Недалеко от Подольска, в селе Ознобишино, стоит одноглавая церковь Троицы Живоначальной. Обитель эта древняя: первые сведения датированы ХVII веком. За несколько столетий церковь повидала немало: смену облика, погромы, репрессии и полувековое закрытие.
На фото: Троицкий храм села Ознобишино
В 1676 г. царь Федор Алексеевич разрешил купить село Ознобишино своему приближенному боярину Богдану Хитрово; и уже в 1677 г. им была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней. Иконы для нее, по заказу Хитрово, создали иконописцы Оружейной палаты: Симон Ушаков с Никитой Павловцом — икону «Троица ветхозаветная» (1677 г.), а «жалованный иконописец» Федор Зубов, выходец из Великого Устюга, — икону «Никола Мирликийский».
Сейчас образа находятся в музее «Коломенское».
Симон Ушаков, Никита Павловец. Троица. 1677 г. |
Фёдор Зубов. Никола Мирликийский. 1677 г. |
Деревянная церковь действовала, по некоторым свидетельствам, до 1930 г. В 1935-1937 г. ее разобрали на бревна, часть из которых была растащена, а часть сожжена. Сожжены были и некоторые иконы, но часть их чудесным образом была спасена и передана (в 1935 г.) в музей «Коломенское». Сохранившаяся же доныне каменная церковь была построена рядом с деревянной в середине 60-х годов XIX в. «тщанием» местного священника Алексия Беляева.
К постройке готовились долго и всем миром: копили деньги, запасались белым камнем и кирпичом. Благочинный Подольского уезда священник Симеон Середенский сообщал в Консисторию о «готовности прихожан жертвовать по одному рублю серебром с души в продолжение постройки до совершенного ее окончания».
В феврале 1863 г. отец Алексий с причтом и старостой направляют к митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением о дозволении начать строительные работы. Грамота была подписана 17 июля, и 11 августа закладка каменной церкви была осуществлена. Автором проекта стал архитектор Николай Финисов.
В 1908 — 1911 гг. к храму был пристроен притвор с высокой колокольней, по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского. Большое участие в строительстве принял местный купец Лапшин.
В 1889 г. настоятелем Троицкого храма был назнчаен священник Димитрий Беляев. Он прослужил в храме более 30 лет. Диаконом в те годы был отец Павел Троицкий, а позднее, в середине 1920-х гг., отец Стефан Голубев. Старостой храма был тогда крестьянин Иван Сучков, а затем — Николай Кондаков.
После революции храм оставался действующим до 1937 г; затем храм был закрыт. Но прежде этого отец Димитрий с семьей подвергся гонениям. В 1922 г. он был арестован в ходе кампании «по изъятию церковных ценностей» за «распространение воззваний Патриарха Тихона», и » укрывательство церковного имущества». Просидев в Таганской тюрьме до декабря 1922 г., он был освобожден «за недоказанностью преступления».
Семья священника была выселена из дома и ютилась в сторожке. Умер отец Димитрий своей смертью, по некоторым — свидетельствам в 1927 г., и был похоронен за алтарем храма. В последствии его могила была разорена и памятник — в виде аналоя с крестом и Евангелием — уничтожен. В настоящее время на месте его погребения установлен крест.
Последним священником перед закрытием храма был отец Александр Троицкий. Он был арестован осенью 1937 г. и приговорен к 10 годам ссылки в лагерь. Дальнейшая его судьба пока неизвестна. После закрытия в храме располагались конюшня, шляпная фабрика…
Военные действия обошли храм стороной, но в те годы солдаты, ожидавшие своего отправления на фронт, повредили росписи на стенах, стреляя по ним.
После войны храм использовался как зернохранилище, склад, цех по изготовлению проволочной сетки и т.п.
В 1991 г. в Ознобишино была зарегистрирована православная община, и храм был передан Русской Православной Церкви. Он был приписан к храму Успения Пресвятой Богородицы в поселке Щапово, и первые работы по его восстановлению были проведены настоятелем Успенского храма священником Георгием Еварестовым.
В 1995 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем Троицкого храма был назначен священник Сергий Марук.