В христианской философии есть такой персонаж — падший Ангел.
Этот Ангел, будучи Создателю помощником, получил от него очень большие полномочия. И всё было бы хорошо для этого Ангела, если бы однажды к нему не пришла мысль о том, что по своему могуществу он стал равен самому Создателю.
Эта самоуверенность и переоценка собственных сил, дорого обошлась этому Ангелу, потому что Создатель незамедлительно уволил его из числа своих помощников и отправил его на «грязную работу» в преисподнюю.
Но при этом, Создатель почему-то не лишил его права на сверхполномочия.
Получив неограниченную власть в преисподней, этот Ангел все свои сверхъестественные полномочия направил на создание всего того, что мы называем словом — зло.
Да к тому же, стал ещё и привлекать на свою сторону всех отверженных, которые по тем или иным причинам оказались несогласны с Создателем.
Так, или примерно так, говорят легенды.
Наши философы, как из старины глубокой так и нынешние, утверждают, что весь мир, и наша жизнь в том числе, зиждится, то есть основывается на ЕДИНСТВЕ И БОРЬБЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Если есть что-то правое, то обязательно должно быть и что-то левое; если есть белое, то должно быть и чёрное; если есть добро, то в противовес ему должно существовать зло.
…В дополнение к тому, что наше физическое тело наделено всевозможными качествами, называемыми в общем случае плотскими чувствами, которые рождают в нас плотские желания, наш ум имеет феноменальные способности. Мы можем думать, анализировать, мыслить. МЫ ИМЕЕМ РАЗУМ.
Нотный звукоряд, состоящий всего лишь из семи нот, даёт возможность, тем не менее, сочинять практически любую музыку. Как мажорную, так и минорную; как быструю, так и медленную; как простую лирическую, так и сложную симфоническую.
Точно также, набор наших качеств, как физических так и умственных, даёт нашему разуму большое поле деятельности для проявления своих возможностей. И в зависимости от того, какое качество, или набор каких качеств, является у нас доминирующим, таким и будет проявление деятельности нашего разума.
Если главными качествами будут те, которые направлены на познание чего-то нравственно-высокого, то и деятельность разума будет стремиться в сферу высоких и чистых колебаний.
Если же доминирующими окажутся плотские чувства, то и деятельность разума практически полностью будет направлена на удовлетворение этих чувств.
Сочетание доминирующих чувств может быть разнообразным, а потому и деятельность разума, обуславливаемая этими сочетаниями, может проявляться в широком диапазоне.
Например.
Деятельность разума полностью направленная на добро — явление редкое, тем не менее, такие случаи в нашей жизни имеются.
Зло, полностью подчинившее деятельность разума — очень даже распространённое явление.
Вспомним, каждый десятый житель планеты является «империалом», то есть «злым духом», жизненное кредо у которого одно — делать зло.
Но в большинстве своём распространены те сочетания чувств, когда деятельность разума в большей или меньшей степени подчинена обоим проявлениям, то есть, в поступках человека проявляется как добро, так и зло.
Добро, если нам удалось его совершить, как известно, имеет свойство быстро забываться, потому что добро, сделанное от души, от чистого сердца, никогда не будет кичиться своей добродетельностью.
В противовес этому, зло может сохраняться очень долго, может и всю жизнь, а может даже и сама жизнь будет направлена отмщению на некогда совершённое зло. Тем самым сама становясь при этом генератором встречного ЗЛА.
Большая часть нашего общества находится на самом низу лестницы духовного познания, на первоначальном уровне, который определяется грубым материализмом. Поэтому и разум многих людей действует согласно их понятию — око за око, зуб за зуб. Именно поэтому, наверное, умные люди говорят, что наша планета, всё равно как туманом, окутана испарениями зла, исходящего от Земли, вернее от нас, живущих на Земле.
И конечно же, особо мощное зло исходит от «империалов».
Это настоящие профессионалы своего дела.
Вспомним, кто же они, эти «империалы».
Это те же бывшие некогда души, те же самые, как и все остальные, дети Создателя. Они так же, как и все остальные души, воплощаются в физические тела, становятся такими же людьми, как и все остальные, имеющие право на свою собственную жизнь. Как и все остальные, они могут влюбляться, рожать детей, ходить на работу и так далее. У них нет печати на лбу и выделить их из основной массы людей не очень просто. Их главное отличие скрыто в их внутреннем «Я».
Для каждого из нас Высший Разум, или по другому Бог, является нашим Родителем, а все мы — его дети. Так распорядилась судьба, что все мы были посланы на «учёбу» именно в эту земную «школу-цивилизацию». Именно в процессе этой «учёбы» мы должны понять своим разумом, что мы не просто какие-то теплокровные существа, по воле случая появившиеся на этой планете, а что мы действительно являемся детьми Высшего Разума. Именно задача понимания этого факта и есть главный предмет «обучения» в нашей жизни. Именно процесс превращения несмышлённого ребёнка в высокодуховную личность и является главной целью, главной задачей нашей «школы-цивилизации».
Но если для нас существует очень и очень нелёгкая дорога, осилив которую мы можем стать высокодуховной личностью, то по закону противоположности должна быть и дорога ведущая в обратном направлении, то есть та, которая приводит нас, наши души к полной духовной деградации.
Форму существования физической жизни на нашей планете, мы называем органической жизнью, которая представлена животным миром — фауной, и растительным миром — флорой. Весь этот органический мир, как утверждает автор книги — «Происхождение видов», развивается путём естественного отбора. В общем случае, для животного мира это говорит о том, что продолжить свой род больше шансов имеет здоровая и сильная особь, а в растительном мире выжить и продолжить развитие может только тот организм, который лучше приспособится к окружающей действительности.
Нечто подобное, что в общем-то тоже можно назвать «естественным отбором», происходит и в человеческом обществе, в плане его духовного развития. «Империалы» — эти ПАДШИЕ ДУШИ, и являются, образно говоря, сотрудниками СЛУЖБЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА для человеческих душ.
Далеко не каждый из людей наделён той самой железной волей, качеством, которое очень сильно помогает достижению какой либо поставленной цели.
ПАДШИЕ ДУШИ — «империалы», постоянно генерируют всевозможные негативные процессы, которые способствуют РАСТЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ.
А так как силой воли, то есть способностью противостоять этому негативу, как я отметил, наделён далеко не каждый, то и души таких людей, бесхарактерных личностей, подвергаются этому самому растлению. Если такая РАСТЛЁННАЯ ДУША так и не находит в себе силы освободиться от постоянно предлагаемых ей искушений, то для такой души путь к высокой духовности наглухо перекрыт, чего и добивались «империалы».
Разрешая этому негативу, этому ЗЛУ, «вселяться» в наше сознание, в наше мышление, мы тем самым собственноручно уничтожаем в себе всё то добро, что было у нас. И совершенно естественно, что чем чаще мы подвергаем себя таким «вселениям», тем быстрее мы освобождаемся от ДОБРОТЫ, некогда проживавшей в нас, и превращаемся в злобное и омерзительное существо, отравляющее жизнь не только себе , но и всем окружающим. Мы становимся помощниками тем самым «империалам». Выплёскивая своё зло на окружающих, мы провоцируем их на встречное зло, и если они — окружающие, не обладают иммунитетом от ЗЛА, они поступают согласно своему мышлению — на зло отвечают ЗЛОМ. И если ЗЛО вытеснило из нас Добро и заняло его место, то оно — зло, становится нормой нашей жизни, нормой нашего поведения.
Ещё Иисус Христос, говоря о нашем мире, сказал что «дела его злы».
К сожалению, и в настоящее время наш мир полон ЗЛА, которое и не даёт нам возможности подняться выше первоначального (7%) уровня духовности.
Но мы не желаем это замечать.
Более того.
Мы пытаемся ещё и перевернуть всё с ног на голову, утверждая, что мол какие-то нечистые силы творят свои пакости против нас, мешая тем самым нашей праведной жизни. Ни сколько не смущаясь мы утверждаем, что некие «падшие Ангелы» превратились в нечистую силу и толи они сами вытворяют с нами разные гадости, толи нас заставляют делать всякое зло.
И мы ни сколько не задумываемся над тем,что утверждая так, мы тем самым проявляем неуважение к своему Родителю, выражающееся хотя бы в том, что допускает мысль о наличии у Родителя неких нечистоплотных помошников, которые вроде бы по воле Родителя были направлены на Землю, чтобы творить свои неблаговидные дела по отношению к нам — сирым и беззащитным.
Зло является нашим собственным детищем, созданное нами же самими. И если все свои грехи мы пытаемся свалить на неких «падших Ангелов», то это ничто иное, как попытка переложить вину с больной головы на здоровую. Это попытка наших ПАДШИХ ДУШ, попытка наших РАСТЛЁННЫХ ДУШ обелить себя, хотя бы в своих собственных глазах.
Мы, конечно, можем запудрить мозги и себе и окружающим. Мы можем не только обмануть свою совесть, но и вообще приказать ей убраться вон.
Совесть — это наш нравственный судья и защитник.
Обманывая свою совесть, мы в значительной степени лишаемся естественной защиты. И вирус ЗЛА в этом случае достаточно легко проникает в наш разум. А последствием этого заражения является либо частичная, либо полная остановка нашего духовного развития.
Чтобы узнать, что такое красота, нужно понять, что такое уродство. Не познав бедности, не узнаешь цену богатств. Чтобы познать Любовь, надо узнать, что такое ненависть. Прочувствовав на себе зло, будешь ценить Добро.
Если мы даже и понимаем неправоту содеянного, то всё равно в целях сохранения своего якобы благовидного лица, мы пытаемся чёрное выдать за белое, а уродство возвысить в ранг красоты, тем самым разворачивая своё мышление на сто восемьдесят градусов, не проявляя при этом ни малейшего угрызения совести по поводу того, что в этом случае мы сами превращаемся в моральных уродов.
Зло, в любом его проявлении, ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ ЛИЧНЫМ ИЗОБРЕТЕНИЕМ. И оно же — наше собственное зло, служит для всех нас определяющим фактором того самого естественного отбора, через который мы все обязательно проходим в нашем земном университете…
Мир «Демонов: Падших» (Demon: the Fallen) — это не наш мир, хотя и пугающе похож на него. Можно сказать, что мир демонов похож на наш мир, если смотреть на него через затемненное стекло. Зло в этом мире ощутимо и вездесуще. Конец близок, весь мир охвачен напряжением. Это мир тьмы.
Коротко говоря, Мир Тьмы похож на тот мир, в котором мы все живем. В нем популярны те же музыкальные группы, насилие так же захлестывает города, взяточничество и коррупция разъедают правительства, общество считает города воплощением культуры. В мире Тьмы есть статуя Свободы, есть Эйфелева башня, есть закусочные МакДональдс на каждом углу. Но в нем сильнее, чем в нашем мире, ощущается ужас. Все пороки нашего мира сильнее выражены в Мире Тьмы. Его страхи более реальны. Его правительства более развращены. Его экосистема ухудшается с каждым днем. И в этом мире по земле ходят демоны.
Дома Тьмы
|
Фракции
|
|
Знания
|
КнигиКниги правил
Сеттинги
|
Статьи
|
- О диаволе и демонах еп. Иларион (Алфеев)
- Своим грехом мы даем диаволу права над собой старец Паисий Святогорец
- Дьявол – это реальная личность митр. Сурожский Антоний
- Рога и копыта. Кто такие бесы, и нужно ли их бояться Александр Ткаченко
- Об Ангелах и бесах свящ. Константин Пархоменко
- Искушение Христа в пустыне Екатерина Прогнимак
- У порога Геенны Огненной еп. Александр Милеант
- Письма баламута Льюис Клайв Стейплз
- Злые духи и их влияние на людей игумен Марк
***
Па́дшие ду́хи – ангелы, отпавшие от Бога прежде устроения Им видимого мира, демоны, бесы. По попущению Божию они могут искушать, испытывать свободное произволение людей до Страшного суда. Грехопадение злых духов было настолько глубоким, что они уже никогда не восстанут, не раскаются в своем зле, в своей гордости.
***
священник Константин Пархоменко:
Психологически понятен тот скепсис, который испытывают некоторые люди при словах дьявол, сатана, бесы, демонические существа и проч. В наше время космических полетов и компьютеров современному человеку нелегко верить в то, что существуют некие таинственные и злые существа, оказывающие воздействие на человека. Дьявол демифологизируется современным сознанием, а все необъяснимое, темное и таинственное приписывается глубинам нашего подсознания или непознанным феноменам.
Тем не менее, Церковь всегда утверждала присутствие и активное действие в нашем мире злых демонических сил. Фактически Церковь никогда не формулировала этого систематически в виде ясного и четкого учения. Однако для нас имеет огромное значение то, что у Церкви всегда был опыт, подтверждающий наличие демонических сил. Попросту говоря у Церкви всегда было знание сатаны. Если это непосредственное знание сатаны не нашло своего выражения в четком и систематическом учении, то это объясняется трудностью, если не невозможностью рационально объяснить иррациональное. Однако если принятие церковного учения о злых силах трудно для рационального осмысления, для внешнего познания, то всякий ведущий внимательную духовную жизнь непременно заметит, что в его жизни действительно присутствует некоторая злая направленность, вдохновляемая как будто извне, кем-то посторонним. Зло, конечно, не имеет места среди сущностей, но оно не только недостаточность, в нем есть некая активность. Оно есть как бы болезнь, как бы паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует.
Св. Макарий Египетский писал: «Те, которые говорят, что зло является чем-то существующим в себе, ничего не знают. Для Бога нет никакого существующего в себе зла, но в нас оно действует со всей силой и ощутительно подсказывает нам все грязные желания». «Тем-то и бедственна и пагубна эта болезнь, – говорит св. Симеон Новый Богослов о людях, которые не понимают, что источником зла в их душе является дьявол, – что когда враг мой влачит туда и сюда мой собственный ум, я думаю, что все эти кружения моего ума – мои собственные.» Дьявол, существующий рядом с человеком бдителен, как рыкающий лев (1Пет. 5:8). И когда человек дает повод, дьявол проникает в человека и действует в нем. По словам св. Антония Великого, демоны сами не имеют тела, но мы становимся для них телами, принимая от них помышления.
Демоническая реальность существует, зло существует как темная сила, как присутствие, не только как отсутствие. Точно также как нет любви без любящего, т.е. личности, которая любит, так не может быть и ненависти без того, кто ненавидит. Если высшая тайна добра заключена в личности, в Боге, то и высшая тайна зла должна также иметь личный характер. Носителем темной, иррациональной силы зла должна быть личность или личности. Должен существовать личностный мир тех, кто выбрал ненависть к Богу, к свету, кто выбрал быть против Бога и против добра.
В. Старковский (из книги «Оправдание веры»):
Рациональное сознание не признаёт религиозно-нравственную модель мира, но охотно принимает на веру абсолютно нелепые воззрения неоязычников: разного рода пророков, экстрасенсов, астрологов, магов, колдунов, целителей, мистиков, и других «специалистов» по сверхъестественному.
Рациональное сознание убеждено в том, что знание всегда прогрессирует в сторону достоверности, а потому самые свежие взгляды, всегда представляются рациональному сознанию, самыми верными, особенно если их толкование сопровождается околонаучной терминологией.
И если какой-нибудь экстрасенс с дипломом заявит, что НЛО – это энергоинформационные сущности выпавшие из астрала, то рациональное сознание поверит ему безоговорочно, даже ничего не поняв из такого «объяснения».
А если священник скажет, что это бесы искушают человека технологическим спасением, то рационалист пошлёт его в другое место сказки о нечистой силе рассказывать, и это, не смотря на то, что за плечами священника многовековой опыт человечества в познании мира, а за плечами экстрасенса, в лучшем случае, лишь ускоренные курсы экстрасенсорики.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Упорное неверие в злых духов есть настоящее беснование, потому что идёт наперекор истине, Откровению Божию. Господь пришёл на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие Сына Божьего было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяют нас в бытии злых духов…»
Клайв Льюис:
Чтобы совратиться, сила зла должна была существовать и обладать разумом и волей. Но существование, разум и воля сами по себе – добро. Таким образом, сила зла должна была получить все это от силы добра; даже для того, чтобы стать плохой, силе зла пришлось бы позаимствовать или украсть все необходимое у своего оппонента. Становится ли вам яснее, почему христианство всегда говорило, что дьявол – это падший ангел? Это не просто сказка для детей. Это глубокая истина, свидетельствующая о том, что зло – паразит, а не что-то изначальное и самостоятельное. Силы для своего существования зло черпает из добра. Все, что толкает плохого человека на активное зло, само по себе – не зло, а добро: решимость, ум, красота и, собственно, существование.
Кто-нибудь, возможно, спросит меня: «Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь представить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?» Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: «Да, именно это я собираюсь сделать». Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому человеку я скажу: «Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам это – другой вопрос».
диакон Андрей:
…хочу рассказать вам один профессиональный анекдот. Представьте, что православный миссионер выступает перед образованной, интеллигентной университетской аудиторией. И по ходу своей речи он приходит к необходимости употребить неприличное слово – «бес». Миссионер не первый раз общается с подобного рода аудиторией, знает ее привычки и вкусы, знает и немощи. Он понимает, что эта публика еще слово «Бог» как следует не научилась понимать.
В постсоветской «образованской» среде вместо этого непонятного слова принято использовать что-нибудь попроще, – скажем, «Биоэнергоинформационное поле Вселенной». И понятно, что если в этой аудитории слово «Бог» норовят подменить каким-нибудь якобы синонимом (то «ноосферой» назовут, то «Космосом», а то и вообще звучит так: «Мое высшее Я»), то уж слово «бес» тем более гарантированно вызовет возмущение просвещенной публики. Миссионер знает, насколько прав Д. Мережковский: «Черт хитер: он делает смешными тех, кто на него показывает».
И тогда миссионер решается выразиться попонятнее, т.е. на жаргоне своих слушателей. И говорит: «И вот в эту минуту к человеку обращается мировое трансцендентально-персональное онтологически-ипостазированное тоталитарное зло»… Тут бес высовывается из-под кафедры и переспрашивает: «Как-как ты меня назвал? Повтори, а то я не расслышал!»
игумен Пётр (Мещеринов):
Бог открыл нам истины об аде, наказании грешников, о приходе антихриста перед концом истории и прочих вещах этого рода вовсе не для того, чтобы мы сделали это основным содержанием нашей жизни, а для того, чтобы мы имели трезвый и точный взгляд на человека и на историю.
Цель же нашей жизни – Христос, жизнь с Ним и Им; пребывание со Христом – всегда радость и мир. Вот с этого и нужно начинать проповедь. Любой человек стремится к счастью и боится смерти; Христос есть высшее счастье, Он есть Воскресение и Жизнь (Ин. 11:25). Ад же, и бесы, и грех есть то, от чего нас Христос как раз избавил. Избавление это, правда, не безусловно; оно зависит от соблюдения нами заповедей Божиих, от противления греху и понуждения себя на добро, от нашей личной нравственной, духовной и церковной жизни.
Именно на это и нужно обращать главное внимание, подчеркивая дар Христовой свободы и связанную с ним нравственную ответственность человека за свое христианство, – а иначе наша религия сводится к очередной системе «колдовства – антиколдовства», при которой люди опять попадают в рамки магического взгляда на духовную жизнь.
***
Cм. также ОТЧИТКА, ДЬЯВОЛ, ЗЛО, САТАНА, БЕСНОВАНИЕ