Отец илиодор

Рассказывая об истории православной жизни в нашем крае, нельзя обойти имя иеромонаха Илиодора. Его биография иллюстрирует сложность и противоречивость общественной и религиозной жизни нашего народа в начале ХХ в., свидетельствует о слабости человека в его борьбе с гордыней и о величии Божия промысла, дающего людям испытания, исправляющего их заблуждения, на конкретных примерах оберегающего народ от ложных путей. Чем энергичнее и ярче личность, тем больше искушений встречается на её жизненном пути, тем сложнее её судьба. И только глубокая вера в Бога, полное подчинение жизни православным канонам и постулатам может уберечь человека от греховных поступков. Непомерный груз гордыни не позволил Илиодору сохранить в себе веру, раздавил в нём благочестие, превратил его в безбожника и врага Церкви. А ведь начинал он весьма многообещающе…

Сергей Михайлович Труфанов родился 7 октября 1880 г. на х. Большом ст. Мариинской Области Войска Донского. Его отец 47 лет прослужил псаломщиком в местном храме, ему предлагали постричься в дьяконы, но он отказывался. Семья была достаточно образованной, Труфановы выписывали журналы, в доме была богатая библиотека. В 10 лет Сергей поступил в Новочеркасское духовное училище, во время учёбы он проживал у дяди и тёти. Окончив училище, Сергей поступает в донской столице в духовную семинарию. В 1901 г. он уезжает в Санкт-Петербург и продолжает обучение в духовной академии. Учился Сергей Труфанов не очень хорошо, вместе с другими студентами он бывает в городе, посещает театры. И вот после одного из таких развлечений (14 ноября 1901 г. Сергей побывал в Александринском театре) юноша решает постричься в монахи. Он посетил Иоанна Кронштадтского, который дал Труфанову небольшую сумму денег и благословил на служение народу.

Сергей собирает деньги среди горожан, покупает на них одежду, обувь и у стен академии раздаёт эти вещи нуждающимся. Он часто ходит по ночлежкам, помогая обездоленным. Однажды Труфанов посетил Александро-Невскую лавру, но не нашёл там себе духовного руководителя. Видимо, уже тогда проявился в нём гордый максимализм, стремление делать всё по-своему, не подчиняться никому.

На каждом курсе Сергей подаёт просьбу о пострижении, но только на третьем было дано разрешение. Постригли Сергея Труфанова 29 ноября 1903 г. С этого времени в истории появляется монах Илиодор.

В Петербурге Сергей почувствовал себя плохо, у него заболел желудок. 30 раз ему пришлось глотать зонд для исследования пищевода. Но когда он переезжает в Ярославль для работы в местной семинарии, болезнь проходит и больше не беспокоит Труфанова.

В стране всё более ощущается дух революции. Проник он и в стены Ярославской семинарии. Илиодор резко выступает против некоторых преподавателей, докладывает о революционных настроениях епископу Симбирскому Иакову, но тот отвечает: «Не твоё дело». Илиодор приезжает на личную беседу с владыкой, но получает такой же ответ. В Ярославле иеромонах вступает в патриотический союз.

Беспокойного преподавателя решили перевести в Новгородскую семинарию, но он отказался ехать в Новгород и попросился в Почаевскую лавру. Здесь остро чувствовалась необходимость борьбы за православную веру, постоянно ощущался натиск со стороны католического Рима, с Запада шли идеи революции и атеизма. Вероятно, поэтому Почаевская лавра на Волыни была в тогдашней России известным центром черносотенного движения.

Именно здесь Илиодор окончательно формируется как оратор и проповедник. Он редактирует журнал «Почаевский листок», публикуется в «Почаевских известиях», выступает с проповедями, издаёт отдельными брошюрами свои речи. «Этот удивительный человек, почти юноша, с нежным, красивым, женственным лицом, но с могучей волей, где бы он ни появился, сразу привлекает к себе толпы народные. — пишет о нём «Почаевский листок». — Его страстные, вдохновенные речи о Боге, о любви к царю и отечеству производят на массы глубокое впечатление и возжигают в них жажду подвига». В Почаеве Илиодор сближается с архимандритом Виталием, помогает ему вести приёмы, на которые ежедневно записывается до 200 человек.

Но вскоре на Илиодора посыпались жалобы церковным и светским властям, в печати стали публиковаться негативные статьи о нём и его деятельности. Прежде всего против иеромонаха ополчились еврейские журналисты и предприниматели, которые считали, что Илиодор оскорбляет их национальное достоинство, употребляя оскорбительное прозвание еврейского народа (у проживающих по соседству поляков, чехов и словаков это слово входит в литературный язык). Владыка запретил иеромонаху употреблять это слово, но он выдержал только месяц, заявив, что это достаточный срок для епитимьи за такое прегрешение. Дух бунтарства и самовольства начинает укрепляться в иеромонахе.

И всё же Илиодору приходится покинуть Почаев. Сразу он уезжает в Житомир к архиепископу Антонию, потом отправлятся на Дон, а оттуда едет на Волгу к епископу Гермогену, который ещё в ноябре 1907 г. назначает его настоятелем монастыря в Царицыне. По пути к владыке Илиодор 1/14 марта 1908 г. заезжает в Царицын, где его встречают с хлебом-солью. Гермоген встретил Илиодора в Саратове с радостью.

Из Царицына приходит телеграмма от местного отдела Союза русского народа с просьбой направить иеромонаха в наш город. 27 ноября состоялась торжественная встреча Илиодора. Он выступил с пламенной проповедью, которую толпа приняла восторженно. Тысячи людей собрались под окнами дома, в котором остановился иеромонах. Толпа во главе с Илиодором двинулась по городу и кричала: «Русь идёт!» Вскоре приехал полицмейстер Бочаров, который приказал прекратить шествие, но Илиодор не подчинился. Так произошла первая стычка иеромонаха с царицынской властью.

Декабрь и январь Илиодор провёл на Волыни, оттуда отправился в Петербург, где против Гермогена ополчились в Синоде некоторые церковные руководители за то, что он принял Илиодора. Ещё раньше иеромонах написал статью «Моим высоким судьям», которая не понравилась властям. Гермоген решил, что он будет защищать Илиодора. Впоследствии владыке пришлось немало сил потратить на это дело, и его отстранение от епархии в немалой степени было связано с защитой активного иеромонаха.

После приезда Илиодор поселился в небольшом домике пономаря у церквушки на окраине Царицына, где располагалось архиерейское подворье. Он попытался проповедовать по разным церквам в городе, но местное духовенство не приняло пришельца, а власти отрицательно отнеслись к содержанию проповедей, в которых обличались не только пороки общества, но и конкретные люди.

Илиодор проповедует также в Царицынской народной аудитории. Местная пресса отрицательно отнеслась к его речам. В газетах публикуются слухи и сплетни о жизни монаха. Полицмейстер Бочаров открыто заявил, что он будет добиваться того, чтобы Илиодора убрали из Царицына, поэтому в полицию стали подавать заявления о нарушениях и непорядке. Поступила жалоба о том, что из-за большого скопления народа здание народной аудитории обвалится. Была создана комиссия под председательством Бочарова, которая подтвердила эти опасения.

Тогда проповеди продолжились в храме. Когда на улице стояла тёплая погода, Илиодор выступал у подворья. Для этого он выстроил помост и с него произносил свои зажигательные речи. С каждым днём желающих послушать обличительные слова и поучения прибывало. Это вызывало неудовольстве среди местного духовенства. Священники стали говорить: «Он архиерейства добивается». Как покажут последующие события, эти предположения царицынских батюшек были провидческими. Между тем Гермоген продолжает оказывать покровительству иеромонаху: Илиодор назначается епархиальным миссионером. Он носит посох в виде жилистого кулака, сжимающего крест

Тем временем в столицу поступила жалоба от царицынских татар. Они писали, что иеромонах обругал в одной из речей Магомета. Для разбирательства в Царицын приезжали сенаторы Рогович и Макаров. Саратовский губернатор Татищев недоброжелательно относился к Гермогену и к поддерживаемому им Илиодору. Он потребовал от владыки убрать иеромонаха из Царицына. Узнав об этом, неуёмный иеромонах написал Татищеву письмо с требованием извиниться. Тот снова потребовал от Гермогена выслать Илиодора. Тогда иеромонах сам отправился в Саратов и добился личной встречи с губернатором.

Царицынские газеты продолжили печатать отрицательные статьи об Илиодоре. Особенно старалась «Царицынская жизнь». 8 августа 1909 г. она опубликовала заметку «Тайны иеромонаха Илиодора», в которой было написано, что у него ночуют молодые женщины, что иеромонах болен холерой, но скрывает это.

В городе в это время действительно буйствовала холера. Санитары ездили по домам, забирали в лечебницу больных, обрабатывали их жилище. Служащий на подворье иеродьякон Феофан запьянствовал. Илиодор его уволил, но Феофан на коленях умолил оставить его при храме. Но вскоре он снова напился. Попав в полицию, Феофан заявил, что у него холера. Полицейские и санитары тут же выехали на подворье, стали требовать отдать им холерного. Илиодор ответил, что здесь есть запойный, его и забирайте. Но всё же всю келью залили сулемой. Феофан вдруг стал говорить, что и у Илиодора холера, полицейские хотели забрать и иеромонаха.

В воскреснье 10 августа вечером на Свято-Духовском архиерейском подворье прошло молебствие о прекращении холеры. Собралось 6-7 тысяч человек. Илиодор выступил после молебна с зажигательной, а точнее сказать, с подстрекательной речью. Он набросился на «Царицынскую жизнь», сказал, что в ней сатанинская воля, что там работают стервятники. «Идите в типографию Фёдоровой и спросите, на каком основании она допустила, что в ней печаталась клевета! Идите к редактору Шилихину и потребуйте прекращения клеветы!» — призывал он народ.

И царицынский народ отозвался на эти призывы. Увидев одного интеллигентного человека, толпа набросилась на него и стала избивать с криками: «Это сотрудник газеты». Ему оторвали кончик уха. На самом деле это был учитель гимназии, который сказал кому-то из присутствующих: «Гребёнки женские находили в спальне отца Илиодора». За учителя вступился помощник пристава, ему тоже досталось. С полицейского сорвали погоны, начали его бить, но за него вступился сам Илиодор. Народ потребовал полицмейстера, тот привёз с собой 30 конных казаков. Началось разбирательство, многих присутствующих избили.

Утром следующего дня Илиодор уехал в Саратов к Гермогену. А из Царицына была отправлена телеграмма императрице в поддержку Илиодора. От 8 тысяч царицан излагалась просьба приказать газетам прекратить травлю иеромонаха, полиции перестать его преследовать и разрешить Илиодору свободно проповедовать в Царицыне.

Гермоген не нашёл ничего недостойного в поведении Илиодора. Но губернатор и царицынский полицмейстер требовали от него выслать иеромонаха из города. Тогда епископ прекратил сношение с Татищевым.

В Царицын снова прибыли товарищ (так в те времена называлися заместитель) министра внутренних дел Макаров и товарищ оберпрокурора синода Рогович. Сюда же приехал Гермоген, состоялась обстоятельная беседа владыки и сенаторов. Рогович подготовил докладную записку, в которой положительно отозвался об Илиодоре, но для разрешения конфликта предложил отправить его из Царицына. Было принято решение отправить Илиодора в Минск, а Бочарова — в Севастополь.

На шестой неделе поста Илиодор покидает Царицын, но едет не в Минск, а в Петербург. Позже он всё же появляется в Минске, но заявляет: «Тело моё здесь, а душа — в Царицыне». Через некоторое время Илиодор появляется в Царицыне. Его повсюду подкарауливают поклонники. Иеромонаху запрещено читать проповеди, монастырский храм опечатан, с престола сняли антиминс. Но на Страстной неделе около десяти тысяч царицан пришло в монастырь. Раздавался плач, люди ждали проповедей Илиодора. На Благовещенье он выехал в Петербург. Вслед за ним полетело 16 телеграмм в 400-500 слов каждая. В них излагалась просьба вернуть Илиодора в Царицын.

Илиодор встретился с императором. В 11 часов ночи под Пасху ему было дано разрешение вернуться в наш город. 2 апреля в Саратов прибыла официальная телеграмма об этом. Илиодор снова начал свою активную жизнь в Царицыне. Теперь все его проповеди протоколировались, но это мало смущало неуёмного иеромонаха.

Однажды бывшая актриса решила поддержать местное общество трезвости. На собрании прочитали молитву, потом дама стала петь светский романс. В последующей проповеди Илиодор назвал её развращённой женщиной.

Местный лесопромышленник, женатый на этой бывшей актрисе, дал клятву, что он добьётся наказания для Илиодора за оскорбление жены.

В царицынскую думу поступила просьба о выделении земли под школу. Гласные отказали, хотя до этого выделяли землю для сектантов. Илиодор назвал этих гласных образованными невеждами или сознательными негодяями.

28 февраля 1910 г. в городе был устроен праздник в честь двухлетия пребывания Илиодора. По подписке среди зажиточных ему купили карету и пару вороных, ещё раньше поднесли в подарок шубу. Конечно, местная печать откликнулось на это ехидными заметками. На празднике с речью выступил К.К. Косицын.

Особенностью царицынской жизни Илиодора было постоянное разбирательство в судах. По каждому поводу он подавал иск. Всего за два года в судах было рассмотрено около 50 дел. 35 исков Илиодор подал против редакторов, были также иски против биржевого комитета и 16 лесопромышленников, против гласных Филимонова, Мельникова, Зайцева. На госпожу Максимову он подал иск за ложный донос. Но некоторые дела по инициативе иеромонаха прекращались. Так, 7 дел против Жигмановского, главного редактора «Царицынского вестника», были отозваны, так как он «стал относиться по-человечески».

Важным делом Илиодора в Царицыне стало строительство Свято-Духова монастыря. Сама идея строительства в нашем городе мужского монастыря родилась ещё в 1903 г. Задумав создать в Царицыне собственное подворье, епископ Гермоген приобретает на так называемой Сибирь-горе квартал № 771, ограниченный улицами Онежской (с северо-запада), Ладожской (с юго-востока, ныне маршала Рокоссовского), Печерской (с юго-запада, ныне Чапаева) и Невской (с северо-востока, сейчас пр. Жукова). Его огораживают забором, и возводят здесь небольшую летнюю церквушку размером 12 на 12 м, рассчитанную на 100 человек, и домик пономаря «три шага длины, да полтора ширины», как вспоминал живший в нём первое время Илиодор.

На архиерейском подворье Илиодор сразу выстроил деревянный корпус на 30 братьев. Когда на пустырь стали приходить уже не десятки и не сотни, а тысячи царицан, Илиодор обратился к верующим с призывом выстроить на этом месте монастырь. Он обосновал выбор места легендой, которая звучит в нашем городе и в других случаях. Он рассказал о дочери хана Батыя Кончаке и старике, которые из Орды устремились на Русь. Когда их догнали посланцы хана, Кончака смело им заявила: «Я — христианка». Их убили в степи неподалёку от Волги и Царицы, на этом месте и стал строиться монастырь.

Народ живо откликнулся на пламенный призыв иеромонаха. Были собраны пожертвования, но прежде всего царицане помогали Илиодору своим добровольным трудом. Очевидец описывает, что в народе в эти дни царило подлинное воодушевление. Кто не мог дать денег, нёс листы железа на купола, клал кирпичи, убирал мусор. В основном в сооружении обители участвовали бедные царицане, ни один богач не отозвался. Зато с Воргоры (ныне называемой Даргорой) несли Илиодору 10 копеек с каждого рубля. Имеются полулегендарные воспоминания старожилов, смогласно которым возле места постройки была выкопана глубокая яма, куда Илиодор призывал бросать деньги, вскоре наполнившие её до краёв.

Храм был построен за год, а ещё через полтора года был готов и весь монастырь. На его сооружение было истрачено всего 300 тысяч рублей, хотя специалисты оценивали строения в миллион и более. А тем временем в центре города властями уже 12 лет строился кафедральный собор, который был открыт только спустя 7 лет.

Монастырь был освящён как Свято-Духов, но в народе его прозывали Илиодоровским. Он представлял собой четырёхугольное каменное строение, окружающее храм. В здании находились Крестовая церковь на тысячу человек, ариерейские покои, кельи для 120 монахов, комнаты для богомольцев на 50 человек, трапезные, помещения для религиозно-просветительского братства. Была здесь и гостиница для 3000 паломников. Илиодор выделил специальную комнату для типографии, он хотел публиковать свои проповеди, богослужебные книги, религиозную литературу, однако этот его замысел остался неосуществимым.

Во всём здании было проведено паровое отопление, тогда ещё редко встречающееся в царицынских домах. Предполагалось оборудование электричества. Илиодор сам руководил строительством и заботился о том, чтобы монастырь был выстроен основательно. Главный вход находился с западной Онежской улицы и увенчивался шатровой колокольней.

Келья иеромонаха состояла из трёх небольших комнат. Они были обставлены с подчёркнутой аскетичностью. Здесь стоял простой столик, заваленный богослужебными книгами, два венских стула и узкая сосновая скамья с приподнятым изголовьем.

Гордостью монастыря был храм. В нём помещалось до 6 тысяч человек (в некоторых источниках называлась цифра в 7 тысяч). В летние дни во время богослужения открывались запасные двери, и народ мог молиться, находясь во дворе монастыря. На хорах стояли певчие, их было 800 человек. И. Родионов, побывавший в монастыре, отметил, что среди певчих было немало гимназистов.

Монастырь был одним из самых крупных в Поволжье, его даже иногда называли лаврой. Но Илиодор уже строил новые планы. Он намеревался построить рядом с монастырём церковь, превосходящую вместительностью храм Христа Спасителя в Москве. Планирует Илиодор и выпуск своей газеты «Гром и молнии». Но всем этим планам не суждено было свершиться…

Известный писатель Валентин Пикуль рассказывает о чудачествах Илиодора и гостившего у него «старца» Григория Распутина, высматривавших с аэроплана очкариков и интеллигентов и после приземления мазавших их краской. Сам Илиодор вспоминал о блудных похождениях Распутина, якобы исцелявшего бесноватых, по мятущимся царицанкам.

15 августа 1911 г. под руководством Илиодора царицане жгли «гидру революции», сплетённую из соломы, длиной в 3 сажени с огненными крыльями, зубами и жалом. В овраге у монастыря зачитались 7 её смертных грехов. После состоялось угощение из колбасы, кваса, конфет и винограда – столы накрывали на 900 человек. А 17 сентября 1911 г. от иконы Богоматери происходит чудо истечения крови. Эксперт из Государственной думы Розанов сомневается в действительности чуда, начинаются споры и драки.

Каждый год из Царицына на праздник святой Параскевы отправлялся крестный ход в с. Городище в 15 верстах от города. В 1910 г. стало известно, что паломников поведёт к «Девятой пятнице» Илиодор. Тысячи царицан и богомольцев из других городов и сёл России собралисмь у монастыря. В 4 часа утра начался крестный ход. В начале колоны пошёл Илиодор. На привалах он читал проповеди. В одной из них он сказал: «С нами нет интеллигенции. С неё взыщется».

Многотысячная толпа прибыла в Городище. В маленьком местном храме была взята икона, и с ней паломники отправились к святому источнику, около которого стояла часовенка. Там началась всенощная. В глубокой котловине среди деревьев стояла коленнопреклонённая толпа. Служба длилась почти всю ночь. Утром здесь же была проведена литургия, после чего крестный ход отправился назад к Свято-Духову монастырю.

Проповеди Илиодора постоянно вызывали живой отклик у слушающих, ораторское мастерство иеромонаха было несомненным. Однажды в ответ на его приветственную речь епископу Гермогену многотысячная толпа зарыдала, и владыка не смог сдержать слёз, едва ответив на приветствие.

В январе 1911 г. Илиодор в составе делегации царицынских священников ездил в Саратов для поздравления епископа Гермогена с 10-летием архиерейского служения. Делагация поднесла владыке панагию.

В 1911 г. иеромонах-бунтарь по благословению епископа Гермогена посещает Петербург для поисков украденной Казанской иконы Богородицы (он подозревает в воровстве Распутина, с которым к этому времени уже поссорился).

Между тем тучи над Илиодором сгущались. По приказу П.А. Столыпина 20 января 1911 г. он направляется настоятелем в Новосильский Свято-Духов монастырь Тульской епархии. Роль добровольного посредника между бунтующим монахом и синодом взял на себя Тульский епископ Парфений. Но его миссия не удалась, Илиодор отказался покинуть Царицын.

30 января он произносит проповедь, в которой говорит: «Я… до конца пойду в этой борьбе — или победить, или умереть». Гордыня переполняет иеромонаха. На следующий день в половине седьмого утра монастырский храм был переполнен. Здесь встречали чудотворную Седмиезерную икону Богородицы. Илиодор снова выступил с проповедью: «Я не в силах оставить монастырь в Царицыне… Этот город плутов и разбойников сделан безопасным местом… Из Царицына я не поеду».

Целые сутки 4 тысячи богомольцев находились в церкви. Они не пили, не ели, слушали чтение Священного Писания и пели псалмы и молитвы. Илиодор отправил телеграмму в синод, в которой были слова: «Я — донской казак по плоти, верный воин Христов по духу». На следующий день с ним от истощения случился обморок во время пения Херувимской.

Илиодору оказывали поддержку Союз русского народа и Русский народный союз Михаила Архангела. Он продолжал оставаться в Царицыне. И только по просьбе епископа Гермогена он всё-таки отправился в Сердобск к владыке Парфению. А в Царицын для увещевания народа прибыли флигель-адъютант Мандрыка, вице-губернатор Боярский, вице-директор Хармамов и другие официальные лица.

Через 3 недели без разрешения Синода мятежник возвращается в Царицын и целых 20 дней находится в осаде в монастыре. Громадная толпа вместе с ним объявляет голодовку. Его приспешники – родные братья Аполлон и Михаил, послушник Савва, монахи Порфирий и Гермоген, священник Л. Благовидов, пристав Н.В. Попов — готовы вступить в бой. С большим трудом удалось избежать кровопролития. Под влиянием владыки Гермогена собрание царицынского духовенства просит царя простить Илиодора. Распутин также, вероятно, в своих целях прощает его. Император Николай II разрешает иеромонаху вернуться в Царицын, удостаивает его аудиенции и даже обещает сделать его митрополитом. Императрица дарит ему для раздачи в народе 30 тысяч образков и крестиков.

В 1911 г. в Москве вышла книга «Правда об иеромонахе Илиодоре». В ней сообщалось, что с приездом Илиодора в Царицын здесь чрезвычайно сократилось пьянство, разврат, грабежи и убийства. Иеромонах вёл неустанную войну с сектанством, а также с общим неверием, с культурным язычеством, которое прививалось в школах и в повседневной жизни.

Однако в Илиодоре уживалась истовая вера со столь же неистребимым желанием добиваться своего любыми целями и средствами. Это чувствовалось по его упорству в противостоянии с синодом, по его непримиримости в борьбе с царицынскими властями и журналистами. При этом уже в дореволюционное время он готов был сотрудничать с любыми силами, способствующими достижению его честолюбивых планов. Из некоторых источников известно, что сподвижником Илиодора был, например, царицынский революционер Минин. При этом иеромонах в каждой проповеди продолжал громить социалистов и либералов, набрасывался на интеллигенцию и молодёжь.

Экстравагантный иеромонах начинает создавать собственный культ. Он сообщает: «Есть неоспоримые факты, что я, живя среди вас, совершал чудеса, исцелял больных, предсказывал события на многие года вперёд…».

После попытки неудавшегося свержения Распутина в конце 1911 г. епископ Гермоген и Илиодор ссылаются: первый в Жировицкий монастырь Гродненской епархии, а второй – во Флорищеву пустынь Владимирской. Но в действительности Илиодор живёт на своей родине в х. Большом Области Войска Донского вместе с небольшим числом почитателей и гражданской женой Надеждой Александровной Перфирьевой. Здесь по утрам его встречают фразой: «Здравия желаю, Ваше императорское величество!». Построенный ему дом почитатели называют «Новой Галилеей». Стены его украшают портреты Лютера и Л.Н. Толстого. Переодевшись в женское платье, Илиодор 2 июля 1912 г. бежит из хутора. Его фотография в женском платье в 1919 г. помещена в журнале «Донская волна».

В конце 1912 г. бунтарь отрекается от монашеского сана. Почитательница Илиодора 28-летняя портниха Хиония Кузьминична Гусева 29 июня 1914 г. покушается на жизнь Распутина, ранив его ножом в живот. Илиодор некоторое время прячется, а затем бежит за границу. Архиепископ Американский Евдоким рассказывает, что в побеге за рубеж расстриге помогают революционеры, в частности побег в Финляндию летом 1916 г. организовал Керенский, нарядив Илиодора в женское платье. Как видим, переодевания становятся для Илиодора обычным явлением.

Некоторое время он находится в Норвегии, а позднее живёт в одной еврейской семье в Нью-Йорке. Если вспомнить слова, которыми иеромонах характеризовал революционеров и евреев, можно ещё раз убедиться в степени его искренности и порядочности.

В Россию Илиодор возвращается летом 1917 г., сразу попадая в гущу политической жизни. Он публикует в прессе отрывки своей книги о Распутине «Святой чёрт», налаживает связи с большевистскими лидерами и органами ВЧК, став, по сути, первым обновленцем. В Царицыне, собрав своих приверженцев, Илиодор требует возврата им монастыря и выселения монахинь (к тому времени Свято-Духов монастырь стал женским). После захвата города белогвардейцами мятежный иеромонах бежит в Москву, где угодничает перед новой властью. Любопытно, что В.И. Ленин в это время, вероятно, забывает о том, что до революции употребляет имя Илиодора как символ черносотенца.

После покушения Хионии Гусевой на патриарха Тихона интриган бежит в с. Кислово (в нынешнем Быковском районе нашей области), куда налаживается целое паломничество верующих из г. Николаевска, считавших Илиодора чудотворцем и целителем. Весной 1921 г. он вновь появляется в Царицыне и просит отвести его религиозной коммуне монастырский храм и 3 комнаты. Он получает просимое и селит здесь свою коммуну «Вечный мир»: 6 семей из Николаевского уезда, а также городские авантюристы и сумасшедшие. Опять Илиодор призывает к восстановлению живой церкви Христа, но уже на коммунистических началах, он основывает в Царицыне живую церковь, рукоположив себя в сан епископа Царицынского и патриарха всея Руси. 24 апреля 1921 г. Илиодор выступил на соборной площади в Царицыне перед многотысячной толпой.

В день входа Спасителя в Иерусалим хор Илиодора пропел «многая лета» вождям социальной революции. Сам Илидор произнёс пламенную речь: «Орлы! Орлы! Орлы! (поклон на три стороны). Жуки, копошащиеся в навозе, не могут судить о ваших полётах в высь. Вы, опередившие толпу на три поколения, рейте кверху сквозь тучи и молнии, через широкие моря в светлое царство благословенного социализма. Не достигши царства Божия на земле, не достигнете и на небе».

Об этом с большим сочувствием к Илиодору написал статью в «Правде» от 25 мая 1921 г. Е. Ярославский. Он писал: «…Чрезвычайно интересная речь Илиодора, которая отражает настроения определённой части народных низов». В статье отмечается, что доходы священников при новом режиме не уменьшились, а у некоторых даже выросли. Священник подтянулись тали более исправно проводить службу, в храмах стало хорошим пение. В престольные праздники и даже в воскресные дни стали служить архиереи. Один из священников сказал: «Народ, измученный тяготами современной жизни духовно, жаждет утешения и с готовностью внимает словам проповедника».

Но большевики всё больше разочаровывались в деятельности «патриарха». Заведующий отделом ВЧК Самсонов отчитывался в письме Ф.Э. Дзержинскому в декабре 1920 года о проделанной работе: «Даже такой решительный и смелый вояка в рясе, как Илиодор Труфанов, даже он в паутине Церкви не нашел присутствия духа для того, чтобы открыто ударить церковной иерархии прямо в лоб».

В мае 1922 г., осознав бесперспективность заигрываний с жестокой властью, Илиодор бежит из Царицына в неизвестном направлении и позже всплывает в Берлине, а затем в США. В 1923 г. выходящая в Белграде газета «Русское дело» сообщала о похождениях Илиодора в Америке. Он долгое время жил на средства княгини Кантакузен, регулярно устраивал скандалы американцам и русским. Княгиня отказалась покровительствовать ему, тогда Илиодор попытался предложить свои услуги Форду, но тому такой помощник был не нужен. Бывший царицынский «патриарх» заявил, что в таком случае он перейдёт к баптистам, но, услышав об этом, баптистские лидеры поскорее открестились от него. Любопытно, что ещё в 1911 г. газета «Царицынская мысль» в заметке «Баптизм и илиодоровцы» писала о том, что почитатели Илиодора ходят на баптистские собрания.

Илиодор заявил, что собирается выехать из Америки в Белград, но эта поездка не состоялась.

В отчёте Сталинградского общества краеведения за 1927 г. отмечалось, что в городе до сих пор имелись последователи Илиодора. Были общины и сельскохозяйственная коммуна «Добротолюбие» недалеко от станции Гумрак. Краеведы Я. Холщевников и его жена внедрились в общину, участвовали в радениях, записали две тетради песнопений.

25 июня 1933 г. Илиодор выступил в Нью-Йорке в зале, называемом «Просвещение». В газете «Россия» отмечалось, что его доклад был остроумным, он подверг убийственной критике миссию архиепископа Вениамина, поднял русский национальный флаг, провозгласил: «Отечество в опасности!» Отточенные в Царицыне приёмы и слова продолжали служить тщеславному расстриге и авантюристу.

Иванов С.М., Супрун В.И. «Православие на волгоградской земле:епархии и епископы».

Благодаря сайту мы можем узнать, что в период с 1907 по 1913 годы.

Эту запись посмотрели 1 438 раз, из них 2 сегодня Метки: Иеромонах Илиодор (Труфанов), мужской монастырь, Царицын Запись опубликована 9 декабря 2012 пользователем Волгоград православный. .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта «Волгоград Православный» с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!

Сегодня преставился ко Господу иеродиакон Оптиной пустыни Илиодор (Гайриянц).

Иеродиакон Илиодор (Гайриянц)

«Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!» – кто не помнит его раскатистых напевов. Рядом с ним распевались даже самые непевучие. И потом еще долго после акафистов, везде и всюду инициируемых отцом Илиодором, душа пела и ликовала.

Это апостол такого радостного, трезвонящего этим благовестием, главного человеческого счастья – быть с Богом, под Покровом Пресвятой Богородицы. Вот на Иверскую Вратарницу Божия Матерь и впустила его в райские обители. Как и 40 дней приходятся на Введение во храм Пресвятой Богородицы – престольный праздник Введенской Оптиной пустыни.

Отец Илиодор завещал нам: «Всем надо обязательно использовать то время, которое Господь отпускает каждому человеку: 24 часа в сутки!» В том числе и на отдых. Публикуем его слово, записанное некогда за чашкой чая.

Когда человеку хорошо?

Иеродиакон Илиодор (Гайриянц). Фото: Алексей Ловен Часто человек долго ищет себя. Так и я бродил по жизни лет до 40: туда ткнусь, сюда… А потом Господь привел в лавру. И я всё понял! Ну, раз понял, – всё, вперед! Так я и принял монашество. Остался там, в обители. Стал молиться, как полагается. Вот тут и стали открываться тайны да премудрости нашего бытия, отношений с Богом. Вся наша жизнь – в руках у Бога. Наладить отношения с Богом – вот и все, что нам надо. Все остальное приложится (ср. Мф. 6, 33).

Над умными есть разумные, над разумными есть мудрые, над мудрыми есть премудрые, а над премудрыми – святая простота. Но это уже высший пилотаж. У Бога-то вообще всё просто. «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного», – как батюшка Амвросий наш Оптинский говорил. Это мы, люди, сами всё себе усложняем. «Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца», – наставлял, и, показывая на сердце, добавит: «Древо при исходищах вод, бурлят там воды», – то есть, значит, страсти. От этого и все наши беды.

Вся наша жизнь – в руках у Бога. Наладить отношения с Богом – вот и все, что нам надо

А что такое святость? Внешне это люди скромные, простые, добрые, доступные, непосредственные, доброжелательные, незлобивые. Если человек ни на кого не озлобляется, это уже, считай, что святой. Если никого не судит, не осуждает. «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», – кто этих слов батюшки Амвросия не знает? Не ищи себе ни чести, ни славы. А сам ко всем будь снисходителен, внимателен. Всех люби… Да просто начни так поступать, и будешь уже мир в душе иметь. Если нет в тебе любви, так ты делай дела любви, хотя бы и без любви, а Бог уже, видя твое желание и страдание, даст любовь твоему сердцу, – как оптинские старцы наставляют.

Ведь когда человеку хорошо? Не когда его любят, а когда он сам любит. Тогда ему всё хорошо: и погода прекрасная, и люди вокруг все такие замечательные собрались… А когда он не любит, всё ему не так, тяжело, невмоготу. Господь потому и дает заповедь: «Да любите друг друга» (Ин. 13, 34).

Без любви ничто не имеет смысла

Говорят: мир погибнет, когда иссякнет любовь. Без любви никак. Почему разрушится мир? Потому что без любви ничто не имеет смысла. Если любви нет, то многие бедствия могут начаться, чтобы хотя бы чуть-чуть привести в чувство людей. Все – в воле Божией. Бывали и пророчества, а если люди каялись, – Господь менял решение. Нашлось бы на Содом и Гоморру 10 праведников, по пять на каждый город хотя бы, тех, кто просто каялся, – не уничтожил бы Бог эти города (Быт. 18, 32)!

Надо всем нам обязательно использовать то время, которое Господь отпускает каждому человеку, а именно: 24 часа в сутки! Ровно столько дается и Патриарху, и любому. Вот как ты распорядишься, так оно и будет. Как говорят в народе: каждый человек – строитель своего счастья и несчастья. Надо так, чтобы не обстоятельства им располагали, а чтобы он руководил обстоятельствами. А то начинается: привычка – вторая натура, жена – дура… Это всё отговорки.

У человека три основные обязанности: если он семейный, – семья. Потом работа – без работы мужику нельзя, у женщин – свои хлопоты: дети, дом. И третье – Церковь. То есть Церковь, конечно, должна быть в приоритете. Когда Бог на первом месте – все остальное на своем. Но это же надо, чтобы человек еще дозрел до этого. А то у многих и семья-то из поля зрения выпадает… «А вот, он все работает, работает, а мы его дома не видим», – то и дело со всех сторон. И кому она нужна тогда, такая жизнь?

Господь заповедал и освятил не только шесть дней труда, но и седьмой – отдыха

Отдыхать надо, потому что Господь заповедал и Своим примером освятил не только шесть дней труда, но и седьмой – отдыха (про это у святителя Николая Сербского хорошо написано). Заповеди надо исполнять. Но и отдых – тоже не самоцель, как думают некоторые. Сейчас много перекосов: то трудоголизм, то прожигание жизни…Это от бессмыслицы. Потому что если в жизни нет любви, она действительно лишена смысла.

С людей невоцерковленных какой спрос? Они не понимают сути жизни. А вот когда христиане отдаляются от Церкви – вот это уже беда. «Раб, ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много» (Лк. 12, 47). И как ведь только не оправдывают себя: «Да мы, мол, тогда не могли, а то, что сейчас опоздали, это ничего… Господь простит». А потом – болячки, скорби.

Жить, чтобы подготовиться к вечности

«В скорбях помолишься Богу, и отойдут, а болезни и палкой не отгонишь», – преподобный Амвросий говорил. Исцеление часто для укрепления в вере дается. Знаю такую Надежду. Она сама из Финляндии. Заболела саркомой. Ей врачи дали: месяц-два доживать. Она продала все, что имела, и поехала по святым местам. Молилась у мощей, прикладывалась к святыням, чудотворным образам, стала вести христианский образ жизни, помогать другим, исповедовалась, причащалась, соборовалась. Потом этим маслом после соборования, не ленилась, помазывалась ежедневно, и другими маслицами, освященными у святых мощей, икон. Святую воду пила, без просфорки день не начинала, в источниках святых окуналась. Стала верующим человеком. Ей уже не до скепсиса было: мол, зачем все это надо… А врачи поверить не могли:

– Где же вы лечитесь?

– А у меня святое масло, святая вода, просфорочки… – вот так прямо и отвечала.

– Да?! Ну-у… – переглядывались медики.

Но она прожила еще 12 лет! И ей этой дюжины еще отпущенных лет хватило, чтобы подготовиться к вечности. Ушла она уже очень просто и легко из этого мира. Спастись, как говорил преподобный Амвросий, нетрудно, но премудро. Хуже, когда болезни уже верующим посылаются…

Неужели Бог не остановит?

Чего только не накуролесит человек в жизни. А к Богу обратиться – ну, никак! А все по гордости. Ну, как же? Это все советская власть так человека извратила. А когда такие безбожники и сейчас во власть пролезут, – караул!

Вон Зюганова послушайте: я вам то дам, я вам это обеспечу… А кто ты, собственно, такой?! Ты, что ли, природные ресурсы создал? Мы уже знаем, проходили, что и как вы умеете обещать: светлое будущее и пр. Так дали, что аж до сих пор икается. Завтра вынесут любого такого обещателя вперед ногами, вот и все твои раздачи даров. Видел мир таких: и Гитлера, и Сталина, и Ленина… и нет никого их.

А Бог есть, был и будет, – вот и вся аксиома. Он – Единый Вседержитель.

А человека власть портит, слаб человек. Вон у оптинских старцев надо брать пример: какие они всегда были кроткие. Их и сильные мира сего слушались, а старцы сами смиренными оставались. А коммунисты оптинских старцев «врагами народа» объявили. А кто в итоге-то врагом оказался?

У нас, как ни крути, ни верти, – пока мы не осудим все то зло, которое в стране в XX веке происходило, все эти преступления коммуняк перед народом, пока мы не снимем всех этих идолов по стране с пьедесталов, не уберем имена палачей-террористов с названий улиц, площадей, метро, библиотек и пр., – какое нам возрождение? А сейчас что – машина не машина, курорт не курорт… Куда мы катимся? Неужели Бог не остановит? Так же долго продолжаться не будет. Такое же уже было – перед революцией. С ее еще наследием не разобрались…

По земле Божией ходят, воздухом Божиим дышат, солнцем Божиим греются… А прославляют этого идола? Его трупу в Мавзолее поклоняться ходят, венки возлагают? «А вот, мне пенсию…». Какую тебе пенсию, если этот ваш кумир миллионы человек сгноил? Какую тебе пенсию, их кровью политую?

Начинают еще защищать эту идеологию. «Ты хоть знаешь, что такое коммунизм в действии?» – спрашиваю упитанного такого господина, хорошо одетого. «Светлое будущее», – отвечает. И не стыдно еще ему.

У нас же по-мирному. Ну, не верит человек в Бога и не верит. Не дано ему. Что с него возьмешь? Это как, бывало, спросишь у коммуниста: «Ты не веришь в Бога?» – «Не верю». – «Ты коммунист?» – «Да, коммунист». – «Ну, дай Бог тебе 1000 лет здоровья. А я верую».

Ну, казалось бы, и что дальше? Так ведь нет: сам не верю – и из тебя веру выбью. Будешь верить, тебя наш Феликс Эдмундович расстреляет. Ты – «враг народа».

Любить всех и каждого

Мы, христиане, всегда должны оставаться, по образу Христову, непоколебимыми. Что бы с Господом ни делали, как бы ни предавали Его, ни издевались над Ним, Он продолжал любить всех и каждого. А виноватые понесут наказание. Сами же себя и наказывают. А мы не должны отвечать на зло злом. Даже больше того, призваны жалеть этих бедолаг. Главного-то им не досталось. Все новомученики, над которыми изгалялись и которых расстреливали, молились за палачей: «Не ведают, что творят» (Лк. 23, 34).

Даже Царь Николай просил: передайте, чтобы никому за меня не мстили… «Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…» – Великая княжна Ольга передавала… Вот это высота! А вся эта злость, ненависть – это все, конечно, болезнь. Если человек отрицает Бога, не видит солнышка, не любуется красотой неба, природы, нет у него родственных чувств, нежности по отношению пусть и к чужим, но детям… Коммунисты же и детей без родителей оставляли, или выгоняли всех на мороз, или увозили в Сибирь без вещей, без съестных припасов. Женщин с грудными детьми на руках, стариков прямо так на пустыре каком-нибудь высаживали… Если у человека даже сострадания нет, то какой же это человек? Хуже скота.

Если у человека даже сострадания нет, то какой же это человек?

Все-таки и хищники пожалеть умеют. Сколько известно случаев, когда даже волчицы выхаживают детенышей какого-то другого вида животных, спасают, вылизывают, кормят своим молоком. Что тут скажешь про тех, для кого законы всего сущего недействительны? Эти люди уже при жизни мертвы. Таких только пожалеть и можно. Святые, старцы молились о них.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна ходила, перевязывала. Ходила по подворотням, специально разыскивала их… Кто сейчас из девушек светских да состоявшихся в карьерном плане модниц на такое способен? Длина ресниц, длина ногтей… Хотя есть, конечно, и сегодня подвижницы, в той же больнице Святителя Алексия. Есть крестоносицы.

Безнадежных и готовых только так отсюда забирают

Помните, как преподобный Макарий послал вперед своего ученика? Тот встретил жреца, отчитал его как следует, язычник избил этого витийствующего неофита. А следом старец шел да пожалел этого заблудшего… Поприветствовал трудолюбивца, тот и умилился. Признался, что побил только что назвавшего его «демоном»… Тут святой Макарий и увидел своего ученика…

Все равно все мы, люди, – творения Божии. Если Господь длит еще чью-то жизнь, значит, и для этого человека еще не закрыта возможность спасения. Всех безнадежных или уже готовых (если у них нет тут особого поручения) только так отсюда забирают. Вся наша жизнь – в руках Божиих.

Если Господь длит еще чью-то жизнь, значит, и для этого человека еще не закрыта возможность спасения

Все мы – человеки. Так и надо по-человечески относиться друг к другу. Это принцип сосуществования. Хотя бы так строить общество. Не обманывать, не воровать, не убивать друг друга – это же общечеловеческая этика. Да и Господь же все просто изложил: чего ты не желаешь себе, не делай другому – вот и всё (Мф. 7, 12). Любить всех – это уж для совершенных.

Но мы, христиане, и призваны к совершенству (ср. Мф. 5, 48). Мы – «свет мира» (Мф. 5, 14). Как солнышко светит на всех, невзирая, добрый он, злой, – там и мы должны стараться всем делать добро. Молиться вместе с инославными, иноверцами мы не можем: это преступление против веры, а вот делать добро всем – и можем, и должны: и мусульманам, и католикам, и иудеям, и атеистам, и коммунистам. Относиться ко всем просто по-человечески.

Рождение в вечность и первый крик души

Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) Когда на тот свет каждый из нас попадает, там первый вопрос такой будет: был ли ты на земле человеком? «Первая заповедь – будь человеком». Вот по ней нас и будут спрашивать прежде всего, мне так кажется. Когда душа попадает в область вечности, она видит Творца, и первое, что у нее вырывается: «Господи, помилуй!» Веровал ты там при жизни, не веровал, просто вопишь ко Христу… Ребенок, когда рождается, у него самопроизвольно вырывается крик, – он кричит! Вот точно также и душа, а она – христианка.

И вот она орёт-надрывается: «Господи, помилуй!» А в ответ – это все изложено в Евангелии: а ты миловал других? Напоил, накормил, приютил, посетил, помог в беде? Даже если ты самарянин, – веруешь там как-то неправильно, – но это-то ты мог сделать?

Так, и в Великую Отечественную войну, допустим, мусульманин, рискуя собою, с поля боя товарищей вытаскивает одного за другим, пополз за следующим и сам подорвался. Он, что, «не за други своя» умер? Заповедь не исполнил? А если ты православный, да тебе благословения подождать в какой-нибудь экстренной ситуации надо было… Кто из вас на поверку оказался христианин?

Господь с нас будет спрашивать в первую очередь ЧЕ-ЛО-ВЕЧ-НОСТЬ. На втором месте будет уже вопрос веры. Он тоже будет. Но на первом будет: человечность. Почему? Потому что мы – человеки.

Вот, смотрите, бывает, собака подошла: «Аррррр» – «Стой там». Она покушала, всё не съест, и отошла. А потом подходит другая собачка, тоже кушает, но и не более того, что может съесть: свое набрала и отходит. Это у собак. А человек, который знает, что у него есть, он не голодный: у него и на сегодня, и на завтра, и на десятилетия вперед… А он все хапает и хапает, гребет и гребет под себя. Все же тоже в Евангелие написано: «Безумне! в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал ecu, кому будут?» (Лк. 12, 20).

Даже в жизни одного человека всякие катаклизмы происходят: сейчас ты на гребне волны, а в следующий момент что с тобой? А ты о других думал, когда у тебя самого всего было в достатке? Сегодня штиль, а завтра буря…

Сказок, что ли, люди не читают? Историю не знают?

Надо вернуться к традиционному укладу. Когда в семье лад, не нужен и клад. Женщину надо поставить на свое место. По сколько раньше детей рожали? Да потому что смирение было. А большевики со своей эмансипацией развратили женщин. И началось: «Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей…» – «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою…». Всё мужиков за золотыми рыбками гоняют?

Вот, женщина спасется чадородием (ср. 1 Тим. 2, 15). И где они, эти чада?

Это всё звенья одной цепи: безбожие ведет к вымиранию. Кто первый в истории человечества легализировал аборты? Ленин. В нашей стране. Нация теперь вымирает, а ему почести воздают?

Это же все с тех же послереволюционных лет: «долой стыд» и всё такое. Бога нет, делай, что хочешь. На той «женись», разонравилась – на этой, там третья подрастет. Однополые извращения. Свобода же, всё можно. Гуляй Вася.

«Что, на тебя мама кричит? Папа что-то не так сказал? Ты звони. Всегда твоя – ювенальная юстиция». Павлики Морозовы – мы же это уже проходили!

Сказок, что ли, люди не читают? Историю не знают? Если уж не до Евангелия им, то хотя бы что-то должны знать? Стихи какие-нибудь:

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое хорошо?
И что такое плохо?

Ну, какое-то же представление должно быть о добре и зле? Это как на зону придешь, а там зэки: «Ой, а нас никаким заповедям не учили… В Церковь мы не ходили…» – «Ну, и что теперь? – спрашиваю. – Надо было воровать? Убивать? За что сидишь?» Тут уж смотрят, разговор так прямо пошел, не увиливают: «За преступления», – отвечают. «И чего ты его совершал? Потому что Евангелия у тебя не было?!» Молчат, моргают. «Человек ты или кто? Совесть же у тебя есть?» Кивает.

«Да у нас всё прекрасно! Слава Богу! А вот у вас как там, в миру-то?..»

Иеродиакон Илиодор (Гайриянц) Безбожная идеология, конечно, порождает преступность, – тут и говорить нечего. Царя убили, а это глава народа. Церковь разоряли, а это – душа народа. Отрубили голову, душу вон – вот тело и смердит. Всё так. Поэтому мне смешно, когда спрашивают: «А почему вы оставили мир и ушли в монастырь?» А что, думаю, я там оставил-то? Тоска и печаль. Смотреть без слез нельзя: «Саша! Вася. Здорово! Ты чё?» – «Я ничё. А ты чё?» – «Я тоже ничё». – «Ну, давай!» – «Ну, давай!» – «Алё, Маша, привет! А ты чё?» – «Я ничё». – «Я тоже ничё». – «Ну, давай!» – «Ну, давай!» И так по сто первому разу? Кино, вино, домино? Мат-перемат. Тоска и печаль… Я их всех, в миру, «мучениками» называю.

Дай Бог покаяние.

Скончался соратник духовника патриарха Кирилла, насельник Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор (Гайриянц), у которого ранее выявили коронавирусную инфекцию. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу монастыря.

Отец Илиодор умер в понедельник утром, 26 октября. Продолжительное время он находился в больнице, у него было обострение хронических заболеваний, осложнения вызвал коронавирус. Священнослужителю было 73 года.

«Он (отец Илиодор) был соратником отца Илия (схиархимандрит Илий (Ноздрин) – ред.) – духовника патриарха Кирилла, сопровождал его во всех поездках. Он, наверное, один из самых известных иеродиаконов Русской церкви», — уточнили в пресс-службе.

Отец Илиодор появился на свет 24 июня 1947 года в Баку, находился в Оптиной пустыни с 1989 года.

Ранее сообщалось, что в возрасте 69 лет скончался протоиерей Русской православной церкви Дмитрий Смирнов, бывший председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

НОВОСТИ ПО ТЕМЕ:

— Умер протоиерей Дмитрий Смирнов

Григорий Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор.

Илиодор, иеромонах (в миру С. Труфанов) — из донских казаков, в 1905 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию и поступил в Почаевскую лавру. В 1908 г. переведен в Царицын, а в 1911 г. в один из монастырей Тульской епархии. Не подчинился этому распоряжению. В своих проповедях, речах, статьях в черносотенных изданиях выступал против интеллигенции, евреев. В январе 1912 г. состоялось постановление Синода о заточении его во Флорищеву пустынь. По прошению расстрижен, уехал на Дон, женился, стал проповедником новой религии «разуму и солнцу». В одной из проповедей непочтительно отозвался о царской семье, за что был привлечен к дознанию, бежал за границу; в 1917 г. вышла его книга о Распутине (с которым он дружил, а затем поссорился) «Святой черт».

+ + +

Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов), 1880-1952, известный авантюрист и проходимец, будучи безбожником, ради епископской карьеры принял монашество, участвовал в деятельности «Союза русского народа”, через Г. Распутина пытался выйти на царскую семью, после ссылки в Флорищеву Пустынь расстригся и стал злейшим врагом православия, создателем изуверской секты, участвовал в покушении на Г. Распутина, бежал за границу, где написал клеветническую книгу о Распутине и царской семье. В советское время соратник Дзержинского, сотрудник ЧК, позднее бежал за границу.

+ + +

Илиодор (Сергей Михайлович Труфанов) (1880-1927/1957/ 1958?/) — из донских казаков. Окончив СПб духовную академию, постригся в монахи. В 1905-1906 гг. — иеромонах в Почаевской лавре; активный член Союза русского народа (с 1905 г.), печатался в черносотенной прессе — «Почаевском Листке», «Вече» и др. Получил громкую известность благодаря страстным антиреволюционным проповедям, а также обличением властей, в том числе П. А. Столыпина. Пользовался популярностью в социальных низах. Занимался исцелением больных и изгнанием бесов из кликуш и различных припадочных, что создавало ему ореол святого и чудотворца. Покровительствуемый саратовским епископом Гермогеном, стал настоятелем Святодуховского монастыря в Царицыне. Пытался использовать дружбу с Распутиным для защиты от давления со стороны церковных и светских властей и усиления собственного влияния. Когда в 1909 г. Синод запретил Илиодору служение, он назвал распоряжение Синода «безблагодатным и беззаконным» и не подчинился ему, а также отказался переехать в Минск. По настоянию Распутина это постановление было отменено. В 1911 г. Св. Синод постановил перевести Илиодора в один из монастырей Тульской епархии. После двухдневного шумного протеста Илиодор подчинился и выехал из Царицына, оставив около 500 000 руб. долга, сделанного им для постройки нового храма и других монастырских нужд. Однако уже через месяц бежал из Новосильского монастыря, вернулся в Царицын и возобновил свою деятельность. В течение 1911 г. совершал паломничество через поволжские города в Саров.

В конце 1911 г. совместно с еп. Гермогеном пытался силой заставить Распутина отказаться от общения с царской семьей. В 1912 г. заточен во Флорищеву пустынь Владимирской губернии. В октябре 1912 г. выступил с сенсационным заявлением о том, что раскаивается в прежней религиозно-политической деятельности, попросил прощения у евреев, отрекся от веры в православную церковь. В итоге был расстрижен и освобожден из монастыря, после чего попытался основать новый культ «Солнца и Разума», организовал в станице Мариинской (Область Войска Донского) общину «Новая Галилея». В 1914 г. бежал за границу. После революции вернулся в Россию. С 1918 г. по 1922 г. жил в Царицыне. 16.06.1921 г. направил главе Совнаркома В.И. Ленину письмо с предложением создать «Живую христовую церковь» для примирения верующих и большевиков:

«Глубокоуважаемый товарищ — брат Владимир Ильич! С тех пор, как я вышел из рядов попов-мракобесов, я в течение девяти лет мечтал о церковной революции… обращаюсь к Вам и кратко поясняю следующее: церковная революция имеет целью разрушить поповское царство, отнять у народных масс искаженное христианство и утвердить их религиозное сознание на основах истинного христианства или религии человечности. А все эти достижения церковной революции должны привести к одному: к примирению народных масс с коммунистическим устройством жизни. Если Вы интересуетесь затронутым мною вопросом, то не нужно ли будет приехать мне к Вам в Москву и лично побеседовать с Вами об этом, по моему мнению, весьма важном деле? Прошу Вас ответить мне и написать мне краткое письмо о своем желании видеть меня и говорить со мной о церковной русской революции. Остаюсь преданный Вам, ваш брат-товарищ-гражданин Сергей Михайлович Труфанов (патриарх Илиодор)». Ответа не последовало. (Булюкина Е. В., Гарскова И. В. «Вести русскую массу к политической коммуне нужно через религиозную общину». Письмо иеромонаха Илиодора В. И. Ленину // Отечественные архивы. 2005. № 4. С. 115-119). Упоминания о том, что Илиодор хотел бы быть «русским Папой» встречались и раньше (Былое. 1924. № 24. С. 187). Ответа от новой власти не последовало. Эмигрировал в США, сначала жил в достатке, но сильно пострадал в результате биржевого краха 1929 г. (Великой депрессии). Окончил дни, работая швейцаром небольшой гостиницы в Чикаго.

+ + +

Илиодор появился в Царицыне в ноябре 1907 г., выступал с резкими речами против Госдумы, затем уехал. Вернулся в Царицын в марте 1908 г. и, встав во главе местного отдела Союза русского народа, начал произносить зажигательные проповеди против интеллигенции и бюрократии, целя в местную администрацию («а губернатора с министрами надо выпороть на царской конюшне»). Саратовский губернатор С. С. Татищев обратился к епископу Гермогену с просьбой удалить Илиодора из Царицына, но тщетно. Обиженный губернатор пожаловался П. А. Столыпину и подал в отставку (см. письмо С. С. Татищева от 14 сентября 1908 г. (копия) // ГАРФ. Ф. 603. Оп. 1. Д. 2). Премьер удержал губернатора обещанием удалить из Царицына Илиодора, но из-за сопротивления Распутина и Гермогена ему это не удалось (согласно сведениям Илиодора, сначала царь согласился, но затем Распутин заставил его взять свое слово назад), тогда Столыпин выхлопотал у Николая II «высочайшее неудовольствие» по поводу илиодоровских нападок на администрацию. Царь попросил сообщить Св. Синоду о недостойном поведении священнослужителя, а губернатору — что отказывается уволить его от должности (П. А. Столыпин — В. Н. Коковцову 7 апреля 1909 г.; B.Н. Коковцов — П. А. Столыпину 10 апреля 1909 г. // РГИА. Ф. 1276. Оп. 2. Д. 44. Л. 2, 3). Св. Синод фактически спустил дело на тормозах, предписав Гермогену «иметь особливое наблюдение за деятельностью иеромонаха Илиодора» (С. М. Лукьянов — В. Н. Коковцову 15 апреля 1909 г. // Там же. Л. 7). Неудивительно, что C.С. Татищев в итоге все-таки добился своей отставки в декабре 1910 г.

Григорий Распутин, епископ Гермоген и иеромонах Илиодор.

Илиодор (в миру Труфанов Сергей Михайлович), бывший иеромонах (сент. 1880 или 1881—1958), активный участник черносотенного движения.

Из донских казаков (станица Мариинская Области Войска Донского), сын сельского дьячка (по др. данным диакона). Окончил Новочеркасскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1905) по первому разряду. Студентом принял монашеский постриг (1903). В 1905 преподавал духовное красноречие в Ярославской ДС, в это же время вступил в ряды Союза Русского Народа (СРН). В 1906 из-за недовольства семинаристов был переведен в Почаевскую лавру Волынской губ., где прославился своими выступлениями в защиту Православия и Самодержавия, а также против революционного движения, интеллигенции и евреев. Печатался в черносотенных газетах «Почаевский листок», «Вече», «Русское знамя» и др. Благодаря ораторским способностям приобрел значительное число почитателей и заслужил авторитет в монархическом движении. Возглавил Почаевский отдел Союза Русского Народа, насчитывавший, по некоторым данным, до 10 тыс. чел. Был приглашен в С.-Петербург и принят Императором Николаем II Александровичем. Находясь в столице, выступал со своими проповедями в салонах и во многих гвардейских полках.

В 1908, после нескольких предупреждений со стороны местных властей, недовольных резкостью выступлений Илиодора, он был переведен в Царицын для заведования Свято-Духовым Троицким подворьем. На новом месте Илиодор стал активным деятелем Православного Всероссийского Братского Союза Русского Народа, организованного еп. Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долгановым), фактически заняв следующее за владыкой место в партийной иерархии. Илиодор с церковного амвона активно критиковал «богатеев» и купцов, живущих трудом бедных людей, чиновничество и полицию, отчуждавших Царя от народа, и даже архиереев. Конфликтовал с редакторами местных газет «Царицынская жизнь» и «Царицынский вестник». Занимал непримиримую позицию в критике иудаизма и евреев. П. А. Столыпин так характеризовал его деятельность: «Ужасно то, что в исходных своих положениях Илиодор прав, жиды делают революцию, интеллигенция как Пангурово стадо, идет за ними, пресса также, да разве Толстой, подвергнутый им оплеванию, не первый апостол анархизма, но приемы, которыми он действует, и эта безнаказанность все губят и дают полное основание оппозиции говорить, что она права».»…По одним впечатлениям он как бы крайний; по другим, как бы склоняющийся к партии левых, причем есть даже такие суждения, что не есть ли он второй Гапон?», — докладывал о нем Саратовскому губернатору Царицынский уездный исправник. Сомнения эти были небезосновательны. Сам о себе Илиодор писал: «Я — революционер. Таким революционером был и Христос. Таким революционером, бунтовщиком, разбойником и я желаю быть. Я — ученик Христов. Хочу подражать Ему». Между тем, Илиодор обладавший ораторским талантом и влиянием на народ, собирал на свои проповеди и выступления до несколько тысяч человек. Как отмечал местный уездный исправник, «все его речи произносятся им с повышенным нервным тоном, с жестикуляцией, <…> с топаньем ногами, посохом». Илиодор занялся амбициозной церковной застройкой, честолюбиво обещая «сделать из Царицына три Кронштадта» (т. е. затмить славу св. прав. Иоанна Кронштадтского).

Итогом рьяной деятельности Илиодора, приводившей даже к столкновениям его почитателей с полицией, стало решение Св. Синода об удалении иеромонаха из Царицына. Однако в ответ на многочисленные жалобы его почитателей, Император Николай II дал Илиодору испытательный срок, и тот с триумфом вернулся в Царицын. Но убедившись, что бунтарь испытательного срока не выдерживает, Государь в янв. 1911 согласился на перевод его в один из захудалых монастырей Тульской епархии. Илиодор царской воле не подчинился, объявил голодовку и заперся со своими почитателями в построенном им храме. Перед хлынувшими в монастырь паломниками он выступил со своим знаменитым предложением еженедельно сечь министров розгами, а председателя Совета министров Столыпина драть еще и сугубо по средам и пятницам, «чтобы тот помнил постные дни». Схваченный жандармами Илиодор под конвоем был отправлен на новое место служения, откуда вскоре бежал, переодевшись в светское платье. Прибыв в Царицын, мятежный иеромонах со своими приверженцами заперся в Подворье (так называемое «царицынское сидение»). Попытки властей уговорить Илиодора успеха не имели, тогда П. А. Столыпин неожиданно для многих распорядился «прекратить всякие действия против монастыря и Илиодора». В мае 1911 Илиодор был вызван в Царское Село и принят Императором Николаем П. В дек. 1911 он поддержал еп. Гермогена (Долганова), отказавшегося подчиниться Высочайшему повелению об увольнении его из Св. Синода, совместно с ним начал активную кампанию против Г. Е. Распутина, с которым ранее находился в дружбе. В янв. 1912 по постановлению Св. Синода Илиодор был заточен во Флорищеву пустынь Владимирской епархии. Пытался бежать оттуда. План побега предполагал, что по прибытии в Царицын «Илиодор набатом созовет массы народа, как местного, так и пришлого; монахиня Ксения выбросит на крыше монастыря красный флаг; по выходе на площадь будет объявлено о низложении Государя с Престола как ненормального; затем будет призвано казачество к вооруженному восстанию». В ноябре 1912 Илиодор отправил в Св. Синод «отречение», подписав его кровью, со словами: «Да судит вас Вечная истина! Я же отрекаюсь от вашего Бога. Отрекаюсь от вашей веры. Отрекаюсь от вашей Церкви». Просил прощения у интеллигенции и евреев, против которых непримиримо выступал в свое время. «Народ израильский! Светоч мира! Ты особенно прости меня», — взывал Илиодор. Монархисты, до тех пор активно защищавшие иеромонаха перед властью, отвернулись от богохульника и крамольника.

В конце 1912 Илиодор был лишен сана и расстрижен, после чего уехал на Дон, женился, стал проповедовать новую религию «разума и солнца».»Колдуном я раньше был — народ морочил», — говорил Труфанов о своем священстве. Близ станицы Мариинской основал религиозную общину «Новая Галилея», начал строить «Храм Солнца». За богохульство и оскорбление монарха в своих речах был привлечен к дознанию. Организовал покушение на Распутина, которое осуществила 29 июня 1914 поклонница Труфанова Х.Гусева. Распутин был тяжело ранен, а Труфанов при помощи революционного подполья в женском платье бежал за границу, где опубликовал ряд клеветнических материалов, порочащих Царскую Семью.

Перед революцией жил в Норвегии. Приход к власти большевиков поддержал. В марте 1919 по этому поводу заявлял: «К Октябрьской революции отношусь сочувственно, ибо после Февральской революции остались помещики, купцы и фабриканты, которые пили народную кровь». В 1918-1919 вернулся в Царицын, возобновив проповедническую деятельность: создал «мистическую коммуну» и объявил себя «русским папой», «патриархом живой христовой церкви». Затем сотрудничал с Ф.Э.Дзержинским в атеистической пропаганде. В 1922 был выслан из Советской России за границу. Попав в США, Труфанов обошел едва ли не все известные церкви и секты. По слухам, в последнее время он работал не то швейцаром, не то таксистом и умер в нищете.

По характеристике Саратовского губернатора П. П. Стремоухова, «Илиодор был не только опасным авантюристом, мечтавшим выдвинуться и сыграть крупную роль для удовлетворения своего ненасытного честолюбия. Никаких убеждений ни левых, ни правых, у него никогда не было. Служить Богу либо черту ему было совершенно безразлично, лишь бы добиться своих ближайших целей».

Арх.: ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 2. Д. 10. Л. 54-54 об.; ГА Саратовской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 7289, 7589, 7590, 7913, 8775, 8949, 8951, 10296; Ф. 8. Оп. 1. Д. 917, 924.

А. Иванов, Е. Михайлова

Сочинения:

Литература:

Здесь читайте:

Иоанн Кронштадтский (в миру Сергиев Иван Ильич) (19.10.1829-20.12.1908), протоиерей Андреевского собора в Кронштадте.

Гермоген (Долганов Георгий Ефремович) (1858-1918), епископ Саратовский и Царицынский с 1903 г. За слишком независимое поведение был исключен из Синода в 1912 г.

Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872-1916) особо доверенное лицо Николая II.

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов «Россия век XX» Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *