Патриаршие приказы

30.09.2003 // В.Г. Данченко

Для большинства приказов XVII в. — времени расцвета приказной системы в целом, — несмотря на их многочисленность, была характерна полифункциональность, управление одновременно несколькими сферами хозяйственной, социальной и политической жизни страны. В этой связи не составляли исключение и так называемые дворцовые приказы, в основные компетенции которых входило руководство отдельными отраслями великокняжеского и царского хозяйства. К числу дворцовых приказов относился и один из старейших — Казенный приказ.

Первые упоминания о нем восходят к концу XV-началу XVI в. Первое его название «Казенный двор» датируется 1493 г., хотя реально он существовал еще ранее. Наименование «Казенный приказ» начинает использоваться с 1512 г.(1) Он образовался из великокняжеской казны и до учреждения приказа Большой казны занимался покупкой и продажей иноземных товаров, а также хранил сбережения и припасы других приказов(2).

Глава приказа, казначей, помимо всего прочего, занимался посольскими, поместными, холопьими делами, привлекая к ним дьяков и подьячих, что также придавало функциям данного учреждения общегосударственный характер. Казначей хранил и «большую государственную печать», которой удостоверяли документы наибольшей важности. Что же касается собственно дворцовых компетенции Казенного приказа, то они сводились к хранению царской вещевой казны: мехов, драгоценностей, дорогих тканей, а также церковной утвари и много другого(3). Казенный приказ осуществлял также «жалованье разным людям» мехами, оружием, сукном и выдачу кормовых денег.

Однако функциями казначейства деятельность Казенного приказа не ограничивалась: после Смутного времени, т.е. в период настоящего расцвета знаменного дела, его начинают регулярно привлекать к «построению» знамен разных категорий.

Об этом предмете «ведения» Казенного приказа лишь упоминали Н.Г. Николаев и Л. Яковлев, отводя основную роль в данной сфере Оружейной палате. Между тем документация, и довольно многочисленная, свидетельствует об активном участии в этих мероприятиях Казенного приказа, нередко называемого Казенным двором.

Значение данного учреждения в «делании» знамен определялось наличием в нем необходимых для этого тканей, сусального золота и серебра, финансов, а также, что важно, штата портных, скорняков, кузнецов и мастеров других специальностей. Обладая таким потенциалом, Казенный приказ становился обязательной инстанцией, куда поступала одна из государевых памятей, которые, наряду с именным государевым указом, являлись руководством к собственно знаменным работам. В этих бумагах содержалось не только принципиальное решение о постройке знамен, но и довольно подробная роспись тех «припасов», которые для этого «потребны» — денежных сумм, красок, кистей и пр. В данной связи стоит отметить, что, хотя подобная роспись направлялась и в приказ Большой казны, практической реализацией имевшихся в ней заданий, т.е. вопросами материального обеспечения знаменных работ, в основном занимался именно Казенный приказ.

Уже в XVI и начале XVII в. в Казенном приказе кроились и вышивались сотенные знамена Государева полка. В периоды подготовки к военным действиям, которыми изобиловало царствование первых Романовых, деятельность структур, занятых в знаменном строении, заметно активизировалась. В таких случаях Казенный приказ выступал наравне с Оружейной палатой в качестве основного производителя. Если во многих документах говорится о проведении в Казенном приказе только подготовительных работ и последующей передаче не до конца оформленных полотнищ в Оружейную палату, то в канун выступления царской рати в очередной поход в Казенном приказе «строились» знамена целиком, включая и оформление полотнищ. Эта тенденция со временем приобрела устойчивый характер, и к концу XVII в. в Казенном приказе «строилась» едва ли не половина всех находящихся в производстве или ремонте знамен, причем разных категорий.

Последнее замечание важно в том смысле, что согласно традиционной и распространенной в литературе точке зрения в «Казне» (т.е. силами приказов) изготовлялись только знамена Государева полка — полковые, воеводские и сотенные, в то время как знамена остальных полков «строились» непосредственно в самих полках. Между тем реалии были таковы, что полковые возможности, прежде всего материальные, были весьма ограничены, вследствие чего в полках изготовлялась только определенная часть знамен, а остальные «строились» в приказах, в том числе и Казенном. Нередко встречаются сведения о том, что в Казенном приказе «делались» ротные и сотенные знамена для солдатских, рейтарских и стрелецких полков.

Важной сферой в знаменном строении было изготовление металлического и деревянного прибора: наверший, деревянных яблок и древков, а также суконных и кожаных мешочков и чехлов. Казенный приказ и здесь не ограничивал свое участие только материальным обеспечением процесса, более того, в производстве участвовали мастера, как находившиеся в штате приказа, так и приглашенные со стороны, в том числе и из других городов. Функции контроля за расходованием средств и материала, а также своевременностью выполнения заказов возлагались на приказных подьячих и целовальников. Они же осуществляли контакты с «торговыми людьми», включая и иностранных, которые поставляли краски, ткани, кисти и пр., а также с художникам и иконописцами, оформлявшими полотнища, и мастерами других специальностей, коих на тот момент не хватало в штате приказа.

Таким образом, приказное делопроизводство (РГАДА, ф.396, Оружейная палата), а также некоторые опубликованные материалы позволяют достаточно полно представить участие Казенного приказа в изготовлении и оформлении знамен вооруженных сил первых Романовых.

Ссылки и примечания:

ПАТРИА́РШИЙ РАЗРЯ́ДНЫЙ ПРИКА́З (Пат­ри­ар­ший раз­ряд, Пат­ри­ар­ший суд­ный при­каз), один из централь­ных ор­га­нов цер­ков­но­го управ­ле­ния в Рос­сии в 17 в., ве­дав­ший жиз­нью слу­жи­лых лю­дей пат­ри­ар­ха. Упо­ми­на­ет­ся в до­кумен­тах с 1610-х гг., од­на­ко, ве­ро­ят­но, су­ще­ст­во­вал и ра­нее. Воз­глав­лял­ся свет­ски­ми ли­ца­ми, на­зна­чае­мы­ми ца­рём, – цар­ски­ми боя­ри­ном или околь­ничим (но­ми­наль­но счи­та­лись пер­вы­ми ли­ца­ми в при­ка­зе), а так­же пат­ри­ар­шим боя­рином, вед­шим осн. де­ла. Осу­ще­ст­влял при­ём на во­ен. и гражд. служ­бу к пат­ри­ар­ху, вы­де­лял по­ме­стья на зем­лях, при­над­ле­жав­ших пат­ри­ар­шей ка­фед­ре. Рас­сле­до­вал де­ла о чу­де­сах, ере­сях и рас­коль­ни­ках, изы­мал цер­ков­ные и бо­го­слу­жеб­ные кни­ги, в тек­стах ко­то­рых об­на­ру­жи­ва­лись ошиб­ки. Оформ­лял ру­ко­по­ло­же­ние чёр­но­го и бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва. Рас­сы­лал по епар­хи­ям цар­ские и пат­риар­шие ука­зы по ду­хов­но­му ве­дом­ст­ву. Вы­да­вал бла­го­сло­вен­ные гра­мо­ты на строи­тель­ст­во и ос­вя­щение церк­вей в Пат­ри­ар­шей об­лас­ти (епар­хии) (до 1695). Яв­лял­ся выс­шим су­деб­ным ор­ганом для все­го на­се­ле­ния Пат­ри­ар­шей обл. Су­дил всех свет­ских лиц по де­лам, под­ве­дом­ст­вен­ным Церк­ви по цер­ков­но­му пра­ву, а так­же во 2-й пол. 17 в. (кро­ме 1667–75, ко­гда эти функ­ции осу­ще­ст­в­лял Пат­ри­ар­ший ду­хов­ный при­каз) – чёр­ное и бе­лое ду­хо­вен­ст­во по всем де­лам. В 1675 П. р. п. объ­е­ди­нён с Пат­ри­ар­шим ду­хов­ным при­ка­зом, уч­ре­ж­де­ны 2 при­сут­ст­вия – для раз­бо­ра ис­ков от­дель­но свет­ских и ду­хов­ных лиц (де­ла ду­хо­вен­ст­ва ре­шал ста­рец, на­зна­чае­мый пат­ри­ар­хом из ар­хи­ман­д­ри­тов, ие­ро­мо­на­хов или мо­на­хов). Уп­разд­нён ука­зом ца­ря Пет­ра I от 16(27).12.1700. Его функ­ции бы­ли пе­ре­да­ны вновь соз­дан­но­му в 1701 Мо­на­стыр­ско­му при­ка­зу, а так­же По­ме­ст­но­му при­ка­зу и др. уч­ре­ж­де­ни­ям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *