От святого духа

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно — так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту — кому в какой ситуации молится? День Святого Духа — отличный повод разобраться.

В Священном Писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле. По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом, к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» — юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» — это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально — «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов. Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка — действительно, одна из функций адвоката. Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

А что говорят на эту тему богослужебные тексты сегодняшнего дня? «Дух Святой… Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости», «Дух Святой — свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения; Бог — и боготворящий; Огонь — от Огня исходящий; говорящий, действующий, распределяющий дарования».

Здесь появляется тема силы, света, которым Дух святой наполняет жизнь человека, различных дарований (подарков, талантов), которые Он посылает людям; «благости» (то есть доброты и чуткости к другим людям). В конечном итоге Дух Святой — «боготворящий», то есть делающий людей богами, по выражению святителя Афанасия Великого.

Другой важный аспект состоит в том, что Святой Дух пребывает в Церкви, Он обеспечивает ее единство и цельность. Дух помогает преодолевать разобщенность: «когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа» (кондак праздника Троицы) и делает тех, кто ему послушен, единой Церковью.

У святых отцов

«Святой Дух — невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, — Он направляет тесным путем самоотвержения…» (Филарет Московский)

«Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)» (Феофан Затворник)

Итак, действие Святого Духа в человеке похоже на некоторое представительство, голос Божий в человеке. Действительно, мы видим, что слово «параклетос» употреблено осознанно, и юридическая аналогия неслучайна.

Кроме того, Святой Дух помогает человеку меняться («дух весны»), дает ему силы для роста.

Резюме

Итак, Святой Дух:

· обеспечивает единство верующих между собой;

· звучит как «голос Божий» в человеке, способствует его духовному росту;

· наполняет человека силой, светом; подает «плод духа» (Гал. 5:22);

· является источником «даров Духа» (1Кор. 12:1-10) — человеческих и сверхчеловеческих талантов и способностей.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке — знак его избрания Богом, как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» — цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной — такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог — это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники — древние и современные — понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога — как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.

Матвей Берхин
редактор рассылки

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Матвей Берхин

Координатор лектория, детский психолог-игротерапевт

  • Иудаизм (а по большей части это тот иудаизм, который оформился после 1-2 вв. нашей эры) мало что общего имеет с христианством как таковым. Христианство построено на опыте множества народов и их духовных концепций. Иудаизм, впитав в себя ограниченное количество ближневосточных учений, был создан в качестве национальной религии и развивался в период нашей эры уже с позиций антагонистичных христианству и христианскому учению.
    Отцы восточного христианства, переосмысляя взаимодействие Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, явили миру понятие «личность», проявленное в понятии ὑπόστᾰσις (ипостась) — т.е., буквально «то, что внутри». Говоря самыми простыми словами, христиане верят, что есть только один Бог, и этот Бог существует в трех Личностях (Лицах). Эти три Личности – Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), Бог Святой Дух.
    Христиане не воспринимают Святой Дух как «некий дух, который вселяется и руководит ими». Воспринимать так Лицо Пресвятой Троицы — святотатство и хула на Святого Духа. Для христиан Святой Дух — это Личность.
    Сами апостолы свидетельствуют о том, что Святой Дух — личность, и более того, Бог. Например, мы читаем: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Дух говорит о Себе как о личности — «Мне», «Я», у Него есть особые замыслы в отношении Варнавы и Савла, и именно Он призывает их на служение.
    Апостольский собор в Иерусалиме начинает свое обращение словами Ибо угодно Святому Духу и нам (Деян 15:28). Святой Дух несомненно личностен, и Он проявляет волю — что-то Ему угодно, а что-то нет, и Он проявляет ее через соборное решение Церкви. Особые дары Святого Духа подаются через апостольское рукоположение: Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого… через возложение рук Апостольских подается Дух Святой (Деян 8:17—18, см. также Деян 14:23). Те, кого рукоположили апостолы, наделены даром рукополагать следующее поколение церковных служителей — и так, например, любого современного православного епископа или священника связывает с апостолами непрерывная цепочка рукоположений.
    Так воспринимают Святого Духа не только православные и католики, но и протестанты (лютеране, англикане). Но отдельная ветка неопротестантизма — пятидесятничество и прочие ее ответвления (харизматия, евангельская глоссолалия и прочие множества неопятидесятнических и пятидесятнических культов) воспринимают Святого Духа именно так, как Вы описали.
    Протестантизм возник как протест против католичества, неопротестантизм — как протест против протестантизма. Неопротестанты, продолжая отвергать церковный опыт и накопленные церковные знания, отвергли опыт священнодейства полностью, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Возросшая потребность в таинствах и проявлении чего-либо духовного использовалась в создании экзальтически-оккультных систем манипулирования людьми, «говорения на иных языках» и т.д.
    Всему виной конфликт интерпретаций, отсутствие корней, отсутствия опыта, отсутствия знаний об опыте древней церкви, коммерциализация и капиталистические установки той культуры, где зародились данные неопротестантские культы (США). Знания о древнем христианстве, подчиняясь культу капитализма современности, были попросту отброшены путем отказа от церковного предания и многотысячного опыта духовности народов, принявших христианство и развивших его.
    Неопротестант мнит себя спасенным Иисусом Христом и видит в своей вере исключительно ниспосланную благодать Святого Духа. Такое утилитарное отношение к духовности и культуре дает на выходе утилитарное отношение к Божеству и, как следствие — к Святому Духу, который уже воспринимается как некий «инструмент, делающий человека духовным», используемый в оккультных целях, достижимый путем актов душевного экстаза.

    Тертуллиан

    Тертуллиан «Огромная заслуга Тертуллиана состоит в том, что он впервые в истории христианской мысли употребил выражения, которые впоследствии прочно вошли в православное троичное богословие. Так, он говорил, что Сын обладает той же сущностью, что и Отец: и что Дух Святой исходит от Отца через Сына; он впервые употребил слово «Троица» по-латыни: и, наконец, он учил, что Отец, Сын и Дух Святой обладают одной божественной природой». Тертуллиан специально занимался тринитарным вопросом и оставил целый ряд примечательных высказываний на эту тему:

    «Ты впадаешь в иудейскую веру, когда так веруешь в единого Бога, что не хочешь причислять к нему Сына и после Сына Святого Духа. В самом деле, каково различие между нами и ими, как не это? Что за дело Евангелия… если не то, что Отец, Сын и Святой Дух, Которые считаются Тремя, суть единый Бог? Бог так желает обновить таинство, чтобы по-новому Он считался Единым через Сына и Духа, и чтобы Сам Бог, Который и ранее был проповедан через Сына и Духа… теперь уже открыто познавался в Своих именах и Лицах» (Пракс. 31.13). Отец, Сын и Дух Святой «являются Одним, таким образом, что все Они происходят от Одного при единстве Их сущности», Они суть Три «не по положению, но по степени, не по сущности, но по форме, не по могуществу, но по виду» (Пракс. 2.2). Xарактерно, что «термин probol» (Пракс. 8), который использовался Валентином, был пригоден для выражения того, что думал Тертуллиан об отношениях Отца, Сына и Духа, и он не смущается использовать его, несмотря на неудачные ассоциации. Но он указывает смысл, в котором понимает это слово. Оно не должно выражать разделение и разъединение, но указывать единство источника и различие формы».

    «Тертуллиан стремится подчеркнуть, что Троичность Бога первоначально существовала в потенции, а реально была явлена при сотворении мира через Сына-Слово и Святого Духа»: «мы различаем Двоих — Отца и Сына, и даже Троих — вместе со Святым Духом, согласно понятию домостроительства, которое производит число… так что и Отец Бог и Сын Бог, и Дух Святой Бог, и каждый из Них — Бог… мы знаем, что имя Бога и Господа подобает и Отцу и Сыну и Святому Духу» (Пракс. 6.13). «Дух — Бог, и Слово — Бог, так как Они от Бога; тем не менее сам Тот, от Кого Они. Дух Божий как самостоятельная сущность не есть Сам Бог, но есть Бог настолько, насколько происходит от сущности Самого Бога и насколько Он есть самостоятельная сущность и некоторая часть целого» (Пракс. 11.26). Тертуллиан, таким образом. считает ипостась частью целого. Домостроительный характер триадологии виден и из учения Тертуллиана о творении мира: «поскольку к Нему присоединялось Второе Лицо — Сын, Слово Его, и Третье — Дух Святой в Слове, поэтому Он и произносил во множественном числе: сотворим, Нашему и Нас» (Пракс. 6.12).

    Наиболее подробно домостроительный характер триадологии Тертуллиана показал Harnack, отметив следующие ключевые моменты:

    1. Сын и Дух проистекают из Отца исключительно для дела творения и откровения;
    2. Сын и Дух не обладают полнотой божественного существа, но лишь его частями;
    3. Они зависимы от Отца;

    Дух прямо называется Богом, Он определенно сопричастник божественной природы: «Третий от Бога и Сына есть Святой Дух, так же как третий от корня — плод из побега, третий от источника — поток из реки и третье от солнца — сияние от луча» (Пракс. 4.8). Вместе с тем, по мнению о. Киприана, «Тертуллиан откровенно договаривается до субординационизма, считая Сына истечением и частью Божества, поставляя его «на втором месте», а Духа Святого просто считая третьей степенью».

    С триадологией у Тертуллиана тесно связана экклесиология: «ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трех» (Крещ. 6). «мы молимся ежедневно не менее трех раз, будучи должниками Трех — Отца, Сына и Святого Духа» (Мол. 25). Но собственно фактором единства Церкви является именно Дух Святой: «братьями считаются те, которые познали единого Отца Бога, которые приняли единого Духа Святого» (Апол. 39); «среди братьев и обращенных… <все общее,> поскольку един общий Дух от единого для всех Господа и Отца» (Пок. 10).

    Дух Святой участвовал в творении: «Он создал человека вместе с Сыном, Который должен был облечься в человека, и с Духом, Который должен был освятить человека» (Пракс. 6.12). «Бог оживил мир Духом, оживляющим все души» (Апол. 48). «Дух с самого начала мира летал над водами, намереваясь задержаться только над водами окрещенных…» (Крещ. 4). Последняя цитата обнажает ту мысль автора, что всякая деятельность Духа в мире изначала была направлена к определенной цели, на пути к которой божественное домостроительство раскрывалось постепенно. Тертуллиан прямо пишет: «первобытному человечеству было свойственно бояться Бога; в Законе и Пророках Ветхого Завета пришло детство; Евангелие принесло собою знаки молодости, отрочества церковного. Ныне же Параклит знаменует Собой зрелость Церкви. Ныне Он наследовал Христу, и человечество не будет уже больше знать иного учителя» (Дев. 1).

    Переходя к новозаветным событиям, мы встречаем у Тертуллиана очень своеобразное мнение о нисхождении Духа в Богоявлении, как о своего рода воплощении: «и хотя это был Дух, но голубь был столь же действительным, сколь и Дух, и Он не погубил свою сущность, приняв сущность чужую. Однако, ты спрашиваешь, где же осталось тело голубя, когда Дух был вновь восхищен на небо, а равным образом и тело ангелов. Оно было восхищено таким же образом, каким было явлено. Если бы ты видел, как оно создавалось из ничего, ты знал бы, как оно уходит в ничто. Однако в то время, как оно было видимо, оно обладало телесной плотностью» (Плот. 3). Согласно Тертуллиану, после нисхождения Дух вновь был восхищен на небеса, и только по вознесении Христа (Крещ. 10) был послан Им на верующих «для того…, чтобы быть учителем истины» (Прескр. 28). Христос, «вознесшись на небо, воссел одесную Отца, послал наместником Своим Духа Святого, чтобы Он водил верующих» (Прескр. 13).

    Возникает вопрос о взаимоотношении Второго и Третьего Лиц Троицы в представлении Тертуллиана. С одной стороны, Дух посылается Христом и называется Его «наместником», с другой, Сам Христос «не назвался бы Богом без Духа Божиего, а Сыном Божиим — без Бога-Отца» (Плот. 5). Определенно, миссия Сына и миссия Духа связаны таким образом, что Дух не может сойти прежде вознесения Христа. Дух исходит только от Отца, но посылается Сыном, Он Его «наместник» и «наследник» на земле. Посланничество от Сына предполагает зависимость Духа от Него, но, с другой стороны, дело Христа понимается как то, что подготавливает пришествие Духа и излияние Его на мир, универсальное значение которого Тертуллиан недвусмысленно проговаривает: «Он отверз уста всех пророков, обещая впоследствии благодать, которой должен был просветить в конце времен весь мир через Духа Святого» (Пок. 2).

    Это просвещение мира должно произойти через Церковь Христову, которая была основана Христом посредством Его апостолов, получивших полноту Святого Духа: «иные верующие имеют Дух Божий, но не все верующие суть апостолы… Дух Святой преимущественно был дарован апостолам» (Цел. 4); «к нам учение должно было прийти не иначе, чем через апостолов, а к самим апостолам — через Духа Святого» (Прескр. 8). Вследствии этого сама Церковь, как мы показывали выше, понимается Тертуллианом как единство в Духе Святом.

    Действия Духа в Церкви различны и многообразны. Дух совершает крещение: «ибо тотчас же сходит с небес Дух и присутствует в водах, освящая их Собою, и они, освященные таким образом, впитывают силу освящения» (Крещ. 4). «Нельзя сказать, что в водах мы обретаем Духа Святого, но, освятившись в воде благодаря ангелу, мы приуготовляемся для Духа Святого…» (Крещ. 6). «и только после этого Святейший Дух милостиво исходит от Отца на омытые и благословенные тела и покоится на водах крещения» (Крещ. 8).

    Дух принимает (или не принимает) молитву верующего и возносит ее к Богу: «молитвенное настроение должно быть проникнуто тем же духом, каков Тот Дух, к Которому она устремляется. Ибо не может быть познан дух оскверненный — Святым Духом» (Мол. 12). «молитва истекает от души… Дух Святой возносит молитву к Богу. Видя стыд души, как может Он принять молитву ее и вознести к небу?» (Цел. 10).

    Дух направляет и движет веру христианина и так, «среди скал и заливов, мелей и проливов идолопоклонства, под парусом Духа Божия плывет корабль веры» (Идол. 24).

    Наконец, грядущее воскресение также состоится в Духе Святом: «будущая субстанция называется духовной благодаря полноте Духа, в Котором она воскреснет» (Воскр. 53).

    Конечно, при изложении пневматологии Тертуллиана следует учитывать, что богословское творчество его во второй половине жизни испытывало сильное влияние монтанизма, в который он уклонился. Тем не менее, и те сочинения, которые были написаны Тертуллианом в этот период, пользовались впоследствии значительным вниманием со стороны православных латиноязычных авторов.

    Климент Александрийский

    Триадологические упоминания часто встречаются в творениях Климента: «один Отец у вселенной, одно и Слово у вселенной, един и Дух Святой вездесущий; едина и мать Церковь» (Пед. 1.6). «Климентом ясно выражается убежденность в единстве всех Лиц Св. Троицы, хотя такое единство предполагает и Их различие». Говоря о внутреннем, духовном богатстве христианина, александрийский дидаскал восклицает: «они не знают, какое сокровище носим мы в земном этом сосуде, защищаемое силою Бога Отца, кровью Бога Сына и росою Святого Духа» (Бог. 34).

    У Климента мы встречаем неожиданный прорыв из привычного домостроительного контекста с ориентацией на мир и человека, в предвечную божественную реальность, в которой сотворение и смысл бытия мира и человека получает объяснение как дело внутритроичной любви: «Слово Божие…, презрев лиру и кифару…, эту вселенную и малый космос — человека… настроив сообразно со Святым Духом, играет Богу» (Ув. Яз. 5.3). Таким образом, мир и человек понимаются как инструменты, на которых Сын играет мелодию любви Отцу. Духу Святому отводится роль «камертона». Он настраивает мир в соответствии с божественным замыслом посредством своих действий в истории:

    1. дарованием ветхозаветного закона и вдохновением пророков: «Закон духовен, потому что дан Духом Святым, а что совершает Святой Дух, все то духовно. И этот Дух Святой есть истиннейший законодатель, потому что Он не только заповедует доброе и прекрасное, но и в полной мере знает его» (Стром. I.26); авторство Писания настолько прочно осмысляется Климентом как дело третьего Лица Троицы, что он называет Духа Святого «устами Господа» (Ув. Яз. 82.1); посему необходимо «от слов Писания устремляться к мнениям, которые Святой Дух имеет о вещах» (Изв. 5).
    2. нисхождением на тело воплотившегося Бога-Слова (Изв. 16.1);
    3. излиянием на верующих во Христа и обитанием в них.

    Об этом едином действии Духа в истории Климент пишет: «Валентиниане говорят, что тот Дух, Которым каждый из пророков обладал в отдельности, теперь пролился на все церковное собрание. Поэтому различные знамения, исцеления и пророчества осуществляются через Церковь. Однако они не понимают того, что Параклет, Который непрерывно действует сейчас через Церковь, имеет ту же природу и силы, что и Тот, Который непрерывно действовал через ветхозаветных пророков» (Изв. 24.1-2).

    Действие Духа в уверовавших во Христа у Климента описывается особенно подробно и разнообразно: «Бога познаем мы по тому только, что в крещении изливается на нас с неба Дух Святой» (Пед. 1.6) и «существо человеческое, по освящении души и тела, через обновление его Спасителем удостаивается чести быть жилищем Святого Духа» (Стром. IV.26). Познание Бога возможно только в силу того, что «внутренний наш человек проникнут Духом» (Стром. II.9), и так «во Христе становится новый человек Божий, преображенный Святым Духом» (Ув. Яз. 112.3) и «душа бывает украшена Духом Святым» (Пед. 3.11).

    Это обитание Духа в человеке переходит в совершенное единение в таинстве Евхаристии, когда человек «волей Отца… таинственно соединяется с Духом и Словом; потому что Святой Дух с оплодотворяемой Им душой становится едино, а со Словом плоть» (Пед. 2.2). Вследствие грехов это единство расторгается и сие расторжение означает духовную смерть человека: «каждый невоздержанный мертв пред Богом; оставленный Словом и Святым Духом, он — труп» (Пед. 2.10). И «если питать в себе доброе желание они отказываются, то и Дух Божий оставляет их» (Бог. 21), но небезвозвратно, ибо «к раскаянию приводит дыхание того же самого Духа» (Пед. 1.6).

    Климент специально подчеркивает: «не следует думать, что Дух Божий в каждом из нас пребывает как некая частица Божества» (Стром. V.13). Дух — это самовластная Божественная Личность, в другом месте он пишет, что вера в Духа составляет принадлежность совершенных христиан: «Под людьми плотскими и под младенцами во Христе нужно разуметь еще недавно оглашенных; к тем, которые уже веруют во Святого Духа, апостол обращается как к людям духовным» (Пед. 1.6). «В великолепии цветов камней… нужно видеть славу Духа Святого, непереходимость и святость Его существа» (Пед. 2.12). Дух явно почитается божественным: «они — нечестивцы, ибо противятся божественным заповедям, то есть учению Духа Святого» (Стром. VII.16).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *