Пасха 1979

См. разделы: ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ПАСХА, ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

***

Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».

О дате Пасхи Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания. Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия (μετά ισημερίαν έαρινήν), второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия (μετά την πρώτην μετ᾿ ισημερίαν πανσέληνον), и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

***

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Год Пасха Вознесение Господне День Святой Троицы
2018 8 апреля 17 мая 27 мая
2019 28 апреля 6 июня 16 июня
2020 19 апреля 28 мая 7 июня
2021 2 мая 10 июня 20 июня
2022 24 апреля 2 июня 12 июня
2023 16 апреля 25 мая 4 июня
2024 5 мая 13 июня 23 июня
2025 20 апреля 29 мая 8 июня
2026 12 апреля 21 мая 31 мая
2027 2 мая 10 июня 20 июня
2028 16 апреля 25 мая 4 июня
2029 8 апреля 17 мая 27 мая
2030 28 апреля 6 июня 16 июня

***

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии

Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского календаря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах2 и в более позднее время3. Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку»4. Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это»1. Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V).
2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37–38.
3 Последний раз такое совпадение имело место в 783 г.
4 Migne, Р. G., 1. 20, соl. 1073.

Источник: Богословские труды. М., 1971. Сб. 7. С. 211. Воспроизводится в сокращении.

***

Для точного определения дня Пасхи на каждый год разработаны особые правила, именуемые «пасхалией». Согласно принципам Александрийской пасхалии, принятой на Востоке, день Пасхи приурочен к первому воскре­сенью после той 14-й луны, которая приходится не ранее дня Весеннего равноденствия, 21 марта. В настоящее время эти астрономические принципы на Право­сла­вном Востоке не соблюдаются из-за сохранения расчетов пасхалии по юлианскому календарю, отстающего от астрономического на 13 дней (в XX–XXI вв.), а также из-за навязанной византийскими канонистами постоянной зависи­мо­сти сроков христианской Пасхи от Пасхи иудейской.
Так, в 2002 году первое воскресе­нье после астрономического равноденствия (21 марта) и полнолуния (это еврейская Пасха, 15 нисана = 28 марта, четверг) пришлось на 31 марта. Это и был законный день Пасхи у западных христиан, и он соответствовал всем нормам пасхалии, принятым I Вселенским Собором 325 года. Но по юлиан­скому календарю это воскресенье датировалось 18-м марта и не могло быть пасхальным, т. к. условное юлианское «равноденствие», отстающее от истинного на 13 суток, еще «не наступило»! Поэтому право­славные праздновали Пасху уже после второго весеннего полнолуния (так будет в 2016 и 2021 году).
Так происходит в каждом 5-м, 8-м, 11-м, 16-м и 19-м годах 19-летнего цикла. Тем самым Православная Церковь «явно нарушает те же постановления, за выполнение которых всё ещё продолжает бороться».
Ю. Рубан

Пасха 2019: календарь православный / Фото:

Пасха – это самый великий, радостный значимый праздник у христиан всего мира, дарующий свет каждому верующему. Она установлена в честь Воскресения Христова – события, которое стало центром всей библейской истории. Загляните в православный календарь 2019: Пасха там будет обозначена самым ярким красным цветом.

Каждый год дата Пасхи рассчитывается по-разному. Предлагаем вашему вниманию наглядные и удобные календари Пасхи до 2025 года, исходя из которых, можно легко узнать даты самых важных церковных праздников. Ведь многие из них непосредственно зависят от дня празднования Пасхи.

Пасха 2019 в Украине: когда отмечаем главный церковный праздник

Как высчитывается Пасха: календарь православной пасхалии

Пасхалия – это сложная система расчета, которая по специальным таблицам помогает определить даты празднования переходящих церковных праздников, в первую очередь Пасхи, по календарю для разных годов. В этих расчетах учитывается взаимосвязь множества календарно-астрономических величин.

По правилам Первого Вселенского собора от 325 года, празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. При этом, если в это же воскресение отмечается еврейская Пасха, то празднование православной Пасхи переносится еще на неделю.

Для вычисления даты празднования Пасхи и других переходящих праздников православная церковь пользуется юлианским календарем, введенным в оборот еще при Юлии Цезаре, в 45 году до н.э. То есть дата, когда отмечается Пасха по календарю, высчитывается по старому стилю.

А вот католики, наоборот, считают дату Пасхи по новому стилю и используют григорианский календарь, введенный в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Из-за этого несовпадения правил пасхалии разных конфессий дни Пасхи по календарю у них не совпадают.

Реклама

Расчет церковных переходящих праздников, зависящих от Пасхи: календарь на 2010-2020 гг.

Календарь Пасхи / Фото: Сегодня

Календарь Пасхи / Фото: Сегодня

От даты Пасхи ведут отсчет другие преходящие церковные праздники:

  • Прощеное воскресенье отмечается за 7 недель до Пасхи;
  • Вербное воскресенье празднуется за одну неделю до Пасхи;
  • Вознесение наступает на 40-й день после Воскресения Христова;
  • Троица празднуется на 50 день после Пасхи.
  • Петров пост начинается на 57-й день.

Итак, Пасха в 2019 году наступила 28 апреля. Значит, исходя из православного календаря, Вознесение в нынешнем году будем отмечать 6 июня, а Троицу – 16 июня.

Ранее мы публиковали календарь церковных праздников и постов в апреле 2019.

Полный список дат пасхи в 20 и 21 веках

ПРАВОСЛАВИЕ КАТОЛИЧЕСТВО

1900 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

1901 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 7 апреля

1902 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

1903 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

1904 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 3 апреля

1905 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 23 апреля

1906 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

1907 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

1908 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. ПАСХА 19 апреля

1909 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 11 апреля

1910 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 27 МАРТА

1911 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

1912 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт. ПАСХА 7 апреля

1913 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 23 МАРТА

1914 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

1915 : ПАСХА 22 МАРТА по ст.ст., 4 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

1916 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 23 апреля

1917 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 8 апреля

1918 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

1919 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

1920 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

1921 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 27 МАРТА

1922 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

1923 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 1 апреля

1924 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

1925 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

1926 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 4 апреля

1927 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

1928 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 8 апреля

1929 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

1930 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

1931 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

1932 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 27 МАРТА

1933 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

1934 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 1 апреля

1935 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

1936 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. ПАСХА 12 апреля

1937 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 28 МАРТА

1938 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

1939 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 9 апреля

1940 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст. ПАСХА 24 МАРТА

1941 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 13 апреля

1942 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

1943 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. ПАСХА 25 апреля

1944 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 9 апреля

1945 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст. ПАСХА 1 апреля

1946 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

1947 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

1948 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 28 МАРТА

1949 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

1950 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 9 апреля

1951 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 25 МАРТА

1952 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 13 апреля

1953 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

1954 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. пасха 18 апреля

1955 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст. ПАСХА 10 апреля

1956 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст. ПАСХА 1 апреля

1957 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

1958 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

1959 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

1960 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

1961 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 2 апреля

1962 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 22 апреля

1963 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

1964 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

1965 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. ПАСХА 18 апреля

1966 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 10 апреля

1967 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

1968 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

1969 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

1970 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

1971 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

1972 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 2 апреля

1973 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 22 апреля

1974 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

1975 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

1976 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. ПАСХА 18 апреля

1977 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 10 апреля

1978 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

1979 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

1980 : ПАСХА 24 МАРТА по ст.ст., 6 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

1981 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. пасха 19 апреля

1982 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

1983 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст. ПАСХА 3 апреля

1984 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст. ПАСХА 22 апреля

1985 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 7 апреля

1986 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

1987 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 19 апреля

1988 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 3 апреля

1989 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

1990 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

1991 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт. ПАСХА 31 МАРТА

1992 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. ПАСХА 19 апреля

1993 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

1994 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 3 апреля

1995 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

1996 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 7 апреля

1997 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

1998 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

1999 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

2000 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 23 апреля

2001 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

2002 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

2003 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

2004 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 11 апреля

2005 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 27 МАРТА

2006 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

2007 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 8 апреля

2008 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 23 МАРТА

2009 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

2010 : ПАСХА 22 МАРТА по ст.ст., 4 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

2011 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 24 апреля

2012 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 8 апреля

2013 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 27 МАРТА

2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 1 апреля

2019 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 4 апреля

2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 9 апреля

2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 28 МАРТА

2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 1 апреля

2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 13 апреля

2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст. ПАСХА 28 МАРТА

2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 9 апреля

2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 25 МАРТА

2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст. ПАСХА 13 апреля

2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. ПАСХА 25 апреля

2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст. ПАСХА 10 апреля

2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст. ПАСХА 1 апреля

2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 17 апреля

2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 9 апреля

2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 25 МАРТА

2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт. ПАСХА 5 апреля

2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. пасха 18 апреля

2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст. ПАСХА 10 апреля

2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст. ПАСХА 2 апреля

2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст. ПАСХА 21 апреля

2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 18 апреля

2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт. ПАСХА 2 апреля

2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 22 апреля

2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст. ПАСХА 18 апреля

2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 10 апреля

2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт. ПАСХА 6 апреля

2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. ПАСХА 29 МАРТА

2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 3 апреля

2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст. ПАСХА 22 апреля

2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 14 апреля

2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 19 апреля

2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт. ПАСХА 10 апреля

2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт. ПАСХА 7 апреля

2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст. пасха 19 апреля

2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст. ПАСХА 3 апреля

2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 23 апреля

2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст. ПАСХА 7 апреля

2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 19 апреля

2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст. ПАСХА 26 МАРТА

2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт. ПАСХА 31 МАРТА

2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст. ПАСХА 11 апреля

2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст. ПАСХА 3 апреля

2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст. ПАСХА 16 апреля

2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт. ПАСХА 8 апреля

2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 30 МАРТА

2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст. ПАСХА 12 апреля

2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт. ПАСХА 4 апреля

2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст. ПАСХА 24 апреля

2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст. ПАСХА 15 апреля

2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст. ПАСХА 31 МАРТА

2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст. ПАСХА 20 апреля

2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт. ПАСХА 12 апреля

Так как Qbasic не поддерживается последними версиями Windows, публикуем программу расчёта даты православной пасхи на PascalABC.

Программа «календарь»

1 CLS

‘ новый стиль 23.01.1600 по 28.02.2200

PRINT » ВВЕСТИ ДАТУ»

INPUT » ГОД:», G

INPUT » МЕСЯЦ:», M

INPUT » ЧИСЛО:», D

INPUT «Даты введены правильно? Да-1,Нет-0»; x

IF x = 0 THEN 1

IF M > 2 THEN A = 0 ELSE A = 1

G = G — A

M = M + 12 * A — 2

n = INT((G — 1600) * 365.25) + INT(30.59 * M) + D + 4

IF n <= 36559 THEN n = n + 3: GOTO 2

IF n <= 73084 AND n > 36559 THEN n = n + 2: GOTO 2

IF n <= 109609 AND n > 73084 THEN n = n + 1

IF n > 182658 THEN n = n — 1

2 T = n MOD 7

IF T = 0 THEN A$ = » ВОСКРЕСЕНЬЕ»

IF T = 1 THEN A$ = » ПОНЕДЕЛЬНИК»

IF T = 2 THEN A$ = » ВТОРНИК»

IF T = 3 THEN A$ = » СРЕДА»

IF T = 4 THEN A$ = » ЧЕТВЕРГ»

IF T = 5 THEN A$ = » ПЯТНИЦА»

IF T = 6 THEN A$ = » СУББОТА»

PRINT A$

Далее публикуем программу месячного календаря для старого стиля.

Программа применима для всей Нашей эры.

1 CLS

PRINT «КАЛЕНДАРЬ НА МЕСЯЦ»

DIM AN$(31)

INPUT » ГОД:», gn

2 INPUT » МЕСЯЦ:», MN

3 DN = 1

IF MN = 1 THEN p = 31

IF MN = 2 THEN p = 28: IF gn / 4 — INT(gn / 4) = 0 THEN p = 29

IF MN = 3 THEN p = 31

IF MN = 4 THEN p = 30

IF MN = 5 THEN p = 31

IF MN = 6 THEN p = 30

IF MN = 7 THEN p = 31

IF MN = 8 THEN p = 31

IF MN = 9 THEN p = 30

IF MN = 10 THEN p = 31

IF MN = 11 THEN p = 30

IF MN = 12 THEN p = 31

5 D = DN

G = gn

M = MN

IF D > p THEN END

20 IF M > 2 THEN A = 0 ELSE A = 1

60 G = G — A

80 M = M + 12 * A — 2

90 N = INT(G * 365.25) + INT(30.59 * M) + D + 5

110 S = N / 7

120 T = (S — INT(S)) * 7

130 IF T = 0 THEN A$ = «ВОСКРЕС.»

140 T = INT(T + .1)

150 IF T = 1 THEN A$ = «ПОНЕДЕЛ.»

160 IF T = 2 THEN A$ = «ВТОРНИК»

170 IF T = 3 THEN A$ = «СРЕДА»

180 IF T = 4 THEN A$ = «ЧЕТВЕРГ»

190 IF T = 5 THEN A$ = «ПЯТНИЦА»

191 IF T = 6 THEN A$ = «СУББОТА»

AN$(DN) = A$

PRINT DN; «:»; A$; ,

DN = DN + 1

GOTO 5

Даты православной пасхи в 19-м веке (старый стиль)

1800 : 8 апреля

1801 : 24 МАРТА

1802 : 13 апреля

1803 : 5 апреля

1804 : 24 апреля

1805 : 9 апреля

1806 : 1 апреля

1807 : 14 апреля

1808 : 5 апреля

1809 : 28 МАРТА

1810 : 17 апреля

1811 : 2 апреля

1812 : 21 апреля

1813 : 13 апреля

1814 : 29 МАРТА

1815 : 18 апреля

1816 : 9 апреля

1817 : 25 МАРТА

1818 : 14 апреля

1819 : 6 апреля

1820 : 28 МАРТА

1821 : 10 апреля

1822 : 2 апреля

1823 : 22 апреля

1824 : 6 апреля

1825 : 29 МАРТА

1826 : 18 апреля

1827 : 3 апреля

1828 : 25 МАРТА

1829 : 14 апреля

1830 : 6 апреля

1831 : 19 апреля

1832 : 10 апреля

1833 : 2 апреля

1834 : 22 апреля

1835 : 7 апреля

1836 : 29 МАРТА

1837 : 18 апреля

1838 : 3 апреля

1839 : 26 МАРТА

1840 : 14 апреля

1841 : 30 МАРТА

1842 : 19 апреля

1843 : 11 апреля

1844 : 26 МАРТА

1845 : 15 апреля

1846 : 7 апреля

1847 : 23 МАРТА

1848 : 11 апреля

1849 : 3 апреля

1850 : 23 апреля

1851 : 8 апреля

1852 : 30 МАРТА

1853 : 19 апреля

1854 : 11 апреля

1855 : 27 МАРТА

1856 : 15 апреля

1857 : 7 апреля

1858 : 23 МАРТА

1859 : 12 апреля

1860 : 3 апреля

1861 : 23 апреля

1862 : 8 апреля

1863 : 31 МАРТА

1864 : 19 апреля

1865 : 4 апреля

1866 : 27 МАРТА

1867 : 16 апреля

1868 : 31 МАРТА

1869 : 20 апреля

1870 : 12 апреля

1871 : 28 МАРТА

1872 : 16 апреля

1873 : 8 апреля

1874 : 31 МАРТА

1875 : 13 апреля

1876 : 4 апреля

Вопрос:

Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном ,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля ( Юлианского календаря).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *