Педагоги гуманисты

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.В. Кривотулова ЭТНОПЕДАГОГИКА Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2008 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психо- логии 29 февраля 2008 г., протокол № 1400-02 Рецензент канд. пед. наук Т.И. Волкова Программа подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психоло- гии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета. Рекомендуется для студентов 5 курса. Для специальности 050711 – Социальная педагогика ДПП.В.02.1 2 Пояснительная записка Курс «Этнопедагогика» предусматривает изучение студентами ведущих проблем этнопедагогики как науки, изучающей народную культуру и на- родную педагогику с целью выявления общих закономерностей их станов- ления и развития, а также возможностей определения использования в со- временных учебно-воспитательных системах средств, методов и форм на- родной педагогики. Основными задачами курса являются: – формирование у студентов представлений об этнопедагогике как от- дельной отрасли педагогики; – развитие этнопедагогической культуры будущего педагога; – формирование у студентов этнотолерантности и уважения к этниче- ской культуре и представителям иных этнических групп; – формирование умений и навыков применять полученные знания по этнопедагогике в ходе организации образовательного процесса в полина- циональном коллективе современной школы. В процессе обучения студент по данному курсу должен овладеть знаниями: истории народорасселения и этнографии России; конфессио- нальной их принадлежности или ориентации; этическими нормами хри- стианства, ислама, буддизма, иудаизма, конфуцианства как верований, распространенных в России; исток народной педагогики; особенностей обучения и воспитания в семьях, исповедующих различные верования и живущих в различных природных условиях региона; нормами общечело- веческой морали, являющимися основой народной педагогики; особенно- стями обрядности в различных этнических группах и общинах; основами народной дипломатии; народного этикета. Студент должен уметь: используя народную мудрость, народное ис- кусство, формировать в ребенке культуру межэтнических отношений; нау- чить ребенка этическим нормам поведения в среде с любой конфессио- нальной ориентацией; формировать в ребенке уважение к личности и уважение к труду; использовать знания народной медицины для профи- лактики и лечения сезонных заболеваний и спасения жизни человека в экстремальных ситуациях; ориентироваться на местности, используя на- родный календарь и народные приметы; формировать в ребенке экологи- ческую культуру. Предполагается использование следующих видов контроля: текущий, тематический и промежуточный. Формы проверки: опрос и защита творче- ской работы; взаимоконтроль и самоконтроль студентов. Программа рассчитана на 100 часов, из них аудиторных занятий 60 часов (лекций – 40 и практических – 20), самостоятельная работа – 40 часов. 3 Форма промежуточного контроля – зачет. Тематический план и сетка часов дисциплины № Название темы Лекции Практ. Всего Самост. п/п (час.) занятия ауди- работа (час.) торных (час.) (час.) 1. Предмет, задачи, струк- 4 2 6 2 тура курса «Этнопедаго- гика» 2. Этнические различия и 4 4 8 национальный ментали- тет 3. Сущностъ народной пе- 4 2 6 6 дагогики 4. Мир детства. Право- 6 4 10 6 славная народная педа- гогика 5. Духовные истоки народ- 4 — 4 6 ной педагогики 6. Основы народной педаго- 4 4 8 4 гики 7. Средства народной педа- 6 2 8 6 гогики 8. Факторы народного вос- 6 2 8 6 питания 9. Общечеловеческие ценно- 2 0 2 2 сти в народной педагоги- ке. Отражение в совре- менной педагогике исто- рически сложившихся идеалов воспитания ИТОГО: 40 20 60 40 4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, задачи, структура курса «Этнопедагогика» Значение этнопедагогики и этнопсихологии в формировании совре- менных образовательных парадигм. Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека. Связь с другими гуманистиче- скими науками. Понятие о народной педагогике. Возникновение и развитие народ- ной педагогики. Идеология гуманизма – главная особенность народной педагогики. Народная педагогика как основа гуманистической и индиви- дуальных образовательных парадигм. Отражение исторического опыта воспитания в педагогической куль- туре народов. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и отечественных ученых Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, В.А. Николаева и др. Педагогическая культура, ее сущность и содержание. Духовная культура народа. Педагогические явления народной жизни. Понятие целостного воспитательного процесса в этнопедагогиче- ском пространстве. Концепция В.К. Шабельникова об исторических и этнокультурных основах онтогенеза личности. Национальная образова- тельная доктрина и региональные концепции развития национальных школ в республиках и краях. Тема 2. Этнические различия и национальный менталитет Структура этнической психологии. Этническая идентичность. Эт- нопсихология личностных свойств. Национальный характер и ментали- тет. Этнопсихологические особенности общения и социальной регуля- ции поведения. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Этническая адаптация. Межэтнические отношения. Тема 3. Сущность народной педагогики Воспитательная роль бытовой обрядности. Кумовство и его воспи- тательная роль. Народная педагогика о воспитании детей в младшем воз- расте. Семейные традиции в воспитании детей среднего возраста. Об- щинные традиции и их влияние на духовное становление ребенка. Пе- дагогика многодетной семьи. 5 Тема 4. Мир детства. Православная народная педагогика Понятие мира детства. Этнокультура детства, отрочества и юно- сти. Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. Православная народная педагогика. Педагогические воззрения различных народов на воспитание и обучение. Сущность, приемы и мето- ды трудового, эстетического, умственного, физического и нравственного воспитания. Идеал православной христианской семьи. Распространение христианства среди части абхазов, осетин, асси- рийцев и грузин. Основные христианские заповеди. Христианство и гума- низм. Христианский идеал человека. Христианский критерий нравствен- ности. Христианское понятие о долге и совести. Христианство и труд. Семейно-брачный кодекс христианства. Тема 5. Духовные истоки народной педагогики Сложившиеся концепции. Природа и духовное начало народных вос- питательных традиций. Религия как источник народной этики. Мораль и этика ислама, буддизма, иудаизма. Этические ценности северных народов. Тема 6. Основы народной педагогики Воспитательные традиции христианских народов. Воспитательные традиции мусульман. Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм. Воспитательные традиции иудаистов. Тема 7. Средства народной педагогики Пословицы. Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц. Многозначность пословицы как педагогического суждения. Загадки. Различие в названии загадок у разных народов. Задачи зага- док. Особенности загадок. Различные формы загадок. Примеры загадок раз- ных народов. Народные песни. Колыбельная песня. Поэзия раннего возраста. Песни отрочества. Юношеские песни и песни зрелого возраста. Педагогический оптимизм причитаний. Комплексное воздействие песни. Сказки. Познавательная роль сказок. Особенности сказок как народ- ных средств воспитания. Педагогические идеи сказок. Сказки как проявле- ние народного педагогического гения. 6 Тема 8. Факторы народного воспитания Природа как фактор народного воспитания. Традиционный образ жизни и природа. Обогащение народной педагогики путем общения чело- века с природой. Игра как фактор народного воспитания. Игра как сфера деятельности детей. Факторы, учитывающиеся при организации и выборе игры. Приме- ры игр. Слово как фактор народного воспитания. Многообразие в народной педагогике словесных форм, спонтанность процесса овладения родным языком. Труд и его место в народной педагогике. Общение, его богатство и многообразие. Проявление национального характера в специфике общения. Традиции и связь поколений. Искусство как фактор воспитания. Уст- ремленность народа к прекрасному. Тема 9. Общечеловеческие ценности в народной педагогике. Отраже- ние в современной педагогике исторически сложившихся идеалов воспитания Пансофическая природа народной педагогики и ее проявление в примере-идеале. Действие примера на личность. Пример-идеал. Идея гуманизма как основа воспитания. Универсальные нравст- венные принципы. Эстетическое развитие личности. Народная диплома- тия. Основная литература 1. Введение в этническую психологию / под ред. Ю.П. Платонова. – СПб. : Питер, 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительная литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск : ИИФ, 1995. – 115 с. 2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. – М. : Педагогика, 1983. – С. 141. 3. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1989. – С. 334. 7 4. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспита- ния // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32. 5. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1. – 234 с. 6. Кон И.С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 7. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с. 8. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России : советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурин. – М. : Академия, 2001. – 145 с. 9. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 10. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. 11. Рачинский С. Христианское воспитание детей / С. Рачинский. – М., 1905. 12. Рыбаков Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М., 1966. 13. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Питер, 2000. – 302 с. Планы семинарских занятий Занятие 1. Место этнопедагогических знаний в формировании общей культуры человека (4 часа) Ключевые понятия: этнопсихология, народная педагогика, этнопеда- гогика, объект и предмет этнопедагогики, этнос, этническое самосознание, целостный воспитательный процесс, диалог культур, этнопедагогическая концепция. Проблемный вопрос: почему народная педагогика выступает осно- вой гуманистической и индивидуальных образовательных парадигм? Вопросы для обсуждения 1. Возникновение и развитие народной педагогики. 2. Вклад в развитие этнопедагогики классиков педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и отечественных ученых Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, В.А. Николаева и др. 3. Положительный опыт современных концепций национальных школ (на примере любого региона) 4. «Подводные камни» национальной образовательной доктрины. Творческое задание Написать эссе «Известные педагоги Воронежа в прошлом и настоя- щем (по выбору)». 8 Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия. 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 3. Этнология / . – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительная литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск : ИИФ, 1995. – 114 с. 2. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспита- ния // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32. 3. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 2. Этнические различия и национальный менталитет Ключевые понятия: этнос, этническая идентичность, этнопсихоло- гия, национальный характер, менталитет, этническая адаптация, межэт- нические отношения. Проблемный вопрос: в чем причина разнообразия культур и форм ее проявления? Вопросы для обсуждения 1. Структура этнической психологии. 2. Этническая идентичность. 3. Этнопсихология личностных свойств. 4. Национальный характер и менталитет. Творческое задание Написать реферат по теме «Этнопсихологические особенности общения и социальной регуляции поведения». Основная литература 1. Введение в этническую психологию / . – СПб., 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика./ Г.Н. Волков. М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Этнология / . – М. : Академия. 2000. – 217 с. 9 Дополнительная литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск : ИИФ, 1995. – 115 с. 2. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспита- ния // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32. 3. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1. – 234 с. 4. Кон И.С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 5. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология. / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 448 с. 6. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 3. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей Ключевые понятия: воспитание, социализация, национальные сте- реотипы, предрассудки, этнические конфликты, модели и системы со- циализации. Проблемный вопрос: в чем проявляется взаимосвязь между воспита- нием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества? Вопросы для обсуждения 1. Этническая адаптация. 2. Межэтнические отношения: национальные стереотипы и предрассуд- ки, этнические конфликты. 3. Национально-психологические особенности воспитательной работы в коллективе. 4. Традиционные модели и системы социализации детей в современном мире. Творческое задание Большинству культур присущ достаточно высокий уровень родитель- ского принятия и заботы о детях. В разных культурах имеется свой уровень родительского контроля, родительской строгости или вседозволенности. Приведите примеры. Основная литература 1. Введение в этническую психологию / . – СПб. : Питер, 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. — М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / . – М. : Академия, 2000. – 217 с. 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3

УДК 37.013 ББК 74.00

СИНИЦЫНА Юлия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия akademus07@rambler.ru

КЛЕМЕНТЬЕВА Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия akademus07@rambler.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Krasnodar, Russia akademus07@rambler.ru

THE VALUE FOUNDATION OF A HUMANISTIC APPROACH TO EDUCATION

В статье исследуется гуманистический подход, в основе которого лежат аксиологические принципы. Авторы анализируют проблему гуманистического образования, которое способствует развитию личностного и творческого потенциала, формированию ценностной картины мира. Авторы выявляют проблему индивидуальной ценностной системы как одной из основ общения в межкультурном пространстве. Иностранный язык характеризуется как средство межкультурного общения.

Ключевые слова: гуманистическое образование, аксиологические принципы, ценностная картина мира, индивидуальная ценностная система, образовательные ценности, межкультурное пространство, гуманистические ценности.

Проблема образования стала одним из актуальнейших вопросов современности и одной из важнейших сфер человеческой деятельности. До недавнего времени традиционно процесс образования был ориентирован на накопление знаний и умений (например, во время чтения лекций, их конспектирования). То есть традиционная система обучения фактически исключала индивидуальный подход к обучаемому, равно как и творческий подход к изучению материала. Цель данной статьи заключается в определении сущности гуманистического подхода в образовании. В статье использованы методы анализа и обобщения, при исследовании проблемы гуманистических ценностей, применен метод классификации при рассмотрении ценностных факторов и образовательных ценностей. В данной статье были проанализированы и рассмотрены исследования современных ученых: Сластенина В., Санниковой С.В., Мещеряковой Ю.В., Кутеевой В.П., Кошкаровой Л.С., Карасика В.И.

Среди психолого-педагогических парадигм обучения выделяют гуманистическую парадигму. Сущность гуманистического подхода заключается в том, что человек рассматривается в ней как «высшая ценность общества и самоцель общественного развития» . Данный подход ориентирован на разностороннее развитие личности, обладающей основами общечеловеческой культуры, нравственными качествами и коммуникативными умениями. Идея гуманизации образования является следствием аксиологического подхода в педагогике.

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — учение) — философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира. Аксиологический подход в образовании — это «философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования» . В основе аксиологического подхода лежат аксиологические принципы:

— равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

— равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;

— экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индиф-

ферентности .

Вышеперечисленные принципы в рамках образования направлены на развитие ценностных нравственных качеств студента, на развитие его творческого потенциала, на формирование привычки к непрерывному обучению. Центральным звеном здесь является обучаемый со своими индивидуальными особенностями. Необходимо отметить, что данные аксиологические принципы отражают суть гуманистического образования, которое дает возможность реализовать личностный потенциал и творческие способности студента, сформировать гуманистические ориентиры в жизни и профессиональной деятельности, развивать творческое мышление.

Система нравственных ценностей неразрывно связана с жизненными ценностями индивида. Ценности представляют собой наивысшие ориентиры, определяющие состояние жизнедеятельности индивида . В процессе обучения человек формирует собственные духовные ценности посредством получения, переработки знаний, оценки поступков и поведения. Обучаясь и впитывая ценностные ориентиры, индивид вырабатывает собственную ценностную систему, позволяющую ему развиваться духовно, быть адаптированным к нравственным общественным устоям, что в совокупности ведет к счастливой и успешной жизнедеятельности.

В исследовании, проведенном Кутеевой В.П., выделены ценностные факторы, отражающие духовно-нравственные искания современного студента: 1) центрированность на себе и своих отношениях с другими, что отвечает задачам поддержания собственной идентичности вхождения в социум; 2) стремление быть свободным, что отражает принцип честности с самим собой; 3) справедливость, стремление к саморазвитию, комфорту и духовной свободе, потребность в самореализации; 4) поиск смысла жизни и стремления к новизне . Эти факторы отражают жизненные ориентации студентов в процессе обучения и способствуют формированию индивидуальной системы ценностей.

Для успешного развития индивидуальных ценностей необходимы такие предпосылки, которые помогли бы обучаемому в его духовно-нравственном искании. Создание комфортной атмосферы для совместной рабочей и образовательной деятельности преподавателя и студента будет способствовать формированию новых образовательных ценностей, таких как: 1) ценность обеспечения одинаковых стартовых возможностей для проектирования и осуществления студенческой профессиональной карьеры; 2) ценность создания разнообразных обучающих программ, элективных курсов, открытой системы поиска информации; 3) ценность овладения новыми информационными технологиями; 4) ценность овладения новыми компетенциями, способностью проектировать социальную успешность; 5) ценность возможности создания индивидуального образовательного маршрута, построения будущей профессиональной карьеры .

Конечно, система ценностей индивида не ограничивается рамками собственной жизнедеятельности, то есть национальными общечеловеческими ценностями, она включает в себя и знания о мире, и духовно-нравственные ценности других стран, и особенности разных культур. Таким образом, в результате взаимодействия студента с окружающей его действительностью в сознании индивида система ценностных представлений общества закрепляется в виде ценностной картины мира, выделяемой в качестве аспекта общей картины мира. Карасик В.И. определяет ценностную картину мира как «систему моральных ценностей, этических норм и поведенческих правил, которая реконструируется в виде взаимосвязанных оценочных суждений, соотносимых с юридическими, религиозными, моральными кодексами, общепринятыми суждениями здравого смысла, типичными фольклорными и известными литературными сюжетами» . Ценностная картина мира существует как в сознании общества, так и в сознании индивида.

Современное общество существует в поликультурном мире, и ценность образования возрастает. Многочисленные культурные и образовательные контакты, обмены между государственными учреждениями, а также международные взаимодействия наполнили сферы общественной жизни — все это говорит в пользу процесса глобализации культуры, а отличительной чертой образования становится его глобальность. Эти тенденции в обществе стали предпосылками возрастающего внимания к иностранным языкам в системе образования. Современный специалист должен владеть иностранным языком как средством общения в межкультурном пространстве. Изучение иностранного языка в профессиональной подготовке стимулирует общекультурное развитие личности, способствует раскрытию творческого потенциала. Иностранный язык необходим для эффективного осуществления межкультурного общения.

В межкультурном пространстве ценностная картина мира является одной из доминирующих основ общения и взаимодействия, ведь в ней отражены «наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке» .

На уровне личности с ее индивидуальной ценностной системой владение и общение на

иностранном языке будет способствовать эффективному взаимодействию в межкультурном пространстве в условиях сохранения своей индивидуальности на ценностном уровне диалога культур.

Гуманистический подход является приоритетным направлением в образовании. Гуманистические ценности и их осознание необходимы для всестороннего полноценного развития творческого и профессионального потенциала личности. Образование в рамках данного подхода стимулирует обучаемого к самосовершенствованию, к готовности и стремлению развивать и сохранять современное общество на принципах гуманизма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — Волгоград, 2002.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Все группы качеств личности:

ЗУН — знания, умения, навыки;

СУД — способы умственных действий;

СУМ — самоуправляющие механизмы личности;

СЭН — эмоционально-нравственная сфера;

СДП — деятельностно-практическая сфера взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.

Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие.

Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

С этой точки зрения развивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.

Зона ближайшего развития

<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая > В конец >>

Белорусский государственный университет

Государственный институт управления и социальных технологий

Кафедра социальной работы

Контрольная работа

по предмету: Социальная педагогика

на тему: Особенности реализации принципа гуманизма в социальной педагогике

студента 2 курса группы 271- З

заочного обучения

Гончара Дмитрия Александровича

№ зачетной книжки 538302

Минск

Введение

Деятельность социального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих из закономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принципов относятся:

1) принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа, источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических и социокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях, убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принцип подчеркивает значительную роль конкретной социальной (сельской, городской) микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторах источники интеллектуального, физического, нравственного; развития личности, особенности ее неповторимого внутреннего мира,

принцип социальной последовательности. Он означает необходимость учитывать в социально-педагогической деятельности традиции, передаваемые из поколения в поколение, под влиянием которых происходит процесс формирования личности, национальные особенности, составляющие психологический склад характера, природные задатки личности, передаваемые по наследству;

принцип педагогической целостности. Согласно этому принципу каждое педагогическое явление необходимо рассматривать целостно, в его взаимосвязи с другими процессами. Его суть заключается в том, что самые значительные успехи познания связаны не только с открытием элементов целостного объекта и описанием его свойств, но и с обнаружением синзитивных свойств целого. Принцип целостности предполагает не сводимость сложного к простому, целого к части, а наличие у целостного объекта – личности, среды, социума — таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи его составным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений, норм поведения, организуемых семьей, школой, сообществом и регулируемых через общественное мнение, социальное построение жителей общины,

принцип приоритета семьи. Позволяет рассматривать семью как основной институт социализации личности, где закладываются и формируются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения, общения, отношения к людям, природе, труду. В рамках иных общественных структур совершается последующая социализация, социальная роль которых сводится к дополнению и корректировке воспитания, полученного в семье,

принцип гуманистических ценностей. Определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, которая базируется на преобладании таких ценностей, как гуманизм, доброта, милосердие, совестливость, трудолюбие, честность, ответственность, социальная справедливость,

принцип открытости. Предполагает работу социальных институтов как социально-педагогических систем реализация социально-педагогических функций, гуманизация профессиональной деятельности, разносторонние формы социальной и педагогической помощи нуждающимся,

принцип социальной активности личности позволяет рассматривать личность как объект и субъект преобразовательной деятельности, активно участвующий в освоении социальных норм, предшествующих политике, создании нового опыта. Данный принцип рассматривает социально-педагогическую деятельность в открытой среде как главный фактор овладения опытом общественных отношений. Он предполагает активное применение знаний, умений, жизненного опыта личности в общественно полезной работе, направленной на изменение окружающей среды,

принцип опоры на духовный опыт народа, общины, личности. Предполагает учет социальным педагогом прежде всего их ментальности как важнейшей характеристики, совокупности определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида, общины, народа и определяет принадлежность человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности. Поскольку с этой точки зрения ментальность – характеристика групповая, может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая, профессиональная; выступающая как комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных и групповых особенностей человека;

принцип субъективного развития. Социальный педагог не ограничивается принципом: не только бытие определяет сознание, но и сознание бытие. Он исходит из того, что сознательные и бессознательные начала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания и коллективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным и общественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющая роль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу. Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование «я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного со свободой выбора человеком социальной группы, ценностей и норм, культуры других социальных групп и общностей (поселений, наций, народов, стран и т. д.), способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям других людей.

Принцип гуманизма

Слова «гуманизм” и «гуманность” имеют одно и то же происхождение, от лат. humanus – «человечный”. Гуманизм – это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе. Гуманность, человечность – идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие «гуманизация”, широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек”. В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике достигли в период Возрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке, прежде всего, нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма благо человека – это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважительного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие – это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность – деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждающемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же – это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

«Милосердие – это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лишается всех прав, кроме одного – «права” на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из «милосердия” ему позволено физически существовать. Гуманизм – это совместное (помогающих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем. Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они”- большой мир нормальных людей и «мы» – убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм – наоборот – это интеграция, объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем может происходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма – как активный и даже главный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворительности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание – проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Представители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития человека, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем людям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать – значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи человеку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам”, желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Заключение

Уровень духовно-нравственного развития — важный показатель проявления субъективности индивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективны социально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальный педагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальную активность.

Цели, задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являются раз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуациях и сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализации социально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различных социально-педагогических службах.

Список использованной литературы

1. Левко А.И. Социальная педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341с

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1991

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.- М., 1990.

4. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой – М., 2000.

5. Социальная педагогика: Учебно-методический комплекс. 1 ч. / Сост. Е.А. Конавальчик. – Мн.: БГУ, 2002 – 238с.

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.

Сущность гуманистического воспитания

Определение 2

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Компоненты гуманистического воспитания

По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.

Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.

Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.

Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.

Основными компонентами гуманистического воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
  2. Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
  3. Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
  4. Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
  5. Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.

Методы воспитания в гуманистической педагогике

Определение 3

Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.

Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.

Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:

  • Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
  • Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
  • Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
  • Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
  • Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *