Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
- анафора
- эпифора
- градация
- инверсия
- сравнение
- риторический вопрос
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Содержание
Параллелизм — это…
Понятие «параллелизм» было известно древним грекам, которые использовали эту фигуру речи в риторике, где она обозначала прием повторения или сопоставления сходных элементов речи.
В переводе с греческого языка слово parallelos буквально значит «идущий рядом». Этот термин знаком многим естественным наукам. Его используют математики, физики, биологи. В литературе им обозначают один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного изображения. Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие реалий действительности и в то же время сообщает поэтической речи особенную выразительность, которая воздействует на читателя соответствующим образом. В зависимости от контекста произведения эта фигура речи имеет самое разнообразное применение, назначение и смысл.
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
В литературе наиболее распространен параллелизм тематический, в основе которого лежит принцип сопоставления двух явлений, близких по своему содержанию. Например, понаблюдаем, как мастерски его использует поэт М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тучи»:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В этом художественном произведении автор проводит образную параллель «тучки небесные — странники» и изгнанник, странник-поэт.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
М. Цветаева
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
М. Цветаева
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
К. Д. Бальмонт
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
А. Блок
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Наряду с прямым параллелизмом в своем творчестве поэты используют параллелизм отрицательный, восприняв этот прием из народной песни. Отрицательный параллелизм строится так, что первый ряд в поэтическом сравнении начинается с частицы «не».
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Братья-разбойники.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
С. Есенин
Вот тут уже давнишняя история о том, почему размер железнодорожной колеи равен ширине двух лошадиных задниц
Я очень люблю такие исторические паттерны, и стараюсь их везде наблюдать. Вот это уже мои наблюдения.
Как известно, башни московского Кремля были построены не просто так, а с четкой привязкой к дорогам, на которые они выходили. Позднее с привязкой именно к этим дорогам были построены московские вокзалы — Савеловский — Дмитровская дорога, Казанский, -на Казань — Рязань, Ярославский — ясное дело, на Ярославль, Николаевский — на Тверь, Брянский (ныне Киевский — на Брянск-Киев), Виндавский (Рижский) на Волоколамск (!), Саратовский (Павелецкий), на самом деле, ни на какой не на Саратов, а как дубль южного направления бывшего Нижегородского (Курского) вокзала, и Смоленский (Белорусский) вокзал — понятно, куда.
Интересно, что сталинские архитекторы, четко понимавшие, что Москву надо вырвать из средневековой кольцо-радиальной системы, спланировали московское метро ЧЕТКО в соответствии с железнодорожной сетью, а значит, с сетью дорог средневековья. Так что каждое утро мы двигаемся, на самом деле, в логике, заложенной экономической ситуацией 14-15 века.
А тут уже местный пример.
Вид Камышловского лога из космоса
До 18-го века в Иртыш впадала мощная река Камышловка, которая по разным причинам, как правило по экологическим, превратилась в цепочку озер.
Однако, хотя река была уже не река, в середине 18-го века была построена оборонная Иртышская (Пресногорьковская) линия, которая стала границей между русской Сибирью и степью кочующих джунгар.
В конце 19-го века параллельно этой линии крепостей, которая к тому времени уже давным давно потеряла свое оборонное значение, был построен Трансиб.
В первые годы советской власти Киргизская (будущая Казахская) ССР, была выделена по границе между Акмолинской и Тобольской губерниями, а эта граница, в свое время тоже делалась с примеркой на линию крепостей, т.е. получается, на течение несуществующей реки Камышловки
20 лет назад по этой границе прошла граница России и Казахстана. По той самой линии крепостей 250-летней давности! И по линии реликтовой Камышловки!.