«И простёр Моисей руку свою на море, и гнал Яхве море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше». Библия, Исх., 21, 22
Библейское чудо
Согласно Библии, в XIII веке до нашей эры основоположник религии иудаизма Моисей, сумевший сплотить все израильские племена в единый народ, получил повеление Бога вывести своих соплеменников из Египта. К тому времени израильтяне уже не одно десятилетие находились под властью фараона Рамсеса II, талантливого и жестокого полководца, который отчаянно стремился восстановить былое величие Египта, покорив Азию. С этой целью он вторгся в землю Гесем, находившуюся в дельте Нила, где на протяжении нескольких столетий проживали израильские племена, и на захваченной территории построил города Пифом и Раамсес, ставшие для фараона стратегическим плацдармом в решающем броске на восток.
С этого времени начался красочно описанный в Ветхом Завете длительный период израильского рабства и гонений со стороны египетских властей на многочисленный, но разрозненный народ.
После многочисленных чудес, явленных Моисеем, которые разгневали жестокосердного фараона, и свершившихся «казней египетских» 45 тысяч израильтян со скотом и домашним скарбом покинули Египет. Узнав о бегстве покорённого народа, Рамсес II вместе со своим войском пустился в погоню за израильтянами и настиг их у берега Чермного (Красного) моря. Узнав о приближении преследователей, Моисей с помощью волшебного жезла «рассёк» воды. По обнажившемуся дну израильтяне благополучно перебрались на противоположный берег. Когда колесницы фараона въехали в образовавшийся между бурлящих стен воды проход, Моисей простёр руки — и в мгновенье ока море сомкнулось над головами врагов.
Капризы погоды
На протяжении тысячелетий событие, описанное в Библии, для последователей иудаизма, а позже и для христиан являлось ещё одним доказательством безграничной силы Всевышнего, сотворившего чудо. Однако во второй половине XX века английские учёные-климатологи, обратив внимание на библейское описание ветра, дувшего всю ночь над Красным морем, выдвинули предположение, что повлиять на уровень воды и тем способствовать успешной переправе израильтян мог именно мощный поток воздуха.
Уже в нынешнем столетии учёные Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН, развивая гипотезу английских коллег, заявили, что описанный в Библии переход Моисея мог произойти в районе Суэцкого залива, отделяющего Африку от Синайского полуострова. Именно в этом месте на глубине семи метров находится поперечный риф, который в библейские времена был, скорее всего, на четыре метра выше. Математические расчёты описанной в Ветхом Завете ситуации показали, что в случае совпадения таких природно-климатических явлений, как отлив и ураганный ветер, скорость которого должна быть не менее 35-40 метров в секунду, уровень воды в районе рифа может в течение нескольких часов существенно понизиться. В результате этого появляется реальная возможность осушения рифовой отмели, шириной до четырёх километров, по ней-то и могли пройти израильтяне. Догонявшие их тяжёлые колесницы египтян увязли в илистом дне, после чего мощная возвратная волна прилива обрушилась на них, поглотив непобедимую армию.
Однако подобное стечение обстоятельств, по утверждениям учёных, случается крайне редко, примерно один раз в 50 тысяч лет. И то, что Моисей с соплеменниками оказался именно в это время на берегу моря, можно без преувеличения назвать чудом.
Ошибка историков
Вместе с тем американские учёные Карл Дрюс и Вэйчин Хань, не ставя под сомнение реальность событий, произошедших 33 столетия назад на Ближнем Востоке, считают, что даже очень сильный восточный ветер не в состоянии был осушить столь обширный участок глубоководной акватории. Более того, они выдвинули смелое предположение, что многочисленные исследователи Библии и израильские историки ошиблись, принимая ветхозаветное Чермное море за Красное. В переводе с церковнославянского, как и с английского, Чермное море, или Red Sea, имеет другое название — Море камышей. Так же переводится и древнееврейское название моря, которое преодолели израильтяне, — Ям-Суф. Однако в районе Красного моря камыши никогда не росли.
Исходя из этого, американские учёные предложили научному сообществу обсудить гипотезу о том, что Моисей совершил свой знаменитый переход не через море, а через озеро, которое в ветхозаветные времена находилось около древнего города Танис в восточной части дельты Нила. Ныне это озеро называется Мензала, и его берега изобилуют зарослями камыша.
Тщательный анализ древних карт и археологических данных, а также компьютерное моделирование позволили исследователям утверждать, что подобное чудо с израильским народом могло произойти именно на неглубоком и заросшем камышами озере Мензала, воды которого вполне могли быть разогнаны сильным и продолжительным ветром.
Результаты исследований были опубликованы, вызвав неоднозначную реакцию читателей и целую серию новых, порой самых фантастических вариантов объяснения библейского чуда.
Невероятные гипотезы
Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона.
Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II.
Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве.
Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.
Журнал: Тайны 20-го века №28, июль 2012 года
Рубрика: Миф и реальность
Сергей Кожушко
Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей
2. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРМНОЕ МОРЕ (ГЛ. 14)
а. Стану Чермногоморя (14:1-4)
Исх. 14:1-4. Несколько дней израильтяне шли в юго-восточном направлении, и после того, как они остановились ненадолго в Ефаме, Господь повелел Моисею сказать народу, чтобы вернулся назад и расположился станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном (сравните Чис. 33:7). Это города находились на восток от Раамсеса.
Такое изменение маршрута должно было внушить фараону мысль, что израильтяне заблудились. А поскольку Бог ожесточит сердце фараона (толкование на Исх. 4:21), то он предпримет попытку вновь увести народ в рабство, и вот тогда Бог продемонстрирует свою наводящую ужас силу, подвергнув египтян еще одной казни.
Море названо Чермным в 10:19; 13:18; 15:4,22. «Чермное» (в англ. тексте «Красное море», буквальное его название «Папирусное» или «Тростниковое» море). Несколько соображений говорит о том, что оно лежало еще севернее, чем северная оконечность Суэцкого залива (северо-западного «пальца» Чермного моря между Египтом и Синайским полуостровом): 1. В Суэцком заливе не растет тростник. 2. Северная оконечность Суэцкого залива расположена гораздо южнее Пи-Гахирофа и Мигдола. 3. Место, где разбили лагерь израильтяне, болотистое, чего не скажешь о земле, лежащей на запад от Суэцкого залива. 4. От «моря» израильтяне направились на восток или юго-восток, в пустыню Сур (15:22), которая называлась также пустыней Ефам (Чис. 33:8), расположенную в северо-западной части Синайского полуострова. Представляется, таким образом, возможным, что под «морем», которое Господь осушил для израильтян, подразумевалось озеро Балах (карту «Возможный маршрут исхода»).
б. Преследование народа египтянами (14:5-9)
Исх. 14:5-9. Осознав, что для них означал исход евреев («они больше не будут работать на нас»; сравните 1:14), фараон и его военачальники вознамерились помешать бегству народа. Хотя израильтян-мужчин насчитывалось более 600тысяч, фараона, по-видимому, подогревали их кажущаяся нерешительность и мысль о превосходстве собственного военного мастерства и доблести.
По всей вероятности, фараону тотчас сообщили об уходе израильтян из Раамсеса — в 15-ый день месяца. И то, что немедленной реакции с его стороны не последовало, несомненно объясняется тем, что египтяне были тогда заняты похоронами и оплакиванием своих мертвецов (сравните Чис. 33:3-4), а также и тем, что Моисей постоянно говорил об уходе в пустыню «натри дня пути» (Исх. 3:18; 5:3; 8:27). Позднее, осознав, что израильтяне не на время, а совсем ушли, фараон взял шестьсот колесниц… начальников над всеми ими и все войска свои, и они настигли израильтян у Пи-Гахирофа.
в. Вопли и ропот народа и вера Моисея (14:10-14)
Исх. 14:10-14. Когда фараон и его войско приблизились, страх поразил израильтян. Они оказались в ловушке: перед ними было Чермное море, а за спиной у них — свирепый враг. В моменты, когда им угрожало насилие или сковывал страх, реакция израильтян, как мы видим это из всей книги Исхода, была, в основном, одной и той же (сравните 5:21). Хотя они и принимались вопить к Господу, в то, что Он может помочь им, они по-настоящему не верили.
И в данном случае, быстро позабыв о своем прошлом опыте, они с горечью стали упрекать Моисея, что обманул их, приведя умирать в пустыню… Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас; мы будем работать на Египтян. Моисей, понимая, что страх лишает их памяти и вызывает озлобление против него, попытался вернуть им уверенность в том, что Господь спасет их, сразившись за них (сравните 15:3; Неем. 4:20), пусть же они не теряют спокойствия. Разве не удивительно, что Божий народ в величайший момент своего освобождения был исполнен недоверия и страха!
г. «Разделение» Чермного моря (14:15-22)
Исх. 14:15-18. Бог сказал Моисею, что чудесным образом переведет народ через море. Моисею лишь нужно было поднять свой жезл и простереть руку над морем: вода расступится, и дно моря сделается сушей. Колесничии же фараона по глупости станут преследовать израильтян в море. И там Бог, как и в случае десяти казней, продемонстрирует Свою силу и славу, уничтожив египетскую армию. И узнают Египтяне, сказал Бог, что Я Господь.
Исх. 14:19-22. Тогда Ангел Божий (возможно, здесь имела место теофания, т. е. явление Бога в образе Ангела — сравните толкование на Быт. 16:9 — либо это был Ангел-посланник) передвинулся и пошел не впереди израильтян, а позади них, чтобы защитить их от наступавших египтян. Из того, кто вел их, Ангел превратился в того, кто охранял их! На протяжении всей той ночи столп облачный, который тоже переместился в конец стана, чтобы быть между уходившими и их преследователями, навел такую темноту, что наступление египетского войска сделалось невозможным.
В ту ночь Бог совершил и еще одно чудо: Он разделил море (сравните Пс. 73:13) действием сильного восточного ветра и осушил морское дно (сравните Псалмы 65:6; 105:9). Море было достаточно глубоким (сравните Исх. 15:5), чтобы позднее поглотить египтян (14:28). Пока из-за сильнейшего ветра дно моря оставалось сухим, а само море — «разделенным», израильтяне перешли его (сравните стих 16; Пс. 77:13). Образовавшийся «коридор» мог быть достаточно широким, чтобы по нему могли пройти 2 миллиона людей с их стадами и табунами. Воистину чудесный ветер!
Освобождение Богом израильского народа из Египта свидетельствует о милости Того, Кто освобождает Свой народ из любого рабства. Явив свое безмерное могущество, освободил Он Израиля.
д. Уничтожение египетского войска (14:23-31)
Исх. 14:23-28. В то время, как египтяне преследовали израильтян по сухому дну моря, — было это в утреннюю стражу, т. е. где-то между 3 часами пополуночи и рассветом — Господь замедлил продвижение египтян и поразил их паническим страхом. Согласно Пс. 76:16-19, Бог произвел бурю, молнии, гром и землетрясение. Возможно, от дождя быстро намокло дно моря, из-за чего колеса стали скользить и увязать.
Кроме того, пугающе шумел ветер и в ярости гнал волны друг на друга. Египтяне теперь думали лишь о том, как спастись, сознавая, что Бог евреев (Господь) боролся на стороне Израиля (Исх. 14:14). На рассвете воды моря опять сомкнулись, и египтяне погрузились в пучину морскую. Вода, подобно рушащимся стенам, накрыла египтян, и не осталось ни одного из них.
Исх. 14:29-31. Свой народ Бог провел по суше, тогда как Египтян утопил в море; тела их, плававшие близ берега, служили мрачным напоминанием о наводящей ужас силе Бога, вершащего суд. В результате израильтяне убоялась… Господа и одновременно прониклись доверием к Нему. Людям свойственно переходить от доверия к жалобам, колебаться между верой и неверием (4:31; 5:21; 14:10-12,31; 15:24; 16:2-4; 17:2-3).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Правительство Египта переместило шестую и последнюю колесницу знаменитого фараона Тутанхамона в Большой Египетский музей неподалеку от пирамид в Гизе.
Об этом сообщает издание Independent.
«Бесценный артефакт, который в субботу пронесли через Каир в сопровождении военной полиции, был перенесен из Египетского национального военного музея до конечного местонахождения в Большом Египетском музее», — говорится в сообщении.
Как отмечается, колесница была главной особенностью Военного музея уже более 30 лет.
В новом музее экспозиция о фараоне Тутанхамоне занимает около 7 тысяч кв.м.
На Филиппинах нашли каменные орудия, которым 700 тысяч лет
Как известно, Тутанхамон — древнеегипетский фараон XVIII династии (правил в 1333 — 1324 до н. е.). При нем были отменены реформы Эхнатона, что внесло фараона, правление которого долгое время считали малозначимым, в число важнейших деятелей древнеегипетской истории. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию его гробницы, единственной почти не разграбленной египетской царской усыпальницы.
Открытие в 1922 году Говардом Картером почти неповрежденной гробницы Тутанхамона имело огромный резонанс в прессе и возобновило публичный интерес к истории Древнего Египта.
Уход сынов Израилевых из Египта (который поистине стал рождением иудейской Церкви) стал еще более памятным благодаря сотворенным сразу же после него чудесам. Обратите внимание на события, описанные в данной главе, суть которых сводится к свидетельству, приведенному в ключевом к данным событиям стихе: «…перешли они Чермное море, как по суше,— на что покусившись, Египтяне потонули» (Евр 11:29). И сделали они сие действительно верою, что подразумевает духовный смысл и нечто, служащее в данном событии прообразом.
Здесь описываются (I) чрезвычайные страдания и опасность для израильтян у берегов Чермного моря.
1. Моисей был уведомлен об этом заранее (ст. 1-4).
2. Причиной сего послужило неистовое преследование их со стороны фараона (ст. 5-9).
3.Вследствие чего Израиля объял сильный страх (ст. 10-12).
4. Моисей старается утешить народ (ст. 13,14).
(II) Чудесное избавление народа из стесненных обстоятельств, совершенное Богом.
1. Моисей получает указания относительно такового (ст. 15-18).
2. Между станом Израилевым и станом фараоновым установлено непреодолимое препятствие (ст. 19,20).
и могилой, в которой все они были погребены (ст. 26-28).
(III) Впечатление, произведенное на израильтян (ст. 30-31).
Стихи 1-9. Здесь приводятся:
I. Наставления, данные Моисею относительно передвижения и стоянок Израиля, которые были настолько неожиданными, что, если бы Моисей не получил заранее четких указаний о них, вряд ли бы ему удалось убедить народ следовать за столпом облачными огненным. И поэтому, чтобы в дальнейшем не было ни сомнений, ни разочарований, Моисею сказано заранее (1) куда надлежит идти (ст. 1,2). Люди добрались до края пустыни (Исх 13:20), и еще один-два перехода привели бы их к Хориву к определенному Богом месту служения; но вместо того чтобы идти вперед, народу приказано отклониться резко вправо от Ханаана и передвигаться по направлению к Чермному морю. Там, где люди находились, в Ефаме, на их пути не было моря, которое воспрепятствовало бы переходу, но Бог Сам направляет их к затруднениям, дабы иметь возможность убедить их в том, что, когда сие служит Его целям, Он обязательно выведет из этих затруднений. Следует заметить, что подчас Бог воздвигает трудности на пути спасения Своего народа, дабы Ему прославиться в покорении таковых и помощи Своему народу в их преодолении.
(2) Какой замысел Бог вложил в эти странные приказы. Моисей безоговорочно покорился бы Господу, если бы Он и не приводил никаких обоснований; но утаит ли Бог от Моисея, что хочет делать? Нет, Моисей узнает,
что фараон замыслил погубить Израиля (ст. 3) и что поэтому Бог замыслил погубить фараона, и дабы привести сие в исполнение, предпринял эти меры (ст. 4). Фараонова проницательность подсказала ему, что Израиль заблудился в пустыне, а посему станет для него легкой добычей; и, чтобы у него было еще больше оснований так думать, Бог приказывает израильтянам сильнее запутать свой путь. Кроме того, уведя людей так далеко с их дороги, Бог еще больше изумляет фараона и дает тому еще один повод предположить, что израильтяне пребывают в состоянии замешательства и в опасности. И так (говорит Господь) покажу славу Мою на фараоне. Отметьте, во-первых, все люди были созданы ради славы своего Создателя, и на тех, кто не прославит Его, Он покажет славу Свою. Во-вторых, то, что, кажется, способно погубить Церковь, часто оборачивается на погибель врагов Церкви, чью гордость и злобу питает провидение, дабы сии созрели для истребления.
II. Преследование Израиля фараоном, вовремя которого, по мере усиления злобы и мстительности у фараона, последний способствует исполнению Божьей воли в отношении себя самого. И возвещено было ему, что народ бежал (ст. 5). Фараон пребывал в таком страхе, когда позволил израильтянам уйти, что, когда испуг немного прошел, он либо забыл, либо не захотел признать, что они ушли с его согласия, а посему пожелал, чтобы сие было представлено ему как бунт против зависимости. Таким вот образом то, что можно легко оправдать, с такой же легкостью осуждается, если придать ему оттенки лжи. Итак, вследствие этого:
1. Фараон с сожалением размышляет о том, что попустительствовал уходу израильтян. Он и его слуги, хотя разрешение на уход израильтян было дано на самом веском основании в мире, теперь злились на самих себя за это: что это мы сделали?
(1) Им досаждало то, что Израиль обрел свободу и что они потеряли прибыль от его трудов и наслаждение, которое испытывали, наказывая его. Для гордых гонителей это пища и питье попирать святых Всевышнего и говорить их душам: «Пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»; а посему им досаждает то, что у них связаны руки. Следует заметить, что свобода Божьего народа тяжкая печаль для его врагов (Есф 5:12,13; Деян 5:17,33).
(2) Досаду египтян усугубляло то, что они сами дали согласие отпустить Израиля, думая теперь, что могли бы воспрепятствовать сему и что им не было нужды уступать, хотя они и так держались до последнего. Таким образом Бог делает людскую зависть и гнев на Его народ мукой для самих гневающихся и завидующих (Пс 111:10). Египтяне хорошо поступили, позволив Израилю уйти, они бы с удовольствием размышляли об этом, если бы отпустили его, руководствуясь честными принципами. Но сделав сие по принуждению, они называли себя за это сборищем безумцев и страстно желали, чтобы все стало как прежде. Следует заметить, что среди людей весьма распространенными, а также весьма нелепыми и преступными бывают сожаления о добрых деяниях. Люди раскаиваются в своей справедливости и милосердии, и даже в собственном покаянии. Пример подобному находим в Иер 34:10,11.
2. Фараон принимает решение либо победить, по возможности, израильтян, либо отомстить им; с этой целью он призывает армию, собирает всю свою конницу (ст. 17,18), колесницы и всадников (надо полагать, пехоту он с собою не брал, ибо дело царя требовало поспешности), и так он не сомневается поработить израильтян вновь (ст. 6,7).Легко представить, в каком гневе пребывал теперь фараон, рыча, подобно льву, упустившему добычу, как огорчилось его гордое сердце от публичного оскорбления, как его распирало от негодования с презрением к тому, что был сбит с толку, охваченный жаждой мщения, как будто бы не было всех этих казней. Он просто забыл о скорбных похоронах своего первенца и не мог думать ни о чем, кроме того, как выместить на Израиле свои обиды. Сейчас он готов померяться силами с Самим Господом, ибо как же иначе ему одолеть народ, который так дорог Богу? Господь допустил, чтобы сии страсти возгорелись в сердце фараона, которое Он ожесточил. Сказано, что сыны Израилевы шли под рукою высокою (ст. 8), то есть с великой храбростью и отвагой, торжествуя своему освобождению, полные решимости прорваться через все трудности, лежащие на их пути. Но погнались за ними Египтяне (ст. 9), преследуя их. Следует заметить: кто со всей серьезностью обращает лицо к небу и желает вести благочестивую жизнь во Христе Иисусе, тот не должен удивляться, если на него нацелены сатанинские искушения и ужасы. Сатана никого не отпустит со своей службы добровольно и не выйдет так, чтобы не сотрясаться при этом от бешенства (Мар 9:26).
Стихи 10-14. Здесь описывается:
I. Страх, охвативший сынов Израилевых, когда те поняли, что за ними гонится фараон (ст. 10). Они хорошо знали о силе и ярости врага и о собственной немощи; в действительности израильтяне были многочисленны, но все пешие, невооруженные, недисциплинированные, лишенные покоя долгим рабством и (что было хуже всего) находящиеся в западне своего стана, из-за месторасположения которого им некуда было бежать. С одной стороны был Пи-Гахироф непроходимая гряда отвесных скал, с другой стороны Мигдол и Ваал-Цефон, которые, существует мнение, являлись пограничными крепостями с гарнизонами на египетской границе; впереди было море, позади египтяне: таким образом, был только один путь вверх, откуда и пришло их избавление. Следует заметить, что мы можем пребывать на пути служения, следуя за Господом и спеша к небу, и тем не менее испытывать весьма великие затруднения, быть отовсюду притесняемыми (2Кор 4:8). Не удивительно, что в таких стесненных обстоятельствах сыны Израилевы очень испугались, как и их отец Иаков в подобной ситуации (Быт 32:7);
если снаружи нападение, то внутри страхи, и никак не иначе. Итак, что же стало плодом этого страха? Судя по всему, страх мог быть благом или злом.
1. Одни воззвали к Господу, страх настроил их на молитву, и сие стало благим следствием страха. Бог приводит нас к стесненным обстоятельствам, чтобы побудить нас преклонить колени.
2. Иные возопили на Моисея, страх настроил их на ропот (ст. 11,12). Они считали себя погибшими, как будто рука Божья внезапно укоротилась, и сегодня Он уже не способен творить чудеса, как творил их вчера; они отчаялись обрести избавление и могут рассчитывать лишь на то, чтобы умирать в пустыне. Каким непростительным было их недоверие! Разве они не видели, как их ведет и защищает столп с небес? И разве может всемогущая сила подвести их или безмерная благость солгать им? Тем не менее это было не самым худшим; они ругаются с Моисеем за то, что тот вывел их из Египта, и, ругаясь с ним, бросают вызов Самому Богу, возбуждая гнев Того, чья милость была единственной помощью, к которой они могли прибегнуть. Подобно тому как и египтяне злились на самих себя за самый лучший поступок из всех совершенных ими, так и израильтяне злились на Бога за величайшее благо, когда-либо им оказанное. Так вопиюща глупость неверия! Здесь израильтяне выражают (1) постыдное презрение к свободе, предпочитая таковой рабство лишь потому, что столкнулись с некоторыми трудностями. Благородный дух сказал бы: «На худой конец, как говорится, лучше погибнуть на поле чести, чем жить в оковах рабства». Более того, под руководством Господа они просто не могли потерпеть неудачу и поэтому вправе были сказать: «Лучше вольными людьми Божьими жить на просторах пустыни, чем рабами египтян в дыму печей для обжига кирпичей». Но из-за того что в данное время израильтяне пребывают в некотором замешательстве, они гневаются, что их не оставили погребенными заживо в доме рабства.
(2) Черную неблагодарность по отношению к Моисею, ставшему верным орудием их избавления. Его обвиняли, что он обходился с народом сурово и жестоко, тогда как его дела явно свидетельствовали: что бы он ни делал и к чему бы сие ни приводило, все исходило от Бога и замышлялось народу во благо. То, что Моисею сказали во время предыдущего волнения (когда не послушали его по малодушию), повторили и оправдали сейчас: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас…» И хотя сказано несправедливо, тогда сие было более простительно, потому что израильтяне не имели еще того опыта, что имели сейчас, чудесных явлений Всевышнего ради них. Но они забыли чудеса милости так же быстро, как египтяне забыли чудеса гнева, и в конечном счете, так же, как и египтяне, ожесточили свои сердца себе на погибель; подобно тому как Египет после десяти казней, так и Израиль после десяти недовольств (Числ 14:22), из которых сие стало первым, был приговорен к смерти в пустыне.
II. Своевременное ободрение народа Моисеем в этих стесненных обстоятельствах (ст. 13,14). Он отвечал этим неразумным не по глупости их. Бог терпеливо отнесся к недовольству людей и не поступил по заблуждениям их (что был вправе сделать), не навел на них то, чего они боялись. Поэтому Моисей смог позволить себе пропустить мимо ушей их дерзкие оскорбления в свой адрес. Вместо того чтобы бранить людей, он утешает их и с достойным восхищения самообладанием и спокойствием, не устрашившись ни угроз Египта, ни трепета Израиля, утихомиривает ропот народа, заверив его в скором и полном избавлении: не бойтесь. Следует заметить: когда мы не в состоянии выбраться из бед, наш долг и интерес подняться над своими страхами, дабы те лишь послужили оживлению молитв и усердия, а не заставили молчать нашу веру и надежду.
1. Моисей заверяет израильтян, что Бог пожелал избавить их и взялся за их избавление, которое будет достигнуто полным крахом преследователей народа: Господь будет поборать за вас. Моисей сам был уверен в этом и желал, чтобы и народ был уверен, хотя тогда еще не знал, каким именно образом сие свершится. Господь заверил Моисея, что фараон и его войско потерпят поражение, и Моисей утешает народ теми же утешениями, какими сам был утешен.
2. Моисей увещевает народ предоставить сие в руки Господа, в безмолвии ожидая события: «стойте и не вздумайте спасать себя сами борьбой ли, бегством ли; ждите приказов от Бога и исполняйте их. Не замышляйте, что предпринять, но следуйте за своим вождем; ждите явлений Господа, принимайте их во внимание, ибо видите, как вы неразумны, когда не доверяете таковым. Успокаивайте себя в полном доверии Господу мирной перспективой великого спасения, которое Бог собирается теперь совершить для вас. Будьте спокойны, ибо все, что вам нужно, это воскликнуть против врага (ИНав 6:15). Дело будет сделано без какого-либо содействия с вашей стороны». Отметьте:
(1) если Бог Сам приводит Свой народ в затруднительное положение, Он Сам откроет и путь, выводящий его оттуда.
(2) Во времена больших трудностей и больших ожиданий мы поступаем мудро, если сохраняем дух спокойным, молчаливым и уравновешенным, ибо тогда пребываем в наилучшей форме как для выполнения своей собственной работы, так и для смотрения на действование Божие. Сила их — сидеть спокойно (Ис 30:7), ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна, и угрозы его тщетны.
Стихи 15-20. В этих стихах приводится:
I. Указание, данное вождю Израиля.
1. Что он должен делать сам. Он должен на данный момент оставить моления и приняться за дело: «Что ты вопиешь ко Мне?» (ст. 15). Моисей, хотя и был уверен, что нынешние невзгоды будут иметь благополучный исход, тем не менее молитвой не пренебрегал. Мы не видим ни слова молитвы, произнесенной Моисеем, однако он возносил к Господу свое сердце, язык которого Господь прекрасно понимал и брал во внимание. Безмолвные молитвы веры Моисея были для Бога более убедительными, чем громкие вопли Израиля от страха (ст. 10). Следует заметить:
(1) молитва, если она правильная, это взывание к Господу, подразумевающее, что она является языком как обычного, так и настоятельного желания.
(2) Чтобы оживить его усердие. У Моисея были, кроме молитвы, другие обязанности; ему предстояло командовать воинством Израилевым, и теперь требовалось, чтобы он занял свой пост. Все хорошо в свое время.
2. Что он должен приказать Израилю делать. Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли… Существует мнение, что Моисей молился не столько об избавлении народа (в котором он был уверен), сколько о прощении людей за ропот, а то, что Господь приказал им идти вперед, подразумевало сие прощение. Никакого продвижения вперед с утешением не будет без чувства нашего примирения с Богом. Моисей повелел народу стоять и ждать приказаний от Господа. Теперь сии приказания даны. Люди думали, что, должно быть, их направят или направо, или налево. «Нет, говорит Господь, скажи им, чтобы шли вперед, прямо к берегу моря», как если бы там была флотилия кораблей, готовых принять людей на борт. Следует заметить, что, когда мы пребываем на пути служения, даже сталкиваясь с трудностями, нам необходимо идти вперед, а не стоять в немом изумлении; мы должны заниматься своим делом и затем предоставить совершение Господу; мы используем средства и доверяем Ему исход.
3. Каких действий от Бога он мог ожидать. Пусть сыны Израилевы пройдут как можно дальше по суше, а затем Господь разделит море и откроет для них проход сквозь него (ст. 16-18). Господь замышляет не только избавить израильтян, но и погубить египтян, и образ действий соответствует намерениям.
(1) Бог явит милость Израилю: воды разделятся, чтобы народ мог пройти сквозь них (ст. 16). Та же сила могла бы и заморозить воду, чтобы пройти по ней; однако безмерная мудрость предпочитает разделить воды, дабы пройти сквозь, ибо всегда выбирается самый смиряющий путь спасения. Поэтому, с ссылкой на эти события, сказано: Который вел их чрез бездны, как коня по степи, чтобы таким образом сделать Себе славное имя (Ис 63:13,14).
(2) Бог покажет славу Свою на фараоне. Если должное почтение не оказано Великому Господину, благодаря которому и от которого мы обретаем жизнь и утешение, Он взыщет и вернет Себе должное. Бог не проиграет никакому человеку. С этой целью звучит угроза: Я же ожесточу сердце фараона (ст. 17). Данный речевой оборот означает: «Я, Кому позволено сделать это» таков язык верховной власти Господа. Мы не можем ни способствовать ожесточению сердца кого-либо из людей, ни удерживать что-либо, помогающее его смягчению, но Божья милость во власти Бога: кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. «Я, Кто способен сделать это» таков язык силы Господа; никто, кроме Всемогущего, не способен смягчать сердца (Иов 23:16), равно как и никто другой не способен их ожесточить. «Я, Кто сделает это», ибо говорит на языке Своей справедливости; праведно пред Богом подвергнуть действию Его гнева того, кто долго противился действию Его благодати. Сии слова произнесены с триумфом над этим упрямым и самонадеянным мятежником: «Я же приму действенные меры для смирения его». Он сломает то, что не пожелало согнуться. Подобный речевой оборот встречаем в другом месте Писания: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими (Ис 1:24).
II. Охрана, поставленная над станом Израилевым там, где люди были теперь более всего уязвимы, позади (ст. 19,20). Ангел Божий, чье служение состояло в том, чтобы заботиться о столпе облачном и огненном, перешел из положения перед станом Израилевым, где народ теперь не нуждался в проводнике (риска заблудиться в пути через море не было, равно как и не нужно было иного приказа, кроме как идти вперед), в положение за станом, где люди действительно нуждались в охране (египтяне уже чуть не хватали замыкающих шествие);
таким было разделение между двумя станами. Польза для израильтян заключалась не только в том, что столп служил защитой, но еще и освещал им путь через море, и в то же время столп помешал египтянам, так что те потеряли из виду свою добычу, когда уже были готовы завладеть ею. У Слова и промысла Божьего есть черная и мрачная сторона для греха и грешников, а светлая и приятная для подлинных израильтян. То, что является запахом живительным на жизнь для одних, может стать запахом смертоносным на смерть для других. Сие было не первый раз, когда Тот, кто в начале отделил свет от тьмы (Быт 1:4) и до сих пор образует и то и другое (Ис 45:7), в одно и то же время пожаловал египтянам тьму, а израильтянам свет, пример бесконечного различия, которое будет проведено между наследием святых во свете и абсолютной тьмой, что навеки станет уделом лицемеров. Господь отделит драгоценное от ничтожного.
Стихи 21-31. Здесь повествуется о сотворении того чуда, которое так часто упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете: разделение Чермного моря перед сынами Израилевыми. Сие стало ужасом для хананеев (Иис. Нав 2:9,10), хвалою и триумфом для израильтян (Пс 113:3; 1 5:9; 1 5:13,14). Это было прообразом водного крещения (1Кор 10:1,2). Прохождение Израиля через море было прообразом обращения души (Ис 11:15), а гибель в нем египтян прообразом окончательного истребления всех нераскаявшихся грешников (Отк 20:14). Здесь приводится:
I. Пример всемогущей силы Господа в царстве природы, проявившийся в разделении моря и прохождении между водами. Разделился морской залив на две-три лиги (ст. 21). Моисей прибегнул к установленному знаку простер руку; сие значило, что чудо свершилось в ответ на его молитву, для подтверждения его миссии и ради народа, который он вел. Природным знаком стал сильный восточный ветер, символизировавший, что сие свершилось силой Господа, которому покоряются ветры и моря. Если в Книге Иова есть какой-либо отрывок, имеющий отношение к чуду, совершенному ради избавления Израиля из Египта, то это: силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его (то есть Египта) дерзость (Иов 26:12). Следует заметить, что Бог в силах провести Свой народ через самые большие трудности и проторить путь там, где его не найти. Бог природы не связан ее законами, но, когда Ему угодно, обходится без таковых, и тогда и огонь не горит, и вода не течет.
II. Пример дивного расположения Господа к Своему Израилю. Люди перешли через море на противоположный его берег, ибо не могу согласиться с мнением некоторых о том, что они сделали круг и снова пришли на тот же берег (ст. 22). Они прошли по суше среди моря (ст. 29). И столп облачный слава Господня сопровождала их (Ис 58:8), чтобы египтяне не смогли напасть сзади, воды же были им стеною (упомянуто дважды) по правую и по левую сторону. Моисей и Аарон, вероятно, отважились первыми ступить на эту нехоженую тропу, а затем вслед за ними весь Израиль. И сие шествие по стезе в водах великих сделало не таким устрашающим последующее передвижение народа по пустыне. Тем, кто следовал за Богом через море, не было нужды бояться идти вслед за Ним, куда бы Он ни повел. Сие шествие через море происходило ночью, причем не лунной ночью, ибо прошло семь дней после полнолуния, так что у народа не было света иного, кроме исходившего от столпа облачного и огненного. Сие внушало еще большее благоговение. Куда бы ни повел нас Бог Он будет светить нам; пока мы идем под Его руководством, нам не будет недоставать Его утешений.
Сие свершилось и было записано для воодушевления Божьего народа, дабы он уповал на Господа в самых тяжких испытаниях. Что не под силу свершившему сие? Чего не сделает Он для тех, кто боится и любит Его, если свершил сие ради этих израильтян: ропщущих и неверующих, но тем не менее Своих возлюбленных ради отцов и ради остатка среди них? Мы находим, что святые много позже разделяли радость сего шествия: через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем (Пс 65:6) и понимали значение этого чуда (Пс 76:12,17,20).
III. Пример справедливого и праведного гнева Всевышнего на врагов Своих и Своего народа египтян. Здесь обратите внимание:
(1) как они безумствовали. В пылу преследования египтяне вслед за израильтянами вошли в средину моря (ст. 23). «Почему, подумали они, мы не можем отважиться на то, на что отважились израильтяне?» Раз или два волхвам египетским своими чарами удавалось сделать то, что делал Моисей; фараон вспомнил об этом, но забыл, в каком затруднении они оказались в конечном счете. К своему преимуществу, египтяне располагали колесницами и лошадьми, тогда как израильтяне были пешими. Фараон еще раньше сказал: «Я не знаю Господа», и отсюда очевидно, что действительно не знал, иначе не отважился бы на такое. Никто так не дерзок, как слепые. Ярость против Израиля сделала египтян смелыми и безрассудными, ибо они слишком долго ожесточали собственные сердца; и теперь Бог ожесточил их им на погибель и сокрыл от их глаз то, что служит их миру и безопасности. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть (Прит 1:17), однако египтяне были такими слепыми, что кинулись в силки (Прит 7:23). Следует заметить: грешники навлекают на себя гибель собственной самонадеянностью, которая толкает их прямо в преисподнюю. Они самоубийцы.
(2) В каком волнении и замешательстве пребывали египтяне (ст. 24,25). В течение нескольких часов они передвигались через разделенные воды, не опасаясь и ликуя так же, как и Израиль, и не сомневались, что скоро достигнут цели. Но в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян… и привел в замешательство стан Египтян. Они увидели или услышали нечто из столпа облачного и огненного, и сие повергло их в состояние великого ужаса и внушило предчувствие собственной гибели, прежде чем она их настигла. Теперь было очевидно, что веселье беззаконных кратковременно и что у Бога Свои способы испугать грешников до отчаяния, перед тем как навести на них погибель. Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
Совсем недавно египтяне хвастались и дерзили, как будто бы это был их день, теперь же они встревожены и охвачены ужасом, скованы паническим страхом.
Совсем недавно они были движимы яростью, теперь же передвигались с трудом, на каждом шагу спотыкаясь и увязая; дорога вела в бездну, а сердца мрачнели, колеса отваливались одно за другим, а колесные оси ломались. Таким образом Господь может сдерживать неистовство тех, кто преследует Его народ.
Совсем недавно они нападали на Израиля, как ястреб на трепещущую голубицу, теперь же возопили: «побежим от Израильтян», которые стали для них как горящий светильник среди снопов (Зах 12:6). Теперь Израиль внезапно становится для египтян таким же ужасом, каким те в свое время были для него. Тогда они могли бы оставить Израиля в покое, но не пожелали, теперь они желали бы побежать от лица израильтян, но не могут. Люди не желают внимать убеждению, пока не становится слишком поздно: кто вмешивается в дела народа Божия, тот вмешивается себе во вред; когда Господь придет с десятью тысячами Своих святых вершить суд, сильные напрасно будут искать укрытия от лица Израиля и Царя Израилева под горами и камнями (Отк 6:15). Сравните это повествование с Книгой Иова 27:20 и далее.
(3) Как они все утонули. Как только сыны Израилевы благополучно добрались до берега, Моисею было приказано простереть руку свою на море, и таким образом дать воде сигнал вернуться на место, как и прежде, когда по слову повеления воды стали стеною по правую и по левую сторону (ст. 29). Стоило ему это сделать, как воды тотчас вернулись на место и потопили все воинство египтян (ст. 27,28). Фараон и его слуги, ожесточившие друг друга во грехе, теперь пали вместе, никто не спасся. Древнее предание гласит, что волхвы фараона Ианний и Иамврий погибли вместе с остальными, как и Валаам вместе с мадианитянами, которых вводил в заблуждение (Числ 31:8). Итак:
Бог отомстил египтянам за кровь первенцев, которых те топили; Он воздал им сполна и даже вдвойне: взрослым египтянам за новорожденных израильтян; Господь праведен, и драгоценна кровь Его народа пред очами его (Пс 71:14).
Бог воздал фараону за всю его гордость и надменность по отношению к Моисею, Его посланнику. Фиглярство и насмешки над посланниками Господа приводят к неизбежному краху. Теперь Бог показал славу Свою на фараоне, посмотрел на гордого и смирил его (Иов 40:6). Придите и посмотрите какие произвел Он опустошения, и напишите, но не по воде, а резцом железным на камне на вечное время: здесь лежит тот кровавый тиран, который дерзнул противостать своему Создателю, Его требованиям, угрозам и судам, мятежник пред Господом и раб собственных диких страстей, абсолютно безразличный к гуманности, добродетели и подлинной чести; здесь он лежит, погребенный на глубине, вечный памятник Божьему правосудию. Здесь он отправился в бездну, хотя и наводил ужас на сильных на земле живых. Это фараон и все множество народа его (Иез 31:18).
IV. Повествуется о том, как израильтяне отреагировали на это дивное дело, совершенное Богом для них, и какие благоприятные впечатления оно произвело на них в данный момент.
1. Они увидели египтян мертвыми на песке (ст. 30). Провидение распорядилось таким образом, что следующая же волна выбросила мертвые тела (1) к еще большему бесчестью египтян. Теперь звери и хищные птицы скликались пожрать… трупы сильных, трупы тысяченачальников (Отк 19:17,18). Египтяне проявляли особую педантичность и тщательность в отношении бальзамирования и сохранения тел своих великих людей, но здесь на всю знать Египта излито полное бесчестие; вот, они лежат груда на груде, навозом на поверхности земли.
(2) К еще большему ликованию израильтян, дабы сие избавление произвело на них еще большее действие, ибо око волнует душу. И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня (Ис 66:24). Вероятно, они раздели убитых и, имея в запасе взятые ранее у соседей драгоценности, которые (египтяне, пустившись в такое враждебное преследование, утратили доверие израильтян) они с этого времени уже не обязаны были отдавать, теперь забрали у них оружие, которого, существует мнение, у израильтян прежде не было. Таким образом, когда Бог сокрушил голову левиафана, Он отдал его в пищу людям пустыни (Пс 73:14).
2. Зрелище сего великого дела оказало весьма сильное влияние на израильтян, и теперь убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его (ст. 31). Теперь люди стыдились своего неверия и ропота и, пребывая в добром расположении духа, были настроены никогда более не отчаиваться в помощи с неба, даже в самых тяжких испытаниях, никогда более не ругаться с Моисеем и не говорить о возвращении в Египет. Теперь они крестились в Моисея в море (1Кор 10:2). Сие великое дело, которое Бог совершил для них служением Моисея, обязывало израильтян успешно выполнять его указания под руководством Бога. Сие утвердило их веру в обетования, которым еще предстояло исполниться; и, будучи с таким триумфом выведены из Египта, израильтяне не сомневались, что скоро окажутся в Ханаане, если доверились такому Богу и имеют такого посредника между Ним и собою. О, если бы они сохранили такое расположение духа, как сейчас! Ощутимые милости, когда они свежи, производят ощутимые впечатления, но у многих эти впечатления вскоре стираются: пока они видят Божьи дела и ощущают их пользу, то боятся Всевышнего и уповают на Него, но вскоре забывают Его дела и затем пренебрегают Господом. Как полезно было бы нам всегда оставаться в таком благом расположении духа, как с нами случается подчас!