Перед входом в церковь

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо).

На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов — настоятель Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главный редактор портала Богослов.ru.

У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

На заставке фрагмент фото Санкт-Петербургской Духовной академии/Flickr/СС BY 2.0

Обычай осенять себя крестным знамением перед началом всякого дела вошёл в практику христиан ещё в апостольские времена. Один из раннехристианских писателей, Тертуллиан, в своём трактате «О венце воина» пишет, что христианам подобает креститься при самых разных обстоятельствах: ложась спасть, принимая пищу, начиная какое-либо дело, а также при входе или выходе из дома.

Это же правило относится и к посещению храма как «дома Божия». Ведь именно в храме совершается главное Таинство — Евхаристия, и присутствие здесь требует от человека особой сосредоточенности и благоговения. Потому, входя в храм, и выходя из него, православные христиане обычно трижды совершают крестное знамение и делают три поклона.

Древняя практика предусматривала в этом случае земные поклоны, однако сейчас она осталась лишь в монастырях, в обычных храмах принято совершать лишь поясные. Совершать крестное знамение можно и один раз, но священники рекомендуют по традиции делать это трижды, так как троекратное осенение символизирует Святую Троицу. Также, крестясь, следует мысленно произнести молитву – например, «молитву мытаря» из Евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти мя, грешнаго. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».

Православный храм — это Дом Божий, место встречи человека с Богом, «небо на земле». Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию.

Все церковное здание делится на алтарь, храмовый зал и притвор. Алтарь отгорожен от храмового зала иконостасом. В алтарь ведут царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священника и то лишь через северные или южные двери. Через царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея — возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон — центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею подниматься не разрешается.

Перед тем, как войти в храм, необходимо трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном), со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (также делается и при выходе из храма). Осенять себя крестным знамением нужно следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются так, чтобы концы их были сложены ровно — в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутые к ладони пальца означают веру в то, что Сын Божий Иисус Христос имеет два естества (две природы): божественную и человеческую, Он есть Бог и человек.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, вновь трижды перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном). Также – и выходя из храма.

Одеваться для посещения храма необходимо пристойно и опрятно, что и подобает этому святому месту. Подбирать одежду нужно таким образом, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Например, мужчинам не разрешается приходить в храм в шортах и майках, а женщинам — в мини-юбках, брюках, платьях с декольте и т. п. Нужно различать, куда Вы идёте: на пляж, в театр, в спортзал или храм, который является местом особого присутствия Божия, или как ещё часто говорится, что это Дом Божий. Поэтому, нельзя не думать о своём внешнем виде. Поясним на таком примере. Вы готовитесь к встрече с человеком, от которого зависит Ваша жизнь. Подумаете Вы тогда, в какой одежде прийти к нему на встречу? Обязательно! И, конечно, эта встреча не может быть «мимоходом», раз она судьбоносна! А каждая встреча с Богом является для нас крайне важной! Как же не позаботиться о своём внешнем виде?!

Хорошо, когда женщина входит в храм с не накрашенными губами, в противном случае она не сможет в храме приложиться к святыням и иконам.

Заранее (ещё на пути к храму) необходимо отключить звук мобильных телефонов.

Курить на территории храма не разрешается. Для этого необходимо выйти за церковную ограду.

О церковной свече

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить на подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска и парафина), стремление человека к обожению (горение свечи). Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Господу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь, благоволение, к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Без любви к Богу, без любви к ближнему, как к самому себе, без исполнения заповедей Господних — не нужны наши свечи! Никто не требует их от нас. Бог просит, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его.

Его святым угодникам угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу, чтобы мы подобны им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам Креста Христова.

Если же в нашей душе тьма беспроглядная, если наша жизнь — грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки?! Ровно ничего!

Сердце чистое — вот лучшая жертва Богу! С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,— они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: свечи не спасут нас, если мы сами не заботимся об этом; они не принесут милостей от Бога, если мы не возлюбим Его всей душой.

Не забывайте также, что все наши молитвы, все жертвы Господу Богу не угодны Ему, если мы в своём сердце имеем зло против кого-нибудь или находимся во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живёшь,— то напрасна и жертва твоя Богу».

Преподобный Серафим, великий наш сомолитвенник Господу за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею много особ, усердствующих ко мне и благотворящих монахиням Дивеевского женского монастыря. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться о них. Вот, когда я читаю правило своё, то и поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имён, я не могу повторять их на каждом месте молитвенного правила, где следует, да тогда бы и времени мне недостало на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжёг Тебе я убогий, эти свечи и кандила (то есть лампады)». А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое моё усердие, ни на чём Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшего к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот почему Святая Церковь Божия приняла в обычай возжигать в святых храмах и домах верных христиан свечи и кандила (лампады), пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек, Богу благоугодивших».

Как мы видим, церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.

Свечи за здравие ставят на подсвечники, которые располагаются перед иконами.

Свечи за упокой ставятся на специальном подсвечнике в виде стола (называется «канун»), узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия.

Зажигать свою свечу нужно от свечи, уже стоящей на подсвечнике (от лампады нежелательно), оплавить низ свечи (это делается для устойчивости, ведь когда опаляется нижняя часть свечи, расплавленный воск прочнее удерживает свечу в месте её поставления) и затем поставить в гнездо подсвечника. Если не получилось с первого раза, оплавьте низ ещё раз и снова поставьте в гнездо. Ставя свечу, следует два раза перекреститься, делая поклоны (обычно поясные), поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон. Если все гнезда подсвечника заняты, то нужно положить свечу в специальный ящичек рядом — в этом случае церковнослужители сами зажгут её позже, поставив на освободившееся место. И даже когда в день большого праздника дежурный по храму угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого, не смущайтесь: ваша жертва уже принята Всевидящим Господом.

Некоторых волнует вопрос, можно ли самим потушить чужую догорающую свечу, чтобы поставить свою. Обычно этим занимаются служащие храма, и вам самим делать этого не стоит.

Обязательных правил о том, куда и сколько свечей следует ставить, нет. Покупка свечей — малая жертва Богу, добровольная и необременительная, и дорогая свеча отнюдь не «угоднее Богу», чем маленькая (вспомним хотя бы Евангельскую притчу о жертве вдовицы — Евангелие от Луки, 21-я глава, стихи 1-4). Те, кто регулярно посещают храм, обычно стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе на аналое посреди церкви (в просторечии — «празднику»), к образу Спасителя или Божией Матери и на канун о упокоении усопших. Можно поставить свечку к любой иконе того святого или святых, кого вы особо почитаете, к кому особенно усердно молитвенно обращаетесь. Безусловно, желательно поставить свечу перед особо почитаемой в храме иконой (святыней).

Главное – это все же молитва. После того, как свеча установлена, вы должны помолиться, затем перекреститься и поклониться изображенному на иконе святому.

Не стоит думать, что поставленная перед иконой свеча автоматически исполнит вашу просьбу. Главное, это не зажигание свечи, а искренняя молитва Богу и ваше чистое сердце.

Если храм полон — не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать ее стоящим впереди людям. Свеча — символ пламенной молитвы, но она не должна подменять собой наше живое обращение к Богу в покаянии и смирении!

Иконы

В храмах и в домах есть иконы. На них – изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и священных библейских событий.

Слово «икона» значит «образ».

Воздаём почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Перед иконами творим поклоны и возжигаем свечи.

Иконы напоминают нам о Боге и о Его присутствии.

Если службы нет, то разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестным знамением и дважды поклониться, приложиться к нижней части образа и перекрестившись в третий раз, поклониться.

К иконе, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, прикладываются однократно.

Не принято прикладываться к лику святого.

О совершении поклонов и крестного знамения

Не спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом — поклон. Также не следует допускать беспорядочного и многократного совершения крестного знамения.

Не полагается во время богослужения самочинное падение ниц и произношение громких восклицаний. Евангелие учит скрывать от окружающих своё молитвенное настроение.

Поминальные записки

Церковная поминальная записка — это список имён живых или усопших православных христиан, которых мы желаем помянуть в церковной молитве.

Записки могут быть двух родов: «О здравии» — для молитвенного поминовения живущих на земле, и «О упокоении» — для поминовения тех, кто отошёл в иной мир.

Если над усопшим православным христианином не совершено таинство Отпевания, то это необходимо сделать, а уж затем подавать записки «О упокоении».

В записку «О упокоении» нельзя вписывать имена самоубийц.

Имена вписываются «в столбец» по одному имени на строку.

В записках «О здравии» и «О упокоении» пишутся только имена крещёных православных христиан. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольги, а не Олю), аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся, а пишутся имена, которые были даны при Крещении.

Поминовение, совершаемое 40 богослужебных дней подряд, называется «Сорокоуст». Записки могут подаваться и на больший период времени, в зависимости от вашей возможности внести рекомендуемую сумму пожертвования.

Записки подаются в церковной лавке на прилавок, который именуется «свечной ящик», где на пожертвованные деньги можно также получить свечи, книги и проч.

Деньги, которые мы, подавая записку, передаем сотруднице церковной лавки (свечного ящика), являются не ценой в торговом смысле слова, а нашим пожертвованием храму Божьему. Помните, что если вы не имеете возможность внести в полном объёме рекомендуемую сумму пожертвования (или совсем не можете ничего пожертвовать) за совершение того или иного церковного таинства, за поминальную записку, свечу и т. п., то об этом необходимо сказать сотруднику церковной лавки, и всё это будет предоставлено вам за посильный для вас размер пожертвования или совсем безвозмездно!

О молитвенной тишине в храме

В храме принято знакомых приветствовать легким поклоном, отложив беседы на внебогослужебное время.

Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением разрешается петь только тогда, когда поют все молящиеся в храме (например, «Символ Веры», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю Небесный»).

Зачастую, современному человеку трудно выстоять на ногах всю службу целиком, особенно если нет соответствующего навыка. Разумеется, в случае сильной усталости или плохого самочувствия христианин может позволить себе присесть, выйти на свежий воздух, но есть ряд моментов богослужения, во время которых это делать нежелательно. Например, не принято сидеть и ходить во время важнейших моментов богослужения: чтения Евангелия, на Литургии от пения «Херувимской» песни до «Отче наш», во время Причастия.

Благословение священника

Священнослужители (то есть люди, получившие через таинство Священства благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой) – епископы (архиереи) и священники (иереи) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.

Стоит помнить, что через целование руки священника воздаётся честь Богу, служителем Которого священнослужитель является.

Принимая благословение, следует складывать ладони рук крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя. Креститься перед этим не надо.

Если в обществе находятся несколько священников (епископов), то брать благословение следует у того из них, кто находится на самой высокой иерархической ступени.

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословлять могут только священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений, отличительной чертой которых является крест на груди.

Церковный этикет (формы обращения к духовенству)

1. Обращение к лицам духовного звания в официальной обстановке:

• к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси — Ваше Святейшество;

• к митрополиту или архиепископу — Ваше Высокопреосвященство;

• к епископу — Ваше Преосвященство;

• к архимандритам, игуменам, игумениям и протоиереям (протоиерей — старший священник) — Ваше Высокопреподобие;

• к иеромонахам и иереям — Ваше Преподобие;

• к протодиаконам, иеродиаконам и диаконам — Ваше Боголюбие.

Пример: «Ваше Преосвященство, благословите»или «Ваше Преподобие, благословите», и — подойти под благословение.

Но можно при встрече с носителем духовного сана приветствовать его и лёгким поклоном, не протягивая ему руки для рукопожатия.

2. В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

• Патриарха — Святейший Владыка;

• митрополита, архиепископа и епископа — Владыка;

• священника — Батюшка;

• игумению — Матушка;

• диакона — Отец диакон.

• жену священника (диакона) принято именовать Матушкой.

Священническая иерархия

Три степени священства:

1. Диакон.

2. Священник (синонимы — иерей, пресвитер).

3. Епископ (синоним – архиерей). По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные из епископов называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, т. к. столица называется по-гречески митрополией. Епископы древних столиц, как то: Иерусалима, Константинополя, Рима, Александрии, Антиохии, а с XVI века и русской столицы Москвы, называются патриархами.

Есть понятия: «Белое духовенство» и «Черное духовенство» (т. е. монашествующие).

Дорогие братья и сёстры! Относительно возникающих недоумений и вопросов есть совет: «Когда вам бывает что-то непонятно, старайтесь спрашивать у священников, и тогда не будет нелепых ошибок».

Просмотры (27714)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *