Версия для печати 15 квітня 2017 | Тексти богослужінь
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .pdf
ПАСХА. Светлая утреня и Божественная литургия .doc
Пасхальная полунощница
Величайший праздник христианства — Пасха — начинает своё празднование уже в вечерню и Литургию Великой Субботы. Ослепительный блеск пасхальной утрени и Литургии — полдень вечного дня, утро которого начинается в указанных службах Великой Субботы.
Колокольный звон созывает верующих к службе, называемой Пасхальной полунощницей. Начинается она, как правило, в 23:30. До этого происходит чтение Деяний Апостолов, начинаемое обыкновенно около 20:00. Во время этого чтения молящиеся начинают сходиться в церковь.
Во время пения полунощницы плащаница уносится в алтарь, полагается там на престоле и остается до праздника Вознесения — в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.
СВЕТЛАЯ ЗАУТРЕНЯ
Светлый праздник начинается со звона и облагоухания всей Церкви фимиамом (для чего обычно устанавливаются два сосуда с горящим угольем в церкви и алтаре).
Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». И начинается крестный ход — как бы навстречу грядущему в Небесный Сион — Горний Иерусалим — Победителю смерти. Крестный ход ещё символизирует то, как рано утром мvроносицы шли ко гробу Христа, чтобы возлить на него смолу с ароматами и вообще устроить всё по чину погребения, принятого у древних евреев.
Крестный ход начинается при закрытых Царских вратах. В алтаре после окаждения настоятелем Престола священнослужители очень тихо поют стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити», которая даже своими словами изображает Ангелов, воспевающих на Небесах Воскресение Христово. Пасха ещё очень далека от нас.
Отверзается завеса Царских врат. Настоятель кадит Престол, и клир снова поёт стихиру, но уже громче – приблизилось время торжества.
Отверзаются Царские врата, настоятель снова кадит Престол, после чего священники, запевая стихиру Крестного Хода, выходят из алтаря. Хор подхватывает это песнопение, и предшествуемый Крестом и хоругвями, выходит их храма. За ним идут священники, за ними – все верующие.
Настоятель держит крест. Диаконы несут кадила. Один из священников несет Евангелие, другой — икону Воскресения Христова.
Сочетание глубоко знаменательное: Крестом пришла пасхальная радость всему міру, в Евангелии раскрыта её тайна и смысл, из Гроба воскресло Отчее Сияние, икона невидимого Отца, воплощённое Слово. Крестом, Евангелием и иконой (воплощением) приходит БЛАГОУХАНИЕ Духа Святого, Которым всяка душа живится. Безсмертное Ипостасное Дыхание Жизни Вечной, Утешитель, пришедший от Отца страданием и Воскресением Сына.
Крестный ход сопровождается трезвоном. Подойдя к дверям храма, останавливаются с обращенными на запад Евангелием и иконой.
Взяв у диакона кадило и окадив иконы и братию, настоятель читает Евангелие от Матфея, в котором описывается, как мироносицы пришли ко гробу, но их встретил Ангел, возвестивший им такую ожидаемую и всё равно внезапную весть: «Его нет во гробе – Он воскрес!».
После этого снова совершается каждение, и настоятель останавливается перед закрытыми церковными дверьми. Глядя на восток и держа в левой руке крест, правой творит кадильницей крестное знамение трижды. И возглашает громко не обычный возглас совершаемой вечерни Благословен Бог наш всегда, сейчас и всегда и в вечности, которым исповедуется ветхозаветное знание человека о Боге, но богословствует в благодати Нового Завета, прославляя Святую Троицу.
Воскресение Христово. Византия 1120 год. Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. Хранится на Афоне в Великой Лавре
Несколько слов о празднике Пасхи
Празднование Пасхи восходит ко временам Ветхого Завета, когда Господь выводил Свой народ из египетского рабства. Перед исходом из Египта Он повелел, чтобы в каждой еврейской семье Ему принесли в жертву ягнёнка. Этот ягненок (по-славянски агнец) должен был быть съеден, а его кровью нужно было помазать косяки дверей, чтобы «прошёл Господь мимо дверей и не попустил губителю войти в дом для поражения» первенцев (Исх. 12:23). От этого «прошёл» (по-еврейски Песах) и происходит слово «Пасха». Со временем Пасхой стали называть также чудесный переход народа через Красное море и самого пасхального агнца. Впоследствии стало понятно, что и пасхальный агнец, и переход через море оказались прообразами лиц и событий Нового Завета.
В пасхальном агнце, закалаемом за грехи людей, апостол Павел ясно видит образ Христа, жертвующего Собой для избавления человечества от греха: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); употребление в пищу этого агнца явилось прообразом таинства Евхаристии, в котором мы питаемся Плотью и Кровью Христа. В переходе же народа Божия через морские воды Павел видит прообраз таинства Крещения (1Кор. 10:1-2), через которое христиане, освобождаясь от рабства греху (как евреи — от рабства Египту), проходят через смерть вместе со Христом, этим Новым Моисеем (евреи и Моисей шли между стенами воды, а большие скопления воды в Ветхом Завете часто символизируют царство смерти), и выходят из смерти в «свободу сынов Божиих» вместе с воскресшим Христом. Из этого становится понятным, почему в древней Церкви Крещение было неразрывно связано с Евхаристией и причащением Святых Таин, а праздник Пасхи воспринимался как крещальное торжество: этот день был одним из немногих дней в году, в которые совершалось таинство Крещения – принятие в Церковь её новых членов. Основные мотивы праздника – Воскресение Христа, Крещение верных и участие в Его трапезе являются главными в пасхальном богослужении.
Кроме этого, у Пасхи есть ещё одно важное значение – эсхатологическое, то есть относящееся к «веку будущей жизни». В таинстве Крещения человек умирает и воскресает вместе со Христом для вечной жизни, но мы видим, что вся жизнь человека является как бы продолжающимся крещением: в течение жизни мы «ежедневно умираем» в борьбе с грехом, а «окончательно» воскреснем в День всеобщего воскресения, после которого смерти уже не будет. И те из нас, кто будет со Христом в Его Царстве, будут участниками «брачного пира Христа и Его Церкви» – вечно длящейся Пасхи. С другой стороны, участие в этом пире нам даровано уже здесь и сейчас – в Евхаристии и причащении Тела и Крови Христа – пасхального Агнца. И, по учению св. Иоанна Златоуста, каждая Литургия – это Пасха. Он же учит о том, что если кто в праздник Пасхи воздерживается от причащения Святых Таин, то для такого этот день – не Пасха и не праздник, ибо «какой праздник бывает без пира?»
***
Текст СЛУЖБЫ СВЯТОЙ ПАСХИ (Светлая Утреня и Божественная Литургия) составлен обществом им. М.Н.Скабаллановича и печатается по благословению Почетного председателя общества, наместника Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы.
Подготовлено специально для Ионинского монастыря, но содержит все песнопения и последования службы. Приводится на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский и объяснениями.
Приєднані документи:
Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:
Во многих храмах Москвы прихожане стараются подпевать, в некоторых храмах даже практикуется «народное пение». Участвовать в богослужении можно и молча. Но в любом случае богослужебные тексты хорошо бы понимать, удобно следить глазами за текстом ключевых богослужебных песнопений. Размещаем текст к Пасхальной службе.
Фото: Rеuters
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА УТРЕНЯ (Пасхальная утреня начинается с Крестного Хода)
Воскресение Твое, Христе Спасе, / Ангели поют на небесех, / и нас на земли сподоби / чистым сердцем / Тебе славити.
По завершению Крестного Хода:
Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Неразде́льней Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Пасхальное начало
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут,/ я́ко та́ет воск от лица́ огня́.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия,/ а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся вонь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Далее читается Пасхальный канон
На 1-й песне канона (ирмос): Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни, и от земли́ к небеси́, Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия.
На 3-й песне: Прииди́те, пи́во пие́м но́вое,/ не от ка́мене непло́дна чудоде́емое,/ но нетле́ния исто́чник/ из гро́ба одожди́вша Христа́,// в Не́мже утвержда́емся.
На 4-й песне: На Боже́ственней стра́жи/ богоглаго́ливый Авваку́м/ да ста́нет с на́ми, и пока́жет/ светоно́сна А́нгела,/ я́сно глаго́люща:/ днесь спасе́ние ми́ру,/ я́ко воскре́се Христо́с,// я́ко всеси́лен.
На 5-й песне: У́тренюем у́треннюю глубоку́,/ и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це,/ и Христа́ у́зрим/ пра́вды Со́лнце,// всем жизнь возсия́юща.
На 6-й песне: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́,/ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя,/ содержа́щия свя́занныя, Христе́,/ и тридне́вен, я́ко от ки́та Ио́на,// воскре́сл еси́ от гро́ба.
На 7-й песне: О́троки от пе́щи изба́вивый,/ быв Челове́к,/ стра́ждет я́ко сме́ртен,/ и стра́стию сме́ртное,/ в нетле́ния облачи́т благоле́пие,/ Еди́н благослове́н// отце́в Бог, и препросла́влен.
На 8-й песне: Сей нарече́нный и святы́й день,/ Еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь,/ пра́здников пра́здник/ и торжество́ есть торже́ств,// во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки.
На 9-й песне: Свети́ся, свети́ся,/ но́вый Иерусали́ме:/ сла́ва бо Госпо́дня/ на тебе́ возсия́./ Лику́й ны́не/ и весели́ся, Сио́не./ Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице,// о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Ексапостила́рий:
Пло́тию усну́в,/ я́ко мертв,/ Царю́ и Го́споди,/ тридне́вен воскре́сл еси́,/ Ада́ма воздви́г от тли,/ и упраздни́в смерть:/ Па́сха нетле́ния,// ми́ра спасе́ние.
СТИХИРЫ на хвалитех:
Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
Пое́м Твою́, Христе́, спаси́тельную страсть,// и сла́вим Твое́ Воскресе́ние.
Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
Крест претерпе́вый, и смерть упраздни́вый,/ и воскресы́й из ме́ртвых,/ умири́ на́шу жизнь, Го́споди,// я́ко Еди́н Всеси́лен.
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе.
А́да плени́вый и челове́ка воскреси́вый,/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́,/ сподо́би ны чи́стым се́рдцем,// Тебе́ пе́ти и сла́вити.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа.
Боголе́пное Твое́ снизхожде́ние сла́вяще,/ пое́м Тя, Христе́:/ роди́лся еси́ от Де́вы,/ и неразлуче́н был еси́ от Отца́:/ пострада́л еси́ я́ко челове́к,/ и во́лею претерпе́л еси́ Крест,/ воскре́сл еси́ от гро́ба я́ко от черто́га произше́д,/ да спасе́ши мир,// Го́споди, сла́ва Тебе́.
Да воскре́снет Бог,/ и расточа́тся врази́ Его́.
Па́сха/ свяще́нная нам днесь показа́ся;/ Па́сха но́ва свята́я;/ Па́сха та́инственная;/ Па́сха всечестна́я./ Па́сха Христо́с Изба́витель;/ Па́сха непоро́чная;/ Па́сха вели́кая;/ Па́сха ве́рных./ Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая.// Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.
Я́ко исчеза́ет дым,/ да исче́знут.
Прииди́те/ от виде́ния жены́ благове́стницы,/ и Сио́ну рцы́те:/ приими́/ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва:/ красу́йся, лику́й/ и ра́дуйся, Иерусали́ме,/ Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба,/ я́ко жениха́ происходя́ща.
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия,/ а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Мироно́сицы жены́,/ у́тру глубоку́,/ предста́вша гро́бу Живода́вца,/ обрето́ша А́нгела/ на ка́мени седя́ща,/ и той провеща́в им,/ си́це глаго́лаше:/ что и́щете Жива́го с ме́ртвыми;/ что пла́чете Нетле́ннаго во тли?// Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.
Сей день, его́же сотвори Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся в онь.
Па́сха кра́сная,/ Па́сха, Госпо́дня Па́сха!/ Па́сха всечестна́я/ нам возсия́. Па́сха,/ ра́достию друг дру́га обы́мем./ О Па́сха!/ Избавле́ние ско́рби,/ и́бо из гро́ба днесь,/ я́ко от черто́га/ возсия́в Христо́с,/ жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля:/ пропове́дите апо́столом.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Воскресе́ния день,/ и просвети́мся торжество́м,/ и друг дру́га обы́мем./ Рцем бра́тие,/ и ненави́дящим нас,/ прости́м вся Воскресе́нием,/ и та́ко возопии́м:/ Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пасхальные ЧАСЫ (Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа) Воскресе́ние Христо́во ви́девше,/ поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су,/ еди́ному безгре́шному, / Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, / и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим:/ Ты бо еси́ Бог наш, / ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем,/ и́мя Твое́ имену́ем. / Прииди́те вси ве́рнии, / поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: / се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру./ Всегда́ благословя́ще Го́спода, / пое́м Воскресе́ние Его́: / распя́тие бо претерпе́в, // сме́ртию смерть разруши́. (трижды)
Ипакои́, глас 4: Предвари́вшия у́тро, я́же о Мари́и,/ и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба,/ слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго/ с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка?/ Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите,/ я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть,// я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.
Конда́к, глас 8: А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу/ и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся!/ И Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Тропари́, глас 8: Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог,/ в раи́ же с разбо́йником, и на Престо́ле был еси́ Христе́, со Отце́м и Ду́хом,// вся исполня́яй, неопи́санный.
Сла́ва: Яко Живоно́сец, я́ко рая́ красне́йший,/ вои́стину и черто́га вся́каго ца́рскаго показа́ся светле́йший, Христе́, гроб Твой,// исто́чник на́шего воскресе́ния.
И ны́не: Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся,/ Тобо́ю бо даде́ся ра́дость, Богоро́дице, зову́щим:// благослове́нна Ты в жена́х еси́, Всенепоро́чная Влады́чице.
Божественная Литургия Пасхальное начало:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут,/ я́ко та́ет воск от лица́ огня́.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия,/ а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся вонь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в
И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
1-й антифон, глас 2 (Псалом 65):
Воскли́кните/ Го́сподеви вся земля́.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Воскли́кните Го́сподеви вся земля́,/ по́йте же и́мени Его́, дади́те сла́ву хвале́ Его́.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, / во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Вся земля да поклонится Тебе, / и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
2-й антифон, глас 2 (Псалом 66):
Боже ущедри ны / и благослови ны.
Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, / поющия Ти: Аллилуиа.
Бо́же, уще́дри ны, и благослови́ ны,/ просвети лице Твое́ на ны, и поми́луй ны.
Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, / поющия Ти: Аллилуиа.
Да позна́ем на земли́ путь Твой,/ во всех язы́цех спасе́ние Твое́.
Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, / поющия Ти: Аллилуиа.
Да испове́дятся Тебе́ лю́дие Бо́же,/ да испове́дятся Тебе́ лю́дие вси.
Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, / поющия Ти: Аллилуиа.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотиться от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.
3-й антифон, глас 5 (Псалом 67):
Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́,/ и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Яко исчезает дым, да исчезнут, / яко тает воск от лица огня.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, / а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Во время входа с Евангелием:
В це́рквах благослови́те Бо́га, Го́спода от исто́чник Изра́илевых.
Тропарь праздника, глас 4:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Ипакой, глас 4: Предвари́вшия у́тро, я́же о Мари́и,/ и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба,/ слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго/ с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка?/ Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите,/ я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть,// я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.
СЛАВА, И НЫНЕ:
Кондак праздника, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу/ и воскре́сл еси́, я́ко Победи́тель, Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся!/ И Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Вме́сто Трисвято́го:
Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся. Аллилу́ия. (трижды)
Прокимен, глас 8: Сей день его́же сотвори́ Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся в онь
Стих: Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его.
АПОСТОЛЬСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
Деяния святых Апостолов (гл.1:1-8):
Первую книгу, Феофил, составил я о всём, что с самого начала делал и чему учил Иисус, до того дня, когда Он был вознесён, дав Духом Святым повеления Апостолам, которых Он избрал, которым Он и показал Себя живым, по страдании Своём, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием. И за трапезою Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Отцом, «о чём вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою, вы же будете крещены Духом Святым, по истечении немногих этих дней».
Итак, собравшись вместе, они спрашивали Его: «Господи, не в это ли время восстанавливаешь Ты Царство Израилю?» И Он сказал им: «Не вам знать времена и сроки, которые Отец установил Своею властью. Но вы примете силу, когда найдет Святой Дух на вас, и вы будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до предела земли».
Аллилуия (трижды)
Ты воскрес ущедриши Сиона. Господь с Небесе на землю призре.
Евангелие от Иоанна (гл.1: 1-17)
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Вме́сто «Достойно есть»:
А́нгел вопия́ше Благода́тней:/ Чи́стая Де́во, ра́дуйся!/ И па́ки реку́: ра́дуйся!/ Твой Сын воскре́се/ тридне́вен от гро́ба,/ и ме́ртвыя воздви́гнувый:// лю́дие, весели́теся.
Свети́ся, свети́ся,/ но́вый Иерусали́ме:/ сла́ва бо Госпо́дня/ на тебе́ возсия́./ Лику́й ны́не/ и весели́ся, Сио́не./ Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице,// о воста́нии Рождества́ Твоего́.
ХРИСТОС ВОСКРЕ́СЕ!
Версия для печати
Тэги: Богослужение Пасха
В ночь на 20 июня на подворье Свято-Вознесенского Дубовского женского монастыря при храме пророка Иоанна Предтечи митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию. Ему сослужили игумен Гавриил (Куликов) и иерей Валерий Гусаков. В храме молилась игумения Анна (Ерофеева) с сестрами.
Ночная молитва – древнее монашеское правило, которое близко и рядовому мирянину. Совершение ночной службы приносит пользу и служащим, и молящимся.
Литургия является службой, которая не имеет смысловой связи с определенным временем суток и с определенным временем вообще, поскольку она являет Таинством будущего века. Но, будучи установленной Господом Иисусом Христом в вечернее время, в традиции раннего христианства Евхаристическая служба совершалась вечером. В книге Деяний апостольских приводится случай совершения «преломления хлеба» (термин, которым в древности называлась Литургия) ночью. Сегодня ночная служба — это в большой степени дань традиции и возможность помолиться в условиях, когда дневной шум не отвлекает от молитвы.