От Матфея 19

Вячеслав Гончаренко

22.10.2017 г.

Бытие 2:21-25:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон. И, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего”. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Матфея 19:3-6:

«И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?” Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?” И сказал: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает”».

Читая Слово Божье, я вижу, что семья, брак – это настолько драгоценно в Божьих глазах. Вы только подумайте, какое чудо то, что сотворил Бог! Это чудо, когда два разных человека начинают любить друг друга настолько сильно, что решают создать семью. В этом сложном и непонятном мире они каким-то путем находят друг друга. Соломон говорил: «Я даже не знаю, как это происходит. Я не могу ответить, как развиваются эти пути мужчины к женщине, как два человека находят друг друга в этом мире». Я вижу, что это величайшее чудо Божье! Вообще семья – это Божий шедевр. Это драгоценность. Это красота. Когда Бог созидает семью, в этом проявляется Его величие. Это радость в Божьем сердце, когда Он созидает семью.

Но что делает человек? Человек с детства привык крушить все драгоценное. Натура такая у него – все крушить. Но это абсолютно не Божья природа. Божья природа – это созидать и поддерживать, устроять. Божья природа – благословлять, изливать благословения. А природа человека – все разломать. Порой ребенку даешь какую-нибудь игрушку, а он – бах – и сломал ее. Потом люди взрослеют и ломают свои браки, крушат семьи. Написано, что Бог взял ребро и создал из него женщину для мужчины, Еву для Адама. Написано, что Бог сделал это из ребра и закрыл то место плотью.

Что такое семья? Семья – это женщина, взятая от мужчины. Твоя жена – это то, что от тебя произошло. Далее сказано, что Бог не только вытащил ребро и сделал женщину, но и соединил мужчину и женщину. А потом Он их благословил. Он сказал: «Прилепится». То есть Бог «прилепил», Он сделал мужчину и женщину одной плотью. Затем Он сказал, что они уже не двое – одна плоть. То есть они уже единое целое. Далее написано, что Бог их сочетал. То есть Бог их соединил. Вы в курсе, что сочетать может только Господь? Вы в курсе, что браки рождаются на небесах? Семья – это не есть изобретение человека. Это изобретение Всемогущего Бога. Он соединяет. Вы спросите: «А что делает Церковь?» А Церковь благословляет тех, кого Бог соединяет. Вы в курсе, что семья была создана прежде, чем была создана Церковь? Вы в курсе, что Бог имел великие планы для семьи? У Него были планы относительно того, как семья должна созидаться и существовать.

Я хочу, чтобы вы поняли: ваш брак, ваша семья очень и очень драгоценны для Господа. Он смотрит на ваш брак с такой любовью. Поэтому не будьте тем человеком, который ломает то, что Бог созидает. В этом мире столько людей, которые поломали то, что Бог созидал. Что бы вы сделали, если бы, подарив кому-то нечто драгоценное, вы увидели, как этот человек на ваших глазах крушит и ломает ваш подарок? Иногда я размышляю над тем, как Бог вообще может терпеть такое издевательство. Мы, люди, как минимум разозлились бы. Мы сказали бы: «Что ты творишь?! Отдай назад!» Возможно, мы отреагировали бы еще более эмоционально, видя это.

Вчера мне открылось одно место Писания.

Исаия 13:11:

«Я накажу мир за зло и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей…»

Если вы делаете зло, зная, что должны делать добро, если вы разрушаете то, что строится Богом, – помните, Бог все это видит. Он говорит: «Я накажу мир за зло». Бог не может терпеть это зло. Он говорит: «Рано или поздно Я накажу».

Вспомните, какие мысли были у фарисеев. Они выглядели очень набожно, ходили в специальных одеждах, молились на углах улиц. Но Иисус однажды сказал о них, что они были лицемерами. Я иногда думаю, сколько же в современных церквях сидит фарисеев, которые благочестиво выглядят и молятся, и глаза закрывают, и ведут себя чинно. Но какие мысли бродят у них в голове?

Матфея 19:6-7:

«…Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Они говорят Ему: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?”»

Вот какие чудаки. Иисус им говорит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», а они ищут оправдание своим худым намерениям. Зло живет в их сердце. Они имеют свои собственные семьи, своих собственных детей, но в голове живет нечто. Они начинают спорить с Иисусом, говоря: «А как же Моисей? Он же давал разводные письма». Кто помнит, что Иисус ответил на это? Он сказал: «Да, Моисей это делал, но делал это из-за жестокосердия вашего». Жестокое сердце. Моисей это делал в целях безопасности тех женщин. Потому что, когда сердце ожесточается, все выходит из-под контроля. Жестокость – характеристика сатаны. Иисус говорит людям о том, что тот, кто назовет своего брата дураком, подлежит геенне огненной. Если Иисус говорит о всяком проявлении зла как о явлении, которого абсолютно не должно быть у верующих людей, следующих за Богом, – то как вы думаете, что Он думает о жестокости сердец? Жестокое сердце порождает все прочее. Человек способен говорить злое, делать злое. Человек на многое способен, будучи жестоким. Он способен убить, унизить, разрушить, раздавить. Жестокое сердце – это страшное зло. Со стороны трудно понять, почему люди, некогда так нежно любившие друг друга, стали врагами. Что случилось с мужем, который нежно брал на руки свою невесту и нес ее по ступенькам загса? Совсем недавно они так мило улыбались, обнимались, строили планы на будущее – почему же сегодня они хотят все это расторгнуть?

Психологи тоже проводят исследования в поисках причин большого количества разводов. Называют такие причины, как неготовность к семейной жизни, несовместимость характеров, расхождение во взглядах, сексуальная неудовлетворенность, сексуальная несовместимость, пагубные привычки – алкоголизм, наркозависимость и т.д. Кто-то говорит: «Я был молод и глуп». Кто-то говорит: «Я никогда не любил». Другие говорят: «Наш брак был по расчету. Мы поспешили». Расхождения во взглядах на политической почве, отсутствие жилья или сложность в решении этого вопроса, большая разница в возрасте, постоянная нужда в деньгах, рождение ребенка, вмешательство в жизнь супругов «доброжелательных» родственников, вынужденная разлука, серьезная болезнь, кулинарные предпочтения, наличие домашних питомцев. Некоторые из называемых причин кажутся просто глупыми. Неужели в ответ на слова мужа: «Мне не нужна эта собака!» жена скажет ему: «Тогда пошел вон»?

Вот таким образом мыслит и живет этот мир. А Иисус Христос говорит о людях, которые так себя ведут: «Жестокое сердце». Лично для меня недопустимо ожесточать свое сердце до такой степени, чтобы страдала моя семья. Это безумие! Некоторые люди ищут какие-то причины, оправдания своему поведению. За 25 лет пасторского служения я столько разных историй наслушался, когда люди приходили и рассказывали мне о своей жизни, – покруче «Санта-Барбары». Это бесплатное кино. Они называли причины, почему они не могут жить вместе со своим супругом. Но я знаю одно: если ты принадлежишь Иисусу, то ты даже думать не должен в этом направлении. Ведь что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Что Бог сочетал, война Украины и России да не разлучает. Что Бог сочетал, собака да не разлучает. Что Бог сочетал, теща твоя да не разлучает. Вмешательство твоих родственников или кого бы то ни было да не разлучает. Еда да не разлучает. Сексуальное невосполнение да не разлучает.

Прошу вас, если вы дети Божьи, начинайте мыслить, как дети Божьи. Мы не люди этого мира. Мы уже вышли из этого мира. Мир так мыслит: мы разные люди, не сошлись характерами, у нас разный социальный статус, у меня два высших образования, а он простой работяга. Выбросьте все это из головы. Такие мысли – это дух мира, дух разделения, дух жестокости. Так мыслят люди этого мира. А где мы здесь? А мы здесь – в Царстве Божьем. Мы здесь находимся в Божьей любви.

Я уверен, что все вопросы можно решить. В Библии есть мудрость Божья, было бы только желание почерпнуть ее. Дух Святой первым придет к тебе на помощь – только стань на колени и покайся, сказав: «Господь, сокруши мое жестокое сердце». Когда реки воды живой прольются в твою жизнь, когда слезы потекут из твоих глаз, когда ты выплачешь эту жестокость, когда лужа будет под твоими ногами, тогда ты очнешься от спячки и скажешь: «Боже мой, где я был, где я находился?!» Не будьте обольщены дьяволом!

Так как же все-таки прожить вместе и сохранить свою семью до конца дней? Так хочется получить готовый рецепт. Я не знаю, как. Я не могу давать вам какие-то психологические советы. У меня нет ответов на все вопросы. Я пастор церкви, Божий человек. Я знаю Слово Божье и мудрость Божью – созидающую, восстанавливающую, исцеляющую. Кроме этого, у меня есть страх Божий, которым я руководствуюсь. Я точно знаю, что развод для меня недопустим. Я даже не думаю в этом направлении. Если ты начинаешь думать в этом направлении, если в твоем разуме сквозит такая мысль, то причина этому – твое жестокое сердце, потому что ты не можешь покрыть любовью, не можешь простить. А если ты не прощаешь, почитай, что записано в 18 главе Евангелия от Матфея. Иисус рассказывает историю о человеке, которому господин простил долг в 10 000 талантов. Этот долг человек никогда не смог бы возвратить. Может быть, только его потомки в четвертом или пятом поколении смогли бы сделать это. Но при своей жизни он никогда не смог бы расплатиться за свои долги. И тут хозяин говорит ему: «Я тебе все прощаю». Он возвращается домой и говорит: «Жена, нам все простили!» Потом открывает блокнотик и говорит: «Слушай, тут дядя Вася сто рублей нам должен». Представьте, хозяин простил ему десять миллионов долларов, а он сто рублей не может простить. Мы читаем, как он пошел и душил этого дядю Васю, говоря: «Верни мне сейчас, а не вернешь – я тебя на каторгу сошлю». Тот падал на колени: «Прости меня! Потерпи на мне, я все тебе верну». Но он был жесток и отказался простить.

Почему мы отказываемся прощать? Потому что мы забываем о том, что нам Бог простил. У нас очень короткая память на это. Ты не можешь простить своей жене, ты не можешь простить своему мужу. Почему? Потому что ты забыл, сколько грехов тебе Бог простил, сколько всего Он покрыл в твоей жизни, сколько милости Он явил для тебя. Ведь за то, что ты совершил, ты никогда не расплатился бы ни в этой жизни, ни в будущей. Да тебе и нечем расплатиться. Твоя праведность – как грязная одежда. Иисус пришел в твою жизнь и все тебе простил. Помни об этом! Когда ты будешь помнить об этом, когда будешь помнить о том, сколько ошибок сам делаешь в своей жизни, тебе будет легко прощать других.

Тот человек отказался простить и посадил своего должника в темницу. Об этом донесли господину: «Ты представляешь, что он сделал?! Ты ему все простил, а он и ста рублей простить не смог». Тогда господин говорит: «Ко мне на ковер его!» Привели этого человека. Господин говорит: «Негодяй, ты что творишь? Я тебе простил так много, а ты не смог такую мелочь простить?!» После этого он отправил раба в тюрьму со словами: «Ты будешь там сидеть, пока не отдашь весь свой долг. Я забираю у тебя все твое имущество. Ты снова у меня в долгу». Дальше Иисус говорит: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:35).

Если из-за жестокого сердца ты зашел так далеко, что не смог простить, – какое в этом геройство? Весь мир так живет. Неужели хочешь идти вместе с этим миром в ад? Иди и попробуй, кто тебе там поможет. Единственная надежда – это Иисус Христос. Держись Христа и Его Слова. Не смотри, как живет мир, но каждый день живи, пребывая в любви.

Вот почему для меня мысли в направлении развода равносильны потере спасения. Для меня развод – это риск потерять спасение из-за того, что я в своем сердце не нашел любви и прощения, чтобы покрыть своего ближнего, самого близкого человека, как Бог покрыл Своей любовью всю мою жизнь и все мои грехи. Вот так я мыслю. Поэтому я не допускаю никаких вариантов. Я дорожу тем, что сделал для меня Иисус Христос. Я дорожу моим спасением и не хочу попасть под обольщение злого и нечистого духа. Я хочу стоять в истине Божьей. И когда мне говорят: «Пастор, у тебя хорошая и счастливая семья», – я отвечаю: «Абсолютно!» Не только из-за того, что я работаю над этим, делаю что-то, чтобы мои дети и жена были счастливы и благословлены, но также из-за страха Божьего, который есть в моем сердце и в сердце моей супруги. Мы будем стоять и показывать добрый пример всем.

Малахия 2:13-17 (современный перевод):

«Вот еще что вы делаете: вы залили жертвенник Господа слезами. Вы плачете и сетуете, потому что Он больше не смотрит на ваши дары и не принимает их из ваших рук с благосклонностью. Спросите: «Почему?” – Потому что Господь свидетель между тобой и твоей женой, на которой ты женился еще в юности. Ты был ей неверен, хотя она твоя супруга, твоя законная жена. Не Бог ли сделал их одним целым? И плотью, и духом они принадлежат Ему. Почему же Он хочет, чтобы они были едины? Из-за потомства, которое угодно Ему. Смотрите же за собой, и пусть никто не нарушает верности своей жене, на которой женился в юности. – Я ненавижу развод, – говорит Господь, Бог Израиля, – и того, кто покрывает свою одежду насилием, – говорит Господь Сил. – Поэтому оберегай себя и не нарушай верности. Вы утомили Господа словами. «Чем же мы Его утомили?” – спрашиваете вы. Тем, что говорите: «Все, кто творит зло, хороши в глазах Господа. Он доволен ими”…»

Посмотрите, какое обольщение. Люди творят зло и думают: «Все нормально, наш Господь нас понимает». Я помню, как одна наша сестричка натворила столько дел. Она пришла ко мне, и я обличил ее, говоря: «Ты неправильно ведешь себя. Я сейчас открою Писание и покажу тебе не только букву, но и дух Писания. Давай вместе порассуждаем». Она внимательно слушала, улыбалась, делая такое милое лицо, а потом написала мне в письме, что я в страшном заблуждении, а Бог есть любовь, и что это Он дает ей такую любовь.

Братья и сестры, не будьте обольщены! Я хочу вам сказать, что Бог не только Любовь, но и Истина. Бог не только Любовь, но еще и Правосудие. Бог не только Милость, но еще и Судья.

Многие говорят, что любят, но они даже не понимают, что такое любовь. Истинная Любовь повисла на кресте, чтобы расплатиться за наши грехи Своей кровью, чтобы мы не пошли в ад. Вот что такое истинная любовь. Истинная любовь – это жизнь, полная жертвы и самоотдачи ради Господа и ближнего. Истинная любовь ничего общего не имеет с эгоизмом, самосожалением, себялюбием. Люди заблуждаются, когда говорят: «Мне так хорошо, мне так удобно. Мне по-другому невыгодно». Я, мне, мое – это сатанинская троица. Наша жизнь уже давно не принадлежит нам самим, она принадлежит Иисусу Христу. Мы должны делать то, что Ему угодно. Истинные дети Божьи всегда будут делать все, что угодно Господу.

Но что происходит, если развод все же случился в твоей жизни? Писание и Дух Святой сегодня говорят вам.

1 Коринфянам 7:10-11:

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (и мужу с женой), – если же разведется, то должна оставаться безбрачной или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей».

Согласно Писанию, тебе нельзя вступать в повторный брак. Если ты вступил в повторный брак, не нужно ничего сейчас разрывать, оставайся в браке. Я верю, что это было в прошлой жизни, по неведению. Ты был человеком, еще не знающим Господа. Господь все покроет. Он прощает все наши грехи. Но что делать, если ты являешься христианином, и в твоей жизни произошел развод?

Марка 10:11-12:

«Он сказал им: «Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует”».

Другими словами, когда человек разводится, у него всегда есть искушение выйти замуж или жениться снова. А Иисус Христос говорит: «Не разводись! Потому что, если ты разведешься, ты захочешь снова вступить в брак». Так происходит в мире. Люди чаще всего женятся или выходят замуж снова. А Иисус говорит: «Твой новый брак будет прелюбодеянием». Вы спросите: «И что же теперь?» Я покажу вам только три возможности для повторного брака.

Во-первых, повторный брак возможен в том случае, если твой супруг или твоя супруга умерли.

1 Коринфянам 7:39:

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе».

Второй вариант: если твоя супруга или супруг – прелюбодеи. То есть если он или она были изменниками.

Матфея 19:9:

«Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».

Иисус показывает, что измена может быть основанием для развода. Но что интересно, в других местах Писания это сказано под определенным вопросом, потому что это не закон, чтобы так поступать. Ведь ты можешь простить.

Однажды ко мне пришла одна семья. Жена говорит: «Муж мне изменил». Я говорю: «Вы знаете, что по букве закона Вы можете развестись и выйти замуж за другого». Она меня послушала и сказала: «Я подумаю». Ушла, а потом позвонила мне и сказала: «Я его прощаю». Они вновь восстановили отношения и стали хорошей семьей.

Поступать по букве закона – это очень сложный вопрос. Ведь жена может спровоцировать измену мужа, а потом сказать: «Он мне изменил, поэтому я развожусь и выхожу замуж за другого. Я чиста перед Господом». Помню, как одна сестричка в нашей церкви хвасталась тем, что мучает своего мужа, не давая ему сексуальной близости. Я спрашиваю: «И сколько это уже длится?» Она отвечает: «Три месяца. Я его так наказываю». Дорогие женщины, жены, у вас нет и малейшей доли представления, что такое мужчина и как он сотворен. Эта сестричка наказывала своего мужа до тех пор, пока он с ней не развелся. Он где-то гульнул, а она говорит: «Вот, он мне изменил». Она сама виновата в том, что семья распалась. И при этом она хочет по букве закона быть чистой. А Бог-то видит, что стало истинной причиной развода. Поэтому не хитрите. Бог видит все эти хитрики.

Третья причина, по которой можно повторно заключать брак: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1 Коринфянам 7:15).

Здесь имеется в виду, что ты не связан в том случае, если твой неверующий супруг (супруга) желает развода. Но опять же, верующая жена может вести себя так, что спровоцирует этот развод. Один мужчина пришел к пастору со словами: «Пастор, я ненавижу вашу церковь! Я ненавижу свою жену! Я не знаю, что мне делать». Пастор спросил: «А в чем причина? Мы с Вами вообще не знакомы». Этот человек говорит: «Все было нормально: приходишь домой – наготовлено, убрано. Ночью тоже все нормально. Дети в порядке. Мы ездили, путешествовали, были одним целым. Жена пришла в вашу церковь – и дом стал зарастать грязью. Приходишь на кухню – кастрюли пустые, немытые. Я спрашиваю: «Что ты делаешь? Где моя еда?” А она лежит на диване с Библией и говорит: «Не хлебом одним будет жив человек”. Пастор, ты же понимаешь, я же мужик. Я ночью к ней, мне хочется, а она говорит: «Плоть и кровь Царства Божьего не наследуют”. Куда ни ткнусь – везде отказ. Вот почему я ненавижу вашу церковь!»

Таким поведением жена вполне может спровоцировать развод. И неверующий муж, который хотел бы жить с ней, уйдет от нее. Я хочу сказать вам такую вещь. Если вы будете поступать, как Иисус, и в вашем сердце будет любовь к вашему неверующему мужу или жене, они покаются и станут верующими.

Нашего брата Виталия Вечерского уже нет с нами, два года назад он отошел к Господу. Однажды я ехал с ним в другую страну, он вез меня на своей машине. Я спросил у него: «Как ты пришел к Господу?» Он говорит: «Ты не представляешь, какая звездная была у меня жизнь. Было все: и это, и это, и это. Моя жена и сын так настрадались от такой жизни. Однажды я прихожу домой, смотрю – моя жена вообще другая. Все, что ни скажу, она делает. Она стала совсем другим человеком. Я замечаю, что она читает какую-то книгу. Смотрю – это Библия. Что бы я ни сделал, что бы ни сказал, она ни на что не ведется, не провоцируется и все. Как будто это ее не касается. Я в гневе схватил Библию, разорвал ее на мелкие куски и бросил ей под ноги. Я думал, что сейчас она хоть что-нибудь скажет. Но нет, она стала на колени, плакала и собирала эти обрывки Писания. Я подумал, что если то общество, та церковь, куда она начала ходить, могло так сильно поменять мою жену, значит, там есть Бог. Я пришел и отдал свою жизнь Иисусу».

Я хочу сказать, дорогие женщины и мужчины, ведите себя, как Иисус Христос. Написано, что Он был безгласен, как агнец перед стригущими. Он не отвечал. Это царская высота. Он не лаял в ответ на лай псов, потому что Он не пес, Он – Агнец. Вы не псы, вы не злые волки, вы не те люди, которые одержимы нечистыми духами, бесами. Вы люди Иисуса Христа, наполненные Духом Святым.

2 Коринфянам 7:12-14:

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».

Один верующий человек в семье может оказать такое влияние на неверующего мужа или жену, детей, что они, как написано, освящаются. Бог уже начинает почитать их Своими. Он говорит: «…освящаются, иначе были бы нечисты». Сегодня есть так называемый гражданский брак, но это неправильный термин. Раньше, когда браки регистрировались в церковных книгах, гражданским браком называлась регистрация в загсах – в противовес церковному браку. Правильный термин сегодняшнего «гражданского» брака – сожительство. Некоторые говорят: «А в чем разница? Брак – это для того, чтобы плодиться и размножаться, рожать детей. Те рожают в законном браке, и мы рожаем детей». Но это разные вещи. Мы рожаем святых детей, а вы рожаете детей блуда. Почитайте Писание, что такое дети блуда. Вот почему так много проблем от этих детей. Я не говорю о том, что мы ставим крест на таких людях. Во Христе Иисусе все станет новым, лишь бы только люди пришли.

Матфея 7:13-14:

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Примите решение идти узким путем, чтобы войти через тесные врата.

Недавно услышал такую историю. Муж приходит с работы и говорит: «Все, жена, ты мне надоела – развод!» А жена говорит: «Хорошо, милый, я пошла за ключом». Муж недоумевает: «За каким ключом?!» Она говорит: «Разводным». Хорошая женщина, умная.

Возможно, Дух Святой сегодня какого-то зовет покаяться. Может быть, ты проходишь через искушения, чувствуешь борьбу в своем сердце и разуме. Может быть, ты превратился в фарисея и допустил мысли о разводе. Помните, как апостол Петр сказал Анании: «Ты допустил сатане вложить мысль». Вот почему написано: «Бодрствуйте!» У тебя всегда должен быть надет шлем спасения. Не позволяйте сатане сеять такие мысли. Может быть, твой разум бороздят такие мысли. Скажи Иисусу сегодня: «Господь, я выбираю Тебя! Прости меня за неправильные мысли. Я хочу идти Твоим путем, несмотря на то, что он узкий, тернистый, и врата узкие. Но я хочу пройти через эти врата! Я хочу иметь отношение к жизни вечной, к Царству Иисуса Христа».

От Матфея святое благовествование

Глава 19.

1Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною.

2За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.

3И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

4Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

5И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, 6так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

7Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

8Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; 9но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

10Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

11Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, 12ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

13Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

14Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.

15И, возложив на них руки, пошел оттуда.

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

27Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Предыдущая глава

Следующая глава

8. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗВОДОВ (19:1-12) (МАР. 10:1-12)

Матф. 19:1-12. В последний раз Иисус… вышел из Галилеи и направился в Иерусалим через пределы иудейские, переправившись на восточный берег Иордана. Эта область называлась Пиреа. Как это часто бывало и раньше, за Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И вот тогда приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, спросили: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? По этому вопросу в Израиле существовал глубокий раскол.

Последователи Гиллеля считали, что разводиться можно практически по любой причине, а последователи Шеммаи учили, что развод допустим только в случае прелюбодеяния. Не вдаваясь в детали этого спора, Иисус лишь напомнил фарисеям о первоначальной Божией цели при учреждении Им брачных уз. Первых людей Бог сотворил как мужчину и женщину (стих 4; Быт. 1:27).

Но затем соединил их неразрывным брачным союзом. По смыслу своему и назначению брачные узы — больше чем узы, связывающие детей и родителей, поскольку сказано: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2:24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает, подчеркнул Иисус.

Тогда фарисеи, думая смутить Его, спросили, почему же Моисей допускал в свое время развод (Матф. 19:7). Господь ответил, что Моисей вынужден был пойти на это по жестокосердию народа (Втор. 24:1-4). Однако в первоначальные намерения Бога развод не входил. Ибо Богу угодно, чтобы муж и жена всю жизнь жили вместе. Развод допустим, заявил Иисус, лишь в случае прелюбодеяния (Матф. 5:32).

Относительно этой «оговорки», приведенной лишь в Евангелии от Матфея, богословы расходятся во мнениях. Прежде всего «прелюбодеянию» в греческом тексте соответствует слово порнейа, значение которого шире, чем собственно «прелюбодеяния» как супружеской неверности (греческое слово «моичейа»). Итак:

1) Некоторые исследователи Библии считают, что Иисус имел в виду именно супружескую измену (моичейа) одной из сторон — как единственное основание для развода. Среди тех, кто придерживаются такого понимания, нет единства по поводу того, могут ли разведенные вступать в повторный брак.

2) По мнению других, порнейа в устах Иисуса означала неверность в период обручения, т. е. в тот период времени, когда иудей и иудеянка, считаясь супругами, в фактический брак еще не вступали. Если в это время обнаруживалось, что невеста беременна (как это произошло с Марией — Матф. 1:18-19), то договор о браке мог быть расторгнут.

3) Третьи полагают, что под порнейа понимался брак между кровными родственниками, который законом был запрещен (Лев. 18:6-18). Если муж обнаруживал, что его жена — близкая его родственница, то такой брак — как кровосмесительный — подлежал расторжению. Некоторые думают, что именно в этом значении употреблено слово порнейа в Деян. 15:20,29 (сравните 1-Кор. 5:1).

4) Точка зрения четвертых на упомянутое греческое слово та, что оно подразумевает супружескую неверность как образ жизни, т. е. постоянные измены со стороны одного из супругов. Основанием для развода является таким образом чуждое раскаянию поведение мужа или жены, каковым брачный союз разрывается фактически.

Но какой бы точки зрения на «оговорку» Иисуса ни придерживаться, ясно, что Он утверждал нерасторжимость брака. Фарисеям слова Его настолько не понравились, что они заявили: лучше в таком случае вовсе не жениться. Однако брак был установлен Богом для блага людей (Быт. 2:18). И одна из его функций — удерживать их от греха похоти (1-Кор. 7:2).

Ибо лишь очень немногие в мире свободны от него, будучи скопцами в буквальном смысле слова (от рождения или подвергшись кастрации), либо «скопцами» по собственной воле (для Царства Небесного); в последнем случае речь идет о людях, способных обуздывать свои природные инстинкты ради осуществления Божиего дела на земле (стих 12; сравните 1-Кор. 7:7-8,26). Но, конечно, не все могут оставаться одинокими (Матф. 19:11). Немало людей, однако, и будучи женаты, с честью служат Господу в этом мире.

9. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ДЕТЕЙ (19:13-15) (МАР. 10:13-16; ЛУК. 8:15-17)

Матф. 19:13-15. Многие родители приводили детей к Иисусу, чтобы Он возложил на них руки и помолился о них. Ученики же возбраняли родителям, видимо, считая, что те лишь отнимают у Иисуса время. Возможно, они успели забыть, что недавно говорил им Учитель о детях — о том, как они ценны для Него, и какой это серьезный грех «соблазнить одного из малых сих» (18:1-14).

Иисус, наверное, напомнил им об этом и сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне… Ибо Царство Небесное предназначено не только для взрослых, которые кому-то могут казаться более ценными, чем дети. Но всякий, кто приходит к Господу с верою, ценен для Царствия Его. В знак этого Иисус не ушел из того места, пока не благословил всех детей, приведенных к Нему (19:15).

10. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО БОГАТЫХ (9:16-26) (МАР. 10:17-31; ЛУК. 18:18-30)

Матф. 19:16-22. Молодой человек (стих 20), богатый (стих 22) и занимавший высокое положение (Лук. 18:18), возможно, член синедриона, подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Заметьте, он не спросил, как заслужить ему спасение, но как гарантировать себе доступ в Царство Мессии.

Он хотел знать, каким добрым делом мог бы засвидетельствовать о своей праведности и, значит, «годности» для Царства. Ответив ему, что «благ» лишь Бог, Иисус, возможно, ожидал, что юноша подтвердит свою веру в Него как в «Благого» на том основании, что Он одно со Своим Небесным Отцом, но тот промолчал.

Тогда Иисус сказал ему, что для того, чтобы войти в жизнь вечную (т. е. стать «причастником» жизни в Царстве Божием), необходимо соблюдать заповеди, подразумевая Моисеев закон, который был официальным «показателем» праведности. Юноша сразу же пожелал уточнить, какие именно. Ведь религиозные вожди добавили к закону Моисееву множество собственных заповедей.

Все это я исполнял от своей юности, ответил молодой человек, возможно, испытывая при этом чувство, что чего-то ему все-таки недостает (19:20). Только Бог знает, действительно ли исполнял он заповеди, упомянутые Иисусом. Он, по крайней мере, так считал… И тогда Господь прямо указал ему на его «проблему», сказав: …пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах.

Если бы юноша был праведен той внутренней праведностью, которая дается по вере в Иисуса как в Бога, то явил бы истинное милосердие, раздав свое богатство «нищим», и последовал бы за Господом, как Тот предложил ему. Но слова Господа лишь опечалили юношу, и он отошел от Него. Нежелание его расстаться со своим богатством свидетельствовало, что не любил он своих ближних, как самого себя, а, значит, не все заповеди исполнял, и спасение таким образом не наследовал. Больше об этом юноше ничего не сказано; возможно, он так никогда и не последовал за Христом. Ибо деньги свои любил больше, чем Бога, и тем нарушал даже первую заповедь (Исх. 20:3).

Матф. 19:23-26. Случай с богатым юношей побудил Иисуса высказать ученикам короткое поучение. Трудно богатому войти в Царство Небесное, заметил Он, и, подчеркивая Свою мысль, продолжал: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. И это по той причине, что состоятельные люди больше полагаются на свое богатство, чем на Господа, между тем как не богатство спасает, а Господь.

Удивленные ученики спросили: Так кто же может спастись? Этот их вопрос выдал привычные для них мысли, почерпнутые у фарисеев. Те ведь учили, что Бог дает богатство тем, кого любит. Но если и богатый не может войти в Царство Его, так кто же может! Ответ Иисуса прозвучал вполне определенно: самому человеку спасение «стяжать» невозможно, оно дается только Богом, для Которого ничего невозможного нет.

11. НАСТАВЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СЛУЖЕНИЯ И НАГРАДЫ ЗА НЕГО (19:27 — 20:16)

Матф. 19:27-30. Только что Иисус предложил богатому юноше все продать и последовать за Ним. Ученики именно так и поступили, пожертвовав всем ради Иисуса, как выразил это Петр: Вот мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам? Тогда как богатый юноша не нашел в себе сил оставить все, что имел (стих 22), Петр и другие ученики оставили дома свои, дела и близких и пошли за Господом (4:18-20; 9:9 сравните с 16:25). Петр рассуждал логично: их, которые не полагались на то, что имели, Бог должен вознаградить!

В Царстве Его ученики займут особое место, сев на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Откр. 21:12-14). (Заметим, что «судить» древние иудеи понимали и в смысле «властвовать». — Ред.) Все те, кто оставили свои дома и близких ради Господа, получат намного больше того, что потеряли (Матф. 19:29). И это в дополнение к жизни вечной, которую они обретут в Его Царстве.

Хотя может показаться, что в земной своей жизни они, все утратившие, заняли Последнее место, в вечности они все получат сторицей и станут там первыми. Те же, кто, подобно богатому юноше, сейчас имеют все (являются «первыми»), обнаружат в тот день, что все потеряли (многие же будут первые последними; сравните 20:16).

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора

Молитва в Гефсиманском саду

Даст тебе Господь по сердцу твоему. Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, отцов Первого Вселенского Собора. (MP3 файл. Продолжительность 12:48 мин. Размер 8.79 Mb)

play / mute Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали молитву Господа об апостолах, а с ними и обо всех учениках Христовых: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и Мы (Ин. 17: 11).

Что в нашем сердце?

Узнать о том, пребываем ли мы в таком единстве, мы можем по внутреннему расположению, намерению, произволению, которое имеем в нашем сердце. Святые говорят: надо поглубже заглянуть в себя и рассмотреть, каким является наше сердце, на это обратить особенное внимание. Может получиться, например, что один человек не поможет другому, рассердится случайно, хотя сердце имеет милостивое. Тут же так же поступит и другой, но не по какой-либо случайности, а потому, что скуп или жесток. На вид оба дела одинаковы, а по внутреннему настроению – между ними большая разница. Дела – это единичные действия, в этот час и в этом месте совершаемые, а расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека, из которого проявляются его желания и направления (намерения) его дел.

Если сердце каждого из нас направлено на угождение себе, мы никогда не сможем достигнуть того единения, о котором молился Спаситель. Потому что наше сердце будет находиться тогда во власти недобрых расположений, страстей. Это – гордость, тщеславие, забота о своей выгоде, гнев, ненависть, зависть, пристрастие ко всему земному, уныние, отчаяние, которые являются источниками худых, недобрых, злых дел. В таком случае мы никогда не сможем отозваться на беду другого, сохранить мир и доброе отношение к ближнему.

Если же в своем сердечном намерении мы стремимся к жизни в Боге и с Богом, к угождению Богу, взаимному миру с другими, несмотря на возможные сложные обстоятельства, недопонимание и трудности в общении, Господь, видя такое наше намерение, несомненно, будет помогать нам.

Расположения означают постоянные настроения сердца, которыми определяется характер и нрав человека Сам Спаситель в заповедях о блаженствах указывает на то, какие добрые расположения, то есть постоянные настроения сердца, следует приобрести христианину: смирение, сокрушение, кротость, стремление во всем поступать по правде, милостивость по отношению к другим, терпение, мир души – готовность простить и недоброжелательных по отношению к нам людей. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Потому и апостол Павел призывает христиан: Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны, и будьте дружелюбны (Кол. 3: 12–15).

Бог смотрит на сердце человека и исполняет по его намерению. Он знает немощь человеческую, что сам по себе человек ничего не может сделать, и потому помогает ему. Даст тебе по сердцу твоему и все намерения твои исполнит (Пс. 19 :4). То есть: Господь совершит всякое доброе и справедливое твое намерение.

Единственное, что есть у человека, говорят святые, – это расположение, и Бог помогает ему в соответствии с этим расположением. «Бог хочет нашего произволения, нашего доброго расположения, проявляемого, пусть даже и немного, но добрым усердным подвигом. Также Он хочет, чтобы мы сознавали свою греховность. Всё остальное дает Он». Поэтому для того, чтобы получить помощь, мы должны помочь Богу своим смиренным помышлением: «Боже мой, я такой слабый, недобрый человек! Прошу Тебя, прости меня и помоги мне». Тогда Бог помогает, потому что душа, добрым и смиренным расположением вверившая себя в Его руки, имеет право на Божественную помощь.

«Господь знает наше сокровенное, и по вере и стремлению к истине (доброму расположению) правит нашу жизнь, часто врачуя и исправляя то, что по неведению и непониманию может препятствовать исполнению воли Божией в нашей жизни».

«Важно иметь внутреннее духовное устремление к желанию исполнять в жизни волю Божию», и тогда «искренность наших чувств Господь примет и оправдает. Он, помимо нашего понимания и осмысливания, поведет по жизни нашу утлую лодчонку Своей твердой рукой».

Доброе расположение приводит человека к Богу

«Тот, у кого есть доброе расположение познать Христа, познает Его, обратится к Нему. И пусть рядом с ним не окажется ни богослова, и он не услышит слова Божия, но если у него есть доброе расположение, то поводом для его обращения станет какое-нибудь событие». Помощь Божия зависит от расположения самого человека. Судьбы Божии – неисчерпаемая глубина. Люди, живущие жизнью мирской, – говорит старец Паисий, – те, кому не представилась благоприятная возможность познать Бога, кто был увлечён злом, кого подтолкнули к недоброму другие, – все эти люди, если они имеют при этом доброе расположение, обращают Бога к милости, и Он поможет им. Бог приведёт в действие различные способы для того, чтобы такие люди нашли свой путь, Он их не оставит. Он устроит так, что даже и в час смерти они будут находиться в добром состоянии.

Доброе расположение помогает преодолеть страсти. «К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он видит в себе эту страсть, прилагает усилия и трудится. У него есть расположение преодолеть эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою помощь, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться?». Потому святые и говорили: «Не ужасайся, если и каждый день падешь и не отступай от пути Божия, но стой мужественно и, без сомнения, ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Господь само намерение исправиться принимает за дело Господь само намерение исправиться принимает за дело. Схиигумен Иоанн (Алексеев) писал своей духовной дочери: «Пишешь, что обременена делами и трудно сосредоточиться, даже со чтением Святого Писания трудно бывает. Будь довольна и благодарна, что есть желание и намерение заняться о едином на потребу, ибо Бог видит твое намерение. Это твое намерение – за дело принимает. Ты живешь в миру и жизнь должна проводить деятельную. Когда свои дела кончишь, которые должна исполнять по долгу своего звания, тогда можешь и сосредоточиваться (на духовном)».

Начните понемногу и успеете всё сделать как следует. Но если и не успеете всё сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие себя пересмотреть и перестроить Он примет как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца. Главное же, то есть решительное намерение всего себя посвятить Господу, Вы непременно должны в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда.

Доброе расположение примиряет людей. Святые советуют «»Когда хочешь узнать, что у другого человека на сердце, то узнай таким образом: испытай свое собственное сердце; сохраняешь ли ты доброе расположение к другому. Если твое расположение доброжелательное, то знай, что, при помощи Божией, всегда найдешь по сердцу своему” (путь к миру с другими)».

«Не сами ли мы иногда бываем виноваты, что люди не могут подойти к нам, ведь они чувствуют, что наше сердце не лежит к ним. Кто тут виноват? Бывают виноваты обе стороны. Но мы, духом жить надеющиеся, не более ли будем виновны, что слишком себе верим, о себе думаем, не давая в сердце места другим? Причина разъединения с людьми есть излишняя любовь себя и всего, что нам принадлежит».

Должно помнить правило мудрости, что из зла добра не выйдет, что гневом не научишь кротости, раздражительностью никого не исправишь и дела не поправишь, а только себя смутишь и делу повредишь. Когда люди увидят нас одержимых гневом, тогда и сами теряют спокойствие и доброе к нам расположение.

Сколько возможно, при помощи Божией, сохраняй хладнокровие (доброе расположение) при встрече с разными нестроениями, заботами, ошибками.

Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь, как солнце, всё растопит Какой бы лед ни был в сердцах людских, любовь (доброе расположение), как солнце, всё растопит. Любовь в словах только, без соответствующих дел, только раздражает. Нужно любить не языком, а самым делом. В этом весь путь, всё могущество любви. Преподобный Серафим говорил: «Радость моя, стяжи мирный дух и около тебя тысячи спасутся”».

Мир лучше сохраняется там, где каждый старается усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию (добрым расположением). Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, стараться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо. «Справедливое недовольство» – «опасный материал» для души. «С особенным вниманием мы должны относиться к нашим душевным переживаниям и изгонять из души своей всякое недовольство против кого бы то ни было, даже против врага своего. Мы не должны затаивать в душе недовольства, потому что, пренебрегая и накапливая его, мы будем держать слишком опасный материал, который может взорвать и погубить собственную душу нашу. Всякое недовольство против ближнего мы должны тушить и искоренять из души своей в самом начале». Одному человеку, вопросившему относительно огорчения (оскорбления), какое причиняет, служащий ему, святой ответил: «Смотри, чтобы, так говоря о брате, что он очень сильно огорчает (оскорбляет) тебя, тебе не увлечься в злопамятство».

Дорогие братья и сестры, будем помнить, – доброе расположение, произволение, намерение есть состояние сердца. «Так, все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем сокрушаться, сердцем молиться, сердцем благословлять. Потому что каков кто в сердце, таким видит его Бог с высоты Своего престола и соответственно тому принимает его». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *