Картина «Красный дракон» написана английским художником, гравером и поэтом Уильямом Блейком в период с 1803 по 1810 гг. Полотно также имеет другие названия «Красный дракон и женщина, облаченная в солнце» и «Великий красный дракон». Работа выполнена акварелью, графитом и чернилами в стиле романтизм.
Сюжет пришел из 12 главы Апокалипсиса. Женщина с венком из двенадцати звезд застыла в страхе перед нависшим над ней огромным драконом, готовым схватить и съесть ее ребенка, как только тот родится.
В этой работе, как и в большинстве других произведений У. Блейка, нет обычной передачи перспективы; композиция построена в соответствии с его собственным мистическим видением мира. Большую часть полотна занимает гротескное тело чудовища. Он повернулся к зрителю спиной, лица не видно. Огромное, мощное, мускулистое, наполненное энергией, гипнотизирующее тело, занимающее большую часть полотна. Острые, четко проработанные крылья и поза передают готовность ринуться на жертву и агрессию. Дракон уже поверг луну и звезды, теперь очередь за человеком, воплощенном в женщине и ее еще не рожденном ребенке.
Девушка в золотом лежит ничком. Ее глаза наполнены ужасом, напряженное тело, поза, голые ноги демонстрируют полную беззащитность перед монстром. Руки сложены в мольбе. Женщина занимает нижнюю часть картины. Однако цвет ее одежды, поза, эмоции привлекают внимание и делают главным персонажем.
Вероятно, золотая одежда символизирует мученичество и святость в противовес темным цветам, использованным для изображения тела монстра. Красные лучи над головой и рогами дракона подчеркивают трагичность и мощное напряжение.
Картина производит на зрителя грандиозное, величественное впечатление, заставляет задуматься о том, что хотел сказать художник, примерить к изображению известные образы, увидеть что-то свое.
Полотно хранится в Бруклинском музее, США.
«Красный Дракон и Жена, облачённая в Солнце». Уильям Блэйк, начало XIX века.
Впервые она упоминается в 12 главе Откровения, где говорится, что произошло великое знамение и появилась жена, облаченная в солнце.
Под ее ногами была луна, а на голове венец из 12 звезд.
Вскоре она должна была родить младенца.
Видение Иоанна Богослова.
Затем явился дракон, который ожидал рождения ребенка, чтобы поглотить его. Спасаясь от дракона, женщина скрывается в пустыне.
В тоже время, в небесах происходит легендарная битва между архангелом Михаилом и драконом.
Далее, дракон рассвирепев вступает в битву с «…хранящими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откровение, 12:17).
Расшифровать образ Жены, облеченной в солнце, пытались многие богословы и постепенно она была отожествлена с Девой Марией (Богородицей), которая обладает ключевым значением в христианстве.
Хотя в ранний период она имела скорей фоновый характер, а самом Апокалипсисе, прямого указания на Деву Марию вообще нет.
Среди первых сторонников отожествления Жены, облеченной в солнце с Девой Марией были такие известные религиозные деятели, как Святой Епифаний и Икумений Триккский.
Следует отметить, что сам образ Марии получил существенную роль в христианстве лишь с X века (когда и произошло полное отожествление с Женой, облечённой в солнце) и следующие два столетия являлись периодом ее наибольшего почитания, достигнув своего апогея к 1400 годам.
Примечательно, что в Средиземноморском регионе традиция поклонения великим богиням существовало на протяжении тысяч лет.
Изначально, местные народы особо чтили Исиду, являвшуюся идеалом женственности и материнства.
Согласно одной из версий, к VI веку нашей эры (когда весь Египет был христианизирован) именно культ Девы Марии заменил поклонение Исиде.
Сходство их образов более чем заметно.
Исида с младенцем Гором.
Известный Российский богослов Сергей Булгаков в своей интерпретации образа Жены, облеченной в солнце, отмечает явную взаимосвязь с вавилонской, греческой и египетской мифологией.
Особенно заметно сходство короны из двенадцати звезд с классическим представлением Зодиака.
Весьма вероятно, что признаки одной из языческих богинь были попросту адаптированы в качестве христианской символики.
Удивительно, что при явных заимствованиях из языческой мифологии, Женщина Апокалипсиса отождествляется с Богородицей и является почитаемой в христианстве.
И. Семь важных действующих лиц при конце времен (главы 12-13)
Итак, несмотря на то, что звучание седьмой трубы зафиксировано в 11:15, подробности событий, вызванных этим, раскрываются лишь в 16 главе. А в главах 12-15 пророчества о конце времен, осуществляясь, предстают в несколько иной перспективе; в этих главах впервые появляются семь важных персонажей, выходящих на арену истории во второй половине заключительного семилетнего периода.
В этих главах нет «хронологически» упорядоченного повествования, но — развернуты события и обстоятельства, соответствующие звучанию каждой из труб. Последовательное же повествование возобновляется в 16 главе.
1. ПЕРВОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. ЖЕНА, ОБЛЕЧЕННАЯ В СОЛНЦЕ (12:1-2)
Откр. 12:1-2. Итак, в видении Иоанна возникает жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд. Апостол называет ее великим знамением (сравните 13:13). «Знамение» надо понимать как особый способ откровения Божьей воли, предполагающий обычно элемент пророческого предупреждения. «Жена» явилась первым из целой серии феноменов, названных в Откровении «знамением» или «чудом» (12:3; 13:13-14; 15:1; 16:14; 19:20). И хотя это знамение Иоанн видит на небе, то, что последует за ним, происходит на земле.
Жена символизирует Израиль; об этом, в частности, свидетельствует Быт. 37:9-11, где под солнцем и луной подразумеваются Иаков и Рахиль, родители Иосифа. Двенадцать звезд в венце жены — явный символ 12 сыновей Иакова, и она, таким образом, может быть отождествлена с Израилем, исполняющим Авраамов завет.
Многие богословы, неуклонно пытаясь отождествить Израиль с Церковью, видят в «жене» Церковь, игнорируя явные указания на то, что она — «образ» Израиля. Так, например, Роберт Моунс пишет об этой «жене» как об олицетворении «мессианского сообщества, идеальном Израиле… Церкви», ссылаясь при этом на Откр. 12:17. «Народ Божий, — продолжает он, — остается одним и тем же нераздельным феноменом на протяжении всей истории искупления человечества». Однако, несмотря на несомненное в известном смысле единство народа Божия, нельзя не замечать временных и расовых, национальных различий в пределах этого единства.
Данная символика не подразумевает и конкретную женщину по имени Мария, мать Иисуса из Назарета, но — указывает на Израиль, из которого «произошел» Иисус Христос. Повторим, что под «женой, имеющей во чреве», не следует понимать и Церковь.
О «жене» из 12:2 говорится, что она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. В каком-то смысле это может соответствовать рождению младенца Иисуса девой Марией, и все-таки, судя по контексту, речь тут скорее идет о «рождении» в муках «нового Израиля» перед вторым пришествием Христа. Мысль эта подтверждается последующими стихами, в особенности 12:17.
2. ВТОРОЙ ПЕРСОНАЖ — КРАСНЫЙ ДРАКОН С СЕМЬЮ ГОЛОВАМИ И ДЕСЯТЬЮ РОГАМИ (12:3-4)
Откр. 12:3-4. И другое знамение явилось на небе (хотя связано оно с происходящим на земле): вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…
При сопоставлении этого образа со схожими в Дан. 7:7-8,24 и в Откр. 13:1 напрашивается вывод, что речь тут идет о сатане и его контроле над миром в период великой скорби. А в 12:9 прямо говорится, что «дракон» — это «дьявол и сатана». Красный цвет его, возможно, указывает на кровопролитие в дни великой скорби. 10 рогов — это символ десяти «царей» (Дан. 7:24), которые будут править на земле одновременно и совместно с антихристом; о них иносказательно упоминается, как в Дан. 7:7, так и в Откр. 13:1.
То, что хвост дракона увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю, может быть иносказательным выражением сатанинской силы, которая являет себя и на небе и на земле. Диавол употребит эту силу против тех, кто окажет ему духовное или политическое сопротивление. Толкуют это место и так, что низвергнутый с неба дракон увлекает за собой на землю значительные легионы демонов (сравните 12:9).
Попытка дракона пожрать Младенца (12:4), по-видимому, относится к его желанию уничтожить Иисуса Христа. О его противлении как Израилю, так и (в особенности) мессианскому началу в нем, свидетельствуют оба завета.
3. ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО: МЛАДЕНЕЦ МУЖЕСКОГО ПОЛА — ХРИСТОС (12:5-6)
Откр. 12:5-6. И родила она младенца мужеского поля, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. Совершенно очевидно, что здесь подразумевается Иисус Христос (сравните Пс. 2-9; Откр. 19:15). Слово «восхищен» говорит о вознесении Господа Иисуса, а не о «восхищении» Церкви, хотя именно это слово употребляется при описании взятия Церкви с земли (1. Фес. 4:17; сравните Деян. 8:39; 2-Кор. 12:2-4). Избавление Младенца от сатаны никак не ассоциируется с «восхищением» Церкви.
Избавлена была сама жена, убежавшая в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы скрываться там, на протяжении тысячи двухсот шестидесяти дней, т. е. трех с половиной лет или 42 месяцев. Евангелист Матфей (Матф. 24:16) прямо указывает на то, что в начале великой скорби евреи убегут в пустыню (сравните Мар. 13:14).
Не следует искать «противоречия» между «горами» и «пустынею», так как и в том и в другом случае подразумевается «пустынное место». В его скрытом от посторонних глаз убежище Бог, возможно, станет «питать» Израиля столь же чудесным образом, как и тогда, когда народ Его шел из Египта в землю обетованную.
Позднее о периоде времени в 1260 дней будет сказано как о «времени, временах и полвремени» (Откр. 12:14). После того, о чем рассказывается в стихах 5-6, произошло событие, которое в стихе 7 названо «войной на небе».
4. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРСОНАЖ: САТАНА, НИЗВЕРЖЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ (12:7-12)
Существует неверное учение о том, будто бы сатана был «скован» при первом появления Христа в мире, и потому он, якобы, пассивен в «нашем» веке. На самом деле он будет скован; то, о чем говорится в Откр. 20:1-3, — это событие будущего времени, связанное с установлением на земле Тысячелетнего царства.
Откр. 12:8-9. В результате войны на небе низвержен был великий дракой… на землю. И вместе с ним — все падшие ангелы демонского мира. Хотя пребывание сатаны на небе трудно поддается пониманию, он, действуя в настоящее время на земле, имеет доступ и на небо, выступая там, в роли «клеветника братьев наших», т. е. верующих (Иов. 1:6; Откр. 12:10).
Несмотря на то, что сатана потерпел поражение при «вхождении» Христа в мир (Иоан. 16:11), казнь его отложена и совершится в несколько приемов. Из Откр. 12:8-9 мы видим, что он будет, низвергнут на землю в середине периода великой скорби. Позже он будет скован на 1000 лет (Откр. 20:1-3). И в конце концов будет брошен в озеро, горящее огнем и серою (Откр. 20:10), куда правитель мира (антихрист) и лжепророк брошены будут на 1000 лет раньше.
Действуя на небе и на земле, сатана противится Христу как небесному Первосвященнику; он будет противиться Ему как Царю в мире, управляемом адскими силами в дни великой скорби, и как истинному Пророку тех дней (выпустив из-под земли «зверя» — 13:11; 20:10).
Сатана отождествляется со змеем, называемым дьяволом; о нем говорится, как об обольщающем всю вселенную.
Откр. 12:10-12. И услышал я громкий голос, говорящий на небе… То, что услышал Иоанн, было гимном хвалы и возвещением о том, что, вот, ныне настало спасение, и явит себя сила… Бога нашего в наступающем Тысячелетнем царстве Христа Его. Тот же голос говорит о низвержении сатаны, которого он называет клеветником братьев наших, клеветавшим на них пред Богом вашим день и ночь. Побежден он был и низвержен с неба посредством крови Агнца и словом свидетельства верующих. То есть не только Христос одержал эту победу, но и мученики, свидетельствовавшие и перед лицом смерти.
По причине победы над злым духом, который не будет уже иметь прежнего доступа к Богу, призываются к радости небеса и все небожители. Земле же посылается предупреждение, что в ее пределы сошел дьявол в сильной ярости, ибо знает он, что не много ему остается времени. Всего 1260 дней, в которые продлится великая скорбь. Лишь в силу неоправданной игры воображения можно «распространять» откровение, заключающееся в этих стихах, на весь период между первым и вторым пришествиями Христа, хотя сторонники именно такой концепции имеются.
5. ПЯТЫЙ ПЕРСОНАЖ: ОТПРЫСК ЖЕНЫ, ПРЕСЛЕДУЕМОЙ ДРАКОНОМ (12:13-17)
Откр. 12:13-14. Жена, появляющаяся в 12:1, делается объектом особо яростного преследования со стороны сатаны. Однако ей посылается сверхъестественная помощь, о которой говорится иносказательно как о двух крыльях большого орла, дающих ей возможность лететь в пустыню в свое место от лица змия… Местонахождение этого убежища не уточняется. Некоторые полагают, что тут подразумевается сильно укрепленная Петра, город в Египте, южнее Мертвого моря.
Проход между гор к этому городу очень узок, и его легко защищать от неприятельской армии, но он же выходит в обширный каньон, где без труда могут укрыться тысячи людей. Среди богословов существует мнение, что именно там будут ожидать своего часа те «запечатленные» Богом 144 000, о которых говорится в 7 главе.
О продолжительности пребывания жены в «пустынном месте» сказано как о времени, временах и полвремени. Это, как уже объяснялось, означает те три с половиной года, в которые одни «великие скорби» будут сменяться другими (сравните сказанное в Дан. 7:25 и 12:7 с 42 месяцами, о которых говорится в Откр. 11:2; 13:5). Имеющиеся в Библии указания на конкретные в этой связи отрезки времени свидетельствуют, что великая скорбь не распространяется на весь «век» Церкви; она станет уделом земли только в те три с половиной года, которые непосредственно будут предшествовать возвращению Христа на землю.
Откр. 12:15-17. И пустил змий (дьявол) из пасти своей вслед жены воду, как реку, дабы увлечь ее рекою. Но жене помогла земля, поглотив реку… Некоторые склонны понимать это место буквально, видя в нем образ губительного наводнения. Но ведь евреи могли бы бежать в любом направлении, а рельеф Палестины не совместим с мыслью о подобном буйстве все покрывающих вод. Скорее всего, тут иносказательно говорится о стараниях и попытках дьявола всеми доступными ему способами покончить с Израилем.
Этому, в частности, помешает упомянутая изрезанность палестинского рельефа, т. е. многочисленность естественных убежищ в Святой земле. Так или иначе, Бог спасет израильтян от полного истребления. В книге пророка Захарии (13:8) говорится об уничтожении двух третей населения земли (очевидно, в любой ее части, а, значит, и в Израиле). 144 000 из Откр. 7 явятся частью той «трети», которая выживет в Израиле, и сатана в образе змия будет сражаться именно против остатка, против этой третьей части.
Итак, в 12 главе Откровения предстают перед нами четыре действующих лица и одна группа людей, которые будут жить при конце времен. Это — Израиль (в образе жены), сатана, Христос, Архангел и — остаток Израиля. В 13 главе появляются еще два персонажа, имеющих важное значение.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге