Падение вавилона

Сейчас мы поговорим о судьбе Вавилона, которому святитель Николай Сербский также уделяет немало внимания в работах «Война и Библия», «Слово о законе» и других.

Вавилон – одновременно и город, и государство, и империя. О нем, между прочим, говорится не только в Ветхом Завете, но также в Новом Завете (в последней книге, называемой «Апокалипсис» или «Откровения от Иоанна»). Филологи и историки говорят, что в переводе с древних языков Вавилон означает «врата бога» (или «врата богов»). Вавилон – не только реальная история, но и символ. Причем символ, который присутствует в нашей сегодняшней жизни.

Во-первых, это символ богоборчества, связанный с Вавилонской башней, которую пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама (как нам сообщает Книга Бытие). Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Это были времена раннего Вавилона. Целью проекта башни было стать вровень с Богом или даже выше Его. А также застраховаться от повторения всемирного потопа (Нимрод наивно полагал, что в случае потопа сумеет спастись на своем «небоскребе»). Как известно, Вавилонская башня была разрушена, а местность, где еще недавно кипела стройка, пришла на долгое время в запустение.

Нимрод. Фото: www.globallookpress.com

Во-вторых, Вавилон — символ смешения людей, толпы. Нимрод собрал строителей башни со всех городов и весей. Это была, выражаясь современным языком, «стройка века», в которой, как полагают историки, была задействована большая часть тогдашнего человечества. После разрушения башни ее строители были разметаны по лицу земли. Образовались общности людей, говоривших на разных языках, появились те самые народы, о судьбе которых говорит святитель Николай Сербский.

В-третьих, это символ богатства и славы. Этот символ восходит уже к позднему Вавилону. После разрушения башни Вавилон долгое время был захолустьем, далекой провинцией. Но в II — I тыс. до Р.Х. он постепенно превращается в большой город, вокруг которого возникает Вавилонское царство (Вавилония). Это уже не просто царство, это величайшая империя своего времени. Наивысший подъём экономической и культурной жизни Вавилона связывается с эпохой правления Навуходоносора II (VI век до н. э.).

В-четвертых, это символ того, что «ничто не вечно под луной» (как сказал премудрый Соломон). После упомянутого царя Навуходоносора II начался быстрый закат славы и богатства города и царства. К началу новой эры от столицы Вавилонии остались одни развалины. Место стало пустынным. А позднее (в Новое время) историки и археологи не могли даже точно определить, где же находился Вавилон.

Судьбы Вавилона хорошо описаны в книге пророка Даниила. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе вавилонского царя Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе персидских царей Кира и Дария. Между прочим, в своих пророчествах Даниил говорит о Вавилоне как империи. При этом мировую историю он толкует как последовательную смену одной великой империи другой. Закат позднего Вавилона начался прямо на глазах пророка Даниила. Это произошло после того как Вавилония была завоевана персами в 538 г. до Р.X.

Наиболее пророческими считаются главы 2 и 7 Книги Даниила. В главе 2 читаем толкование пророком сна, увиденного вавилонским царем Навуходоносором:

31 Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.

32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные,

33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.

34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.

35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.

36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его.

Здесь дается повествование о земной истории человечества, начиная с царя Навуходоносора, через смену мировых империй. Империи переходили от одного народа к другому. В книге пророка Даниила сформулирована мысль, которая уже в наше время получила название теории «трансляции империи». Суть ее в том, что по факту в мире есть лишь одна империя. Она лишь может менять свои столицы, названия, географические границы и народы, входящие в ее состав. Каждая так называемая новая империя – на самом деле преемница предыдущей, вбирающей в себя наследство предыдущих и добавляющая что-то свое, новое. Впрочем, вряд ли «трансляцию империи» можно отнести к разряду научных теорий. Это скорее интуитивное восприятие истории. Еще в середине позапрошлого века русский поэт Ф. Тютчев в работе «Россия и Запад» писал: «Империя не умирает. Она передается».

Царь Навуходоносор. Фото: www.globallookpress.com

Большинство христианских толкователей Книги пророка Даниила полагают, что первая империя, символом которой стало золото, — Вавилонская. Впрочем, здесь трудно как-то иначе интерпретировать образ золота, поскольку Даниил прямо говорит Навуходоносору: Ты — это золотая голова!

37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,

38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова!

Время существования первой (Вавилонской) империи: 605-538 до Р.Х. (всего 67 лет). Формально срок первой «золотой» империи очень скромный, он примерно соответствует продолжительности жизни человека. Но надо иметь в виду, что Вавилонская империя, в которой волею судеб оказался пророк Даниил, имела очень глубокие исторические корни. Но пророк говорит именно об империи, а не о царстве.

Вторая империя (серебро) – Персидская, точнее Мидо-Персидская. Начало империи положил царь Кир, освободивший еврейский народ из вавилонского плена и даже оказавший содействие в восстановлении Иерусалимского храма. На протяжении всего существования империи там правила династия Ахеменидов: 550 – 331 до Р.Х. (всего 219 лет). Вавилония вошла в качестве автономного царства в состав державы Ахеменидов.

Третья империя (медь) – Греческая. Датировка: 331-146 до Р.Х. (всего 185 лет). В учебниках по истории этот период истории часто называют эпохой эллинизма. Примерно четыре десятилетия эпохи — походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Еще около века — расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры при сохранении независимости эллинистических государств. В 197 г. до Р.Х. римляне нанесли поражение Македонии в битве при Киноскефалах. После этого римляне стали постоянно вмешиваться во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. В 146 г. до Р.Х. вся Греция оказалась под властью Рима.

Формально эллинистический период истории Греции просуществовал еще более века. Но это уже было время упадка греческой государственности. С утверждением Римской империи в 27 году до Р.Х. Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, которые номинально считались свободным городом).

Четвертая империя, символом которой стало железо, — Римская. Железо символизирует крепость Римской империи. Четвертая империя (царство) будет не просто символом крепости и вечности. Она будет силой (железом) «раздроблять и сокрушать» другие народы и государства. Расширяя свои границы и влияние в мире. Началом четвертого царства определен 146 г. до Р.Х. как дата разрушения Римом Карфагена. После этого Рим стал абсолютным властителем мира. Некоторые толкователи определяют конец четвертой империи 476 годом по Р.Х. Получается, что всего она просуществовала 622 года. Однако это понимание Римской империи в узком (политико-правовом) смысле.

В широком (духовно-эсхатологическом) смысле Римская империя – последняя в истории человечества. Она будет существовать до конца земной истории. Тут мы с вами подходим к формуле старца Филофея. В начале XVI века он сказал, что два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Под первым Римом понимается Римская империя в узком смысле слова (как мы отметили выше). Второй Рим – Византия. Третий Рим – Москва (Русь, русское царство).

Фото: www.globallookpress.com

Но здесь я поставлю точку и возвращусь к Николаю Сербскому, его размышлениях о судьбе Вавилона. Он акцентирует внимание на Вавилоне как империи времен царя Навуходоносора. Как всегда, он не просто дает описание истории, а делает выводы нравственно-духовного порядка и проецирует историю (Вавилона) на жизнь Европы и других стран в ХХ веке. Николай Сербский цитирует великих пророков Иезекииля, Исайю и Иеремию (конец VI века до Р.Х.) предрекавших, что цветущая и богатая Вавилония (какой она была при их жизни), его столица и народ исчезнут с лица земли. Страна превратится в пустыню. Действительно, как мы сказали выше, Вавилония была завоевана персами. Постепенно империя пришла к полному запустению, народ исчез со страниц истории, а сам Вавилон погребен под песками.

В работе «Слово о законе» (глава XVI. Нравственный закон определяет судьбы народов») святитель пишет:

«Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа… восстал против Господа… (Иер. 50:24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.

«Библия и война» (глава ХХ «Исполнение пророческих слов о войнах»):

«Пророчества о Вавилоне. Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы… Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою! (Авв. 8: 8,12). Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился (Иер. 51: 7-8). Обезумели и народы, пившие вино европейской «культуры». Так говорит Господь о Вавилоне: Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства (Иер. 51:20). Вот, Я — на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего (Иер. 50: 31). Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены… ибо это земля истуканов (Иер. 50: 35-38). Вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят (Иер. 50:9). И действительно сообща ополчились против гордого Вавилона мидяне и персы и захватили его. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами… и косматые будут скакать там (Ис. 13:19-21). Все это исполнилось буквально. Известно, что сейчас караваны спешат поскорее миновать то место, где некогда стоял Вавилон, так как люди не осмеливаются заночевать там из-за разного рода привидений».

Волошин Д.А. Феномен империи в мировой истории: Рим: Учебное пособие. – Армавир, 2013 (глава 4 «Мир после Pax Romana – имперская идея и ее трансляции»).

В оригинале эта формула звучит следующим образом: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». По мнению некоторых исследователей, впервые эта идея была выдвинута еще в конце XV века митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии», а Филофей обосновал эту концепцию в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества.

Падение Вавилона – одно из знаковых событий Древнего мира, потому что крушение любой крупной державы всегда влияет на соседние народы и государства.

Вавилонское царство, которое также известно под названием Вавилония возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Междуречья (сейчас это территория Ирака). К 539 году до нашей эры это государство утратило свое величие и следом свою независимость. Вавилония была наследницей двух царств: Аккада и Шумера. Вавилонское царство носило в себе черты этих двух государств, государственным языком был аккадский, а культовым языком был шумерский.

В своей истории Вавилонское царство имеет несколько ключевых периодов. Старовавилонский период берет свое начало с трехтысячного года до нашей эры. В то время это были ещё разрозненные царства, самым могучим из которых было царство с центром в городе Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи смог завоевать соседние земли, присоединить к себе Элам, Ашшур, Мари и другие города, что послужило отправной точкой для создания единой месопотамской державы. Одним из важнейших документов того периода по праву можно считать свод законов, известных под названием «Законы Хаммурапи». Эти законы были высечены на базальтовых столбах, которые были установлены в различных городах страны. Уже в те времена в Вавилоне существовал огромный бюрократический аппарат, тяготивший жизнь государства. При правлении сына Хаммурапи Самсу-илуны постоянно вспыхивали раздоры среди знати, часто сопровождавшиеся вооруженными стычками, что значительно подтачивало благосостояние всей державы. В результате падение Вавилона стало неизбежным, когда на страну стали нападать сперва племена касситов, а затем хеттов. Таким образом, падение Вавилона в первый раз произошло в 1595 году до нашей эры, когда дерзкий набег хеттов положил конец трехсотлетнему Старовавилонскому периоду и завершил правление первой Вавилонской династии. Это первое падение Вавилона сопровождалось разорением города и страны.

После хеттов на территорию Вавилонии пришли касситы, они захватили страну, но в то же время переняли множество обычаев. Этот период называют Средневавилоснким. Аристократия касситов постепенно смешалась с вавилонской знатью, уцелевшей во время вторжения. В это время идет активная реставрация храмов. Однако политическое влияние Вавилона было значительно ослаблено, а потому царство находилось в зависимости от Египта, а позднее Метании и Хеттского царств. В 13 веке усиливается Ассирия, которая захватила территорию Вавилонского царства и положила конец касситской династии.

До прихода ассирийцев Вавилон страдал от нашествия племен эламитов, которым, однако, не удалось присоединить Вавилонское царство к своей державе. Ассирийцам также с трудом далось завоевание Вавилона, но уже в 728 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар Третий был коронован в Вавилоне. Данный период получил название Ассиро-Вавилонского. Однако, вавилоняне были настроены очень воинственно и не желали видеть свой город столицей Ассирии. В результате восстания в 689 году до нашей эры царь Ассирии Синаххериб приказал сравнять город с землей. Это было уже второе падение Вавилона, закончившееся полным разрушением города, часть жителей была угнана в рабство, остальные были убиты. Территория разрушенного города была затоплена.

При новом царе Ассирии Асархаддоне Вавилон было решено восстановить и вернуть туда уцелевших жителей. На правах вассала там стал править царь Шамаш-шум-укин, который заключил тайный сговор с сирийскими правительствами, Египтом, Эламом, с племенами арамеев, халдеев и арабов. Он поднял восстание против Ассирии, однако союзники не смогли ощутимо помочь в этой борьбе. Войска Ассирии осадили Вавилон, и после длительной осады в 648 году до нашей эры произошло уже третье падение Вавилона, сопровождавшееся жестокой расправой с уцелевшими жителями города.

Несмотря на столь жестокие расправы, вавилоняне не оставляли попыток обрести независимость. Снова и снова вспыхивали восстания, пока неожиданно не начала приходить в упадок сама Ассирийская держава, которой приходилось не только подавлять восстания, но и отбиваться от соседних враждебных племен. После продолжительных войн Вавилонское царство начало возвращать себе былое влияние. На Ассирию напали мидийцы, значительно ослабив страну, что позволило вавилонянам обрести независимость. Более того, захватив Месопотамию, вавилоняне стали готовиться к захвату территорий к западу от Евфрата, на которые в то же время стал претендовать Египет. При царе Набопаласаре вавилоняне захватили Палестину и Сирию, разбив египетский гарнизон. После этого события начинает свой отсчет последний период существования Вавилонского царства, названный Нововавилонским.

Это время можно назвать эпохой возрождения вавилонской культуры и усиления влияния царства на соседние государства. Навуходоносор Второй – сын Набопаласара – продолжал военные походы, подчинил себе финикийский город Аскалон и Северную Аравию, взял Иерусалим и через некоторое время ликвидировал Иудейское царство, расселив его жителей по различным частям Месопотамии. Во временя Навуходоносора Второго Вавилон стал мощной крепостью, он был обнесен двойной стеной, высота которой местами достигала 14 метров. Город также был окружен широким рвом с водой. Наряду с укреплениями, шло восстановление храмов и святилищ. Именно в это время была построена уступчатая башня Этеменанки, известная ныне под названием Вавилонской башни. Эта башня была краеугольным храмом земли и неба. Также при Навуходоносоре Втором были созданы знаменитые висячие сады Вавилона, которые царь приказал соорудить для своей жены Амитиды, которая скучала по горным пейзажам родной Мидии.

Однако процветание Вавилона длилось не так уж долго. После смерти Навуходоносора Второго в результате долгих междоусобных войн к власти пришел Набонид. Он был весьма странным царем, потому что принялся восстанавливать древние храмы, возрождать давно забытые культы. Каждая перестройка храма сопровождалась сменой жрецов, что вызвало сильное недовольство среди жрецов и знати. Подобными своими действиями царь раздражал многих влиятельных людей Вавилона и вскоре потерял поддержку знати. Падение Вавилона началось с упадка самой правящей верхушки, а усилившееся влияние персов ускорило разрушение царства.

Предчувствуя усиливающуюся угрозу со стороны Персии, Набонид примкнул к союзу Египта, Лидии и некоторых греческих полисов, однако было уже поздно. Вавилон был подтачиваем изнутри междоусобицами и явным недоверием к царю. Падение Вавилона было уже лишь вопросом времени, потому что бюрократический аппарат находился в беспрестанных конфликтах. В таком состоянии царство не могло отразить серьезной угрозы, исходившей от воинственных персов. Ко всем прочим проблемам прибавились несколько неурожайных лет подряд, что привело к сильнейшему голоду в 546 — 544 годах до нашей эры.

Когда персидский царь Кир Второй был на подступах в Вавилону, то Набонид приказал перенести идолы богов из соседних городов в Вавилон. Это его действие до сих пор вызывает множество споров: кто-то считает, что он переносил их в связи со спуском воды из каналов, окружавших город; а кто-то говорит, что суеверный царь надеялся таким образом не допустить падение Вавилона. Как бы то ни было, но подобное распоряжение вызвало бурю негодования и среди жрецов Вавилона, и среди жителей городов, откуда собирались перенести идолов, так как они считали, что царь оставит их беззащитными перед врагом. Персы же осушили каналы и продолжили свой поход, было несколько крупных сражений, одно из них под Описом, после которого Набонид бежал в Борсипп. 12 октября 539 года знать и жречество Вавилона, недовольные своим царем, открыли ворота Вавилона персам, которые без боя вошли в город. Дальнейшая судьба Набонида не известна: есть версии, что его убили, есть версии, что он был отправлен в ссылку – но это уже не изменило историю царства. Сперва правление персов было весьма мирным по отношению к вавилонянам. Были разрешены все религии. Однако со временем персидский гнет стал усиливаться и Вавилон стал одной из сатрапий державы персов. Окончательное падение Вавилона произошло при правлении персидского царя Дария, который приказал срыть городские стены, однако в то же время он принял титул царя Вавилона. Тем не менее, Вавилон уже более не был самостоятельным городом, а потому можно говорить о закате Вавилонского царства.

Как видим, падение Вавилона происходило не один раз. Одни завоеватели разрушали город, другие восстанавливали. Тем не менее, этот город не сумел сохранить своё влияние. Историки до сих пор обсуждают падение Вавилона, стараясь разгадать причины упадка столь, казалось бы, сильного государства, как Вавилонское царство. Наиболее вероятной причиной называют именно внутренние конфликты, которые изнутри разрушали царство, которое не смогло противостоять захватчикам из-за нерешенных междоусобных проблем.

Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа, шествующего на небесах небес от века
(Пс.67:33-34)

В середине шестого века до Рождества Христова умер Навуходоносор, владыка одной из могущественнейших и известнейших монархий древнего мира. Этой державой был древний Вавилон. Государство, которое по Божьему промыслу сыграло важную роль в истории богоизбранного еврейского народа.
Многие события вавилонской истории были возвещены иудейскими пророками задолго до их свершения. И человечество стало свидетелем того, как исполняется все предреченное истинным Богом через Своих избранников.
Пророки предсказали расцвет и могущество Вавилона, но, когда Вавилонское царство еще пребывало в блеске своей славы, пророки предсказали его падение. И это предсказание сбылось через двадцать лет после смерти царя Навуходоносора.
Произошло это при его сыне, Валтасаре. Вавилон пал под натиском персов, народа, который только-только выступил на политическую арену древнего мира.
Основателем Персидского царства, простиравшегося к востоку от Вавилона, был царь Кир. В короткое время этот новый завоеватель, символом которого был орел, покорил все страны, лежащие к западу и востоку от Вавилона. Его появление предсказал иудейский пророк Исайя задолго до этого: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего».
Быстрый и хищный орел продвинулся на восток, до самых Гималайских гор, составлявших тогда предел известного мира. Затем царь Кир победоносно пронесся на запад, до самых берегов Эгейского моря. И все народы преклонили перед ним колена.
Некоторое время Вавилон оставался непобежденным, но именно покорение этого города стало главной и славнейшей победой молодого властителя. Вавилону было суждено стать столицей новой монархии.
Вавилон был величайшим городом, его по праву можно считать центром мировой жизни своего времени. Через него проходили главные торговые пути Азии. Труд многих пленников превратил пустыню вокруг него в плодороднейшую равнину с роскошными садами, орошаемыми многочисленными искусственными каналами. В школах Вавилона процветали науки и искусства, а в его дворцах были собраны несметные сокровища, отобранные у покоренных царей и народов.
Персидская Империя не была бы мировою, если бы не покорила его. И царь Кир двинулся на Вавилон. Он был ведом духом завоевания. Но сам того не осознавая, он был призван стать орудием Божьего промысла в мире.
Кир подошел к стенам Вавилона и осадил его. Неприступность стен и огромные запасы продовольствия давали возможность жителям предаваться всем удовольствиям жизни, несмотря на осаду. Будучи вполне уверен в безопасности столицы, царь Валтасар дал однажды великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных дам.
Вавилонские пиршества прославились на века своей разнузданностью, но этот пир прославился еще и величайшим кощунством. Царь Валтасар приказал принести в царские палаты золотые и серебряные сосуды, которые его отец Навуходоносор захватил в Иерусалимском храме. Эти сосуды использовались для служения Богу, а потому были священны.
Царь и его вельможи ели и пили из этих сосудов, прославляя идолов и насмехаясь над Богом иудеев. В этот момент в воздухе появилась человеческая рука, которая начертала на стене таинственные и непонятные слова. Призванный царем пророк Даниил прочел Валтасару его приговор. За поругание Бога Вышнего владычеству вавилонского царя пришел конец.
Это предсказание исполнилось в ту же ночь. Царь Кир, не надеясь взять город приступом, употребил военную хитрость. Он приказал отвести воду Евфрата в особый канал, и по освободившему руслу проник в город. Вавилон пал, а Валтасар был убит воинами Кира.
Вступив во владение Вавилоном, царь Кир издал указ, которого пленные иудеи ждали на протяжении долгих семидесяти лет своей неволи. Этот указ гласил: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, — да будет Бог его с ним, — и пусть он идет в Иерусалим».
Покоряя Вавилон, Кир стал освободителем иудейского народа. Он стал исполнителем Божественной воли, которая заключалась в том, что истек срок покаяния и исправления народа Божия. Иудеи возвратились в землю обетованную и восстановили разрушенный иерусалимский храм.
Основанная Киром держава просуществовала не более двухсот лет. Ей на смену пришла следующая Империя, греческая, а потом римская. Они были столь же непрочны и недолговечны, как и все предыдущие. Ведь они, как и все прежние, были основаны на рабстве и насилии.
Но оставалось совсем немного времени до того момента, когда на землю придет Истинный Царь. Он построит Свое Царство на началах любви и свободы, а потому Его Царство пребудет во веки. Этим Царем будет воплотившийся Сын Божий, Господь Иисус Христос.

Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды
(Пс.144:13)

Посмотреть видео «Падение вавилонского царства»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *