Отче наш молитва для детей

Молитвы для самых маленьких

Мы не можем видеть Бога. Но мы знаем, что мы не можем видеть многое очень важное в нашей жизни. Мы не можем увидеть или потрогать нашу любовь, радость, огорчение, нашу надежду, наше раскаяние, наше старанье. Мы не видим Бога, но мы знаем и чувствуем Его любовь к нам, Его заботу о нас, Его могущество. Мы видим, как непонятно и чудесно растет каждый из нас и все в природе, как воля Божия проявляется в разных событиях, как иногда Бог спасает нас от зла или опасности, а иногда помогает нам переносить беду.

Чтобы быть ближе к Богу, мы молимся. В молитве мы обращаемся к Богу, мы стараемся понять, что Он от нас хочет, мы благодарим Его за все хорошее в нашей жизни и просим Его помочь нам. Иногда мы просто говорим Богу, что мы любим Его и хотим исполнять Его волю. Бог знает, что нам нужно, но мы молимся, чтобы быть ближе к Нему, чтобы душа наша была открыта Богу, и мы могли слышать волю Его.

Иногда мы молимся своими словами, обращаемся к Богу и говорим то, что у нас на душе, — и это хорошо, и Бог слышит нашу молитву. Но иногда случается, что мы просим о чем-нибудь, что нам не полезно, или к нашей молитве примешивается какое-нибудь нехорошее чувство. Вот почему нам также хорошо молиться Богу теми молитвами, которым нас учит Церковь и, в первую очередь, той молитвой, которой нас научил Господь Иисус Христос.

Самый первый молитвенный опыт детей -это молитвы их родителей, которые они слушают дома перед сном или в церкви, сидя на коленях матери или отца. Очень скоро ребенок сам начинает принимать участие в домашних молитвах.

Поэтому важно молиться вместе с ребенком. Он должен почувствовать, что основой нашей надежды и благополучия является невидимый Бог, с которым разговаривают родители.

С двухлетним ребенком можно помолиться очень короткой молитвой:

Великий Боже, Ты любишь… (имя ребенка, например — Машу).

Рядом с родителями ребенок быстрее поймет, что такое любовь. Это простое предложение может долгое время оставаться главной молитвой ребенка. Иногда мать может расширить молитву и добавить другую мысль:

Ты подарил нам… (имя ребенка), спасибо Тебе.

Или же мать молится такой молитвой:

Добрый Боже, Ты любишь папу и маму, сестричку (детей в песочнице, больных детей и др.).При этом ребенок поймет, что не он один находится перед Богом, но вместе с другими, находящимися рядом людьми. Первым представлением ребенка о Боге должно быть следующее: Бог велик и добр. Он близок к нам и любит нас. Поэтому мы можем рассказывать Ему обо всех наших переживаниях:

Господи, спасибо, что у нас сегодня были гости, спасибо за хорошую прогулку. У меня болит колено. Игра не получилась. Помоги мальчику, попавшему под машину. Помоги ребеночку, которого мы ждем и так далее.

Как и взрослые, ребенок нуждается в особенной атмосфере, в которой он может молиться:

Успокоимся, помолимся в тишине. Наши ноги и руки, голова, наши сердца должны успокоиться. Бог сейчас с нами, Он видит нас, Он знает нас, Он любит нас. Что же мы Ему скажем?

Ребенок должен предстать перед Богом с радостью. Поэтому он должен говорить с Богом на своем языке. Он может славить Бога пением и игрой, хлопаньем в ладоши и смехом, в зависимости от ситуации. Детям можно молиться с движениями. Через жесты они лучше усвоят значение слов:

Великий Боже, мы склоняемся перед Тобой. (При этом мы низко опускаем голову.)

К Тебе возношу я свое сердце. (Мы молитвенно складываем руки и поднимаем их.)

Отче наш, Ты сейчас с нами. (Мы молимся с широко раскрытыми руками.)

Обычно молитву начинают следующим образом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.Мы говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», чтобы показать, что мы хотим быть с Богом, хотим служить Ему нашими мыслями, нашими чувствами, нашими силами. При этом можно совершить крестное знамение.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы ничего не просим у Бога, а только славим Его за то, что Он нам дает. Мы любим Бога и славим Его, потому что все, что у нас есть — от Бога. Он дает нам жизнь, Он сотворил мир, в котором мы живем. Все, что мы, люди, создаем, мы делаем из материала, сотворенного Богом. Бог не только сотворил нас, но и любит каждого из нас как Отец, и заботится о нас.

Молитва Господня

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого;
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава
во веки. Аминь.

Мы называем эту молитву «Молитвой Господней», потому что ей научил нас Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии рассказано, что слухи о том, как Иисус Христос исцеляет больных и учит людей, разошлись по всей стране. Толпы собирались слушать Его. Однажды Иисус Христос поднялся на склон горы и оттуда стал говорить, так чтобы все слышали Его. Устав проповедовать, Иисус Христос отошел в пустынное место и там стал молиться. Когда Он закончил, ученики попросили Его: «Господи, научи нас молиться!» В ответ на эту просьбу

Господь сказал: «Молитесь так…» и научил их молитве «Отче наш…» — Евангелие от Матфея 6 глава 9-13 стихи.

Молитвы с детьми

Даже ставшие независимыми дети и школьники нуждаются в стимуле для выражения личной жизни в молитве.

Вечером можно поразмышлять над следующими вопросами:

Что принес нам этот день? Кто сегодня сделал что-то приятное для меня? Кто дружески разговаривал со мной сегодня, кто поздоровался со мной, улыбнулся мне? Чему я сегодня научился, в школе, во дворе? Почему я сегодня был сердит на учителя? Почему поссорился с братом или сестрой? Кому я сегодня доставил радость? На кого я рассердился? О чем я очень много думаю? Чего я боюсь?

Не следует размышлять над многими вопросами сразу. Также ничто не должно пугать или стеснять ребенка. Речь идет о вечернем покое, о любви и уюте. Задав вопрос, необходимо немного подумать. Возможно, это послужит началом разговора. Недоразумения следует сразу же выяснить. Таким образом, ребенок станет понимать, что все, что занимает его или подавляет, важно и интересно для Бога. Ребенок будет внимательно относиться к миру, непосредственно окружающему его: он станет думать о понимании в семье, единстве домочадцев, мире между народами, помощи бедным, униженным и больным. Такая молитва за ближних покажет ребенку нашу связь с другими.

Молитва с детьми может послужить поводом для хорошего разговора. Однако она может быть и совсем короткой. Один единственный стих, какая-то известная молитва, стих из псалма, понятный ребенку, могут послужить вдохновением для нашего сердца, опорой в повседневности. Также важно немного помолчать после молитвы, а потом обменяться парой дружественных слов для того, чтобы вновь включиться в обычную жизнь и выйти из молитвенной сосредоточенности.

Совместные молитвы в определенные часы дня, застольные молитвы, а также спонтанное обращение к Богу в минуты радости или горя будут истинной помощью для наших детей, потому что они поймут, что молитва не является какой-то специфической областью нашей жизни, поймут, что молитва является доказательством нашей жизни с Богом и перед Богом. Установленные записанные молитвы и стихи тоже важны, если, конечно, их не просто бессмысленно повторять.

В течение церковного года, особенно благодаря Пасхе и Рождеству, которые празднуют в семье, жизнь Иисуса становится знакомой и родной для ребенка. Хорошие детские Библии также помогают нам в рассказах о жизни Иисуса, Его смерти и воскресении. Так через молитву ребенок будет учиться и духовно возрастать:

Иисусе Христе, Ты показал нам, как сильно Бог любит нас… Ты стал другом покинутых и униженных людей… Ты избавил людей от зла, помог им свободно вздохнуть и жить…

Если в молитве мы созерцаем Иисуса Христа, то Он становится для нас другом и союзником:

Вместе с Иисусом, Сыном Твоим, мы молим Тебя…

Через Иисуса Христа, Который в славе Твоей пребывает, обращаем мы наши взоры на Тебя, Отче наш…

Молитва вместе с детьми помогает взрослым серьезно подумать о своей вере. Это также хорошая возможность для взрослых углубить свою собственную молитву.

Взрослые могут благословить детей крестным знамением и словами благословения:

Да благословит тебя Всемогущий Бог, Отец, Сын и Дух Святой. Иди с Богом.

Да благословит тебя Господь (имя ребенка).

Ниже приведенные молитвы могут послужить образцом, используемым в соответствующей ситуации.

Утром

Всемогущий Боже, благодарю Тебя за эту ночь. Без забот мы отдохнули и все вместе с радостью проснулись. Спаси и сохрани нас в этот день. Пребудь с нами, Господи. Аминь.

Улитка в домике живет,
А мышь в своей конурке.
У всех есть что-нибудь свое,
И у нашей Мурки.
У нас одежда есть и дом,
Отец и мать, друзья и счастье,
Но главное, что Бог во всем,
Как в светлый день, так и в ненастье.
Не покидает всех людей,
Как взрослых, так и нас, детей.
Спасибо, Господи, Тебе
За мир, за свет, за хлеб насущный.
С Тобой нам хорошо везде,
Ведь Ты наш друг, друг самый лучший.

Во имя Господа встаю я. Господь Иисус, сопроводи мой путь. Защити меня на моем пути Твоей силой и благословением. Аминь.

В течение дня

Отче небесный, у меня есть отец и мать. У нас есть квартира, кровать и стол. Спасибо Тебе. Мы поели и попили. Спасибо Тебе. Мы можем ходить и прыгать. Спасибо Тебе. Мы можем видеть и слышать. Спасибо Тебе. Мы можем играть и веселиться. Спасибо Тебе. Мы живы и здоровы. Спасибо Тебе. Благослови нас, Господи. Аминь.

Вечером

Боже всемогущий и милосердный, спасибо Тебе за этот день. Мы играли. Мы смеялись. Мы плакали. Мы ссорились. Мы любим друг друга. Ты прощаешь нас, потому что мы любим. Благослови всех нас и пошли нам спокойную ночь.

Все, что было сегодня — все было от Тебя. Что было неправильно — прости меня! В Твоем покое засыпаю я. Аминь.

Хочу я лечь в постель с любовью и благословением, Господь Иисус, укрой меня. Тогда я буду без забот спать с вечера и до утра, как птенчик в гнездышке. Аминь.

Перед едой

Каждое живое существо имеет свою еду, каждый цветок пьет от тебя. Ты и нас не забыл. Господи, мы благодарим Тебя. Аминь.

Молитва-благодарение

Великий Боже! Вся жизнь — от Тебя. Люди, большие и маленькие, животные и цветочки — все под Твоим благословением. Ты любишь меня и заботишься обо мне, Ты никогда не бросишь меня в беде. Благодарю и хвалю Тебя за это. Аминь.

Молитвы в болезни, в горе

Отче небесный, я болею. У меня болит голова. У меня высокая температура, и я очень хочу пить. Пожалуйста, помоги мне заснуть сегодня ночью, чтобы лучше чувствовать себя завтра.

Боже мой, мы сегодня поссорились. Мама рассердилась на меня. (Мама и папа поругались.) Ссоры причиняют людям боль, и все же мы снова и снова ссоримся. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Помоги нам исправиться. Помоги нам дружески относиться друг к другу. Нам нужен мир. Помоги нам.

Отче небесный, я сегодня видел картинку, на которой был нарисован голодный ребенок. Я хотел бы ему помочь. Помоги нам уметь отдавать что-то, что принадлежит нам.

Молитвы школьника

В школе очень много детей. Все должны учиться так же, как и я. Иногда это просто, а иногда сложно. Наши учителя очень стараются, чтобы хорошо все нам объяснить. Пошли им терпение, а нам радость в учебе. Помоги нам быстро забывать ссоры и помогать друг другу. Пребудь с нами, Господи, также и в школе.

Отче небесный, вот и начался новый день. Ты даришь его мне. Я рад и благодарен Тебе за то, что могу его прожить. Ты везде и всегда со мной, Ты любишь меня, спасибо Тебе. Покажи мне сегодня, что правильно, а что неправильно. Помоги мне хорошо себя вести.

«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».

Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.

МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»

– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.

Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.

Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.

Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.

Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».

О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.

Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.

Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»

Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.

О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.

Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).

Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.

о. Феодор Людоговский


Аудио:

На церковнославянском:
Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго (Мф.6:9-13).

По-русски:
Отче наш, Который на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(См. также: Толковый православный молитвослов. Молитва Господня «Отче наш»)

* * *

Как читать молитву «Отче наш»

Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует…

Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет царствие Твое, а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие? Какая потому польза, что говорит он в молитве:да приидет царствие Твое? Господь говорит в святом Евангелии: покайтеся, приближися бо царствие Божие. Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет царствие Твое, не придёт оно к тебе.
преподобный Симеон Новый Богослов

Если воистину ты называешь Бога Отцем своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах.
св. праведный Иоанн Кронштадтский

Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем….
преподобный Амвросий Оптинский

…Молиться же об этом должно:
Во-первых, с чистым намерением – да будет воля Твоя, ибо я, сердечно желая следовать ей бескорыстно, не ради награды или приобретения чего-либо, и не потому, что Ты, Господи, обогатил меня щедротами Своими и оградил меня от противников моих, как в этом упрекал сатана праведного Иова пред Богом (Иов.1:9-10), и не по страху вечных мук гееннских, но в простоте сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты желаешь, потому только, что Ты того хочешь, что такова Твоя воля, Боже мой!
Во-вторых, молиться должно с любовью: да будет воля Твоя! – одного я здесь ищу и одно мыслю, чтобы во всем совершалась воля Твоя, Господи! Да величество имени Твоего, Боже мой, распространится и прославится чрез меня непотребного раба Твоего. Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, Который даровал мне разум и свободную волю как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом и Спасителем.
святитель Иоанн, митрополит Тобольский

Да святится имя Твое… Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начинает оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.
святитель Кирилл Иерусалимский

Сказать: Отче наш, – имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны. И сказать: да святится имя Твое, – те, которые не делают ничего, достойного осуждения. И это: да приидет царствие Твое, – те, которые избегают всего, что доставляет удовольствие мучителю. И это: да будет воля Твоя, – те, которые показывают это своими поступками. И это: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – те, которые отказываются от роскоши и от расточительности. И это: остави нам долги наша, – те, которые прощают прегрешившим пред ними. И это: не введи нас во искушение, – те, которые ни себя самих, ни других не ввергают в него. И это:избави нас от лукаваго, – те, которые ведут непримиримую брань с сатаной. И это: яко Твое есть царство, и сила, и слава, – те, которые трепещут словес Божиих и показывают их в самых делах. Ибо познание молитвы в такой же мере бывает успешно, в какой преуспевают нрав и жизнь молящегося.
преподобный Исидор Пелусиот

* * *

Толкование молитвы «Отче наш»

  • Беседы на молитву Господню сщмч. Владимир Богоявленский
  • О молитве Господней митр. Сурожский Антоний
  • Молитва Господня митр. Вениамин (Федченков)
  • «Молитесь же так: Отче наш…» А.Г. Долженко
  • «Отче наш». Толкование молитвы Господней свт. Николай Сербский
  • Объяснение молитвы «Отче наш» свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • Истолкование молитвы «Отче наш» словами Свв. отцов свт. Феофан Затворник
  • Объяснение молитвы «Отче наш» детям свящ. Иоанн Анурьев
  • Толкование молитвы Господней свт. Иоанн Златоуст
  • Толкование на молитву Господню прп. Максим Исповедник
  • Толкование на молитву «Отче наш» св. Макарий Нотара
  • Толкование на молитву Господню свт. Димитрий Ростовский
  • Книга о молитве Господней свмч. Киприан Карфагенский
  • Тайноводственное поучение пятое свт. Кирилл Иерусалимский
  • Молитва, заповеданная Господом свящ. Константин Пархоменко
  • Размышления о Молитве Господней И.И. Сикорский
  • О молитве «Отче наш» еп. Пантелеймон
  • Тест: Молитва «Отче наш»
  • «Отче наш». Поэтические переложения

Молитва Господня на иностранных языках

  • «Отче наш» на английском языке: Our Father
  • Молитва «Отче наш» на разных языках

Недавно мне пришлось разговаривать с молодой женщиной, приехавшей из Советского Союза в Америку несколько лет тому назад. Родители ее были коммунисты, члены партии. Верующая бабушка умерла давно, так что внучку ничему научить не смогла. Дети росли, никогда не слыша о Боге, ничего не зная ни о Церкви, ни о молитве, никогда не видали икон. Но, как это ни удивительно, мать-коммунистка научила своих детей только одному: словам молитвы Господней «Отче наш», В 18 лет она пришла к вере и крестилась. Меня поразило именно то, что мать-коммунистка почувствовала в словах этой молитвы что-то столь драгоценное, что захотела передать это своим детям.


Родители-христиане обыкновенно начинают читать эту молитву с детьми до того, как они способны понять ее смысл. Детям можно рассказать, как однажды, когда Иисус Христос кончил молиться, ученики стали просить Его научить их молиться. Иисус Христос научил их той молитве, которую мы называем «Молитвой Господней» — «Отче наш». Маленькие дети постепенно учатся повторять за родителями слова, — когда-нибудь они услышат, как поют эту молитву в храме. Вполне достаточно, если они поймут, что Иисус Христос научил нас называть Его — Отцом. Ведь Бог любит нас, как добрый отец — своих детей. Понемногу можно, в ответ на вопросы, объяснять непонятные слова: «царство», «насущный хлеб», «долги». Когда же дети становятся старше, недостаточно просто объяснять непонятные слова. В молитве Господней заключено целостное миросозерцание, особое понимание нашего отношения к Богу, к жизни, к самому себе.


В Русской Православной Церкви эту молитву читают и поют по-славянски. Славянский текст ее весьма прост и понятен. Но есть, разумеется, перевод на современный русский, как и на все языки мира. Мы будем пользоваться славянским текстом.


Возьмем хотя бы первые слова:

«Отче наш, иже еси на иебесех…», то есть «Отче наш, сущий, существующий на небесах…». Вероятно, большинство детей слыхали о том, что космонавты, летая в космос, там Бога не видели. Что же означают слова «на небесех»? Значит ли это, что если мы достаточно высоко поднимемся в небо, то увидим Бога? Нет, мы знаем и верим, что Бог невидим. Если бы Бога можно было видеть, то невозможно было бы говорить о вере в Бога. Мы не можем верить в дом, в вещь, в то, что мы можем потрогать, увидеть, осязать. Но мы верим в любовь к нам кого-то, мы можем доверять искренности человека, верить в добро. То, во что мы верим, всегда невидимо, поэтому вера всегда свободна, — ты можешь верить, а можешь и не верить. Нельзя заставить верить. И когда мы называем Бога нашим Отцом Небесным, то мы хотим этим сказать, что кроме нашего видимого, физического мира, есть другой мир, — духовный, невидимый. Он столь же реален, как и окружающий нас видимый мир, в котором действуют и влияют на нас духовные силы — любовь, радость, раскаяние, жалость, верность и многое другое. Первыми словами молитвы Господней мы утверждаем нашу веру в духовный мир, окружающий нас, и нашу веру в Бога — благого, любящего, всемогущего и невидимого нам Отца.


В любом языке, подбирая доступные нам понятия и впечатления, трудно найти более подходящий символ духовного мира, чем небо — безграничное, бесконечное, вечно прекрасное и таинственное. Небо и еще более таинственный космос учат нас молитвенно обращаться к Богу. Иисус Христос всегда употреблял доступные нам понятия: «небо», говоря о духовном мире, «хлеб», говоря о наших земных нуждах, «долги», говоря о наших отношениях с людьми.


«Да святится Имя Твое…» Пусть в нашей жизни славится Имя Божие. Часто это прошение объясняют детям, как требование благоговейно употреблять слово «Бог», как грех «божбы». Но мне кажется, понятнее и полнее объяснить детям, что мы, христиане, призваны жить так, чтобы нашей жизнью прославлялось Имя Божие. С этим связано и следующее прошение «Да приидет царствие Твое», — детям часто непонятное. В этом прошении есть, конечно, таинственная надежда всех христиан на второе пришествие Иисуса Христа и установления царства Божия на земле. Но по учению Отцов Церкви, это есть молитва и о том, чтобы Господь воцарился в душе каждого из нас. И апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: «Ибо царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе…» (Рим. 14, 17). Именно такое понимание этого прошения в молитве «Отче наш» ближе детям. Они опытно знают состояние радости, мира и любви, ведь о детях сказал сам Иисус Христос, что «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).


Следующее прошение «Да будет воля Твоя» — очень важно для воспитания основного христианского отношения к нашей жизни. Дети, да и не только дети, часто обращаются к Богу с конкретными просьбами, просят Бога исполнить то или другое их желание, важное или неважное. Способность познавать, что в жизни надо искать не осуществления своих случайных желаний, а осуществления высшей Божьей воли, Божьего замысла о нас, — основа основ христианского отношения к жизни. Мне часто приходилось рассказывать детям пример из жизни двух святых отшельников, живших в пустыне. Сговорились они посадить каждый у входа в свою келью пальму, чтобы давала она им тень в дневную жару. Встречаются они через некоторое время, и один отшельник говорит другому: «Вот, брат, молюсь я Богу, чтобы послал Он дождь на мою пальму, и каждый раз Он исполняет мою просьбу. Молюсь о солнечных днях, и Бог посылает мне солнце. А ведь, смотри, твоя пальма растет куда лучше моей. Как же ты молишься о ней?» И ответил ему другой отшельник: «А я, брат, просто молюсь: Господи, сделай так, чтобы моя пальма росла. А уж Господь посылает и солнце и дождь, когда нужно».


Детям постарше стоит объяснить, что прошение «Да будет воля Твоя» — не только способность принимать волю Божию, но, что важнее, стремление осуществлять ее.


Прошение «о хлебе насущном» учит нас не беспокоиться о многих наших нуждах, о том, что нам только кажется нужным. И собственным примером, и в беседах с детьми важно научить их разбираться в том, что нам в нашей жизни действительно необходимо «как хлеб насущный», а какие желания временны и несущественны.


«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда мы грешим, мы виноваты перед Богом. И если мы каемся, Бог прощает нам грехи наши, как отец прощает ушедшего из родного дома сына. Но часто люди бывают несправедливы друг к другу, обижают друг друга, и каждый ждет, чтобы другой стал справедливее. Часто мы не хотим простить другому его недостатки, а этими словами молитвы Господней Бог учит нас прощать грехи и недостатки других, поскольку мы желаем, чтобы и Бог простил наши грехи.




И, наконец, последнее прошение «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ставит перед подрастающим ребенком вопрос о зле, об искушении, о борьбе со злом, которая происходит в душе каждого из нас. Чтобы воспитать в человеке христианское понятие о зле и добре, недостаточно только объяснить слова этого прошения молитвы «Отче наш». Повествование за повествованием, поучение за поучением, притчу за притчей находим мы в Священном Писании, которое помогает нам постепенно понять, что в мире есть зло, злая сила, сопротивляющаяся благому, доброму замыслу творения Божия. Эта злая сила постоянно старается привлечь нас, подчинить нас себе, «искушает» нас. Поэтому нам часто хочется сделать что-то дурное, хотя мы и знаем, что это плохо. Без помощи Божией мы не могли бы бороться с искушениями, поэтому мы просим Его помощи, чтобы не поддаваться дурным желаниям.


Христианское воспитание нравственности сводится к развитию в человеке способности осознавать в себе плохое — плохим Распознавать в себе злые намерения и побуждения, действия или чувства, сожалея о том, что подумал или поступил плохо, т. е. покаяться. А каясь, знать, что Бог всегда прощает кающегося, всегда встречает его с любовью, радуется ему, как отец в притче о блудном сыне радуется возвращению своего согрешившего и покаявшегося сына. В христианской нравственности нет места ни отчаянию, ни унынию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *