От пафнутия

Преп. Пафнутий Боровский

Пафнутий Боровский (1394 — 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец

Память 1 мая

Родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния.

20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Находился в послушании (обучении монашеской жизни) у преп. Никиты – ученика преп. Сергия Радонежского. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником.

На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму (и с того времени уже не священнодействовал до конца своей жизни, за исключением одного случая). После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы.

Прп. Пафнутий, собираясь в тишине и покаянии провести остаток дней земной жизни не желал снова быть игуменом, но, однако, Божья воля о нем была иной. Перед смертью Преподобный открыл следующее:

«…Сама Пречистая Царица так решила, и, более того, пожелала на этом месте прославить Свое имя, и храм свой воздвигла, и братию собрала, и меня, нищего, долгое время питала и охраняла вместе с братией”.

Очевидно, преп. Пафнутию в его отшельничестве было явление Матери Божией, которая повелела ему основать на этом месте монастырь и быть в нем игуменом. Об этом явлении он по смирению открыл только на смертном одре.

Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники.

Уже при жизни преп. Пафнутия его монастырь был одним из известнейших в России. Его посещали Московские и другие удельные князья и слава о нем шла по всей Руси. Начиналось же все не с «грандиозных» замыслов и проектов, а молитвами и трудами самого Преподобного, который своими собственными руками вместе с братией строил храм. И был он первым на всех послушаниях монастырских, и в храме Божием он появлялся раньше всех и покидал его последним.

Известно свидетельство самого подвижника о том, как строился его монастырь:

«…не княжеской властью, не богатством сильных, не золотом и не серебром создавалось место сие, но волею Божьей и помощью Пречистой Матери Его. Не просил я от земных князей никаких даров для монастыря и не принимал от тех, кто хотел принести их сюда, но всю надежду и упование о всем возложил на Пречистую Царицу до сего дня и часа…”.

Прп. Пафнутий Боровский. Икона XVII в.

Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келья его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Женщин не только не дозволял впускать в обитель, но не хотел видеть и издалека и запрещал даже говорить об них. Во всем любил скудость и нищету и о внешности своей вовсе не заботился. Сильных людей не боялся, бедных не презирал; гордым не очень был доступен, а к нищим всегда ласков и милостив. Однажды во время голода он пропитал всех окрестных жителей, которые собирались к нему ежедневно по тысяче человек и более, так что в обители из запасов ничего не осталось. Относительно догматов веры имел такую ревность, что если кто начинал говорить что-либо несогласное с Божественным Писанием, то не только не хотел слушать такого человека, но изгонял из обители. «Мы пожили с ним довольно лет,— говорит один из бывших учеников Пафнутия,— видели его труды и злострадания, подвиги и посты, худость одежды, твердую веру и любовь к Богу, несомненную надежду на Пречистую Богородицу. За то и сподобился он благодати Божией, так что прозирал будущее, видел и объявлял сокровенные помыслы братии, исцелял болезни и получал все, чего ни просил у Господа Бога и Пречистой Богородицы. Был воистину далек от людей нынешнего века всеми своими обычаями»

Списатель жития Святого епископ Вассиан и автор «Сказания» старец Иннокентий как на отличительную черту характера Преподобного указывают на его непреклонный нрав и на абсолютное нелицеприятие. Святой Пафнутий был ровен и с высшими и с низшими. Он не боялся лица княжеского, не заискивал перед сильными и не превозносился перед простыми.

Известно о преподобном Пафнутии Боровском, что он соблазнялся поставлением митрополита Ионы, не позволял в своей обители называть его митрополитом и исполнять его указы. Позванный по этому делу в Москву, он объяснялся с митрополитом «негладостно и неподобательно, яко же подобает гладостно и подобательно великовластным глаголати», за что митр. Иона бил его своим жезлом и посадил его в оковах в темницу для покаяния .

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

Всю жизнь трудился Преподобный и не знал праздности ни на минуту. Ум его всегда был занят молитвой. Всегда и во всем полагался он на Бога и Богородицу. Когда Господь открыл Своему верному служителю приближение кончины, Преподобный отложил все попечения земные и целиком погрузился в покаяние, которое было спутником его, как и всех святых, на протяжении всей жизни, и которое он считал особенно необходимым для себя в предсмертный час: «…Господь по своему милосердию, не желая смерть навести на непокаявшегося грешника, дал мне, грешному, шесть дней для покаяния, так нет – ты мне не даешь покоя ни на один час, наводишь на меня мирян”, – так сетовал Преподобный на своего ученика Иннокентия. Смирение – самое главное отличительное качество истинных святых, особенно явилось в Преподобном перед кончиной. Он, проведши всю жизнь в трудах ради Христа, не уповал на эти труды, не считал их собственно своими заслугами, не полагал, что его праведная жизнь достойна Небесного Царства.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года за час до захода солнца. Так велика была любовь к нему братии, и так огромна была их печаль о его кончине, что никто из них не мог при погребении ни петь ни читать молитв – все рыдали.

Последняя молитва святого, которую с трудом расслышали ученики из его почти уже безмолвных уст, была такой:

«Царю небесный Всесильне! Молю ти ся, Владыко мой, Иисусе Христе, милостив буди души моей, да не удержана будет противных лукавством, но да усрящют ю ангели Твои, проводяще ея сквозе пронырств тех мрачных мытарств, и наставляюще ю к Твоего милосердия свету. Вем бо и аз, Владыко, яко без Твоего заступления никто же может избыти козней духов лукавствия”.

О жизни этого святого сохранилось два древних литературных памятника, написанных его учениками: «Житие преп. Пафнутия Боровского”, написанное Вассианом (Саниным), архиепископом Ростовским, и «Сказание о кончине прп. Пафнутия Боровского”, написанное старцем Иннокентием. Эти два произведения дают нам возможность не просто узнать факты и события из жизни Преподобного, но увидеть его самого, увидеть его личность.

Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.

Тропарь, глас 4

Жития светлостию просветив твое отечество, / в молитвах и постех дарований Божественнаго Духа исполнился еси, / и, во временней сей жизни добре подвизався, / милость благоутробия всем скорбящим отверзл еси, / и нищим был еси заступник. / Тем молим тя, отче Пафнутие, / моли Христа Бога, да спасет души наша.

Использованные материалы

А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1 —

День памяти: 1 мая
Преподобный Пафнутий, игумен Боровский

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния, 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм, вместо прежнего деревянного, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту Православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.

За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем Преподобного Сергия, игумена Радонежского.

В студенческие годы – а учились мы на одном курсе – он чем-то напоминал мне Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания». Спустя много лет, когда мы вновь увиделись, в Москве, показалось, что он больше похож на Парфена Рогожина из «Идиота». Говорю о внешнем сходстве. Встречались мы не скажу часто, и внутренний мир Карена вот уже тридцать лет остается для меня загадкой. Вот что о нем знаю.

Карен Степанян родился в Ереване в интеллигентной и далеко не бедствующей семье. Закончил филологический факультет Государственного университета. Уехал в Москву, учился в аспирантуре Института мировой литературы при Академии наук СССР, после чего десять лет проработал в «Литературной газете».

В студенческие годы – а учились мы на одном курсе – он чем-то напоминал мне Родиона Раскольникова, героя «Преступления и наказания». Спустя много лет, когда мы вновь увиделись, в Москве, показалось, что он больше похож на Парфена Рогожина из «Идиота». Говорю о внешнем сходстве. Встречались мы не скажу часто, и внутренний мир Карена вот уже тридцать лет остается для меня загадкой. Вот что о нем знаю.

Карен Степанян родился в Ереване в интеллигентной и далеко не бедствующей семье. Закончил филологический факультет Государственного университета. Уехал в Москву, учился в аспирантуре Института мировой литературы при Академии наук СССР, после чего десять лет проработал в «Литературной газете». Защитил кандидатскую диссертацию. Сегодня он один из ведущих исследователей творчества Ф.М. Достоевского. Известный критик, литературовед, автор множества публикаций в периодике, а также нескольких книг. Вице-президент Российского общества Достоевского. Им написано также много работ, адресованных студентам и школьникам, изучающим творчество Достоевского. Ныне заведует отделом критики одного из самых престижных литературных изданий — журнала «Знамя». Основатель и главный редактор альманаха «Достоевский и мировая культура» (вышло 23 номера).

— Никогда тебе этого не говорил – наверное, боялся обидеть — но ты всегда напоминал мне героев Достоевского.

— Ничего обидного. На самом деле просматривается такая закономерность: люди, всерьез занимающиеся творчеством Достоевского, несут в себе черты, схожие с его персонажами. То есть потому и занимаются, что есть адекватность. Не мы с тобой это первыми заметили, об этом часто говорят.

— Как ты пришел к Достоевскому?

— В школе Достоевский не вызывал у меня интереса. Прочитал «Униженных и оскорбленных» (характерно для того времени, что именно это произведение было в программе) и не нашел в романе ничего выдающегося. Удивлялся: почему же все им восхищаются? Всерьез заинтересовался Достоевским, посмотрев фильм Кулиджанова «Преступление и наказание» с Тараторкиным в роли Раскольникова. Кажется, это было в конце 60-х. Картина произвела на меня сильное впечатление. Естественно, после нее прочитал этот роман и с тех пор заболел Достоевским

— Любовь других народов к Достоевскому объясняется, должно быть, такой же адекватностью. А с другой стороны, говорят ведь, что Достоевский — исключительно русское явление.

— Года полтора назад меня, Игоря Волгина и профессора МГУ Василия Толмачева пригласили в Бразилию, в университет Сан-Пауло. Мы там выступали с докладами, участвовали в конференции по Достоевскому, провели семинар. Слушателей был полный зал, вопросов задавали уйму. Оказалось, Достоевский у них — самый переводимый из всех зарубежных писателей. Конечно, он интересен всем. В этом я убедился не только в Бразилии, но и на многих других международных симпозиумах. Людей, подобных его героям, можно встретить в любой среде, в любом народе. И в этом смысле Достоевский общечеловечен. Но в то же время это глубоко и исключительно русское явление. Это феномен именно русской культуры. Творческая и философская позиции Достоевского берут начало в православном мировоззрении, и связь эта гораздо сложнее и многослойнее, чем может показаться на первый взгляд. Достоевский сам подчеркивал то обстоятельство, что даже если человек неверующий, то все равно та форма морали и нравственности, которая характерна для господствующей в стране религии, накладывает отпечаток на его мировидение.

Иногда, узнав, что я занимаюсь Достоевским, меня втягивают в спор о том или ином его произведении. В таких спорах трудно принимать участие, потому что однозначные ответы невозможны. Каждый видит и понимает в тексте главным образом то, что ему наиболее близко и понятно на этот момент. Пережив и испытав много тяжелого и порой трагического в жизни, я стал это осознавать. К примеру, что-то, что казалось мне раньше у Достоевского немного придуманным, преувеличенным, – на самом деле абсолютно верно и реально, причем это касается и светлых, и темных сторон человеческой натуры. Я не так широко общаюсь с людьми, чтобы давать какие-то обобщающие характеристики, но, думаю, неоднозначность и противоречивость человеческой сущности можно усмотреть во всех. Другое дело, что люди сами в себе этого не видят или не хотят видеть. Ведь Достоевский ничего не придумал, он помогает нам увидеть в себе то, чего мы раньше не видели. Существует такая точка зрения: а стоит ли это показывать? Я считаю, что стоит. Чем лучше понимаешь себя и других, тем правильнее выбираешь свой путь в жизни.

— Вопрос «а стоит ли» звучит для меня как бы из советского прошлого. Кстати, мне кажется, в советское время Федор Михайлович не был так актуален, как сейчас. Тогда поведенческие, моральные, нравственные нормы были четко прописаны. Самокопание «по Достоевскому» более типично для людей, живущих (или выживающих) в постсоветскую эпоху. Сегодня я реально вижу этих иволгиных, лебедевых, рогожиных, мармеладовых… Или я не прав?

— Совершенно прав. Много параллелей наблюдается между временем Достоевского и нынешним. В шестидесятые годы девятнадцатого века в России произошел перелом. Отмена крепостного права, начало капитализма. Рушился многовековой уклад, наступало новое время. Достоевский отмечал, что, к сожалению, плохие черты старого порядка сохранились и к ним прибавились плохие черты нового порядка. Культ денежного мешка, сбивающий с толку даже хороших людей. Об этом он много писал. Не правда ли, до боли знакомо? Рухнули традиционные правила и нормы поведения, а новые еще не выработались. Каждый человек должен был сам для себя решить, как ему быть в этой ситуации. Сегодня у нас произошло то же самое. Простой пример. В советское время человек, который имел свои принципы и был нонконформистом, мог пользоваться уважением. Мог плохо жить, ходить в дырявых штанах, но при этом у него были авторитет и уважение в своем, порой достаточно широком кругу. А сейчас если у тебя нет денег, то сразу же возникает известный вопрос: если ты такой умный, то почему ты такой бедный? И даже объективно честный человек в этой ситуации начинает метаться, не зная, следовать ли ему общим нормам или выработать какие-то свои? То же самое происходило во времена Достоевского. Человек оказывался голым в пустыне, и ему оставалось слушать голос Бога, прислушиваться к себе и вырабатывать свои собственные нормы поведения. Многие на этом ломались. И сейчас ломаются. Нет, я не ностальгирую по советским временам. Сейчас молодые могут спокойно читать то, что нам приходилось «доставать», смотреть то, что тогда смотрели на закрытых просмотрах. В этом времени есть много положительного, особенно для людей нашей с тобой профессии.

— Возможностей больше. Взять хотя бы твой альманах «Достоевский и мировая культура». Я прочитал пару выпусков. Как он возник?

— В те годы, когда я учился в аспирантуре Института мировой литературы, Международное общество Достоевского уже издавало свой альманах, в котором печатались достоевисты со всего мира. Кроме наших, кстати. Этот альманах был в то время для нас страшным дефицитом. Именно эта нелепая ситуация — у них есть, а у нас, на родине писателя, нет — подвела меня к идее создания альманаха. Тогда это еще было невозможно, а в 91-ом году, когда возникло Российское общество Достоевского, идею уже можно было осуществить. В издательстве «Советский писатель» лежал сборник статей по Достоевскому. Его издавать не хотели. Лежал себе сборник и медленно умирал. Я попросил рукопись у главного редактора, и он мне ее с удовольствием дал. Я отредактировал текст, затем договорился с директором Музея Достоевского в Петербурге, с деловой дамой, которая проявила максимум интереса, нашла за городом какую-то полуподпольную типографию и довела дело до конца. В результате первая книжка альманаха увидела свет. Она была похожа на антиалкогольную брошюру, второпях напечатанную на желтой бумаге. Это был 93-й год. Через год в той же типографии издали еще один номер. Потом я нашел в Москве Гуманитарное издательство, и дело пошло. Альманах стал выходить с цветной обложкой на приличной бумаге. Сейчас периодичность примерно два номера в год. Причем, один номер выходит в Москве, другой — в Петербурге. За 14 лет альманах — можно говорить об этом без ложной скромности — стал авторитетным научным изданием, в нем публикуется большинство ведущих российских и зарубежных ученых, и на него часто ссылаются те же западные издания, в Америке и в Европе.

— Знаешь, я сейчас слушал тебя и вспомнил старые добрые времена, когда мы слушали в университете лекции покойного профессора Левона Мкртчяна. «Зачем Раскольников убил старуху?» — вопрошал он с заметным кавказским акцентом и всматривался в аудиторию, ожидая ответа, будто кто-то из нас был в сговоре с Раскольниковым. Каждый раз, бывая в Ереване и проходя мимо университета, я вспоминаю его, Левона Нерсесяна, Эдмонда Аветяна…

— Часто бываешь в Ереване?

— Раз в год. А ты?

— В Армении не был уже 8 лет. После того, как мы продали там нашу квартиру. Конечно же, волнует все, что там происходит. Я связан с родственниками, перезваниваюсь с ними, знаю, что по сравнению с девяностыми сейчас там легче — так и должно быть. Однако мне кажется, что в России армянская культура и вообще Армения не очень пропагандируются. Ну, хотя бы по телевидению. Никакой информации, гораздо меньше, скажем, чем про далеко не такие братские Грузию и Азербайджан. А ведь это единственная республика в Закавказье и одна из немногих в СНГ, которая искренне связывает свое будущее с Россией. В самой Армении, я знаю, эта тяга есть, она традиционна. Но ничто хорошее не сохраняется само, если не прилагать к тому усилий. А в российском руководстве, видимо, больше думают, как задобрить Грузию, Азербайджан, Казахстан. Можно опять же по телевидению судить, оно отражает политику государства. Впрочем, о нашем телевидении всерьез говорить вообще не приходится. Недавно вечером включаю «ящик» и вижу по одному из центральных каналов сериал, столь убогий, столь ученический, что даже студенту второго курса ВГИКа такую работу не зачли бы. Я подумал: возможно ли было такое в прежние времена или возможно ли такое в какой-то из западных стран? Разумеется, нет. А у нас сейчас возможно, поскольку все упирается не только в деньги, но и все еще, к сожалению, в «блат», в «нужные связи». Вот они, сохранившиеся «плохие черты» старого порядка.

— А как тебе сериал Владимира Бортко «Идиот»?

— «Идиот» хороший фильм. Настолько, насколько можно сделать это в кино. Там, правда, женские роли неудачные — что Аглая, что Настасья Филипповна. А мужские почти все удались. Евгений Миронов просто замечателен. Достоевского вообще трудно играть в театре и в кино. «Во плоти», в интерьере он превращается в Тургенева или Гончарова. Из старых экранизаций «Идиота» мне нравится пырьевская (с Юрием Яковлевым), потому что там много крупного плана, видны в основном лица и глаза. А когда в центре антураж и быт — то получается плохой Тургенев.

— Вернемся к Армении. Как ты считаешь, насколько «западный» путь, который выбрала, например, Грузия, приемлем для наших соотечественников?

— Думаю, связывать свою судьбу с Америкой или с Западом для Армении – путь бесперспективный. И хорошо, если на нашей Родине это понимают. Тут нужна умная политика с обеих сторон. Была хорошая статья в «Литературной газете» месяца полтора назад, Всеволода Марьяна, по-моему (не знаю, к сожалению, кто это). Он писал о том, что национализм и ксенофобия — это пена, которая пройдет. Реально народы тянутся друг к другу, однако нет политики, которая все это олицетворяла бы. Я говорю о глобальной политике, а не о формальных мероприятиях.

Но и сам интерес армян к своим соотечественникам в России невелик, к сожалению. Последний раз я был в посольстве (тогда еще постпредстве) Армении в 1989 году. После того, как мы организовали в Москве помощь пострадавшим в землетрясении, нас туда, помню, пригласили, вручили грамоты. С тех пор ни разу не был.

— А поехал бы в Ереван?

— С удовольствием, но билеты дорого стоят.

— Странно, почему не приглашают читать лекции? Или считают, что «сами с усами»?

— Вот пригласят, наверное, когда получу докторскую степень. Мне сказали, что приглашают только докторов наук. А это произойдет, будем надеяться, уже к осени нынешнего года.

Под конец Карен подарил мне свою последнюю книгу «Сознать и сказать». Подзаголовок – «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского». Вышла в издательстве «Раритет» под грифом Института мировой литературы. На обложке святой апостол и евангелист Иоанн, диктует Евангелие ученику Прохору.

Пока без пяти минут доктор наносил дарственную надпись, в моей памяти всплыла застрявшая в голове то ли после фильма, то ли после книги классическая фраза: «Игумен Пафнутий руку приложил». Помните, князь Мышкин выводил эту фразу каллиграфическим почерком? Никогда не видел игумена Пафнутия, но теперь показалось мне, что Карен на него похож. Определенно похож.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье: Всего проголосовало 12 человек

1/14 мая Русская Православная Церковь празднует память преподобного Пафнутия, Боровского чудотворца. Свою многотрудную подвижническую жизнь святой Пафнутий окончил ровно 540 лет назад.

Преподобный Пафнутий имел характер один из любопытнейших в древнерусском монашестве, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси.

Василий Ключевской

Внук баскака и ученик преподобного Никиты Серпуховского

Икона преподобного Пафнутия Боровского Преподобный Пафнутий был правнуком баскака Владимирской Руси (сборщиком податей для Золотой Орды) Амырхана (XIII в.), дед будущего святого также был баскаком – он принял Православие с именем Мартин. Преподобный родился в 1394 году в семье Иоанна и Фотинии, отличавшихся страннолюбием и богобоязненностью, и наречен Парфением. Родители воспитывали его в любви к Церкви и благочестии. В 20 лет он с их благословения принял монашеский постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре возле Боровска. Он был отдан под руководство ученику преподобного Сергия Радонежского святому Никите Серпуховскому, у которого семь лет находился в послушании, научаясь монашеской жизни и иноческим добродетелям.

В 1426 году святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, рукоположил преподобного в священный сан. За свое смирение и добросердечность Пафнутий приобрел общую любовь и почтение братии и после кончины игумена Маркелла был единогласно избран настоятелем Высоко-Покровской обители, где в течение 33 лет был игуменом и духовником.

На 51-м году жизни преподобный Пафнутий тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. Чудесным образом исцелившись в праздник великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года преподобный ушел из монастыря с одним из учеников и поселился на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы, –здесь и был основан им Боровский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стали приходить желающие подвизаться и ищущие его духовного руководства. Каждый пришедший должен был сам построить для себя келью и затем нести послушания наравне с остальными.

«Никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»

С основания обители преподобный нес все труды и послушания, подавая пример братии, первым вставая и последним отходя ко сну. Как пишет святитель Вассиан, «никто прежде него не приходил на богослужения и на трудовые послушания»; при этом «преподобный Пафнутий был искусен во всяком деле человеческом». На стройке нового каменного храма он «на своих плечах носил камни и воду», сам копал землю под монастырскую ограду, таскал бревна и рубил дрова, а свободное от этих трудов время посвящал чтению духовных книг и плетению рыболовных сетей.

Преподобный ничего не ел в среду и пятницу, в обычные же дни обходился самой грубой и простой снедью: «его пищей было угождение братии». Он был до крайности прост, одевался в старую заношенную одежду – «мантию, ряску, овечью кожу и сандалии, которые не взял бы ни один из просящих». Когда в обитель зашел «гордый человек», он, не узнав настоятеля, грубо толкнул его, спрашивая игумена.

Вид Пафнутьева Боровского монастыря с вертолета

Преподобный Пафнутий называл милостыню «царицей добродетелей» и говорил, что она может спасти от ада тех, кто не имел других добродетелей. Когда в округе случился сильный голод, святой благословил братию кормить всех приходящих без разбора, и в обители кормили порой до тысячи человек. И сегодня такое мало кто может себе позволить, а для того времени это было делом невиданным. Роптавшей на такую расточительность братии он указывал на примеры странноприимных людей, удостоившихся награды за гробом: на великого князя Московского Ивана Калиту, раздававшего подаяние всем нищим без отказа, и на одного магометанина, которого Господь за многую милостыню избавил от адских мук, приведя его к Православию. Запасы монастыря от непомерной милостыни сильно истощились и братия испытывали нужду, но по молитвам Боровского чудотворца на следующий год Господь послал обители невиданный урожай, много больший того, что собирали в обычное время.

Боровский чудотворец

Нестеров Михаил Васильевич «Святой Пафнутий Боровский» 1890 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Как пишет летописец, «преподобный Пафнутий был незлобив и терпелив в нуждах», всегда непоколебимо веруя в помощь Божию. Однажды на Пасху в обители совсем не было рыбы. Братия были этим очень опечалены и роптали на своего игумена. Вечером в Великую субботу пономарь пошел на малый источник почерпнуть воды для Литургии и вдруг увидел бесчисленное множество «сижков», которых по молитвам преподобного Господь послал обители. За один раз братия поймали столько рыбы, что ее хватило на праздничную трапезу и угощение многочисленных паломников во всю Светлую седмицу.

В другой раз преподобный Пафнутий попросил у одного князя половить рыбу три дня на его угодьях на Оке, чтобы все пойманное пошло в пользу монастыря. До этого княжеские слуги долгое время возвращались с очень скудным уловом. Зная об этом, князь согласился. Отправляя эконома на ловлю, преподобный повелел дать ему пять гривен для покупки больших сосудов, чтобы посолить в них рыбу, которую предстояло поймать. Тот не брал деньги, не надеясь и на малый улов. Но игумен строго велел делать, что приказано. Тот послушался и, сокрушаясь о бесцельно потраченных деньгах, пошел выполнять сказанное. Каково же было его удивление, когда за три дня для монастыря было поймано 730 больших рыб – больше, чем рыболовы князя поймали за все лето.

Узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел

Преподобный Пафнутий имел дар прозорливости и по лицу инока узнавал о его духовном состоянии, о том, исполнял ли он или нет положенное на день молитвенное правило; узнавал святой муж и тайные и давние грехи людей, которых в первый раз видел.

Однажды у одного из его учеников сильно заболел глаз. Преподобный дал ему свои четки и повелел тысячу раз произнести Иисусову молитву. Из-за сильных болей тот смог произнести только половину, но и этого хватило, чтобы глаз полностью исцелился. В радости ученик бросился к игумену, чтобы рассказать ему о своем выздоровлении, а тот, прославив Бога, повелел ему вернуться в келью и прочитать заповеданное число молитв.

Воскресенье в Боровском монастыре

В другой раз, как записано в летописи, «один ропотливый брат, хуливший все, что совершалось в обители, и самого святого, имел такое видение во сне: будто бы он стоит посреди церкви с поющими, внезапно приходит в нее преподобный Пафнутий и, взглянув на него, гневно говорит: «Этот – хульник: возьмите его из церкви”. И тотчас два черных эфиопа схватили его, повлекли вон и при этом сильно били. Проснувшись, брат почувствовал сильный страх и со слезами на глазах поспешил к преподобному просить у него прощения».

Преподобный Пафнутий взглянул на юного Вассиана и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит»

Как-то ночью к обители пришли воры, украли трех монастырских волов и бросились наутек. Но неожиданно для себя заблудились в лесу и, «подобно слепым», ходили вокруг монастыря. С наступлением утра они бросили волов и хотели бежать, но «невидимая сила Божия связала их», и они покорно стояли, пока братия не нашли их и не привели к преподобному. Тот не стал отдавать их в руки властей, а повелел накормить и отпустить с миром.

Однажды благочестивые миряне поведали преподобному и собравшейся в его келье братии о том, что Симонов монастырь остался без архимандрита; они стали предполагать, кто будет его наместником: один назвал такого-то, другой – иного. Святой же, взглянув на своего юного новопостриженного ученика Вассиана (будущего святителя), указал на него и с улыбкой сказал: «Этот – Симоновский архимандрит». Спустя много лет тот действительно стал архимандритом Симоновского монастыря.

Игумен, которого боялись бесы и перед которым благоговели князья

Слава о высокой духовной жизни Боровского игумена распространилась далеко вокруг, и в монастырь стало стекаться множество паломников и просителей со всей России.

Преподобный Пафнутий любил простецов и называл их своими братьями. А с людьми высокого звания, князьями и боярами, искавшими его духовного покровительства, общался без лести и человекоугодия, порой строго обличая их нравы и пороки. Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что когда нужно, Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось.

Во имя целомудрия братии преподобный Пафнутий запретил пускать в обитель женщин, не позволяя им даже приблизиться к воротам монастыря, а братии строго запретил всякие разговоры о них.

Как-то раз супруга известного родовитого боярина Алексея Губарина тяжело заболела и в горячке стала видеть устрашающих демонов, которые тяжко мучили и пугали несчастную. Когда муки становились невыносимыми, ей являлся какой-то сгорбленный малорослый старец, с большой седой бородой, в плохой одежонке, и властно отгонял демонов, после чего она чувствовала себя вновь здоровой. Приступы случались с боярыней много раз, и всегда появлялся старец и отгонял мучителей. Однажды при очередном припадке больная услышала голос, говоривший ей: «Пафнутий, который в Боровске, избавляет тебя от бесов». После этого она совершенно выздоровела и пожелала увидеть преподобного, чтобы узнать, действительно ли он являлся ей. Боярыня пришла со слугами к обители. Но так как монастырь для женщин был закрыт, она послала слуг к ученикам преподобного с просьбой о встрече с ним. Иноки повелели слугам указать ей игумена во время его выхода с братией в трапезу. Но боярыня прежде всякого указания тотчас узнала в нем являвшегося ей старца и со слезами возопила: «Воистину это тот, кто даровал мне исцеление».

Панорама Пафнутьева Боровского монастыря

Преподобный Иосиф Волоцкий писал, что Боровский игумен был милостив и снисходителен, но подчас бывал суров и гневен, если это требовалось. Князь Дмитровский Георгий Васильевич вспоминал, что, когда шел на исповедь к преподобному, от страха у него подгибались колена. Не было ничего страшнее для князя, чем разгневать любимого старца. Но внешне суровый, преподобный Пафнутий любил своих духовных чад и не оставлял их даже за гробом. Однажды, задремав на пороге церкви перед заутреней, преподобный Пафнутий увидел в тонком сне, как открылись врата обители и вошло множество народа со свечами: все направились к церкви, а в середине этой гущи людской был князь Георгий Васильевич. Подойдя к храму, князь поклонился перед церковью, потом духовному отцу. Преподобный спросил его: «Сын и князь, ты уже преставился?» – «Да, честный отче!» – «Каково же тебе там ныне?» – «Твоими святыми молитвами Бог дал мне добро. Особенно же потому, что, когда я шел под Алексин на безбожных агарян, покаялся у тебя во всех грехах». В это время начали звонить к заутрене, и преподобный пробудился…

«Честна пред Господом смерть преподобных Его»

Келейник преподобного старца Иннокентий подробно описал последние восемь дней жизни своего учителя – этот рассказ академик Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал «литературным чудом» XV века, поразительным «человеческим документом», в котором автор с максимальной точностью донес слова и действия святого, избегая каких-либо приукрашиваний.

За неделю зная о точном времени своей кончины, в четверг 24 апреля 1477 года, после утреннего богослужения, около 7 часов утра старец привел любимого ученика к монастырским прудам и дал указание, «как заградить путь воде», которая размыла плотину. Затем подробно рассказал о грядущем четверге – дне своей кончины, к которому он должен подготовиться. После этого святой затворился в своей келье, больше не общаясь с мирянами, выходя только на службу в храм. На вопрос о здоровье старец отвечал просто: «Ни так ни сяк; видиши, брате, сам, боле не могу… А выше силы ничто не ощущаю от болезни». Когда келейник спрашивал о том, кому преподобный оставит игуменство, Пафнутий кратко сказал: «Пречистой», – поручая монастырь Божией Матери.

Фреска из братского корпуса Боровского монастыря с изображением геоцентрической модели вселенной, близкой теории Птоломея

В то же время к преподобному постоянно шли старцы из других монастырей, посланцы от Московского митрополита, от удельных князей и от самого великого князя Ивана III. Но преподобный, несмотря на чины и высокие звания пришедших, никого не принял. На просьбу испуганного келейника принять гостей игумен отвечал: «Истину вам глаголю: если не разгневаете Единого Бога, ничего не сделает вам гнев человеческий, а человек, если и разгневается, опять смирится». В другой раз сказал: «Не даешь мне и одного часа отдохнуть от мира! Не знаешь ли? Шестьдесят лет угождал миру и мирским человекам, князьям и боярам: и встречал их, и беседовал с ними, и провожал их. Ныне же познал, что нет мне от этого никакой пользы, а только душе испытание. Господь Своим милосердием дал мне, грешному, шесть дней на покаяние, а ты не даешь мне покоя ни на один час, наводишь на меня мирян. Уже и из кельи не могу выйти, чтобы не беспокоили меня».

Попрощавшись с братией и дав им последние наставления, 1 мая 1477 года за час до захода солнца преподобный Пафнутий с молитвой отошел ко Господу. Он запретил покупать себе новый гроб, а «на те шесть денег купить калачей и раздать нищим; а его самого лубком обернуть и, подкопав могилу Клима гуменника, рядом с ним положить».

Преподобный строго запретил звать на погребение мирян, поэтому отпевание состоялось уже на следующее утро. Как пишет инок Иннокентий, любовь братии к своему духовному отцу была так велика, что все 95 иноков не могли от рыданий совершать чин погребения. Только сам Иннокентий, обливаясь слезами, с трудом смог проговорить слова молитв.

Почитаемый при жизни правителями Российского государства, преподобный еще более стал почитаться после своей кончины.

Молясь о даровании наследника, Боровскую обитель посещал для богомолья великий князь Василий III с супругою, после чего у четы родился наследник: великий князь Иван IV Васильевич – царь Иван Грозный. О том свидетельствует текст челобитной 1584 года его сыну, царю Феодору Иоанновичу, от рязанского епископа Леонида, где тот прямо об этом пишет: «Преподобного Пафнутия Чудотворца по прошенью его и по моленью дал Бог деду твоему наследника царствию нашему, отца твоего, нашего государя…» Неслучайно крестными для будущего царя Ивана Грозного были выбраны ученики преподобного Пафнутия – преподобный Даниил Переяславский и 91-летний подвижник Кассиан Босой, которых для совершения таинства крещения над наследником Российского престола привезли из Боровского монастыря в Троице-Сергиеву обитель.

Благодаря покровительству Московских великих князей и царей, в XVI–XVII веках в монастыре преподобного Пафнутия были возведены каменные храмы и здания, выстроена непреступная для того времени крепость, сохранившиеся до наших дней. И хотя обитель была разорена в 1610 году Лжедмитрием и польскими захватчиками – тогда все иноки монастыря вместе с дружиной князя Михаила Волконского были убиты, – а в 1812 году сожжена войсками Наполеона, но каждый раз она возрождалась, становясь благолепнее и краше, привлекая скорой помощью Боровского чудотворца иноков и паломников со всей России.

Духовное наследие преподобного Пафнутия Боровского

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Иверская в главном храме монастыря Усилиями преподобного Пафнутия и его учеников Боровский монастырь в конце XV – начале XVI веков стал достойным преемником Троице-Сергиевой Лавры и духовным центром Руси, откуда вышли многие святители и преподобные Русской Православной Церкви. Еще при жизни Боровского игумена в монастыре была собрана одна из лучших в России библиотек богослужебных книг и духовной литературы, к сожалению разграбленная и сожженная войсками Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Об образованности и просвещенности братии можно судить по тому, что в Боровской обители была открыта одна из первых в России общественных больниц – храм святого пророка Илии с палатами для больных (1670), построенный на деньги известного государственного деятеля князя Ивана Борисовича Репнина. А при реставрации в одной из келий братского корпуса была найдена уникальная фреска с изображением геоцентрической модели Вселенной, близкой теории Птоломея.

Еще при жизни преподобного Пафнутия в монастыре была собрана одна из лучших библиотек духовной литературы

Продолжая дело преподобного Сергия Радонежского, преподобный Пафнутий Боровский был непререкаемым авторитетом и духовным наставником для многих русских князей и воспитателем многих русских святых. Его любимыми учениками были: основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и его родной брат, будущий настоятель Троице-Сергиевой Лавры, впоследствии святитель Ростовский Вассиан († 1481; память 6/19 июля и 23 мая / 5 июня), написавший знаменитое послание великому князю Ивану III на Угру, призывая его к решительным действиям против татар, и житие своего любимого учителя; основатель Успенской пустыни преподобный Левкий Волоколамский († кон. XV в.; память 17/30 августа и 14/27 декабря) и преподобный Давид Серпуховский – основатель Давидовой Вознесенской обители († ок. 1520; память 18/31 октября); святитель Макарий Московский († 1563; память 30 декабря / 12 января и 5/18 октября) и преподобный Даниил Переяславский, основатель Переяславского Данилова монастыря (1540, память 7/20 апреля); известный защитник Православия в борьбе с ересью жидовствующих епископ Суздальский Нифонт; епископ Коломенский Вассиан (Топорков) и прославившиеся богоугодной жизнью старцы Иннокентий, Исаия, прозорливый старец Евфимий и многие другие.

Главным заветом Боровского чудотворца стали его слова, сказанные братии перед отходом в вечность: «Спешите делать добро!» И после своего упокоения он не оставлял свой монастырь заботой и попечением.

фрески храма Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьева Боровского монастыря 1640г

О помощи преподобного Пафнутия своей обители в наше время свидетельствует епископ Тарусский Серафим (Савостьянов), в прошлом наместник Пафнутьева Боровского монастыря:

– О помощи преподобного Пафнутия расскажу такую историю: когда в 1990-е годы меня поставили наместником Пафнутьева Боровского монастыря, обитель только начали восстанавливать. Кругом бесконечная стройка, не хватало самого необходимого, и нужно было платить какие-то огромные деньги за электричество. А денег нет. И взять их было совершенно негде. Я и к властям ходил, и благотворителей умолял, но все напрасно. И в последний день, когда должны были отключить в монастыре свет, отчего остановились бы восстановительные работы и электропечи пекарни и кухни погасли бы, я пошел к преподобному Пафнутию, упал на колени перед его святой ракой и просто заплакал, умоляя его о помощи. А когда вышел из храма, неожиданно меня догнала какая-то женщина, сунула в руки толстый конверт и скрылась в толпе. Когда я его открыл, там оказались деньги: ровно столько, сколько нужно было, чтобы заплатить за электричество.

Происхождение

Первая половина XIX века

Хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Описание

Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска. Когда ему исполнилось 20 лет, он покинул родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком. Когда скончался настоятель монастыря, святого избрали игуменом. Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, Пафнутий ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы, при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новом месте был построен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример своим благочестием и вел строгую жизнь: келия его была беднее всех, питался скудно, а в некоторые дни совсем отказывался от пищи. При этом преподобный занимался самой тяжелой работой: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, и в то же время первым приходил на церковную службу.

Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Святой Пафнутий был последователем Преподобного Сергия Радонежского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *