Пенза святые места

В январе в Ульяновской области после пожара был восстановлен один из старейших и самых известных храмом региона – Богоявления Господня в Прислонихе. Корреспондент Первого ульяновского портала вспомнил другие, не менее значимые святыни Ульяновской области.

Андрей Блаженный

Одной из главных святынь Ульяновска являются мощи блаженного Андрея, Христа ради юродивого, покоящиеся в нашем городе.

3 июня 1998 года святой Блаженный Андрей был канонизирован как местночтимый святой. А в 2004 году состоялось его прославление в лике святых Русской Православной Церкви. И сейчас благодаря его мощам происходят исцеления от болезней, а верующие обретают помощь в тяжёлых жизненных ситуациях. Первоначально мощи святого хранились в храме Всех святых, откуда в мае 2015 года были перенесены в Спасо-Вознесенский собор. На могилу Андрея Блаженного до сих пор верующие приносят цветы и конфеты.

Скульптурная композиция Святым благоверным Петру и Февронии Муромским

5 июля 2009 года в канун празднования Дня семьи, любви и верности на Университетской набережной рядом с УлГУ был открыт памятник Петру и Февронии Муромским. Ульяновск стал третьим по счёту городом России, где установили памятник этим святым. После этого у нашего региона появилась добрая традиция – в день свадьбы приезжать к памятнику. Многие влюбленные считают, что поклонение Петру и Февронии способствует укреплению семейных уз. Ежегодно 8 июля в День семьи, любви и верности рядом с монументом проводится молебен, чествование семейных пар и праздничные мероприятия.

Никольская гора

На берегу реки Суры вблизи посёлка Сурское Ульяновской области стоит религиозный памятник. Если верить преданиям, то в один из набегов кубанских татар в 1600 году произошло чудо с явлением образа величественного старца с мечом и иконы святого Николая Угодника, оказавшейся на вершине горы. Весть, облетевшая всю округу, стала собирать вокруг горы верующих людей – так образовалось поселение христиан. Гору назвали Никольской, построив на ней деревянную часовню и поместив туда образ угодника. Небольшая часовня с ликом Святителя простояла на вершине более 200 лет, после чего её сменила каменная, а икона, сменив несколько пределов, в 1932 году бесследно пропала. Издревле считалось, что при пешем подъеме на Никольскую гору отпускаются все грехи. По сей день тысячи паломников преодолевают восхождение на гору.

Жадовская Казанская икона Божией Матери

Свято-Богородицкий-Казанский Жадовский мужской монастырь в селе Жадовка имеет более чем 300-летнюю историю. На его территории находится одна из главных святынь Симбирской земли – чудотворная Жадовская Казанская икона Божией Матери. Икона издавна почиталась в Симбирской губернии как исцеляющая многие болезни, как заступница при всевозможных стихийных бедствиях, пожарах, неурожае и прочих напастях. Ежегодно икону провозят по территории региона и устраивают с ней крестный ход.

Икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы

Также является одной из наиболее почитаемых святынь Ульяновской области. По одной из версий, она была подарена Александром III жителям села Ивановка, собравшимся построить храм в честь чудесного спасения императора и его семьи при теракте 17 октября 1888 года. Икона была привезена к нам в регион со Святой Горы Афон. С самого начала около образа стали происходить чудеса: вставали на ноги калеки, срастались переломы, сходили ожоги и т.д. Слава об исцелениях разносилась на всю округу, и тысячи паломником приходили поклониться святыне. Даже советская власть долгое время не трогала икону, но через некоторое время все-таки перенесла ее в Краеведческий музей, отказавшись от ее уничтожения. Сейчас икона продолжает творить чудеса и находится в Старомайнском Богоявленском храме.

Как удалось выяснить корреспонденту 1ul.ru в Симбирской митрополии, перечислить мощи святых, которые хранятся на территории региона, весьма проблематично, так как в основании престола каждого храма заложена частица чьих-то святых мощей. При каждом крупном или старинном храме есть ещё раки с частицами.

Паломнический отдел Пензенской епархии действует по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и имеет все возможности для организации поездок для детей и взрослых с посещением храмов и монастырей Пензенской области, России и Зарубежья.

Ближайшие поездки на январь и февраль представлены ниже:

ПАЛОМНИЧЕСТВО.

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Однако привычной для многих священников становится такая сцена. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает:»Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет… Исцелиться хочу, говорят, помогает» — вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам. И постараться дать себе на них честный ответ.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием. Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия — так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя? Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ — здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество —это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество —это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом —на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество. Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», — а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души. И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

По материалам статьи архимандрита Пахомия (Брускова).

Если еще несколько дней назад верующие могли приложиться к святому кресту, то теперь прихожанам нужно воздержаться от его лобзания. После окончания Божественной литургии рекомендуется распятие просто возлагать на головы людей.

Эти и другие меры предосторожности введены в православных храмах в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

«То же самое — с причастием, хотя мы все, люди верующие, понимаем, что через это не передается. Но, чтобы людей не вводить в искушение, не лишать их причастий, после каждого причащения будет лжица обрабатываться спиртосодержащим раствором», — пояснил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

Все служащие в храмах обязаны делать необходимую работу в перчатках и масках.

«Чтобы и себя обезопасить, и своих прихожан. Это минимум. Для помазания вводятся одноразовые палочки, чтобы они были индивидуальны и сжигались после этого. Будем стараться людей призывать к тому, чтобы, когда кто-то в семье болеет или они сами заболели ОРВИ, воздерживаться от общественных богослужений, молиться дома», — рассказал Серафим.

«Никакой боязни нет», — отметила прихожанка.

«С нами бог!» — пояснила женщина.

Верующие не могут удержаться от того, чтобы не приложиться к иконам. Теперь около святых ликов дежурят служители, которые после каждого такого подхода протирают стекло спиртосодержащей жидкостью.

В храме Пимена Угрешского, расположенного рядом с онкологическим диспансером, это делают сестры милосердия, вооруженные тройным одеколоном.

«Береженого бог бережет, поэтому мы не отступаем. Как требует медицина, мы так все и выполняем», — подчеркнула сестра милосердия Татьяна Коврижных.

Тем не менее от массовых мероприятий, таких как крестный ход, в православных церквях пока решили воздержаться.

Воду многих родников считали особенной, даже святой. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов. Вокруг святых источников существует много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. К наиболее почитаемым источникам один-два раза в год совершаются крестные ходы, служат водосвятные молебны.

Семиключье

В 40 километрах от города Пензы в селе Мордовская Норка Шемышейского района в живописном месте бьют знаменитые «Семь ключей».

Набрать из прохладных источников исключительно целебную воду и поклониться иконам сюда приезжают семьями со всей страны. Это место необычное, сакральное, вполне может претендовать на духовную жемчужину России. Находится оно в овраге, в стороне от проезжих дорог, и местность вокруг уникальная: стоячая вода, заросшая ряской, граничит с исключительно прозрачнейшими родниками.

В настоящее время главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом.

Святой источник Казанской иконы Божией Матери

Источник, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, расположен в посёлке Сазанье Сердобского района Пензенской области, на территории мужского монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни.

На территории монастыря расположен уникальный пещерный комплекс. Его особенность в том, что пещеры вырыты в обожженной глине и в нашей стране им нет аналогов.

На родник можно приехать всей семьей, и насладиться не только красотами природы, но и набрать из источника целебной воды.

Салолейка

На территории Барабановского лесничества раскинулась живописная местность – урочище Салолейка со святыми родниками. Находится Салолейка в лесу, в четырех километрах северо-восточнее села Лукина Поляна Нижнеломовского района Пензенской области.

На языке древних угро-финнов «Салолейка» означает «овражный ручеек, текущий в лесной глуши». Этот ручеек образуется из тех знаменитых источников, возле которых четыре столетия назад был построен женский монастырь, позже переведенный в Верхний Ломов. А затем на этом же месте появилась и мужская обитель.

Целебные свойства воды во многом объясняются залежами серебра, которые находятся под горой. Его содержание в ручейках так высоко, что после купания на коже остаются «блестки».

Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы

Родник, освященный в честь великомученицы Параскевы Пятницы, расположен на юго-западной окраине села Соловцовка Пензенского района Пензенской области.

Воды источника почитаются как чудотворные, оберегающие от нечистой силы, спасающие от телесных недугов.

Родник с благоустроенной территорией — две купальни, беседка, колодец, скамейка для отдыха. Имеется стоянка автотранспорта, живописное место для отдыха, бетонные дорожки для подхода.

Святой источник Преподобного Серафима Саровского

Родник, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, расположен в 4,8 километрах северо-восточнее станции Чаадаевка Городищенского района Пензенской области.

Источник расположен в живописном сосновом бору, поэтому паломников прежде всего поражает тишина этого святого места.

Чтобы оказаться у часовни, надо пройти по мостику, под которым течет ручей от источника. Вода такая прозрачная, что даже отсюда можно увидеть мелкую рыбку. Паломников ожидает оборудованная купальня. Здесь же, спустившись по ступенькам к источнику, можно набрать вкуснейшей воды.

Рядом с источником на валуне установили скульптуру преподобного Серафима Саровского, чтобы показать людям аскетический подвиг преподобного — его молитву на камне в течение тысячи дней.

Стоимость тура: от 1800 руб Дата:

  • 07:00 — отправление из Саратова. По дороге в Наровчат вы узнаете много нового о местах Саратовской области и услышите самые интересные истории и легенды о поселениях, которые встретятся по пути следования
  • 12:00 — прибытие в Наровчат. Посещение Троице-Сканова женского монастыря
  • 13:30-14:30 — свободное время
  • 14:30 – посещение подземного мужского монастыря и родников

О возникновении пещер близ поселка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Из сохранившихся церковно-славянских записей следует, что там были кельи и церковь. В 2007 году на месте Пещерного скита Троице-Сканова мужского монастыря образован Сканов Пещерный монастырь.

  • 16:00- посещение Дома-музея Куприна

Дом-музей построен на месте дома в котором родился писатель А. И. Куприн. В его экспозиции вы сможете увидеть личные вещи писателя, ознакомиться с особенностями быта того времени, посмотреть на прижизненные издания и рукописи Куприна, а также ознакомиться с документальными фотосъемками, на которых запечатлены сам Куприн и его близкие люди.

  • 17:00 — отправление в Саратов
  • 22:00 — прибытие в Саратов

Стоимость тура: взрослый – 1900 руб./чел., дети и пенсионеры 1800 руб./чел. В стоимость включено:

  • Экскурсионное сопровождение по всему маршруту;
  • Проезд на комфортабельном автобусе/микроавтобусе туристического класса
  • Входные билеты в музей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *