Овчая купель

Снова наступил иудейский праздник Пасха. Иисус Христос пришел в Иерусалим. В Иерусалиме была тогда купальня. Эта купальня находилась возле ворот, которые назывались Овечьими, потому что через них гнали овец и другой скот для жертвоприношения. Купальня эта была непростая. В нее иногда сходил ангел Господень и возмущал воду. Кто первый влезал в купальню после возмущения воды, тот выздоравливал, какой бы ни болел болезнью. Около купальни была устроена галерея (коридор) с пятью отдельными крытыми комнатами, в которых лежало множество больных. Тут были слепые, хромые, разные больные, похудевшие и высохшие от своих тяжелых болезней. Как они все ждали, когда заволнуется вода в купальне! Каждому из них хотелось первым влезть в купальню, чтобы выздороветь. С некоторыми больными, которые сами не могли двигаться, были их родные, чтобы донести больного до купальни и опустить его в воду.

Иисус Христос зашел в купальню. Здесь был человек, который тридцать восемь лет болел так сильно, что был весь в расслаблении – не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. Иисус, увидев его и зная, что он лежит уже давно, спросил: «Хочешь ли быть здоровым?» Больной ответил: «Господи! Нет у меня человека, который окунул бы меня в купальню, когда заволнуется вода. Как я ни приду – другой уже прежде меня входит».

Иисус Христос и говорит ему: «Встань, возьми постель твою и ходи».

И что же?! Больной, который не мог проползти нескольких шагов от своей постели, вдруг выздоравливает, встает, у него появляются силы, он берет свою постель и уходит.

Это было в субботу. Вы знаете, что евреи считали большим грехом даже ходить в субботу, а не только нести ношу. Когда иудеи увидели, что вылеченный Иисусом несет на плечах постель, то стали говорить ему: «Сегодня суббота, тебе нельзя нести постель». Он ответил им: «Тот, Кто меня исцелил, сказал: «Возьми постель твою и ходи”». Они стали выспрашивать у него: «Кто же это тебе сказал?» Исцеленный раньше никогда не видел Иисуса Христа. Иисус же, как только исцелил расслабленного, скрылся среди людей. Поэтому исцеленный не мог сказать иудеям, кто велел ему нести постель.

Позже, через некоторое время, Иисус Христос встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот ты и выздоровел. Не греши же, чтобы не случилось с тобой чего плохого».

Тогда этот человек пошел к иудеям и сказал им, что его вылечил Иисус. И стали иудеи гнать Иисуса, хотели Его судить и даже решили убить за то, что Он исцеляет в субботу.

Записываем в бланк ответов через запятую без пробелов: 21,26
Специально для тех кто забыл (а ,возможно , и не знал никогда)))
ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Существует пять типов односоставных предложений: один — с подлежащим, четыре со сказуемым.
Главный член — подлежащее
Главный член — сказуемое
1. Назывное (номинативное) предложение. Бред какой-то!
1. Определенно-личное. Заглянешь на огонёк?
2. Неопределенно-личное. К тебе заходили намедни.
3. Обобщенно-личные. Таких цен теперь не сыщешь.
4. Безличное. Эту картину можно увидеть в Лувре.
Назывное
Это самый простой тип односоставных предложений. Подлежащее есть, сказуемого нет: «Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет».
ВНИМАНИЕ!!! Надо только обратить внимание (продолжаю надоедать), что нельзя назывное путать с двусоставным неполным: «-Ты что принес? — Пирог». Предложение: «Пирог», — НЕ назывное, а двусоставное неполное (анализируем его состав по восстановленной форме «Я принес пирог»).
Суть назывного предложения в том, что мы что-то называем, как бы указываем на этот объект, говоря: «Вот, посмотрите, какая ночь, какой фонарь».
Определенно-личное
Подлежащего нет, но его можно восстановить. А теперь вы уже знаете, что я скажу. Правильно! Не путайте определенно-личное с двусоставным неполным. И хотя я знаю, как вам надоело это слышать, но в данном случае спутать их легче всего. Поэтому если вы поймете следующее разъяснение, то ваши шансы на хороший балл резко возрастут. Как же их отличить:
В неполном двусоставном предложении подлежащее можно восстановить ТОЛЬКО по контексту, и оно может обозначать любое лицо, выраженное словом в любом лице, числе и падеже. «(1)Он очень замерз, (2)потому что долго сидел на бетонном полу». Вторая часть этого сложного предложения — двусоставное неполное предложение, в котором из контекста можно восстановить подлежащее он.
В односоставном неопределенно-личном предложении подлежащее можно восстановить НЕ ИЗ КОНТЕКСТА (или НЕ ТОЛЬКО из него), А ИЗ ФОРМЫ СКАЗУЕМОГО. «Налью тебе немного абсента». Очевидно, что здесь можно подставить только одно подлежащее — я. Если сказуемое стоит в формах, указанных ниже, то предложение следует признать определенно-личным односоставным, а не двусоставным, даже при наличии в контексте указания на то, о ком идет речь.
Таким образом, определенно-личное предложение очень просто узнать в тексте, поскольку сказуемое может быть ТОЛЬКО В ФОРМАХ, при которых восстанавливаются местоимения я/ты/вы:
глагол 1 и 2 лица в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени (1 л: говорю/говорим, скажу/скажем. 2 л: говоришь/говорите, скажешь/скажете);
повелительное наклонение (говори/говорите).
ВНИМАНИЕ: отсутствие подлежащего + сказуемое в одной из перечисленных форм + отсутствие обобщенно-личного значения у сказуемого (типа: «За деньги мозги не купишь», — об этом см. ниже) = определенно-личное предложение.
Неопределённо-личное
Подлежащего нет, при этом действующее лицо существует, но не определено. Вместо подлежащего можно сказать «кто-то, некто, какие-то неизвестные люди»: «Бьют в барабаны». Кто бьёт? Это не только не известно, но и не важно.
Сказуемое может быть только в формах, при которых восстанавливается местоимение они (в неопределенно-личном значении):
глагол 3 лица мн.ч, настоящего и будущего времени (шумят/будут шуметь);
глагол мн.ч, прошедшего времени (шумели).
Наличие сказуемого в одной из перечисленных форм — это необходимое, но НЕ ДОСТАТОЧНОЕ условие для признания предложения неопределенно-личным. «Медведевы вчера опять поссорились. Шумели до пяти утра». Второе предложение — двусоставное неполное. Принципиальным условием для признания предложения неопределенно-личным (помимо формы сказуемого) является то, что действие важно само по себе, безотносительно к субъекту-производителю (лицу или предмету).
Обобщённо-личное
Подлежащего нет, а действие приписано каждому, оно выражает определенную тенденцию, положение дел. «За деньги мозги не купишь». Речь не идет о какой-то сделке по приобретению мозгов. Это перифраз выражения «мозги нельзя купить за деньги», которое может быть отнесено ко всем сразу и к каждому в отдельности.
Сказуемое может быть только в формах, при которых можно было бы восстановить местоименияты/они. При этом речь идет только о формальной возможности подстановки таких местоимений, поскольку подлежащее не нужно. Формы сказуемых:
глагол 2 лица ед. числа изъявительного и повелительного наклонений. Как ни крути, а придется сдавать ЕГЭ (сложносочиненное предложение, включающее обобщенно-личное и безличное). Сделал дело — гуляй смело (во второй части обобщенно-личное предложение*). Незнаешь, где найдешь, где потеряешь (все три части сложноподчиненного предложения — обобщенно-личные).
глагол 3 лица во мн.ч Снявши голову, по волосам не плачут (простое обобщенно-личное предложение).
Безличное
Подлежащего нет и не может быть. Принципиально отсутствует лицо, производящее действие. Источник действия — абстракция.
Часто сказуемое выражено безличным глаголом (Нездоровится что-то. К утру подморозило.) Но очень многих подводит непонимание того факта, что сказуемое не обязательно должно быть безличным глаголом. Возможные варианты:
безличный глагол (нездоровится: Ему нездоровилось.)
личный глагол в безличном значении (пахнет). Обратите внимание: (1)»Чудно пахнет акация», — двусоставное предложение с подлежащим «акация». (2)»Чудно пахнет акацией», — безличное односоставное предложение (нельзя сказать, что пахнет акацией — это некая абстракция).
краткое страдательное причастие: У нас еще не накрыто.
инфинитив: Сегодня уже не найти такого самопожертвования.
модальное слово + инфинитив: Надо подобрать фоновый материал для аргументации.
слово «нет»: У меня нет возражений.
наречие со значением состояния: И скучно, и грустно, и некому руку подать…

Почему Вифезда исцеляла больных

Временами вода в купальне начинала бурлить или происходило движение воды какого-то иного рода («Ангел Господень возмущал воду»).

Есть легенда, что вода в Овчей купели обладала излечивающими свойствами потому, что в ней лежало дерево, из которого позже фарисеи или римляне сделали столб для распятия Христа. Это дерево, что выросло у Лота: тот, во искупление невольного греха с дочерьми после гибели Содома и Гоморры, 40 лет добывал и возил на ослике воду из реки Иордан, чтоб поливать три посоха (кедровый, кипарисовый и сосновый).

Праотец Авраам велел ему делать это, пока посохи не обретут жизнь. В конце концов они «ожили» и слились в одно прекрасное дерево — это и был знак прощения греха. Царь Соломон приказал спилить чудесное дерево для кровельной балки строящегося Храма, но ничего не вышло: спиленный ствол нельзя было даже измерить — он становился то больше, то меньше. Решили, что он ведет себя так из-за греха Лота — куда уж использовать его для Храма!

По другой версии, ствол дерева использовали как лавку — и однажды на нее присела царица Савская, приехавшая для встречи и беседы с Соломоном. Но от дерева исходил жар, и мудрая царица, встав, поклонилась деревянному брусу и предсказала, что именно от него найдет свою смерть Мессия, и оттого Иудейское царство ждут бедствия и погибель. Соломона это пророчество напугало, и он повелел зарыть в землю «нехорошее» дерево.

Потом в этом месте выкопали водоем для того, чтоб омывать в нем предназначенных в жертву животных — Овчую купель, и вскоре та прославилась как исцеляющая людей.

Исцеление расслабленного при Овчей купели

Тот, кто первый влезал в купальню во время «возмущения воды», вылезал исцеленным (независимо от тяжести болезни).

Здесь значимо слово «первый» — можно представить, как вели себя эти несчастные, как облепляли берег водоема, жадно глядя на воду, как отпихивали друг друга локтями, ведь каждый старался искупаться раньше прочих!

Некий человек, расслабленный (это означает просто «парализованный»), лежал возле Вифезды в тщетной надежде на излечение. Болел он уже 38 лет (можно представить, в каком состоянии был этот бедняга, лежа неподвижно под жарким солнцем Иудеи). Иисус, заметив его и узнав, что лежит он тут давно, подошел к нему и спросил, хочет ли тот стать здоровым. Тот честно ответил, что, разумеется, хочет — но у него никого нет, и никто не желает помочь ему опуститься в воду, всегда кто-то успевает первым прежде, чем он доползет. Неприглядно же выглядят все эти болезные граждане в своем эгоизме: никому даже в голову никогда не пришло хоть раз помочь беспомощному человеку, каждый думал только об исцелении собственных болячек!

И даже те, кто выздоровел, не догадались помочь другому! Видно, вода исцеляла только тело — но не душу. Это, кажется, и подчеркнул Иисус, который даже и не подумал вести паралитика к воде. Он просто велел ему встать, забрать свою подстилку, идти и не грешить больше. И тот так и сделал! Простое внимание к человеку и милосердие исцелили несчастного, лечебная ванна совершенно не понадобилась.

Где находилась Вифезда?

Из священного текста можно заключить, что Вифезда находилась в Иерусалиме — но где именно, существуют разные версии.

Пруд у ворот

Иоанн упоминает Овечьи ворота — есть предположения, что это нынешние Львиные (или, по другому их названию, ворота Святого Стефана) в Мусульманском квартале.

Действительно, некий рукотворный водоем, ныне пересохший, там имеется. Он ярко выраженной прямоугольной формы, вытянут в длину. Когда-то за ним явно следили, берега его выложены некогда аккуратной каменной древнеиудейской кладкой.

Арабы называли этот пруд «Биркет Израэль» — то есть «израильский пруд».

Рядом находятся фрагменты двух арочных конструкций — возможно, это те самые «крытые ходы», упомянутые Иоанном — при Вифезде находилось «пять крытых ходов», возможно, в них укрывались от солнца «пациенты» купели.

Версия крестоносцев

Возле католического храма святой Анны тоже находится водоем, известный со времен завоевания Иерусалима крестоносцами. И тогда именно его называли «Овчая купель». Рядом с ним археологи обнаружили следы пяти арок — еще одни «крытые ходы»!

Эта Вифезда упоминается в первый раз в свидетельстве паломника, видевшего ее в IV в. Он увидел возле этого водоема то же, что некогда увидел Иисус: толпу самых различных калек, ожидающих чуда.

В V в. паломники уже называют храм св. Анны «церковью Паралитика».

На сегодняшний день базилика св. Анны и католический монастырь при ней принадлежат Франции, как и место раскопок Вифезды. Осуществляет надзор и попечение над этой землей миссионерское общество Белых Отцов — братство монахов, основанное в 1865 г. кардиналом Левизери.

Значительных размеров (150x50x15 м) бассейн из двух разделенных каменной кладкой частей, был раскопан здесь в 1914 г. Находится во дворе монастыря Белых Отцов, окна которого выходят прямо на Вифезду.

На территории раскопок расположен небольшой музей.

Вифезда как символ исцеления

Разумеется, чудесный сюжет с Иисусом и паралитиком нашел отражение в иконописи. Существует множество икон с изображением «исцеления расслабленного». Мировая живопись также не обошла эту притчу о милосердии стороной. Ей посвящены полотна голландца Питера Артсена, представителя Северного Возрождения, испанца Бартоломе Эстебана Мурильо, знаменитого своими евангельскими сюжетами датчанина Карла Генриха Блоха, знаменитого английского живописца Уильяма Хогарта, польско-русского художника Яна Ционглинского.

В современности

В Центральном парке Манхэттена, Нью Йорк, на одной из террас расположен красивый фонтан Вифезды со скульптурой ангела, держащего в руке цветок лилии. «Ангел вод» — работа скульптора Эммы Стеббинс. Фонтан установлен в 1842 г., в память открытия городского акведука. Лилия в руке ангела символизирует чистоту воды. Эмма — первая женщина-художник, получившая официальный заказ от города Нью-Йорк.

В округе Палм-Бич (тоже в США), на берегу Атлантического океана, стоит Епископальная церковь в стиле испанской готики, называемая Вифезда-из-моря. Церковь отличается оригинальной красотой, в северной стене расположена «купальня Вифезда» — небольшой фонтан с фигурой ангела, вырезанного из розового известняка. Этот храм построен в 1925 г.

Название «Христианское братство Вифезда — Дом милосердия» носит одно из объединений Евангельской церкви в России.

Достопримечательности рядом

Недалеко от Вифезды и церкви св. Анны находятся:

  • Львиные ворота.
  • Мусульманский квартал.
  • Улица Крестного пути Иисуса Христа — Виа Долороса.

Как добраться до Вифезды у церкви Св. Анны

В Старом городе нужно войти в Львиные ворота и пройти около 50 м. Справа будет вход.

Раскопки Овчей купели в Иерусалиме

Строительство купели относится к VIII в. до н. э. Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных. В купели омывали животных, приготавливая к жертвоприношениям. После строительства ближе к Храму большего водоема Биркат Израэль в I в. купель Вифезда перестали использовать для Храмовых целей. А новая городская стена, построенная севернее Иродом Агриппой в 144 г. н.э., почти прекратила доступ воды в водохранилище.

Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории французского монастыря Белых отцов, рядом с церковью Святой Анны. Видны остатки церквей византийцев IV в, высокие столбы которой, служившие её основанием, сохранились до наших дней и крестоносцев. Дно раскопок соответствует уровню евангельской купальни. Базалика была разрушена персами в 614 г., а в 1130 г. крестоносцы построили небольшую церковь, посвященную св. прав. Анне, матери Пресвятой Богородицы, т. к. в непосредственной близости Вифезды был дом родителей Пресвятой Богородицы.

В третье воскресенье после Пасхи читается в церкви отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором рассказано об исцелении Христом расслабленного.

«Был праздник, — пишет евангелист Иоанн, — и пришел Иисус во Иерусалим. Есть же в Иерусалиме, у Овечьих ворот, купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел…»

Протопресвитер Александр Шмеман

Вот евангельский рассказ. И многие, прослушав его, скажут, должно быть: опять чудеса, опять невероятное, не имеющее и не могущее иметь ничего общего с нашей жизнью, интересами, нуждами, запросами… Но вслушаемся, вдумаемся: Евангелие так по-детски просто, и евангельские рассказы так кратки, что современный человек легко обманывается этой краткостью и простотою. Ему все кажется, что истина о нем и об его жизни должна быть сложной и громоздкой, потому что сам он сложен.

Но, может быть, нестареющая сила Евангелия именно в том, что оно сводит все к самому главному, первичному, основному — добро и зло, тьма и свет, человек и Бог, жизнь и смерть. А ведь если подумать сосредоточенно, глубоко, и не только умом, а всем существом, то в конце концов речь всегда идет о главном. Ибо вся сложность жизни упирается в простоту вечных вопросов: добро и зло, жизнь и смерть, Бог и человек.

Так что же в этом рассказе вечно, непреходяще? В центре его так очевидно стоят слова расслабленного, обращенные ко Христу: «не имею человека». Это поистине вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Каждый за себя. Каждый о себе. Вот все они — все это великое множество слепых, больных, иссохших, и все они «чают движения воды», то есть ждут помощи, участия, исцеления, утешения. Но… каждый ждет помощи себе и для себя. И когда возмущается вода, всякий бросается вперед, забывая о других…

В евангельской перспективе купальня это, — конечно, образ мира, образ общества человеческого, символ самого строя человеческого сознания. О, конечно, в мире можно найти много примеров преодоления эгоизма, примеров доброты и самопожертвования. Но даже когда по видимости человек преодолевает свой эгоизм, он все равно остается пленником себя и своего. Если не своя персона, то семья: и для своей семьи, для своих — своя рубашка ближе к телу. Если не семья, то свой народ. Если не свой народ, то свой класс, своя партия. Свое, обязательно свое! И это свое — противополагается чужому, а следовательно чуждому и враждебному.

Но так, скажут, устроен мир, и ничего не поделаешь. Так неужели же, отвечу я, — это и есть последняя, объективная, научная правда о человеке и человечестве? Неужели, в последнем счете, все в мире построено на личном или коллективном эгоизме и все им живет?

Капитализм, говорят нам, есть зло, потому что он — эгоизм. И вот его надо сокрушить во имя, скажем, коммунизма. Но коммунизм только и делает, что провозглашает свое: свое мировоззрение, свой класс, партию и т.д., то есть свое и себя против не-своего, другого… И нет, нет выхода из этого порочного круга. И вот, незаметно для себя, мы перестали задыхаться в этом мире, насквозь пропитанном всепоглощающим эгоизмом. Кровь, ненависть, страх, в лучшем случае — равнодушие.

Когда-то, в двадцатых годах этого века, молодой человек, почти мальчик, покончил самоубийством, оставив такую записку: «Я не хочу жить в мире, в котором все жулят…». Он задохнулся, не выдержал. А нас постепенно измором берет эта привычка, и ужас эгоизма мы перестаем ощущать как ужас…

Об этом — евангельский рассказ о расслабленном. И все эти больные, немощные, иссохшие — все они больны в первую очередь неисцелимым эгоизмом, который и приводит человека к воплю: «человека не имею!» Нет человека! И это значит, что человек начинается там, где преодолен эгоизм, это значит, что человек — это прежде всего — лицо, обращенное к другому человеку, это глаза, с участием и любовью всматривающиеся в глаза другого человека. Это любовь, сострадание и помощь.

Дальше Евангелие говорит: этот новый, подлинный человек явлен, пришел к нам во Христе. В нем к одинокому и исстрадавшемуся человеку приходит не чужой, а свой; приходит, чтобы его страдание воспринять как свое, его жизнь как свою, и чтобы помочь и исцелить. «Хочешь ли быть здоровым?» Это вопрос не того, кто хочет что-то навязать, в чем-то убедить или же подчинить себе. Это вопрос подлинной любви, и потому — подлинного участия.

Религия, увы, тоже может стать эгоизмом, быть занятой только собой, своими. Но важно понять, что такая религия, сколь бы она ни прикрывалась христианством, по-настоящему — не христианство… Ибо все христианство — в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к той любви, которую, по словам ап. Павла, «излил Бог в наши сердца». Это его новая, вечная заповедь. Это то, о чем все Евангелие, вся наша вера…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *