Отношение родителей и детей

Где разница между независимостью от родителей и отрицанием их опыта, их наследия? И в чем разница между доверием в отношениях с ними и включенностью родителей в жизнь молодого человека (девушки), когда они в курсе всех событий его жизни и активно участвуют в ней? Можно ли сказать, что человек сепарировался, если он давно уже живет отдельно, и у него есть своя семья и дети? А если он советуется с родителями по важным вопросам – это доверие или зависимость от их мнения? А если он, наоборот, никого не слушает и всегда делает по-своему, можно ли сказать, что он уже отделился?

В идеале отношения между взрослым человеком и родителями выглядят так:

1. С каждым из родителей есть своя система отношений, свои темы для разговоров и обсуждения, свои, может быть, секреты

«Родители» – не единая субстанция, а два отдельных человека. Есть мама, и есть папа. С кем-то из них легче, например, общаться, с кем-то сложнее, но с каждым из них выстроено отдельное общение.

2. Взаимное уважение друг к другу

То есть каждый родитель уважает решения своего ребенка, его выборы, его мнение, даже если не согласны с ними. (Допустимы советы, но только если человек их просит.) И взрослый ребенок также не навязывает своим родителям новое видение мира, даже если родители безнадежно устарели и не хотят меняться. Тут действует правило: о мнениях не спорят, а только высказывают свою точку зрения, не переубеждают друг друга и не обвиняют в легкомыслии, глупости, заумности, старомодности, мракобесии, заскоках, косности, аморальности и т.д. Взаимное уважение позволяет советоваться, запрашивать мнение по разным вопросам, но выбирать самому с учетом или без мнения другой стороны. Советы при этом воспринимаются не как руководство к действиям и не как то, что надо отметать сразу и бесповоротно, а как еще один взгляд на поставленную задачу.

3. Все члены семьи решают свои проблемы сами. Никто не заставляет других обслуживать себя

Это касается как финансовых вопросов, помощи в решении житейских задач, так и таких не сразу определяемых вопросов, как эмоциональная включенность и ответственность за принятие решений.

Взрослый сепарированный человек сам себя обеспечивает и рассчитывает на свои силы. Например, если он взял кредит, он должен сам его выплачивать. Если попросил денег у своих родителей, должен их отдать. Если завел ребенка, должен сам за ним ухаживать и справляться со всеми трудностями.

Конечно, это не так однозначно, как звучит, и не так категорично. Так, скажем, помощь в приобретении квартиры – обычное дело у нас, если есть возможность, конечно. Хорошие родители всегда заранее думают о том, чтобы обеспечить своих детей жильем, потому что это залог стабильности и безопасности. Если не получается в полной мере, то стараются хотя бы частично помочь оплатить расходы. Но это целевые траты, в четко оговоренных ситуациях и сроках. Сепарированный взрослый человек благодарен за помощь, но готов принять на себя риск, если вдруг родители не смогут выполнить взятые на себя обязательства в полном объеме, например, в случае болезни или потери работы.

То же самое касается и воспитания детей. Взрослый самостоятельный человек сам рассчитывает свои возможности и силы, не надеясь на помощь родителей. Требовать от них, чтобы они сидели с ребенком, бросив для этого свою работу или отказавшись от своих занятий, путешествий, увлечений – это значит обрекать себя на постоянный контроль и критику со стороны того родителя, который занимается ребенком. Странно, согласитесь, не платить за работу. А это работа, которая должна вознаграждаться либо деньгами, либо подчинением, либо какой-то формой обслуживания. Например, эмоциональным обслуживанием. Придется выслушивать все стенания и жалобы на жизнь, глотать агрессию и недовольство, выслушивать истории, которые совсем не хочется слушать и т.д. Это не значит, что не стоит просить родителей о помощи, они и сами могут предложить ее, но с обеих сторон это добровольное сотрудничество. За такую помощь не надо платить. Но ее нужно уметь попросить, нужно уметь отказать, если нет потребности в помощи, и в свою очередь спокойно принять отказ, не обижаясь, если родители не хотят помочь. И да, не надо объяснять, почему кто-то что-то не хочет сделать.

К сожалению, такой вариант отношений между родителями и детьми встречается не так часто. Почему – я расскажу в следующей колонке.

Пока ребенок ежедневно проверят ваши границы, вы балансируете между «мы слишком много ему позволяем и балуем» и «похоже, мы перегибаем с требованиями и строгостью». Как найти правильный подход к дисциплине?

Каждый ребенок индивидуален, так что нет единых, подходящих всем, правил воспитания. К тому же он растет, взрослеет, получает жизненный опыт и меняется, так что вчера работали одни советы, а сегодня другие. Но если в основе ваших отношений лежат взаимное уважение и доверие, договориться вам будет легче. А еще попробуйте вот как:

Установите правила

И пусть их будет не слишком много — четыре или пять основных. Ребенку важно четко понимать, какого поведения вы ждете от него в зависимости от ситуации, так что обсудите это — максимально подробно. Например, драться нельзя — но можно ли защищаться от другого драчуна или надо немедленно призвать на помощь взрослых? А вот мыть руки перед едой — обязательно, и обсуждению не подлежит. Будьте готовы к тому, что потребуется много раз повторить, прежде чем ребенок их запомнит и перестанет спрашивать «А почему так, а не вот так?» И не ждите беспрекословного послушания, его мозг просто пока недостаточно развит для такого. Сохраняйте терпение и укрепляйте систему правил всегда, когда есть такая возможность: например, вы можете попросить ребенка сделать плакат про ваши семейные правила — чтобы всем было легче им следовать.

Продвигайте идею сотрудничества

Если ребенок интересуется, с чего бы ему вас слушаться, или сообщает, что у него совсем другие планы, вместо автоматического «Потому что я так сказала!» потратьте пару минут на объяснения. Вы просите что-то сделать или чего-то не делать не потому, что вам нравится ругаться или руководить. Вы тоже следуете правилам, принятым в вашей семье, и когда люди сотрудничают — все необходимое делается быстрее и проще, и остается больше времени и сил на приятное! Старайтесь относиться к детям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к другим. Слушайте их внимательно, говорите с ними вежливо, по возможности отвечайте на вопросы искренне и подробно. Все заслуживают того, чтобы с ними обращались вежливо и уважительно!

Будьте последовательны

Чем больше последовательности в поведении обоих родителей, тем безопаснее и уверннее будет чувствовать себя ребенок — и тем легче ему будет вести себя хорошо. Не меняйте правила внезапно или без обсуждений, не делайте так, что обычно нельзя, а сегодня вдруг можно, или не настаивайте на соблюдении правил на публике, чтобы немедленно забыть о них дома. Иначе ребенок просто не будет знать, что от нее ожидают. И, кстати, не поддавайтесь требованиям ребенка, если они превратились в истерику — иначе он запомнит, что с помощью воплей можно добиться очень многого и получить то, что хочется!

Помогите пережить разочарование

Всем родителям непросто видеть, как ребенок расстраивается, плачет или злится, когда вы его ругаете или что-то запрещаете. Вы не всегда можете защитить его от этого «букета» чувств, от разочарования, что не все происходит так, как хотелось бы. Но помогая определять чувства, называть их и переживать с вашей поддержкой, вы помогаете ему получить навыки, так необходимые для преодоления трудностей по мере взросления. Объясните, что негативные чувства — нормальная часть жизни, но ими можно управлять. Например, ребенок может расстроиться, что вы отругали его за порванную книжку, а его младший брат сделал то же самое — но его никто не ругал. Вы можете сказать, например: «Я знаю, что это кажется тебе несправедливым, и ты расстроен. Но малыш только учится вести себя и правильно обращаться с вещами. Может, мы можем показать ему, как надо?»

Отвлеките

Большинство родителей дошкольников знают этот метод, но им можно пользоваться аще, чем вам кажется. Если вы видите, что дочка подбирается к вашей косметике, вы можете крикнуть «Стоп!» или провести беседу о личных вещах, а можете воодушевленно сказать «Ого, что это там такое классное?!» — и внимание ребенка мгновенно переключится. И подумайте, действительно ли стоит одергивать ребенка сейчас или призывать к порядку? Если он именно сейчас хочет попрыгать в луже, а вы все равно скоро будете дома, высохнете и согреетесь — может, пусть прыгает? А в действительно важной ситуации вы проявите настойчивость.

Правильно формулируйте

Вместо того, чтобы объяснять, как не надо себя вести, сразу говорите, какого поведения ждете — и поощряйте его. Вместо «Не трогай планшет» можно сказать «Смотри, вот классная раскраска», вместо «Не обижай сестру» — «Предлагаю вместе поиграть», вместо «Не мчись сломя голову» — «Попробуй делать один шаг в две секунды.
Предлагать ребенку четкое описание того, что он должен делать, гораздо эффективнее, чем список «нет».

Поручите важное и интересное

Иногда с не очень хорошим поведением сложно справиться, но можно попробовать обратить его на пользу. Например, вы заметили, что ваш ребенок на горке пытается толкать более младших детей, и это уже становится опасным. Скажите, например «Мне кажется, ты мог бы показать малышам, как правильно вести себя на горке и скатываться с нее по очереди». А если вы заметили, что он слишком интересуется тем, как устроен планшет — поручите вместе с папой починить миксер. Настоящими инструментами! Чем в большем количестве настоящих и важных семейных дел задействован ребенок — тем лечше с ним договориться: привлекайте его к закупке продуктов (с правом голоса, конечно), приготовлению еды, уборке, выбору мероприятий на выходные.

Отношения родителей и детей: социально-психологические аспекты Пустынников В. В.

Пустынников Владислав Викторович /Pustynnikov Vladislav Viktorovich — студент, кафедра истории и управления инновационным развитием молодежи,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, пос. Новостройка,

Ногинский район, Московская область

Аннотация: в статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных проблеме отношений родителей и детей. Также в статье упоминается о том, какие в семье взаимоотношения между младшими и старшими, и какая динамика прослеживается в изучении проблематики данного вопроса. Abstract: the article provides an overview of national research on the problem of relations between parents and children. The article also mentions that any family relationship between the younger and older, and what the dynamics observed in the study of the problems of this issue.

Ключевые слова: семья, отношения, родители, дети, группа.

Keywords: family, relationships, parents, children, groups.

Проблемы родителей и детей всегда являлись неотъемлемой частью семейных отношений. Во все времена возникали разногласия между старшими и младшими поколениями. Поэтому приоритетной задачей государственной молодежной политики в Российской федерации является создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи .

В трудах современных исследователей можно увидеть разнообразный подход к термину «семья».

Например, Фомина Л. К. связывает семью с важнейшей ценностью в жизни многих людей . «Семья -это социальная группа, в которой есть субъект с определенными характеристиками и объект влияния, который так же наделен определенными свойствами» .

Психологический аспект исследования семьи представлен в работах Л. Б. Шнейдер. «Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся ко множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени» .

Социологический аспект исследования представлен в работах Харчева А. Г. и Мацковского М. С. Семья — это новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья — это прежде всего отношения между её лицами. Создать семью — это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки .

По данным А. Кроника, отношение родителей к детям характеризуется постепенным возрастанием переживания психологической близости. По мере взросления детей отношение родителей к ним переживается как все более близкое .

Педагогическое направление в исследовании семейных отношениях связанно с именем Хансхайнц Райнпрехт. Он пытается показать, что движущей силой воспитания является не непримиримая борьба со злом, а любовь и понимание .

Нами было проведено социологическое исследование под руководством Коростелевой Т. В. на тему «Родители и дети». В анкетировании по изучению социально-педагогических аспектов детско-родительских отношений респондентами выступали молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет, в количестве 103 человек.

Анализ результатов показал, что молодежь, которая была опрошена, в целом имеет представления об отношениях родителей и детей. По первому вопросу: «Какие основные причины конфликтов семье?» можно сказать, что у 10 % — это вызвано недоверием друг к другу; у 14 % опрошенных — неудовлетворенными потребностями. Но основной причиной конфликтов в семье является общение с противоположным полом (60 %), а малая доля считает, что эгоизм практически не является причиной конфликтной ситуации. На второй вопрос: «Часто ли вы придерживаетесь семейных традиций?» 30 % ответили — всегда; самая маленькое количество людей сказали — довольно часто; 20 % — редко, а больше всего высказались за то (40 %), что не придерживаются семейных традиций. По результатам третьего вопроса: «Часто ли дети проводят время со своими родителями?» выявлено то, что 30 % детей огромное количество времени проводят с родителями; 15 % стараются это делать по возможности; а у 5 % попросту нет времени.

Большая часть отвечавших не хочет быть заложниками традиций и вер, которые передавались испокон веков, и многим в настоящее время чуждо долгое времяпрепровождение с родителями (50 %).

Другим предметом нашего исследования является проблематика отношений между родителями и детьми. Был проведен всероссийский опрос, где было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах, в 42 областях у людей от 14 до 35 лет.

Опрос показал, что отношения в семье дружеские (22 %), теплые (17 %), любящие (30 %). Каждый третий полагает, что дети и родители всегда находят общее мнение, а каждый четвертый считает, что в семьях не возникает даже оснований для противоречий. Подавляющее большинство высказалось также за то, чтобы дети сами выбирали себе специальность (86 %), а не шли по стопам родителей.

Следует указать, что в системе организации работы с молодежью нужно учитывать концепцию подготовки воспитания в семье как основную базу плодотворных отношений между родителями и детьми.

Литература

1. Коростелева Т. В. Экономическая активность и «денежное» поведение студенческой молодежи // Canada. 2012.

2. Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации до 2025 года» (от 29 ноября 2014 года N 2403).

3. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. С. 704-707.

4. Хансхайнц Райнпрехт. Воспитание без огорчений. М. 2000. С. 256.

5. Харчев А. Г., МацковскийМ. С. Современная семья и её проблемы, М., 1993. С. 224.

6. Шнейдер Л. Б. Семья: оглядываясь вперед. П. 2013. С. 368.

Аптикиева Л.Р.1, Аптикиев А.Х.2, Бурсакова М.С.3

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный педагогический университет 3Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: lilya_aptikieva@mail.ru

СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

В статье на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема становления личности ребёнка под влиянием семьи, её особенностей, типа, специфики взаимоотношений её членов. Рассмотрено само понятие семьи, её функции, виды; понятие «родительство», подходы к семейному воспитанию (психоаналитический, бихевиористский, гуманистический); выделены направления в исследовании семьи; типы семейного воспитания. Выявлены условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи и их влияние на развитие личности ребёнка.

Ключевые слова: семья, функции семьи, родительство, семейное воспитание, типы семьи, развитие личности ребёнка.

Вопросы семьи, брака, психического развития личности в семье всегда интересовали человечество. Человек рождается, растет и большую часть жизни неразрывно связан с семьей. От семейных отношений во многом зависит счастье и ощущение полноты жизни. Социальнополитические и экономические преобразования в России породили много различных проблем, важнейшей из которых является становление личности и нового поколения в изменяющемся российском обществе. Негативные факторы социально-природной среды приводят к возрастанию девиантных форм поведения в детской и молодежной среде, ежегодному увеличению преступности, наркомании, суицида среди детей и молодежи всех возрастных групп. Темпы роста числа неблагополучных семей в России принимают угрожающий характер.

В настоящее время современная семья переживает сложный этап революции — переход от традиционной модели к новой, современной. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие исследователи характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачносемейных отношений во всех экономически развитых странах в сторону автоматизации семьи, что влечёт за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.

Многие авторы, в их числе Л.С. Алексеева, Ю.Е. Алёшина, Л.И. Божович, И.В. Дубро-

вина, О.М. Здравомыслова, М.И. Лисина, Л.М. Шипицина, отмечают, что семья является одним из главных институтов социализации личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности , , , , . В семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и глубоким источником социальных идеалов. Именно в семье большинство детей узнает, что значит быть отцом, матерью, как складываются семейные отношения. Здесь он впервые видит мир, пытается его понять и осознать. Это делает семью важнейшим институтом социализации ребёнка. Семья передаёт детям социальный, культурный, нравственный опыт. И самое главное — она обеспечивает преемственность духовной культуры.

В современной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько основных направлений в исследовании семьи:

— вопросы психологической помощи семье (Ю.Е. Алешина, Н.И. Пезешкиан, А.З. Шапиро, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.);

В рамках нашего исследования особого внимания заслуживает анализ понятия «семья» и её роль в развитии личности. Существует много подходов к интерпретации данного понятия. Так в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «семья» означает объединение лиц, связанных родственными или брачными узами. В словаре Г.И. Князькова даётся определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» .

А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». Он выделяет такие важные черты социально-правовой характеристики семьи, как общность быта и связанность взаимной ответственностью, видит в семье систему взаимоотношений супругов, родителей и детей как малой социальной группы .

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчёркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. В целом, под семьёй понимается конкретная историческая система взаимоотношений между её членами, объединяющая их общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами.

Вслед за С.Л. Рубинштейном, мы рассматриваем семью как «духовно-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обладающий устойчивым, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве» .

Важной характеристикой семьи является её функциональная структура. Под функциями

семьи понимают направления её деятельности, выражающие сущность семьи, её социальный статус и социальную роль. Анализ литературы по данной проблеме позволяет нам выделить основные функции современной семьи, которые отражают систему взаимодействия семьи и общества, а также семьи и личности: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная (психотерапевтическая), сексуально-эротическая.

Если человек опирается на нормы, ценности и мнения членов своей семьи, то она выступает как референтная (значимая) группа, с которой он соотносит себя как с эталоном. Семья, как референтная группа имеет две основные функции — нормативную и сравнительную, выполнение которых важно как для общества, так и для членов семьи, оно способствует удовлетворению общественных потребностей. Как следствие невыполнения семьёй в различной степени основных своих функций, определяемых по общепринятым критериям в рамках бытующих систем ценностей, возникает крах, кризис и дезорганизация.

Анализируя понятие «семья», невозможно не затронуть самого понятия «родительство», под которым понимается отдельно функционирующая подсистема, имеющая свои стадии развития, которая находится в детерминирующей семейной системе и рассматривается в двух ипостасях: отцовства и материнства. Родители являются первой социальной средой развития ребёнка, обеспечивающей удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви — одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей (чаще матери) на психическое развитие ребёнка пристально изучается с 20-х г. ХХ века. Родительская любовь имеет врождённые биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребёнку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребёнка способен только родитель. З. Фрейд подчёркивал абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности .

А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы .

Если родительство сопровождается нестабильной, конфликтной ситуацией, воспитание личности ребёнка будет сопряжено со специфическим, неблагоприятным развитием. Человек учится выполнять мужскую и женскую роли в значительной степени от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Также можно сказать о том, что наследуется модель родительской любви, которая дублируется в родительских свойствах к своим детям.

А.С. Спиваковская предложила свою типологию родительской любви, в основу которой легло выделение детско-родительских отношений: действенная любовь, отстранённая любовь, действенная жалость, снисходительное, отвержение, презрение, преследование и отказ .

Э. Фромм придерживается мнения о необходимости именно материнско-отцовского паритета в воспитательной задаче семьи. Он считает, что свою лепту в воспитательный процесс должны вносить каждый по-своему, оба родителя, ссылаясь на психологические особенности материнской и отцовской любви к своим детям. Синтез материнской и отцовской привязанности в сознании ребёнка — основа его духовного развития и зрелости. Слабое их синтезирование приводит детей к неврозам .

Понятия «семья», «родительство», «семейное воспитание» неразрывно взаимосвязаны между собой. В психолого-педагогической литературе существует, по крайней мере, три группы подходов к семейному воспитанию, которые можно условно назвать: психоаналитический (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.В. Винни-кот); бихевиористский (Дж. Уотсон, Б. Скиннер,

Р. Сирс, А. Бандура); гуманистический (А. Адлер, К. Роджерс, Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Сатир). В данном случае речь идёт о стиле воспитания не в общепринятом понимании, а в большей степени о взаимоотношениях родителя с ребёнком, как своеобразном методе воспитания. Стиль взаимоотношений родителя с ребёнком оказывается не просто средством поддержания контакта с ним, но и своеобразным методом воспитания взаимоотношениями, поскольку эти взаимоотношения относительно устойчивы.

С точки зрения психоаналитического подхода общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты и неудачи адаптации сказываются впоследствии, проявляются характерными проблемами уже у взрослого человека. Негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности, что составляет личностные предпосылки к затруднениям в реализации собственной родительской роли, к неприятию в дальнейшем собственного ребёнка.

Бихевиористская модель семейного воспитания основана на том, что развитие психики человека зависит в основном от социального окружения и условий жизни, то есть стимулов, поставляемых средой (непосредственное окружение ребёнка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций). Внешние средовые воздействия определяют содержание поведения ребёнка, характер его развития. Отсюда главное — особая организация окружения ребёнка. Родительское поведение — преимущественно модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания ребёнка в попытках выстроить собственное поведение. Подкрепление необходимо для сохранения поведения, возникшего на основе подражания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гуманистический подход рассматривает человека, прежде всего, как социальное существо, развитие которого происходит через призму социальных отношений. Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего, матери) способствуют развитию у ребёнка широкого социаль-

ного интереса. Воспитание рассматривается не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребёнка, но и как деятельность родителей, влияющую на состояние общества в целом.

Исследователи наблюдают определённое соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного, отклоняющегося, девиантного поведения. Гиперопека — детей лишают самостоятельно действовать, преодолевать препятствия. Это приводит к комплексу неполноценности и выражается в низкой самооценке. Предъявление непомерных требований может иметь различные оттенки: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими. Возможно возникновение комплекса вины. Непрогнозируемые эмоциональные реакции со стороны родителей, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Это приводит к формированию неуверенности в себе, которая постепенно становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношение с другими людьми. В результате — конфликтные отношения, неверия в стабильность дружбы, брака и т. д. Гипоопека — недостаточное внимание к детям. Формируется в неполных семьях, где дети предоставлены самим себе. Задерживается развитие личности, не формируется духовная сфера ребёнка, слабо развита воля. Рядом авторов подчёркивается, что нарушения системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Гипопротекция — отсутствие необходимой заботы о ребёнке, приводит к формированию асоциальности, непредсказуемости. Доминирующая гиперпротекция — излишняя, навязчивая забота о ребёнке, блокирующая его самостоятельность и инициативность. Потворствующая гиперпротекция — желание родителей удовлетворять все потребности и капризы ребёнка, определив ему роль кумира семьи. Приводит к формированию несдержанности в негативных эмоциях, трудностям в общении. Эмоциональное отвержение — неприятие ребёнка во всех его проявлениях, что приводит формированию жестокости, трудности в общении. Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно — в виде побоев, или скрыто — в виде эмоциональной враждебности и холодности.

С точки зрения психологического здоровья семьи, существуют два основных типа семей. Благополучный — их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны: с чрезмерным стремлением защищать друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требованиях, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума). Неблагополучный тип (проблемные, конфликтные, кризисные семьи): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи. Главной проблемой, как правило, является положение ребёнка в семье и отношение к нему.

Существуют различные точки зрения на проблему неблагополучных семей. А.С. Спива-ковская выделяет следующие типы неблагополучных семей и раскрывает их влияние на эмоциональную сферу детей: 1) «Семья- санаторий». Мелочная опека, жёсткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребёнка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности и раздражительности; 2) «Семья-крепость». Родители стараются поступать правильно, излишне принципиально. Это ведёт к повышенной неуверенности ребёнка в себе, безынициативности; 3) «Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребёнку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что порождает у ребёнка чувство неуверенности в себе, безынициативности, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости и подчинённости родителям.

Б.Н. Алмазов считает, что «трудных» детей поставляют семьи следующих четырёх типов: 1) семья с недостатком воспитательных ресурсов, т. е. разрушенная или неполная семья, с недостаточно высоким уровнем развития родителей, не имеющих возможность ока-

зывать помощь детям в учёбе, семья, где подросток и юноша тратят много времени и сил на поддержание её материального благополучия; 2) конфликтная семья, где либо родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо один родитель нетерпим к манере поведения другого и где дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно, а более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; 3) нравственно неблагополучная семья, среди членов которой отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своей цели в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.; 4) педагогически некомпетентная семья — в ней надуманные или устаревшие представления о ребёнке заменяют реальную картину его развития, например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребёнка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряжённость, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку .

По нашему мнению, неблагополучной можно назвать семью, в силу тех или иных обстоятельств не имеющую достаточных возможностей и ресурсов для осуществления в полной мере возложенных на неё функций по отношению к обществу и членам семьи. Безусловным критерием неблагополучной семьи является утрата ею воспитательной и социализирующей функций.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме неблагополучных семей, нарушения детско-родительских отношений, их типологии, позволил нам определить следующие условия и показатели благополучности и неблагополучности семьи: 1) степень адекватности восприятия и дифференциации матерью аффективных проявлений ребёнка в раннем детстве; 2) особенности эмоционального общения в системе «родитель — ребёнок», степень и вид его нарушения: травматизация детей, навязывание, лживость, непоследовательность родителей; 3) особенности эмоционально-нравственной атмосферы в семье: тон эмоциональной и нравственной атмосферы, наличие эмоциональных контактов; 4) степень це-

лостности, целенаправленности, осознанности системы воспитания; гуманность используемых воспитательных воздействий; адекватность представлений родителей о возможностях ребёнка; 5) степень контроля жизнедеятельности ребёнка в семье: избыточный, недостаточный; позиция родителей по вопросам значимости удовлетворения потребностей ребёнка и поощрения его проявлений; эмоциональная дистанции между родителями и ребёнком.

Одним из явлений семейного неблагополучия, являющимся фактором риска появления социальных отклонений в поведении ребёнка, является семейная депривация, как невозможность удовлетворения ведущих психических потребностей в достаточной мере и достаточно долгое время. Отсутствие или нарушение у ребёнка глубокой и надёжной эмоциональной связи с близким взрослым (дефицит эмоциональной привязанности) в первые годы жизни, а также длительного и частого общения с социально-положительными родственниками в старшем возрасте являются важнейшими условиями, определяющими качества социальной адаптации ребёнка и возникновение трудностей в поведении. Очень важным фактором риска являются неправильные методы воспитания, используемые родителями, модели общения с детьми и родительского поведения.

Особенности личности родителей, состояние их психического здоровья, культурно-образовательный уровень оказывают влияние на выбор тех или иных методов воспитания и стиль внутрисемейного отношения. Формирование нарушений у детей может быть связано с повышенной частотой ссор, разногласиями и конфликтами между супругами. Одним из наиболее патогенных составляющих семейного неблагополучия является алкоголизм. Соотношение биологических и социальных патологий при алкоголизме приводит к психотравматизации, деформации личности и предрасположенности к алкоголизму у детей.

Следствием семейного неблагополучия является рост социально-психологической дезадаптации детей и подростков, под которой понимают неспособность индивида отвечать адекватным образом на предъявляемые к нему требования, которые основаны на ожиданиях, соответствующих его социальному статусу и занимаемому им месту в конкретной системе сло-

ря на жизнь его среди родных и близких. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени не только влияет на формирование личности ребёнка, но и готовит ребёнка к его будущей семейной жизни. В связи с этим, не вызывает сомнений необходимость включения детей в жизнь семьи путём приобщения к трудовой деятельности, участия в подготовке семейных праздников, совместном досуге; воспитания у детей умения быть внимательными, заботливыми, понимать настроение близких, а воспитание таких качеств — это и есть подготовка детей к жизни в обществе, к выполнению в будущем функций родителей.

Список литературы:

1. Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л.С. Алексеева // Семья в России, 1996. -№3/4. — С. 113-126.

4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. — Воронеж, 1995. — 172 с.

5. Грищенко, Л.А. Побег из дома и бродяжничество / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов. — Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. — 68 с.

8. Лоуэн, А. Любовь и оргазм: пер. с англ / А. Лоуэн. — М.: АСТ, 1998. — 428 с.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

10. Словарь русского языка / под ред. Г. И. Князькова. — М.: Изд-во ин. и нац. слов, 1958. — 583 с.

11. Спиваковская, А.С. Семь «законов» супружеской гармонии / А.С. Спиваковская // Детство, 2003. — №1.- С. 27-32.

12. Фрейд, З. Я и оно: психология бессознательного / З. Фрейд. — М., 1989. — 439 с.

13. Харчев, А.Г. Брак и семья. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Г. Харчев. — М.: Мысль, 1979.- 367 с.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аптикиева Ляйля Рахматулловна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент 460018, Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 2311, тел. (3532) 372575, е-mail: lilya_aptikieva@mail.ru

Аптикиев Альберт Хуснутдинович, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета,

Бурсакова Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института управления Оренбургского государственного аграрного университета, ведущий специалист правового отдела ГУП Оренбургской области «Областной имущественный фонд»

e-mail: bursakowa77@mail.ru

жившихся межличностных отношений. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщённости в межличностных отношениях её членов. Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, — причина детского одиночества, несмот-

Семья – маленький остров, на котором мы рождаемся и взрослеем. Здесь мы получаем все необходимое, чтобы вступить во взрослую жизнь. А, став взрослыми, создаем семью сами, начинаем воспитывать собственных детей. И так продолжается из поколения в поколение.

Семья – естественная среда для жизни ребенка. Это своего рода убежище, обеспечивающее выживание растущему человеку.

Права ребенка неотделимы от семьи. Семья несет за них ответственность. В «Конвенции о правах ребенка» закреплено, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Чрезвычайно важно обеспечение равновесия между правами ребенка как личности и воспитательной и защитной ролью его семьи. Обеспечение интересов ребенка — предмет основной, но не единственной заботы их родителей, важен учет родителями своих интересов, интересов всех детей в семье, интересов семьи в целом.

Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Государство должно уважать права и обязанности родителей и лиц, их замещающих (опекунов, попечителей, приемных родителей) и несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка. Если права ребенка нарушаются в семье, их нужно защищать соответствующим службам.

Кого принято считать детьми?

Российское законодательство и Конвенция ООН о правах ребенка, которая на территории нашей страны вступила в силу 2 сентября 1990 года, определяют, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Государство наделяет детей особыми правами, в том числе правом на особую заботу и помощь.

Какие права ребенок имеет в семье?

Этих прав достаточно много: это право жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей; право проживать совместно с ними (кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка, право на заботу с их стороны, право на получение имени, отчества и фамилии, право на воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении их родительских прав – на воспитание опекуном, попечителем, приемным родителем или детским учреждением, право на всестороннее развитие, на уважение человеческого достоинства, право на защиту, на выражение собственного мнения, на получение средств к существованию, право общаться с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками (это право сохраняется и за ребенком, находящимся на воспитании в сиротском учреждении, а также попавшим в экстремальную ситуацию: находящимся в следственном изоляторе, больнице и т.д.).

Положение любого человека в обществе и в семье определяется не только его правами, но и обязанностями и ответственностью. Поведение детей должно отвечать моральным, нравственным представлениям. В меру своих возможностей, дети должны помогать родителям и должны выполнять те требования, которые в их же интересах им предъявляют родители: хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.д.

Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка до 18 лет?

Эта ответственность лежит, в первую очередь, на родителях, а также органах опеки и попечительства, прокуратуре и суде. При нарушении прав и законных интересов родителями ребенок имеет право обратиться в органы опеки и попечительства самостоятельно, а при достижении возраста 14 лет – может обращаться для защиты своих интересов в суд. Любой гражданин или должностное лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства. За содействием в защите своих прав ребенок может обратиться и к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области.

Как можно изменить имя и фамилию ребенка?

Если ребенку нет 16 лет, по совместной просьбе родителей с согласия ребенка орган опеки и попечительства может разрешить изменить имя и фамилию ребенка. Если второй родитель проживает отдельно, необходимо учитывать его мнение. Если местонахождения родителя неизвестно или он лишен родительских прав, учет его мнения становится необязательным.

Имеют ли право родители представлять интересы своих детей, если между интересами детей и их родителей есть существенные противоречия?

Нет, не могут, органом опеки и попечительства при установлении этих противоречий назначается представитель для защиты прав и интересов ребенка.

Какую ответственность несут родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, допускающие жестокость по отношению к детям?

При непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье законом для родителей предусмотрено «лишение родителей родительских прав» или «ограничение родительских прав». Ограничение родительских прав осуществляется судом, это временная мера, которая обычно применяется в целях предупреждения какой-либо опасности, грозящей жизни и здоровью ребенка либо его воспитанию. Если родители не изменяют своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев обязан предъявить иск о лишении родительских прав. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей. Ограничение родительских прав не исключает полностью контактов родителя, чьи родительские права были ограничены, с ребенком. С согласия органа опеки и попечительства или иных законных представителей ребенка такие контакты возможны, если они не оказывают на ребенка вредного воздействия.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, если родители:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Родитель, лишенный родительских прав, лишается всех прав, основанных на факте родства с ребенком, но это не освобождает его от обязанности содержать своего ребенка.

Если родитель изменил свое поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть судом восстановлен в родительских правах.

С какого возраста ребенок имеет право выражать собственное мнение?

При решении в семье любого вопроса, затрагивающего личные интересы ребенка, он вправе выражать свое мнение, в том числе в ходе судебного или административного разбирательства. Как только ребенку исполняется 10 лет, учет его мнения становится обязательным. Изменение имени и фамилии ребенка, восстановление прав родителя, лишенного по суду родительских прав, усыновление, передача ребенка на воспитание в приемную семью, под патронат возможны только с его согласия, если ребенку исполнилось 10 лет.

Конвенция о правах ребенка требует, чтобы государство предоставляло право на выражение собственных взглядов любому ребенку, который способен сформулировать свое мнение. И этим взглядам необходимо уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью маленького гражданина.

Информация подготовлена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *