Педагогический принцип

41. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Под принципом понимают основные исходные положения какой-либо теории или науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

Педагогический принцип – это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений.

1. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. Существуют правила существования принципа при-родосообразности:

– педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;

– необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности учащихся, также опираться на них при организации воспитательных отношений;

– необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования учащихся.

2. Принцип гуманизации. Данный принцип можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека, как педагогический процесс, который строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

3. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

4. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения, самообучения, самовоспитания.

5. Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

6. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащихся. Данный принцип направлен на организацию компонентов педагогического процесса, на установление взаимосвязей между сферами жизни учащихся.

7. Принцип профессиональной целесообразности. Данный принцип обеспечивает подбор содержания, методов, форм педагогического процесса, который направлен на подготовку специалистов с учетом выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений.

8. Принцип политехнизма. Направлен данный принцип на подготовку специалистов широкого профиля на основе изучения научной основы, общей для различных наук, технологий производства, что позволяет учащимся переносить полученные знания из одной области на другую. Вышеизложенные принципы обучения отражают зависимость закономерностей учебного процесса от его целей, которые ставятся в обучении. Иначе говоря, это закономерности, знания, законы, сущность, содержание, структура, что выражается в форме, которые обеспечивают возможность использовать их определенных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматривают как рекомендации, которые должны направлять педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, а также как способ достижения педагогических целей с учетом всех закономерностей учебного процесса.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты

Рыбакова М.М. Педагогические ситуации и конфликты Особенности педагогических ситуаций и конфликтовОпределения и примеры. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н. В. Кузьминой

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ Обществом является определившаяся в процессе исторического развития большая общность людей, которая связана достаточно устойчивой системой социальных связей и отношений, духовным единством, сложившимися традициями,

37. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

37. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ Педагогический процесс создавался педагогами для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Помимо целей, которые ставит педагог, для каждого учащегося существует своя цель обучения, а также методы и средства, с помощью которых он

54. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

54. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать результаты этой деятельности.Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы,

60. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

60. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ Понятие «педагогическая технология» пыталось пробиться в науку несколько десятилетий. С момента, когда стали использовать технические средства в процессе обучения на Западе, стали говорить о технологии обучения,

6.6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности пpавоведа

6.6. Психолого-педагогические аспекты формирования личности пpавоведа По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал работу правоведа в качестве основной жизненной цели.Готовность

Глава 3 Семья и педагогические прозрения Ф. М. Достоевского

Глава 3 Семья и педагогические прозрения Ф. М. Достоевского 1. На вопрос «Кто же спасет нас?» Достоевский отвечал: «Спасут женщины и дети». Своей смиренной любовью спасутФедор Михайлович, а вслед за ним многие русские мыслители (Ильин, Бердяев, Вышеславцев и другие),

2.5. Педагогические профессии и специальности

2.5. Педагогические профессии и специальности Функции педагога существенно различаются в зависимости от характера педагогической профессии и ее специальностей. Профессия – род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям

3.2. Педагогические учреждения

3.2. Педагогические учреждения ШколаМодель межличностных отношений в школе напоминает таковую в лечебных учреждениях (рис. 7). К сожалению, наша школа пока еще работает на троечника, посещение ее является обязательным, престиж учительской профессии низкий, а зарплата

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ Педагогические способности – определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения ею в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей.Как известно, среди свойств и особенностей личности,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным

Ваши педагогические идеалы

Ваши педагогические идеалы Перед вами десять совсем обыденных, часто встречающихся в жизни ребенка ситуаций. Из приведенных ответов выберите те, которые в наибольшей мере отвечают вашим представлениям о воспитании.1. Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним

Педагогические эссе

Педагогические эссе Истина школы Что умеет и чего не умеет Школа?Школа умеет любить и воспитывать любовь.Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.Школа

Онтологическое основание педагогики в православной традиции

Игумен игум. Георгий (Шестун)

Православная традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как Церковное Предание.

Рассматривая православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время. Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком как членом социума, управление «внешним человеком». Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции, на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека, целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.

В качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается. Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на «внутреннего человека», открывает в себе реальность внутреннего мира. Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.

Православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.

Изначальная духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе, словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения, которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила, обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного совершенствования.

В понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий «нравственный» и «духовный». Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.

С точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословское понятие «совершенство-устремление», развиваемое в русле синергийного подхода. Используя понятие «энергийный образ человека» как структуру множества индивидуальных разнородных энергий, «совершенство-устремление» определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для этого. «Совершенство-устремление» рассматривается как вектор и устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.

Развитие человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности человека.

Такому пониманию развития предпослано представление православной традиции о существовании у человека двух планов самосознания: существует не только эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают, «вертикальное» измерение развития как такового и определяют ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо «горизонтальные» изменения, которые мы все претерпеваем постоянно, носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь самостоятельного ценностного содержания.

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис, обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении «высшего Я», в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры.

Предметом православной педагогики является образование как восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте.

Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону понятия воцерковление через идею православного воспитания.

Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции.

Церковь, семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции.

В Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его неповторимое призвание.

Градация духовного возрастания личности определяется в понятиях «лик», «лицо» и «личина» (о. Павел Флоренский). В лике есть воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. «Лицо» характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на несуществующее. В психологическом плане различие между «лицом», «ликом» и «личиной» проявляется в дифференциации внешней и внутренней жизни человека. По мере приближения к «лику» дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.

Принципы педагогического процесса. Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.

К принципам организации педагогического процесса относятся:

— принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;

— принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;

— принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;

— принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

— принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

— принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

— принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;

— принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.

К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:

— принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

— принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;

— принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

— принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

— принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;

— принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;

— принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;

— принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.

Принцип научности содержания и методов педагогического процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.

Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности, учащихся при руководящей роли учителя.

Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода.

Принцип доступности обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.

Принцип связи обучения с жизнью, с практикой.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принцип сознательности и активности учащихся – педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний.

Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

Принцип согласованности требований школы, семьи и общества.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов педагогического процесса. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.

Закон единства и взаимосвязи теории и практики.

Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс, как развивающееся взаимодействие между педагогом и воспитуемым имеет постепенный характер. Чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

1) наследственности;

2) воспитательной и учебной среды;

3) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

интенсивности обратных связей между воспитуемым и педагогами;

величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности;

интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность педагогического процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного восприятия;

2) логического осмысления воспринятого;

практического применения осмысленного.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. С этой точки зрения эффективность педагогического процесса зависит от:

качества педагогической деятельности;

качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты педагогического процесса зависят от:

потребностей общества и личности;

возможностей (материально-технических, экономических и других) общества;

условий протекания процесса (морально-психологические, эстетические и другие).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *