество провело полмиллиона лет. По сравнению с этим сроком, древность Иерусалима подобна бабочке-однодневке.

Палестина, этот сухопутный мост между Африкой и Евразией, была одним из первых очагов развития нового биологического вида Homo erectus и его потомка Homo sapiens. Современная наука считает, что человек возник в Африке, и оттуда распространился по Евразии. Первые волны миграции прошли около двух миллионов лет назад – период времени, который мы не способны понять и оценить. Самые древние останки первобытного человека в Палестине обнаружены в Убедие, к югу от Тивериадского озера, недалеко от кибуца Афиким. Их датировка – 1,4 миллиона лет назад. Несколько позднее очередные волны пришельцев из Африки зацепились за крутую гору Кармил.

Древний человек собирал плоды и ягоды, немного охотился, жег костры, готовил первые орудия. С порога пещеры он видел блистающее Средиземное море, но оно было слишком далеко – часа два ходу. Человек не умел ловить рыбу, а собранные ракушки не оправдывали долгого перехода и не компенсировали затраченной энергии.

О соотношении различных видов человека нет единого мнения. Смешивались ли разные миграционные волны, или истребляли друг друга; когда разделились ветви человечества, – все еще неясно. Судя по найденным останкам, люди Кармила мало отличались от нас, они были стройными, с высоким лбом, хорошо развитой мускулатурой. Современная генетика склоняется к существованию «горлышка бутылки» – относительно небольшой популяции древних людей, жившей в Африке более ста тысяч лет назад (по другим оценкам, может быть, лишь 25 тысяч лет назад). Но не исключено, что потомки этих Адамов и Ев брали себе в жены женщин предыдущих миграционных волн.

Библия, этот замечательный сгусток мудрости поколений, говорит о том, что сыны Адама находили себе жен – не среди своих сестер. Были жены у Каина, Авеля, Сета и других легендарных первых сынов Адама. Быть может, это остаточные воспоминания о распространении наших энергичных предков по всему миру. Главная идея книги Бытия замечательна своим гуманизмом: все люди – дети Адама и Евы, значит, все люди – братья.

Века спустя, эту мысль повторил пророк Мухаммад: «Все человечество происходит от Адама и Евы; у араба нет преимущества перед не-арабом, и у не-араба нет преимущества перед арабом. Белый не лучше черного, и черный не лучше белого, и лишь добрые дела и любовь к Богу дает преимущество9».

Я не хочу вводить в заблуждение читателя успокоительной мантрой наукообразности. История – не объективная нейтральная наука, но средство политической индоктринации, господства и подчинения. Ученые склонны видеть в прошлом то, что они хотят увидеть в настоящем. Поэтому монах де Во увидел в руинах Кумрана – древний монастырь, а молодой израильский археолог Гиршфелд – укрепленную усадьбу. Так, израильский археолог-генерал старшего поколения зачитывался кровавым вымыслом книги Иисуса Навина, а молодой и миролюбивый израильский археолог смог опровергнуть его выводы. Американский историк, интерпретирующий анализ ДНК, естественно принял теорию об истреблении и порабощении предшествовавших народов, потому что история Америки основана на физическом истреблении индейцев и порабощении негров.

Но французский или русский историк не обязан принимать его выводы, ибо они противоречат всему опыту нашей более человеколюбивой цивилизации. Следует сначала проверить позицию ученого ad hominem. Так, прежде чем поверить экономисту, клянущемуся чистой наукой, что рыночные отношения и экономический либерализм хороши для общества, нужно заглянуть в его инвестиционный портфель.

В поисках истины о происхождении человека я встречался с ведущими израильскими генетиками, и слышал их заключения. Но стоило заглянуть в материалы их исследований, как выяснялось, что методология не разработана, выборки малы, результаты не однозначны. Слишком много параметров, много мутационных изменений, а сравнения по отдельному участку ДНК могут дать любые результаты в зависимости от выбранного параметра. Может быть, с годами генетика даст более четкий ответ, но пока ее выводы преждевременны.

Тем не менее уже сейчас мы можем говорить о некотором чуде, происшедшем 10-12 тысяч лет тому назад. Человек, бывший до этого почти животным, становится Человеком. Он обретает веру в бога, творит искусство и использует орудия, создает цивилизацию. Библия называет это чудо «сотворением Адама» и говорит нам о зеркальности, идентичности Человека и Бога фразой «сотворил Человека по своему образу и подобию». Мы можем сказать, что в это время возникает человек одухотворенный. Мы не знаем, существовал ли Адам, духовный совокупный человек, отдельно от Бога, потому что трудно представить себе Бога без Человека.

Наше знание о духе невелико, только урывками человеку удается заглянуть в горний мир. Разноречивые объяснения и рассказы заглянувших не слились в одну картину. Мы знаем с детства (и с детства человечества), что Бог есть. Мы ощущаем душу человечества, душу своего народа. Мы не точно представляем себе соотношения между душой человека, душой народа, душой человечества, Богом национальным и сверх-национальным. Мы лишь догадываемся, что тяготение души к богу, любовь человека к богу, если хотите – роман между человеком и Богом суть главное духовное событие человечества. Библия –наброски этого романа.

Попробуем найти сравнение в соотношении отдельной пчелы или муравья – и роя или муравейника. Кроме разума и души пчелы, есть и общий разум и душа роя. Навряд ли отдельная пчела способна вступать в прямой осознанный контакт с высшим интеллектом роя, контакт происходит неосознанно. Представим себя элементами огромного компьютера. Элемент не догадывается, что он – лишь часть процессора, или дисковода, или электронного мозга. А ведь электронный мозг компьютера, этот высший слой, о котором себе может составить впечатление элемент, – тоже не высшее звено мира. Есть и другие компьютеры, есть сети, есть и создавшие их ученые. (Эти сравнения я даю для уяснения интуитивной реальности, и буквально понимать их не нужно).

Английский исследователь Библии Уилсон остроумно заметил, что Бог Библии растет и эволюционирует. Сначала это примитивный дух, сердящийся на человека по пустякам, затем – мрачный варвар, истребляющий народы, и наконец – это высший и чистый универсальный Господь, посылающий Христа в мир. Он хотел сказать, что с веками духовное развитие человечества повышается. Но, может быть, эти два понятия взаимосвязаны.

10-12 тысяч лет тому назад произошел качественный скачок: возникли город, цивилизация, искусство и религия. Первой в Святой Земле стала натуфская культура, оставившая многочисленные орудия, украшения, следы сельского хозяйства. На исходе палеолита, в 9687 г. до н.э. охотники, рыскавшие по саванне, построили первый храм возле источника и окружили его стенами. Так возник Иерихон. В 8340 году до н.э. люди неолита возвели мощные стены и круглую башню, по сей день удивляющую туристов. В Иерихоне жило до 2000 человек. Покойников они хоронили прямо под полом дома, предварительно отделив голову. Эти головы, обмазанные глиной, выкрашенные охрой, с перламутром раковин в глазницах и подведенными бровями, хранились дома. Так они поклонялись духам предков, или хранили память покойников – фотоаппараты редко были доступны людям неолита, а может быть, они бы рассмеялись над нашими предположениями и сказали бы: «Это – искусство!» Они были бы правы. Черепа с перламутровыми глазами напоминают работы Модильяни и хранятся в Лувре, и в Британском музее, и у нас в палестинском археологическом музее в Восточном Иерусалиме – «музее Рокфеллера».

Курган опустел, и период процветания завершился к шестому тысячелетию до н.э., когда резко понизился уровень моря. В Северной Африке огромные степи с озерами превратились в пустыню Сахару, и беженцы Сахары двинулись в долину Нила, а оттуда через степи Синая в Палестину и Сирию. Миграция из Сахары продолжалась почти два тысячелетия, а к четвертому тысячелетию ей был положен конец – Синай стал пустыней и отрезал Египет от Плодородного Полумесяца. Медленно и понемногу прибывавшие пришельцы слились с местным населением. В то время, как местные жители были в основном оседлыми, пришельцы – жители степей – были полукочевыми скотоводами. Подсохшие болота Долин превратились в степи при понижении уровня вод, что было хорошо для пастухов. Они смогли установить симбиотические отношения с автохтонами. Местные жители дали свою культуру и чувство рельефа, а пришельцы принесли свой язык. Как установили лингвисты, семитские языки – ветвь семито-хамитской группы, включающей языки беженцев Сахары, от берберов на западе до аккадцев на востоке и до арабов на юге. К этой группе относятся и древнеегипетский, и коптский, и ливийский языки, а также языки Чада и Судана.

На это намекает библейский рассказ о потопе. Мир наших далеких предков действительно утонул и скрылся, но не под водой, а под песками Сахары. Библия справедливо отмечает то, что установили ученые только за последнее десятилетие: Сим, родоначальник семитов, и Хам, родоначальник египтян, суданцев, ливийцев, берберов были братьями по Сахаре, и их языки принадлежат к одной семье.

Отсюда неожиданный вывод – если раньше считалось, что семитские народы сформировались в Аравии, лингвистический анализ позволил установить, что, напротив, Аравию населили выходцы из Палестины. А значит, арабы и впрямь родственники палестинцам и евреям, о чем нам говорит Библия рассказом об Аврааме и его сыновьях Измаиле и Исааке. К 4-му тысячелетию в Палестине уже заговорили на западно-семитском языке, предке древнего иврита и арабского.

На смену неолиту приходит халколит – культура меди и камня. Флагман этой культуры Телейлат (множественное от «тель» – курган) Гассул был раскопан на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона. Самое замечательное в найденных там зданиях – древние многоцветные фрески с изображением звезд, фантастических зверей, птиц, а если вам хочется – то и инопланетян. Звезда Гассула – один из шедевров мирового искусства. Это «роза ветров» с восемью острыми концами, на четыре стороны света смотрят багряные лучи, а промежуточные – с черными остриями. В центр вписано несколько концентрических кругов и в них – восьмиконечные звезды, также ориентированные по сторонам света. Круглоглазая маска Гассула похожа на изображение африканца в противогазе и с ананасом вместо шевелюры. Пройдут тысячелетия, пока люди научатся изображать подобные вещи. (Несколько изменившись, звезда Гассула стала Оком Божиим русских икон.)

Самое замечательное место, связанное с этой культурой, находится на плоскогорье над источником Эн-Геди. Туда ведет тропа мимо водопадов, в каждом из которых можно и нужно искупаться. Лучше отправиться в Эн-Геди в будни, не летом, спозаранку, не во время школьных каникул, потому что места в русле мало, а желающих пройти по тропе много. Впрочем, 95% всех посетителей доходят, пыхтя, до первого водопада, окунаются и поворачивают назад. Если бы не эта благодатная лень, оставляющая большинство туристов на пляже или на худой конец на автостоянке – жизнь в Святой земле, и прочих странах Средиземноморья, была бы невыносимой. Но слава богу, им, как красавицам из «1001 ночи», ягодицы говорят «посиди еще немножко!»

В Эн-Геди водится живность – горные козы, серны, и даже леопарды. Однажды я ночевал у верхнего источника, и глубокой ночью отчего-то проснулся, открыл глаза и увидел рядом красавца-леопарда. Сейчас егеря не разрешают спать в заповеднике, находиться после четырех часов дня, ходить по воде, курить и сворачивать с тропы. Да и леопарды почти все вымерли, к радости кибуцников Эн-Геди – леопарды ели их котов и собак, и кибуц объявил войну зверям.

Выше последнего водопада тропа забирает на юг, в гору и подымается к источнику Эн Геди. Источник образует маленькое озерко меж корней дерева, а вокруг бегают симпатичные зверьки, похожие на сусликов. На иврите их называют «горными зайцами», по-английски – «хайракс», а зоологи утверждают, что они – родичи слонов. Еще выше, на плоскогорье, находятся руины храма. Каменная стена двора включает в себя основания двух зданий. Одно, продолговатое, прямоугольное, с входом посреди длинной стены, видимо, содержало жертвенник – прямо напротив входа можно увидеть углубление вроде инверсированной апсиды, где были найдены кости животных и керамические фигурки. Двойные ворота вели во двор и к источнику, а между ними сохранились основания сидений для сторожей. Посреди двора – круглая структура диаметром 3 м. Нечто похожее можно увидеть и на раскопках Мегиддо. Видимо, здесь молились богу наши необычайно талантливые предки. Было им за что благодарить Господа – зверья полно, вода бьет из земли, а лучше места встретить рассвет, чем в храме над Эн-Геди и искать бессмысленно.

Храм не был разрушен – люди ушли в неизвестном направлении, успев спрятать в пещере в ущелье Мишмар свои сокровища. Они пролежали тысячи лет, и были найдены в наше время. Некоторые из 429 найденных предметов изумляют своей элегантной изощренностью, в особенности медные «скипетры» с головами диких коз или с человеческим лицом, «короны» и странные «подсвечники» из зубов гиппопотама. Их реплики можно увидеть рядом, в здании полевой школы Эн-Геди, а подлинники хранятся в музее Израиля в Иерусалиме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

3. Допотопный период

Как появилась жизнь? Кто создал Солнце, Землю и Луну? Как жили первые люди? На эти и многие другие вопросы, которые ставят перед собою люди, имеет ответ Библия.

Начало жизни на Земле описывается в 1-й книге Библии – Бытие. «Вначале сотворил Бог небо и землю», — так начинается повествование о величественном творении всего сущего на земле. В течении «семи дней» были сотворены свет, небосклон, земной ландшафт, флора (растительность), небесные светила, фауна (животный мир) и, наконец, человек. Слово «дни творения» означает неопределенные периоды времени, а не обычные дни, так как Солнце и Луна были сотворены лишь на 4-й день творения. Но это не означает, что Всемогущий не мог совершить мир в обычные шесть дней.

Священное писание ясно и определенно описывает, что вселенная и жизнь сотворены Богом. Библия не допускает иного толкования как, например, теорию эволюции. Совершенность и точность законов Вселенной: гравитации, электромагнитного поля, ядерных сил доказывает, что мир создан Величайшим Разумом. В древности Цицерон сказал: «Даже самая простая машина случайно сама собой возникнуть никак не может. Если даже мы встретим правильно расположенную группу камней, мы уже из правильного их расположения заключим, что их так положил какой-то человек. Случайная группа всегда будет бесформенной, не правильной. Сколько бы миллионов раз ни бросать кубики с буквами, строчки стихов никак не получатся. А Вселенная, которая окружает нас, гораздо сложнее, чем самая сложная машина и полна гораздо большего смысла, чем самое глубокомысленное стихотворение».

Но самое удивительное в сотворении мира – это жизнь. Никто из живущих не был до сих пор в состоянии постичь, что такое жизнь. Она не имеет ни веса, ни размеров, но подлинно располагает силой: даже мягкий корень, прорастая, может разрушить скалу. Жизнь – скульптор, дающий форму всему живому, художник, вытачивающий форму каждого листа на дереве и определяющий цвет каждого цветка. Жизнь – музыкант, обучающий птиц петь песни любви, обучающий насекомых издавать неисчислимое количество звуков и призывать друг друга. Жизнь – тончайший химик, дающий вкус плодам, запах цветам; химик, изменяющий воду и углекислоту в сахар и древесину, и получающий при этом кислород, необходимый для всего живущего. Наблюдая работу клетки, основы всего живого, можно сказать, что не природа создала жизнь; скалы, расщеплённые огнём, и пресные воды не в состоянии были родить условия для возникновения жизни. Жизнь от Бога, жизнь в Боге и жизнь с Богом!

Сотворённый человек стал образом и подобием Бога. Творец наделил человека разумом, свободной волей и бессмертной душой. Поэтому человек не имеет сравнения ни с одним из животных. Существование человека на Земле имеет глубокий смысл, великое назначение и высокую цель: «О, человек! Сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Господь отдал Землю во владение людям, и человек стал господином всего на земле.

В 7-й день Бог почил, но не вполне, а лишь от трудов, которыми был занят при творении. Соблюдений субботнего покоя позднее было положено в основу Закона для евреев. Сегодня суббота является прообразом Вечного покоя, который наследуют христиане при Втором Его Пришествии.

Сотворённый мир был прекрасен и гармоничен и особенно в Эдеме (райском саду), куда Творец поселил Адама и Еву – первых людей. На всей земле не проливалась кровь, пищею всех живых существ была растительность – всё было весьма хорошо. Трагедия, произошедшая в Эдемском саду, в корне изменила земную жизнь, когда первая супружеская пара Адам и Ева нарушили Божию заповедь. К ним приступил сатана (Древний змей), и его коварный замысел удался. Змей обольстил жену, и она съела запретный плод с дерева Познания добра и зла. Потом Ева уговорила мужа сделать то же самое. Когда Господь спросил Адама и Еву о содеянном, то они не покаялись. Последовал Божеский суд.

Сатана (он же дьявол) был проклят, что означало его отлучение от Бога, лишение Божьей милости и Отцовской заботы. Отныне, некогда прекрасный и светлый херувим, становится средоточением зла и тьмы всей вселенной. Но тьма не победит свет, ибо Господь сказал: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её». В этих словах была предсказана великая борьба, проходящая через всю мировую историю: богобоязненные люди (семя жены) будут идти к свету и противостоять злу; напротив, люди – богопротивники (семя дьявола) будут любить тьму греха и ненавидеть свет. Виден и финал этой вражды: победа Спасителя (Христа) над смертью и сатаной, ибо Иисус Христос – великий Потомок жены, вступит в брань с древним змеем и поразит его в голову.

Жёны, отныне, по Божьему определению должны рождать детей в болезни и быть в подчинении у мужа. Мужья должны будут в поте лица зарабатывать хлеб, имея постоянную заботу и тревогу по обеспечению семьи. За нарушение Адамом Божьей заповеди была проклята Земля – зло, неправду, скорбь и томление стала испытывать вся природа. Вот так, скоротечно, для первых людей закончилась райская жизнь: при рождении третьего сына – Сифа, Адаму было только 130 лет. У первой семьи началась новая, нелёгкая жизнь.

Бог стал для людей сокровенным Богом. Пропитание и одежда стали доставаться человеку с большим трудом, ибо земля стала произращать не только добрые плоды, но и тернии с волчцами. Первенец Адама, Каин, проливает кровь своего брата и впервые мать с воплем склоняется над мёртвым сыном. Первый убийца, как когда-то его родители, не покаялся в преступлении перед Творцом. Он убегает от лица Господа и поселяется вдалеке от своих родителей, братьев и сестёр. Шло время, люди распространялись по земле, Каин женился, взяв себе в жёны одну из дочерей или внучек Адама. Его дети (каиняне) стали строить первые города. Зародились ремёсла и музыка. Однако культура и прогресс не дали человечеству любви и смирения перед Богом, а только гордость и насилие. (Быт.4:23-24).

Родившийся у Адама с Евой третий сын Сиф, оказался Богобоязненным мужем и любящим Господа. Он и его потомки стали уклоняться от зла и поклоняться Господу. Особенно богопочитание сифитов возросло при Еносе. Один из его потомков Енох был Божьим пророком. Адам видел Еноха, слышал его грозные слова о грядущем Божьем суде и, очевидно, горько раскаивался за своё ослушание Божьего запрета в райском саду. Но праотец и радовался, видя праведного Еноха и других богобоязненных потомков. Однако, праведников становилось всё меньше и меньше. Жить Еноху становилось всё труднее и труднее, и вот Бог, однажды, восхитил его к себе на небо. После Еноха произошло роковое отступление сифитов: сыны Божии (сифиты) стали брать себе в жёны греховных каинянок (дочерей человеческих). Родившиеся от этих смешанных браков дети были рослыми по плоти людьми, но не более того. Дети не избрали путей своих отцов, а избрали греховные пути своих матерей. После этого зло на земле крайне усилилось и распространилось. Долготерпеливый Господь, видя сердца порочных людей и то, что люди не обращаются от злых дел к правде, решил прибегнуть к суду – истребить живущих на земле людей водами потопа. В это время на земле жил правнук Еноха, звали его Ной. Он был человеком праведным в роде своём. Бог повелел Ною строить большое трёхпалубное судно (ковчег), куда бы смогла укрыться его семья и животные на время потопа. На строительство этого грандиозного судна (135м длиной, 20м шириной и 15м высотой) Ною было отведено 120 лет (Быт. 6 гл.). Таким образом, люди долгое время знали о предстоящем грозном Божьем суде. Они могли покаяться, изменить свою жизнь к лучшему, и помиловал бы Господь землю. Но люди не покаялись.

Когда ковчег был построен, то в течение недели все животные по паре самостоятельно шли к ковчегу и скрывались в его дверном проёме, но грешники не вразумились чудом (кто управлял шествием зверей и животных). Наступил страшный день – открылись небесные окна; разверзлись все источники великой бездны, и вода подняла ковчег от земли. Среди всего живого на земле воцарился ужас: рёв, крик и вопль, стоны и мольба, но страшные воды несущие смерть не отступили. Всё живое погибло. Воды потопа стояли на земле один год. Через год ковчег коснулся земли на горах Араратских.

Все животные и звери вышли из ковчега, разойдясь по всей земле. Ной устроил жертвенник Господу, и его семья возблагодарила Бога за спасение. Бог принял их жертвоприношение и пообещал, что более не будет проклинать землю за человеческое зло, и что воды потопа впредь не придут на землю. Однако, условия жизни на земле отныне будут более трудными, чем прежде. На земле появятся времена года – лето и зима, холод и зной. Чтобы человеку было легче выжить, людям было разрешено Богом отныне употреблять в пищу мясо животных. В подтверждение Своей милости к людям Господь установил знамение верности Божьей – радугу, которая и доныне говорит нам, что воды потопа не придут на землю.

***

Закончился первый период человеческой истории, и он оказался не радостным для людей. Наши прародители не устояли в завете с Богом, поэтому и сказано: «Бог верен, а всякий человек лжив» (Римл.3:4). Допотопный мир знал истину о Боге. Например, дед Ноя Мафусал прожил вместе с Адамом 243 года, а с Ноем – 600 лет. Люди первого мира знали от своих дедов и отцов Божью истину и трагедию в Едемском саду. И всё-таки они ушли от лица Господа, желая доказать, что они способны творить добро без Него но, увы! Бог не отверг человечество, план Божий осуществлялся далее. В будущем Бог изберет праведного потомка Ноя – Авраама, испытает его и произведёт от него народ, который станет называться еврейским. Пройдут тысячелетия, и среди избранного народа родится Иисус Христос, Спаситель мира.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2017. Том 2

УДК 001;62

СУЩНОСТЬ КАК ПЕРВОПРИЧИНА

А. Н. Самолева Научный руководитель — В. П. Жереб

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: samoleva.asya@gmail.com

Показана связь категории «сущность» с методологическим научным принципом причинности и утверждением Аристотелем этой категории как первопричины реальности.

Ключевые слова: методологический принцип причинности; категория «сущность» у Аристотеля; сущность — первопричина.

ESSENCE AS A FIRST CAUSE

A. N. Samoleva Scientific Supervisor — V. P. Zhereb

Keywords: methodological principle of causality; category of «essence » by Aristotle; essence — a first cause.

Смысл и содержание термина «сущность», на первый взгляд, исчерпывающе представлены в философской литературе как с метафизических (см. например, ), так и с диалектических позиций. Его трактовка, по-видимому, не составляет проблемы ни для философии, ни для средств массовой информации, когда понятие сущность используют, что называется, «для красного словца».

Напротив, в концепции рациональных моделей реальности , целью которой является формирование логических основ единого естественнонаучного и гуманитарного теоретического знания, категория «сущность» является фундаментальной. Ее трактовка восходит к истокам методологии естествознания и радикально отличается от представлений, сложившихся в современном гуманитарном знании. Для понимания этих различий уместна цитата из работы патриарха современного науковедения К. Поппера, который, негативно характеризуя галилеевскую философию науки (современное естествознания), выделяет три его тезиса:

«(1) Ученый стремится к нахождению истинной теории, то есть такого описания мира (в частности, его регулярностей, или законов), которое было бы также объяснением наблюдаемых фактов…

(2) Ученый может достигнуть успеха в окончательном обосновании истинности научных теорий — обосновании, не допускающем никакого разумного сомнения…

(3) Лучшие и истинные научные теории описывают «сущности» или «сущностную природу» вещей — те реальности, которые лежат за явлениями. Такие теории не нуждаются в дальнейшем объяснении и не допускают его: они являются окончательными объяснениями, и нахождение их есть конечная цель ученого».

Секция «Концепции современного естествознания»

Два последних тезиса, по мнению автора , является ошибочными. Такая оценка заложенных Г. Галилеем основ методологии естествознания весьма характерна для современного гуманитарного знания и, к сожалению, подчеркивает, тем самым, его умозрительность и поверхностность. Однако, так было не всегда.

Первые представления о сущностях реальности возникли еще в Древней Греции в V веке до Р. Х., но форму основной научной категории сущность приобрела в трудах Аристотеля . С того времени основным стало определение сущности как первопричины бытия, как такой категории, постижение которой позволит установить самую общую закономерность причинно-следственных отношений в реальности. На сущность реальности, как на первопричину бытия, указывает и И. Кант: «Таким образом, высшая причина природы, поскольку ее необходимо предположить для высшего блага, есть сущность, которая благодаря рассудку и воле есть причина (следовательно, и творец) природы» .

Эта позиция положена в основу важнейшего методологического принципа науки — принципа причинности, утверждающего, что у всех процессов, наблюдаемых в реальности, имеется причина. Следовательно, рациональное освоение реальности должно быть направлено на установление в явной форме закономерностей причинно-следственных отношений реальности. Открытие таких закономерностей разного уровня общности позволяет делать обоснованные, часто, количественные прогнозы относительно будущего состояния реальности (так со времен И. Ньютона решаются актуальные проблемы человечества). Кроме того, такой подход позволяет решать и «обратную задачу» — поставить проблему рационального постижения первопричины реальности, выделение этой причины на наиболее общем, сущностном уровне.

Такое понимание сущности реальности углубляет представление о другом методологическом принципе научного исследования, сформулированном английским философом, логиком и церковным деятелем Уильямом Оккамом (1283-1349). Его методологический принцип очень прост: в науке не следует умножать сущности без необходимости. В научной методологии он получил название принципа Оккама (бритва Оккама). Ассоциация с бритвой здесь вполне оправдана — этот принцип, до сих пор действуя в науке, указывает на то, что первопричин реальности не может быть много. Он не только препятствует появлению в науке «псевдоновых» непродуктивных понятий или бесполезных, не связанных с новым знанием, теорий, но, прежде всего, утверждает существование в наблюдаемой, «видимой» реальности лежащих в ее основе сущностей, относящихся ко всей реальности в целом.

Библиографические ссылки

1. Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. 246 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

3. Жереб В. П., Снежко А. А., Ивасев С. С. Концепции современного естествознания. Красноярск: Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т, 2009. 132 с.

5. Аристотель. Сочинения: в 4 т.т. Т. 2. Категории. М.: Мысль, 1978. С. 51-90.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *