Пенза женский монастырь

5 / 5

Кирова улица, дом № 25.
ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) была безвозмездно уступлена небольшая усадьба «безместным старицам» Таисии и Феодосии с сестрами, решившим основать здесь женскую обитель. Вскоре к ней прибавились еще две соседние усадьбы, в результате чего у черниц образовался участок земли площадью 2400 кв. саж. Благословенная грамота, согласно которой дозволялось начать в Пензе строительство монастыря и, в частности, сооружение в нем Троицкой церкви, была дана Святейшим Патриархом Кир Адрианом 15 октября 1692 года. Эту дату и следует считать официальным временем основания Пензенского Троицкого женского монастыря.

23 августа 1693 года был выдан антиминс к освящению церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая, по-видимому, разместилась в одной из келий монастыря и предназначалась для удовлетворения религиозных потребностей монашествующих в первое время – до постройки Троицкого храма. В 1700 году монахини обратились к Патриарху с просьбой передать им старый ветхий деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса, подлежащий сносу в связи со строительством нового каменного собора. В том же году благословенная грамота была получена. Старый соборный храм разобрали и перевезли в женский монастырь, где из него построили Троицкую церковь, освятив ее в 1702 году. В 1717 году строится еще одна деревянная церковь – во имя преподобного Александра Свирского. В 1746-1747 годах вместо них была возведена каменная Троицкая церковь с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. В одной связи с храмом находилась каменная колокольня, в которой разместилась церковь во имя прп. Александра Свирского. В 1764 году Пензенский Троицкий девичий монастырь был причислен к третьему классу.

Троицкий женский монастырь.

Во время пожара 2 августа 1770 года сильно пострадали все постройки монастыря, и пришлось хлопотать о выделении средств на их восстановление. Однако это совпало с событием большой государственной важности – Пугачевским бунтом, охватившим и наш край, поэтому возведение новой кирпичной колокольни закончилось лишь в 1782 году, а ремонт и перестройка Троицкой церкви – только в 1790-х годах. Впоследствии Троицкий храм еще не раз ремонтировался, а в 1900 году был разобран до основания и затем вновь построен по проекту А. Г. Старжинского. Освящение его состоялось 18 сентября 1911 года. Сооруженный в «русском» стиле, он, благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерусского зодчества XVII века, занял доминирующее положение в ансамбле монастыря, которое до того принадлежало построенной в середине XIX века Духосошественской церкви, выполненной в тяжеловесных формах. Ансамбль монастыря, получив окончательное завершение к началу XX века, включал в себя, кроме упомянутых культовых сооружений, несколько каменных двухэтажных корпусов – игуменный, училищный, просфорный и ризный, три монашеских, а также больничный, трапезный корпуса и целый ряд деревянных жилых и хозяйственных построек, разместившихся на территории, в три раза превышающей первоначальную. Обнесенный каменной оградой с тремя башнями, монастырь выделялся строгостью архитектуры большинства входящих в его ансамбль зданий и, в то же время, изяществом своей основной доминанты – Троицкого собора, внося в городскую среду одновременно элементы строгости и художественности, способствующие благоговейному отношению к святой обители. Если во время основания монастыря в нем проживали 30 монахинь, то в 1907 году он насчитывал игумению, 16 штатных и 38 нештатных монахинь, 16 указных послушниц и 246 временно проживающих на испытании. После революции монастырь был закрыт, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года.

В 1992 году монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви, в следующем году вновь открывшей в нем женский монастырь. 6 января 1994 года в Духосошественском храме, который до передачи монастыря использовался под кулинарное училище, состоялось первое богослужение, а 8 ноября 1999 года был освящен левый придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. 3 октября 1999 года Троицкий женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший в Пензу на торжества, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии.

А. И. Дворжанский.

ПЕНЗЕНСКИЙ ТРОИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастыри во все времена были излюбленными местами паломничества православных христиан.

Чтобы преисполниться пребывающей в их стенах благодати, богомольцы готовы были добираться до них за сотни и тысячи вёрст, претерпевая все тяготы многодневного пути. Сейчас, когда дальние расстояния уже ни для кого не помеха, многие стремятся посетить как можно больше святых мест. Забывая о своих собственных, которые, казалось бы, должны быть любимей и желанней. Но, как это бывает и с самими людьми, у которых родные и близкие, требующие к себе повышенного внимания и заботы, зачастую отходят на задний план, так и святыни, находящиеся рядом и оттого ставшие привычными, уже не воспринимаются как святыни. Последнее в полной мере можно отнести и к Пензенскому Троицкому женскому монастырю, когда-то очень почитаемому всеми жителями Пензы, считавшими своей непременной обязанностью оказывать ему материальную поддержку.

Старая фотография доносит до нас красоту Троицкого собора, который еще в 1978 году был поставлен государством на охрану как памятник архитектуры и до сих пор пребывает в полуразрушенном виде, взывая о помощи. Но, как видно, даже руины не пробуждают в наших очерствевших сердцах сострадания к старейшей пензенской обители, история которой насчитывает более трехсот лет…

Спустя четверть века после строительства крепости Пенза, основанной в 1663 году для защиты юго-восточных рубежей Русского государства, около тридцати пензенских жительниц решили создать здесь женскую обитель. В декабре 1689 года священник Рождественской церкви Петр Иванов безвозмездно уступил «безместным старицам» Таисии и Феодосии свою усадьбу, располагавшуюся в 100 саженях от крепости на спускающемся к реке покатом склоне. Вскоре к ней прибавились еще две соседние усадьбы, в результате чего образовался участок земли площадью 2400 квадратных саженей, что позволяло уже обратиться с челобитной на имя царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

15 октября 1692 года святейший патриарх Адриан выдал благословенную грамоту, согласно которой в Пензе дозволялось «построить девичь монастырь, да в нем две церкви». 23 августа 1693 года был выдан антиминс на освящение в монастыре церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии, которая, вероятнее всего, разместилась в одной из келий. Первой игуменией новоучрежденного монастыря в 1694 году стала монахиня Анисия. В 1702 году состоялось освящение деревянного Троицкого храма, материалом для которого послужил разобранный по ветхости Спасский собор – первый храм города-крепости Пенза. В 1717 году при игумении Марии строится еще одна церковь – во имя преподобного Александра Свирского, а в 1746-1747 годах вместо деревянных церквей игуменьей Александрой был сооружен каменный Троицкий, храм с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Божией Матери, а также каменная колокольня, в которой разместилась церковь во имя прп. Александра Свирского. По утвержденным в 1764 году штатам Пензенский монастырь был отнесен к третьему классу, и в нем полагалось находиться игумений, казначее и пятнадцати монахиням. В 1770 году монастырские здания пострадали от пожара, в связи, с чем колокольню пришлось перестроить. На рубеже XVIII и XIX веков была перестроена и Троицкая церковь, облик которой затем уже не менялся до XX века. Лишь в 1900 году она была разобрана и на ее месте по проекту архитектора Александра Гавриловича Старжинского построен новый Троицкий храм, выполненный в русском стиле, освящение которого состоялось 18 сентября 1911 года. Рядом в 1858-1859 годах возвели внушительных размеров Духосошественский храм с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и Смоленской иконы Божией Матери и на хорах – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

К 1914 году в монастыре насчитывалось 16 штатных и 37 нештатных монахинь, 44 указных послушницы и 239 временно проживающих на испытании. Следует отметить особый вклад в устроение обители игумений Надежды, которая управляла монастырем с 1837 по 1879 год, то есть более 40 лет, и оставила после себя образцовое хозяйство, а также игумений Рахили, бывшей настоятельницей монастыря с 1883 по 1909 год. Обе они за свои труды на пользу и процветание святой обители были награждены тремя крестами – наперсным от Святейшего Синода и двумя из кабинета Его Императорского Величества. Последней настоятельницей монастыря до революции была игумения Маврикия, в 1910 году награжденная наперсным крестом, а в советское время – игумения Руфь. После революции монастырь закрыли, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года. Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города. Сначала его закрасили черной краской, потом завесили мешковиной – ничего не помогало. После этого завершение храма сломали, поэтому его и не видно на старой фотографии. Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек – бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет.

В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монастыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиепископа Серафима (Тихонова, +2000) женская обитель в Пензе вновь возродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания. Организовывать монашеский уклад в ней предстояло бывшей настоятельнице Троицкого Сканова женского монастыря игумений Митрофании (Перетягиной).

Владыка Серафим испытывал особую любовь к пензенской обители. Лично наблюдал за ходом ее восстановления, радуясь тому, как здание, где до того размещалось кулинарное училище, всё более и более приобретает первоначальные черты бывшего здесь до революции Духосошественского храма.

6 января 1994 года в нем состоялось первое после долгого перерыва богослужение.

3 октября 1999 года монастырь принимал в своих стенах дорогого гостя – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибывшего в Пензу на торжества, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии.

8 ноября 1999 года владыка Серафим освятил левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года уже новый управляющий Пензенской епархией архиепископ Филарет – его главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. 26 мая 2005 года настоятельница монастыря игумения Митрофания за свои труды по возрождению обители и по случаю 15-летия несения ею игуменского послушания была награждена крестом с украшениями. Такова краткая история монастыря. Сейчас в нем проживают 30 насельниц. В основном это люди преклонных лет, но есть и молодые. Современному человеку непонятен тот подвиг иноческой жизни, который добровольно налагают на себя отдельные христиане, удаляясь от мира. Ведь вступая на новый путь, человек оставляет за воротами монастыря всё то, к чему он привык. Теперь вся его жизнь будет подчинена лишь одной цели, к которой, в общем-то, должен стремиться и любой христианин, – духовному совершенствованию, достигаемому неукоснительным соблюдением заповедей Господних.

Но в миру, погрязшем в грехах, сделать это чрезвычайно трудно, поскольку приходится постоянно вести борьбу со своими страстями, растлевающими душу, главные из которых – услаждение тела, сребролюбие и властолюбие. Именно этим страстям и объявляют войну те, кто вступает на монашеский путь, давая обеты безбрачия, нестяжательности и послушания. И не случайно именно монастыри были на Руси островками истинной православной веры и благочестия, а монахи – маяками, по которым сверяли свой путь люди в стремлении познать истину. Но будет неправильно думать, что цель монаха – отрешиться от всех страстей и благ мирских, чтобы сохранить свою душу в чистоте лишь себе во спасение. Устраниться от всего несущественного и вредного для души, чтобы всецело освободить ее для служения Богу. которое выражается в непрестанных молитвах за своих близких, за свою страну, за весь человеческий род. Вот главное предназначение монаха. И в этом заключается его высокое общественное служение: удалиться от мира – чтобы служить миру, который, может быть, и держится-то еще только по молитвам праведников. Поэтому в жизни любого монастыря молитва всегда на первом месте.

В Троицком монастыре молиться начинают в час ночи. Но не все. Молодым это не по силам. Они молятся с шести часов утра. Заканчивают в половине одиннадцатого. В пять часов – всенощная, вечерняя служба. А в половине девятого – вечернее правило, молитва на сон грядущим. В свободное от молитвы время исполняют разного рода послушания. Пять монахинь постоянно живут в Большой Валяевке, где находится монастырское подворье. Овощи, картошка, молоко, сметана – свои. Но рук не хватает. Особенно в монастыре. Привести в надлежащий вид всю его территорию самим насельницам не под силу, хотя и здесь есть свой «райский уголок», где до самых морозов благоухают розы.

Монастырь нуждается в постоянной помощи, в материальной поддержке, в спонсорах, которых, увы, пока нет. А тут еще предстоит восстанавливать Троицкий храм. Только и остается надеяться на помощь Божию, молиться и уповать на то, что пошлет Господь добрых людей, которые не оставят монастырь со своими проблемами наедине. Тем более, что приближается круглая дата – 100-летие освящения Троицкого собора монастыря, до которой остается менее пяти лет. Да и не за горами еще более значительный юбилей – 350-летие Пензы, которое будет отмечаться в 2013 году. Поэтому, появляется не просто надежда, а уверенность, что наши городские и областные власти, а также и сами жители откликнутся на монастырские проблемы, как на свои собственные. И Троицкий собор, расположенный на одной из самых оживленных улиц города, вскоре вновь засияет своей былой красотой.

Кто готов материально поддержать обитель, сообщаем банковские реквизиты монастыря для перечисления средств

ИНН 5836110943 Расчетный счет: 40703810348000005777 Кор.счет: 30101810000000000635 Отделение № 8624 Сбербанка Росии г. Пензы БИК 045655635 «Троицкий женский монастырь»

Россия, г. Пенза, ул. Кирова, 25

Пензенский Троицкий женский монастырь

телефоны для справок: (8412) 52-18-20;

(8412) 52-19-45 (храм)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *