Ожога монастырь

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Благовещенский епархиальный женский монастырь

Адрес Благовещенского женского монастыря: 399571, Липецкая область, Воловский район, с. Ожога.
Телефон Благовещенского женского монастыря: (47473) 2-46-41.
Вид на Благовещенский епархиальный женский монастырь.

Благовещенская обитель — единственный новообразованный монастырь в Липецкой и Елецкой епархии.

16 июля 2005 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский женский монастырь. А 23 сентября 2005 г. была совершена первая Божественная литургия в Благовещенском храме, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря. Женская община, которая существовала здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (Мирчука).

В мае 1978 года он (в то время игумен Валерий) был назначен настоятелем Благовещенского храма села Ожога Воловского района Липецкой области.

Со временем при Благовещенском храме образовалась женская община, тайно соблюдавшая монастырский устав. Особенно тяжело пришлось в первые годы, но отец Валерий был разумно тих и дипломатичен. Для властей его служение оставалось сокрытым.

Благовещенский храм и звонница.

31 марта 1980 г. отца Валерия награждают крестом с украшениями, а в 1982 г. возводят в сан архимандрита.

За заслуги перед церковью его награждают орденом святого равноапостольного князя Владимира. Отец Валерий тайно принимает постриг в схиму с именем Серафим. Схиархимандрит Серафим заботился не только об окормляемой им общине в с. Ожога, но и помогал строить более десяти окрестных храмов. 11 января 2005 г. на 70-м году он завершил свои труды земные. Место погребения старец выбрал сам — на сельском кладбище, при входе на территорию монастыря.

Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима восемь лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

Крепнет монастырская жизнь. В центре монастыря возвышается Благовещенский храм, построенный в конце XVIII века, являющийся памятником архитектуры. Замечательно его убранство.

Чудесным образом сохранились древние иконы, среди которых есть местночтимые чудотворные: Казанская икона Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Споручница грешных». Рядом с храмом — звонница.

Храмовая икона Благовещение Пресвятой Богородицы.

Значительным событием для монастыря стало обретение святого источника, названного в честь Святителя Николая, уничтоженного в 1917 году. Предпринималось множество попыток обыскать его, и только в апреле 2006 г. он, наконец-то, был обнаружен. В скором будущем здесь планируется построить купальню.

За четыре года официальной жизни обители укрепилась его материальная база. Благоустраивается территория, ведется строительство хозяйственных объектов, возводятся стены и главные ворота монастыря. Начато строительство трапезной и гостиницы для паломников, продолжается реставрация храма.

В обители проживают 85 человек, из них — 51 монашествующих. 40 неугасимых лампад горит в Благовещенском храме.

Молитва в обители — главное оружие.

Более половины монашествующих монастыря приняли Великую схиму. Память о схиархимандрите Серафиме как о наставнике и духовном отце жива. Все знают, что батюшка и теперь молится о них перед Господом, и сила его молитвы осталась прежней.

Настоятельница монастыря — монахиня Серафима (Селитренникова).

В начало

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2005 года было принято постановление о преобразовании Благовещенского прихода села Ожога Воловского района Липецкой области в Благовещенский епархиальный женский монастырь. 23 сентября 2005 года была совершена Божественная литургия в Благовещенском храме села Ожога, после которой было объявлено об учреждении нового монастыря.

Женская монашеская община, существовавшая здесь еще при советской власти, преобразовалась в монастырь благодаря трудам и молитвам схиархимандрита Серафима (1936-2005). Первой настоятельницей новообразованного монастыря была назначена монахиня Серафима, в миру имевшая опыт серьезной руководящей работы и более 8 лет находившаяся под духовным руководством отца Серафима.

В центре обители возвышается стройный силуэт Благовещенского храма. При храме устроена звонница. Звон самого большого колокола в дни праздников плывет над всей округой. Храм старинный, изобилующий иконами. Среди них находятся местночтимые чудотворные иконы Божией Матери «Казанская» и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

В 2006 году для монастыря главным событием стало обретение святого источника, названного в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Этот источник был уничтожен в 1917 году. В настоящее время было предпринято много попыток отыскать его, и только в апреле 2006 года он был обнаружен. В этом же году были проведены работы по расчистке территории источника от кустарника, деревьев, вырыт котлован. В будущем здесь планируется постройка купальни.

Информация с официального сайта Липецкой и Елецкой епархии: http://www.le-eparchy.ru/node/751

До нас, к сожалению, дошла небольшая часть архитектурного комплекса монастыря.

История

История женской обители на этом месте начинается с начала 18 века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине 17 века получит название Земляного города.

Вознесенский мужской монастырь — основание

В конце 16 века у восточной стены острога находился убогий дом или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т. е. бездомных или бедных, жителей города, которых некому было хоронить. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма.

Первая каменная церковь

Только в 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но умер, достроив её только до половины. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещенским.

Упразднение мужского монастыря

После упразднения в 1700 году астраханского Троицкого монастыря, его братия во главе с архимандритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 году был упразднён и Вознесенский монастырь.

Монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Многие обители лишились своих имений, служивших для них единственным источником пропитания. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архимандрит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещенскою.

Женский Благовещенский монастырь

Существование женского Благовещенского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти 17 века. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 году, где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещенского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах Санкт-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 годах. Находился он где-то на территории Белого города, возможно рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х годов 17 века. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 году, упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещенский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, написанный в 17 веке, свидетельствует о существовании в Астрахани двух женских обителей: Благовещенской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещенскому храму в это время был пристроен придел в честь Мученицы Параскевы Пятницы.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

В 1722 году, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёхэтажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещенский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 года чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона, принесённая в Астрахань воеводою Иваном Богдановичем Милославским, послужила залогом замирения бунтующего города, находившегося в руках разинцев. В честь этого образа в перенесённом Иоанно-Богословском храме был устроен придел.

Расширение и строительство монастыря

Епископ Мефодий очень любил Благовещенскую обитель и много заботился о ней. В своих грамотах он именовал монастырь «Астраханским Благовещенским вторым собором».

19 марта 1765 года в монастыре был освещен перестроенный в камне Иоанно-Богословский храм. Церковь была устроена тёплой, и в ней служили в зимнее время. Храм был выстроен Епископом Мефодием на свои средства и на пожертвования от астраханского купечества, также была выстроена новая каменная ограда вокруг монастыря вместо старого деревянного палисада, а также каменные келии для игумении и монахинь.

В 1778 году игуменией Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца.

С 1848 по 1851 год, при игуменьи Аполлинарии старанием астраханского купца Абезъянина капитально был отремонтирован настоятельский дом и отдающееся в наём монастырское здание, а также Иоанно-Богословская церковь. Этим купцом была восстановлена и часть разрушившейся северной стены обители.

Иоанно-Богословская церковь, несмотря на постоянные исправления, к середине 19 столетия пришла в крайнюю ветхость и стала грозить разрушением. По благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) была предпринята значительная перестройка храма, сильно изменившая его первоначальный облик. Возобновлённый храм был освящён 30 октября 1865 года.

К 70-м годам 19 века пришли в состояние почти полного разрушения старинные монастырские стены, окружавшие обитель. Игуменьи Аполлинарии (1868–1896 гг.) пришлось приложить много стараний, чтобы привести стены в надлежащий вид. Позже стены ещё несколько раз ремонтировались, но к началу 20 столетия они уже имели ухоженный вид.

В ночь с 29 на 30 июня 1894 года в Благовещенском монастыре произошёл пожар, от которого сгорели или были сильно повреждены огнём многие здания. Сгорели два деревянных корпуса, сдаваемых в аренду вместе со стоящими рядом деревянными каретником и конюшней; деревянный корпус, где размещалась церковно-приходская школа; трапезная для монахинь и восемь келий, помещавшихся под этим корпусом; каменная кухня с кладовыми и амбарами для дров; каменный флигель, где жила настоятельница монастыря, и деревянный ледник с деревянным амбаром под ним. После этого несчастья стараниями игуменьи Аполлинарии и заступившей на её место в 1896 году новой игуменьи Зинаиды было выстроено много новых жилых и хозяйственный строений.

В 1896 году площадь монастыря значительно увеличилась через присоединение к нему с западной стороны участка земли, уступленного городским обществом. Здесь в 1898 году, в юго-западном углу ограды, было построено каменное одноэтажное здание для церковно-приходской школы.

В том же 1896 году на месте каменного здания для настоятельницы монастыря, построенного ещё в 1786 году епископом Мефодием, был выстроен новый одноэтажный каменный дом. В 1897 – 1900 годах в обители были выстроены ещё два новых корпуса: первый – в западной части – каменный, двухэтажный, вмещавший в себя трапезную, кухню и просфоропекарню, комнату для рукоделия и иконописания и несколько жилых келий; второй – в южной части – двухэтажный, полукаменный с келиями для сестёр монастыря. Для хозяйственных нужд обители близ южной стены был выстроен каменный корпус, где были расположены каретник, конюшня, баня и дровник. В 1900 – 1901 годах по благословению игуменьи Зинаиды была перестроена часовня Святителя Николая в юго-восточном углу обители. К концу 19 столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость и в состояние, близкое к разрушению. В 1900 году часовню разобрали, и в конце марта 1901 года началось строительство новой часовни. Освящена она была в феврале 1901 года.

В начале 20 столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. В марте 1906 года игуменья Зинаида просила разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Постройка была разрешена, и с весны 1905 года приступили к работам. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 года.

Монастырь в Советское время

С установлением Советской власти в Астрахани монастырь был упразднен. На его территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом.

В 1929 году разобрано здание Иоанно-Богословской церкви и часовня «Живоносный источник», а в 1930 году разрушено здания Благовещенского собора и величественная монастырская колокольня.

В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому областному военкомату. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, находился частный жилой фонд.

Реставрация и восстановление

Восстановление монастыря началось в 2008 году. На первом этапе были отреставрированы стены и башни монастыря, отреставрирована и открыта для верующих часовня Святителя Николая.

В 2010 году началось воссоздание колокольни. Работы продолжались три года, а их стоимость составила более 250 миллионов рублей (средства выделялись Министерством культуры России по подпрограмме «Русская православная церковь» федеральной целевой программы «Культура России»).

В декабре 2012 года на колокольню был водружен крест, а с 2013 года планируются работы по воссозданию утраченной звонницы.

Архитектура

Монастырь формировался как архитектурный комплекс с 16 по 20 век.

Территория монастыря в плане имеет форму неправильного пятиугольника площадью 1,42 га., ограниченного со всех сторон кирпичными стенами (высотой 5,9м) с тремя башнями: юго-восточной башней-часовней, восточной и северо-восточной. Эти башенки имеют округлую форму, увенчаны каменными шпилями когда-то имевшими флюгера в виде ангелов. Стены и башни, выстроенны с применением форм ложнорусского стиля.

В монастыре было два храма, и две часовни — часовня в честь Николая Чудотворца, а посреди монастыря, между соборами, располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник».

Внутри ограды, на территории монастыря находились: в центральной части – одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный полукаменный корпус для сестёр обители; в западной части – двухэтажный каменный корпус с помещениями для трапезной, кухни, просфорни,иконописной и золотошвейной мастерских; в юго-западной – одноэтажный каменный корпус для церковно-приходской школыв; в южной части – каменный одноэтажный корпус для хозяйственных служб обители. Кроме того, в северной и восточной части монастыря находилось множество небольших деревянных строений, используемых под кельи. Часть сохранившихся одно- и двухэтажных построек конца 19 века требуют ремонтно-реставрационных работ.

В книге «Приходы и церкви Елецкого уезда», датированной началом 19 века, упоминается о Храме «во имя Нерукотворенного Образа Спасителя», который находился в селе Спасское Елецкого уезда Орловской губернии (ныне с. Тульское Тербунского района Липецкой области), расположенном при реке Изубровке. Население прихода составляли 759 душ мужского пола и 833 женского пола.

Кем и когда построен храм достоверно неизвестно. Однако, известно, что в некоторых записях церковной книги церкви с. Бурдино Тербунского района, датируемые 1821 годом, уже упоминается село Спасское (следовательно, церковь уже тогда существовала и действовала).

Капитально храм был отремонтирован в 1884 году местным владельцем князем Мещерским, на территории усадьбы которого он и располагался. В 1889 году был обновлен иконостас, все иконы в нем переписаны. В 1897 году на пожертвования прихожанки, крестьянки Волковой в храме были сложены три печи, и он стал теплым. При храме была устроена земская школа.

Сохранилась надгробная плита князя Андрея Павловича Мещерского (1804-1874), перемещенная местными жителями (с целью сохранения) к зданию церкви.

В 1920-х годах приход был закрыт. В церкви и нескольких зданиях усадьбы в разное время располагались клуб, школа, а затем склады.

В настоящее время к большой радости жителей с. Тульское и всех неравнодушных христиан ведется строительство монастыря с восстановлением храма.

Для помощи приехали и продолжают подъезжать монахини из других монастырей. Расчищена дорога к будущему монастырю. 23.04.2014 г. начались строительные работы.

Источник: сайт храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *