Не решался написать. Думаю, разрешится дело до конца – тогда обязательно… В общем, такое искушение…
Ну, о том, что есть у меня определенные способности, мне еще несколько лет назад сказали. Люди, которые давно этим занимаются. Но когда позапрошлой зимой поехал я со своими сомнениями к отцу Нектарию и поделился с ним. Думаю, сейчас скажет про полную чушь, про дьявольщину и, что много на себя беру, гордыню развиваю.
Что я тогда знал об о.Нектарии? Только, что очень сильный старец, до своего поставления во главе Оранского мужского монастыря был настоятелем Радонежского Подворья Троице-Сергиевой Лавры. Ну и слухи всякие, что видит людей насквозь, лечит всякие заболевания, в том числе и психические. А еще, что один из малого количества священников во всей Патриархии, кто имеет Патриаршее благословение на лечение бесноватых. К нему и сейчас в Оранки со всей страны приезжают, чтобы избавиться от беса. Видел я эту картину потом. И не раз. Но об этом позже.
Пригласил меня мой будущий шеф, которого старец взял к себе в духовные чада: поехали, говорит, побеседуешь. Да и сам Отче зовет тебя.
Я сначала посмотрел о нем информацию в интернете. Да, все так и есть. Отец Нектарий (Марченко), игумен Оранского монастыря, давно известен своими проповедями, за которыми едут со всех концов России. Раньше в Радонеж, теперь вот к нам, сюда. Проповеди очень сильные, в которых нет ни одного слова без глубокого смысла. Слушать их нужно очень внимательно, потому что батюшка вкладывает в них огромную силу.
Думаю – будь что будет. Скажет мне, что дурь у меня в голове, да и избавит меня от нее. Легче жить станет.
В первый приезд разминулись. Проехали почти сотню километров, но батюшку в этот день в Нижний вызвали. Ну, и хорошо. Может и я не готов был. Отстоял службу в храме, воздухом монастырским подышал, особую намоленную атмосферу в себя впустил, искупался в источнике святом. Не встретились – ну, и ладно. Страшно ведь было, пусть страх еще во мне побудет, а сегодня отлегло.
На обратном пути встретилась машина, промелькнула. Шеф говорит: батюшка…. Может, вернемся?
Я отвечаю: Не стоит. Примета. Да и.. (расслабился).
Вечером звонок от шефа: Батюшка звонил, говорит, что видел нашу машину навстречу. Ругался, что не дождались. Велел в следующее воскресение обязательно приехать.
В следующий выходной опять в шесть утра на ногах, опять за сто километров.
Приехали на службу. Стою, трясет. Не пойму – почему. То ли волнуюсь, то ли холодно. На улице -19, а в храме толком еще отопление не сделали.
Заканчивается служба… Народу много в храме и большинство потянулись к правой стороне, благословения испрашивать. Стою в сторонке. Я никого не знаю. Меня никто не знает.
Проходит Он через толпу. Молча, благословляет по пути, равняется со мной и поверх толпы, бросая на меня взгляд, тихо так произносит: «А с тобой нам надо поговорить…. Потом».
У меня как кол сверху донизу… Он же не знает меня, не видел никогда.
Как сомнамбула пошел в его покои.
Сначала трапеза. Покушали, а потом пригласил в свою келью. Мило так… По стенам клетки. Птицы: канарейки, попугайчики. Щебечут все. И вот говорит: «Давай, рассказывай».
А у меня и в горле пересохло. Еле ворочая языком начинаю…
«Вот, батюшка.. Сомнения у меня. Странные какие-то вещи со мной. Чувствую в себе энергию какую-то. Есть способность забирать у людей отрицательную энергию. И от этого люди вылечиваются. А мне тяжело становится. Не знаю, что потом делать. Говорили мне, что нужно земле отдавать, воде. А не очень хорошо это получается. Вот и приходится порой выть диким зверем».
Все, думаю, сейчас начнется. Будет бесов гнать.
А он подумал и спрашивает: «Говорил с кем об этом?»
— Да, отвечаю, с отцом Геннадием в Выксе, благочинным. Он мне сказал, от дьявола все, молитвы читать с утра до вечера нужно.
Батюшка, немного подумав, говорит мне: » Ну, молитва никогда и никому еще не мешала. Тут дело в другом. Не от дьявола у тебя это, а совсем с другой стороны. И должен ты людям помогать. Да, есть дар, делись им с другими, со страждущими. А избавляться…. Вот ты мою рясу потрогай. Чувствуешь, что она мокрая насквозь? А в храме то холодно было. Такая вот молитва. Да не забывай, что я в алтаре земные поклоны бью. Вот ты говоришь, что отрицательная энергия, от которой ты людей избавляешь, остается в тебе? Так ведь любую энергию можно физическими упражнениями сжечь. Ты вот спортом занимаешься, но как я понимаю, не очень регулярно. Тогда помоги себе – вместо пустых приседаний сделай пару сотен земных поклонов. Со временем поймешь их смысл, а пока, смотри на них как на физическую нагрузку. И о Боге при этом подумай. Увидишь – легче станет».
Почти час мы разговаривали. И много о чем, но именно эта часть разговора была для меня самой важной.
Думал, что в смятении буду уезжать. А получилось все наоборот, возвращался окрыленный. И стал с тех пор ездить в Оранки, правда, в основном по праздникам. Потом чаще. Как то особенно стало заметно, что батюшка отмечает как-то меня. То во время крестного хода окликнет меня, стоящего в толпе и справится о моем здоровье, то просто посмотрит внимательным взглядом во время проповеди, то позовет исповедаться именно у него. Не говоря уж о том, что каждый раз во время службы получал в руки от его келейника, Сергея, большую просвиру, знак того, что приглашен на послебогослужебную трапезу у батюшки, где он и усаживал меня недалеко от себя. Ближе были только главные благодетели. Сейчас я уже понимаю, что это, видимо, означало включение в число духовных чад. А, следовательно, послушание, смиренность, и беспрекословное подчинение.
Так продолжалось почти полтора года. До того момента, пока я не решил видоизменить свою жидкую бороденку, которая до этого момента имела вид испанской скобки, но с длиной пятидневной небритости. История у этой бороды старая… И завел я ее только для того, чтобы немного нивелировать припухлость, появившуюся на скулах после операции на лице. А тут еще добавил небольшую деталь – чуть более отросшие волоски под нижней губой, как продолжение этой «испанки».
Вот эта деталь и привлекла внимание батюшки. На Сретенье, во время елеепомазания он пристально посмотрел на меня и после обычной процедуры с кисточкой, смоченной в елее, что-то пробормотал и как то тщательно стал намазывать и именно этот участок под моей нижней губой.
После службы, как обычно пошли в трапезную. Стол достаточно большой, за ним собираются около сорока человек. Все стоят, ждут, пока батюшка пройдет, покажет всем места и благословит каждого.
Стою и я, жду. Идет батюшка. Я тоже сложил руки пирожком, правую ладонь на левую: Благословите, Батюшка!
Остановился, фыркнул и махнул рукой! Все выдохнули: не благословил!!!
Чувствую себя изгоем. Аж в пот бросило. Но место показал, почти напротив себя, у основания перекладины буквы «Т», в форме которой стоял стол.
Сижу, а кусок в рот не лезет, чувствую на себе колючий взгляд старца. Его взгляд не выдерживают люди на расстоянии, а тут в полуметре вообще становится не по себе. Поворачиваю голову, спрашиваю: «Что, Батюшка, что-то случилось?».
— Ты мне скажи, что вот за борода у тебя такая?
— Да разве, батюшка, это борода? Так, косметическая деталь, скрывающая дефект лица.
— Нет, нехорошая у тебя борода, нехристианская какая-то.
— Да у меня, батюшка, и лицо-то нехристианское. Столько всего намешано.
— Нет, неправильная. Не надо такую носить.
— А у меня другая не растет!
— Я тебе говорю, лучше сбрить и вообще не носить никакую.
— Да, я…
И вот тут я заметил, что все люди за столом давно перестали жевать и в каком-то напряженном молчании следят за происходящим. Даже Сергей, келейник, перестал своим гнусавым запинающимся голосом читать Жития святых. Все смотрят с испугом на меня. А после этого началось….
Зашипели на меня со всех сторон: Ты что!!!! Надо было испросить у батюшки благословения на ношение бороды, все его ученики и духовные чада так делают. А еще, ты с ума сошел – батюшке перечить!!!
Я говорю в оправдание, что носил бороду еще за 10 лет до знакомства со старцем. И про себя: да я не собирался к нему в ученики, у меня есть уже духовник, другой священник, не из монашествующих.
Все закончилось как-то скомкано, и домой я поехал с тяжелым сердцем. Не хотел такого окончания. Мне казалось, что я не пререкался без повода. Не было ни малейшего желания перечить. Человек ведь, бывает, не задумываясь, говорит многие вещи. Здесь тоже, от души какой-то протест шел. Точнее, можно воспринимать как протест, а можно – как простой человеческий разговор, обмен мнениями. Но, как оказалось, в монастыре, у игумена, тем более ТАКОГО игумена, как о.Нектарий, не может быть «обмена мнениями». Нет мнений. Есть пастырское слово. Надо привыкать.
Через пару дней побрился. В следующий раз поехал в монастырь на Вербное. И, как оказалось, все не так то и просто. Случай не прошел бесследно. Впервые мне не вручили просвирку от батюшки – приглашение на трапезу. Ну и ладно. Купил я банку козьего молока, иду с ней через вестибюль батюшкиного корпуса, собираюсь домой. Навстречу Он. И никого больше! Стоим в коридоре друг против друга. Неловкое молчание.
— Ты чего тут?
— Да вот молока взял, батюшка…
— Ладно, иди за стол.
Иду, понурившись, в руках авоська с трехлитровой банкой болтается. Прохожу в трапезную, а все места за столом уже заняты. Один стул свободен в самом конце стола, на углу. Думаю, и хорошо, далеко, никто меня не видит.
Отобедали. Батюшка первый выходит, мимо всех, на выходе задержался около меня и говорит: «Вот и подумай, чем ты провинился, что на таком месте сидишь…»
Я только улыбнулся в ответ.
Через неделю, на Пасху, поехал снова туда, но ощущение было, что в последний раз. Не знаю, но не покидало такое.
Отстоял, пропуск на трапезу не получил, но пошел и сам просто сел за стол. Думаю, что ж, последний – так последний. Чувствовал на себе пристальные взгляды. А через три дня шеф объявил, что нам с ним придется расстаться и ушел я из генеральных директоров. Закончилась наша 11 летняя дружба. И не покидала меня мысль, что во всей этой истории неслучайно все.
Через месяц попросил поговорить со мной о.Владимира, которого я своим духовником считаю. Пришел, как блудный сын покаяться, но и вопросов у меня навалом. Спрашиваю, как же так, где в этом суть?
Выслушал он меня и говорит: «Да, Саша…. Натворил ты делов. Я, конечно против, когда люди выбирают себе духовников их монашествующих. Что они могут подсказать мирским в повседневных проблемах? Семьи не было, на воспитание детей тоже специфически смотрят. Монахи как никто стремятся ужесточить требования. И не просто требуют послушания, но не терпят другого мнения. Трудно им вникнуть в мирское. А тут еще ТАКОЙ человек, как о.Нектарий! Да к нему со всей страны едет и готовы без вопросов подчинится, но и рады, когда на них послушание накладывают. А ты такую строптивость показал. Да, храм – это дом Божий, но игумен – он наместник бога в монастыре. Да и разговаривали вы уже и не в храме, а в трапезной у него.. В его доме. Ошибка твоя серьезная. И реакция его понятна. И неизвестно, чем тебе все это выльется. Молись. Не знаю, что тебе еще посоветовать. И еще, исповедуйся и причащайся почаще.»
То, что с того момента у меня все из рук валилось год почти – это ничего и не сказать. Все как то разваливается. Мысли про все происшедшее так с апреля прошлого года и не покидали. И вот, в этом году, за пару недель до Пасхи, пригласила меня моя старая знакомая в Оранки съездить. Провожатым что ли.
И история получила продолжение. Более серьезное.
Паломнические поездки
/ 6
Подробности Родительская категория: Деятельность фонда Категория: Поездки Опубликовано 22.03.2015 16:25 Просмотров: 2383
Поездка к СТАРЦУ схиархимандриту о.Иоанникию на молитвенню службу ОТЧИТКУ
с. Чихачёво, Ивановская обл.
По благословению схиархимандрита о.Иоанникия, мы благотворительный Фонд помощи детским домам ‘Спас Нерукотворный’ совершаем паломнические поездки в ‘Свято-Никольский’ скит с.Чихачёво, Ивановской обл. к старцу на отчитку. Там читается неусыпный псалтирь, не прекращается ни на минуту. Общая исповедь (как практиковал св.Иоанн Кронштадский), проходит причастие, а для женщин особая молитва читается (за аборты), крестный ход каждодневный вокруг храма.
Многочисленные факты исцеления были отмечены людьми ( от наркомании, винопития, раковые больные и многое другое). Старец прозорливый и сильный молитвенник, по его молитвам и благословениям происходят чудесные исцеления и благополучие для людей.
Более подробную информацию Вы можете получить и записаться на поездку поездку.
тел. 8 (831)278 08 12, сот.8 904 921 33 14, 8 960 188 32 35, выезд из г. Нижнего Новгорода.
Для иногородних предоставляем на поездку легковую машину.
смотреть далее:
Поездка в Оранский монастырь, Нижегородской области.
с. Оранки, Нижегородская обл.
Оранский Богородицкий мужской монастырь.
Уникален Оранский монастырь в деревне Оранка Богородского р-на Нижегородской области, там сейчас наместником — отец Нектарий, который был в Радонеже. Но здесь скорее община, а не мужской монастырь. Братья и Сестры из его духовных чад живут рядом. Известен монастырь, как лечебница для страдающих рассеянным склерозом, другими тяжелыми расстройствами здоровья.
История Оранского Богородицкого мужского монастыря Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым. В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.
Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.
Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.
В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство — были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), каменные корпуса, каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.
Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря.
В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано. В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).
В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.
Оранский Богородицкий мужской монастырь сегодня
Купола Оранского Богородицкого монастыря видны издалека, еще при подъезде. Ярким пятном выделяются они на фоне простых деревенских домов. Монастырь обнесен кирпичным забором, есть ворота, вход в монастырь — свободный.
Доминирующими на территории Оранского монастыря являются собор Владимирской иконы Божьей Матери (там хранится Оранская икона Божьей матери) и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Оба храма проходили реставрацию совсем недавно, частично работы еще ведутся. Храмы действующие, проводятся службы.
Также недавно отреставрирована Петропавловская церковь. Хотя с виду и не скажешь, что это церковь — она представляет собой выделенный главкой храм в двухэтажном кирпичном здании трапезного корпуса. А вот колокольня кардинально перестраивается. Колокола — большой и несколько маленьких — спущены вниз и тихо дожидаются своего часа. Территория Оранского монастыря небольшая, чистая, ухоженная. Есть небольшой огород, где выращиваются овощи и цветы. Из монастырских построек — братские дома, старый архиерейский дом и огромный корпус для паломников. А еще при Оранском монастыре есть святой источник. Построена крытая купальня. В монастыре можно купить продукты животноводства — яйца, творог, молоко.
Источник Оранского монастыря, богат серебром, на источнике происходили и происходят исцеления от раковых заболеваний.
Наш Фонд организовывает поездки в эту святую обитель.
Когда-то в этом месте было тихо и пустынно. До Словенской горы, на которой в XVII веке возникла Оранская пустынь, добраться было нелегко. На пути стоял густой непроходимый лес и оран-поле. Сейчас к Богородицкой обители ведет гладкая асфальтированная дорога. На повороте в село Оранки — большой указатель, где крупными красивыми буквами выведено — Оранский Богородицкий мужской монастырь.
В моем представлении монастырь, да к тому же древний, должен иметь крепостные стены, собор, церкви, просторный двор с игуменским корпусом и братскими кельями, хозяйственные постройки. Примерно таким и выглядит Оранский монастырь на литографии XIX века.
Как же мы удивились, когда вместо стройного архитектурного ансамбля увидели несколько полуразрушенных каменных корпусов и два храма, перегороженных строительными лесами: собор Владимирской Богоматери и церковь Рождества Богородицы.
Не менее нас поразил монастырский двор. На самом деле это даже не двор, а большая строительная площадка, на которой почти безостановочно идет работа… Одни рабочие готовят бетонный раствор, другие штукатурят фасады зданий, третьи монтируют ворота. А четвертые… Бригада сильных молодых людей кладут в несколько рядов кирпичи.
Мы внимательно следим за их слаженной работой. В разговоре выясняется, что практически все они приехали из Курска. Монастырскую ограду курским рабочим помогает возводить Павел из Подмосковья. В общее дело их связала любовь к своему духовному руководителю – отцу Нектарию. Во время своего отпуска они стараются помогать ему в восстановлении Богородицкой обители, которой отец-игумен управляет с августа прошлого года.
Павел, в отличие от своих собратьев во Христе, приехал сюда на постоянное жительство. Он считает, что при духовном отце легче жить, работать, спасаться. Долгое время Павел страдал тяжелым духовным заболеванием.
По молитвам отца Нектария состояние его здоровья заметно улучшилось.
— Мой ум просветлел. Я стал яснее соображать, лучше понимать Евангелие, Псалтирь, творения и поучения святых отцов, стал духовно развиваться, — поделился с нами Павел.
Как опытный духовный руководитель отец Нектарий помогает возрождать человеческие души, а люди в ответ на его любовь и терпение к ним – восстанавливать Божию обитель. Здесь можно встретить людей почти со всей России.
Томск, Кубань, Белгород, Красноярск, Москва…
Из этих городов приехали женщины, которых я застала за работой «на кирпичах». Напевая молитву, они перекидывали кирпичи и аккуратно складывали их в одном месте. Прежде чем заговорить, они предложили мне немножко поработать.
— Доченька, хотя бы один кирпичик положи. Видишь, здесь все работают.
— Но ведь я тоже работаю, собираю материал для газетной статьи об этой обители, — смущенно ответила я.
— А ты вставай в нашу цепочку, кидай потихоньку кирпичи и спрашивай.
За работой я познакомилась почти со всеми. Ольга из поселка Приполярный Тюменской области приехала сюда на время отпуска.
— Как только наступает отпуск, я все бросаю и еду к отцу Нектарию, — рассказывает Ольга. — Я духовно заряжаюсь на целый год, так как храма своего у нас нет. Мы живем в тайге, от нас час сорок лететь на вертолете только до железной дороги. С отцом Нектарием я познакомилась в Радонеже. Батюшка меня сразу хорошенько отругал. Когда он меня ругал, на сердце была радость. И я подумала: «Буду ездить только к нему».
Радонеж – подворье Троице-Сергиевой Лавры. Именно в этой обители, на второй родине преподобного Сергия, отец Нектарий нес послушание настоятеля девять лет. По Радонежу его узнали почти все, кто сегодня приехал ему помогать.
— Такое чувство, что здесь как в Радонеже. Стоишь в храме и забываешь, что ты в Оранках, — делится со мной матушка Вера.
Из жизни монастыря
У Отца Нектария нет ни минутки свободной. После службы он занят хозяйственными вопросами. Разговариваем с ним на ходу.
— В Оранском Богородицком монастыре я тружусь с прошлого года. Сюда меня пригласил владыка Георгий. Видите, в каком состоянии находится монастырь. Вот об этом и напишите, — советует мне отец Нектарий
О своих трудах батюшка говорить отказывается. Я подумала: боится приписать себе заслуги. На помощь ко мне приходят духовные чада отца Нектария. Они с охотой делятся тем, что знают.
— Как только отец Нектарий появился в этом монастыре, он сразу благословил зажечь неугасимую свечу перед образом Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и каждый день перед службой читать акафист, — рассказывает Петр. — Отец Нектарий говорит: «Перед чьим образом горит день и ночь свеча, того она побуждает ходатайствовать за человека, монастырь и людей в монастыре».
Мне припоминается святая Дивеевская обитель и храм двух Рождеств: Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В верхнем храме перед иконой Рождества Христова тоже горит неугасимая лампада.
— После того как в нашей обители стала поддерживаться эта благочестивая традиция, — продолжает Петр, — тут же к нам помощь пошла. Божия Матерь послала благотворителей и помощников. По Ее святым молитвам оживилось восстановление.
— Большое внимание отец Нектарий уделяет внутренней жизни монастыря, — говорит паломница Ирина. — Почти каждый день с амвона он произносит свои трогательные проповеди. Через них он призывает братию и весь православный народ на борьбу со своими страстями, на покаяние. Батюшка резко обличает человеческие пороки и недостатки. Со стороны даже может показаться, что он сильно гневается. «Я, — говорил нам отец Нектарий, — ругаюсь не ради злобы и ненависти, а ради того чтобы пробудить вас от греховного сна, направить к покаянию, к исправлению, и в конечном итоге — к Царствию Небесному». Батюшка часто скорбит о том, что мы мало заботимся о спасении своей души. Он призывает к стройной организованной духовной жизни: читать каждый день Евангелие, Псалтирь, утренние и вечерние молитвы. Он говорит, что молитвенное правило – это пища для души. Как для тела каждый день требуется обед и ужин, так и для души — Слово Божие.
За несколько часов, которые я провела в Оранской обители, и эти полуразрушенные стены, и эти трудолюбивые люди стали для меня родными. Перед отъездом я прошу благословения у отца Нектария и разрешения еще раз приехать. Может, и мне удастся хоть немного потрудиться для возрождения этой славной обители. Я верю, что Божия Матерь мне в этом поможет. Стоит только захотеть!
Автор — Марина Курганова.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Атмосфера в монастыре особая. Она вся пронизана горячей молитвой священства, монашествующих, трудников и паломников, приехавших сюда из разных уголков нашей земли. Каждого привела к святыне или личная беда, или тяжелая болезнь, или горячее желание помочь монастырю.
Пастырь строгий
Так видимо судьбе было угодно, что я встретился с отцом Нектарием через десять лет после памятной для меня и моего сына поездки в Радонеж, где служил в то время этот удивительный человек.
Как сейчас помню тот летний солнечный день, когда мы вошли в храм. Нас было несколько человек, в основном прихожане нашего Троицкого храма и двое священников – отец Геннадий и отец Василий. Сегодня обоих уже нет к сожалению, с нами. Царство им небесное.
Уже не помню, с чего начался наш разговор. Запомнился мне только мой рыдающий навзрыд малолетний сын и строгий батюшка, отчитывающий его, как мне казалось, совершенно несправедливо…
Когда немного сбитые с толку таким приемом мы вышли во двор, отец Геннадий на мой немой вопрос, многозначительно помолчав, произнес: «А ведь он не с Колей разговаривал, а пытался до наших окамененных сердец таким образом достучаться…». От той встречи остались у меня несколько фотографий.
В молодости я не раз слышал от знакомых людей об отце Нектарии, но увидеться с ним больше мне не удалось…
Перед Рождеством в Дивеево совершенно случайно из разговора с моим знакомым из Нижнего Новгорода Борисом я узнал, что отец Нектарий, оказывается, с 2003 года возрождает Оранский мужской монастырь. Прошлой осенью обители была возвращена из музея великая святыня – чудотворный образ Владимирской Оранской Божией Матери…
И вот недавно мне удалось провести в этом монастыре несколько незабываемых дней. Атмосфера в Оранском монастыре особая. Она вся пронизана горячей молитвой священства, монашествующих, трудников и паломников, приехавших сюда из разных уголков нашей земли. Каждого привела к чудотворной святыне Божией Матери Оранской или личная беда, или тяжелая болезнь, или горячее желание помочь возрождающемуся монастырю.
Отец Нектарий – строгий, требовательный батюшка. Такой нужен сегодня всем нам, расслабленным, пребывающим в дремотной лени многочисленных страстей и пороков.
Есть такое русское слово – подвижник. В полной мере его можно отнести к батюшке Нектарию. Именно на таких людях и держится все на Руси, неравнодушных, прямых и безкомпромиссных, всегда готовых прийти на помощь страждущему, обремененному многими грехами нашему народу.
Можно по-разному судить – случайно или не случайно довелось мне оказаться в Оранском монастыре. Только один факт до слез порадовал меня. Праздник Оранской иконы Божией Матери приходится на 7 сентября. Именно в этот день появилась на свет православная народная газета «Русь Державная».
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Оранский Богородицкий монастырь
В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе, которая ,по преданию, была написана самим Святым Апостолом евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Глядков. Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратились к нему.
Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда Петр Глядков «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборныя церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем».
Для исполнения данной просьбы протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но несколько отличалась написанием самого лика, и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а также Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года.
По возвращению домой в свою нижегородскую вотчину село Бочеево исцеленный Петр Глядков в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений.
В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.
Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» – пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее, понял он: это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин – это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.
Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иоасафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.
Вернувшись вновь на нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славеновой горе», обозначив тем самым место для строительства храма.
Между тем, старания Петра Глядкова увенчались успехом. Через три месяца в будущем монастыре был построен первый деревянный храм и вскоре освящен. Произошло это 21 сентября (по ст. стилю) 1635 года в день памяти Апостола Кондрата. Сюда же, в новую церковь, была принесена чудотворная икона. Появились в обители и первые насельники. Древние акты сооощают о том, что было их восемь человек, а старшим из них значился постриженный из вдовцов иеромонах Феодорит. Сам же основатель нового монастыря – Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по прежнему всячески способствовал устройству Оранской пустыни. С этого времени от чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» стали изливаться многочисленные чудеса, привлекавшие в обитель множество верующих для поклонения и возношения перед ней своих молитв.
Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Уже в 1635 году, спустя полгода после создания монастыря, опять на пятой неделе Великого Поста, во время вечерней службы икона стала мироточить. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.
Слух об Оранской обители и чудесах, творимых у иконы Божьей Матери, быстро распространялся по окрестным селениям, и на поклонение святыне приходило немало народу. Дошла и до Москвы весть о чудодейственной иконе Оранской пустыни. Когда Патриарх Иоасаф прослышал об этом, то немедленно послал грамоту архимандриту Нижегородского Печерского монастыря Рафаилу и протоиерею Архангельского собора Иосифу с повелением составить и сообщить ему самое обстоятельное описание всех чудес, являемых от иконы Оранской обители. Расследование было проведено самое тщательное. Расспросы велись в течение четырех месяцев. Затем подробный отчет отослали Святейшему Патриарху и доложили государю о происходящем. В общей сложности тогда были зафиксировано более 500 чудес от Оранской святыни.
Множество богомольцев приходило поклониться чудотворной иконе, и в знак благодарности за благодать и исцеления делались ими немалые приношения. Наследники основателя, род дворян Глядковых, также считала своей обязанностью продолжать святое дело, начатое их предком. Представители этой фамилии постоянно поддерживали монастырь щедрыми дарами и вкладами в виде богослужебных книг и утвари. Среди благодетелей монастырская летопись и синодики сохранили еще ряд известных имен: грузинской царевны Дарьи Арчиловны Имеретинской, князей Одоевских, Черкасских, Щербатых, Бабичевых, Горчаковых, бояр Бутурлиных, именитых купцов Строгановых и многих других.
В начале XX столетия Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. В нем размещалось шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства. В 1905 году в монастырском лесу, недалеко от монастыря, был основан скит для монахов, испытывающих потребность в уединенной молитве. В двухэтажном каменном здании скита размещалась домовая церковь в честь Успения Божьей Матери. На территории скита находился небольшой музей церковных древностей, созданный настоятелем монастыря архимандритом Аркадием (Антуфьевым).
После революции из более 200 насельников в монастыре осталась только четвертая часть. Большая часть имущества была национализирована, и в обители наряду с насельниками стали размещаться различные вновь созданные Советской властью организации и учреждения. По официальным данным в последний год существования монастыря (1928 г.) здесь под руководством игумена Димитрия (Архангельского) проживало 11 иеромонахов, 3 иеродьякона и 5 иноков.
Но, невзирая на все эти обстоятельства, по-прежнему продолжались крестохождения с Оранской иконой. Даже когда монастырь был окончательно ликвидирован, верующие люди продолжали приходить на святой источник у стен обители, в праздник Владимирской Оранской Божьей Матери и славить ее чудотворную святыню. Согласно архивным документам подобные молебны в Оранках продолжались вплоть до 1954 года.
После закрытия монастыря на его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации. Здесь были дом для престарелых, сетевязальная фабрика и Оранский «Народный Университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство); колония для детей раскулаченных крестьян, а в дальнейшем мужская трудовая исправительная колония.
В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.
Затем была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год находился мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Первым настоятелем вновь возрождаемого монастыря стал игумен Александр (Лукин), управлявший обителью в период с 1993 по 1999 год. В дальнейшем обителью управляли: игумен Тихон (Затёкин) – 1999 год; иеромонах Макарий (Смольников) – 2000 год, игумен Пахомий (Папазов) – 2001 – 2003 годы.
С 2003 г.настоятелем монастыря является архимандрит Нектарий (Марченко).
Крестные ходы с чудотворной иконой Богоматери Оранской
На протяжении всего XIX столетия православные нижегородцы главным событием в церковно-общественной жизни города, да и всего Нижегородского края, называли ежегодные крестные ходы с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Крестохождения эти были вызваны различными причинами и обстоятельствами. Всего к началу XX века в течение одного года с благословения правящего архиерея от Святых врат Оранского монастыря начиналось девять различных крестных ходов. Основным из них считался «Нижегородский ход» из Оранского монастыря в Нижний Новгород, который длился по старому стилю с Четверга Светлой пасхальной седмицы до 19 июля.
Традиционно на Руси большинство монастырских крестных ходов посвящалось событиям прошлого. Многие из них совершались в память «чудесного избавления» населения от различных эпидемий. В период массовых эпидемий обострялись религиозные чувства народа, как во время войн и стихийных бедствий.
Осенью 1771 года жители Нижнего Новгорода переживали сильную эпидемию моровой язвы (чумы), во время которой «каждый с трепетом ожидал приближения страшной минуты смерти». Вследствие этого горожане обратились к Преосвященному Феофану (Чарнуцкому), епископу Нижегородскому и Алатырскому с просьбой о разрешении принести чудотворную Оранскую икону. Еще в древние времена нижегородцы говорили об этой святыне: «Она была покровом и оплотом своей обители, она стольким страждущим подала облегчение, она поможет и нам. Владычица не оставит со слезами прибегающих к ее святой иконе».
Дозволение епископа было дано немедленно, и уже 9 октября 1771 года, после службы в церкви Великомученика Георгия, был совершен самый первый крестный ход с иконой вокруг города. В период с 9 по 20 октября 1771 года произошло девять аналогичных крестохождений. Устное предание об этих событиях гласило, что чума не могла распространяться далее той улицы, где была пронесена чудотворная святыня. В память этого чудесного избавления благодарные нижегородцы перед образом Богоматери дали своеобразное «обещание» – ежегодно брать икону Богоматери Владимирской Оранской для всеобщего поклонения и исполнять данный обет из рода в род.
На протяжении 150 последующих лет этот обычай исполнялся неукоснительно.
По той же причине, что и в Нижний Новгород, начиная с 1771 года, икона «Богоматери Владимирской Оранской» стала ежегодно во время эпидемии чумы приноситься в село Павловское Горбатовского уезда. Но так как основная чудотворная икона в это время находилась в Н.Новгороде, то крестный ход совершался со списком иконы. Первоначально Павловский крестный ход, так же как и Нижегородский, проходил после Пасхи. «Но так как для деревенских жителей это пора – дорогое время полевых работ, то впоследствии время хода было перенесено на Великий пост…»
Спустя 20 лет, в 1791 году, был учрежден третий официальный крестный ход с Оранской иконой в уездный город Арзамас, «…вследствие избавления жителей его от падежа скота и умножения бесноватых».
Начинался Арзамасский крестный ход 26 августа (по старому стилю). Изначально икона находилась в Арзамасе до Рождества, после чего возвращалась обратно в обитель. Но в дальнейшем, с конца XIX столетия, чудотворный образ стали переносить также с крестным ходом из Арзамаса в другой уездный город – Ардатов. Этот ход заканчивался в канун Страстной седмицы, в Лазареву субботу, т.е. весной следующего года. По пути следования из Оранского монастыря, а также обратно в обитель, «икона останавливалась» во многих приходских храмах. Помимо этого Оранскую святыню обязательно приносили в Высокогорский мужской монастырь, Серафимо-Понетаевскую и Серафимо-Дивеевскую женские обители.
В заключение хотелось бы отметить одну особенность Оранских крестохождений. Зачастую в один и тот же день из Оранского монастыря начиналось одновременно два крестных хода. Либо это происходило с разницей всего в несколько дней. При этом использовалась как подлинная древняя икона, так и т.н. «запасная», которой являлась копия с чудотворной. Древнюю чудотворную Оранскую икону переносили для поклонения в города Н.Новгород, Арзамас, Ардатов, Горбатов. В остальных же крестных ходах использовали копию. В самом же монастыре чудотворная святыня находилась очень короткое время – с конца Великого поста до начала Светлой Седмицы и во время основного праздника монастырского – от 20 июня до 26 августа.
Во время крестного хода чудотворную икону разрешалось прихожанам того храма, где она находилась, брать к себе в дом, но только в промежутках между церковными службами. Это называлось «поднять» икону. Как правило, «подымали» ее к тяжелобольным, надеющимся на целебную помощь Богоматери. Чаще всего подобные молебны происходили в Н. Новгороде и уездных городах. «Те же из жителей… которые почему-либо не удостоятся посещения своих жилищ Оранскою иконою Богоматери, считали это обстоятельство гневом Божьим…» С этой святыней нижегородцы встретили и Государя в 1913 году, когда в России праздновалось 300-летие династии Дома Романовых. Подобных фактов, характеризующих отношение православных христиан к чудотворной иконе «Богоматери Владимирской Оранской», в дореволюционный период зафиксировано большое количество. Мы же выбрали наиболее интересные, на наш взгляд, документы.
О.В. ДЕГТЕВА,
директор Церковно-
археологического музея
Нижегородской епархии
Архимандрит НЕКТАРИЙ
Из проповедей
Милостыня заключается не только в том, чтобы оказать какую-то материальную помощь. Милостыня – емкое понятие. Снисхождение, оправдание, прощение, услужливость… все это милостыня, не перечислить всех ее видов.
Без девства можно видеть Царство Небесное. А без милостыни нет никакой к тому возможности. Не только молитва, но и пост от милостыни заимствуют свою твердость.
Подавать деньги могут многие. Но чтобы самому услужить нуждающемуся и делать это с готовностью, любовью и – главное – с братскою расположенностью, это у нас сейчас только на языке. Да и то редко. Зато обижаться, осуждать – это мы умеем.
Кто делает добро в угоду людям или по другой какой-то страсти, непотребен такой Богу. Надобно во всяком добром деле, слове, помышлении иметь целью угождение Богу.
Человек, угождающий плоти, Богу угодить не может. А мы только и знаем, что плотоугодие. Мы только и делаем, что увиливаем от работы. Как жонглеры – показываем, а дело не делаем. Но именно только усердие трудов дает человеку освобождение от несмысленности, от гнева страстей и дает просвещение.
Богатство земное скрадывается, бывает отнимаемо сильнейшими, а добродетель душевная есть стяжание безопасное и некрадомое, и такое, что и по смерти спасает стяжателей своих. Мы всеми силами стараемся приобрести землю. Из-за нескольких десятин земли и домов не только не жалеем денег, но даже проливаем кровь. Для обретения же неба не хотим пожертвовать избытками, между тем как могли бы купить его за малую цену и, купивши, обладать им вечно.
…Чем же должна в первую очередь украшаться женщина? Кротким и молчаливым духом. Вот зачастую показывают – в семье нету любви. А нету любви по той причине, что нет уступчивости. Вот, говорят, муж ничего не хочет делать. Оно-то и правда, раньше мужик был как мужик – труженик: знал и поле, и дом. И все хозяйство. Нынешний же – бездельник, знает только телевизор и газету. Но и в таком случае все равно вы должны уступать. Вы должны уметь жалеть, вы должны уметь снисходить, вы должны уметь умалчивать. И вот когда вы это будете делать, вы будете в таком мирном устроении, у вас будет довольство души, довольство духа. Это Господь нам этот дух творит, но при условии, что мы будем его развивать.
Какая у христиан удивительная старинная форма обращения к женщине: «матушка», «сестра» – все похотения изглаживаются. А у нас сейчас – содом! Это враг пленит нас этой страстью, потому что мы без молитвы. Мы ж неухоженные, мы не ухаживаем за своим умом, а только удовлетворяем свои страсти… И столько в помыслах безобразия! Мы ж их не умеем отплевывать. Потому нас и борют страсти. Потом каемся. Иногда человек рассуждает так: согрешу, поживу, удовлетворюсь, а потом покаюсь. Да что ж это за покаяние! Это ж непременный гнев Божий. Не принимается покаяние. Когда грех планируется – это самое страшное.
Бог верным помогает.
Сердце любящее – оно чувствительное, оно сострадательное, оно всегда осмысленное. А почему мы теперь несмысленные? Потому что жестокие. Мы звери! Мы по-зверски живем. Плотоугодно, корыстолюбиво, невоздержанно. А нет воздержания – никакой не будет победы.
Мы разучились соображать, понимать, разучились думать. Потому что разучились любить. Любовь человека назидает, а знания только надмевают. «Я с образованием! Я с тремя дипломами!» Да что эти дипломы наши стоят? А вот когда Бог научит знаниям – вот это знания! Вот это ум! Но это приходит при постоянстве духовной брани. Сколько у нас нужды в этом духовном просвещении. А то говорят: что там твой Бог. Пришел в церковь, перекрестился да и ушел. Или, как раньше, считали: церковь – это удел бабок неграмотных, которые ничего не знают, их задурили – и все. Теперь же, слава Богу, начали пробуждаться. Но не сами, а Господь ставит в такие рамки, что без выхода. И даже не в рамки, а в тиски – зажимает, зажимает и так закручивает тебя, что уже никак не выскочишь. И тогда уже: «Господи, сохрани… Господи, вразуми…» А Господь хочет постоянства в нашем с Ним общении. Как любящие родители пекутся о своих чадах: «Деточка, ты ж позвони, как устроился, как ты живешь, как питаешься… Че ты не звонишь?» А чего мы Богу не звоним? Мы Его должны благодарить, мы Его должны хвалить, мы его должны молить и просить защиты и самим себе, и своим близким, и всем людям: «Господи, помоги тому, тому, тому…» Вот это будет проявление и развитие любви Христовой.
Фото представлено Просветительским центром «Глагол»