Патриарх кто такой

Патриарх Кирилл опроверг заявления о «миллиардах» и назвал «бредом» слова о его «богатстве». По его мнению, нападки на РПЦ обусловлены «правильными вещами, которые говорит церковь», но которые не нравятся многим. Глава РПЦ добавил, что очернение священства направлено на то, чтобы скомпрометировать духовенство и лишить его доверия.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отверг обвинения в личном богатстве. Как сообщает РИА «Новости», после богослужения в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке, глава Русской православной церкви выступил с заявлением.

«Когда вы читаете самые ужасные вещи о патриархе, архиерее, священниках, помните, что там даже капли правды не бывает. Все это направлено на то, чтобы тех, кто правду божию провозглашает, скомпрометировать так, чтобы народ перестал слушать и доверять», – подчеркнул патриарх.

Кроме того, Кирилл припомнил случай, когда один из архиереев попросил у него денег – когда Кирилл был митрополитом.

«У вас же шесть миллиардов долларов». Я посмотрел на этого владыку и сказал: «Ты не шутишь?» «Да нет», – рассказал глава РПЦ. По его словам, архиерей поверил в данном случае в «бред».

Правда, добавил патриарх – великая сила. Он также подчеркнул, что церковь будет продолжать отстаивать свои позиции по спорным вопросам.

«Всем сегодня хочется запустить эти страшные эксперименты с продажей младенцев от суррогатного материнства, а церковь говорит: «Нет, это грех». То же самое мы говорим про аборты», – заявил Кирилл.

Он также отметил, что РПЦ не считает нормальными разводы, нарушение супружеской верности – что бы ни пыталась навязать современная культура. Церковь будет стоять на своем, несмотря на обвинения в «неграмотности» и «старомодности», резюмировал патриарх. Пророков гонят сейчас, как это было и в древности, добавил он. «Ныне достается каждому, кто со смирением, без гордыни и обличения призван свидетельствовать правду божию, даже когда она не очень приятна слышащим», – заявил он.

Неделей ранее патриарх Кирилл призвал настоятельницу московского Покровского монастыря игуменью Феофанию отказаться от престижной иномарки – «Мерседеса» S-класса.

«Пожертвования на монастырь необходимо использовать на социальные и благотворительные цели», – отметил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя эти известия.

При этом патриарх заявил, что священники и монахи всех санов не благословляются на использование роскошных автомобилей. Кроме того, он напомнил, что необходимые для работы машины они должны оформлять на обители.

Ранее внимание общественности привлекли слова патриарха Кирилла о статусе Святой Софии – турецкие власти решили сделать в здании древнего византийского храма мечеть. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал сохранить нейтральный статус Святой Софии, важного символа для миллионов христиан во всем мире. «Сохранение нынешнего, нейтрального статуса послужит дальнейшему развитию отношений между народами России и Турции, укреплению межрелигиозного мира и согласия», — подчеркивал он.

Предстоятель РПЦ напомнил, что послы князя Владимира были «пленены небесной красотой» Святой Софии в Царьграде. «Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь», — добавил патриарх.

Кроме того, патриарх Кирилл подчеркнул высокий уровень влияния византийского собора на русское православие. » давал силу и вдохновение нашим зодчим в Киеве, Новгороде, Полоцке — во всех главных центрах духовного становления Древней Руси», — подытожил патриарх.

Изменение статуса собора может «отозваться глубокой болью» в русском народе, добавил он.

Святая София была построена в начале VI века по повелению императора Юстиниана. После падения Византийской империи в 1453 году собор превратили в мечеть. Однако в 1930-х годах по декрету турецкого правительства во главе с Кемалем Ататюрком айя-София стала музеем. Были счищены слои штукатурки, скрывавшие от прихожан мечети мозаики и фрески с изображениями христианских святых. В 1985 году собор включили в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«Патриаршество в Русской Православной Церкви»

17 ноября 2007

Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым епископом» и это отображено в 34 каноне Апостольских правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом», а в постановлениях VI Вселенского собора мы уже видим каноническую фиксацию Патриаршего сана.

В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха — святителя Иова — было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственным независимым православным государством и осознавалась православными народами как защитница Вселенского Православия.

Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель.

Вся русская история XVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество.

Показательно, что само упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельной и независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за все деяния.

Государство, возросшее от скромных пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российской Империи, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его «благостоянии» и нравственном здоровье, начиная с конца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе ту самую нравственную силу — Церковь, которая предоставляла государству высшую, сакральную легитимность и стояла у его колыбели.

Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияние западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд на Церковь как на общественный институт, велением Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством, упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. За два столетия синодального правления мы можем найти лишь один-два примера проведения локальных совещаний нескольких епископов. История ясно свидетельствует о неразрывной связи между Патриаршеством и соборным управлением в Русской Церкви.

Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменовалась в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием (впервые в русской истории) системы духовного образования, плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во многих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах, на Валааме, в Сарове и Оптиной пустыни.

Попытки восстановления Патриаршего служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И, как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили разрешить этот вопрос положительно.

Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва — в 1917 году — восстановил Патриаршество в России. Как известно, у восстановления Патриаршества были горячие сторонники и убежденные противники. Однако с самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что восстановление Патриаршества — это не простое изменение системы церковного управления, но событие, которое коренным образом изменит строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагические переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно, повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти слова одного из участников Собора передают настроение большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя и выразителя органического единства Церкви», в котором «Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии — архиепископ Верейский и священномученик, — выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля сердцем русского Православия. А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства».

Промыслительным образом, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха.

Окончательное решение было принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх — им стал святитель Тихон.

Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя.

Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано «плач, и стон, и горе». Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни».

В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917-1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом, признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян. Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилось на этот шаг.

Патриарх Тихон понимал, что Церковь на многие годы оказалась в плену у богоборческого режима. Его «Завещание» предусматривало установление института Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения Соборов.

Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана — Святейшего Патриарха — как символа церковного единства. После кончины Патриарха Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора, призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а затем — Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам «осажденной крепости».

Верим, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности политических реалий XX века имел, в отличие от альтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того, чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.

С Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная в нашей исторической традиции патриотическая позиция, представленная в посланиях и официальных заявлениях Патриархов Сергия и Алексия I, — нашла отклик в сердцах архипастырей, клириков и мирян и получила глубокую поддержку в сердцах миллионов наших соотечественников, как в стране, так и за ее пределами.

Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX века, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники назвали «Вторым Крещением Руси».

В завершение следует сказать, что все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века — святителя Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.

Верю, что молитвами новомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойных предшественников Господь и впредь не оставит Русской Земли Своей неоскудевающей милостью и даст Нам благодать и духовную силу право править слово Христовой истины и вести церковный корабль неизменным курсом — в соответствии с заповедями Евангелия и нормами церковных канонов.

Источник: Седмица.Ру

Кто такой Патриарх

Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

  • Вселенский Константинопольский Патриархат,
  • Александрийский,
  • Антиохийский,
  • Иерусалимский,
  • Московский,
  • Сербский,
  • Румынский,
  • Болгарский,
  • Грузинский.

Епископ-Апостол

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Устав Русской Православной Церкви

Предназначение

Патриа́рх (др.-греч. Πατριάρχης; от πατήρ — отец; ἀρχή — господство, начало, власть) — глава и основоположник чего-либо, старейшина рода, начальник отечества. Слово πατριὰ многозначно, оно означает либо «род», либо территорию, занимаемую родом, либо страну-место происхождения — понятие, близкое к современному «Отечеству».

Ветхозаветные патриархи

В Священном Писании термин «Патриарх» используется применительно к родоначальникам человечества до потопа. В Ветхом Завете повествуется о десяти допотопных патриархах — это Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5:1–32). После потопа и до дарования Моисею Закона патриархами были Авраам, Исаак и Иаков. Сыновья Иакова также называются двенадцатью Патриархами. Во всех данных случаях значение слова патриарх имеет не религиозный, а родовой характер, то есть означает прародителей. В этот период истории, патриархи имели как религиозный так и родовой характер свой деятельности, осуществляя преемственную связь с прародителями.

Святой Иосиф, библейский патриарх (XVII в. до н.э.)

Показательно, что в Новом Завете (Деян. 2, 29), в речи св. апостола Петра патриархом был назван царь Давид. Подобный термин применительно к царю Давиду допускает два толкования. Первое (и основное) — царь Давид — предок Мессии по плоти. Второе: царь Давид — основатель государства.

В Православии Патриарх — титул епископа-предстоятеля Автокефальной Православной Церкви в ряде древних Поместных Церквей.

Свт. Софроний Патриарх Иерусалимский. VII в.

В православной, многовековой традиции, сан и звание Патриарха не имеет значения иной, кроме высшей степени cвященства, нежели вообще епископская. Патриарх — это главнейший епископ, старший из епископов, первый среди равных или Первоиерарх в Автокефальной Поместной Церкви.

Основным документом о Патриаршестве в Русской Православной Церкви является «Положение о Патриархе в Уставе Русской Православной Церкви». Согласно этому документу, Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя рек), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

Сегодня Первоиерархом в Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Кирилл.

В словаре Даля

м. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. | Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только остались в греческой церкви. Патриархов жезл. Патриарший приказ, бывшая у нас верховная расправа. Патриарший клей, высший разбор рыбьего клею. Патриаршеская власть. Патриархия цареградская, антюхпиская. Возвести кого на патриаршество. Патриархальные обычаи, простые, кроткие, семейно-домашние. Патриаршествовать, быть в сем сане.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: патриа́рх

  1. м.
    1. Старший член родового общества; родоначальник.
      1. Старейший, самый уважаемый где-л. человек.
      2. перен. Основоположник, глава в какой-л. области деятельности.
      1. Высшее духовное лицо, глава православной церкви.

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

ПАТРИА́РХ, патриарха, ·муж. (·греч. patriarches — Родоначальник).
1. Родоначальник, старший член родового общества (см. патриархат» title=’что такое патриархат, значение слова патриархат в словаре Ушакова’>патриархат в 1 ·знач.; ·этнол. ).
2. Каждый из 12 сыновей библейского Иакова, родоначальников «колен» еврейского народа (церк.). «Заветы двенадцати патриархов» (название древнерусского апокрифа). «Патриархом библейских времен он глядел, завернувшись в рогожу.» Некрасов. «Еще как патриарх не древен я.» Баратынский.
3. В православной церкви — титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью.

В словаре Синонимов

духовенство; праотец, основоположник, его святейшество, зачинатель, сан, родоначальник, долгожитель, католикос, предок, старейшина, глава

В словаре Энциклопедии

(греч. patriarches — родоначальник), 1) глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле — долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т. п.). 2) Ветхозаветные родоначальники еврейского народа, жившие до Моисея.—в церковной иерархии высшее звание, присваивавшееся у евреев главе синедриона. В христианской церкви принадлежало сначала всем епископам, затем римскому, константинопольскому, александрийскому, антиохийскому, иерусалимскому. В современном православии высший духовный сан, обычно глава самостоятельной (автокефальной) церкви. Избирается церковным собором. В Русской православной церкви в 1589-1703, восстановлен 5(18) ноября 1917.

В словаре Синонимов 3

См. духовенство…

В словаре Синонимы 4

глава, долгожитель, зачинатель, католикос, основоположник, праотец, предок, родоначальник, сан, старейшина

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

патриа́рх,
патриа́рхи,
патриа́рха,
патриа́рхов,
патриа́рху,
патриа́рхам,
патриа́рха,
патриа́рхов,
патриа́рхом,
патриа́рхами,
патриа́рхе,
патриа́рхах

В словаре Словарь иностранных слов

а, м., одуш.

1. Глава рода в родовом обществе.

2. Высшее духовное лицо, глава православной церкви. П. всея Руси. Патриарший — относящийся к патриарху, патриархам.||Ср. ПАПА.

3. перен. Старейший, всеми уважаемый человек; старейший представитель какой-нибудь области дея-тельности. П. отечественной медицины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *