Падение византийской империи

Древнейшая история Турции
Первые известные человеческие поселения в Турции появились в районе Средиземноморья уже 7500 до н.э., после этого империии создавались и погибали настолько быстро и беспорядочно, что вряд ли кому-то пришло в голову зафиксировать временные рамки этих процессов. Первой крупной цивилизацией была Hittites, люди поклонялся богине солнца и богу дождя и шторма. Hittites доминировал над Anatolia со средины бронзового века (1900-1600 до н.э.), сталкивалась с Египтом во времена правления Рамзеса Второго и захватила Сирию, но ко времени захвата Трои древней Грецией (1250 до н.э.), империя Hittites уже скрипела по швам. Массивное вторжение «людей моря» с Греческих островов расшатывает и так ненадежную Hittites и раскалывает ее на маленькие королевства, которые поочередно захватывает император Персии (550-530 до н.э.). В свою очередь персы были вышвырнуты Александром Великим, который грандиозно шевствовал по Ближнему Востоку от Греции до Индии в 330 год удо н.э. После смерти Александра, вспыхнула ссора и вражда между его генералами, которая послужила началои гражданской войне, а в это время Galatians(Кельты) установили свою столицу в Анкаре в 279 году до н.э., которая выгодна расположена между королевствами Seleucid, Pontic, Pergamum и Арменией.
Римская империя в истории Турции
Римское правление принесло относительный мир и процветание на срок почти в три столетия, создавая тем самым отличную платформу для распространения Христианства. Римская Империя немного ослабла в 250 году, пока Константин не воссоединил ее заново в 324. Он наблюдал за отсройкой новой столицы, большого города в который он прибыл и который был назван в его честь Константинополь.
Джустиниан (527-565) завоевал для Византийской империи и увеличив тем самым ее силу и мощь, еще и Италию, Балканы, Анатолию и Северную Африку, но через пять лет после этого он умер, и сразу после этого в Мекке был рожден Моххамед и эта сцена прочно вошла в мировую историю. Шестьдесятью годами позже, Мохаммед услышал глас Бога и через 50 лет после его ухода из Мекии, армии Ислама угрожали стенам Константинополя (669-678), а одержав полную победу над ним, отправились оттуда к Мекке, а потом в Персию и Египет. Исламские династии, которые образовались после Моххамеда, бросили вызов власти и статусу Византии, но Великая Турецкая Империя Seljuk от 11-ого столетия была первая, кто добился того, чтобы управлять теми территориями, на которых сейчас Турция, Иран и Ирак. Турки были ослаблены Крестовыми походами и наводнены монгольскими ордами, но они отстаивали свою власть, пока им на смену не пришли энергичные и честолюбивые оттоманы.
Отоманская империя начала с того, что объединила всех турецких воинов, которые боролись с монголами начания с 13-го столетия. В 1453 году, оттоманцы под управлением Мехмета Завоевателя, были настолько сильны, чтобы бросить вызов Константинополю. Султан Сулейман Великолепный (1520-66) наблюдал за апогеем империи: возрождение Константинополя, восстанавление Иерусалима и расширение Оттоманской империи до самой Вены. Но немногие из султанов, после Сулеймана, были способны к управлению большой Оттоманской Империей и в 1585 году постепенно началось разрушение..
К 19-ому столетия, распад и беспорядок привели к возникновению народного национализма. Подчиненные Оттаманской Империей народы, восстали и часто получали поддержку и помощь с Европы. В результате ожесточенной борьбы в 1832, было сформировано Королевство Греции, а сербы, болгары, румынцы, албанцы, армяне и арабы также вскоре отвоевали свою независимость.
История собственно Турции
История собственно Турции берет свое начало с 11 в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада. Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами, в период приблизительно с 1850 до н.э. до 1200 до н.э. хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни, земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами в 12-11 веках до н.э., после чего Анатолия на несколько веков погрузилась во мрак. Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией. Позднее на месте древнего Хеттского царства возникла монархия Фригия. Фригийцы, родственники фракийцев, населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян (предположительно).
Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту, имевшее весьма непростые отношения со своим могущественным соседом Ассирией. Около 700 до н.э. Фригия и Урарту были опустошены пришедшими с севера, со стороны Кавказа, кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия. Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к 3000 до н.э., а греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции, а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье. В 6–5 в. до н.э. территория Турции была захвачена персами Ахаменидами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского в 334 до н.э.
При преемниках великого полководца Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине 1 в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона. Независимость сохранила только Армения, превратившаяся в буфер между Римом и Парфянским царством (Иран). После ее раздела на Восточную и Западную империи, территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи. Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в 11 в.
Сельджукский Султанат
Сельджуки представляли собой ветвь племен тюрок-огузов (западный тюрки), населявших азиатские степи от Монголии до западных областей Древней Руси. В 10 в. группа тюрок под предводительством Сельджука поселилась в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Вскоре сельджуки устремились на запад, завоевывая новые территории. К 1050 они подчинили себе Афганистан, области к северу от него и Центральную Персию и начали набеги на пограничные земли халифата Аббасидов, столицей которого был Багдад. В начале 11 в. тюркские племена стали проникать во все большем числе в Малую Азию. Племянник Тогрул-бека Алп-Арслан, охраняя северные границы владений сельджуков на Среднем Востоке, разбил в 1071 византийские войска в битве при Манцикерте, недалеко от оз. Ван, на востоке Малой Азии.
Поражение полностью подорвало господство над Анатолией Византийской империи. Позднее бывший наместник сельджуков в Малой Азии Сулейман Шах основал здесь свое собственный султанат, названный Сельджукским Румским Султанатом со столицей Конья (древний Иконий). К середине 12 в. правнук Сулеймана Кылыч-Арслан II установил свой сюзеренитет над большей частью Анатолии. После его смерти в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство.
Османская Империя в истории Турции
Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртугрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на северо-западе, в окрестностях сов. Бурсы, на границе Византии. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя. После смерти Османа его сын Орхан занял укрепленный византийский город Бруса. Бурса, как назвали его османы, стала столицей османского государства и оставалась ею до тех пор, пока столица не была пернесена в Эдирне (Адрианополь). После этого практически в течение одного десятилетия Византия потеряла почти все земли в Малой Азии. В 1359 на престол вступил старший сын Орхана Мурад I, выдающийся правитель, который закрепил постоянное присутствие османских войск в Европе, овладев в 1361 Адрианополем и включив его в состав своего государства. Мурад сумел обосноваться в самом сердце Балкан и в 1389 разгромил сербского князя в битве на Косовом Поле, хотя и сам погиб в конце битвы.
Важным событием того времени было создание в армии корпуса янычар, эти солдаты (турецк. еничери, букв. новое войско), названные иностранцами янычарами набирались среди мальчиков из христианских семей, в частности на Балканах. Будучи по статусу рабами султанов, янычары представляли собой дисциплинированную регулярную армию, состоящую из хорошо обученных и вооруженных пехотинцев, превосходивших по боеспособности все аналогичные войска в Европе вплоть до появления французской армии Людовика XIV. Сын Султана Мурада, Султан Йылдырым Беязыд, став приемником отца значительно укрепил и расширил границы империи на западе и востоке. Но война с завоевателем азии Тимурланом практически свела на нет все достигнутые успехи. При битве у Анкары его войска были разгромленны Тимуром а сам он попал в плен. Некоторое время спустя он скончался. После его смерти после долголетней борьбы за власть между 4 сыновъями султана, самый младший из братьев Мехмед I стал единовластным Султаном Османской Империи. Мехмед I царствовал 8 лет, за эти годы он сумел усилить свое влияние в Валахии и части Албании и переселил в Европу множество тюркских племен.
После неожиданной смерти султана в 1421 трон перешел к его старшему сыну Мураду II. В Европе Мурад II значительно расширил границы Османской империи и укрепил ее позиции. После того как он заново присоединил Боснию и Сербию к иперии, где османов принимали как освободителей от гонений венгерских католиков, Мурад удалился в Манису. После его смерти в 1451 на трон вступил Мехмед II. Молодой султан получил прекрасное образование во дворцовой школе и в качестве губернатора Манисы под руководством своего отца. Он был несомненно более образованным, чем все остальные монархи тогдашней Европы. Вскоре молодой султан, ему было только 23 года, начал осаду Константинополя. Наиболее эффектным шагом султана при осаде, была изобретательная переправа части своего флота из Босфора в Золотой Рог через холмы, в обход цепи, протянутой у входа в бухту. Таким образом, пушки с кораблей султана могли обстреливать город из внутренней гавани.
29 мая 1453 в стене была пробита брешь, и османские солдаты ворвались в Константинополь. В отличии от крестоносцев войско османов не разграбило город не тронуло население города. На третий день Фатих Султан Мехмед II уже молился в Ая-Софии и принял решение сделать Константинополь столицей империи. Могущество Османской империи достигло своего апогея в середине 16 в. Период царствования Сулеймана I Великолепного (1520–1566) считается Золотым веком Османской империи. Сулейман I был образованным человеком, любившим музыку, поэзию, природу, а также философские дискуссии.
Современная история Турции
Европейские настроения, как стервятники, парили над распадающейся империей, в то время как в пределах Турции различные попытки оживить страну терпели крушения, а потом и вовсе были придушены неудачным ходом Первой Мировой войны с Германией. В 1918, победители разделили Турцию между собой. Это было началом конца.
В это время, генерал Оттоманской империи Мустафа Кемал, начал организовывать сопротивление, в полной уверенности в том, что новое правительство должно создась новую и хорошую судбьбу для турецкого населения. Когда Греция вторглась в Смирну и начала выталкивать турков на восток, те были вовсе ошеломлены и растеряны.
Война за независимость продолжалась 1920-22 года, и закончилась дорогостоящей для турков победой и отменой султаната. Mustafa Kemal (Ататурк или отец турков) предпринял работу по полному переформированию турецкого обества. Он умер в 1938, к этому времени уже была принята конституция, которая отменяла многобрачие и фески, которые символизировали отсталость Оттаманской империи. Ислам был лишен статуса государственной религии, Константинополь стала Стамбулом, а женщины получили право голосовать. Ататурк стал истинным героем в Турции, повсюду его статуи и изданы законы, запрещающие что-либо порочащее или оскорбляющее его.
Преемник Ататурка, Исмет Инону, управлял во время сомнительного нейтралитета Второй мировой, затем совершил переход Турции к истинной демократии. Оппозиционная Демократическая партия победила на выборах в 1950, в 1960 и снова в 1970, перехитрив осторожных армейских офицеров и чиновников, которые пытались внедрить деспотичное правительство и нарушить конституцию. В 1980 политическая борьба и гражданское волнение принесли в страну митинги и забастовки. Крайние группировки причиняли опустошение, поддерживающееся с одной стороны Советским блоком,а с другой фанатическими Мусульманскими группами. В результате, две главных политических партии были заведены в тупик настолько сильно, что в течение месяцев они не могли выбирать парламентского президента. На этот раз снова вмешались военные и к всеобщему облегчению, но ценой строгого контроля и некоторых злоупотреблений правами человека, выбор был сделан.
Голова военного правительства, генерал Кенана Еврена, оставил свои военные полномочия и стала новым президентом Турции. Свободные выборы в 1983 показали,что правая партия Тургута Озала придет к власти и вызовет деловой бум, который будет длится на протяжении 80-х годов. Несвоевременная смерть Озала в 1993, лишила Турцию мощной политической сылы и начался период неуверенности, а оставшаяся часть десятилетия прошла под властью непостоянных коалиций.
В начале 1998, Конституционный суд Турции запретил исламскую партию Благосостояния, и наряду с этим, предыдущего военачальника Нецметин Ербакана. Партия Благосостояние была основана, чтобы подорвать демократическое основание Турции, но, по иронии судьбы, была запрещена именно благодаря той самой демократии.
Стремление Турции стать членом ЕС пока невозможно из-за ограниченных прав человека в этой стране и шаткой экономики, а также продолжающихся столкновений с курдами. Скудно населенные восточные и юго-восточные регионы Турции, стали местом жительства 6 миллионам курдов и еще 4 миллиона курдов живет рассейно по всей стране.
Курдский сепаратизм — одна из самых горячих проблем Турции. Анкара преследовала политику ассимиляции после краха Оттаманской Империи, официально не было никаких «курдов», слова «курды»,»Курдский язык» и другие откровенные признаки Курдской жизни, были вне закона. Марксистские Курдские партизаны, основавшиеся в Сирии, Ираке и Иране сделали сотни набегов в течение 1980-ых на юго-восточную Турцию, убивая тысячи гражданских жителей. Турецкое подавление сопротивления и налет тысяч убегающих иракских курдов (после того, как на них было совершено нападение с использованием химического оружия, Иракскими вооруженными силами в 1988, и снова после войны в Заливе в 1991) помещает Курдский вопрос в международную повестку дня.
Анкара немного ослабила подавление курдского населения, это сняло ограничения на курдскую культуру, но в начале 1999, после ареста курдского лидера Абдуллаха Окалана, нация опять впала в состояние «красной» тревоги. Но ситуация уже и так заметно улучшилась. Группа Окалана, Курдистанская партия Рабочих (PПK), объявила перемирие и несколько либерилизировала офоциальное отношение к курдам.
В начале 2001 года, Турецкая экономика разрушилась практически полностью, более миллиона людей потеряли свои рабочие места. Раскачиваясь от удара самого крупного экономического бедствия в истории республики, зависимая от туризма Турция, была подставлена еще под один удар дальнейшими событиями 11 сентября. Международный денежно-кредитный фонд преостановил денежные вливания.
В ноябре 2001 года, состоялось то, что было описано как «восстание бедных, отчужденных и молчавших», свершилось летнее исламское правосудие и партия Развития одержала победу. Начался новый период восстановления в жизни Турции, которая все еще не тяряет надежду относительно членства в Европейском Союзе.

I РАСПАД ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Первым результатом завоевания Константинополя крестоносцами было глубокое изменение облика восточного мира.

На развалинах Византийской империи пышным цветом расцвели латинские феодальные сеньории. В Константинополе образовалась Латинская империя, императором которой бароны-крестоносцы избрали Балдуина, графа Фландрского; в Фессалонике, под властью маркиза Монферратского Бонифация, было основано королевство, находившееся в номинальной зависимости от императора. Появились титулярные герцоги Никеи и Филиппополя, сеньоры Дидимотики и Адрамиттия. Через несколько дней после взятия Константинополя в результате победоносных рыцарских походов, которые Бонифаций Монферратский довел до Афин и Коринфа, были основаны другие латинские государства: маркизат Водоницы, сеньория Негропонта, Афинское герцогство, которым управляла бургундская фамилия Делярош, Ахейское или Морейское княжество, завоеванное Жоффруа де Виллардуэном и Вильгельмом де Шамплиттом и оказавшееся самым устойчивым из всех завоеваний крестоносцев на латинском Востоке в 1204 г . С другой стороны, Венеция немедленно заняла Диррахий близ Эпира, Модону и Корону в Пелопоннесе, Крит и Эвбею, Галлиполи, Родосто, Гераклею и обширный квартал в Константинополе; ее патриции заняли острова Архипелага, где были основаны герцогство Наксос и маркизат Чериго, эрцгерцогство Лемнос и сеньория Санторино. Венеция, владычица этой замечательной колониальной империи, вполне законно могла позволить своему дожу именоваться «господином трех восьмых византийской империи».

Разгром Византийской империи повлек за собой рождение множества греческих государств. В Трапезунде два представителя дома Комнинов — Алексей и Давид — основали империю, вскоре распространившуюся по берегу Черного моря от Гераклеи до Кавказа и просуществовавшую до середины XV столетия (1461). В Эпире побочный потомок Ангелов Михаил Ангел Комнин создал деспотат, простиравшийся от Навпакта до Диррахия. В Никее Феодор Ласкарь, зять Алексея III Ангела, начал собирать вокруг себя все то, что осталось от византийской аристократии и высшего духовенства, и в 1206 г . торжественно короновался «императором ромеев». Ряд других честолюбцев, как-то Габала на Родосе, Манкафа в Филадельфии, Лев Сгур в Аргосе и Коринфе — выкраивали себе владения из клочков империи. Казалось, что наступил конец Византийской империи.

Однако эти новые государства, рождавшиеся к политической жизни, были весьма различны. Латинская империя, несмотря на несомненные достоинства своих первых государей, едва просуществовала полстолетия (1204—1261); ее природная слабость неизбежно сделала ее эфемерной. Наоборот, у византийцев победа иноземцев пробудила патриотизм и воскресила сознание византийской национальности. Вожди, вокруг которых объединились все жизнеспособные силы греческого мира, преследовали одну цель: отвоевать у ненавистных латинян Константинополь. Оставалось только выяснить, которая из двух соперничавших империй — Никейская или Эпирская — сумеет осуществить эту задачу.

Следующая глава >>

Образование Византийской империи

Образование Византийской империи Византия (Восточная Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила Западную по уровню развития ремесла и торговли, богатству

Восстановление Византийской империи

Восстановление Византийской империи В 1261 г. в результате длительной борьбы греческого народа за свою независимость пала эфемерная Латинская империя, и на ее развалинах вновь возродилось Византийское государство. Последний ни-кейский правитель Михаил VIII Палеолог

Внешние связи Византийской империи

Внешние связи Византийской империи Арабы и славяне. Восстание Фомы Славянина. В IX веке враждебные отношения между Византией и арабами почти не прекращались. На восточной сухопутной границе эти отношения вылились в форму однообразных, чуть ли не ежегодных столкновений,

Распад империи восточный тукю. Начальный период уйгурской империи

Распад империи восточный тукю. Начальный период уйгурской империи Восточные тукю, благодаря той культуре, о которой свидетельствуют алфавит и орхонские надписи, а также благодаря тому, что каган Мокилэн отличался относительно добрым нравом, казалось были на пороге

Глава 7 Крестоносцы в Византийской империи

Глава 7 Крестоносцы в Византийской империи Раньше всех крестоносных вождей в «путь по стезе Господней» двинулся герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский, имевший под своим началом около десяти тысяч конных воинов – рыцарей и оруженосцев – и до восьмидесяти тысяч

I ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г .

I ПОЛОЖЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1201 г . Империя в том виде, в каком она была восстановлена при новой династии Палеологов, нисколько не походила на монархию, в которой некогда царствовали Комнины. В Азии Трапезундская империя владела большей частью провинций по

Глава 4 Гибель Византийской империи

Глава 4 Гибель Византийской империи Столица Византии располагалась на полуострове, образованном Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Городские кварталы, выходившие на берег моря и берег залива, прикрывались городскими стенами. За крепостные стены на берегу Мраморного

Внешние связи Византийской империи Арабы и славяне. Восстание Фомы Славянина. В IX веке враждебные отношения между Византией и арабами почти не прекращались. На восточной сухопутной границе эти отношения вылились в форму однообразных, чуть ли не ежегодных столкновений,

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами

Взаимоотношения Византийской империи с болгарами и мадьярами Болгаро-византийские отношения во время Македонской династии имеют чрезвычайно важное значение для империи. Болгария, сделавшаяся при царе Симеоне страшным врагом Византии и угрожавшая даже столице и самой

Глава 2 Регионы и ландшафты Византийской империи

Глава 2 Регионы и ландшафты Византийской империи Историческая география, как это установлено, предписывает деление на «западную часть» и «восточную часть» империи, если пользоваться определениями верховной администрации

Управление в Византийской империи

Управление в Византийской империи Восточная Римская империя, созданная в начале IV века и получившая название Византийской, просуществовала почти одиннадцать столетий. Вся власть в государстве – военно-бюрократической монархии, – принадлежала императору, имевшем при

§ 41. Государственность Византийской империи

§ 41. Государственность Византийской империи Византийскому государству, выросшему из Восточной Римской империи (см. § 15), принадлежит особое место в истории. Единственное из крупных государств античности, Византия сформировалась на основе развитой и во многих

§ 43. Судебно-правовая система Византийской империи

§ 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства Судебно-правовая система Византии сложилась на исторической основе римского права. В VI в. в Византии была осуществлена всеохватывающая кодификация римского классического права с учетом тех

§ 8. Ложь третья: о «Византийской империи»

§ 8. Ложь третья: о «Византийской империи» Мы подошли к возможности открыть одну из виртуозно укрываемых от широкой публики тайн: Византийской империи НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО!Понятия «Византийская империя» не было ни в устном, ни в письменном употреблении до XVI века. То

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПОХОДЕ ОЛЕГА НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили…

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда поднялся попутный ветер, подняли они в поле паруса и двинулись к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, согласимся на дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И потребовал Олег выплатить дань на две тысячи кораблей: по двенадцать гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей…

Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам шелковые», и было так. И повесили щиты свои на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне шелковые, и разодрал их ветер. И сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны, знать, славянам паруса шелковые». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Повесть Временных лет (перевод О.В. Творогова)

СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ

В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».

Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.

Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.

Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии

ЛЕГЕНДЫ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. — Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд…иже послани от Олега…» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее — его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.
Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей — норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам — северянам: «Аз им (хазарам) противен…» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Скрынников Р.Г. Древнерусское государство

КАК ОЛЕГ ПОТЕРЯЛСЯ

Олег после победоносного похода на Царьград (911 год) вернулся не в Киев, а в Новгород «и отътуда в Ладогу. Есть могыла его в Ладозе». В других летописях говорится о месте погребения Олега иначе: «друзии же сказають , яко идущу ему за море и уклюну змия в ногу и с того умре». Разногласия по поводу того, где умер основатель русской державы (как характеризуют Олега норманнисты), любопытны: русские люди середины XI века не знали точно, где он умер — в Ладоге или у себя на родине за морем. Через семь десятков лет появится еще один неожиданный ответ: могила Олега окажется на окраине Киева. Все данные новгородской «Остромировой летописи» таковы, что не позволяют сделать вывод об организующей роли норманнов не только для давно сложившейся Киевской Руси, но даже и для той федерации северных племен, которые испытывали на себе тяжесть варяжских набегов…

Десятки лет русские высаживались на любом берегу «Хорезмийского» («Хвалынского», Каспийского) моря и вели мирный торг, а в самом начале X века, когда Киевом владел Олег, «русы» (в данном случае, очевидно, варяги русской службы) произвели ряд жестоких и бессмысленных нападений на жителей каспийского побережья.

Рыбаков Б.А. Рождение Руси

Византийская империя была одним из немногих великих государств, даты основания и крушения которой известны человечеству с большой точностью. Дата основания империи вызывает определенные дискуссии. Ей может быть, например, назван день 8 ноября 324 года, в который римский император Константин Великий заложил свою новую резиденцию – город Константинополь. Или 11 мая 330 года – в день святого Мокия прошла официальная церемония освящения Константинополя как новой столицы Римской империи . Есть и другие варианты.

Дата гибели империи – 29 мая 1453 года – споров не вызывает.

За время своего существования Византийская империя внесла настолько огромный вклад в развитие человечества, что даже в наше время его трудно полностью и окончательно оценить.

Причины падения Византийской империи были русским хорошо понятны. Согласно :

«… в то время были между христианами междоусобные брани и многие развраты, так что о них можно было сказать: видевше не видеща и слышаще не слышаша. Никто из греков, могущих подать свою помощь к избавлению Константинополя, не хотел вмешаться в эту брань, и желал лучше погибнуть с своим достоянием, чем употребить его для обороны своего отечества. Но более всего, воля господня попустила пасть сему граду, где с каждым днем усиливались междоусобия и умножались грехи, оскорблявшие щедроты божьи».

Русский военный и общественный деятель, боевой генерал, разведчик, историк и писатель Александр Дмитриевич Нечволодов (1864 – 1938 года) по поводу падения Константинополя написал :

«Взятие Константинополя Турками поразило всю Европу. Для Русских же людей эта потеря была так же тяжела, как поражение своей собственной родной земли. Слишком много связей и преданий было у нас с несчастной, некогда славной Византией. Печалуясь о судьбе Царьграда, летописец наш примечает: «Царство без грозы есть конь без узды. Константин и предки его давали вельможам утеснять народ; не было в судах правды, ни в сердцах мужества; судии богатели от слез и крови невинных, а полки Греческие величались только цветною одеждой; гражданин не стыдился вероломства, а воин бегства, и Господь казнил властителей недостойных, умудрив царя Магомета, коего воины играют смертию в боях и судии не дерзают изменять совести. Уже не осталось теперь ни единого царства Православного, кроме Русского».

Главной причиной гибели Византийской империи был ее правящий класс.
Его представители погрязли в разврате, предательствах и междоусобицах, творили неправедные суды. А вместо Бога они стали поклоняться золотому тельцу.

И никакая, даже сама высокая культура, не может спасти от гибели державу с такими правителями.

Византийская империя пала под ударами турок-османов. Как, когда и откуда тюрки – сельджуки и османы – появились на восточных границах великой империи, хорошо известно .

Согласно :

«…первоначальная масса Т., вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуо-в, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д.».

Британский историк Д. Ливен, большой специалист по вопросам сравнительной истории империй (бывают и такие), в своем труде , рассказывая о создании Османской империи, отмечает:

«Религией османского населения в это время был сплав мусульманства, христианства и язычества, что вполне естественно для региона, только недавно завоеванного чуждыми тюркскими элементами, но веками до этого принадлежавшего различным культурам, цивилизациям и правителям».

Наличие язычества в государстве османов – вопрос крайне спорный. Но считаем, что специалист по сравнительной истории за свои слова отвечает.

Население Османской империи, если перевести с научно-исторического жаргона процитированного выше специалиста на общечеловеческий язык, первоначально включало в себя те же самые народы которые до этого входили в состав Византийской империи. Они, эти народы, никуда не эмигрировали и не были турками истреблены – османов и сельджуков было слишком мало, чтобы заниматься геноцидом соседей, да и сами эти соседи умели постоять за себя. Со временем византийцы (не все) стали называть себя турками и говорить на турецком языке, приняли мусульманство.

Стоит только отметить, что нередко, а правильнее сказать – достаточно часто, подданные византийских императоров добровольно массово переходили к туркам, спасаясь от тех безобразий, которые творили родные имперские власти. А тюркский этнический элемент среди народа, называвшего себя турками-османами, со временем постоянно уменьшался и неуклонно стремился к нулю. В этом очень помогали практиковавшиеся у османов смешанные браки, при которых мужчины брали в жены женщин других национальностей. В достаточно короткий период времени большая часть населения Византии сменила веру и язык и сама себя стала причислять к туркам.

Такое с населением полуострова Малая Азия происходило не в первый раз. После походов Александра Македонского в 335 –325 годах до Р.Х. значительная часть населения полуострова была эллинизирована. После того, как земли полуострова вошли в состав Римской империи, значительная часть населения романизировалась, а затем практически все народы, его населявшие, приняли христианство. До VII века официальным языком Византии, как наследницы Римской империи, была латынь. А сами византийцы до времени падения империи упорно называли себя ромеями (римлянами). При императоре Ираклии I, эллинизированном армянине, вновь официальным языком империи стал греческий. Литературным латинским языком продолжали пользоваться в высших слоях византийской администрации, на его простонародной форме по-прежнему говорила часть населения империи .

Так что смена и языка и религии для определенной части населения Византийской империи было делом хоть и не обыденным, но и не чрезвычайным.

Поменяв язык и веру бывшие христиане – ромеи-византийцы, ставшие турками и правоверными мусульманами, остались теми же самыми воинственными людьми, какими они и были до принятия ислама. Да и собственно турки, османы и сельджуки, активно поучаствовавшие в формировании нового народа, были не мирными пастухами и земледельцами, а суровыми воинами. И воевать они умели от души. Вот из такого взрывоопасного смешения народов образовалась новая нация, создавшая великую Османскую империю.

В вопросах выбора основных направлений ведения захватнических имперских войн империя османов – прямая наследница Римской и Византийской империй. Если у вас есть по этому вопросу какие-либо сомнения, то сравните карты перечисленных держав во времена их расцвета (эти карты без труда можно отыскать в Интернете), и отбросьте их – сомнения, естественно. Таких случайностей не бывает.

Католики не могли или не захотели оказать действенную помощь Византии даже при обороне Константинополя. В последующие времена осознание опасности османской угрозы не смогло сплотить разъединенную Западную Европу на борьбу с исламом. Турки продолжали расширять свои территориальные владения на запад, на восток, на юг и на север – и в конце XVII века уже угрожали Вене. Это был момент наивысшего могущества Османской державы.

Сначала о шелке. В древние и средние века был огромный спрос на такой товар как шелк. В шелковых тканях не заводились всевозможные насекомые-паразиты. Поэтому нательное и постельное белье из шелка очень высоко ценилось. Оно было по карману только богатым людям. Купцам торговля шелком приносила баснословные спекулятивные прибыли.

Великий шелковый путь (ВШП) – это караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века (рисунок 1). Он, в первую очередь, использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и связано его название . Со временем производство шелка становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). Но шелка все равно не хватало.

К XV веку, после развала Монгольской империи, ВШП стал приходить в полный упадок из-за возобновления военных конфликтов в Средней Азии, связанных в первую очередь с завоеваниями эмира Тимура-Аскака (Тамерлана), а затем и с развалом его огромной империи.

Теперь перейдем к пряностям. Пряности из южной и восточной Азии использовались европейцами в качестве консервантов для пищевых продуктов – и других способов сохранения продуктов они не знали. Основным центром торговли пряностями в Средние века являлся Константинополь. Туда арабские свозили купцы пряности, а византийцы продавали их европейцам. В Европе пряности стояли очень дорого – так как и арабы и византийцы ими просто нагло и бессовестно спекулировали.

Рисунок 1 – Великий шелковый путь

После падения Константинополя и гибели Византийской империи турки-османы монополизировали продажу китайского шелка в Европу. Торговля пряностями из южной и юго-восточной Азии также была монополизирована турками.

Все это стимулировало активное развитие морской торговли, приведшее в перспективе к эпохе Великих географических открытий (XV – XVII века). В эти времена огромные торговые капиталы были брошены на поиски новых рынков сырья. Новые земли – новые источники сырья (его европейцы часто отбирали даром у народов, попавших в колониальную зависимость – то есть попросту грабили аборигенов), новые рынки для продажи и покупки товаров.

Великие географические открытия, одной из причин которых было падение Византийской империи, привела к стремительным изменениям в геополитической обстановке в мире. Европейцы открыли новые для себя земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнеров, источников сырья и рынков сбыта своих товаров. В эту эпоху одни государства вновь образовывались на раннее практически безлюдных землях, другие – постепенно теряли свое геополитическое значение.

Гибель Византийской империи имела огромное геополитическое значение и привела к последствиям, во многом определившим современную политическую карту мира.

Гибель Византийской империи стала глубоким духовным потрясением для всех христиан – и католиков и православных. В то же время среди мусульман она была воспринята доказательством праведности и правильности ислама – единственно верного религиозного учения (против такого аргумента, как падение Константинополя, не попрешь) и способствовала его дальнейшему распространению. Падение Константинополя, гибель Византийской империи и наступление на ряд европейских стран турок сыграли на руку многочисленным реформаторам-еретикам – эти события в их пропаганде рассматривались как явное доказательство грехов и грешности ортодоксального христианства с вытекающей необходимостью его исправления.

Ну и в Европе как грибы после теплового летнего дождя стали появляться всевозможные диковинные секты (в том числе и на Руси появились так называемые «жидовствующие» – опасная секта, деятельность которой относительно мягко, но очень своевременно была пресечена). И до падения Константинополя этот процесс шел постоянно – такого добра как еретики всегда хватало. Чего стоили только одни чешские гуситы, пролившие моря крови в Центральной и Восточной Европе в первой половине XV века.

А тут поперло – и появились такие борцы за чистоту христианской веры и счастье человечества, по сравнению с которыми правитель Валахии Влад III Цепеш (цепеш по-румынски – колосажатель), более известный под прозвищем Дракула, был вполне приличным человеком.

В общем, в XVI веке в Европе началась Реформация – то есть исправление христианства. Реформаторы (исправители) старались, как могли, но от души. Религиозные войны отличались бессмысленной жестокостью и запредельной свирепостью. Счет погибших, исправленных и не исправленных, пошел на миллионы, а карта Европы была перекроена сильно и на целые столетия вперед.

Гибель Византии сыграла огромнейшее значение в последующих событиях, повлиявших на историческое развитие нашей Родины. Россия – одно из ведущих государств современного мира. Судьба России уже несколько столетий непосредственно влияет на судьбы всего мира.

Вместо дружественной православной Византийской империи на южных границах Руси, затем Московского царства и Российской империи, стала проводить свою политику, часто резко враждебную русским интересам, Османская империя. С XVII вплоть до начала XX века шли непрерывные русско-турецкие войны. Столетиями в этих войнах гибли русские мужчины – молодые и здоровые воины. Только благодаря военной и политической поддержке турок сумело просуществовать до конца XVIII века Крымское ханство – это гнездо разбоя и работорговли , на столетия замедлившее освоение русскими Причерноморья со всеми вытекающими из этого негативными последствиями (а перечень их не мал).

Список прямых и косвенных последствий падения Византийской империи можно продолжить и далее. В заключение следует отметить, что геополитическая обстановка, сложившаяся в современном мире, является, так или иначе, следствием тех трагических событий, которые завершились 29 мая 1453 года в Константинополе победой османского оружия.

Падение Константинополя и гибель Византийской империи были настоящей Катастрофой для всего христианского мира, а в первую очередь – для православных.

Библиографический список

Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *