Патриотизм истоки

Москва, 8 мая /Синьхуа/ — «Из-за войны смолкло пение птиц, прекратили расти деревья, животные потеряли свой дом, темные тучи заволокли небо». Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне дети одного из детских садов Москвы приобщаются к истории войны посредством тематического спектакля, который позволяет вселить дух патриотизма в детское сознание.

При входе в учебный корпус детского сада сразу же бросается в глаза множество рисунков, которыми увешаны стены. Это работы, которые преподаватели и ребята сделали в преддверии 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Многие рисунки подписаны: «Слава Красной армии!», «Слава победителям в войне против фашистов! «, «Пусть в мире всегда будет счастье и радость» и так далее.

В актовом зале под звуки музыки мальчики в зеленых мундирах, опоясанные кожаными поясами, в военных фуражках играют роли «маленьких солдат». Все девочки одеты в аккуратные белые сорочки и черные юбочки. Представление разделено на 4 части: «Накануне Второй мировой войны», «Война разразилась», «Стремясь к победе» и «Возлагая цветы в память безымянных героев, которые пали жертвой войны».

В самом начале спектакля дети весело играют, на их лицах светится счастье. Однако звуки бомбежки прерывают мирную жизнь , начинается война. Мальчики сразу же идут на фронт, а девочки запевают «Катюшу», подбадривая защитников Отечества.

В зале негде яблоку упасть, оба ряда зрительских мест и даже дверные и оконные проемы полны людей. Мамы, папы, бабушки и дедушки пришли посмотреть на своих детишек. Песня трогает за живое каждого, и весь зал подхватывает до боли знакомую мелодию. Пение отзывается в сердце каждого.

По сюжету дети выразительно читают письма, которые они написали своим предкам. «Пусть война скорее закончится, ждем вас как можно раньше домой», «Мы дарим нашим прародителям-победителям подарки, которые мы сделали собственными руками», «Когда я вырасту, то стану таким же храбрым солдатом, как и мои предки»… Чистые детские голоса трогают за душу всех зрителей.

Как только разносится весть о Победе, все дети с радостным криком «Ура!» бросаются в пляс.

В заключительной сцене спектакля дети стоят с букетами гвоздик в руках, их лица приобретают строгость и торжественность. Они поочередно подносят к установленной на сцене могиле Неизвестного солдата свежие цветы и поют: «Пусть не будет войны…»

По словам Ольги, преподавателя музыки, которая поставила этот спектакль, выступление позволяет в яркой, но смягченной форме воссоздать историю, каждый ребенок может принять в нем участие, понять то, как ужасна война, научиться ценить прекрасную жизнь, которая была достигнута ценой значительных усилий, и еще больше полюбить свою Родину.

Одна из мам детей сказала, что ей очень понравился спектакль, который устроил детский сад. Нужно давать детям с раннего возраста понять, что нельзя забывать героев, которые встали на защиту своей Родины и пожертвовали жизнями, следует из поколения в поколение передавать любовь к своей Родине.

Как заметила директор детского сада Екатерина, любовь к Родине — это святое дело, и приобщить детей к патриотизму — одна из задач школы и образования в целом. Поэтому помимо тематических выступлений по случаю годовщины Победы, школы также приглашают ветеранов поговорить с детьми, откушать вместе с ними, спеть патриотические песни, почитать стихи о Родине и возложить цветы к Могиле Неизвестного солдата. —0—

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes — соотечественник, patris — Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

— утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому
— прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

— создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

— воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

— привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

— формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:
— беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

— непререкаемый авторитет военной Присяги, исполнение ее в любых условиях;

— стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

— высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

— преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

— уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

— личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» — эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.
В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.
В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи — на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых — «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства — это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть — численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух — явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры — все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота — определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.
Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором — это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом — это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

Методические рекомендации

1. Во вступительном слове, отмечая актуальность темы, следует остановиться на значении патриотизма для россиян как базовой составляющей в системе их традиционных духовных ценностей, отметить роль патриотической идеи в достижении военных побед.

2. При рассмотрении первого вопроса целесообразно подробнее остановиться на необходимости и особенностях патриотического воспитания в современных условиях, раскрыть факторы, способствующие и мешающие этому, как в стране, так и в армии, в части.

3. В ходе рассмотрения второго вопроса необходимо назвать конкретные действия Правительства РФ по укреплению обороноспособности страны, а также показать вклад членов воинского коллектива в повышение боеготовности части (подразделения).

Занятие пройдет намного интереснее, если изложение материала сопроводить рассказом о проявлениях патриотизма русских, советских, российских воинов, просмотром и прослушиванием музыкальных, фото- и видеоматериалов патриотической направленности, поднимающих моральный дух воинов.

4. В заключение занятия необходимо подвести его итоги, отметить наиболее активных слушателей, дать рекомендации по использованию литературы.

Рекомендуемая литература:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы». // Красная звезда. — 2005,31 августа.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. — М., 2003.

Лутовинов В. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. — М., 1998.

Стрельников В. Патриотизм — важнейший фактор укрепления Вооруженных Сил РФ //Ориентир. — 2003. — №1.

Подполковник,Дмитрий САМОСВАТ.
Подполковник,кандидат педагогических наук,Алексей Куршев

«Ориентир» 08.2010

Теги: огп

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *