Пасха как определяется дата у православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пасха в христианской религии считается торжеством торжеств и праздником праздников, от которой зависит все остальные праздники, так называемого Пасхального круга. Но, как известно этот праздник не имеет определенной даты празднования, а узнать как правильно определять день Пасхи каждый год, поможет нижеописанная статья.

Почему Пасха празднуется в разные даты

В православной религии существуют как преходящие праздники, то бишь дата празднования, которых не имеет четко установленного дня, так и непреходящие, а именно те празднования, которые совершаются в один и тот же день ежегодно.

Одним из главных переходящих праздников, от дня проведения которого зависит чуть ли не большая часть богослужебного годичного круга является Пасха. Как правило, от нее зависит дни празднования Пятидесятницы, праздника Входа Господнего в Иерусалим, Вознесение, начало поста Великого и не только. К этому дню христиане пекут куличи пасхи и красят яйца, убираются в доме.

Как определяется дата Пасхи

Для первых верующих людей было достаточно проводить празднование в первое воскресенье спустя 7 дней после иудейского Воскресения Христового. Но после того, как Иерусалим пал в руины и произошло рассеивание народа еврейского, был утерян их главный ориентир в виде созревших колосьев и перед ними возник вопрос, как выполнить расчет даты Пасхи. Ответ нашелся довольно быстро, евреи, а за ними и христиане стали использовать для определения дня празднования лунные и солнечные календари.

Стоить отметить, что определение деня Пасхи у православных — сложный процесс. Основное правило при этом формулируют так: «Воскресение Христово справляют весной в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием».

То есть, при расчете необходимо учитывать такие факторы:

  • лунный календарь (обращение ночного светила вокруг земной оси);
  • солнечный календарь (то есть обращение нашей планеты вокруг Солнца);
  • общепринятый день празднества – воскресенье.

В случае если наступление полнолуния приходится раньше 21 марта (дня весеннего равноденствия), то по пасхальным учитывается последующая фаза луны. А если же пасхальное полнолуние приходится на воскресенье, то тогда Светлое Воскресение Христово отмечается в следующее воскресенье.

Математический метод

Следует отметить, что при вычислении дня Воскресения Христова также можно использовать и математический метод, который выглядит следующим образом:

  1. Необходимо поделить число текущего года на цифру 19, а получившийся остаток обозначить буквой «А».
  2. Остаток, который получен от деления числа текущего года на 4, обозначается буквой «B», а через букву «C» обозначить остаток от деления числа текущего года на 7.
  3. Величину 19xА+15 и затем разделяем на 30. Полученный остаток назовем буквой «D».
  4. Остаточное число при делении на 7 величины 2xB+4xC+6xD+6 именуем «E».
  5. Выражение 22+D+E – определяет, когда будет совершаться празднования для первого весеннего месяца, а для апреля – D+E-9.

Например: берем 1996 г. от деления которого на число 19 получаем остаток 1 (A). При выполнении деления на 4 остаток будет равен нулю (B). Деля число года на 7 в конечном и тоге в остатке получим 1 (C). При продолжении вычислений, получаем следующие значения: D=4, а E=6. Исходя из этого следует, что 4+6-9=1, то есть день празднование Воскресения Христово приходится на первое число второго месяца весны.

Господь всегда с Вами!

На Кипре, как и в подавляющем большинстве христианских стран мира, общество готовится к празднованию Рождества. Традиционно в связи с этим возникает вопрос – почему же в России этот великий праздник отмечается на две недели позже? Что, вообще, стоит за словосочетаниями «старый» и «новый стиль»? И когда, наконец, Русская Православная Церковь будет отмечать праздник Рождества (и многие другие) вместе со всеми остальными христианами? Ответы на эти вопросы кроются в разнице календарей.

Любая календарная реформа, которая проводилась в то или иное время, имела своей целью привести к соответствию календарный и фактический год. Вот что это означает. Год – это промежуток времени, за который Земля делает полный оборот вокруг Солнца. Равен он 365,2421 суткам. То есть не просто 365 суткам, как мы привыкли думать, а 365 суткам с небольшим «хвостиком». И если мы принимаем (как древние египтяне), что год состоит просто из 365 дней, то этот самый «хвостик» постепенно накапливается, и в результате дата весеннего равноденствия (когда день равен ночи) сдвигается и переходит на лето, потом на осень и зиму.

Осознавая эту погрешность, астрономы Древнего Рима придумали так называемые «високосные годы», то есть систему, при которой один раз за четырехлетний цикл год состоит не из 365 дней, а из 366. Это позволяет компенсировать накопление, которое происходит из-за того самого «хвостика».

Этот календарь, называемый юлианским (в честь официально утвердившего его Юлия Цезаря), был принят в европейских странах довольно долгое время. Однако в XIV веке византийский ученый Никифор Григора отметил в своем докладе императору, что юлианский календарь тоже таит в себе оплошность – каждые 128 лет дата весеннего равноденствия сдвигается на один день (то есть фактический год расходится с календарным на один день). Это происходит оттого, что, согласно юлианскому календарю, год состоит из 365,25 суток вместо необходимых 365,2421. Знаменательно, что византийский император, приняв доклад к сведению, сказал, что менять ничего не будет, так как это вызовет недовольство народа.

Решимости, не хватавшей византийскому императору, хватило римскому папе Григорию XIII, который в 1582 году издал указ о переходе на новый календарь, впоследствии названный в его честь григорианским. Григорианский календарь точнее отображает соответствие фактического года и календарного, он почти повсеместно утвердился и был принят как основной.

Из европейских стран только Россия жила по юлианскому календарю вплоть до 1917 года. То есть русские путешественники, отправлявшиеся в Европу, попадали в другую дату (разница в XIX веке составляла 12 дней, а значит, пересекая границу с Пруссией или Австро-Венгрией, например, 16 октября, русский человек оказывался там 28 октября). После революции, когда Россия перешла на общепринятый григорианский календарь, это расхождение пропало.

В 1923 году в Константинополе состоялось совещание православных епископов под председательством патриарха Мелетия, которое постановило в качестве основного церковного календаря принять так называемый новоюлианский. Его суть заключалась в том, что все праздники отмечаются по «новому стилю», а Пасха рассчитывается по-старому.

Это изменение приняли почти все Православные Церкви, но не везде оно дало положительный результат. Например, именно с этим решением связан так называемый «старостильный раскол» в Греции и на Кипре. Также мало кто знает, что 2 октября 1923 года и Русская Православная Церковь вслед за остальными перешла на новоюлианский календарь. Однако вскоре по требованию церковного народа это решение было приостановлено (Русская Церковь жила по новому стилю всего 24 дня). Таким образом, сегодня только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церковь, а также афонские монастыри живут по юлианскому календарю, остальные 11 поместных церквей (среди них и Кипрская) используют новоюлианский.

Как видно из истории, календарные реформы всегда руководствовались благим принципом – привести в соответствие фактический год и календарный, чтобы со временем не получилось так, что в зимние месяцы стоит весенняя погода, а в летние – осенняя.

Суть же перехода на «новый стиль» в церковной жизни заключалась в том, чтобы праздники отмечались именно в те даты, в которые они были установлены. И празднование Рождества – яркий тому пример. Исторически оно было установлено в день зимнего солнцестояния 25 декабря (именно в связи с зимним солнцестоянием и была определена эта дата, которую невозможно точно вычислить по Евангелиям). Так оно и отмечается в тех церквах, которые перешли на новоюлианский календарь, в остальных же его отмечают, когда зимнее солнцестояние уже давно позади.

Следует также отметить, что расхождение между старым и новым стилем, которое на сегодня составляет 13 дней, будет увеличиваться, и после 2100 года составит уже 14 дней. Соответственно, и привычные даты праздников сместятся на один день (Рождество должно будет отмечаться 8 января, Крещение – 20 января, Покров – 15 октября и т. д.).

Так что, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии статьи, можно предположить, что через сто лет тема календарной реформы будет звучать гораздо более остро.

А пока что хотел бы поздравить всех, кто отмечает Рождество Христово 25 декабря, с приближающимся праздником и пожелать им встретить приходящего в мир Спасителя в своих сердцах!

Расписание
Все в храме Христа Человеколюбца, Закаки, Voukourestiou Str., если не указано иное.

Георгий ВИДЯКИН
Настоятель русскоязычного прихода Свт. Николая в Лимассоле

«В связи с тем что в этом году Пасха припадает на воскресенье, следующий за Пасхой понедельник объявлен выходным днем». Фраза эта, ставшая впоследствии анекдотом, говорят, действительно вышла несколько лет назад из-под чиновного кабминовского пера. Теперь наши чиновники стали осторожнее в формулировках, но анекдот живет как дань удивления рационального сознания факту «переходности» праздника.

Как получилось, что Пасха постоянно «припадает» то на один день, то на другой, почему празднования светлого Христового Воскресения православными и католиками то совпадают, то нет, а иногда (как, например, в этом году) совпадают еще и с еврейской Пасхой, для многих из нас остается неясным. Ведь насколько все просто, например, с Рождеством — сначала празднуем вместе с католиками, а через две недели католики празднуют вместе с нами.

Причина несовпадения Рождества и прочих праздников, не входящих в пасхальный цикл, в общем, понятна — это объясняется несовпадением календарей. Причем хоть и принято называть юлианский календарь православным, а григорианский — католическим, это не совсем так. По григорианскому стилю (введенному в 1582 г. и названному в честь Папы Григория ХIII) живет также ряд восточных поместных церквей — Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская и т.д. Старому (юлианскому) стилю сохраняют верность Русская (и мы вместе с ней), Иерусалимская, Грузинская церкви. На территории Украины, кроме православных церквей, по старому стилю живет и Греко-католическая церковь. Несмотря на то что даже внутри этих церквей муссируются идеи о переходе на новый стиль, кажущийся более логичным, чем старый (при котором, например, празднование Нового года опережает празднование Рождества и припадает на пост), приверженцы старого стиля не торопятся переходить на григорианский календарь. Идея перехода на новый стиль уже выдвигалась в РПЦ патриархом Тихоном в
20-е годы прошлого века, но натолкнулась на такое решительное неприятие внутри самой церкви, что пришлось ее оставить. В то же время по новому стилю живет Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ).

Однако наибольшие сложности связаны все-таки с праздниками пасхального цикла, т.е. с определением дня Пасхи и дней, с ней связанных, — Радоницы, Вознесения, Пятидесятницы, Духова дня, а также датировка четырех покаянных седмиц и Великого поста. «Подвижность» пасхального дня связана с отсутствием четкой датировки Смерти и Воскресения Христа. Известно только, что день этот был связан с празднованием ветхозаветной Пасхи, дата которой устанавливалась советом богословов относительно первого весеннего полнолуния. Самое интересное, что дату той ветхозаветной Пасхи мы знаем — 14-й день месяца нисана. Но поскольку у иудеев действовало несколько календарей, то этот день не был строго фиксирован, как к тому привыкли мы со своим единым календарем. Таким образом, основная трудность в определении дня Воскресения Христового связана с необходимостью вычисления самой ветхозаветной Пасхи. В год Страстей Господних, как известно, день празднования иудейской Пасхи и, соответственно, день Распятия, припал на пятницу. По расчетам исследователей наиболее вероятная дата — 7 апреля 30 г.

Идея фиксированной даты празднования Воскресения Христового в принципе не могла прижиться в первохристианских общинах. Хотя бы потому, что жили они все в тех же «многокалендарных» условиях. И ближневосточные, и малоазийские общины (т.е. общины, основу которых составляли преимущественно бывшие иудеи или люди, принявшие крещение непосредственно от иудеохристиан) продолжали праздновать новозаветную Пасху в дни ветхозаветной. Однако в Римской, Александрийской и прочих церквях, основу которых составляли бывшие язычники, укрепился обычай праздновать новозаветную Пасху через неделю после иудейской — дата рассчитывалась относительно весеннего равноденствия, а не полнолуния. Разумеется, этот вопрос стал камнем преткновения, нагнетавшим и без того не безоблачную атмосферу между иудеохристианами и бывшими язычниками. Церковные историки пишут, что «пасхальные споры» длились не менее полутора столетии и были вынесены на I Вселенский Собор. Там попытались унифицировать день празднования Пасхи путем компромисса — первое воскресенье после весеннего равноденствия, но после весеннего полнолуния. К тому же датировка Пасхи новозаветной больше не должна была привязываться к дате Пасхи иудейской. Собор разработал таблицы, дававшие возможность рассчитать дату Пасхи для любого года. Православная церковь и теперь придерживается этих предписаний. Однако «все врут календари» в том смысле, что ни один из них не является настолько точным, чтобы равноденствие и полнолуние четко совпадали с одной и той же фиксированной датой.

Следующий этап дробления даты Пасхи был связан с расколом мирового православия на западную и восточную ветви и дальнейшим переходом западной церкви на григорианский календарь, что породило «удвоение» Пасхи и в христианском мире. Все эти оговорки, условия и обстоятельства усложняют расчеты. Но именно в связи с тем, что даты рассчитываются по сходным, хоть и отличным принципам и основываются на разных календарях, мы иногда имеем возможность праздновать Пасху одновременно с католиками или иудеями. А иногда, очень редко — как случилось в этом году — православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день.

День Пасхи можно вычислить и «в домашних условиях», что потребует внимания и немалого терпения. Делается это по следующей формуле: 4+c+d апреля, а если сумма превышает число 30, то 4+c+d-30 мая. Переменные определяются следующим образом:

Таким образом, дата Пасхи 2004 года — 4+3+4, т.е. 11 апреля.

Объяснение этой невероятной на первый взгляд нумерологии составляет солидные ученые труды, посвященные соотношению солнечного календаря, по которому живем мы, и 19-летних лунных циклов, на основе которых строили свой календарь иудеи. Если сложные арифметические действия вас не привлекают, загляните в церковный календарь — это простейший способ узнать дату ближайшей Пасхи.

В церковных православных календарях приводятся даты юлианского календаря (старый стиль), в то время как католическая пасха считается по современному календарю (новый стиль), и сопоставление дат требует определенных умственных усилий (разница между двумя календарными системами в 1900-2099 годах составляет 13 дней).
Даты везде по тексту указаны в современном летоисчислении.
Источниками данных являются собственные расчеты с использованием алгоритмов Гаусса и Д.Кнута. Могу особо порекомендовать книги И.А.Климишина «Календарь и хронология», А.П.Пронштейна и В.Я.Кияшко «Хронология».
Христианская Пасха празднуется весной, но день празднования не является фиксированным, а определяется по лунно-солнечному календарю.
Расчет даты Пасхи сложен. Общее правило формулируется так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние — это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. В расчете, таким образом, участвуют следующие факторы:
* обращение Земли вокруг Солнца (солнечный календарь);
* обращение Луны вокруг Земли (лунный календарь);
* установленный день праздника — воскресенье.
Если полнолуние наступает раньше 21 марта (день весеннего равноденствия), то пасхальным считается следующее полнолуние. А если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.
Но поскольку Православная и Католическая Церкви используют разные календарные системы, то и даты Пасхи и связанных с нею праздников, как правило, бывают разными.

Дата Пасхи в Православии определяется в соответстввии с 7-ым апостольскими правилом:
Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина, правилом Первого Вселенского Собора 325 г. в городе Никее:
Признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…
и 1-ым правилом Антиохийского поместного Собора о времени празднования Пасхи.
Из этих постановлений следует, что это празднование должно совершаться не ранее иудейской пасхи и не одновременно с ней; однако они не указывают ни календарной системы, ни месяцев, ни чисел — в них нет точного технического правила для определения времени празднования Пасхи.
В 1054 году Православная и Католическая Церкви окончательно разделились. Сложившаяся к тому времени православная пасхалическая традиция получила следующее запечатление в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.):
Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания:
# первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия;
# второе — не праздновать вместе с иудеями в один день;
# третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
# и четвёртое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье).
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие этого изменился и весь календарь. В результате католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день с ней и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц, что противоречит православной традиции. За Римской церковью последовали и западные протестанты.
В ответ на это было принято Определение Константинопольского Собора 1583 года, которое гласит:
Кто следует григорианской Пасхалии безбожных астрономов да будет анафема — отлучить от Церкви и собрания верных.
В настоящее время отношение к празднованию Пасхи по григорианскому календарю не столь категорично, однако большинство поместных православных церквей продолжают рассчитывать дату празднования Пасхи по юлианскому календарю, хотя все остальные, не связанные с датой Пасхи, праздники (например, Рождество Христово) многие Церкви отмечают по григорианскому календарю. В то же время Финляндская православная церковь вычисляет и дату Пасхи по новому (григорианскому) стилю.


СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАТ ПРАВОСЛАВНОЙ И КАТОЛИЧЕСКОЙ ПАСХИ (1918-2049)

Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
Год Право-
славная
пасха
Католи-
ческая
пасха
1918 05 мая 31 мар 1962 29 апр 22 апр 2006 23 апр 16 апр
1919 20 апр 1963 14 апр 2007 08 апр
1920 11 апр 04 апр 1964 03 мая 29 мар 2008 27 апр 23 мар
1921 01 мая 27 мар 1965 25 апр 18 апр 2009 19 апр 12 апр
1922 16 апр 1966 10 апр 2010 04 апр
1923 08 апр 01 апр 1967 30 апр 26 мар 2011 24 апр
1924 27 апр 20 апр 1968 21 апр 14 апр 2012 15 апр 08 апр
1925 19 апр 12 апр 1969 13 апр 06 апр 2013 05 мая 31 мар
1926 02 мая 04 апр 1970 26 апр 29 мар 2014 20 апр
1927 24 апр 17 апр 1971 18 апр 11 апр 2015 12 апр 05 апр
1928 15 апр 08 апр 1972 09 апр 02 апр 2016 01 мая 27 мар
1929 05 мая 31 мар 1973 29 апр 22 апр 2017 16 апр
1930 20 апр 1974 14 апр 2018 08 апр 01 апр
1931 12 апр 05 апр 1975 04 мая 30 мар 2019 28 апр 21 апр
1932 01 мая 27 мар 1976 25 апр 18 апр 2020 19 апр 12 апр
1933 16 апр 1977 10 апр 2021 02 мая 04 апр
1934 08 апр 01 апр 1978 30 апр 26 мар 2022 24 апр 17 апр
1935 28 апр 21 апр 1979 22 апр 15 апр 2023 16 апр 09 апр
1936 12 апр 1980 06 апр 2024 05 мая 31 мар
1937 02 мая 28 мар 1981 26 апр 19 апр 2025 20 апр
1938 24 апр 17 апр 1982 18 апр 11 апр 2026 12 апр 05 апр
1939 09 апр 1983 08 мая 03 апр 2027 02 мая 28 мар
1940 28 апр 24 мар 1984 22 апр 2028 16 апр
1941 20 апр 13 апр 1985 14 апр 07 апр 2029 08 апр 01 апр
1942 05 апр 1986 04 мая 30 мар 2030 28 апр 21 апр
1943 25 апр 1987 19 апр 2031 13 апр
1944 16 апр 09 апр 1988 10 апр 03 апр 2032 02 мая 28 мар
1945 06 мая 01 апр 1989 30 апр 26 мар 2033 24 апр 17 апр
1946 21 апр 1990 15 апр 2034 09 апр
1947 13 апр 06 апр 1991 07 апр 31 мар 2035 29 апр 25 мар
1948 02 мая 28 мар 1992 26 апр 19 апр 2036 20 апр 13 апр
1949 24 апр 17 апр 1993 18 апр 11 апр 2037 05 апр
1950 09 апр 1994 01 мая 03 апр 2038 25 апр
1951 29 апр 25 мар 1995 23 апр 16 апр 2039 17 апр 10 апр
1952 20 апр 13 апр 1996 14 апр 07 апр 2040 06 мая 01 апр
1953 05 апр 1997 27 апр 30 мар 2041 21 апр
1954 25 апр 18 апр 1998 19 апр 12 апр 2042 13 апр 06 апр
1955 17 апр 10 апр 1999 11 апр 04 апр 2043 03 мая 29 мар
1956 06 мая 01 апр 2000 30 апр 23 апр 2044 24 апр 17 апр
1957 21 апр 2001 15 апр 2045 09 апр
1958 13 апр 06 апр 2002 05 мая 31 мар 2046 29 апр 25 мар
1959 03 мая 29 мар 2003 27 апр 20 апр 2047 21 апр 14 апр
1960 17 апр 2004 11 апр 2048 05 апр
1961 09 апр 02 апр 2005 01 мая 27 мар 2049 25 апр 18 апр

Чтобы вычислить день Пасхи, можно пользоваться пасхалиями — специальными таблицами, которые составляет церковь.
Православная Пасха рассчитывается по Александрийской пасхалии:
Полнолуние (Y) = 21 марта + + 15)/ 30],
где — остаток от деления нацело m на n.
* Если значение Полнолуние (Y) * Если значение Полнолуние (Y) ≥ 32, то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.
От сроков Пасхи зависят сроки других праздников, даты которых меняются каждый год. Это переходящие праздники:
* Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — за неделю до Пасхи;
* Вознесение Христа — сороковой день после Пасхи;
* Троица (Пятидесятница) — пятидесятый день после Пасхи;
* День Святого Духа — следующий день после Троицы.
В Православной церкви день Пасхи в ХХ—ХХI вв. выпадает на период от 7 апреля (22 марта) до 8 мая (25 апреля).
Немецкий математик Карл Фридрих Гаусс в XVIII веке предложил формулу для определения дня Пасхи по григорианскому календарю. Расчет производится по значению математических величин, обозначенных (для простоты) буквами а, б, в, г, д.
Каждая буква равняется следующему значению:
# а — остатку от деления числа года на 19;
# б — остатку от деления числа года на 4;
# в — остатку от деления числа года на 7;
# г — остатку от деления на 30 выражения 19а + 15;
# д — остатку от деления на 7 выражения 2б + 4в + 6г + б.
Найденные значения «г» и «д» используются для окончательного решения задачи:
# Пасха отмечается после дня весеннего равноденствия и, следовательно, приходится на март или апрель.
# Если выражение г + д будет меньше числа 9, Пасха этого года будет в марте по старому стилю, а её день будет равен 22 + г + д.
# Если же г + д больше 9, Пасха будет апрельской (по старому стилю), а дата ее празднования равна г + д − 9.
При расчете не следует забывать, что в 1918 году Россия перешла на новый календарный стиль, который «обогнал» старый стиль на 13 дней. Следовательно, к рассчитанному числу нужно прибавить 13.
Таким образом, получаются следующие даты православной Пасхи (по новому стилю):
Годы Дата

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *