Отроки в пещи огненной

30 декабря – память пророка Даниила и святых отроков Анании, Азарии и Мисаила

За шесть веков до рождения Христа Иерусалим был завоёван вавилонским царём Навуходоносором II. Храм Соломона был разрушен, много народа израильского было взято в плен.

Среди пленников в Вавилон попали знатные иудейские отроки: Даниил, Анания, Азария и Мисаил – по преданию, они были потомками царя Езекии. Имена уведённых в вавилонский плен прославляли Бога: Даниил – «Бог мой Судья» (в древнееврейском имени Даниэль «дан» означает судья, «эль» – Бог); Анания – «Бог милостив»; Мисаил – «кто как Бог»; Азария – «Бог помогает». Царь Навуходоносор дал пленникам имена в честь языческих божеств. Он наделил отроков роскошью при дворе, распорядился обучить их халдейской премудрости. Они должны были обучаться у начальника евнухов книгам и языку, чтобы нести затем службу при царском дворе.

Об этих событиях рассказывается в библейской книге пророка Даниила (от лица которого написана эта библейская книга, хотя в первых шести главах он упоминается в третьем лице).

С принятием языческих имён юноши, однако, не изменили вере своих отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего воспитателя давать им не мясную пищу с царского стола, окроплённую кровью животных, а растительную. Воспитатель согласился, но с условием, что после десяти дней питания растительной пищей он проверит их здоровье и самочувствие. В конце испытательного периода эти юноши оказались здоровее других, и им было разрешено вкушать пищу по своему усмотрению.

Даниил обладал даром толкования снов и видений. Однажды царь Навуходоносор увидел весьма встревоживший его сон. Поскольку он считал, что через сновидения боги возвещают свою волю людям, под угрозой смертной казни он потребовал от своих мудрецов, чтобы те вспомнили, что именно ему снилось, а затем и истолковали его сон.

Вавилонские прорицатели не сумели сделать этого, но смог Даниил. Изваяние, увиденное царём во сне, означало грядущие времена: его золотая голова символизировала Халдейское царство, серебряные руки и грудь – царства мидян и персов, которые должны прийти ему на смену, медные бёдра и чрево – державу Александра Македонского, а ноги «частью железные, частью глиняные» – Римскую империю. Камень же, безо всякого действия человеческих рук оторвавшийся от горы и сокрушивший в прах этого великого истукана, богословы истолковывают так: камень – это Мессия, а гора – Дева Мария («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»).

Бытует версия, что поставленная Навуходоносором статуя была его собственным изображением, однако это не так. Скорее всего, это была статуя покровителя царя – «великого бога мудрости» Меродаха, «кто воскрешает из мёртвых».

На восемнадцатый год правления Навуходоносор повелел воздвигнуть золотое изваяние «на поле Деире, в области Вавилонской» (оно находится в пяти километрах к югу от развалин Вавилона, вблизи речушки Дура, которая впадает в Евфрат). Событие предстояло для страны не рядовое. Прежде все религиозные обряды совершались в небольших помещениях, куда никто не имел доступа, кроме жрецов. Даже цари обычно не имели права входить к божеству, а обыватели видели божество только во время праздничных церемоний, когда храмовую статую торжественно проносили по улицам города. Навуходоносор совершил религиозную революцию: если прежде богослужение было тайным, то теперь люди могли видеть, как жрецы совершают жертвоприношения на алтаре под открытым небом, и вместо ритуала, выполняемого жрецами, царь ввёл своего рода всеобщую молитву, действо, в котором должны были участвовать все его подданные. Царь приказал всем сатрапам, наместникам, судьям и пр., как только заиграет торжественная музыка, поклониться статуе.

Трое юношей отказались исполнить повеление царя. Халдейские чиновники не замедлили донести об этом царю. Узнав об этом, Навуходоносор приказал разжечь плавильную печь в семь раз сильнее обычного и бросить туда непокорных. Подобное наказание за непослушание было в духе страны и эпохи; подходили к печи, чтобы бросить жертву, в основном рабы, и так как при этом невозможно было не получить серьёзного ожога, часто сами эти люди умирали. Печь представляла собой яму в земле размером 5 на 6 метров, с поддувом, где стояли меха и была система подачи горючих материалов смол, нефти. Она предназначалась для выплавки металла, но туда бросали и преступников. На старинных иконах изображалась фигура Архангела Михаила, распростёршего крылья и возложившего руку на охраняемых им и спасённых Господом отроков, а у подножия огненной печи рисовались убитые пламенем халдеи.

Из печного пламени святые Анания, Азария и Мисаил вознесли Господу молитву от имени всего народа Израиля, исповедав грехи своих отцов и признав, что они заслуженно и по справедливости претерпели изгнание со своей земли и испытание огнём. Тогда по молитве святых отроков в печь сошёл ангел с небес и угасил полыхавшее в ней пламя.

Рассказ об этом, несмотря на его очевидную чудесность, полон исторической правды в изображении различных деталей. Основываясь на раскопках и на древних текстах, мы знаем, что колоссальные статуи, подобные изображаемой в данной книге, существовали у вавилонян. В Британском музее в настоящее время можно видеть поразительные по своим размерам обломки схожих статуй и по ним судить о колоссальной величине целого. Например, три статуи из золота, описанные Диодором Сицилийским, весили 143,5 тонны.

Почему рядом с тремя отроками не было Даниила? Об этом мы можем только догадываться. Возможно, высокое положение Даниила при дворе избавило его от необходимости подтверждать свою лояльность золотой статуе Миродаха. Иоанн Златоуст объясняет это так: когда Даниилу было присвоено имя Валтасара, производное от имени вавилонского бога, Бог не попустил, чтобы этим языческим именем совершилось чудо – побеждён огонь.

Христианская традиция считает, что ангелом, сохранившим отроков, был Архангел Михаил. Навуходоносор выразился так: «Вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию» (Дан. 3, 91).

Спасённые святые отроки принялись плясать от радости, воспевая благодарственную песнь Господу Богу Израиля. Прославив имя Господне, они призвали всё творение вместе с ними «петь и превозносить Его во все веки», благословляя «все силы Господни», «солнце и луну», «всякий дождь и росу», ветры, холод и зной, китов и всё движущееся в водах, всех птиц небесных, зверей и весь скот, сынов человеческих, духов и души праведных – воистину эпическая картина! Перечислив в своём гимне все создания Божии, лишь после этого они назвали самих себя как самых малых и смиренных: «Благословите, Анания, Азария и Мисаил, Господа, пойте и превозносите Его во веки; ибо Он извлёк нас из ада и спас нас от руки смерти, и избавил нас из среды печи горящего пламени, и из среды огня избавил нас».

Так они символически привели всё творение к поклонению слову Божию, воплотившемуся и пришедшему на землю, подобно спустившемуся в печь ангелу, дабы спасти всех.

«Песнь трёх отроков» (Дан. 3, 24–90) многими исследователями Библии считается позднейшей вставкой, так как её нет в древних еврейских текстах, например в Кумранских рукописях; их также нет и в толкованиях на Книгу пророка Даниила у свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина и др. Протестанты не признают этот текст священным.

Далее события развивались так: Навуходоносор велел отрокам выйти из печи. Он возвратил святым Анании, Азарии и Мисаилу их высокое положение и повелел отныне предавать смерти всякого, кто дерзнёт произносить хулу на Бога Израилева.

Книга Даниилова рассказывает нам ещё о многих событиях, произошедших в Вавилонском царстве, – было ещё чудесное спасение Даниила во рву со львами, толкование загадочных слов, написанных рукой на стене. Но обо всём этом здесь речи не будет.

Святой пророк Даниил мирно упокоился в возрасте ок. 80 лет, на второй год после возвращения еврейского народа в Землю обетованную. Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. По другому преданию, они были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза. В кратком житии вавилонских отроков, изложенном в Синаксаре Константинопольской Церкви, сообщается, что отроки воскресли вместе со Христом, но со временем умерли. В середине V века н.э. состоялось перенесение их мощей из Вавилонии в Константинополь. Есть также предание, что гробницы пророка Даниила и отроков находятся в Киркуке (Ирак).

Основной смысл истории трёх отроков – это возможность, сохраняя верность Господу, жить и даже достигнуть карьерного успеха, находясь под властью язычников. По этой причине в годы золотоордынского владычества на Руси история про отроков была очень популярна в народе – она давала христианину образец поведения в этих непростых условиях. А благоверный князь Иван Калита, покупавший у хана ярлыки на правление в русских княжествах, принял перед смертью имя Анания.

* * *

Легенда об отроках в пещи огненной на Руси исполнялась в виде театральной постановки «Пещного действа» в воскресную службу перед праздником Рождества Христова. На основе библейской легенды Симеон Полоцкий написал литературное произведение, по которому и совершалась постановка. Сама традиция эта была позаимствована у Византии.

По окончании богослужения на середину храма выносили деревянную печь. Халдеи выводили связанных отроков, допрашивали их и «бросали» в печь. Отроки заводили песню, воспевающую Господа Бога. Неожиданно появлялся ангел и освобождал отроков из «пещи огненной». Халдеи становились в стороне с поникшими головами, а Архангел Михаил и юноши обходили три раза вокруг печи. После представления ряженые поджигали святочные огни и плакун-траву. С этого действа начинался зимний карнавал.

При Петре Первом «пещные действа» были запрещены.

← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска

о ней известно лишь то, что там бывает плач и скрежет зубов.
Печь ? да. Как говаривали на заре интернета, еще до политкорректности — фтопку. Там было еще про стену, йад и даже — о ужосс — газеевагнн. Но это лирика.
НО.
но , может быть, не просто печь, а например, жерло вулкана.
ад, он вроде бы под землей.
итак, Печь.
смотрим словарь.
.
впрочем, там везде одно. Печь —
от слова печь. выпекать.
то в чем пекут.
от Пекло т е Жар.
иностранные опять же приводятся.
Но
простой семантический анализ.
что есть Печь. Пещь —
Пещь . Пещерка.
полость , в которой разводят огонь, а когда она прокаливается, удаляют золу и —
правильно, выпекают хлеб.
в отличие от Жар ить, т е на открытом огне.
испечи , пртиготовить в Пещи.
Именео огненой.
Пещь. ,. Печь.
Пещера , большая Пещь.
испещреный — покрытый углублениями, источеный.
А не исчерканый, как у фасмеров.
это уже позднее искажение, как со словом Довлеть.
итак.
Пещь, Пещера, Печь, Испещреный, .
а еще —
еще одна Пещь.
пиzда.
семантика прослеживается.
а фонетика —
экспрессивеое искажение, как
из дупы стала жопа.
а как же быть с мноночислеными иноязычными, означающими жар, процесс выпекания, бекерами и бейкерами ?
а никак
все они от Печи — Пещи.
производные. имеют родство, как поле может иметь родство к одному зернышку.
ага, сейчас меня причислят к сонму свидетелей Ра, или чего то там , считающих что все от русского.
не все.
но многое.
только не от русского, о от праязыка, разветвившегося на санскрит, славянские , угрофиеские, балтийские и прочие далее.
но его фонетика — семантика была Очень близка к русскому , даже ближе чем санскриту.
о чем свидетельствует наличие в этих некоторых словах этимологических т е связаных фонетически- семантических вертикалей, отсутствующих в неславянских языках и присутствующих в славянских.
Примерно так.

Три отрока в пещи огненной. Икона XV века Новгород.

Азария Вавилонский (халд. Авденаго, евр. Авед-Него, возм., сознательно искаженное имя Авед-Нево — слуга Нево; V в. до н.э.), отрок, мученик

Память 17 декабря

Один из трех товарищей пророка Даниила, молодых иудеев, уведенных Навуходоносором в Вавилон и воспитывавшихся вместе с Даниилом при дворе Навуходоносора (Дан 1:6, 7). Азария вместе с товарищами был назначен управлять провинцией Вавилон (Дан 2:49).

Вместе со своими товарищами, Ананией и Мисаилом, он отказался вкушать яства со стола царского и пить вино, предпочитая питаться самою простою пищею, чем оскверняться пищею из мяс, приносимых в жертву идолам. Когда Навуходоносор издал приказание, чтобы все его подданные поклонились золотому истукану, поставленному на поле Деире, Азария с товарищами мужественно отказались повиноваться царскому повелению. В наказание за это они были брошены в печь, раскаленную огнем в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее. Пламя огня было так сильно, что убило даже тех людей, которые бросали мучеников в печь, сами же юноши оставались невредимыми. Над телами их огонь не имел силы, и волоса на голове их не опалились, и одежды их не изменились, и даже запаха дыма не было слышно от них. Когда Навуходоносор взглянул в жерло печи, то увидел, что юноши были не одни, но что с ними находился еще четвертый муж, вид которого был подобен сыну Божию (Ангел Господень). Пораженный этим чудом, царь дал повеление строго наказывать всех тех, которые будут произносить хулу на этих юношей: «ибо нет иного Бога, сказал он, который мог бы так спасать». Юноши были с почестью возвращены ко двору и возвеличены в стране Вавилонской (Дан 3).

Подвиг трёх юных исповедников истинной веры во время вавилонского плена воспевается в седьмой и восьмой песни каждого канона. Одно время совершался также особый церковный чин пещного действия.

Свв. отроки Анания, Азария и Мисаил. Миниатюра Минология Василия II (Константинополь, 985 г.). Ватиканская библиотека, Рим

Даниил, Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно свидетельству святителя Кирилла Александрийского, по смерти Навуходоносора и прочих царей, у которых были в чести Даниил и его товарищи, воцарился сын Кира — Камбиз (529 — 522). Узнав об их вере и будучи обличён ими в своём нечестии, он повелел отсечь голову сначала Анании. Азария же, подставив одежду свою, принял её. Отсечённую же голову Азарии принял Мисаил, голову же Мисаила, подставив одежду, принял Даниил. Наконец, отсекли голову и Даниилу. Согласно преданию, по усечении их каждая голова пристала к своему телу и ангел Господень, взяв тела святых, отнёс их на гору Гевал, и там они были положены под камнем. Чрез четыреста же лет, в день воскресения Господа Иисуса Христа, они вместе с некоторыми другими воскресли и, явившись многим, снова почили (ср. Мф. 27, 52-53).

Использованные материалы

Три отрока в печи огненной, Трое отроков в огненной печи, Трое (еврейских) юношей в раскаленной печи

Сюжет восходит к Книге пророка Даниила (3:49-50)

Герои ветхозаветного предания иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария, товарищи Даниила, вместе с которым они во время вавилонского плена были отобраны для службы «в чертогах царских». Будучи представлены ко двору царя вавилонского Навуходоносора, они в соответствии с обычаем получили новые имена — Седрах, Мисах и Авденаго. После вещего истолкования Даниилом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила ставит отроков «над делами страны Вавилонской». Навуходоносор, сделавший золотого истукана «вышиною в шестьдесят локтей», требует, чтобы все должностные лица пришли на его торжественное открытие и при звуках музыкальных орудий пали и поклонились ему, «а кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём». Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказываются, царь приказывает бросить их в печь, разожжённую в семь раз сильнее, чем обычно, но пламя убивает бросивших отроков людей, сами же они остаются невредимы. При этом царь замечает, что в печи среди огня ходят не три, а «четыре мужа», «и вид четвертого подобен сыну божию».

Апокрифический текст версии, принятой каноном восточной церкви, содержит более подробный рассказ, согласно которому юноши

«ходили посреди пламени, воспевая бога… Ангел господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним. И выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в середине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их».

Изумлённый совершившимся чудом Навуходоносор благословляет бога, спасшего отроков, которых он возвышает в стране Вавилонской.

Тема из числа самых ранних в христианском искусстве: встречается уже в настенной живописи римских катакомб как образ спасения Господом его подданных. Каждый период вносил в интерпретацию сюжета что-то своё.

В конечном счёте — прообраз (как и неопалимая купина) непорочности Девы Марии.

«Пещное действо» было одним из излюбленных сюжетов театрализованных представлений от средневековых мираклей (в частности, на Руси в XVI—XVII вв.) до И. Стравинского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *