Семеро монахов обители Ватопед перешли в русский Свято-Пантелеимонов монастырь
Андреевский скит, принадлежащий греческому монастырю Ватопед Фото: ТАСС, Максим Кузовков
Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU — После того как афонский монастырь Ватопед принял у себя епископа новой церкви Украины Павла Юристого, семеро монахов этой обители покинули ее и перешли в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, также расположенный на Святой горе.
Как сообщил «Интерфаксу» источник в Московском патриархате, речь идёт о русских, украинских и молдавских насельниках Ватопеда. Есть информация, что и среди этнических греков, населяющих Ватопед, довольно много тех, кто очень недоволен позицией руководства монастыря и считает представителей новой украинской церкви раскольниками.
В мире09 февраля 2019
«В общей сложности сегодня уже четыре афонских монастыря — Ксенофонт, Пантократор, Новый Эсфигмен и Ватопед — вошли в общение с украинскими самосвятами», — резюмировал собеседник агентства.
В свою очередь ректор Московской духовной академии архиепископ Амвросий сообщил, что, по его данным, Константинопольский патриарх распорядился, чтобы делегация новой церкви посетила все обители Святой горы.
«На наших глазах один за другим афонские монастыри соединяются с раскольниками и совершают немыслимое предательство православных людей на Украине, которых гонят, шантажируют, избивают, выгоняют из родных храмов (…) Как изощрённо враг рода человеческого глумится над людьми!» — пишет ректор академии в своём телеграм-канале.
15 декабря 2018 года в Киеве прошел собор, на котором власти Украины при поддержке Константинополя учредили независимую от Московского патриархата церковь, объединившую представителей неканонических церковных структур. На сегодня ни одна из поместных православных церквей, кроме Константинопольской, эту церковь не признала и не прислала делегацию на интронизацию ее главы.
В 2016 году исполняется тысяча лет русскому присутствию на Афоне. Поток паломников, практически иссякший к концу ХХ века, в начале ХХI века стремительно нарастает. Пропорционально растет и финансирование, и внимание, которое уделяется монастырям и святыням Афона. «Газета.Ru» узнала, чем живут обитатели Святой горы сегодня и как подхватить «афонозависимость».
Идея паломничества на Афон родилась спонтанно и во многом благодаря политической конъюнктуре. Осложнение отношений с Турцией, напряженная ситуация на Ближнем Востоке и заранее купленные билеты в Стамбул стремительно пикируют в ведро для офисного мусора. Каждый год мы с друзьями, коллегами едем на пару дней развеяться и, что называется, сменить картинку. Берлин, Амстердам, Белград, Бухарест — и вот теперь повис немой вопрос. Куда? Задумались. Внезапное предложение посетить Афон понравилось всем. Отрывочные знания об Афоне были почерпнуты из остатков фундаментального исторического образования, Википедии и молвы, периодически разносящейся по всему городу во время выставления святынь с Афона для поклонения верующих. Пояс Богородицы, Дары Волхвов — эти православные святыни в свое время преобразили город. Люди бросали работу, дела, болезни и неслись, стояли в многокилометровых многочасовых очередях, чтобы прикоснуться к чуду. Никто из нас не смог тогда увидеть святыни. И вот теперь такая возможность — поехать на Афон, в то место, где нашли свой дом основные реликвии православного мира.
Билет в Салоники, машина до Уранополиса и дальше на пароме. Транспорт — это, пожалуй, самая финансово затратная часть паломничества. Есть еще одна сложность — получение разрешения диамонитириона. Священный Кинот — главный законодательный, исполнительный и судебный орган Святой горы — разрешает посещение этих святых мест людям любых вероисповеданий. Просто с помощью так называемой визы ведется учет всех посетителей.
Монахи считают Афон осколком Византийской империи и живут в целом по законам, которые мало изменились за последнюю тысячу лет. Есть законодательные нововведения, обусловленные прогрессом и современными нравами.
На Афоне нельзя, к примеру, ездить на велосипеде или загорать.
Самолет в Салоники в мертвый туристический сезон заполнен неполностью, но практически все пассажиры — русские паломники. Кто едет в первый раз, а кто уже может многое рассказать. В порту Уранополис, откуда отходят паромы на Афон, также доминирует русская речь, в городе много надписей на русском. Русские едут на Афон особенно активно в последние годы.
Один из нас на Афоне не в первый раз. Впервые же за посещение Афона он отдал турфирме более €1500 за однодневную поездку с сыном. Много? Очень много, если учесть, что на Афоне кров и еда не стоят денег. По договоренности монахи приютят и накормят всегда. А твоя благодарность — это всегда вопрос твоих возможностей. Кто-то оставит тысячу рублей, а кто-то тысячу евро. Впрочем, даже если паломнику пожертвовать нечего, никто его не осудит.
Паром отходит затемно. На него загружаются десятки сонных паломников и монахов. Кто-то спит, но большинство на палубе встречают рассвет над Святой горой.
Свежезаваренный кофе пробуждает тело, а открывающиеся виды — дух.
Проплываем сразу несколько монастырей и уже бросаем якорь в порту Дафни. На пароме вместе с людьми едут техника, промышленные грузы. Афон исторически пытается обеспечить всем себя сам. На Афоне свое электричество, водоснабжение, агрокультура. Это касается и профессиональных знаний: здесь свои архитекторы, строители, агрономы. Но все же многое приходится привозить.
Нас встречает веселый молодой парень Саша. Скудная растительность на лице скрывает истинный возраст. Он трудник в странноприимном доме имени святого Иоанна Русского. Туда мы и направляемся. Саша — типичный «афонозависимый». Этот термин он выдает сам, рассказывая про свою жизнь. Москвич, прожигавший жизнь, несколько лет назад попадает в эти святые места, и его жизнь полностью меняется. Он уже не может находиться вдали от Удела Пресвятой Богородицы и большую часть года проводит на Афоне. Хотя сам признается, что к монашескому послушанию не готов. Саша — типичный «житель» Афона. Он живет и упорно трудится на святой земле, помогая монахам, соблюдает все обеты, молится, но мирские радости все еще живут в его душе.
Наш разговор переходит на матч «Реала» с «Барселоной». Саша с видом знатока рассуждает об игровых схемах. Так, в беседе мы незаметно поднимаемся в горы и утопаем в густых облаках. Еще минута — и мы уже выныриваем над ними. Красота вокруг открывается необыкновенная. Пики высоких гор и зеленые холмы как бы парят над облаками. «Это земля дышит», — говорит Саша. В марте-апреле при резкой смене температуры на Афоне появляется такой природный эффект низкой облачности. Спустя 40 минут мы добираемся до места назначения.
При всей любви русского человека к Афону и большому потоку паломников из России на Святой горе не так много мест, которые в первую очередь рассчитаны на прием русских паломников. Это, конечно, Свято-Пантелеимонов монастырь — исторический оплот русского православия на Афоне. Странноприимный дом святого Иоанна Русского при монастыре Эсфигмен — еще одно место для православного паломника из России, Украины и Белоруссии. Находится он прямо рядом с афонской столицей — Кареей. Нас встречает отец Иосиф. Густая борода скрывает еле заметную улыбку. Уроженец Москвы, отец Иосиф уже больше 30 лет живет на Афоне.
Проницательный ум, познания и обширный опыт в области строительства очень пригодились на острове Святой горы. При участии отца Иосифа отреставрировано и построено множество объектов в самых различных уголках Афона. Странноприимный дом святого Иоанна Русского с церковью во имя этого святого — тоже его рук дело. Его знают во всех монастырях и скитах.
Обнявшись, мы идем в трапезную. Великий пост в самом разгаре — на столах пирог со шпинатом, чай и варенье. Мы начинаем расспрашивать о возможностях похода на гору Афон (более 2000 метров). Для нас, в меру молодых и активных жителей мегаполиса, любая высота — это вызов. Сможем ли подняться и спуститься с горы за день? Лежит ли там снег? Нас интересуют конкретные вещи. Отец Иосиф предлагает нам подумать, ведь подъем на Святую гору — это в первую очередь акт поклонения Господу и Богородице, а не спортивное соревнование. А пока отправляет нас в монастырь Ватопед.
Монастырь Ватопед — один из самых старых и влиятельных. Я услышал про него в те дни, когда в Москву привозили Пояс Богородицы.
Ватопед — прекрасен и духовной атмосферой, и внешней красотой. Монастыри на Афоне не похожи на монастыри в том понимании, к которому привыкли мы. Многоцветные, ажурные, похожие больше на маленькие домашние крепости. И здесь, и в других монастырях и скитах двери всегда были открыты для нас. Людей отца Иосифа, которые сопровождали нас, везде узнавали, и нам открывали доступ в храмы и реликварии. Вот и здесь мы смогли приложиться к Поясу, а уже потом встали на колени и монах-служитель пронес реликвию над нашими головами. Сложно описать словами тот трепет, который поразил меня в тот момент. И конечно, простояв на московской набережной восемь часов при температуре минус 15 градусов, так и не попав к Поясу в храме Христа Спасителя, не думал я, что получу эту возможность вот так, в полутемном храме Х века, где, кроме меня и моих друзей, не было больше никого.
Далее путь наш лежал еще в одно место силы для русского человека — Андреевский скит, центр русского монашества XIX века. Это место было тесно связано с царским домом Романовых, и в XIX веке в скиту проживало несколько сотен русских монахов. Андреевский собор до сих пор остается крупнейшим храмом на Балканах. Нам удалось там приложиться к мощам святого апостола Андрея Первозванного.
Сейчас скит стал греческим. Здесь следует рассказать печальную историю русского монашества на Афоне. До революции 1917 года русские иноки составляли немалую часть местного населения, однако с падением царского режима и насаждением безбожничества в России приток новых монахов из нашей страны резко сократился, а потом и вовсе остановился.
К 80-м годам на Афоне из выходцев из России оставались лишь древние старцы.
Когда умирал последний монах в монастыре, по старому обычаю обитель переходила к тому или иному греческому монастырю, которому раньше принадлежала эта земля. И хотя в конце 80-х годов на Афон снова начали приходить русскоязычные монахи, было уже поздно, и монастыри были потеряны.
Русским местам на Афоне сейчас уделяется повышенное внимание. О поездках президента Путина греческие монахи рассказывают часто и с восхищением. Известно, что Путин будет в Греции с официальным визитом 27–28 мая. Ожидается, что и в этот раз он посетит Афон.
В этом году исполняется 1000 лет русскому монашеству на Святой горе. Россия вкладывает финансовые и человеческие ресурсы в Афон. Свято-Пантелеимонов монастырь блистает новыми корпусами, активно реставрируется скит Ксилургу, в котором, по преданию, появился в Х веке первый русский престол, посильно помогают русским обителям многочисленные паломники.
А мы возвращаемся к отцу Иосифу и спрашиваем его о людях, приезжающих на Афон. По его словам, количество паломников с каждым годом сильно возрастает. Очень много православных приезжает с Украины, из Белоруссии, России. Среди трудников странноприимного дома много украинцев — из Черновцов, Чернигова.
Жизнь в странноприимном доме приближена к монашеской аскезе. Двухэтажное каменное здание с небольшими комнатами на троих. Правда, есть душ и туалет. Храм и трапезная прямо в жилом корпусе. Едят все за одним длинным столом. Молитва в начале, молчание во время трапезы, поговорить можно после, за чаем. Еда постная, но невероятно вкусная. Например, такое простое блюдо, как рис с чечевицей и жареным луком, могло бы занять почетное место в меню лучших московских ресторанов. Видно, что на кухне работает повар с опытом.
Грек по национальности, он мастерски готовит и борщ, и похлебку из осьминогов.
Говорим опять про подъем на гору. «Сложно на Афоне не на гору подняться, а службу отстоять», — говорит отец Иосиф. Об афонских службах и ночных бдениях слагают легенды. Бывают службы по 13 часов и более. Это нам пока явно не по силам, но вот на гору упертые москвичи все же решают идти.
Встаем на следующий день затемно. Первый пункт — монастырь Святого Павла и поклонение Дарам Волхвов. В монастыре к нам присоединяется Томас, паломник-грек. Молодой спортивный парень уже не первый раз на Афоне. В тот день он не знает, чем заняться, и решает идти с нами. Не беда, что в отличие от нас у него нет модного треккингового рюкзака с набором космонавта — ему достаточно посоха, который он приобретает тут же, в лавке. Веселый и разговорчивый, он становится хорошим попутчиком.
Уже пешком идем к скиту Святой Анны, в ските прикладываемся к мощам. Я прошу у святой Анны помощи в дороге. Греческий монах наливает нам на дорожку кофе и ципуро (крепкий виноградный напиток), дает сладости. После скита дорога из битого камня идет все время вверх под серьезным наклоном. Достаточно быстро разделяемся на три группы по скорости. Томас — бывший футболист, он в хорошей форме. Посмотрев бодрые документальные фильмы известных российских журналистов о подъеме на гору, сначала идем быстро, делая небольшие привалы каждый час.
На половине пути идти становится тяжело, сводит ноги, иногда обе сразу. Что заставляет подниматься дальше — загадка.
Бурчишь под нос молитвы, которые знаешь, и идешь. Позже, обмениваясь впечатлениями, один из участников подъема рассказывал, что во время подъема почти в бреду мечтал встретить «мулашку» — так на Афоне называют мулов, чтобы подниматься на нем, потому что сил не было никаких. В районе двух часов добираемся до Панагии — небольшой обители на высоте 1500 метров. По преданию, именно до этого места дошла Богородица. И на этом месте возник домик, в котором могут отдохнуть и даже переночевать паломники.
Нам очень хочется передохнуть, и мы с Томасом заходим. Нас встречает веселый отец Александр. Конечно же, русский. Отец Александр поднялся к Панагии за неделю до нас, когда все вокруг было в снегу — местами его было по пояс. Как выяснилось на месте, последний ушедший из Панагии осенью неплотно закрыл дверь в домик — и обитель замело.
59-летнему монаху, тащившему на себе 20 кг груза и преодолевшему тяжелейший путь, пришлось еще и расчистить дом от снега.
Уже потом мы все мысленно сокрушались: тридцатилетним москвичам было недосуг взять с собой на гору сухарей и чайных пакетиков, чтобы облегчить немолодому уже иноку заботу о других паломниках.
Но отец Александр не из тех, кто унывает. Он сразу усаживает за стол, отпаивает чаем, угощает черным хлебом и расспрашивает обо всем на свете. Отец Александр даже включает нам музыку — Александра Барыкина. Осоловевшие от подъема и горячего чая, мы с Томасом пребываем в полнейшей прострации. Наевшись хлеба с солью, мы вскакиваем и бежим наверх. Еще час карабканья в гору — и мы на самой высокой точке Афона. Помолившись и переведя дух, начинаем смотреть вниз. Под нами раскинулся весь Афон. Сквозь облака просматриваются зеленые холмы, каменистые берега. Вдруг меня охватывает такое спокойствие, умиротворение.
Обратно мы бежали. Надо было успеть засветло. В тот день мы все порядком утомились и, сидя у отца Иосифа, рассказывали о своих приключениях. Разговор зашел об огромном финансировании монастырей Афона. Количество русских монахов и паломников с каждым годом растет в геометрической прогрессии. В этом есть свои и плюсы, и минусы.
Русские несут на Святую гору не только восстановление монастырей, но и свой бизнес-подход, который не всегда сочетается с монашескими идеалами аскетизма.
Но с другой стороны, русские наконец стали возвращаться на Афон массово.
На следующий день мы уезжали. Попрощались сердечно с отцом Иосифом и отправились в русский монастырь. Приложившись к мощам святого Пантелеимона, мы ускользнули от всех вместе с трудником Сашей в пекарню. Мы попросили черного хлеба и пошли на набережную. Надкусив хлеб, я сразу узнал вкус, который надолго останется со мной. Это был хлеб отца Александра на вершине горы Афон. Прожевывая ржаные зерна и вдыхая ароматный морской воздух, я начал понимать, что же это такое — «афонозависимость». Вдали стал проступать силуэт катера, который плыл за нами. Пора было возвращаться на материк. Но на этот «остров» я еще обязательно вернусь.
Монастырь святого великомученика Пантелеймона находится на берегу моря между монастырями Ксенофонт и Ксиропотам. Монастырь на Афоне также называют Русский, Свято-Пантелеимонов монастырь, Киновия Каллимахов или просто Руссик. Впервые, обитель находилась вдалеке от моря, там где сегодня стоит »старый Руссик», »нагорный Руссик» или »монастырь Фессалийца», который был основан в начале XI столетия одним богатым христианином родом из Фессалии. Этот период является эпохой, когда здесь впервые начали поселяться русские монахи. Первоначально они жили в обители Ксилургу, но в связи с заполнением монастыря, по просьбе игумена Лаврентия, Священный Кинот передал монахам опустевшую Фессалийцу. Позднее обитель Ксилургу преобразовалась в скит.
На своем нынешнем месте монастырь Пантелеймонов появился после 1765 года. Об истории обители до XIII века не известно почти нечего, так как происходящие здесь пожары уничтожили весь монастырь с архивами и библиотекой.
До конца XV века в монастыре проживали греки, это доказывают все сохранившиеся документы той эпохи, на которых стоит греческая подпись игумена. Но после 1497 года, т.е. после освобождения Руси от монголо-татарского ига, начинается заселение монастыря русскими иноками. Хотя к середине XVIII столетия он опять пустеет, вследствие чего, обитель вновь попадает в греческие руки.
В 1667 году епископ Иериссонский Христофор построил здесь небольшой храм уже на новом месте и освятил его в честь вознесения Господня. В 1800 — 1829 годах с помощью балканских правителей и придунайских княжеств был построен монастырь Пантелеймонов. Щедрые дары делал господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах, на пожертвования которого и возвели соборный храм. Над входом в притвор имеется надпись, которая гласит, что собор был построен в 1812-1821 годах. На сегодняшний день он увенчан русскими куполами – луковками и с позолоченными крестами. Известно и то, что император Андроник II Палеолог своим хрисовулом удостоверил имущественные права монастыря. Заботились о Россике и многие сербские крали, которые поддерживали монастырь, а также дарили ему подворья.
С 1806 года в монастыре с указом Патриарха Каллиника V подтвердился общежительный устав. С 1840 года в монастыре опять появляются русские монахи. В 1875 году после избрания русского игумена, Руссик стал русским монастырем. Обитель быстро возродилась с пожертвованиями и щедрыми дарами русской Царской семьи. В XIX веке здесь проживало более 1000 иноков, хотя русские монахи жили и в других обителях, кельях и скитах Афона.
С 1875 года служба в храме ведется на греческом и славянском языках. Напротив собора построенная в 1890 году трапезная, вмещает 800 человек.
В Руссике, помимо этого собора есть и другие храмы. К собору пристроен придел Успения Богородицы, где богослужения совершаются на греческом языке. На западной части от библиотеки расположен храм святого Митрофана Воронежского. Но здесь, как и в других храмах монастыря, богослужения по-славянски. В северной обители находятся храмы, а также храмы – параклисы, в честь Вознесения Господня, великомученика Димитрия, преподобного Сергия, преподобного Герасима, Архангела Михаила, святых Константина и Елены, святых равноапостольныхблаговерных князя Владимираи княгини Ольги , а также храм Покрова с приделом святого благоверного князя Александра Невского, украшенный иконами в золотых ризах и позолоченным иконостасом. Но, после разрушительного пожара из восьми храмов, которые находились в южной части монастыря, сохранились только два, преподобного Саввы и святителя Николая.
За пределами монастыря Панделеймона расположены еще 2 храма, а также 5 келий, преподобного Евфимия, великомученика Георгия, святителей Космы и Дамиана, Живоносного Источника и первомученика Стефана. В келье великомученика Георгия находится представительство обители при Киноте. Кроме этого монастырю также принадлежит подворье Хромица или Хромитисся, где проживают русские иноки; скит Богородицы или Ксилургу, скит Старый Руссик и Новая Фиваида.
В монастыре хранятся частицы Честного Креста, а также мощи святого Иоанна Крестителя, глава святого великомученика Пантелеймона, святых апостолов Петра, Луки, Андрея, Матфея, Фомы, Варфоломея, Варнавы, святого Прохора, святого первомученика Стефана, святителя Григория Паламы, святителя Амвросия Медиоланского, и преподобного Силуана.
Библиотека обители расположена в двухэтажном здании. Здесь содержится приблизительно 1.320 греческих и 600 славянских рукописей, а также богато украшенные миниатюрами Евангелие и 16 Слов святителя Григория Богослова. В библиотеке также хранится свыше 20.000 печатных греческих, русских и славянских книг.
На сегодняшний день монастырь Пантелеймонов занимает девятнадцатое место в Афонской иерархии. Здесь живут 50 иноков, почти все монахи из России.
Престольный праздник монастыря 27 июля (9 августа), день великомученика и целителя Пантелеймона.
Святая гора Афон. Одно только это словосочетание в сердце православного христианина вызывает трепетные и благоговейные чувства. Попасть на Святую гору, приобщиться к ее благодатным святыням – заветная мечта сотен тысяч православных людей. Ведь именно Афон является сердцем как Вселенского, так и Русского Православия. Именно отсюда тысячу лет назад на Русь было принесено православное монашество. Отсюда веками изливался на Русь поток святоотеческого книжного просвещения, подвижничества и аскетизма, преобразивший некогда варварский край в величественную Святую Русь.
Но еще более важно для православного христианина, что именно Афонскую гору избрала своим уделом Сама Божия Матерь. Поэтому Афон во всем христианском мире издревле считается Уделом Божией Матери.
Побывать в этом единственном в мире монашеском государстве, главой и игуменией которого считается Сама Богородица, поклониться многочисленным чудотворным афонским святыням, помолиться и исполнить подвиг послушания, получить рецепты духовного исцеления от афонских старцев – все это, как и тысячу лет назад, было и остается чаемым стремлением православной души.
Вот только осуществить благочестивое паломничество на Святую гору возможно не каждому. По воле Божией Матери вход на Афон разрешен только мужчинам… Но и не каждый из мужчин, при всем желании, может побывать в этом благодатном и неповторимом святом месте. Лишь милость и благословение самой Богородицы – Игумении Горы Афонской дает возможность нам приобщиться к Ее великим святыням. Поэтому, прежде чем отправляться в паломничество на Святую Гору, старцы настоятельно рекомендуют подготовиться духовно, молитвенно испросить благословения у Божией Матери.
Я лет 20 мечтал побывать на Афоне…
…Как и тысячи моих соотечественников. Однако каждый раз что-то мешало, не позволяло мне осуществить эту мечту.
Сейчас с этим вроде как намного проще – всевозможные турагентства наперебой предлагают свои услуги. Однако их качество и цена меня всегда смущали. Ведь паломничество – это не туризм, не получение «эстетического удовольствия» от знакомства с древностями. Паломничество издревле являлось особым духовным подвигом, который требует и особого внутреннего приготовления, и благоговейного поведения как при путешествии, так и при непосредственном приобщении к святыням. В противном случае «паломничество» может оказаться и во вред, доставить серьезные духовные проблемы…
Поэтому для совершения поездки на Афон из всего изобилия туристических агентств я решил выбрать услуги, предлагаемые паломнической службой Киевского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, что действует в центре Киева при Михайловском храме на территории Александровской (бывш. «Октябрьской») больницы. И не прогадал.
На Афон — с Афонского подворья в Киеве
На Подворье в первую очередь поинтересовались не моими финансовыми возможностями, а внутренними причинами и целями осуществления паломничества. При этом сразу же пояснили, что Подворье не занимается организацией туризма. Их задача – помочь паломнику правильно воспринять свое путешествие как духовный подвиг и от этого путешествия извлечь максимальную духовную выгоду. Для этого при Подворье действует «Афонское Братство», благодаря которому у его членов есть уникальная возможность поехать на послушание в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь сроком до 3-х месяцев.
Совершить паломничество можно и помимо Братства, через Паломническую службу Подворья. И что меня приятно удивило, так это то, что, оформляя через нее паломническую поездку на Святую гору, паломник не несет лишних затрат, которые обычно приходится потратить при оформлении поездки через туристические агентства и фирмы.
Как оказалось, Паломническая служба Афонского подворья в Киеве, стремясь максимально помочь благочестивым паломникам, старается часть расходов брать на себя, не только ничего не зарабатывая на паломниках, но и бесплатно помогая им оформить необходимые документы, авиабилеты и т.д.
Благодаря такому подходу паломникам удается существенно сэкономить свои средства, потратив на поездку минимально – от 385 евро.
В эту сумму входит полное обеспечение паломника: шенгенской визой, авиабилетами в обе стороны, трансфер, проживание в гостиницах, питание, оформление димантириона (пропуска на Афон). На сегодняшний день это самые минимальные расходы, которые паломник может понести, поскольку в любом туристическом агентстве такой пакет услуг обойдется от 500-600 евро и более.
Но главное, при организации поездки через Афонское подворье ты едешь, по сути, с единомышленниками, стремящимися получить духовную пользу от приобщения к святыням.
Очень удачный и комфортный авиаперелет из Киева в Салоники, встреча нас в аэропорту, трансферная перевозка в Уранополис, поселение на ночевку в гостиницу, ужин… Все это входит в минимальный пакет услуг Паломнической службы. Рано утром мы всей группой садимся на парум… и через некоторое время перед нами открываются красоты благословенного Афона.
Вот она – Святая Гора, Удел Божией Матери!
Сердце наполняется невероятно теплыми, радостными и благодатными ощущениями, как будто ты впервые за много-много лет возвращаешься к чему-то очень родному, близкому…
Любуясь с палубы парома красотами святогорской природы, мчащимися вслед стаями чаек, морскими волнами и сиянием солнца, не замечаешь, как стремительно проносится время… и вот уже паром причаливает у пристани Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
Неповторимая краса и величие «Русика» завораживают с первых же минут. Воистину это затерянный уголок былой Святой Руси вдали от Родины, на многие десятилетия отрекшейся от своих духовных первоистоков и наследия.
Я впервые ступаю во владения Божией Матери. Нет слов, чтобы передать эти первые ощущения от прикосновения к святой земле. Вслед за другими паломниками падаю на колени и целую землю, где каждый клочок пропитан святостью, тайными подвигами богообщения и благодатью. «Спасибо Тебе, Матушка Богородица! Наконец-то сподобился посетить Твой Святой Удел!», — сама собой звучит в моем сердце благодарственная молитва, а на глазах накатывают радостные слезы… И чем дальше мы идем, тем сильнее меня озаряет ощущение, что наконец-то я дома.
Уже одно это ощущение стоит того, чтобы побывать на Святом Афоне…
Быт монастыря: паломники наравне с монахами
Далее нас отвели в Архондарик – так на Святой Горе называют монастырские гостиницы. Здесь нас гостеприимно встретил архондаричный, угостил чаем и греческими сладостями, расселил по келиям и ознакомил с внутренним распорядком. Оказывается, на Афоне монахи живут не только по «старому» (юлианскому) календарю, но и по византийскому времени, на пять часов разнящемся с гражданским.
Устав в Свято-Пантелеимоновом монастыре строгий, афонский. С большинством отечественных монастырей даже не сравнить. Когда перед поездкой мне говорили, что в обители Св. Пантелиомона все молятся, я не поверил, подумав про себя: «Знаю я, как они там молятся…» Сказался мой, не всегда удачный опыт посещения отечественных монастырей. Однако здесь, на Афоне, все оказалось совсем по-иному. Здесь монахи действительно должны непрестанно молиться и молиться, а еще нести послушание и тяжело трудиться. Точно так же, как было в древних обителях. Поэтому не все из братии здесь выдерживают… Каждый год кто-то из новоприбывших иноков возвращается обратно на Родину, в более привычные и комфортные условия в отечественных монастырях.
Паломники здесь тоже должны молиться, а еще быть готовыми понести послушание в монастыре. Ведь паломничество – это не прогулка, а духовный подвиг, сопряженный с молитвой, постом и трудом, через которые только и возможно духовное обновление и совершенствование человеческого естества.
Поэтому паломники наравне с монахами должны в обители участвовать во всех богослужениях, которые здесь с небольшими перерывами совершаются круглосуточно.
Богослужение: Вечерня, исповедь
В соответствии с Уставом, по древней традиции, богослужения здесь продолжаются всю ночь. И совершаются они с особенной торжественностью, благоговением и византийским великолепием.
Побывав позже еще и в греческих святогорских монастырях, я особенно ярко прочувствовал, насколько важной, неоценимой и родной святыней для всех нас является Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь. Древнерусские монашеские обычаи здесь гармонично сочетаются с греческими, а богослужение на понятном церковно-славянском языке позволяют во всей полноте погрузиться в афонское благочестие и традиции.
Поужинав в монастырской трапезной, братия и паломники последовали в рядом расположенный храм св. Пантелеимона, где началось вечернее богослужение. Закончилась служба около 19.00 по греческому времени. Под конец, для всеобщего поклонения, духовник монастыря отец Макарий вынес чудотворную главу святого великомученика и целителя Пантелеимона, пред которой каждый из нас смог помолиться. Когда честную главу св. Пантелеимона привозили с Афона в Киев, то нужно было выстаивать многочасовые очереди, чтобы приложиться к святыне. А здесь свободно, без толкотни и многотысячных очередей можно стоять и молиться у чудотворных мощей Целителя.
Когда все приложились к святыне, началась исповедь, которую принимал духовник обители отец Макарий. Из всех впечатлений об Афоне, это, пожалуй, самое яркое. Не буду раскрывать всех подробностей, отмечу лишь, что исповедь у батюшки, его наставления и советы настолько оказались глубоки и проникновенны, что забыть их не могу до сих пор. За более чем 20 лет церковной жизни я побывал на исповеди у разных священников. Но запомнились мне лишь две – та, самая первая, еще в советские годы, и эта, у о. Макария.
После исповеди все разошлись по келлиям. Монахи продолжили исполнять свои уставные молитвенные правила, и паломники смоли немного отдохнуть, поспать.
Литургия. Рассвет
Уже в час ночи подъем. Святогрский послушник звоном колокольчика пробуждает всех к молитве. И невыспавшиеся паломники в ночном полумраке медленно начинают из архондарика вереницами стекаться к главному монастырскому храму…
Все молитвы русскими святогорцами произносятся неспешно, внятно и с особым благоговением. Поскольку в храме категорически запрещено использование электрического света, параэклесиарх не торопясь возжигает свечи, и храм постепенно наполняется светом.
Особенно впечатляющим выглядит во время Литургии медленное раскачивание и раскручивание монахами по кругу, по старинной афонской традиции, паникадила и хорса с зажженными на них восковыми свечами. Этот святогорский обычай призван символизировать ликование и торжество всех небесных светил и всей вселенной от радости Воскресения и победы над смертью!
Надо сказать, что совершаемое действо создает удивительную игру света, которая придает неимоверной торжественности богослужению, особенно в ночном полумраке. Еще раз замечу, что на Афоне в храмах категорически запрещено использование электричества, и освещение, как и тысячу лет назад, совершается при помощи зажженных лампад и свечей из чистого святогорского воска (парафиновые свечи здесь тоже запрещены).
Длинные ночные богослужения в Русском Афонском монастыре оставляют на сердце неизгладимые впечатления… Потом мне удалось побывать на службах еще и в греческих афонских обителях – Ватопедской, Дохиарской, Иверской и других, но эти, родные, на церковнославянском, почему-то запомнились особенно. Оно и не удивительно, ведь наш Свято-Пантелеимонов монастырь – это воистину форпост былой Святой Руси, сохранившийся вдали от Родины. Потому-то так дорог и близок он русскому православному сердцу, как драгоценная жемчужина среди множества ярких и разноцветных морских камней.
Характерное русское радушие
Хотелось бы еще с благодарностью отметить то характерное русское гостеприимство и радушие, с которыми нам удалось столкнуться в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Говорят, раньше с этим были сложности. Паломников принимали с аскетической сдержанностью и строгостью, им мало уделяли внимания. Не знаю, насколько это действительно было так в прошлом. Но сейчас все совсем иначе.
Во всяком случае, ни я, ни мои спутники не ощутили ни предвзятости, ни равнодушия. Наоборот, от поселения в недавно отреставрированных келлиях архондарика до трапезы и экскурсий по обители чувствовались проникновение и любовь братии. Ни с чем подобным нам не довелось больше столкнуться ни в одном из греческих монастырей, где без знания эллинского языка ты действительно никому не нужен…
Отъезд: как-будто покидаешь родной дом…
Можно было бы рассказать еще много чего интересного и необычайного. Это и многочисленные чудотворные святыни Свято-Пантелеимонова монастыря, и духоносные старцы обители, и многое-многое другое. Но обо всем не расскажешь. Да и стоит ли? Лучше самому побывать и приобщиться воочию.
Как ни грустно было расставаться с Уделом Божией Матери, но всему приходит свой конец. Завершилось и наше паломничество на Святую гору. Посетив с десяток греческих монастырей Афона, мы вновь возвратились в Свято-Пантелеимонову обитель, где оставались наши вещи. А наутро паром уже уносил нас по морю от Святой горы.
В Уранополисе нас дожидался заказанный Паломнической службой Киевского подворья автобус, на котором мы возвратились в Салоники. Здесь мы остановились в гостинице, успели посетить местные святыни и достопримечательности, а утром из аэропорта отбыли на родную украинскую землю.
И хоть телесно мы покинули Афон, но на душе до сих пор ощущение близкого его присутствия. Не покидает ощущение пребывания в самом родном, дорогом месте – дома. Ведь Афон и есть тот отеческий очаг, от благодатного тепла которого тысячу лет назад зародилась Святая Русь. И это не может оставить равнодушным ни одно православное сердце. Поэтому хотелось бы в преддверии приближения юбилея 1000-летия русского монашества на Святой горе каждому православному человеку посоветовать хоть немного прикоснуться к святости «Русского Афона», посетив духовную твердыню в Уделе Божией Матери, на Святой Афонской горе.
Сергей Андреев, «Православіє в Україні»