От дождя

Пословица про судьбу, терпение и надежду:

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Ключевые слова: вымачивание, дождь, красота, Солнце, сушка,

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про судьбу, терпение и надежду. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Авось и к нам на двор солнышко взойдет.
Взойдет солнце и к нам во двор.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Взойдет солнце и над нашими воротами.
Взойдет солнышко и к нам на двор (или: и на наш двор).
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Кто вымочит, тот и высушит.
Не все ненастье — выглянет и солнышко.
Не все ненастье, проглянет и красно солнышко.
Не все несчастья, проглянет и красно солнышко.
После грозы ярче светит солнце.
После дождика даст Бог солнышко.
После ненастья солнышко.
Придет солнышко и к нашим окошечкам.
Солнце сияет на благие и злые.
Успеешь в красне находиться, было бы в чем.
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про судьбу, терпение и надежду

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

————

Все боги Неба оплодотворяют Землю дождем, часто связывался в земледельческих культурах с божественным семенем, содержит первоначальную и очевидную символику оплодотворяющего начала и относится к общему символизму жизни и воды.

Кроме того, означает очищение в связи с ценностью воды как «универсальной субстанции» и связующего звена между неформальным или газообразным и формальным или твердым — момент, являющийся общим во всех символических традициях.

Символика дождя обусловлена тем, что он льется с небес. Отсюда его общность со светом. Здесь объяснение того, почему дождь часто считается символом «духовных воздействий», нисходящих на землю.

В древних земледельческих культурах оплодотворяющий дождь, охватывающий весь мир, символизировался «очертаниями гребня», причем верхний поперечный штрих означал облако, а исходящие из него вертикальные линии — дождевые полосы.

Основные значения:

  • капли истины
  • оплодотворение земли, благотворное влияние неба, плодородие почвы, природы и духа;
  • сочетает символику воды и огня (молнии).
  • божественное благословение, нисхождение небесного блаженства и очищения;
  • разделяет символизм солнечных лучей, когда олицетворяет оплодотворение и духовное открытие.

Основные символы:

  • топор, молоток, зигзаг молнии, дождь из огня и света,
  • змея (иногда — рогатая),

См. также:

Вода Засуха Додола Тлалок

Африка

В южноафриканских культурах (по произведениям древней наскальной живописи) дождь символизировался появляющейся с неба змеей (животным-молнией?). Гигантская рогатая змея изображала также мифическое существо дождевой воды. Облака являются во многих древних системах мира убежищами дождевой воды, которая должна из них выводиться громовыми клиньями.

Египет

Египтяне сравнивали первый дождь, благодаря которому семена растений начинали прорастать, с обучением, подготовкой человека к интеллектуальной жизни: дождь или роса служили символами разъяснения религиозных истин.

Античность

В легенде о Данае, оплодотворенной золотым дождем, последний символизирует одновременно сперму и цикл роста растений, которым для размножения необходима вода.

Славяне

В народной традиции объект почитания и магического воздействия. Власть над дождём, как и др. атмосферными явлениями, приписывается представителям иного мира — покойникам и особенно висельникам и утопленникам, которые считаются хозяевами и предводителями туч — небесных стад коров, быков, волов и т. п. Сербы для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд» от полей и угодьев. Во время засухи жители Полесья оплакивали мифического утопленника Макарку, размешивая воду в колодце палками и голося: «Макарко-сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!» Колодцы, источники и др. водоемы на земле, по народным представлениям, связаны с небесными водами как сообщающиеся сосуды, поэтому воздействие на земные воды вызывает «отворение» небесных вод. Во время засухи часто шли к источникам, колодцам и рекам, освящали воду и молились, вызывая дождь, обращаясь к святым. Нередко ходили к заброшенным источникам, прочищали их, обливая друг друга водой, вызывая дождь. Совершались обходы села, полей, молебствия у колодца или реки. В Полесье часто в колодец сыпали мак, бросали деньги, соль, чеснок, освященные травы, зерна пшеницы и ржи, просфору и др., лили освященную воду, вычерпывали всю воду из колодца, бросали в воду глиняные горшки, кирпич, черепицу, считая, что дождь «запирают» горшечники и черепичники.

В западной Болгарии и в восточной Сербии известен специальный обряд, исполняемый во время засухи с целью вызвать дождь: девушки лепили из глины куклу по имени Герман и затем, имитируя погребение, закапывали куклу на берегу реки или бросали в воду. В подобных ритуалах оплакивания слезы магически уподоблялись дождю. В Полесье с той же целью и с той же мотивировкой исполнялся ритуал похорон лягушки: дети ловили лягушку, убивали ее, убирали в одежду из тряпочек, клали в коробок, голосили по ней, как по покойнице, и закапывали у криницы; на «могиле» чертили рукой крест. Вместо лягушки могли убивать какое-нибудь другое маленькое животное или насекомое — рака, ужа, крота, медведку, вошь и т. п. Ужа и насекомых иногда подвешивали на дереве или заборе. Верили, что после этого пойдет дождь.

Еще более прямой магический смысл имели обрядовые обливания у реки или у колодца. Иногда обливали лиц, которые, по народным представлениям, обладали особой магической силой: беременную женщину (символизирующую мать-сыру землю), пастуха (повелителя земного стада, способного воздействовать на небесные «стада» туч), попа (тот же символ пастуха-пастыря). В Полесье обливали также углы хаты. Обливание могло носить и «искупительный» характер, его применяли тогда, когда причиной засухи считали нарушение определенных запретов. Так, на севере Житомирщины обливали женщину, которая вопреки строгому запрету пекла хлеб на Благовещение, или выливали воду посреди ее хаты и обливали снаружи углы дома. Искупительный характер носит и обряд поливания водой (или разрушения) могилы нечистого (заложного) покойника, если он в нарушение запрета похоронен на кладбище. Иногда такую могилу раскапывали, а труп бросали в реку. Сербы снимали крест с какой-нибудь безымянной могилы, относили его в реку или ручей и укрепляли так, чтобы он стоял, пока вода его не снесет. Когда устанавливали крест, трижды говорили: «Крест в воду, а дождь на поле! С неведомой могилы крест, с неведомой горы дождь!»

В Полесье и прилегающих районах Белоруссии и России для вызывания дождя совершали обряд «пахания реки»: во время засухи пахали или боронили высохшее русло реки или просто протаскивали по дну плуг. Иногда вместо реки «пахали» дорогу или рыли на дороге ямки, символически «отворяя» воду.

Поскольку засуха понималась как стихийное бедствие, для ее прекращения могли применяться общие защитные меры, помогавшие в случаях мора, болезни, пожара и т. п.: опахивание села или придорожного креста, обходы села и полей, изготовление обыденного полотна, рушника или установка обыденных (изготовленных за один день) крестов.

Еще одним магическим способом вызывания дождя было разрушение муравейника. Муравейник разгребали палкой, а расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Этот способ известен в Полесье и у южных славян. Сербы, разгребая муравейник, произносили заклинание: «Сколько муравьев, столько и капель!»

Языческие способы вызывания дождя, особенно требы у колодцев, сурово осуждались церковью.

Для остановки дожд совершали разнообразные «останавливающие» или «отвращающие» действия: выбрасывали во двор яйцо, выносили или выбрасывали во двор, под дом, на крышу хлебную лопату, кочергу, хлебную дежу, жгли в печи троицкую зелень, освященную вербу и т. п. Причиной непрекращающихся, затяжных дождей считалось «осквернение воды». Например, в Боснии думали в таком случае, что в воде есть что-то «поганое» — брошенный когда-то раньше в воду внебрачный ребенок или убитый, и дождь не прекратится, пока труп не извлечен из воды. Во время ненастья женщины выходили из дома, выносили подвенечную рубаху и, называя по имени утопленников из села, просили их отвести ненастье от полей.

Китай

Гармония «инь — ян» в космическом масштабе.

Символами дождя выступают:

  • дракон,
  • лягушки и другие земноводные,
  • лунные животные — краб и пауа,
  • собака (ассоциировалась с богами ветра, приносящего дождевые тучи)
  • кот, хамелеон, корова, слон, попугай и индейка.

Для того чтобы вызвать или прекратить дождь, китайцы выполняли обряд дракона и лягушки, состоящий из определенной последовательности действий — всегда одних и тех же — и символов, зависевших от времени года. Последние подчинялись закону соответствий: 8 — число, повелевающее священными животными, танцорами и т. д., а также 6 — числа четные, Инь, использовались весной и зимой; 5, 7 и 9 — нечетные, Ян,— летом, в «последний месяц лета и осенью. Цвета: зеленый — весной, красный — летом, желтый — в конце лета, и белый — зимой. Церемония происходила перед большим изображением дракона, а в бассейн с водой бросали пять лягушек.

Нередко наступающая засуха считалась божьей карой, и вопрос о дожде выступает уже в раннеисторических оракульских предсказаниях о «костлявой». Женский принцип инь ради своего истинного осуществления определенно объединялся с мужским ян.

Мезоамерика

Индейцы майя считали дождь кровью и сущностью божества

Он изображается в виде ленточек (в рукописях) и маленьких колонн (на памятниках), а также в образе птицы, падающей с крыши на площадку для игры в мяч, символизирующий дух дождя, оживляющий и направляющий облака в странствия по свету.

В период засухи они вызывали дождь с помощью обрядов подражательной магии, окропляя землю девственно чистой водой.

У майя-чорти четыре бога-орошателя, полулюди-полузмеи, связанные со сторонами света, возвещают о скором дожде, заставляя квакать своих слуг-лягушек. Они бросают на землю каменные топоры, вызывая гром, а чтобы выпал дождь — сверкают молниями и потрясают калебасами, полными воды.

У ацтеков символы дождя и огня едины: высший бог плодородия Тлалок (Чак в пантеоне майя) — Повелитель Вод, является также богом Огненного дождя (молнии, небесного семени). Его атрибуты — кольца вокруг глаз (стилизация бабочки, иероглифа пламени) и копье (магическое орудие заклинателя дождя).

Его отличительный признак — зубчатая корона, символизирующая дождь. Он также характеризовался зубами, выступающими из верхней челюсти наподобие зубьев гребня.

Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя.

Дождь (куиауитплъ) — название одного из дней и знак зодиака ацтеков, связанный с Востоком и числом 19. Это число указывает также на беспокойный и необузданный темперамент и предрасположенность к ревматизму и кожным болезням.

Северная Америка

Сиу считают, что западный ветер приносит гром и дождь, символ Откровения и Милости; Вакинъян-Танка, Птица-Гром, которая также покровительствует войне, живет на Западе и защищает землю и растения от засухи и смерти; она мечет молнии из глаз и производит гром ударами крыльев. Ее символ — свисток из кости орла.

Иран

Связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили кровавые жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня — засухи.

Христианство

Хильдегард Бингенская сравнивала его с жизненной силой души, которая приводит тело в состояние расцвета, «так что оно не высыхает, подобно тому как в зависимости от увлажнения дождем проявляются жизненные силы земли. А именно: когда влага дождя правильно упорядочена и осадки не чрезмерны, она дает возможность земле прорасти. Но если она беспорядочно изливается через край, она разрушает землю. Ведь от души исходят определенные силы для оживления тела, как почва живет водой…». Слезы также сравниваются ею с дождем. «У религиозного человека, который, будучи потрясен страхом Господним, разражается слезами, подобно облакам, которые берут свою воду из верхнего слоя и проливаются дождем», действует дар раскаяния как порождающая зелень жизненная сила, «которая при этом очищает его от грехов».

О правлении справедливого несущего мир царя: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю». (Пс 71,6)

Нежный дождь, который Порция в комедии Шекспира «Венецианский купец» (1596) сравнивает с милосердием, повсеместно считался знаком божественного одобрения.

Алхимия

Конденсация или «альбификация» — дополнительное свидетельство того, что алхимики относили воду и свет к одной символической группе.

Магия

Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому для вызывания дождя проводились именно ритуалы очищения.

В ритуалах, прямо направленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель.

Ad vocem

«Падающий с Неба дождь оплодотворяет Землю, и она рождает зерно для человека и зверя» (Эсхил).

Литература

Энн невольно попятилась, но очень скоро уперлась спиной в неумолимо твердую гранитную стену, преградившую путь к отступлению. Широко раскрытыми от испуга глазами она смотрела на мрачную фигуру надвигающегося всадника. Его силуэт на фоне клубящегося грозовыми тучами неба казался видением из преисподней.

Нет! Не может быть, чтобы все это происходило взаправду! Неужели она так долго мучилась только для того, чтобы быть убитой в этом богом забытом месте?!

– Давай, девочка, идем. Ты же не хочешь, чтобы пятнадцать человек расстались с жизнью из-за твоего упрямства? Даю слово, никто из нас не причинит тебе вреда. Будешь цела и невредима, как младенчик на руках у мамки.

Наклонившись, он обхватил девушку за талию, легко поднял и перекинул через луку седла. Сопротивление Энн закончилось, не успев начаться. Удерживая ее одной сильной рукой, незнакомец направил лошадь под темную сень деревьев.

– Передайте от нас поклон лорду Роберту Гленкеннону, – бросил он через плечо. – В свое время мы дадим о себе знать!

Лошади и всадники растворились во тьме так же быстро, как и появились. И тут гроза, собиравшаяся весь день, разразилась во всю мощь.

* * *

Лошади пробирались сквозь истекающий дождем темный лес, уверенно ступая по каменистой почве. Вокруг сгущалась ночь, мокрые ветки хлестали Энн по бокам, царапали ее нежную кожу, холодный дождь потоками струился по лицу. Ледяная струйка затекла за воротник промокшего насквозь плаща, однако страх, сковавший душу, охлаждал ее пыл куда вернее, чем ненастье вокруг. У нее не было сил бунтовать, да и что она могла бы противопоставить вооруженной силе похитителей? Если бы знать, кто они, эти разбойники, и что против нее замышляют…

Ливень перешел в мелкий сеющийся дождик, а ветер наконец утих, пока лошади с трудом взбирались на вершину усыпанного камнями холма. Мужчины наконец остановились, укрывшись в густой сосновой роще, и впервые после нескольких часов напряженной скачки дали лошадям отдохнуть. Энн надеялась, что ей позволят спуститься на землю, но незнакомец только крепче прижал ее к себе.

– Держись, милая. Я тебе зла не причиню, – тихо сказал он, причем его хриплый голос прозвучал удивительно ласково благодаря напевному горскому выговору. – Вот, возьми-ка мой плед, а то как бы тебе не растаять от сырости.

С этими словами разбойник закутал ее в плед, и Энн снова ничего не оставалось, как подчиниться.

Темные силуэты всадников окружали их со всех сторон, под дождем они двигались совершенно бесшумно. Чувство беспомощности охватило Энн при виде этого молчаливого эскорта.

– Что вы с-собираетесь со мной делать? – спросила она, презирая себя за дрожь в голосе.

– Сейчас не время об этом толковать, да и не меня надо спрашивать. Но будьте уверены, сударыня, вам ничто не угрожает. Меня зовут Дональд. Ваш покорный слуга.

Крошечная искорка надежды вспыхнула в ее груди.

– В таком случае отвезите меня обратно к людям моего отца! Доставьте меня в Рэнли в целости и сохранности, и вы будете щедро вознаграждены, – наивно пообещала Энн.

Мужчина тихонько засмеялся.

– Вот уж этого я сделать никак не могу, милая, но во всем остальном готов тебе служить.

Он снова послал своего коня вперед через лес, и его сообщники дружно последовали за ним. Ехали медленно – очевидно, жалели лошадей. С упавшим сердцем Энн пыталась угадать, что ее ждет. Несмотря на уверения похитителя, она не ожидала ничего хорошего…

Между тем дождь прекратился, сквозь редеющие облака тут и там робко проглядывали звезды. Всадники растянулись цепочкой на извилистой тропинке, змейкой вьющейся среди громадных валунов и невысоких деревьев. Они взбирались все выше и выше в горы. Угрюмые вершины обступали процессию со всех сторон.

Так прошло несколько часов. Энн казалось, что она как будто приросла к твердой коже седла, все тело онемело от холода, и она больше не ощущала боли в ногах и в спине. Ей хотелось отдохнуть, но страшно было даже подумать о том, что ее ждет на привале.

– Вот мы и приехали, – сказал наконец человек по имени Дональд.

Энн выпрямилась, напряженно вглядываясь в темноту. Куда она попала? Вокруг ничего не было видно, кроме черных гранитных скал, отвесно уходящих к небу.

Тропинка резко вильнула влево, и Энн обнаружила, что они оказались в самой середине большого вооруженного лагеря. Лошади резво выскочили на небольшое, вытянутое в длину горное плато, защищенное со всех сторон вздымающимися утесами.

Неверное пламя полевых костров трепетало на ветру, бросая зловещие отсветы на скалы, лошади и всадники беспорядочно толпились в узкой лощине – были видны только какие-то неясные темные тени.

Неожиданно огромный черный жеребец ворвался в полосу света и встал на дыбы, испугавшись внезапного шума и суеты возле костра. Энн посмотрела на коня с невольным восхищением, а потом подняла глаза на неподвижную фигуру у него на спине. Всадник с легкостью усмирил нервного породистого скакуна и устремил на нее суровый взор.

Как только их взгляды впервые встретились, Энн ощутила нечто вроде толчка или удара. Ее собственные глаза широко раскрылись в суеверном ужасе, когда она хорошенько рассмотрела всадника. Он был одет во все черное, тяжелый плащ развевался на ветру у него за плечами, делая его похожим на некое крылатое видение из ада. Казалось, сам сатана явился, чтобы забрать ее с собой! Неужели этот кошмар никогда не кончится?

Дональд помог Энн спуститься на землю, и она с ужасом почувствовала, что собственное тело отказывается ей повиноваться. Холод, сырость, страх и долгие часы, проведенные в седле, совсем лишили ее сил; онемевшие колени подогнулись, и она бесславно растянулась на земле у ног черного всадника.

Не в силах подняться, тщетно пытаясь справиться с охватившим все тело ознобом, девушка опустила голову. Никогда прежде ей не приходилось чувствовать себя такой жалкой, униженной и несчастной.

– Добрый вечер, сударыня, – раздался вдруг неожиданно веселый голос. – Я бы предложил вам присесть, да вижу, что вы уже расположились с удобством, не дожидаясь приглашения.

Это шутливое приветствие вызвало у мужчин взрыв грубоватого добродушного смеха, а Энн почувствовала себя еще более униженной. Она бросила на незнакомца возмущенный взгляд. Свет луны и отблески костров играли на его мужественном лице, как будто отлитом из бронзы. Холодные синие глаза надменно смотрели на нее из-под густых черных бровей.

Но внезапно уголки его губ приподнялись, ровные белые зубы блеснули в насмешливой улыбке.

– Ну как, сударыня, вы насмотрелись вдоволь? – осведомился он. – Клянусь телом Христовым, господа, разве я не должен чувствовать себя польщенным? Дочь английского графа не может от меня глаз отвести!

Энн в ярости отвернулась. Ощущение жгучего стыда охватило ее, вытеснив на время даже страх: она вдруг поняла, что смотрела на него с восхищением. И все это видели! А теперь он, разумеется, смеется над ней… Ну что ж, разве мать не твердила ей на протяжении всей ее жизни, что этот мир принадлежит мужчинам? Женщине оставалось лишь молча терпеть, чтобы выжить.

– В чем дело? Разве вам нечего сказать? – насмешливо продолжал черный всадник. – Наверное, все дело в том, что нас не представили друг другу по всей форме. – Наклонившись вперед, он отвесил ей полупоклон. – Сэр Фрэнсис Маклин и вечная головная боль Роберта Рэндалла, графа Гленкеннона, к вашим услугам, сударыня.

Значит, этот горец – враг ее отца! Что ж, по крайней мере теперь ей известно, кто и зачем ее похитил. Энн медленно подняла глаза и снова встретилась с ним взглядом. Да как он смеет потешаться над ней?! Спасительный гнев окатил ее горячей волной.

– Ваше имя меня не интересует, сэр! – гордо заявила она. – Да и вам оно скоро будет ни к чему. Пройдет совсем немного времени – и мой отец вас повесит.

Веселая улыбка тут же сошла с лица Маклина. Обхватив ладонью рукоять меча и грозно прищурившись, он опять наклонился к ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *