Палеостровский монастырь

В 7 км от карельского села Толвуя, стоит на Онежском озере остров Палий.

Природа — в сентябре в этих краях недели три дует ветер его даже назвали -«палеостровец». Эти места Заонежья славятся своей красотой. Извилистые мысы, зеленеющими деревьями, скалистые горы, дремучие вековые леса. Как замечали в своих дневниках о погоде монахи, весной бывают аномальные холода. Затяжной дождь «на Корнилия» (19 мая), сулит, по местным приметам, сухое лето.

Версий названий острова несколько. Паль — то есть огнище для посева. Но чаще в различных документах говорится, что остров Палий назван в честь красной рыбы Палия, которая и до сих ловится в этих местах. А в прежние времена богатыми уловами пальи эти места славились. Да и легенда о палье среди рыбаков Заонежья ходила. Будто бы Христос и апостолы собрались на Вечерю, у них было белое вино, белый хлеб и белая рыба. Христос, притрагиваясь к ним, сказал: «Да приобщатся они крови моей невинной!» С тех пор и вино, и палья, и хлеб «порудли», то есть покраснели.

Есть сведения, к сожалению, не сохранившиеся, что на этом месте и прежде стоял монастырь, более древний, чем Соловецкий. Основатель валаамский монах Корнилий. По преданию, был родом из Пскова, долго скитался в Поморье пока не нашел остров, поразивший его своей красотой. Здесь Корнилий и бросил посох. Жил в пещере, измождая тело веригами, весом более пуда. Впоследствии богомольцы носили его вериги на себе в знак особого поклонения.

В Карелии, богатой водоёмами, не редкостью было островное расположение монастырей. Вода служила естественной защитой от нападений врагов и отгораживала от внешнего мира ищущих уединения иноков. Уже при жизни Корнилия на острове стали строится церкви.

В 17 веке, во время Смуты и раскола(1612-1613) документы о времени создания монастыря были утрачены и только передавались устно. Хоть и неизвестно достоверно точное время основания Палеостровского монастыря, но первое официальное упоминание о нём относится к 1391 году, однако в документах XVII века содержатся сведения о том, что монастырь мог быть основан ещё в XII веке (это указано в трудах Е. В. Барсова). Известно, что некоторое время в обители подвизался преподобный Зосима Соловецкий — один из основателей Соловецкого монастыря. Бережно хранят монахи, сохранившуюся святыню — мощи преподобного Корнилия.

Судьба монастыря не проста. Ещё при жизни Корнилия в обители были воздвигнуты храмы во имя Рождества Богородицы, Святого Николая и пророка Илии. В начале XVII монастырь подвергся нападению шведов.

В ХVII время был построен и четвертый храм во имя Святого Михаила Малеина. В монастыре хранились царские грамоты, дарованные монастырю и другие ценности. Монастырь имел множество охранных грамот русских царей, почитаемых предметов, украшенных золотом, серебром, жемчугом и долгое время процветал.

В Палееостровский монастырь Патриархом Никоном, задумавшим церковную реформу, был сослан Павел Коломенский, которому пророчили место Патриарха Руси. Здесь он и был сожжен по приказу Никона. Это вызвало то, что в эти места стали стекаться старообрядцы-раскольники.

4 марта 1687 года старообрядцы захватывают монастырь. Это местное старообрядческое население из близлежащих сёл и деревень в количестве 1200 человек. Всем, не согласным со старообрядческой верой, предлагается уйти за стены монастыря. На подавление были прислан отряд солдат из 500 человек. О гибели в монастыре от 2000 до 3000 человек существует несколько версий. Одна из них, что храмы, в которых закрылись староверы, загорелись от пальбы по ним пушек. А вторая – что это акт самоссожения. Погибают все люди, находившиеся в монастыре, все постройки и в очередной раз погибают и исторические монастырские документы.

Бывшим послушником монастыря был краевед-историк Тихон Васильевич Баландин, который позднее и написал «Повесть о Палеостровском монастыре». О святых источниках Палеостровского монастыря упоминается и в одной из песен известная исполнительница плачей Ирины Андреевны Федосовой. «И мни съездить-то ко старцам в Пальеостров;

И я слыхала ведь, душа да красна девушка,

И там ведь водушка живёт, точно медвяная,

И почерпурочка ведь там да золочёная…»

После установления советской власти обитель была ликвидирована. В феврале 1919 года ее имущество описали и конфисковали. Национализированный капитал составил 70 тыс. руб. На территории монастыря был организован совхоз. В 1928 году закрыли храм Рождества Богородицы. К концу XX в. сохранились главный корпус с домовой церковью, некоторые здания и часть ограды.

Современная история Палеостровского мужского монастыря начинается с лета 2005 года.

PS Мы считаем необходимым привести обращение братии Корнилие-Палеостровского монастыря: По причине отсутствия значимых достопримечательностей, культурных , исторических и иных объектов мы не приветствуем туристов и праздных зевак, ограничиваем паломничество и тем более организованный туризм. На острове в трудах и молитвах, ежедневных богослужениях, заготовке дров, выпечке хлеба, работах на строительстве и огороде проводят свою жизнь около десятка насельников сегодняшнего монастыря. Обитель разрушена и восстанавливается силами самой братии.
Монастырь будет рад индивидуальным паломникам мужеского пола, имеющими личное усердие доехать до нас и желающими быть молитвенно сопричастными той жизни о Христе, ради которой монахи и бросают все иные радости внешней жизни.

Материалы и фотографии, использованные в статье, из открытых источников.

Монастырь расположен на острове Палей, на Онежском озере в 6 км от с. Толвуя. Основание ему положено в начале XV века преп. Корнилием. Он был Валаамский инок. Получив благословение на подвиг просвещения язычников, прп. Корнилий прошел к Белому морю и там подвизался, подвергаясь не раз смертельной опасности. Затем он остановился на Онежском озере и поселился на острове Палей, для подвижнической жизни. Здесь его нашли ищущие спасения люди, и многие остались с ним разделять труды подвижника. Прп. Корнилий основал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал первым игуменом новой обители.

Со временем владения обители стали граничить с землями Хутынского, Вяжицкого и Муромского монастырей. Все цари, начиная с Василия Иоанновича, давали ей свои жалованные грамоты на землю и угодья, а также некоторые льготы и привилегии.

При жизни прп. Корнилия в монастыре были построены еще две церкви — свт. Николая и пророка Ильи, колокольня, кельи для братии, ограда вокруг них.

Палеостровская обитель со своим строгим иноческим уставом пользовалась большой известностью. Главными ее святынями почитались св. мощи прпп. Корнилия и Авраамия Палеостровских. В монастыре бережно хранились железные вериги преподобного основателя. В смутные 1612-13 годах монастырь был разорен.

В 1616 году обитель почти обезлюдила, в ней осталось всего 18 человек. Монастырь был восстановлен к концу первой половины XVII века. В 1646 году в нем уже стояли четыре церкви и жило 44 брата.

В 1654 году сюда был сослан в заточение энергичный противник Патриарха Никона епископ Коломенский Павел — глава раскола Русской Православной Церкви. В последней трети XVII в. монастырь дважды захватывали раскольники. В марте 1687 и ноябре 1688 годах здесь произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 и до 500 человек), в огне погибли плененные игумен Пимен и братия.

Собравшееся братство вновь отстроило монастырь, тем не менее он стал клониться к упадку. В 1764 году монастырь был выведен в заштатные.

Обитель владела достаточным количеством земли: 4070 дес. 704 саж. Капитал достигал 16993 руб. В 1905 году в числе братии были архимандрит, 5 иеромонахов, иеродиакон, 3 монаха, рясофорный послушник.

Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя прп. Ефрема Сирина, а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня. Монастырь имел скотный двор, баню, амбар, водяную мельницу, ригу, ледник, дом для рабочих.

После установления советской власти обитель была ликвидирована. В феврале 1919 года ее имущество описали и конфисковали. Национализированный капитал составил 70 тыс. руб. На территории монастыря был организован совхоз. В 1928 году закрыли храм Рождества Богородицы. К концу XX в. сохранились главный корпус с домовой церковью, некоторые здания и часть ограды.

В настоящее время сохранился главный корпус монастыря с церковью прп. Ефрема Сирина и некоторые постройки. Мощи преп. Корнилия Палеостровского, почившего в 1420 году, находятся под спудом.

См. также:

  • На подворье Корнилие-Палеостровского мужского монастыря в Петрозаводске освящен храм
  • Необитаемый остров и его обитатели. Рассказ о современном состоянии Корнилие-Палеостровского мужского монастыря
  • Древняя обитель будет восстановлена
  • Монастыри епархии
  • Прп. Корнилий Палеостровский
  • На главную

Также в монастыре бережно хранились вериги его основателя, позже вынесенные раскольниками, дважды захватывавшими монастырь в последней трети XVII века. В Палеостровской обители произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 человек), в огне погибли плененные игумен Тихон с братией.
Восстановлен монастырь был только к началу XIX века. Монастырский ансамбль составляли каменные храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный корпус с домовой церковью с редким посвящением престола во имя преподобного Ефрема Сирина, а также двухэтажная гостиница. Со стороны озера шла ограда, сложенная из дикого камня.
После установления советской власти обитель была закрыта, монастырские земли и угодья разделены между организованной сельхозкоммуной, местным населением и братией. От древнего монастыря почти ничего не осталось, только стены братского корпуса да руины белокаменного храма.
Монастырь был вновь открыт решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года. Усердием нескольких монахов под началом игумена Иоанна (Зюзина) обитель постепенно восстанавливается. Построены деревянный храм Рождества Богородицы, несколько келий и корпус для проживания наместника монастыря с библиотекой, братский корпус, гостиница для паломников, дизельная станция. Восстановлен трапезный корпус с хлебопекарней. Братия обители намерена восстановить разрушенный каменный братский корпус.
В 2011 году Палеостровская обитель открыла подворье в г. Петрозаводске, через два года на территории подворья был возведен храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Деревянная шатровая церковь высотой 18 м построена всего за год на средства благотворителей. Иконостас выполнен в Саратове, киоты настенных и напольных икон изготовлены петрозаводскими мастерами, храмовые иконы написаны иконописцами из Петрозаводска и Черногории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *