Будучи практикующим священником, я заметил, что есть трудности с применением отпустов в связи с их разнообразностью. Я начал изучать эту тему, и вот уже три года практически работаю по шпаргалкам.
Цель моего выступления — практически помочь коллегам.
Отпуст — это краткая молитва, которая содержит прославление и воспоминание празднуемого священного события или лица, с преподаванием благословения молящимся. Отпусты бывают двух видов: праздничные и дневные.
Праздничные иногда начинаются вводной фразой, например, «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос, Истинный бог наш, «, в других: «Христос, Истинный Бог наш…»
Праздничные отпусты бывают краткими и полными.
Краткие праздничные отпусты произносятся
— во всю Страстную седмицу,
— на седмицу Святой Пасхи,
— в Фомино воскресение,
— на все двунадесятые праздники,
— на Обрезание Господне,
— в день апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября),
— святителя Иоанна Златоуста (13 ноября),
— прп. Саввы Освященного (5 декабря),
— свт. Николая Чудотворца (6 декабря),
— прп. Антония Великого (17 января),
— прп. Евфимия Великого (20 января),
— трёх святителей-Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (30 января),
— св. великомученика и Победоносца Георгия (23 апреля),
— св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая),
— св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня),
— на Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа),
— в Храмовый праздник,
— в День Святаго Духа,
— на Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря),
— на Собор Иоанна Крестителя (7 января).
В кратких отпустах не произносится
— «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы),
— святых храма и дня,
— творца совершаемой Литургии,
— святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
«Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»
«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует…»
«Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и святаго апостола или святителя, или мученика, имярек, и всех святых, помилует…» — примеры краткого праздничного отпуста.
Исключения:
— на Обрезание Господне поминается свт. Василий Великий,
— в пасхальном отпусте поминается Георгий Победоносец, если будет день его памяти,
— на Вознесение поминается ап. Иоанн Богослов, свт. Николай Чудотворец, св. равноап. Константин и Елена, если будут дни их памяти,
— в Фомино воскресенье поминается ап. Фома,
— На Собор Иоанна Крестителя поминается Иоанн Предтеча.
Краткие отпусты произносятся на великой вечерне, утрене, Литургии.
Вводные фразы отпустов на страстной седмице смотреть в богослужебном сборнике.
В Великую субботу в конце Литургии «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует…». Этот же отпуст произносится и на полунощнице.
Полный праздничный отпуст произносится в дни предпразднства и попразднства двунадесятых праздников на вечерне, утрене, Литургии.
Сначала вводная фраза, далее Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, далее поминается святой храма, далее рядовой празднуемый святой, на Литургии — святитель, чья Литургия.
На таких отпустах не поминаются «святых праведных Богоотец Иоаким и Анна», «святых славных и всехвальных апостолов», святой дня.
Пример: «Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого и святаго имярек, его же есть храм, и его же есть день, и всех святых, помилует…».
Под храмовым святым подразумевается только святой Предела, где шла служба.
При совпадении предразднства, попразднства, отдания с воскресеньем
на вечерне «Христос, Истинный Бог наш…»,
на утрене и Литургии «Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».
В попразднство Святой Пасхи-«Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш…».
На Литургии на отдание Пасхи — «Христос, Воскресый из мертвых…» (пасхальное начало), но поминается
— Иоанн Златоуст,
— святой храма,
— рядовой празднуемый святой.
Во все богородичные и полиелейные праздники бывает полный праздничный отпуст.
В воскресенье на утрени и Литургии — вводная фраза «Воскресый из мертвых…».
Вседневный отпуст:
Христос, Истинный Бог наш,
молитвами Пречистыя Своея Матере,
святого дня (например, в понедельник «предстательствы честных небесных сил бесплотных») (см. в служебнике «Отпусты дневные во всю седмицу»),
святых славных и всехвальных апостол,
иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (это на Литургии)
и святаго имярек, его же есть храм,
и его же есть день,
святых праведных Богоотец Иоакима и Анны (на утрени)
и всех святых, помилует… .
На Воздвижение- краткий праздничный, а на Крестопоклонной седмице и 1 августа — дневной.
Под святым, «его же есть день», Устав подразумевает тех святых, которым совершается служба в этот день по Минее или Триоди.
Не следует делать перестановок. Сначала поминается святой, «его же есть храм», а затем, «его же есть день».
Когда говоришь отпуст, крестишься на «Христос, Истинный Бог наш…», а в конце отпуста осеняете именословно народ, слегка кланяясь.
На Литургии крест держим двумя руками на уровне лица и после отпуста осеняем народ крестом.
Нельзя креститься при произнесении имени святого.
Объясняет иерей Андрей Чиженко.
Церковь часто называют Небом на земле. Это действительно так. Церковь земная соединена с Церковью небесной ангельской. Ее учредил сам Господь наш Иисус Христос, скрепив Своими Пречистыми Телом и Кровью, благодатью Святого Духа, Который почил на Пресвятой Богородице, первых учениках и апостолах и продолжает почивать на нас. Святой первоверховный апостол Павел прямо назвал Церковь Телом Христовым: «и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23, 24). Поэтому главная задача Церкви – вести человека ко спасению, вести его в Небо – к Богу.
Именно поэтому богослужение Православной Церкви образно можно назвать дорогой в Небо, словно бы лествицей возводящей человека ввысь – к Всевышнему. Поэтому в жизни Церкви присутствует отделенность от мира, чтобы душа человеческая, переступив порог храма, словно бы окунулась в иной мир, вышла бы из мирской суеты и начала такой важный и животворящий разговор с Богом.
Все в храме духовно, психологически и через телесные органы чувств служит этой цели. Так, православный храм архитектурно трехчастен. Человек, переступая порог храма, попадает в притвор, где уже царит иная, чем на улице атмосфера, далее средняя часть с иконами и росписью, иконостас и алтарь, как символ Неба на земле.
В богослужебном отношении также отцами Церкви по внушению Святого Духа были установлены очень четкие и строгие рамки богослужения, которые начинаются определенным священническим возгласом и заканчиваются отпустом часто с благословением народа. Это сделано для того, чтобы отделить временные рамки богослужения от мирской суеты, чтобы человек внутри себя также бы отделился от юдоли земной и начал свое восхождение к Богу.
Окончание богослужения также всегда четкое. Оно завершается отпустом (от слова «отпускать», т. е. теперь можно идти домой или на работу, заниматься своими делами). Я бы сказал, что отпуст всегда очень символичен, графичен и прекрасен.
Девяносто процентов времени православного богослужения священник проводит спиной к людям, лицом к Престолу Божию и к Горнему месту, потому что он – ходатай за народ перед Господом. От лица всех православных христиан священник ведет разговор с Небесным Отцом. Во время же отпуста архиерей или иерей поворачивается лицом к людям, выходит из алтаря на амвон и, словно бы от лица Господа, отпускает людей домой, благословляет их заниматься житейскими делами. Часто священник возносит над народом крест и благословляет паству. Если это литургийный отпуст, крест преподается для целования.
Отпусты бывают: великими, малыми, праздничными и отпустами Страстной седмицы.
Малый отпуст произносится после чтения часов, повечерия, полунощницы и малой вечерни. Он звучит следующим образом: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас яко благ и Человеколюбец».
Примерно также звучит и великий отпуст, только он имеет несколько добавлений. После произнесения «молитвами Пречистыя Своея Матери» добавляется вставка дня. В понедельник это – «предстательством Честных Небесных Сил бесплотных». Поминаются Ангелы, так как понедельник – ангельский день. Во вторник – «святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна», так как во вторник Церковью назначено ему поминовение. В среду и пятницу – «Силою Честного и Животворящего Креста Господня», ради поминовения Страстей Христовых и Его Крестной смерти. В четверг – «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца», потому что именно эти святые поминаются в четверг. В субботу традиционно вспоминаются все святые, поэтому добавляется вставка «молитвами святых славных и всехвальных апостолов, светлых добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отцев наших». После одной из вышеупомянутых вставок в великом отпусте есть еще одна вставка: поминаются святые дня, которым Церковь установила поминовение в данную дату. Заканчивается отпуст словами «святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
В воскресные дни великий отпуст начинается словами «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш…»
Отдельно следует выделить пасхальный отпуст, который произносится от Светлого Воскресения Христова и до отдания Пасхи в среду перед Вознесением Господним. Он фактически повторяет тропарь Пасхи. Отпуст начинается так: «Христос, Воскресый из мертвых, смертью смерть Поправый и сущим во гробех живот Даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери…»
Есть также отпусты праздничные, характерные для двунадесятых праздников. Они произносятся от самого праздника и до его отдания, т. е. несколько дней (в среднем около недели). Праздничный отпуст является обычным отпустом, только так же, как и в великий отпуст, в него добавляется вставка, говорящая о сути данного праздника. Например, отпуст Рождества Христова: «Иже в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения Христос истинный Бог наш…» или Дня Святой Троицы: «Иже в виде огненных язык с небесе ниспославый Пресвятаго Духа на святыя своя ученики и Апостолы Христос, истинный Бог наш…» и т. д.
В дни Страстной седмицы также полагаются определенные отпусты, которые свидетельствуют о Страстях Христовых. Например, отпуст Великой Пятницы: «Иже оплевания и биения, заушения и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш…»
И еще несколько слов об отпусте.
В нем есть очень важная нотка, которая высказана в священнической молитве первого часа. После того как священник испрашивает благословение Божие людям на жизнь, он говорит: «Да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих…» Т. е. призывается благословение Божие на то, чтобы выйдя из храма мы не забывали, что мы – православные христиане, ходящие пред лицем своего Бога; чтобы мы не погружались в житейскую суету с головой, но каждую минуту и каждую секунду помнили завещание святителя Василия Великого: конец исполнения заповеди Божией – вечная жизнь, нарушение – ее вечная смерть. Важно, чтобы не только богослужение, но и вся жизнь была дорогой к Богу.
Иерей Андрей Чиженко